Форум » основной раздел » Ещё раз о ТВ » Ответить

Ещё раз о ТВ

Николай Михайлович: Человек и его вера 10.10.2008 Телепрограмма «Православная энциклопедия» от 4 октября 2008 года. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте! В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы снова обращаемся к теме «Человек и его вера». Путь к вере у каждого свой. Как меняется человеческая жизнь, что вера меняет в самом человеке и в его отношении к тому делу, которым он занимается? Чем он должен руководствоваться, если занимает высокое положение в обществе: законами духовной жизни или чистым прагматизмом? Сегодня гость нашей программы экономист, политолог, научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов. Но в начале, как всегда, новости. Сюжет: Придел прп. Александра Свирского в соборе Василия Блаженного На Красной площади в соборе Покрова на Рву, больше известном как храм Василия Блаженного, после реставрации открылся один из девяти приделов. Эта церковь была освящена в честь прп. Александра Свирского в середине XVI века, спустя всего 14 лет после канонизации этого святого. Александр Свирский стал монахом на Валааме, а после того как на реке Свирь ему явилась Святая Троица в виде трех Ангелов, создал там свою обитель. Преподобный особенно почитался царем Иоанном Васильевичем, после того, как даровал победу в одном из сражений Казанского похода. Преподобный Александр Свирский Елена Юхименко, главный научный сотрудник отдела рукописей Государственного исторического музея: 30 августа, в день памяти прп. Александра Свирского и день памяти Трех Константинопольских Патриархов, была одержана первая важная победа в Казанском походе. Поэтому здесь два придела. Один посвящен прп. Александру Свирскому, а другой — Константинопольским Патриархам. В иконостасе обновленной церкви прп. Александра Свирского есть несколько старинных образов преподобного. В этом году Церковь отмечает сразу три даты связанные с этим святым: 560-летие со дня его рождения, 500-летие явления святому Пресвятой Троицы и 475-летие преставления Александра Свирского. Сюжет: Перевод Библии «Перевод Библии как фактор сохранения и развития языков народов России и стран СНГ»,— так называлась международная научная конференция, которая прошла в Москве. Ее участники — библеисты и филологи, историки и переводчики — три дня обсуждали практические вопросы, связанные с переводом священного писания на языки малых народов. Марианна Беерле-Моор, директор Института перевода Библии: Очень хорошо, что здесь присутствуют люди из регионов, которые сами могут рассказать о том, как влиял перевод Библии на языки малых народов и их развитие. За 30 лет работы института перевода Библии Священное Писание было переведено на 30 языков народов России и СНГ, включая и неписьменные. Для некоторых культур именно перевод Евангелия стал первым памятником собственной национальной письменности. Сюжет: Реабилитация Царской семьи Спустя 90 лет после трагедии в Екатеринбурге, была реабилитирована семья последнего Российского императора. Президиум Верховного Суда постановил признать необоснованно репрессированными и реабилитировать Николая Александровича и Александру Феодоровну Романовых, а также их детей, Ольгу, Татиану, Марию, Анастасию и Алексия. Такое решение Суд принял в ответ на жалобу адвокатов Дома Романовых. Обращения в различные судебные инстанции подавались более 10-и лет. Ранее они не рассматривались, так как члены семьи Романовых считались жертвами уголовного преступления. Теперь признан их статус как жертв политических репрессий. * * * Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Напоминаю что тема нашей сегодняшней передачи — человек и его вера. Наш гость Александр Привалов. Александр Николаевич Привалов. Родился 31 мая 1950 года. Окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в научно-исследовательских структурах Госплана СССР, где занимался вопросами прогнозирования и управления. В начале 90-х годов принимает активное участие в создании аналитических изданий нового типа. Был одним из руководителей журнала «Коммерсантъ», газеты «Известия», автором и ведущим телепрограмм, научным редактором журнала «Эксперт». Сейчас — генеральный директор этого издания. немало публикаций Привалова были посвящены роли Православия и Церкви в жизни нашего общества. Александр Николаевич — один из ведущих аналитиков страны, автор серьезных работ по экономике и политологии. Именно он в свое время ввел в оборот печатных СМИ термин «олигарх» применительно к российским бизнесменам. Сегодня сфера его деятельности достаточно широка: от макроэкономических и внешнеполитических проблем, до образования и музыки. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте, Александр Николаевич. Давайте начнем беседу с новости последних дней о реабилитации Царской семьи. Как Вы считаете, почему этот вопрос не решался так долго? Александр Николаевич Привалов: Мне представляется, что не решался он правильно. Ведь если бы мы говорили о реабилитации венценосных особ Европы — Карла Английского или Людовика Французского, которые сложили головы по приговору какого-либо суда, там слово реабилитация имело бы свое стандартное юридическое значение. А здесь его пришлось «притягивать за уши», потому что никакого судебного решения не было, а семья Романовых и люди их окружавшие расстреляны бессудно. Поэтому, когда мы говорим о том, что произошла реабилитация, мы говорим о том, что признано законным неизвестно чье решение о расстреле. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Решение Ленина прежде всего. Александр Николаевич Привалов: Ленина, Свердлова, уральских товарищей…. Это не существенно. Оно косвенно признано законным. Ничего особенно радостного я в этом не вижу. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Оно как раз не признано законным, в моем представлении. Александр Николаевич Привалов: Оно признанно чем-то, что можно судебно опровергать. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Но в таком случае, если считать убийство Николая II и его семьи чисто уголовным преступлением… Александр Николаевич Привалов: Оно, без сомнения, политическое. И уголовное и политическое. Мне представляется, что юристы, науке которых много тысяч лет, могли бы напрячь извилины и предложить более внятную формулировку. Потому что формулировка, которую мы прочли в газетах, на мой взгляд, ставить акценты очень странным образом. И дело вот в чем. Бывает, что судебные инстанции, правоохранительные органы, принимают какое-то решение по политическим соображениям нам приятным. Но, все равно, такое решение должно настораживать, потому что они не должны принимать никакие решения по политическим мотивам. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: А мне, все же, кажется, что такое очевидное решение не принималось так долго потому, что в людях этой страны укоренена долгая социалистическая память. Александр Николаевич Привалов: Не стану спорить, но мы придали какую-то долю законности этим страшным решениям и действиям. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: И, тем не менее, реакция коммунистов очевидная: они просто визг подняли! Александр Николаевич Привалов: На них не угодишь. И простое ощущение, сформулированное в русской поговорке «Чья бы корова мычала», им совершенно чуждо. Нет ощущения, что по каким-то вопросам им бы лучше помолчать, но они не одни такие, таких много. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Ваше отношение к канонизации Царской семьи. Ведь этот вопрос неоднозначен и для многих верующих людей. Многие этим решением были в течение какого-то времени смущены, и не сразу согласились принять канонизацию. Александр Николаевич Привалов: Это так, для многих, оказалось, трудно отделить канонизацию от не очень близких, но смежных вещей — от политического прославления, от исторического оправдания, а ведь это разные вещи. Те люди, кто понимал, что канонизация Николая Александровича ни коим образом не означает оправдание его поступков на станции Дно, для них не было сомнения. А те, кто путал эти вещи, разобрались со временем. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: А каково Ваше отношение к монархической идее для России? Александр Николаевич Привалов: Что толковать. Возвращение монархии для России, конечно, было бы полезно. Но беда в том, что разговор этот в пользу бедных. Как сказал весьма умный и расположенный к монархической идее человек, философ Иван Ильин: «Монархию нужно заслужить». Ощущение же, что наше с Вами Отечество заслужило или находится в процессе заслуживания монархии, у меня отсутствует. А что это, без сомнения, полезно для России, так никакой республиканец спорить не станет, глядя на то, что происходит. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Сфера Ваших интересов — экономика и политика. И, тем не менее, Вы не раз обращались к религиозной теме. Что Вас побуждает писать об этом, и насколько эта тема важна для нашего общества? Александр Николаевич Привалов: Уточню, что я публично писал не по религиозной проблематике, а по проблематике образовательной. Образование сегодня вместе с демографией — важнейшая тема в России, потому что все, что происходит в образовании, не может не интересовать сколько-нибудь сознательного гражданина. Многолетнее и очень неприличное «бодание» вокруг Основ Православной культуры вынудило меня высказаться на этот счет. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Кому сегодня мешает и помогает Церковь? Александр Николаевич Привалов: На мой взгляд, Церковь не мешает никому, и потому чрезвычайная активность, с которой она по тем или иным темам подвергается нападкам, наводит на самые странные мысли. Один из моих коллег, г-н Соколов, по этому поводу прямо говорит, что видимо бес корчит. К счастью, к сожалению — это уж у кого какие воззрения, сегодняшняя роль Церкви в России чрезвычайно невелика. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: К сожалению! Александр Николаевич Привалов: К сожалению. И потому, страстные высказывания по ее поводу фактологической опоры не имеют. Они имеют какую-то другую опору, наверное. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: В последнее время мы все увлечены экономическими новостями. А насколько экономика связана с нравственностью, с религиозной составляющей общества? Александр Николаевич Привалов: Мир един, и совершенно невозможно представить себе жизнь общества или отдельного человека, где разные направления деятельности огорожены непроницаемыми перегородками. И экономика, и мораль, и вера это черты одной и той же человеческой жизни, они влияют друг на друга. Отрицать это смешно, но и смешно на этом строить глубоко идущие рассуждения, потому что все со всем связано: выдели одну связь, поговори про нее полчаса, а дальше что? А есть еще 17 000 связей… Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Я задал этот вопрос в связи с мировым экономическим кризисом. Александр Николаевич Привалов: С мировым экономическим кризисом сегодня связано все. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Я обнаружил на нашем сайте такие новости, на эту тему высказались и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, и представитель Ватикана, госсекретарь Ватикана кардинал Торчизо Бертони. Митрополит Кирилл, в частности, сказал: «Без связи экономики с нравственностью невозможно говорить об исцелении хронических болезней современной экономической системы». А вот слова кардинала: «Глобальный финансовый кризис доказывает неспособность безбожной политики и идеологии предотвратить социальные катастрофы». Александр Николаевич Привалов: Мне чрезвычайно нравятся оба эти высказывания. С некоторыми оговорками, касающимися второго высказывания, я бы под ними подписался. Дело в том, что это не отвлеченные рассуждения, это прямой ход к сути событий. Ключевым признаком того экономического кризиса, который сейчас начал корежить всю планету является кризис доверия. Ведь совершенно не случайно прожженные экономисты, которые, может, никогда в жизни и лба не перекрестили, говорят именно о кризисе доверия. Деньги в мире есть, но поскольку экономические субъекты в эту политическую пору абсолютно перестали друг другу доверять, то это останавливает взаимные кредиты, без которых современная экономика не работает. Т. е. сегодняшний экономический кризис упирается прямо в нравственные проблемы! Что же до наступательного высказывания господина кардинала, я бы хотел смиренно указать, что, к сожалению, и религиозные общества оказались неспособны, сдерживать социальные бури, чего уж там… Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Приходилось слышать о том, что Православие, якобы, является ретроградной религией, и поэтому в силу этой ретроградности экономика в России не может развиваться, а будь у нас более модернизированное религиозное сознание, мы бы и в экономике шли вперед. Согласны? Александр Николаевич Привалов: Конечно, нет. Когда мне приходится слышать что-нибудь о современной религии, то просто передергивает. Прямо вчера испекли тебе религию, давай ты ей будешь пользоваться. Все эти высказывания — прелестные, в обоих смыслах этого слова и относятся к той категории, что и русская поговорка «Кабы у бабушки была бородушка, был бы дедушка». Православие создало Россию, историю России, нынешнею Россию опосредовано. Говорить о том, что было бы, если бы наши предки избрали другой способ поклонения Создателю — просто смешно, бессмысленно. Да, наверное, в этом выборе было то, что способствовало экономическому развитию, было то, что ему меньше способствовало — и что? Это все равно как если бы говорить: если бы у меня были гены кенийские или эфиопские я бы лучше бегал марафон. Да, но у тебя их нет. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Вы ввели понятие «олигарх» в наш современный язык. Мы часто слышим об этих людях: «Это наша элита, экономическая, финансовая, политическая». Что такое элита, и в какой элите нуждается наше общество? В этой? Александр Николаевич Привалов: Нет, не в этой. Но тут, как говорил «товарищ Сталин»: «Других представителей у меня для вас нет». В слове «элита» содержится момент оценки, говоря о ком-то, что они наша элита, мы, как бы, начинаем их хвалить. Хвалить их сейчас совершенно не хочется, и, по-моему, лучше использовать нейтральное слово «верхушка». Эти люди, может быть, в чем-то хороши, в чем-то плохи, но, на мой взгляд, они не выполняют главного предназначения, ради которого нация кормит элиту. Главное предназначение элиты — вырабатывать стратегию будущего, все остальное — вторичное. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Мне представляется, что люди, о которых говорят, что они элита, должны являться нравственным камертоном для общества. Александр Николаевич Привалов: Боюсь, что это идеализированное представление, которое, в полной мере, не воплощалось никогда. Люди «на верху» крайне редко бывают сильно нравственными, а уж все сильно нравственными не бывают никогда. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Общество не должно именно такого рода ставить требование к элите? Александр Николаевич Привалов: Должно. Общество в праве требовать чтобы элита вела себя пристойно: чтобы публично не лгали, чтобы не предавались порокам показного потребления, но этого, к сожалению, не выполняется. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Какой был Ваш путь к Вере? Александр Николаевич Привалов: Я бы о личных вопросах в эфире говорить не стал, но ничего особенного, все традиционно. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Вы с детства в Православии? Александр Николаевич Привалов: Я воспитывался в отголосках православной традиции. Мы с трудом можем представить масштаб безбожия, которое царствовало в больших городах. Сначала отголоски, а потом все возродилось, вообщем, все традиционно. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Вера и политика, геополитика. Насколько, сейчас, можно говорить об их взаимосвязи. Многие говорят о слабости последнего российского императора, но, может быть, это был последний христианский политик, который относился и к внешней политике и внутренней с позиции своего личного христианства. Насколько сегодня можно об этом говорить, или это ушло в небытие? Александр Николаевич Привалов: Думаю, что не ушло. Во всяком случае, достаточно большое количество известных в современном мире деятелей считают нужным говорить о своих религиозных верованиях, и говорить, иногда, весьма наступательным, но, боюсь, у христианских деятелей всех толков это скорее дань традиции, чем реальный движитель их поступков. Я готов поверить, что, в какой-то степени, движет вера исламскими деятелями, похоже на то. С людьми христианскими не очень похоже, потому что, например, происходящий сейчас кризис может трактоваться и с точки зрения христианских заповедей, канонов поведения, но этого никто не делает. Не потому что это трудно, это легко, а потому что они понимают — это, вряд ли добавит им козырей в их политических играх, это не очень востребовано публикой. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Это очень грустно. Чем дальше мы уходим от этого, тем ближе мы становимся к катастрофам и противостоянием в нашем обществе. Александр Николаевич Привалов: Совершенно верно. Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: Спасибо Вам большое, Александр Николаевич, за то, что Вы пришли к нам. Сейчас пришло время нашей постоянной рубрике «Соотечественники». Рубрика «Соотечественники» Один из крупнейших и красивейших городов Соединенных Штатов Чикаго населен людьми многих национальностей и вероисповеданий. Религиозная жизнь здесь достаточно разнообразно; представлены здесь и Православные Церкви, но именно в этот храм Покрова Пресвятой Богородицы, который принадлежит Русской Зарубежной Церкви, и находиться далеко от центра, приезжают из разных районов города не только русские, но и верующие других национальностей. Популярность Покровского собора объясняют его особой атмосферой, а также тем, что службы здесь идут постоянно только на церковно-славянском языке. Долгое время основу здешнего прихода составляли семьи эмигрантов первой волны, однако, в последние десятилетия картина сильно изменилась: среди прихожан сейчас преобладают переселенцы из Советского Союза и России. Староста храма Юрий Юсупов — один из них. Юрий Юсупов, староста храма Покрова Божией Матери в Чикаго: — У меня свой бизнес, занимаюсь транспортировкой разных грузов, товаров, а в храме это послушание. Справа от храма находиться обеденный зал, он был специально построен для общения, чтобы люди после службы могли приходить туда на чаепитие, разговаривать, знакомиться. Сейчас у нас строится приходская школа, пока она располагается в обеденном зале. Там дети изучают Историю Православия, Историю, Историю России, Русский язык, и Историю других религий. Надеемся, с Божией помощью, закончить в следующем году строительство нового здания школы. Рядом с храмом резиденция здешнего правящего архиерея, одного из видных и влиятельных иерархов зарубежной Церкви, архиепископа Чикагского и Среднеамериканского Алипия. Несмотря на возраст и недуги, он продолжает активную церковную деятельность. Этот храм называют еще детищем владыки Алипия. Архиепископ Чикагский и Среднеамериканский Алипий: - Мы купили землю в 1986 году. Некоторые были разочарованы: «Купили землю, что мы с ней будем делать?». Андрей Иванченко пришел на службу с крестницей — чернокожей американской девочкой Моникой — Натальей. Ее родители всю жизнь были далеки от Православия, но, в последнее время, все чаще стали заходить в Покровский собор и дочь свою решили крестить здесь. Андрей Иванченко: — Когда мы приехали сюда из Болгарии, наш епископ благословил прийти в эту Церковь. И мы с первого дня, не найдя еще себе жилья, нашли этот храм. Восстановление церковного единства вызвало огромную радость у прихожан Покровского собора, а совместные богослужения с Московской делегацией стали настоящим праздником. Юрий Юсупов, староста храма Покрова Божией Матери в Чикаго: — Мы осознаем, что мы не осколок, а единое целое, и это отрадно. Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте Седмица.ру. Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. Через неделю мы встретимся снова, и я буду отвечать на Ваши вопросы. Часто человек верующий чувствует себя одиноким среди родственников, сослуживцев, друзей, знакомых. Почему так происходит, и чем можно помочь в этой ситуации поговорим на следующей неделе. Всего Вам доброго. Храни Вас Господь. Источник: Седмицa.Ru

Ответов - 1

Николай Михайлович: Древнерусская цивилизация 27.10.2008 Текстовая версия телепрограммы «православная энциклопедия» от 18 октября 2008 г. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте, в прямом эфире «Православная энциклопедия». Последние годы в нашем обществе с удручающим постоянством циркулирует ставшая уже расхожей фраза: «Мы должны учиться жить в цивилизованном обществе». А что уж тогда говорить о наших предках, живших в одиннадцатом-тринадцатом веках? О том, что Древняя Русь была государством темным, неграмотным, нецивилизованным, тоже говорится немало. Что это – миф или реальность? Наши гости – заместитель директора Государственного исторического музея Вадим Егоров и профессор исторического факультета МГУ Антон Горский. Но в начале, как всегда, Новости. Сюжет: 700-летие Хотьковского монастыря В день праздника Покрова Пресвятой Богородицы подмосковный Покровский Хотьковский монастырь отметил 700-летие. Здесь покоится рака с мощами преподобных схимонахов Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Святейший Патриарх Алексий совершил праздничную литургию и молебен в возрождающемся Никольском соборе обители. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Впервые в 1308 году упоминается в исторических памятниках монастырь Покрова Божией Матери в Хотькове. Даже представить себе сложно, сколько молитв, сколько сердечных воздыханий вознесено за эти семь веков на этом святом месте!» В день юбилея Святейший Патриарх преподнес в дар обители икону Божией Матери из афонского монастыря Хиландар. Сюжет: Освященный собор старообрядческой церкви В Москве прошел Освященный Собор Русской Старообрядческой Церкви. Среди делегатов Собора – не только священнослужители, но и простые прихожане, которые представляют свои церковные общины. Собор начался с подведения итогов. Главным достижением прошедшего года стало уврачевание внутренних раздоров. Теперь разногласия между Московской и Белокриницкой митрополиями можно считать исчерпанными. Корнилий, митрополит Русской Православной Старообрядческой Церкви: «Ошибочное решение Белокриницкой митрополии было пересмотрено на соборе в августе 2008 года» Почти сорок лет назад Поместный Собор Русской Православной Церкви снял клятвы со старообрядческой Церкви. Старые обряды были признаны благодатными. К сожалению, по сей день этот шаг навстречу остается односторонним, старообрядцы отвергают даже само обсуждение перспектив Церковного единства. Сюжет: День памяти Святителей Московских В канун дня памяти святителей Московских Святейший Патриарх Алексий отслужил Всенощное бдение в Богоявленском соборе Москвы. Здесь находится рака с мощами святителя Алексия, одного из первых Предстоятелей Православной Церкви Древней Руси. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: Итак, сегодня, в день Святителей Московских, мы говорим о Древнерусской цивилизации. А можно ли говорить о ней как о цивилизации христианской, православной? В чем феномен древнерусской цивилизации? Сегодня наши гости – Вадим Егоров и Антон Горский. * * * Егоров Вадим Леонидович, доктор исторических наук, археолог, заместитель директора Государственного исторического музея. Руководил раскопками древних городов Сибири, Крыма, Средней Азии, а также золотордынских городов и поселений на юге России. Специалист по истории средневековой Руси, Золотой Орды и русско-ордынских отношений. Горский Антон Анатольевич, доктор исторических наук, профессор исторического факультета МГУ. Автор более двухсот работ по истории и культуре средневековой Руси. Лауреат премии имени Ключевского за выдающийся вклад в области отечественной истории и славяноведения. * * * Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: Здравствуйте, Вадим Леонидович, здравствуйте, Антон Анатольевич. Итак, можно ли говорить о древнерусской цивилизации как о цивилизации христианской, православной? Антон Горский: Разумеется, можно. Поскольку она и формировалась как цивилизация христианская и православная. Главные признаки цивилизации, как культурной общности, отличающей ее от других, это – письменность, как средство коммуникации и вероисповедание. Славянская письменность на Руси была известна и до Крещения, но только после принятия Христианства получила распространение. Крещение Руси было главным и решающим событием для становления на Руси цивилизации. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: Как быстро Христианство стало верой всего народа? Антон Горский: Разумеется, не сразу Христианство проникло во все слои населения, это длительный процесс. Первоначально его освоила древнерусская знать, а позднее оно распространилось на все население. Этот процесс занял несколько веков. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: А какими временными рамками можно ограничить понятие Древнерусское государство? Когда оно началось и когда закончилось? Вадим Егоров: Начало четко известно и зафиксировано в летописях. В связи с этим началом и отмечалось в 19 веке тысячелетие Древнерусского государства. В Великом Новгороде стоит памятник 1000-летию Русского государства. Эта дата может быть в чем-то легендарная, но историческая наука считает 9 век началом Русского государства. А конечную дату Древнерусского периода назвать сложнее, определенный день и год назвать невозможно, поскольку это был процесс перехода из одной стадии в другую, от Древнерусского государства к России, и 15 век можно еще считать переходным периодом. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: А что мы вкладываем в понятие «древнерусская цивилизация»? Это только собрание каких-то исторических сведений или артефактов определенной эпохи или нечто большее? В чем феномен древнерусской цивилизации? Вадим Егоров: Можно назвать главные вехи. Во-первых то, что Древняя Русь была известна с 9 века и на Востоке, включая Арабский халифат и Персию, и на Западе, не говоря уже о варягах, которые посещали Русь. Это государство было включено в международный синклит. Это – один из главных признаков принятия Древнерусского государства в европейскую и азиатскую государственную общность. Можно сказать, что государство обладало и собственными деньгами, с надписью, утверждающей династию князя Владимира: «Владимир на столе. Се его серебро». Что означало невозможность чеканки других денег, и невозможность занимать престол кому-либо, кроме наследников князя Владимира. Это заявка очень серьезного государства на самостоятельность. И, наконец, знаменитая Русская правда, – уникальный по сути своей документ. Как можно обойтись в цивилизованном государстве без законов? Следует сказать и о том, что древнерусская цивилизация не замкнулась в себе, а дала ростки еще двум культурам Украинской и Белорусской. Это уникальный случай в мировой истории. Такого толчка для развития культур и цивилизаций соседних народов мы нигде не найдем. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: Вадим Леонидович, не так давно Вы были нашим коллегой и вели интереснейшую рубрику «История России в Историческом музее». Я предлагаю нашим телезрителям снова пройти по залам Исторического музея и познакомиться с культурой Древней Руси. Сюжет: Культура Древней Руси в Историческом музее В этом зале Вы можете познакомиться с культурой Древнерусского государства XI–XII веков. Его стены покрывает белокаменная резьба, – точная копия орнаментов знаменитого Георгиевского собора, который построил в 1234 году в Юрьеве Польском князь Святослав, внук Юрия Долгорукого и правнук Владимира Мономаха. Собор славился своей красотой. Через 200 лет Георгиевский собор обмеряли зодчие Ивана Калиты, чтобы по его образцу построить первый белокаменный храм Москвы – Успенский собор в Кремле. До XV века на Руси не знали, что такое кирпич, и все крупные постройки возводили из белого известнякового камня. С особенной любовью украшались церковные здания. Снаружи – затейливой резьбой, внутри – многоцветными фресками на библейские сюжеты. Часто даже полы в храме становились произведением искусства. Это – кусочек пола из Смоленской церкви Иоанна Богослова. По замыслу мастеров, такие разноцветные сердца должны были напоминать прихожанам о любви и мире, которые заповедовал Господь. Но деревянных церквей, срубленных из вековых сосен, на Руси было куда больше, чем белокаменных. Перед вами, – редчайший памятник древнерусского искусства XIV века, – резной иконостас. Распятие, святой Георгий Победоносец, святая великомученица Варвара, пророк Илия, святитель Николай. Изображение Распятия почти стерто от молитвенных прикосновений многих поколений русских людей. Богато было Древнерусское государство талантами. Вот такие нательные крестики и небольшие иконки из меди, серебра, бронзы и поделочных камней отливали и вырезали из камня наши с вами предки. Но совершенно особого, кропотливого и многолетнего труда требовало изготовление книг. Бумагу еще не изобрели. Вместо нее использовали пергамен, – выделанную особым способом эластичную кожу домашних животных. Каждая из таких книг делалась в единственном экземпляре и стоила чрезвычайно дорого. Книжные сокровища, которыми располагает Исторический музей, поистине бесценны. «Изборник» князя Святослава, 1073 год. Это единственная светская книга русского средневековья, – по сути дела, энциклопедический справочник XI века. А это Мстиславово Евангелие 1117 года, причем подписное. Писец Алекса, златописец Жаден. Предназначалось оно для княжеской церкви Благовещения в Новгороде… Юрьевское Евангелие. Оно изготовлено в 1128 году специально для новгородского Юрьевского монастыря… Сказание о первых русских святых Борисе и Глебе. XII век. Говоря о культуре Древней Руси, нельзя не сказать и о ювелирном искусстве. Скань, зернь, чернь, перегородчатая эмаль и сегодня вызывают восхищение древнерусскими мастерами, владевшими тончайшими приемами изготовления этих изысканных украшений. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: Как Вам кажется, почему так укоренилось мнение о «сермяжной, безграмотной, лапотной» Руси? Антон Горский: Думаю, это мнение сложилось в период петровских реформ, когда то, что было до начала 18 века стало представляться отсталым и ретроградным. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: А каковы были наиболее существенные отличия древнерусской культуры от западноевропейской на этапе ее формирования? Антон Горский: Язык письменной культуры. В Западной Европе церковная служба велась на латыни, и язык письменности был, непонятный большинству населения, латинский. Грамотность была доступна только узкому кругу людей. преимущественно духовенству. А на Руси церковная служба изначально шла на славянском языке, соответственно письменность и литература были понятными всем. И это дало возможность изучать грамоту более широкому слою населения. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: — А насколько письменность в Древней Руси была доступна большинству населения? Каков был уровень его грамотности? Насколько письменность была доступна простому народу? Вадим Егоров: Если судить по новгородским находкам – берестяным грамотам, то можно представить себе поголовную грамотность всего русского населения. Писались любовные письма, финансовые документы, отчеты о сборе дани, и проч. Бумага еще не была изобретена, и выход был найден в бересте. Почему это сохранилось только в Новгороде? Только по тому, что там более благоприятные геологические условия залегания слоя. Грамоты были найдены и в Москве, и в Смоленске, и в Полоцке, и в Пскове. Там, где земля сырая, где нет обмена кислорода и влаги, способствующим гнилостным процессам, там береста, как все органические остатки, прекрасно сохраняется. Тут-то мы и можем сказать, что если издать весь свод найденных грамот, а их уже больше тысячи, получится фантастическая энциклопедия, охватывающая все стороны политики, экономики, сердечных отношений и самой письменности. Ведь самая первая из найденных – знаменитая грамота мальчика Анфима, где он учиться писать. Она сейчас демонстрируется в 9-м зале нашего музея, и все ученики смотрят на нее с большим удивлением. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: — Откуда такое количество грамотных, и как велся процесс обучения в Древней Руси? Вадим Егоров: Тут я склонен грешить на истинно русскую душу. Была тяга к просвещению. Всем хотелось быть людьми уважаемыми, вошедшими в круг грамотных и просвещенных, цивилизованных людей. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: — Мы знаем, что в XVIII–XIX веках простой народ в России был по большей части безграмотный. Что же произошло? Почему такой упадок после такой высокой грамотности населения? Антон Горский: Период снижения грамотности населения, я думаю, падает на эпоху становления крепостного права. Основная масса населения утратила правоспособность, и исчезла потребность в грамотности. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: — А есть ли другие причины? Например то, что Россия становится светским государством, не является ли это причиной изменения отношения к книге? Вадим Егоров: Здесь имело место более резкое и холодное разделение крестьянства и дворянства. И это привело не только к отдалению, но к унижению одного класса другим. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: — Мы все время говорим о грамотности. Но ведь понятие цивилизация гораздо шире. А что еще было в древнерусской цивилизации особенное? Вадим Егоров: Основой основ цивилизации можно считать уникальный памятник «Слово о полку Игореве…», этот памятник вобрал в себя и культуру, и военное искусство, и русскую душевность, восхищение своей страной, своей природой, людьми. Все это – некий клубок цивилизационного направления, который соответствует не просто внутреннему содержанию русского народа, но отношению его с другими народами. Ведь если взять летописи. то по ним можно насчитать 22 народа, населявшие Древнерусское государство. Причем грамотность и алфавит для всех были только русские. Это производит сильное впечатление. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: — Я могу вспомнить Стефана Пермского, который приходит к зырянам как миссионер, и переводит, сочиняет для них собственную грамоту. Это же удивительный момент для древнерусского сознания. Запад, обращая в католичество, заставляет людей отказываться от своих корней и принимать культуру другого государства, а латынь – как основу культуры. Древнерусское государство неожиданным образом идет к диким народам и дает им грамотность. Вадим Егоров: Вы совершенно правы. Русское государство шло не с саблями и пушками на Восток и в Сибирь, а со своей культурой. Может быть, православная культура не всегда соответствовала тем народам, которые были язычниками, но постепенно приручала их и превращала в цивилизованный народ. Антон Горский: Я бы еще добавил, что не только «Слово о полку Игореве…», но и многие произведения древнерусской литературы «Повесть временных лет», произведения Владимира Мономаха, «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли» входят в число выдающихся произведений европейского средневековья. Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: — Мне бы хотелось сказать и о том, что в Древней Руси развивается и свое богословие. Мы видим первые памятники богословской мысли, имеющие самостоятельное звучание, а не просто пересказ византийских авторов и святых отцов. Это совершенно самостоятельные, глубокие мысли, родившиеся в недрах самой Русской Церкви в этот период. Вы сказали о Русской правде, как о некоем юридическом кодексе, мы говорили и о литературе, а с точки зрения техники было что-то особенно феноменальное? Вадим Егоров: Если мы возьмем ремесло, то была развита и металлургия, и ювелирное искусство, в изучении которого нам, как ни странно, помогло монгольское нашествие, перед которым многие драгоценные вещи были закопаны в клады. Клады мы находим и сегодня и, благодаря им, узнаем много нового. Оружие прекрасное находим и по сей день – сабли, мечи, кольчуги на которых выбиты крошечные надписи «Богородица, спаси меня и помилуй». Ведущий – протоиерей Алексий Уминский: — Спасибо, Вадим Леонидович и Антон Анатольевич за интересную и содержательную беседу. Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Мы очень часто находимся во власти исторических предрассудков. Одним из таких предрассудков является убежденность в том, что древняя Русь была страной со сплошной малой грамотностью». Сотни берестяных грамот убедительно этот предрассудок опровергают. Наша программа подошла к концу. На нашем обновленном сайте «Седмица.Ru». Вы теперь сможете не только прочитать ее электронную версию, но и посмотреть видеозапись. Здесь же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. В следующую субботу мы расскажем Вам о Православии на Ямале. Всего Вам доброго. Храни Вас Господь! Ведущий – протоиерей Алексий Уминский Седмицa.Ru Источник: Русская линия



полная версия страницы