Форум » основной раздел » Надоело молитвенное правило » Ответить

Надоело молитвенное правило

Рулетка: Иногда особенно не хочется "вычитывать"(((( Особенно, когда душа болит о чем-то своем, хочется изливать душу Господу, а недолгое тихое время надо посвящать уставным молитвам. Бывает, голова ничего не соображает от усталости или от невысыпания (утром), и хочется молиться только Иисусовой и другими краткими молитвами. Однажды, давно уже, я дочитала вечернее правило до середины, а потом решила, что хватит издеваться над собой и в тот день решила к этому не возвращаться. Стояла и молилась своими словами, пока поток не иссяк. И мне так понравилось, честно говоря. Но я боюсь вот так самочинно что-то менять, самой себе "разрешать" нарушать порядок. Хотя молитвослов - это букварь. А мы давно уже поняли, о чем надо просить Господа, а о чем нет. А еще мне не нравится последняя молитва "Исповедаю Тебе". Это длинный перечень грехов, в котором половину я вообще не понимаю, что они значат. Хочется произносить то, в чем я действительно провинилась. Всегда читаю нехотя и бездушно. Может, вообще не стоит? У кого-нибудь есть такие проблемы? Только не советуйте слушаться духовника, которого нет.

Ответов - 10

Дмитрий: Рулетка пишет: Всегда читаю нехотя и бездушно. У меня такой бывает, а ещё почти всегда я так начинаю, но чем дальше, тем становится легче молиться (до разумных пределов конечно же ). Рулетка пишет: Может, вообще не стоит? Святитель Феофан Затворник много написал о молитве, когда не хочется, надо себя понуждать и возгревать внутри себя чувства к Богу, Богородице и святым, для чего нам иконы даны?! Рулетка пишет: Стояла и молилась своими словами, пока поток не иссяк. И мне так понравилось, честно говоря. Тоже где-то читал, что это приемлимо, в конце правила молиться своими словами. Правило нужно для выработки дисциплины.

Николай Михайлович: Рулетка пишет: У кого-нибудь есть такие проблемы? Только не советуйте слушаться духовника, которого нет. Я довольно редко полностью правило вычитываю,поэтому советы давать по такому поводу мне как-то неудобно. Обычно в посты старался вычитывать все утренние и вечерние молитвы по молитвослову,но в этот пост что-то остался на прежнем уровне.Посчитал достаточным обычный стандартный набор молитв,я его когда-то вычитал в книге о молитве как приемлимый для мирян,да так на нём и остановился.Но,по большому счёту,это нерадение.А если ещё конкретней-то леность.Сам знаю,но оправдываю себя тем,что Богу достаточно сердечной молитвы "среднего" правила,при вычитывании всех молитв по молитвослову больше рассеиваюсь.А иногда и ограничиваюсь только начальными молитвами,хотя это уже и грех в том случае,когда нет особой нужды,конечно. Рулетка пишет: А еще мне не нравится последняя молитва "Исповедаю Тебе". А мне нравится очень,хоть и не входит в мой "стандартный набор",но собираюсь её выучить,чтобы тоже включить в повседневное правило.Но пока лень и нерадение препятствуют.

Рулетка: Нехотя и бездушно - это я писала про последнюю молитву "Исповедаю Тебе", а не про все правило. Бывает, что хочется отложить молитвослов, когда что-то душу волнует, и не можешь проникнуться чувством готовых молитв. Феофан Затворник, мне, кстати, и приходит на память в этих случаях. Он говорил о том, что не нужно привязываться к правилу, и не нужно стремиться вычитать все. Лучше помолиться тремя молитвами с душой, можно пс.50 один целый час читать, и от этого пользы больше будет. Не помню его слов, в которых бы он писал, что человек обязан читать молитвослов от и до. А про дисциплину наш бывший форумчанин игумен писал. Меня волнует возможность без греха оставить правило на середине, если уже понятно, что оно не "идет" и продолжить своими словами, либо Иисусовой. Ведь все равно мы пытаемся молиться весь день, насколько это возможно, и если не забываем. Но если у меня так происходит, то совесть не чиста и приходится каяться в нарушении молитвенного правила. А если дочитываю механически - то в бездушной молитве. Вот куда не глянь - везде грех получается. Поэтому еще и думаю исповедание грехов повседневное вовсе исключить из молитвенного правила, потому что я его с годами так и не полюбила.


StaLker: Я тоже не могу "похвастаться" чтением утренних и вечерних молитв. Утром я сплю, и не могу поднять себя раньше, а вечером часто не бывает возможности побыть наедине по причине маленькой площади квартиры. Молитвы читаю не регулярно. Частые периоды без чтения молитв. Утреннее правило чаще всего читаю на работе (я приезжаю рано), или в автобусе на мобильнике. Бывало читал частями, как позволяло время. Вечернее правило стараюсь читать по возможности, когда не мешают. Заметил, что когда знаю молитву наизусть, то читаю ее "с душой". Поэтому решил два дня назад поставить над собой эксперимент, выучить правило. Начал с вечернего. Дошел до Молитвы Св. Антиоха ко Господу, это молитва№2. Учу так: после прочтения каждой молитвы вечернего правила, повторяю изучаемую молитву. И когда дочитываю правило то молитва выучена. Но это касается небольших молитв. А вот выучу ли молитвы большие, вопрос? Зачем мне это надо? Мне было бы так удобно, я не зависил бы от молитвослова, и читал бы спокойненько себе по пути на работу, прямо от дверей дома до дверей цеха. Дело за малым, осталось только выучить

StaLker: У меня книга Св.Феофана Затворника "Страсти и борьба с ними", замечательная книга. Так там много ответов на поставленые вопросы. И о утренних и вечерних правилах есть. Кратко: новоначальным, как я скажем, желательно читать "стандартное" правило из молитвослова. "Продвинутым " можно правило изменить, "подстроить под себя" , заменив некоторые молитвы на те, которые считаете нужными.

Рулетка: Спасибо, Сталкер, успокоил. Я тоже думала об этом, а Ф. Затворник - это авторитет. Т.к. мне тяжело молиться по книге, молитвы выучились как-то сами собой после двух-трех месяцев ежедневного прочтения. Не помню, чтобы специально учила. Просто молилась по памяти теми, что помнила, а потом по книжке пропущенные. Тогда жизнь моя была в движении, и сразу появилась потребность молиться на ходу. Сейчас я себя иногда просто заставляю взять молитвослов - для коррекции произношения. Но не люблю.

Владимир: У меня выработалось годами свое молитвенное правило. Впрочем оно не свое - основа все тот же молитвослов. Безусловно начинаю с молитвы "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий молитв ради Пречистой Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь" и далее до Отче Наш. Утренние и вечерние молитвы несколько отличаются по читаемым молитвам, но не существенно. Этому началу я никогда не изменяю. А далее молитвы о Богохранимой стране, о Патриархе и священнослужителях, о родителях, о детях, о близких и родственниках, о начальниках и сотрудниках, далее о болящих, немоществующих страждущих (как в целом так и поименно), о ненавидящих и обидящих нас, о посланных в службу и путешествующих, о тех кого по безумию и безрассудству соблазнил словом или делом, о себе самом, как о подавшем соблазн ближним, о благодетелях и молящихся о нас (в том числе и поименно), об отступивших от Православной веры и ересьми погибельными ослепленными. Далее о упокоении усопших - свещеннослужителях, сродниках, друзьях, близких и знакомых (поименно), далее о упокоении некрещенных и убиенных младенцев (в том числе и в результате абортов). Далее молитва к Святом Ангелу Хранителю, к святому - небесному покровителю, именем которого назван в святом Крещении, далее молитва к наиболее почитаемым святым, молитва к Святым Бесплотным Силам, к Пречистой Божией Матери, к Кресту Господню и завершение начальной молитвой ко Господу. Далее чтение Евангелия (небольшой отрывок, или глава - в зависимости от времени), иногда после чтение Апостольских посланий и одного или нескольких псалмов из Псалтири. Бывает, что молиться очень тяжело, мысли рассеиваются. Тогда начинаю читать более медленно, как бы вслушиваясь в сказанное, или как бы стараясь вместится умом в эти молитвы. К сожелению долго и внимательно читать молитвы фактически никогда не получатеся. Прерываешься, настраиваешься и снова начинаешь молиться. Бывает, что почти совсем не получается - тогда прекращаю молитву по правилу и начинаю читать Иисусову молитву - пока не почувствую, что начинаю разогреваться. Иногда читаю до 100 раз. Насчет ежедневного исповедания грехов по окончании дня. Святые советуют делать это. Тем более если мы осознаем и совесть наша осуждает нас за какой-то неблаговидный поступок, за невоздержанность языка или что иное. Конечно, в молитве Отче Наш, мы просим прощения своих грехов у Бога. Но успеваем ли мы во время чтения этой молитвы хорошо осознать свои проступки и согрешения, или по большей части делаем это формально, автоматически прочитывая эту молитву? Если совесть осуждает нас, а мы быстренько прочитав молитвы и считая, что исполнили молитвенное правило спокойно ложимся спать. В сути своей это не правильно. Получается, что мы не примирились с Богом посредством частного покаяния, не осознали, или не захотели осознать в чем наша вина, а значит не обратились к Богу за уврачеванием. Многие грехи мы даже не осознаем, многие забываем. Думаю, что не нужно откладывать свое покаяние до исповеди у священника, а нужно стараться как бы подводить итог дня и вспоминать, в чем мы согрешили перед Богом. К этому призывают нас святые. Не подумайте, что я умею хорошо молиться, или хвалюсь, что чего-то достиг. Ничего я не достиг и молиться как должно еще не научился. Просто описал, как обычно стараюсь исполнять молитвенное правило..

Николай Михайлович: Настольная книга священнослужителя, том 4 с. 736 Существует три основных М. П.: 1) полное М. П., рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»; 2) краткое М. П., рассчитанное на всех верующих; утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя, Боже», «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пре-святая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших; вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «До- стойно есть»; эти молитвы содержатся в любом молитвослове; 3) краткое М. П. преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обстоя- тельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать М. П. нельзя. Даже если М. П. читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воз-действие. Кураев.ru

Владимир: Я иногда пользуюсь последним третьим правилом, только вот без "Верую" - теперь буду включать. Это когда времени совсем нет -проспал, или поленился раньше встать а надо срочно что-то делать, или ехать и тому подобное. Потом стараюсь (не всегда получается) восполнить последующими молитвами...

Николай Михайлович: Иеромонах Иов (Гумеров): Нужно, чтобы молитва была живой, искренней и теплой 29.10.2009 Известный богослов считает допустимым молиться своими словами… «Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни», – отметил насельник Сретенского монастыря кандидат философских наук, кандидат богословия иеромонах Иов (Гумеров), отвечая на вопрос: « Скажите, пожалуйста, можно ли молиться Богу своими словами, как я делала раньше, или же Бог слышит только (в чем я сомневаюсь) те молитвы, которые написаны в молитвословах?», заданный читателем портала Православие.Ru. «Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: „Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего. По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться. Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенные правила. Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени“ (Слово о келейном молитвенном правиле). Даже апостолы просили Господа: „Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих“ (Лк. 11: 1). Спаситель дал ученикам, а через них – всем христианам совершеннейший образец молитвы – молитву „Отче наш“. Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло – „пою“) пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов. В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16). Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви. Слова апостола Павла: „Непрестанно молитесь“ (1 Фес. 5: 17) – содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами. Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами: „В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке“ (1 Кор. 14: 19)», – сказал священник. «В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, – продолжил богослов, – но и собственными: „Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, не столько простирание рук, сколько напряжение души, не столько известное положение тела, сколько расположение духа“ (святитель Иоанн Златоуст). Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник: „Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их“ (Лествица. 28: 9); „не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. Одно слово мытаря умилостивило Бога, и одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его“ (Лествица. 28: 10)». «Как правильно молиться собственными словами? Преподобный Никодим Святогорец пишет: „В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: сначала восславословь Бога, потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего“ (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве). Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой: „Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых“ (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Об этом говорит и святитель Феофан Затворник: „Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. Господь близь! Он внимает слову из сердца“ (Письма. Вып. 7. Письмо 1083)», – цитирует высказывания русских святых иеромонах Иов (Гумеров). Русская линия



полная версия страницы