Форум » основной раздел » Устав трапезы » Ответить

Устав трапезы

Николай Михайлович: Устав трапезы Ново-Тихвинского женского монастыря www.sestry.ru

Ответов - 10

Николай Михайлович: О ТРАПЕЗЕ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ на портале Петрозаводской и Карельской епархии Существуют правила трапезы, определяемые Церковным уставом - они очень строгие и обычно исполняются в монастырях, а также некоторыми мирянами по благословению духовника. Эти правила можно найти в Православном церковном календаре, ежегодно издаваемом Русской Православной Церковью. Для мирян существует несколько степеней послабления поста - это зависит от возраста человека, его рода занятий, состояния здоровья и многих других факторов. В приведенной ниже таблице приведена примерная схема трапезы в пост. Синим цветом выделено то, что можно вкушать по уставу, зеленым - что можно вкушать мирянам как послабление устава. Масленица: мясо есть нельзя, но всю неделю во все дни можно вкушать молочную пищу и яйца. Весь Великий пост: нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца. Болящим, ослабленным людям можно взять у духовника благословение на послабление поста - хотя бы на молочное в некоторые дни. 1, 4, 7 седмицы Великого поста с понедельника по пятницу включительно - сухоедение, пища даже без растительного масла. Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительно масло. 2, 3, 5, 6 седмицы с понедельника по пятницу: по уставу - вареная пища. Мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу. В Великую (Страстную) Пятницу по уставу ничего не едим. Мирянам - сухоедение. В Великую Субботу - сухоедение, пища даже без растительного масла. Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло. По субботам и воскресеньям по уставу разрешается пища с растительным маслом. Мирянам в виде исключения можно вкушать рыбу. В Вербное воскресенье и Благовещение по уставу разрешается рыба. Источник:Информационный портал Петрозаводской и Карельской епархии

Николай Михайлович: «МОСТ НА СЕМЬ ВЕРСТ». Беседа о традициях Великого поста «Стоит мост на семь верст; под конец моста золотая верста», – так в старину образно говорили о Великом посте – «мост на семь верст» (этот пост длится семь недель), и о Воскресении Христовом – «золотая верста». Об особенностях и традициях Великого поста наша беседа с клириком Крестовоздвиженского собора г. Петрозаводска протоиерееем Константином САВАНДЕРОМ: – Когда и кем был установлен пост? – Еще в Ветхом Завете Господь повелел израильтянам отдавать десятину (то есть десятую часть) от всего, что они приобретали. Поступая таким образом, люди получали благословения во всех своих делах. Зная это, Святые Апостолы установили десятую часть года для посвящения Богу, чтобы мы были благословлены во всех своих делах и очистились от грехов, совершенных в течение всего года. – Каков основной смысл Великого поста? – Великий пост предшествует дням, в которых вспоминаются страдания, смерть и Светлое Воскресение Христово, даровавших надежду и нашего воскрешения для вечной жизни. Для совершения этой надежды нужно подражать Спасителю в чистоте и святости. Мы всю жизнь должны молиться, нести покаяние, творить дела милосердия, а в дни поста нужно особенно потрудиться. Пост – это особое время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела. Ему следует отказаться от увеселений: посещений кино, театра, концертов, максимально уменьшить просмотр телевизора. Нужно исключить из меню скоромную пищу – мясо, молоко, яйца и изделия из них. А по средам, пятницам, на первой, третьей и Страстной неделях нельзя есть и рыбу. – Отец Константин, допускаются ли послабления? – Пост – время ограничения себя во всем, что хочется, подчинение себя необходимости. Духовная тренировка души и тела. Однако надо помнить, пост – это не диета. Мы воздерживаемся Христа ради, то есть наше покаяние в грехах пред Господом подтверждается воздержанием в пище и в удовольствиях. Но если мы допостились до язвы желудка или страдаем от серьезных болезней, при которых нужно есть скоромные продукты, а мы их не едим, то совершаем грех, ибо уподобляемся самоубийцам. Также мы не можем в полной мере соблюдать пост во время путешествий – в это время мы живем в особых, не зависящих от нас условиях. Беременным женщинам, кормящим матерям, воинам, рабочим, занимающимся тяжелым физическим трудом пост также послабляется. Если не получается соблюдать пост в пище, нужно постараться ограничить себя в чем-то другом. Или возьмите зарок: в течение поста никого не обижать и не осуждать… Но на послабление поста нужно взять благословение священника. – Как Церковь помогает провести время поста? – Особым строем богослужений. В первую неделю пост особенно строгий, в первые четыре дня по вечерам читается Великий канон св. Андрея Критского. Каждый воскресный день Великого поста наполнен особым значением. В первое воскресенье празднуется Торжество Православия, установленное в память восстановления почитания икон в 842 г. в Византии. Во вторую, третью и четвертую субботы совершается поминовение усопших. Следующий воскресный день посвящен памяти св. Григория Паламы. Святой учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатью. Вечером в это воскресенье совершается первая пассия – очень трогательное богослужение с чтением отрывка из Евангелия, посвященное страданиям Спасителя. Остальные три пассии служатся в последующие воскресенья. В третью неделю, называемую Крестопоклонной, пост очень строгий. В субботу вечером на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Это особое напоминание верующим о любви Божией к человеку, по которой Сын Божий предал себя на крестную смерть. Четвертое воскресенье посвящено памяти св. Иоанна Лествичника, автора «Лествицы» – книги о духовном возрастании. На вечернем богослужении в четверг читается канон прп. Андрея Критского и житие св. Марии Египетской, отчего все богослужение, длящееся несколько часов, получило название «стояние Марии Египетской». Суббота этой недели посвящена воспоминанию избавления Константинополя от персидского и аварского нашествия, в память чего накануне за вечерним богослужением читается Акафист Пресвятой Богородице. Этот день называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы. Суббота шестой недели – «Лазарева суббота» – посвящена воспоминанию воскрешения Лазаря. В шестое воскресенье отмечается великий праздник – Вход Господень в Иерусалим, или Вербное воскресенье. В храме освящаются ветки вербы, которые потом хранятся весь год около икон. Следующая, последняя неделя называется Страстной седмицей. Она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – Его страданий, крестной смерти и погребения. eparhia.karelia.ru

Николай Михайлович: Это интересно: В духовных учебных заведениях по благословению священноначалия после первой седмицы и до начала Страстной седмицы (недели перед праздником Пасхи), исключая седмицу после третьей Крестопоклонной недели Великого поста, разрешается вкушение рыбы - кроме сред и пятниц. www.tamby.info


Николай Михайлович: Кефир и сосиски против рукколы и авокадо Эпоха глобализма вносит в наше постное меню свои коррективы. То, что прежде казалось деликатесом и дорогой экзотикой — заморские фрукты, дары моря, сложные блюда из бобовых — становится доступным и повседневным. В православной среде мнения по этому поводу разделились: одни полагают, что постной можно считать только дешевую еду, другие — что простую в приготовлении, а третьи настаивают на строгом соответствии продуктов букве Типикона. Иногда мне кажется, что именно так несколько веков назад русские старообрядцы сопротивлялись посадкам картофеля, называя его «чертовым яблоком». Заморское — плохо. А почему? А потому, что летели два беса над Америкой… Полностью здесь

Николай Михайлович: А вот что предлагает Домострой

Николай Михайлович:

Николай Михайлович: О бедных мирянках замолвите слово 1 апреля, 2013 • Евгения Теплова Эта статья появилась как отклик на недавно опубликованный опрос священников «Великий пост: про еду или не про еду». Как хозяйке накормить всех домочадцев и одновременно не думать про еду? Как успеть переделать все домашние дела и попасть на все службы? Что проще — думать самостоятельно или поститься по уставу? Читаю на любимом Правмире бесчисленные заметки о посте и погружаюсь в состояние полной фрустрации: вроде бы всё написано для таких, как я, а при этом ничего не работает. Вместо вдохновения и духовного подъема — сумбур в душе и в голове. Начать с того, что при таком обилии публикаций ответ на вопрос о смысле поста должен у нас отскакивать от зубов. «Зачем Богу нужно, чтобы вы не ели мясо?» — так часто ставят его наши неверующие сродники. «Богу не нужно, нам нужно», — гордо отвечаем мы и дальше пускаемся в пространные объяснения, которые никому ничего не объясняют. И если бы существовал ясный и понятный нам самим ответ, то и не было бы из года в год, из поста в пост, этих бесконечных обсуждений, мнений, вопросов и ответов. «Едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем», — читаем мы у ап. Павла. Чего же мы тогда добиваемся, ограничиваясь в еде треть года? Батюшки не устают повторять, что еда не главное, умоляют отстать от них с вопросами «что можно/что нельзя», но миряне упорствуют. Почему? Неужели они очевидного не разумеют? Вот и я ищу ответ. Потому что хочется поститься осмысленно. «…Смысл неядения скоромной пищи во время поста: чтобы тело малость ослабло и тем самым дало душе возможность проявить себя такой, какая она есть — у кого-то она красивая, а у кого-то окажется менее красивой, и это нужно замечать, исправлять…» — считает прот. Сергий Клинцов. А можно еще и недоспать, для верности — тогда уж точно моя душа предстанет во всей «красе». К сожалению, правда, не только передо мной, но и перед всеми, кто под руку попадется. А это неправильно. Все батюшки солидарны в том, что «близкие должны быть не мучениками и страдальцами от того, что находятся рядом со мной, постящимся, а постоянно радоваться, что у меня — пост» (прот. Федор Бородин). Выходит, что исправить свою некрасоту я должна в тот же самый момент, как она проявится в результате ослабления тела, а иначе пострадают невинные. «За время поста я должен стать почти равнодушен к проблеме еды. Это и значит — преодолеть страсть чревоугодия как первую ступень и двинуться к преодолению других страстей», — пишет прот. Федор Бородин. Если я правильно поняла, то по итогам поста мне должно быть примерно все равно — съесть на Пасху бутерброд с сыром или бутерброд с «таком». И тогда можно переходить к работе над другими страстями. А если нет — пост снова почти впустую. И какой смысл в этой временной победе над чревоугодием, если вместе с постом кончается и равнодушие? Доказать (кому?), что это в принципе возможно? «Постная пища утончает душу, делает ее более чуткой», — пишет прот. Алексий Потокин. «Изменения, которые дает постный рацион, необходимы для того, чтобы прийти к более сосредоточенному состоянию», — вторит ему свящ. Алексий Агапов. Да, видимо, для монахов дело обстоит именно так, а для мирян? Они, бедолаги, чувствуют, что у них все наоборот. Почему? Да потому, что только непрестанная молитва может спасти голодного человека от мыслей о еде. А если у этого человека нет к тому ни духовного навыка, ни даже физической возможности? Вот муж ест на завтрак постную кашу, потом обедает на работе в столовой — обычно гречкой или макаронами, реже — картошкой. Боюсь, что если мы поставим цель окончательно утончить и сосредоточить его к вечернему правилу и вместо сытного постного ужина я подам ему те же макароны, гречку или немного картошки, то под конец поста он утончится настолько (не только душевно), что свекровь устроит мне «темную». По вышеприведенной логике на обед муж может съесть мясо (к вечеру оно как раз усвоится), а на ужин ограничиться самой малостью и приступить к вечернему правилу «тонким и звонким». Тогда и цель поста достигнута, и жене меньше заботы. А так он и в пост, и не в пост на утренней молитве голодный, а на вечерней сытый. Разница в том, что в пост он на работе голодный — ради чего? Еще одно распространенное мнение: «…Утверждение единства с Церковью, со всеми православными христианами во всем мире — второе, наряду с личным подвигом, (если не важнейшее!) значение Великого поста». (свящ. Алексий Агапов). Значит ли это, что Церковь установила посты, прежде всего, для того, чтобы объединить христиан всего мира в некоем общем делании? Наконец, все батюшки солидарны в том, что еда — не главное, и постоянно думать о еде в пост — это неправильно, это извращение смысла поста. А как мне в пост меньше думать о еде, если вместо одного меню у меня получается три: одно для мужа, другое для детей, третье для меня (пост с послаблениями)? А еще с нами живет бабушка девяноста лет, которая хочет и будет поститься по уставу, но при этом жалуется, что у нее от скудной пищи слабость и кружится голова. А посему мне нужно подумать о том, что бы приготовить постного, но сытного. А еще три раза в неделю нас навещают неверующие бабушки-дедушки, и им тоже хочется угодить. А еще, бывает, постящиеся друзья заглянут. Да, я страшный человекоугодник, я не могу накормить их макаронами, а буду тратить время на изучение новых постных и непостных рецептов, и еще думать над тем, как это все скомбинировать, чтобы за общим столом никто не остался у пустой тарелки. Получается, я опять всё делаю наоборот, а как иначе — не знаю. И в данном случае я не являюсь представителем какого-то редкого вида внутри Церкви. Хранительницы очага, возможно, крупнейшая фракция паствы. Другие части: те самые старушки, которые не могут поститься по состоянию здоровья; работающие мужчины, которые не могут целыми днями молиться и читать Библию, чтобы вполне ощутить на собственном опыте, что «не хлебом единым жив человек» и т. д. Так для кого же эти статьи и книги? И главное — какой смысл мирянину поститься по монастырскому уставу? «Да не нужен мирянам монастырский устав», — скажут продвинутые батюшки. Еще как нужен! Другого-то нет! И мы так держимся за него вовсе не потому, что мы закоренелые формалисты, не способные взять на себя бремя свободы и ответственности. Очередной секрет в том, что как только ты начинаешь вырабатывать свой собственный устав, мысли о еде оккупируют твою голову окончательно и бесповоротно. Если я беременная или кормящая, то мне «всё позволительно, но не всё полезно». И пошло-поехало: шоколадку, ясное дело, трескать не буду, молочную кашу съем со спокойной совестью, а вот бутерброд с сыром? тут чего больше — пользы или удовольствия? И так весь пост. Поститься по уставу в сто раз легче! Именно поэтому и наша девяностолетняя бабушка постится по уставу. Ведь ни один батюшка не станет прописывать ей личное меню, а скажет: «Ешьте, что считаете нужным». Максимум добавит, что в среду и пятницу следует воздержаться от мяса. И всё, как только бабушка, получив карт-бланш, начнет сама определять свою меру поста, у нее случится взрыв мозга. «Время поста — время свободы», — утверждает прот. Алексий Уминский. Красиво, но опять мимо меня. Если не ошибаюсь, он же сетовал на то, что у нас Благовещенье ассоциируется с послаблением на рыбу. Это неправильно, кто бы стал спорить. Так давайте уберем рыбу из устава, и никто не будет о ней думать. А раз разрешено, то странно было бы ее не съесть, а раз будем есть, то ее надо-таки заранее купить, разморозить и, наконец, приготовить. Но апогей всех этих противоречий это, конечно, Страстная седмица, когда я должна быстро выработать для себя новый, хоть немного более строгий устав и приготовить пасхальный стол в состоянии транса: чтобы голова была в скорби и молитве, а руки сами месили тесто. И чтоб нужные продукты в холодильнике появлялись даже не по моему хотению, а исключительно по щучьему велению. И всю неделю я буду читать на правмире о том, как правильно провести Страстную седмицу, как расставить приоритеты, как чудесно посетить все службы, как важно не погрязнуть в суете… А я отличница, я очень стараюсь всё успеть, и вроде даже получается, но… Раньше, до замужества, я соблюдала пост по уставу, не пекла никаких куличей, приходила на ночную литургию и сподоблялась благодатной радости. Теперь я хожу на позднюю: народа мало, у батюшек глаза смыкаются, а я, как ни страшно признаться, чувствую себя совершенно опустошенной. А ведь надо радоваться! Так порадуюсь хотя бы перспективе кулича с пасхой, если ни на что другое сил не осталось. Эх, значит, и правда — я опять всё сделала не так. www.pravmir.ru

Николай Михайлович: В чем смысл телесного поста? Как определить свою меру и прожить пост так, чтобы к его окончанию не остаться прежним, таким, каким ты был до его начала? Об этом и о многом другом поговорил протоирей Алексий Уминский с собравшимися в Издательском Совете Русской Православной Церкви на первой встрече цикла бесед о Великом посте, организованном издательством «Никея» и приуроченном к переизданию книги отца Алексия «Тайна примирения». www.pravmir.ru

Николай Михайлович: Ново-Тихвинский монастырь в этот раз устав трапезы не выложил...

Николай Михайлович: А в этот раз выложил - http://www.sestry.ru/church/content/velpost/ustavtrapezi



полная версия страницы