Форум » основной раздел » О канонизации святых » Ответить

О канонизации святых

Николай Михайлович: Канонизация Ивана III, полководца Суворова и хирурга Пирогова невозможна, считают члены Комиссии по канонизации святых 28 января 2013г. Канонизация великого князя Ивана III, полководца Александра Суворова, хирурга Николая Пирогова, несмотря на их выдающийся вклад в государственное управление, военное дело, хирургию, не представляется возможной, сообщил участник конференции Рождественских чтений, посвященной почитанию и прославлению святых, член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Олег Митров. Он добавил, что то же касается великих ученых М.В . Ломоносова, Д. И. Менделеева, И.П. Павлова. В своем докладе священнослужитель поддержал мнение Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия о том, что одной из проблем современного российского общества является чересчур широкая трактовка понятия «святость». Представители общественности регулярно призывают Церковь канонизировать того или иного выдающегося человека (Суворова, Пушкина, Ивана Грозного, Распутина). По мнению епископа Панкратия, все это – показатель нездоровья общества, долг же христиан – держаться здравого смысла. «Настоящее время – это время, призывающее нас к подвигу, но также призывающее нас к трезвенности и к очищению, прежде всего, своей души», — подчеркнул епископ. Одной из центральных тем конференции, прошедшей 25 января в Аванзале Храма Христа Спасителя в Москве, стали критерии канонизации святых в Русской Православной Церкви. www.pravmir.ru

Ответов - 8

Николай Михайлович: Архиерейский Собор утвердил общецерковное прославление прп. Далмата Исетского 5 февраля. ПРАВМИР. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви на заседании 4 февраля утвердил общецерковное прославление преподобного Далмата Исетского, сообщает сайт Московского Патриархата. Как сообщил в своем докладе председатель Синодальной комиссии по канонизации святых епископ Троицкий Панкратий, 30 мая 2012 года Синодальная комиссия рассмотрела вопрос прославления в лике общероссийских святых преподобного Далмата Исетского (1594-1697; прославлен в лике местночтимых святых Курганской епархии в 2004 году). Члены комиссии пришли к единодушному мнению, что для общецерковного прославления есть все основания. За прошедшие годы почитание преподобного Далмата вышло далеко за пределы Курганской епархии. Частицы мощей преподобного Далмата в настоящее время находятся в десятках храмов различных епархий. Вопрос об общецерковном прославлении преподобного Далмата Исетского был включен в повестку дня Архиерейского Собора решением Священного Синода от 26 июля 2012 года (журнал № 75). Справка: Преподобный Далмат (в мире Димитрий Иванович Мокринский) родился в 1594 году в городе Березове. Жил в Тобольске и состоял на государевой службе. Уволившись со службы, он ушел в Невьянский монастырь, где принял постриг с именем Далмат. За свою начитанность и глубокую веру преподобный Далмат пользовался таким уважением братии, что они намеревались поставить его строителем монастыря. Но, не желая этой чести, стремясь к уединению, он тайно покинул Невьянский монастырь, выбрав местом подвига уединенное место — высокий обрывистый холм. Первым жилищем его стала пещера около ключа. Земли, на которых поселился преподобный, принадлежали татарскому мурзе Илигею, который дважды пытался изгнать его из своих владений. Но однажды ночью Илигею во сне явилась Богородица и повелела ему не трогать старца. В 1651 году преподобный Далмат обратился к царю Алексею Михайловичу с челобитной о пожаловании земель монастырю. К этому времени преподобным Далматом с братией были построены деревянная часовня, кельи и ограда, но им суждено было простоять недолго — кочевники разорили монастырь, сожгли постройки, на пепелище была найдена невредимой только икона Успения Пресвятой Богородицы. С тех пор эта икона почитается защитницей и покровительницей Далматовского монастыря. Вскоре вокруг преподобного Далмата собрались сподвижники, и монастырь возродился. В 1659 году по указу царя были установлены границы монастырской вотчины. В 1662-1664 годах обитель вновь подверглась опустошительным набегам кочевников, но была вновь отстроена. Преподобный Далмат пережил тяжелые годины бедствий и испытаний. Несколько раз он был близок к смерти, дважды на его глазах монастырь был уничтожаем до основания и дважды снова возрождался. Преподобный Далмат, не искавший по своему смирению славы, до самой смерти оставался простым иноком, несмотря на то, что был основателем и устроителем монастыря. Однако авторитет преподобного был настолько велик, что его слово при разногласиях было решающим. Он всегда был сторонником строгого соблюдения канонов, и никакие обстоятельства не могли заставить его отступить от них. В таком же духе он наставлял и монастырскую братию. Почил преподобный Далмат 25 июня 1697 года в возрасте 103-х лет и был погребен в монастыре на месте первой часовни, когда-то сожженной кочевниками. Еще при жизни преподобный Далмат изготовил себе гроб, который долгие годы хранился в сарае. На месте захоронения преподобного Далмата была сооружена деревянная часовня, которая стала главной святыней монастыря. В XIX веке в связи со все увеличивающимся числом исцелений, совершавшихся по молитвам преподобному Далмату, стала вестись их запись с освидетельствованием исцеленных. Приведем некоторые примеры. В 1871 году преподобный явился глухонемой девочке по имени Марфа, после чего она заговорила. В 1872 году сразу же после панихиды на могиле преподобного Далмата исцелилась супруга Филиппа Левицкого, два года до этого прикованная болезнью к постели. В 1884 году Мария Потолицына попала в екатеринбургскую больницу с болезнью, которую врач характеризовал как «переходящий ревматизм», не поддающийся лечению. По молитвам к преподобному Далмату и после данного ею обещания отслужить на его могиле панихиду, она совершенно исцелилась, но данное обещание не выполнила. Тогда ей явился старец, указав на неисполненный обет. Придя в монастырь для исполнения обета, она узнала в изображении, бывшем в часовне, явившегося ей старца. Братия монастыря бережно хранила память о преподобном, и его вещи — келейную мантию и клобук, а также шлем и кольчугу, подаренные мурзой Илигеем в знак примирения. Преподобный Далмат почитался в народе покровителем воинов, и перед отправкой в армию молодые люди обычно приходили к его гробнице, надевали на себя кольчугу и шлем. Память прп. Далмата совершается 25 июня/8 июля и 24 июля/6 августа. www.pravmir.ru

Николай Михайлович: В Украине прославлен в лике святых священномученик Павел Житомирский В городе Житомир (Украина) прошли торжества по случаю прославления в лике местночтимых святых священномученика Павла Житомирского (Гордовского,+1919 г.),сообщает портал «Православие.by». Решение о прославлении Павла Гордовского в лике святых было принято на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви от 25 апреля 2013 (журнал № 42). Мощи святого были обретены 15 июля 2013 года. Праздничные торжества прошли в Житомире в воскресенье 25 августа. Перед началом Божественной литургии была совершена заупокойная лития и крестный ход с мощами священномученика Павла от Свято-Иакивливского храма города, где они покоились, в Спасо-Преображенский кафедральный собор. Литургию в сослужении духовенства возглавил митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. Теперь мощи священномученика Павла Житомирского будут постоянно находиться в Спасо-Преображенском городском кафедральном соборе.

Николай Михайлович: Новые канонизации сегодня невозможны? 28 октября, 2013 • Дарья Менделеева В Москве завершилась международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», проводимая общецерковной аспирантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия при участии Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, мемориального научно-просветительского центра «Бутовский полигон» и при поддержке фонда «Русский мир». На конференции прозвучали доклады, посвящённые различным аспектам прославления и почитания новомучеников и исповедников Российских. Мученики и новомученики — в чем отличие? Профессор, протоиерей Владислав Цыпин в своём докладе «Деятельность Синодальной комиссии по канонизации по прославлению сонма новомучеников и богословско-канонические принципы этой работы» коснулся нескольких положений. Созданию комиссии по канонизации предшествовала организация в 1981 году историко-канонической группы. Этой группой была подготовлена канонизация девяти подвижников – святого Димитрия Донского, преподобного Андрея Рублёва, преподобного Максима Грека, святителя Макария Московского, преподобного Паисия Величковского, блаженной Ксении Петербургской, святителя Игнатия, святителя Феофана Затворника и преподобного Амвросия Оптинского. Канонизация этих святых состоялась на юбилейном Соборе 1988 года. Вместе с тем Собор принял решение о создании постоянно действующей комиссии, которая изучала бы материалы для новых канонизаций. Термин «новомученики» появился в конце 1980-х годов. И почти сразу возникла необходимость осмыслить их отличие от мучеников первых веков. Поскольку в древности христиане были вне закона, основанием для казни могла стать одна только принадлежность к христианству. Империя не искала христиан специально, но в случае доноса их либо склоняли к поклонению языческим богам, либо убивали. Понятно, что никакого специального исследования их житий в таких условиях не требовалось. В случае с мучениками XX века дело обстояло иначе. Зачастую им предъявляли обвинения, не связанные непосредственно с верой. В этой ситуации канонизировать их просто по самому факту смерти было бы неправильно. Поэтому протоколы допросов становятся предметом внимательнейшего изучения. Прославлению подлежат лишь те, кто достойно вёл себя на допросах и не подписывал оговоров. Есть проблема фальсификации подписей на протоколах – её отчасти помогает решать графология, Но в случае, если протокол признан ложным, необходимы новые свидетельства о том, что человек вёл себя достойно. Ведь мученик – это не просто жертва, но добровольный свидетель о Христе. Отдельный вопрос заключается в том, подлежат ли прославлению закончившие свою жизнь в расколе. Здесь нужно понять разницу между расколами. Например, одни из них, как беспоповцы, были следствием глубокого заблуждения в богословских вопросах, другие – как обновленцы – возникли вследствие властолюбия. Однако примеры расколов, не повлекших за собой фатального размежевания, Церковь знает – прежде всего, это новоникейцы и староникейцы IV века. Сегодня Церковь почитает и святого Афанасия Великого, и святого Мелетия Антиохийского, которые прославлены оба, несмотря на то, что до конца жизни были канонически разделены. Поэтому комиссия не проявляла ригоризма и различала обновленчество от «непоминающих». Первое оценивается ею как однозначный раскол, обращается внимание на то, что при воссоединении с традиционной Церковью священство, полученное в обновленчестве, не признавалось. То же касается григорианского и самосвятского раскола. Иначе поступала комиссия с расколами правого толка. Ряд групп действительно не признала местоблюстителем и патриархом митрополита Сергия, однако позже, при интронизации патриарха Алексия (Симанского) воссоединились с Русской Православной церковью. Было принято решение не препятствовать канонизации тех «непоминающих», которые признавали местоблюстителем митрополита Петра и в дальнейшем, не поминая как главу Церкви митрополита Сергия, тем не менее, не пытались образовать самостоятельной церковной структуры. Список может уточняться… Особенностям канонизации новомучеников в РПЦЗ был посвящён доклад архиепископа Берлинского Марка «Канонизация святых новомучеников в Русской Зарубежной Церкви». Он, в частности, отметил, что Русская Зарубежная Церковь всегда видела себя частью былого утраченного церковного единства. Поэтому достаточно долго священноначалие пыталось избегать шагов, вносящих слишком большие изменения в церковные уставы. Несмотря на то, что вопрос о прославлении новомучеников поднимался с конца 1930-х годов, решение его всячески тормозили, ссылаясь на невозможность получить согласие всей Церкви. Ситуация меняется в 1964 году, когда после выборов нового предстоятеля РПЦз принимается решение о прославлении св. Иоанна Кронштадтского. Далее последовали прославления 1981 года, когда особо яростные споры завязались вокруг царской семьи: часть прихожан требовала немедленной канонизации царственных страстотерпцев, другая – считала, что они не могут быть канонизированы ни при каких обстоятельствах. Приступая к прославлению, участники событий буквально до последнего момента составляли службы и дискутировали о том, какое место в списках новомучеников будет занимать царская семья. Ещё одной особенностью работы за границей была невозможность доступа к архивам. Решения о прославлении того или иного человека там зачастую принимались на основе публикаций в советских газетах. А потому Зарубежная церковь была готова к тому, что её список прославленных новомучеников будет уточняться. Изначально в него вносились сведения о живших и пострадавших до Декларации митрополита Сергия, так как считалось, что более поздние материалы требуют более пристального изучения. В итоге на сегодняшний день РПЦ и РПЦЗ имеют не только разные списки новомучеников, но и разные дни их памяти. Для урегулирования этого вопроса в будущем РПЦЗ надеется на сотрудничество с Синодальной комиссией по канонизации РПЦ. Судебные дела – не свидетельства святости В своём докладе «Источниковедческая база в процедуре канонизации новомучеников и исповедников Русской Церкви» профессор, протоиерей Владимир Воробьёв выразил уверенность в необходимости формирования новой дисциплины – церковного источниковедения. Актуальным вопросов современности является поиск и оценка материалов о новомучениках. Например, некоторые сведения о них могут храниться у родственниках или в частных архивах. Когда создавалась база новомучеников ПСТГУ, он просил передать ему архивы «Комиссии по реабилитации священников», деятельность которой к тому времени исчерпала себя. Так в руки исследователей попало около 2000 писем от родственников разных лиц. К сожалению, при дальнейшей проверке большинство из них оказалось недостоверными и малоценными документами. Любопытные материалы о новомучениках хранятся также в «Музее современной истории России», где ПСТГУ проводил в прошлом году собственную экспозицию. Колоссальный материал по проблеме дают архивы ФСБ, куда членов Комиссии по канонизации пустили по ходатайству патриарха Алексия. Особенностью архива является то, что он открыт частично; материалы там выдают только родственникам и членам Комиссии. Однако следственные дела, которые выдают, содержат далеко не полную информацию. Помимо них, есть ещё агентурные дела, которые не подлежат выдаче, и лагерные дела – по большей части уничтоженные. Часть материалов из архивов ФСБ сейчас перемещена в Государственный архив Российской Федерации – ГАРФ. Работать там чрезвычайно сложно, так как объём материалов огромен, выносить их нельзя, а копировать позволяют лишь незначительную часть. Кроме того, даже с теми документами, что есть в архиве, ознакомиться удаётся не полностью: выдавая дело, архивист может на своё усмотрение закрыть какие-то его страницы скрепками. Под запрет попадают медицинские справки и любые сведения о здоровье, свидетельства о сотрудничестве со спецслужбами. Без срока давности засекречены и не подлежат выдаче агентурные дела, крайне плохо сохранились дела лагерные. Тем не менее, изучение материалов дел оказывается крайне полезно для установления анкетных данных, фальсифицировать которые власть, как правило, не пыталась. Так становятся известны годы рождения, время и место рукоположения и пострига, места служения. В результате сбора таких сведений в ПСТГУ создана компьютерная база данных о жертвах репрессий, содержащая на сегодня более 25000 персоналий. Следственные дела в архиве весьма различны по качеству: некоторые весьма схематичны, другие могут содержать вещдоки, среди прочего – письма новомучеников. По некоторым делам ясно видно, что они неполны – часть документов изъята, либо потеряна. Весьма меняется в разные периоды и стиль ведения дел, что, в свою очередь, серьёзно влияет на качество свидетельств, которые возможно оттуда почерпнуть. Так, дела 1920-х индивидуальны в оформлении, протоколы в эти годы зачастую частично заполнялись самими заключёнными. В 30-е годы абсолютное большинство протоколов сфабриковано. Следственные действия в эти годы всё больше напоминали отлаженный механизм, документы в котором изготовлялись по типовым вопросникам, которые заранее раздавались на переписку различным сотрудникам органов (чтобы почерки были разные), позднее из заключённого выбивалась подпись под заранее заготовленным протоколом. Сами же следователи делились на составлявших дела «литераторов» и «забойщиков». С течением времени к заключённым всё чаще стали применять разнообразные методы воздействия – от ночных допросов (в сочетании с запретом спать днём) до побоев и пыток, которым подвергались все приговорённые к расстрелам в 1937-1938 годах. По-разному следует расценивать и сообщение на допросах информации о других лицах, что совершенно необязательно является прямым доносом. Нередко часть информации следователи получали из материалов предварительных обысков и от агентов. В таком случае отрицать сам факт переписки или знакомства с определённым лицом бывало иногда бесполезно. В ходе процесса о. Иоанна Крестьянкина в 1950 году выяснилось, например, что он арестован по навету певчих и некоторых клириков, с которыми вместе служил. Причём с доносчиками он встретился лицом к лицу на очных ставках. Учитывая всё вышесказанное, становится понятно, что работа с материалами следственных дел в процессе подготовки материалов для канонизации требует вдумчивого и индивидуального отношения. Исследователь должен уметь различать в материалах дела сфабрикованное и подлинное. Даже сам факт подписи заключённого под признательными показаниями не является достаточным доказательством его вины или свидетельством сотрудничества с органами. Ведь такие подписи могли быть получены самыми разнообразными способами – от подписания чистых листов до пыток. Подозрения в сотрудничестве с органами возникают лишь в случаях, когда подследственному или осуждённому была смягчена мера наказания. Следственные дела не следует игнорировать, они позволяют составить представление о хронологии событий, понять логику высказываний осуждённых на разных допросах. Но судить о виновности или святости того или иного лица по ним невозможно. Процесс канонизации практически остановился Далее в докладе «Практические аспекты работы с материалами по канонизации новомучеников» член Межсоборного присутствия иерей Максим Плякин рассказал о юридических основаниях и основных проблемах дальнейшей работы по канонизации новомучеников. На сегодняшний день основная работа по подготовке материалов к канонизации новомучеников ложится на плечи епархиальных комиссий. Однако сами юридические документы, регламентирующие их работу, на сегодня составлены так, что процесс канонизации практически остановился. Сбор сведений о пострадавших за веру в гонения XX века был в своё время инициирован Определением Священного синода Русской Православной церкви от 25 марта 1991 года. После него Архиерейский собор 1992 года определил создавать в епархиях специальные комиссии. Однако методологические принципы работы комиссий в то время были сформулированы лишь в самых общих чертах. Это привело к тому, что сведения, собранные о канонизированных в 2000 году, были очень пёстрыми – подробными, либо краткими. Уже тогда возникли и первые вопросы. Оказалось, что вполне разумное, на первый взгляд, положение о том, что кандидат на прославление не может быть сотрудником репрессивных органов, осведомителем или лжесвидетелем, доказать весьма сложно. Обратное – то есть конкретные факты сотрудничества с органами — относительно легко устанавливаются по материалам следственных и агентурных дел, однако представить однозначные доказательства обще-отрицательного суждения невозможно просто по законам логики. В светском праве в подобных случаях действует принцип презумпции невиновности. То же положение вещей до 2002-2003 года было и в Синодальной комиссии по канонизации: если в материалах следственных и иных дел не находили упоминаний сотрудничества с органами, соискателя считали невиновным. Однако со временем возобладала иная точка зрения, окончательно закреплённая в «Рекомендациях к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной церкви», принятых Синодом РПЦ 6 октября 2011 года. Правда, на практике принципы, положенные в основу этого документа, применялись и ранее. Согласно этому документу, собранные сведения должны подробно освещать жизнь соискателя на канонизацию во все периоды жизни и однозначно свидетельствовать о том, что он не был сотрудником органов ЧК, НКВД, ОГПУ. Причём ответы архивов о том, что в них не содержится документов о том, что человек был сотрудником вышеперечисленных органов, в этом случае достаточным доказательством не считаются. Таким образом, на сегодняшний день в Комиссии фактически сформировано представление о презумпции виновности соискателей на канонизацию, причём оно распространяется не только на страдальцев 20-50-х годов, но и на жертвы первых лет советской власти. При этом Комиссия руководствуется принципом, что, если сведения, компрометирующие того или иного соискателя на сегодняшний день не обнаружены, они могут быть обнаружены в дальнейшем. Таким образом, члены епархиальных комиссий по канонизации оказываются сегодня в патовой ситуации, когда предоставление документов, которое запрашивает у них комиссия Синодальная, фактически невозможно. На практике это привело к тому, что после 24 декабря 2010 года в Русской Православной церкви не было прославлено ни одного новомученика, помимо двух дел, рассмотренных соответственно в УПЦ МП и РПЦЗ. Теоретически разрешить ситуацию могло бы создание общей и полной базы данных архивов органов госбезопасности всех бывших союзных республик. Однако на сегодняшний день такая работа малореальна, поскольку архивы находятся на территории разных государств. Дело дополнительно осложняется тем, что место хранения документов может быть произвольным: есть дела новомучеников, пострадавших в Московской области, дела которых ныне хранятся во владимирских архивах. Ещё одна сложность связана с применением на практике Определения Священного Синода от 26 июля 2010 года, регламентирующего включение того или иного новомученика в Собор епархиальных святых. В таковой предписано включать новомученика, «основным местом подвига или местом погребения которого является данная епархия». Однако на практике в применении данного документа царит полный хаос. Например, неясно, в Соборную память какой епархии включать святого, если он всю жизнь прожил, учился и служил в одной, но перед расстрелом был выслан в другую. Есть также случаи, когда места служения соискателей с течением времени меняли епархиальную принадлежность. Все подобные случаи также нуждаются в дополнительной систематизации и выработке более полных руководств по применению. Однако самым трагическим моментом можно назвать сложившуюся в стране ситуацию с архивными документами. Сколь подробными ни были бы сведения, собранные в епархиях, всегда есть вопросы, которые требуют дополнительного исследования. Однако сроки секретности документов в архивах ФСБ и МВД истекут во второй половине XXI века. К тому времени уже не останется свидетелей, которые могли бы хоть частично подтвердить или опровергнуть изложенные в них сведения. www.pravmir.ru


Николай Михайлович: Канонизирован афонский старец Порфирий (Байрактарис) 28 ноября. ПРАВМИР. Священный Синод Константинопольской Православной Церкви на заседании 27 ноября рассмотрел вопрос о причислении к лику святых старца Порфирия (Байрактариса), и принял решение о канонизации этого подвижника, сообщает «Седмица.RU» со ссылкой на агентства «Ромфея» и «Амен». Старец Порфирий вместе со старцем Паисием являются самыми почитаемыми духовными наставниками в Греции. Говоря о духовных дарованиях Порфирия, в том числе о даре провидения, старец Паисий сравнивал себя с черно-белым телевизором, а Порфирия — с цветным. Старец Порфирий (в миру Евангелос Байрактарис) родился в 1906 году в селении Айос-Иоаннис на острове Эвбея. Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. В 13 лет он отправился на Афон и был принят в Кавсокаливийский скит, где прожил в качестве послушника 6 лет, получив в рясофоре имя Никита. Из-за серьезной болезни он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители свт. Николая Чудотворца в Ано-Вафеа. В возрасте 20 лет был рукоположен во иерея Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя. В 1940 г. иеромонах Порфирий был назначен настоятелем церкви св. Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония, где ему и предстояло совершать свое пастырское служение, облегчая духовные и телесные страдания людей на протяжении многих лет. После ухода на пенсию в 1973 г. он основал исихастирий Преображения Господня в Милесе. Незадолго до смерти старец Порфирий вернулся на Святую Гору в Кавсокаливийский скит, где начал свой монашеский путь. Скончался старец Порфирий 2 декабря 1991 г.

Ника: Слава Богу! Хорошо, что канонизировали этого старца.

Николай Михайлович: Кто такой старец Порфирий? 2 декабря, 2013г Константинопольская Православная Церковь прославила в лике святых одного из величайших подвижников нашего времени – афонского старца Порфирия (Байрактариса). Преподобного Порфирия особо почитают на Афоне,в Греции,Сербии, Румынии… В России его имя пока известно меньше. “Святая Гора” попыталась в рамках одного материала собрать впечатления людей, которые лично знали отца Порфирия. Митрополит Лимассольский Афанасий (Кипрская Православная Церковь): «Я познакомился с отцом Порфирием в 1983 году на Афоне. С тех пор я видел его неоднократно, также несколько раз говорил по телефону. Много раз он помогал мне своими советами и оказывал духовную поддержку. Неоднократно я сталкивался с его прозорливостью и другими благодатными дарами. Расскажу Вам один случай, который случился когда я был Протоэпистатом Святой Горы Афон. Шёл 1991 год. Меня беспокоил очень важный вопрос, по которому я хотел попросить у него совета. Игумен Ватопеда решил отослать меня во главе группы монахов на Кипр, где мы по благословению Архиепископа Хризостома должны были возродить одну из древних монашеских обителей. Меня очень опечалило это предложение, так как я не хотел покидать Афон. Я позвонил старцу Порфирию. Но трубку поднял один из монахов и сказал, что батюшка находится при смерти и не может говорить. Вдруг я услышал слабый голос Старца. Он пожелал поговорить со мной. Отец Порфирий посоветовал оказать послушание своему духовнику и ехать на Кипр: «Я буду молиться Пресвятой Богородице, чтобы она тебя поддерживала и хранила под Своим Покровом. Прости, что не могу говорить долго. Я умираю». На следующий день Старец отошёл ко Господу. Однажды я беседовал со старцем Паисием. Я спросил его: «Геронда, почему Господь даровал отцу Порфирию столько благодатных даров?» «Думаю, что за чистоту его сердца и безграничное смирение», — отвечал отец Паисий. Старец Порфирий – живое свидетельство присутствия Святого Духа в современном мире. Неисчислимое число людей получили у него помощь. Его святая подвижническая жизнь показала, что великие святые есть и в нашу эпоху». Митрополит Филадельфийский Мелитон (Константинопольская Православная Церковь, член комиссии по канонизации Святых): «Преподобный Порфирий – поистине великий Святой. Это ощущает вся полнота Православной Церкви… Он привёл к покаянию и церковной жизни огромное число людей». Митрополит Лавр (Шкурла) (Первоиерарх РПЦЗ, способствовавший воссоединению Русской Православной Церкви): Владыка навестил преподобного Порфирия в середине 80-х годов. Старец, когда узнал, что он настоятель Св.-Троицкого монастыря в Америке, внезапно внутренними очами увидел эту обитель, всю её «оглядел» и рассказал отцу Лавру, где, что и как устроено; предвидел намечавшуюся в тот год постройку колокольни и трудности, которые предстояли (при копании фундамента наткнулись на подземный источник). Старец Порфирий проникся к владыке Лавру очень теплыми чувствами и даже звонил ему в монастырь. Старец Моисей Святогорец (духовный писатель, иконописец, поэт, специалист по истории Афона): «Старец Порфирий был одним из наиболее значительных людей нашей эпохи и обладал подлинным авторитетом, опытом общения со Святым Духом, будучи одновременно воистину смиренным, цельным и простым, сочетая детское восприятие мира со святостью. Он был глубоким психологом, педагогом и наставником многих, с волнением вспоминавших впоследствии о своих встречах с ним». Старец Паисий Святогорец: «Старца Порфирия я видел два или три раза. Многим он в деталях описывал их дома и деревни, хотя сам там никогда не был. Другим рассказал, где надо бурить скважину, и они в засушливой местности наконец нашли воду. Одному человеку с тремя высшими образованиями старец дал советы как решить все его проблемы и принёс ему огромную пользу, хотя до этого ему не смогли помочь многие духовные отцы. Однажды он проходил мимо места, где велись строительные работы и предупредил бульдозеристов, чтобы они копали осторожно. Он сказал им, что в земле лежит крест и они не должны повредить его. Его слова в точности подтвердились». Архимандрит Василий (Гондикакис) (известный во всём православном мире богослов и духовный писатель, проигумен Иверского монастыря на Святой Горе Афон): «Во многих произведениях современных авторов можно прочитать откровенную нелепицу. К выбору литературы для чтения надо относиться очень осторожно. Я всем настоятельно рекомендую творения афонского старца Порфирия Кавсокаливита. Его книги основаны на огромном личном духовном опыте. В них чувствуется любовь ко всем людям, но при этом даётся трезвая оценка каждому духовному состоянию и содержатся надежные духовные ориентиры». «В Сербии возврат к церковному преданию во многом произошёл благодаря преподобному Иустину Поповичу и его ученникам Амфилохию Радовичу и Афанасию Евтичу. Они часто бывали на Афоне, были знакомы со старцем Паисием и старцем Порфирием, и под их влиянием вернули сербов к православной (византийской) певческой традиции. - Почему из современных авторов вы советуете книги старца Порфирия Кавсокаливита? По двум причинам. Самое главное, он ни в чём не отклоняется от Православного Предания. Кроме того, его язык ясен и близок современным людям. Книги отца Порфирия читают во всех уголках земного шара». Протопресвитер Георгий Металинос (доктор богословия, доктор философских наук, заслуженный профессор, в прошлом декан факультета богословия Афинского университета): «Отец Порфирий открывал мне случаи из моей жизни, о которых знал только я один. Также он объяснял мне, как относиться к своим детям, из которых двое старших уже достигли отроческого возраста. «С твоей старшей дочерью, — говорил геронда , — следует обращаться так-то, а с средним сыном совсем иначе. Твой младший сын еще маленький и у него все в порядке.» Он раскрыл мне характеры моих старших детей. И я почувствовал, что я совершенно их не знаю; было такое впечатление, что не я прожил с ними всю их жизнь, а старец Порфирий». Георгий Арванитис (юрист, в прошлом председатель верховного апеляционного суда Греции): «Основными отличительными чертами старца Порфирия были: его безграничное смирение, совершенная любовь к Богу и ближним, беспрекословное послушание Церкви, безропотное терпение страданий, мудрость, прозорливость, поразительная широта знаний, неисчерпаемая сострадательность и трудолюбие, непрестанная смиренная молитва, православный дух (лишенный фанатизма), глубочайшее благоговение». Георгий Папазахос (врач отца Порфирия, кардиолог, доктор медицинских наук): «У старца было множество недугов: он перенёс инфаркт миокарда, у него почти не действовала печень, он страдал от дуоденальных язв, которые часто кровоточили, у него также был опоясывающий лишай на лице, дерматит на руках, хронический бронхит, и прочее. У отца Порфирия было терпение праведного Иова. Как-то на вопрос, что он чувствует, Старец ответил: «Я чувствую, как будто моя щека лежит на раскалённой сковороде.» Он был совершенно спокоен и его страдания ни в чем внешне не выражались, от него никогда не было слышно даже малейшего стона». Источник: Agionoros.Ru

Николай Михайлович: Старец Паисий Святогорец будет прославлен в ближайшее время в лике Святых В ближайшее время будут прославлены в лике Святых Паисий Святогорец и другие афонские старцы, сообщает сайт "Святая Гора" со ссылкой на авторитетный греческий портал hellas-orthodoxy. Этот же портал несколько месяцев назад со ссылкой на афонские источники первым опубликовал информацию о скорой канонизации старца Порфирия Кавсокаливита. Согласно новой информации со Святой Горы Афон, в течение ближайших дней будет прославлен в лике Святых старец Паисий Святогорец (Эзнепидис). А некоторое время спустя последует канонизация старца Амфилохия (Макриса), архимандрита Софрония (Сахарова) и афонского старца Ефрема Катунакского. Не за горами и прославление почитаемого в православном мире Иосифа Исихаста. Источник: Русская линия

Николай Михайлович: Ослябя, Пересвет и Ярослав Мудрый стали общецерковными святыми Архиерейский собор Русской православной церкви прославил в качестве общецерковных 30 почитаемых ранее в пределах одного региона (епархии) святых, передает РИА Новости. Среди них благоверный князь Ярослав Мудрый и герои Куликовской битвы схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя. «В отношении всех этих святых имеются свидетельства об их достаточно широком почитании, многих — с глубокой древности, — сказал участникам собора глава синодальной комиссии по канонизации епископ Троицкий Панкратий. — Оно выходит за пределы одной епархии». Андрея Ослябя в миру был профессиональным военным. По одной из версий, командовал московской тысячей в сражении прозванном Пьянским побоищем. Сопровождал вместе с другим иноком Троице-Сергиевского монастыря Александром Пересветом великого князя Дмитрия в походе против татар по благословению святого Сергия Радонежского. По преданию оба монаха погибли в Куликовской битве. Пересвет получил смертельное ранение, сразив в поединке перед сражением монгольского богатыря Челубея. Великий князь Киевский Ярослав по прозвищу Мудрый был сыном князя Владимира Святославича — крестителя Руси. Издал первый свод законов «Русскую правду». Освободил Киевскую Русь от набегов печенегов, одержав победу над ними в 1036-м. После смерти Ярослава в 1054 году начался длительный период феодальной раздробленности. На том же соборе, 3 февраля, церковь причислила к лику святых доктора Евгения Боткина, служившего лейб-медиком у императора Николая II и убитого вместе с царской семьей в ночь на 17 июля 1918 года. Он был сыном знаменитого врача и ученого Сергея Боткина, именем которого названа известная столичная больница.



полная версия страницы