Форум » основной раздел » Страсть » Ответить

Страсть

Николай Михайлович: Из жития преподобного Иоанникия Великого. Достигнув глубокой старости, св. Иоанникий поселился в Антидиевой обители и пробыл там в затворе до своей кончины. Семьдесят лет провел в подвигах преподобный Иоанникий и достиг высокого духовного совершенства. По милости Божией святой стяжал дар пророчества. Преподобный старец во время молитвы поднимался над землей. Однажды перешел разлившуюся в половодье реку. Святой мог сам становиться невидимым для людей и делать невидимыми других: так, однажды преподобный вывел из темницы пленных греков на глазах у многочисленной стражи. Яд и огонь, которыми хотели уничтожить святого завистники, не причиняли ему вреда, хищные звери не трогали его. Известно, что он освободил остров Фас от множества змей. Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества. Он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение.[/ Предузнав свою кончину, святой отошел ко Господу 4 ноября 846 г. в возрасте 94 лет. Господь прославил Своего угодника даром чудотворений и по смерти.

Ответов - 35

Рулетка: Николай Михайлович пишет: Он взял на себя мучившую девушку страсть Это как, интересно? Беса, что ли, переманил к себе? Как думаете?

Николай Михайлович: Рулетка пишет: Это как, интересно? Если не ошибаюсь,это не уникальный случай в святоотеческой практике.И не следует напрямую отождествлять страсть с бесом.Страсть в святоотеческой традиции это греховное состояние души.

Рулетка: Я на другом форуме у священника спросила, вот что он ответил на вопрос, переманил ли он себе беса: "Думаю что да. Ведь бес не обязательно вселяется в человека а ещё и предстоит возле и искушает."


Николай Михайлович: Владимир пишет: Ответственность за чужой грех можно взять на себя, а вот как взять на себя чужую страсть? Хотя в духовном мире может быть и такое возможно, я не знаю. Может быть и возможно,но вот рассматривать это как переманивание беса более чем странно. Рулетка пишет: Это как, интересно? Беса, что ли, переманил к себе? Как думаете? Рулетка пишет: Я на другом форуме у священника спросила, вот что он ответил на вопрос, переманил ли он себе беса: "Думаю что да. Ведь бес не обязательно вселяется в человека а ещё и предстоит возле и искушает."

Николай Михайлович: Как-то это странно и упрощённо? При таком ответе получается,что страсть это не греховное состояние души,а состояние души при искушении её бесом.В святоотеческом толковании страсть рассматривается более широко.И данный ответ можно рассматривать как частный случай?

Рулетка: Николай Михайлович пишет: Как-то это странно и упрощённо? При таком ответе получается,что страсть это не греховное состояние души,а состояние души при искушении её бесом.В святоотеческом толковании страсть рассматривается более широко.И данный ответ можно рассматривать как частный случай? Н.М., думаю, житие святого Иоанникия не богодухновенно, написано обычным человеком, который мог вкладывать в понятие "страсть" какой угодно смысл. Есть люди, которые стараются не употреблять имя врага рода человеческого и его служек, чтобы даже таким образом не призывать его. Если мне память не изменяет, то последнее я слышала с амвона, на крещении одного из моих сыновей, где проповеди особо длинные и о чем угодно, т.к. люди пришли в храм первый и, возможно, последний раз, и священник хочет им сказать все и сразу.

Владимир: Николай Михайлович пишет: Преподобный Иоанникий также спас юную монахиню, готовую покинуть монастырь ради замужества. Он взял на себя мучившую девушку страсть, а сам постом и молитвой уничтожил вражеское нападение.[/ ccылка "Страсть в православии" В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные, противоестественные движения души, заключающееся в ее увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, прп Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми»[4] Cтрасть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека). Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, блуд, чревоугодие, уныние, печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач. Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль). Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие. В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти. Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху. Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем, что не всегда безгрешно. Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом. Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя. Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам. Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами. Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[5]. Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т.п., являющиеся проявлениями первородного греха." Ответственность за чужой грех можно взять на себя, а вот как взять на себя чужую страсть? Хотя в духовном мире может быть и такое возможно, я не знаю.

Павел Борисович: Ну вот опять шаманство и чародейство, а где Христос который Сам искушаем был и может искушаемому помочь? В чем меня ИМХО умиляет такого рода ПРЕДАНИЕ, что в нем о БОГЕ нет упоминания.

Павел Борисович: Боголюбивому читателю предлагается серия брошюр о благодатной старице Пелагии Рязанской, составленных по воспоминаниям многих людей. Издание подготовлено по тексту, опубликованному в альманахе "Жизнь вечная" N 18 за 1996 г. Блаженная Пелагея родилась в селе Захарово Захаровского района Рязанской области в 1890 году. Она была слепенькая от рождения, и уже в 3-х летнем возрасте Господь дал ей дар прозорливости. Очень много людей получили от прозорливой девицы Пелагеи назидательных наставлений и предупреждений, хотя здесь я покажу очень малую часть. Умерла блаженная праведница и великая подвижница и молитвенница Пелагея Рязанская слепенкая в 1966 году. Прозорливая Пелагея давала ответ сразу на любой вопрос, но если вопрос был более сложный, она молилась всю ночь - беседовала с преподобным Серафимом Саровским и тогда давала совет, как нужно поступить безошибочно. Блаженная девица Пелагея была очень большая молитвенница и постница. Слепенькая от роду, мяса она никогда не ела, а в первую, четвертую и седьмую недели Великого поста вообще не вкушала пищи, кроме просфоры и стакана святой воды в день. Молилась Пелагея много, по нескольку часов утром, днем, вечером и ночью. С раннего детства и до 75 лет она неизменно делала примерно 12-14 поклонов в минуту. Блаженная Пелагея молилась красиво, осторожно, внимательно, ровно, словно маятник у часов, много молилась на коленях. Она много акафистов знала наизусть, знала силу и значение Креста. Блаженная Пелагея делала по десять тысяч поклонов за 14 часов молитвы в сутки. Трудно себе представить - сколько нужно потратить сил за один день молитвы. А за семь дней? А ведь выглядела она как хорошая сдобная пышка, самая наилучшая, из самой хорошей муки! Однажды моя мама заболела и решила навестить девицу Пелагею прозорливую. Когда она приехала, то блаженная Пелагея встретила её особо дружелюбно. Она уже знала, что моя мама беременна мною, знала и её тайную в голове мысль - сделать аборт, и отговорила её. Прозорливая Поля, как её звали, очень много раз отводила меня от неминуемой смерти. И в этот раз Господь через свою угодницу сохранил мне жизнь. Сама Поля рассказывала мне об этом спустя много лет. Когда у меня народился мальчик, я хотел назвать его в честь отца - Петром и решил поехать к ней, чтобы поговорить и посоветоваться об этом. Когда я ей сказал, что у меня народился мальчик и хочу назвать его Петей, то она была очень довольна. И стала она мне рассказывать, что моя мама хотела сделать аборт, но я ей сказала, что не надо! Сказала ей, что мальчик будет очень хороший и я ему буду крестной мамой, а когда родится и от него мальчик, то я ему буду кумой! Всё так и сбылось! Когда после моего рождения мама приходила к Поле, то она сразу спрашивала: как мой крестник? Приказывала маме, чтоб она меня берегла и делала особый досмотр! И так мы жили дружно. Часто девица Пелагея прозорливая ездила к нам погостить. Она любила маму за её подвиг. Мама была с ней так близка о откровенна во всем! Когда блаженная Поля гостила у нас, то к нам приходило и приезжало много народу, чтобы побеседовать и посоветоваться с ней. Вопросов и ответов было очень много; я помню, но не всё покажу. Если писалась бы книга, тоя бы всё показала. Покажу то, что существенно и важно. Девица Пелагея в двенадцатилетнем возрасте, хотя и имела уже девять лет дар прозорливости, претерпела дьявольское искушение. Сатана толкал её на грех самоубийства, но бык её не тронул! Осталась жива. Пелагея рассказывала, что к ней подошла женщина в монашеском облачении и увела с дороги. Это была Царица Небесная с иконы Покровского монастыря в Киеве. Игумения Небесная взяла слепенькую Пелагею за руку, довела до амбара, посадила её на лавку и сказала: Следуй за мной! И вдруг они оказались в таком ужасном месте, где океан огня!.. Богородица сказала трижды: смотри на свой грех. И хотя Поля была слепая, она сразу увидела весь ад!!! Очень трудно его описать... Святые отцы говорили: как нарисованный огонь отличается от настоящего, так и настоящий огонь отличается от геенского! Блаженная Пелагея была в аду. Как же она потом всю жизнь молилась Богу?! День и ночь... И мало кто знал - какая это была великая угодница Божья. Блаженная бабушка Поля говорила - за кого из умерших мне молиться. За мою маму она сама целый год молилась, чтобы, как она сказала, мама прошла одно мытарство! Я догадался: за аборт, хотя она и не сделала его, но намерение тоже вменяется в грех. Научила она меня читать Псалтирь и Каноны. А потом блаженная Пелагея благословила меня написать для одной бедной женщины весь Псалтирь. Я потрудился, и за двадцать дней он был написан. А всего по её благословению было написано шесть Псалтирей - четко, красиво, как солнце! После написания Псалтирей Поля мне сказала: ты будешь со мною! Прозорливая Пелагея предсказывала, какая моя будет смерть: Петя, или крестник или кум, дай мне руку. Есть на руке пальчики? Я сказал: как же есть! Тогда она мои пальцы одной руки, а затем другой и пальцы ног как бы обволакивала и говорила, что каждый пальчик будут усекать на десять частей десять раз! Но мне тогда было тихо и спокойно... А смерть моя будет жестокая? Она, видно всем будет жестокая!.. Блаженная девица Пелагея долго рассказывала мне значение разных псалмов, многих молитв. Однажды мы были вместе целых три дня: она только говорила, а я писал о значении каждого угодника Божия, кто от каких болезней помогает, многое другое... Полную тетрадь написал! Поля прозорливица сказала мне: будешь много помогать людям. Встречал много больных и до сих пор встречаю - помогаю всем по тетрадке. Я помню её слова. Всё исполняю. Однажды подвижница Пелагея по поводу свадеб в Великую Пятницу сказала, что за тех даже молиться нельзя. И добавила: кто не согласен, получит пред Богом двойной грех! Пелагея угодница Божья говорила, что нельзя молиться о тех, кто сжигает тела своих родственников, и о самих сожженных! Худо будет всему роду! Сжигание телес - это даже и не грех, а само служение сатане, от которого будут и жестокие мучения! Прозорливая Пелагея предсказывала, ещё в то время, когда Хрущёв закрывал храмы, что в России будет время, в которое откроются все храмы. И у нас в Захарове откроют храм. Но тогда храмы будут служить зрелищем для народа. Народ не будет знать молиться, а люди будут истуканами. Тот, кто молится холодно, вяло, кое-как, без страха Божия, есть истукан. Однажды в Великий Четверг было 2100 причастников. Священник причастил всех, но Господь причастил 38 человек! Делайте для себя вывод. Страшное кощунство - говорила Пелагея, перед причащением Святых Христовых Таин не делать три земных поклонов! Где наставники? Их нет! Пропала Россия без земных поклонов! В храме надо строго всё соблюдать пред Богом, иметь страх, уважение к святыням. Человек рожден для рая, а не для ада. В ад идет каждый ради своей дурости! Примите к сведению: от Рязани до Михайлова - семьдесят километров. Вот в такую глубину идут души в ад! В последние времена на каждого христианина будет сто и более колдунов! О, какая страсть! Прозорливая девица Пелагея предупреждала: к киоскам книжным и газетным близко не подходите! Сколько же книг чародейных и колдовских под руководством евреев выпускают во всем мире?! Скоро и у нас грудами будут лежать! В последние времена народ весь будет больной, какая будет смертность! Всё за то, что народ не будет крестом креститься! Болезней от Бога не будет! Делайте для себя вывод... Бабушка Пелагея прозорливая говорила, что придет время, когда будет великое множество больных раком головы; говорила, что без головного убора женщина не должна ходить. Недопустимо ношение масок или искажение образа Божия в лице, нахождение идолов и собак в доме, разные гадания и обаяния. Она сказала, что таким матушкам предстоит страшное! В аду есть специальное место для таких матушек. Ещё она говорила, что помадка часто содержит собачий жир. Если дом освящён - поселяется Господь, а если допустили собаку в дом - благодать Святаго Духа уходит. У кого собаки живут в одном помещении с иконами, тот не должен допускаться к Причастию! Я спрашивала: Поля, скажи мне, есть ли в священстве прозорливость? В ответ: считай почти нет и не будет! Я от её слов содрогался, представляя себе на память - сколько у нас в стране храмов, монастырей?! До меня это никак не доходило, я не мог поверить... Тогда ещё я думал: поскольку священники находятся в алтаре - они ближе к Богу, они все - Божьи. Ещё в молодости я хотел стать священником. Но прозорливая Поля не благословила меня принимать сан. Она сказала, что надвигается на нас такое время, в которое будет невозможно соблюдать ни монашеские, ни священнические обеты; что если рукоположишься, тогда не спасёшься! Поэтому в мой адрес Пелагея сказала: на десять вёрст от священника (т.е. от сана)! А сам трудись, да и молись усердно, не только днем, но и ночью. Ночью сначала немного, а потом - много. Скоро печать! Я послушался её. Теперь у меня семья, дети, а служу алтарником в храме города Рязань. Святитель Задонский Тихон учит про пять видов моления: это пламенная молитва, молитва горячая, теплая, холодная и ледяная. Сам делай вывод как ты молишься?! Надо просить: Господи, прими мою молитву ни как Ниллы, а как Афония! Афоний был тем иудейским священником, который хотел опрокинуть гроб с Божией Матерью. Но Ангел Господень усек ему обе руки! Когда Афоний взмолился с покаянием к Сыну Божию - они опять присоединились к своему месту. Достоевский молился как Евангельский мытарь, со слезами. Бывало всю службу простоит на коленях и ни разу не встанет. И не любил, чтобы его замечали... Берите с него пример! Многие монашки и монахи в монастырях страшно плохо молились. Не соблюдались монашеские обеты. Бог попустил, что за нерадивое отношение, за нечестивую жизнь монашки в тюрьмах были осквернены насильственно надзирателями, а затем после мученической кончины отправлялись в ад! - говорила блаженная Пелагея Рязанская. Все колдуны ужасно ненавидят православных священников. Таким страшным магом был Хрущёв - говорила блаженная девица Пелагея. Он жаждал умертвить одну треть населения и поэтому приказал вместо пшеницы засевать плевелы из Америки, чтобы истощать землю. Хрущёв обещал уничтожить всё духовенство, а последнего священника показать по телевидению! Христиане, вот вам великий секрет; идёт жестокая борьба за полное уничтожение христианства! Преподобный Серафим Саровский сказал девице Пелагее слепенькой молиться Богу и Божией Матери против жестокости Хрущёва. И блаженная девица Пелагея взяла подвиг и более трёх месяцев - сто дней - пламенно молилась, чтобы Господь убрал с престола этого самозванца. О, сколько труда было положено на молитве; одна просфора и стакан святой воды в день! И он был неожиданно для многих снят с работы. Господь услышал её молитву: и духовенство было спасено от истребления, и народ получил ослабу. Вот что значит молитва одного праведника пред Богом! Блаженная Пелагея Рязанская говорила о последних временах много. Будет большая скорбь, когда слуги антихриста будут лишать верующих пищи, работы, пенсии... Будет стон, плач и многое другое... Многие будут помирать. Пищи не будет, воды не будет, жара несказанная, угрызения зверьми, на каждом шагу будут удавленники висеть... Нужно много молиться, чтобы не дожить до тех ужасных дней, а особенно читать Акафист святым семи отрокам Ефесским. Большинство людей в мире с голодухи примут от антихриста печать, очень мало кто не пожалеет. Эта печать навсегда запечатает принявших её для благодати покаяния, то есть они не смогут никогда покаяться и пойдут в ад! Пищи для принявших печать хватит у антихриста только на шесть месяцев, и тогда начнется у них великая скорбь. Они начнут искать смерть и не найдут! - говорила слепенькая Пелагея Рязанская. Блаженная пелагея говорила, что Русский народ будут душить всеми средствами. А адвентистам - сатанинской вере - зелёную улицу! В нашей стране будет столько самоубийств! Всё ещё впереди. Голод, а при голоде - людоедство! Война, а затем выбирать антихриста. Приложите все попечение, чтобы Господь избавил от Содомского греха. Сатана даст команду срамить этим грехом особенно духовенство и монашество. Об этом грехе Пелагея слепенькая много говорила, но я тогда не знал значение этого слова. Он будет распространен в больших масштабах, это - мужеложство! Антихристово учение будет отличаться от православного Христова учения только тем, что будет отрицать искупительный крест! - предупреждала угодница Божия Пелагея Рязанская - адвентисты седьмого дня есть первые враги Креста Христова! Много епархий уже лишились епископства пред Богом за то, что владыки не препятствуют и не обличают врагов Креста. Много звезд спало с неба, как и предсказано в Откровении (Апок.6;13), то есть Церковь лишилась многих архипастырей пред Богом! За это постигнут Россию страшные беды, много городов будет уничтожено Самим Господом, хотя и будут открываться все храмы! Прозорливая девица Пелагея говорила, что все зло, которое будет сосредоточено в России, сметут китайцы. Горько она плакала о России: что с ней будет, какие её постигнут беды! Что будет с Москвой? - В один миг под землю. Что с Санкт-Петербургом? - Так будет называться море. А Казань? - Море - говорила Пелагея, что ей было показано. Ангел Господень известил великую подвижницу Пелагею о том, что к ней через шесть часов явится душа Ленина. Ангел предупредил её о том, что вид его таков, что всякий, если неожиданно увидит, то от страха и ужаса - сразу смерть. Она шесть часов пламенно молилась на коленях и клала поклоны, чтобы Господь укрепил и отвел неминуемую смерть. Душа Ульянова сказала Пелагее, что ей тошно, жарко, и просила помощи: только ты всё обо мне знаешь, ты можешь помочь! Блаженная Пелагея ответила, что может попросить Господа воскресить его на три дня, чтобы он рассказал всему миру, что такое ад, и покаялся в содеянном публично. Тогда Бог его помилует. Но Ленин захихикал и сказал -нет! А затем он исчез. Что будет твориться на русской земле?! Какая скорбь надвигается на нас впереди?! -говорила прозорливая девица Пелагея. - Чародейство охватит всю Россию. Раньше Париж был логовище сатанинское! Оттуда везли к нам чародейные книги. Вот за чем ездили наши богатые. Позднее Варшава была логовище сатанинское. Свили гнездо поближе к России. Сейчас Петербург стал логовище сатанинское. Столько завели в нём чародейства, что провалится и образуется на этом месте море. Как его назовут?.. Казань и другие города будут в недрах земли. - говорила праведница Пелагея прозорливая. Вот какая вселенная, сколько православных храмов, но Господь любит тех, кто от души, от чистого сердца славит Его! В 1950 году я был с ней в Москве на богослужении в храме Иверской Божией Матери, что в Сокольниках. Там мы причащались, и Пелагеюшка слепенькая скзала, что священник, который нас причащал, подобен Господу как солнце, весь в солнечном свете. Как же достиг он такой благодати? Значит, можно, значит надо больше трудиться и показывать народу путь Господень! Блаженная девица Пелагея ещё в отрочестве совершала паломничество в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. По пути к преподобному Сергию она сказала о храме в честь иконы Благовещения, что он будет существовать до скончания века. Храм этот находится в городе Зарайске Московской области. Ей было свыше открыто, что в конце времен останется на белом свете только семь храмов, семь святилищ! Господь Сам будет беречь их до Второго Своего Пришествия. То есть они будут стоять твердо в правое вере. А в других местах будут так избивать, что еле жива останешься. Будет тогда особая жестокость над верующими, такая, что даже святые отцы не могли описать! Вот тогда и приезжайте в Зарайск. Безучастность духовенства к окружающим, равнодушие к происходящему и другие страшные слова говорила мне подвижница Пелагея о священниках. Я от её слов входил в ужас, даже вступал с ней в спор!.. Но она мне сказала твердо: слушай и молчи, а то вменится тебе в грех, и Господь не простит. Тогда, когда она говорила мне, я очень её боялся и слушал. Всё запоминал. Много раз повторяла Божия угодница Пелагея: 1. Богатые священники распяли Господа! 2. Богатые священники свергли Царя!! 3. Богатые священники приведут нас к антихристу!!! Сами для себя делайте вывод... Пелагея предсказывала, что народ скоро не будет знать, как молиться, и не будет молиться. Она говорила, что скоро будет всемирная вера, и что наше духовенство для неё будет восстанавливать и готовить храмы! Сказала, что архиереи разрешат проповедовать у нас адвентистам седьмого дня, которые ад винтят и отрицают Животворящий Крест! Вот какая цель будет у нашего духовенства: открыть все двери антихристу. Блаженная девица Пелагея говорила, что раньше Церковь готовила народ для рая, а сейчас - для ада! Священство и народ не знают, как перекреститься. Сделано всё умышленно! Большинство духовенства не имеют разума, Бога и народ не любят. Всё сделано священством, чтобы народ молился небрежно, кое-как, хотя вся сила в крестном знамении! Я знаю один такой случай, когда слепенькая Пелагея стала креститься и немного не донесла руку до плечевого сустава, а попала в ямку, то я хорошо помню, как она каялась! Она говорила, что большинство священства этого не понимают, за что и пойдут в ад! Крест - это символ победы над диаволом! И не только... Блаженная Пелагея говорила, что при правильном сложении перстов из них исходит огонь. И когда мы наносим на себя крестное знамение, то благодатный огонь опаляет, освящает и очищает наше тело. Кровь, подаваемая сердцем, проходит через огненный крест и поэтому очищается от всего дурного и страшного - всё сгорает! Поэтому, чем больше мы крестимся, говорила Пелагея, тем чище кровь, тем выше разум, тем ближе к Богу, тем быстрее доходит наша молитва до Господа. В этом - значение Креста! А ведь многие не знают... Священники подают пример народу - как жить без крестного знамения, говорила Пелагея слепенькая. Тем самым они предают народ сатане. Да и сколько тяжких грехов в народе?! А они молчат! Исключение - редкость. Даже духовные заведения готовят священников для ада! Что, скажите, может быть страшнее?! Она говорила мне, что богатое духовенство всегда оправдывается без стыда и совести на её слова. Из кожи вон лезут, говорят, что они хорошие. Нынешнее священство - всем бедам беда -говорила блаженная Пелагея Рязанская. Однажды Прасковья Семёновна застала плачущим своего племянника - преподобного Серафима Саровского. И он своей тётке всё объяснил. Его ответ потом был напечатан в третьем томе Настольной книги священнослужителя: 'Господь открыл мне, - сказал он, - что будет время, когда архиереи Земли Русской и прочие духовные лица уклонятся от сохранения Православия во всей его чистоте, и за то гнев Божий поразит их. Три дня стоял я, просил Господа помиловать их и просил лучше лишить меня, убогого Серафима, царствия небесного, нежели наказать их. Но Господь не преклонился на просьбу убогого Серафима и сказал, что не помилует их, ибо будут учить учениям и заповедям человеческим, сердца же их будут стоять далеко от меня' (Москва, 1979, стр.601-602). Сколько много архиереев?! Что они думают?! Как они думают помирать?! Что их ждёт?! Вечный огонь?! Это слова блаженной Пелагеи слепенькой, которая видела ад. Большинство духовенства двадцать веков идёт в огонь вечный, ведёт за собой народ! Ад уже полный. Океан огня! Она говорила, что каждый должен представлять эту картину загробную, чтобы не попасть в этот океан! К пришествию антихриста христиане из-за священников не будут понимать истинного Христова учения - говорила блаженная Пелагея Прозорливая. Блаженная Пелагея предсказывала, что в последние времена будет повышение пенсии, и объясняла, что это - к скорому приходу антихриста. Первосвященники при помощи помещиков свергли царя - говорила Пелагея Рязанская. За это их постигло кровь, мучения, смерть. Их судьба за гробом - огонь вечный. Скажете: Неправда?! Да, правда! Священство долго рубило тот сук, на котором сидело, и поэтому, - говорила блаженная Пелагея,- великое множество духовенства приняли страшные мучения, и, несмотря на мученическую кончину, отправились в ад! Ведь они освобождали от Помазанника Божия земной престол - для антихриста. Христиане, сделайте себе вывод. Наставляйте друг друга, назидайте один другого - это слова Апостола (1 Фео. 5;11, Евр. 3;11, 10;25). А то ведь рта боитесь раскрыть! - говорила Пелагея слепенькая подвижница. Пелагея Рязанская предсказывала: священство поведёт народ в ад. У них в этом будет необходимость. Шли бы сами в ад, а народ пожалели бы. Большинство духовенства желает создать особую церковь по разуму человеческому, чтобу не славить Христа небесного! Святители не желают святить законного царя! Это и есть отступление от постановления Святого Духа, которое не простится вовек! Владыки сами сократили свою присягу, чтобы не служить царю и не учить этому народ! Разве духовенство не знает, что этого делать нельзя?! Знают, но умышленно делают! Предантихристово священство все почти погибнет - огонь вечный! У Ария разверзлось чрево и выпал кишечник - по молитве святителя Афанасия Великого. Вот был молитвенник пред Богом! А нынешнее духовенство - от мала до велика - просто ждут Антихриста, чтобы погубить себя и народ! - говорила блаженная Пелагея Рязанская, духовенство мнит о себе высоко, да в какую пропасть они идут?! Стоит им смириться и начать славить Царя Небесного и Его помазанников - все станет с головы на ногу, и жизнь настанет - мёд и млеко. Праведница Божия девица Пелагея говорила, что можно спасти Россию от антихриста, что всё в руках патриарха и архиереев, но они - за безбожную власть! Представьте себе, - говорила прозорливая пелагея, - сколько у нас было священников при Царях! Но жизни Истины они не могли найти. Жизнь по Истине, по Христу будет найдена после воскресения из мертвых преподобного Серафима Саровского!.. Колдуны убили нашего Царя-Батюшку и захватили над нами власть, - говорила слепенькая Пелагея Рязанская, - они под видом немцев, поляков, русских захватили все богатство России, чтобы удушить православный люд, чтобы истребить Церковь. Когда умру, - сказала она, - народится антихрист. Угодница Божия Пелагея Рязанская говорила, что при короновании антихриста в Иерусалиме евреи увидят у него не ногти на пальцах, а когти. Это будет сразу обнародовано среди евреев, и многие из них не положат печать антихристову. Кто не примет печати - царство небесное, и без других подвигов! А кто примет - станет бесом во плоти и уже никогда не покается - получит вечный огонь! Будет три великих чуда: Первое чудо - в Иерусалиме - воскресение из мертвых святого патриарха Еноха и святого пророка Ильи на третий день после убиения их антихристом! Второе чудо - в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре воскреснет, по воцарении антихриста, преподобный Сергий. Встанет из раки, дойдет на глазах у всех до Успенского собора и затем вознесется на небо! Вот будет здесь море слёз! Тогда уже в обители делать будет нечего, благодати не будет! А третье чудо будет в Сарове. Господь воскресит преподобного Серафима Саровского, который будет живым - порядочное время. Кто пожелает, тот увидит его живым! О, сколько же будет тогда чудес! - говорила блаженная девица Пелагея прозорливая. Я к её словам был очень внимателен, только слушал да молчал, удивлялся. Мощи преподобного отца Серафима находятся в Москве у одной благочестивой старушки. Ангел Господень, когда будет нужно, велит ей обратиться к первоиерарху и сказать, что у неё находятся мощи преподобного Серафима. Эти святые мощи понесут на плечах через Каширу по Волгоградской дороге через Михайлов в Тамбов, а оттуда в Саров. В Сарове отец Серафим воскреснет из мертвых! В то время, когда его мощи будут нести, народу будет тьма, и великое множество болящих - исцелится! Про воскресение его в Сарове будет объявлено по радио и телевидению, и народу будет - несть числа! В это время со всего мира прибудут в Саров много иностранцев: и священство и просто любопытных. Все уверятся в воскресении преподобного Серафима: да, истинно, это тот старец, который посвятил себя Богу на этой земле, в этой местности. Такое вот будет всемирное Диво! Из Сарова Серафим пойдет в Дивеевскую обитель пешком. Его будут сопровождать последний Государь с царственным священством и море народное... По дороге в Дивеево преподобный Серафим сотворит много чудес, да и в Дивееве тоже. Он будет обличать духовенство в предательстве и измене, будет проповедовать на весь мир покаяние, - говорила угодница Божия пелагея, - Серафим Саровский объяснит всю историю, всё расскажет и будет обличать пастырей как младенцев, покажет им, как правильно креститься, и многое другое!... Даже евреи уверуют в батюшку Серафима, а через это - в господа Иисуса Христа! Представьте картину сияющего всему мира солнца! Пелагея Рязанская говорила, что Епископы Российской православной Церкви отступят от истины православной веры, не будут верить пророчествам о воскресении России! Для обличения их будет воскрешён из мертвых преподобный Серафим Саровский. После стольких дивных чудес духовенство будет иметь преданность ко Господу, то есть будет научать народ служить Батюшке-царю всем сердцем! - предсказывала прозорливая Пелагея. Не принявшие печать евреи издадут жестокие законы против чародейства, которое сами сейчас насаждают, и будут сами же уничтожать всех колдунов до единого! Блаженная Пелагея прозорливая предсказывала, что антихрист объявится из Америки. И ему поклонится весь мир, кроме царской православной церкви, которая сначала будет в России! А потом Господь подаст своему малому стаду победу над антихристом и его царством. Крест - Царям держава ....сим - победили!!! Воспоминания раба Божия Петра записал и составил К. В. П. 1996, Крестовоздвижение Текст был напечатан в журнале "Жизнь вечная" N 18 за 1996 г.

Павел Борисович: Один из примеров народного предания сами поймете к чему я посавил энту статью, можно еще накопать кучу ссылок на взятие болезней, страстей на себя, но это все таки ближе к народной белой магии.

Павел Борисович: Вот еще один пример из народного православия где берутся чужие болезни и грехи и освящяется трансформаторное маслице, т.к. оно не портится 10 лет. http://pravosl.narod.ru/temkino/ предупреждаю - файл тяжелый

Галина_М: Павел Борисович пишет: Вот еще один пример из народного православия где берутся чужие болезни и грехи и освящяется трансформаторное маслице, т.к. оно не портится 10 лет. http://pravosl.narod.ru/temkino/ предупреждаю - файл тяжелый Ещё нагло пишут, что их писанина вышла с благословения митрополита Кирилла (Гундяева)

marabu: Павел Борисович пишет: http://pravosl.narod.ru/temkino/ А самое чудовищное в книге Дурасова про блаженную старицу - это как она научала бесноватую причаститься, а потом изблевать причастие, чтобы с ним бес вышел. В последнем издании книги этот случай убрали, но это было написано!

Павел Борисович: Избранная от рода Российскаго нести страдания и болезни всех, к тебе притекающих. Венцем славы от Господа увенчанная и яко имущая дерзновение перед Богом, испрашивати у Него исцеления недужным и утешения скорбящим. Восхваляем подвиги и страдания твоя, с любовию поем ти: Радуйся блаженная старице мати Макарие, молящаяся Христу Богу о спасении душ наших http://pravosl.narod.ru/temkino/Akafist_Makaria.html

Admin: Народная религиозность на православном языке называется язычество. Именно с этим мы и имеем дело в данном случае.

marabu: Admin пишет: Народная религиозность на православном языке называется язычество. Именно с этим мы и имеем дело в данном случае. И этих представителей народной религиозности никак не переубедить! Как же не почитать того, кто при жизни молился, исцелял людей, и даже являлся схимонахиней? А раз так, то и верить им можно, и подражать, и к лику святых причислять. И к Славику Чебаркульскому, и к Макарии едут автобусами, во главе со священниками. Ну ладно, про Славика вроде бы издали официальный документ. А про Макарию в православных справочниках пишут как про подвижницу и всё такое...

Николай Михайлович: Согласен.Вот только житийная литература это не брошюрки сомнительного содержания и как-то хочется верить,что лексика в ней более выверенная чем в народном творчестве.

Павел Борисович: marabu пишет :и даже является схимонахиней Народ у нас не понимает что схи монахиня это не священический чин, а по большому счету обеты которые может произнести практически любой христианин, сколько у нас ТАЙНЫХ монахинь, которых слышно во весь Храм. Обеты которые ты дал перед Господом во спасение не должны являтся поводом для возвеличивания и гордыни пред народом, а получается наоборот.

marabu: Ещё вспоминается случай моего паломничества на погост Камно, что в Псковской области. Там служил когда-то довольно известный батюшка - протоиерей Валентин Мордасов, уже почивший. Так вот, в храме, где он служил, в алтаре освящаются (?) чай, кагор, растительное масло. Паломники привозят эти продукты "на обмен", то есть отдают своё, а им дают уже освященное. Как сказала наща руководительница группы: это от всех страстей лекарство. То есть, потребляй сам, и мужу-алкоголику в пищу и вино добавляй. Неужели таким образом от страстей избавиться можно? Хоть бы страсти - это были страсти, или страстями названное беснование? Ну, хотя бы не избавиться, а какое-то облегчение получить? Спрашивала у своего батюшки. Он сказал, что чай не освящается, нет такого чина в Церкви! Да и масло и вино тоже, если речь идёт не о причастии или Таинстве елеоосвящения (соборования). Значит, эти "освященные" продукты ничем не отличаются от "нашептанной" водички старицы Макарии и от ею "освященного" трансформаторного маслица? Да, и причём там, в Камно, все уверяют, что традицию освящения продуктов ввёл протоиерей Валентин. Павел Борисович пишет: схи монахиня это не священический чин, А здесь - священнический чин! Конечно, может тот батюшка совсем не то имел ввиду, что теперь под его вывеской вытворяют, но всё же... Мне приходилось видеть священников сколько угодно, которые прославляют Распутина и Грозного, почитают как святого Славу Чебаркульского и Макарию Темниковскую. А люди-то им верят! Всё же авторитет у человека в сане велик! И пока такие есть - нам никогда не избавиться от суеверий и магизма.

Николай Михайлович: marabu пишет: Значит, эти "освященные" продукты ничем не отличаются от "нашептанной" водички старицы Макарии и от ею "освященного" трансформаторного маслица? Я бы не стал проводить такие аналогии.Всё-таки традиция освящения продуктов имеет довольно древние истоки и практику такого рода освящения и употребления.Есть в этом и определенный духовный смысл,а в нашем мире духовное и материальное всё-таки определённым образом связаны друг с другом. marabu пишет: причём там, в Камно, все уверяют, что традицию освящения продуктов ввёл протоиерей Валентин Возможно это связано с тем, что о.Валентин имел обычай людям, пришедшим в храм,оставлять на память какие-либо вещи,связанные с церковью,с богослужением и т.п.,так называемые "святыньки".

Дмитрий: marabu пишет: Мне приходилось видеть священников сколько угодно, которые прославляют Распутина и Грозного И Слава Богу, что есть такие пастыри, а епископов не видели?

marabu: Владимир пишет: Интересно, а вот скажем мед, или яблоки, или куличи, яйца, творог и прочая снедь окропляются святой водой перед Пасхой - это что не освящение? Да освящение конечно. В каждом мало-мальски подробном молитвослове есть молитва на освящение всякой вещи. То есть, купили себе трусы - окропите святой водой с молитвой, купили морковь на рынке - окропите с молитвой. Вопрос в другом: можно ли потом эту морковку или трусы использовать как лекарство от страстей? А у меня вопрос: каким образом освященный в алтаре чай им становится? Николай Михайлович пишет: Возможно это связано с тем, что о.Валентин имел обычай людям, пришедшим в храм,оставлять на память какие-либо вещи,связанные с церковью,с богослужением и т.п.,так называемые "святыньки". Вот именно так я всегда к этому и относилась! И вообще, протоиерей Валентин был из тех батюшек, которые бесноватых отчитывали, и бесы его боялись. Наверное, боялись даже тех вещей, которые он в руках подержал. Но страсть - это не совсем одно и то же, что беснование. Хотя, алкоголизм не без этого... Дмитрий пишет: И Слава Богу, что есть такие пастыри, а епископов не видели? Нет, епископов не видела. А Вы?

Admin: Владимир пишет: Может быть специального чина на освящение кроме воды и елея и нет, но освящать можно ведь и иные продукты и вещи - я так понимаю. Или может мы что-то путаем? Интересно услышать мнение о. Андрея. Мнение таково - можно приносить на благословение продукты любые (не принято в храм приносить только мясо) и с верою вкушающим будет духовная польза и даже и "страстем изменение" (из чина освящения воды). И тайно налить и добавить можно - за веру принесших был исцелен расслабленный. Только нужно помнить, что все это не более, чем помощь в нашей малой и скудной вере, как бы "духовные костыли". И главное в вере - любовь к Богу и ближнему, и дела этой любви. А святынька любая, и благословленные продукты сами по себе не имеют никакой пользы, если они становятся уже не средством к снисканию благодатной помощи, а панацеей. Дмитрий пишет: И Слава Богу, что есть такие пастыри, а епископов не видели? И что хорошего в том, что для таковых священников нет авторитета Церкви? Епископов встречал, только они поступали смиренно - высказывали свое мнение лишь до тех пор, пока Святейший по проверке комиссии по канонизации не изрек свое решительное слово, к которому необходимо прислушиваться.

marabu: Admin пишет: Только нужно помнить, что все это не более, чем помощь в нашей малой и скудной вере, как бы "духовные костыли". И главное в вере - любовь к Богу и ближнему, и дела этой любви. А святынька любая, и благословленные продукты сами по себе не имеют никакой пользы, если они становятся уже не средством к снисканию благодатной помощи, а панацеей. Спаси Господи, батюшка! Как-то получается, что все мои поездки в Камно с паломнической службой были такими: процентов на 90 контингент - люди, только-только приходящие к вере. И некоторые относились к происходящему по-язычески, то есть к продуктам из алтаря как к наговоренным, нашептанным. Если разницы не видят, то это соблазн для них.

marabu: Admin пишет: можно приносить на благословение продукты любые Если можно, то почему повсеместно не освящают в храмах чай и растительное масло? Представляю: приду в храм и попрошу батюшку освятить мне чай, в качестве помощи моей скудной веры и "духовных костылей". Он подумает, что я шучу, или выгонит меня с глаз долой.

Дмитрий: Admin пишет: И что хорошего в том, что для таковых священников нет авторитета Церкви? В этом хорошего ничего нет, а если священник (епископ) почитает царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, что плохого в этом? Человек хорошо изучил исторические факты, сложил дважды два и понял, что к чему. Даже руководство МП неоднозначно отзывается о старце Григории, потому что уже нет смысла скрывать, что всякие мерзости о нем понаписали большевики, антимонархисты, ненавистники святой царской семьи. А уж про Ивана Грозного есть тут целая тема. Просто надо изучать (не читать, не листать, а изучать) истинную историю, а не подложку.

marabu: Дмитрий пишет: а если священник (епископ) почитает царя Иоанна Грозного и Григория Распутина, что плохого в этом? Пусть себе молча почитает кого угодно, но церковный народ в соблазн при этом не вводит. Дмитрий пишет: Просто надо изучать (не читать, не листать, а изучать) истинную историю, а не подложку. Вы конечно считаете, что в комиссии по канонизации сплошь дураки сидят, и одну подложку знай себе изучают.

Admin: marabu пишет: Пусть себе молча почитает кого угодно, но церковный народ в соблазн при этом не вводит. Согласен! marabu пишет: Если можно, то почему повсеместно не освящают в храмах чай и растительное масло? Да потому, что в этом нет особой потребности. Если это делает священник в храме по своей инициативе, тогда Вы, с верой принимая благословленное, получаете духовную пользу. Если приходите и сами просите, хотя это на Вашем приходе не принято, то можете впасть в прелесть. Дмитрий пишет: Просто надо изучать (не читать, не листать, а изучать) истинную историю, а не подложку. Вы историк? Имеете диплом и/или ученое звание? Для изучения у Вас есть доступ к архивам? Или Вы имеете авторитетную информацию, опять же со ссылками на первоисточники? Дмитрий пишет: всякие мерзости о нем понаписали большевики, антимонархисты, ненавистники святой царской семьи Хорошо, обещаю пройти по всем ссылками, которые Вы мне дадите, и внимательно изучить этот предмет. Пока мне только известны свидетельства епископата о его нравственной и духовной испорченности и книга его дочери, в которой он выглядит околоправославным магом.

Дмитрий: Admin пишет: Вы историк? Имеете диплом и/или ученое звание? Для изучения у Вас есть доступ к архивам? Или Вы имеете авторитетную информацию, опять же со ссылками на первоисточники? Я не историк, но интересуюсь, историю России должен знать каждый русский. Насчет архивов и авторитетной информации: любую информацию можно поставить под сомнение, архивы и авторитетную информацию пишут люди, грешные люди, которые могут по глупости или в корыстных целях любую информацию исказить. Теперь о Распутине, его почитает народ и священники и даже некоторые епископы, я знаю воцерковленых людей, не маргиналов, а патриотов и глубоко верующих высокообразованных людей, которые так же почитают старца Григория. Ссылки: Мнение архиепископа Викентия Много разных ссылок ГРИГОРИЙ РАСПУТИН: ОБОЛГАННАЯ ЖИЗНЬ, ОБОЛГАННАЯ СМЕРТЬ "Распутин: жизнь после смерти"

marabu: Admin пишет: Если это делает священник в храме по своей инициативе, тогда Вы, с верой принимая благословленное, получаете духовную пользу. Не возражаю. У нас на Коневце (сижу в церковной лавке от монастыря) освящают мёд. Не в "Медовый Спас", а круглый год. У нас вся семья ест освященный мёд, и между прочим, не знаю, как объяснить, но помощь "свыше" ощущается очень даже. И все, кто мёд освященный берут - то же самое говорят. Так получается, что душой чувствуешь эту помощь, и не возникло бы никаких возражений по этому поводу, если бы сектанты не "доставали". Шут с ними, с сектантами, так ведь они людей отвращают от Православной Церкви, обвиняя всех нас в язычестве и магизме. А нам бы не мешало научиться грамотно объяснять - что да как, и показать людям, что здесь никакого язычества-то и нет. Лично мне это не всегда удаётся. С тем же освященным чаем: если формулировка от всех страстей подразумевает под страстями что-то типа беснования, влияния злых духов на человека - тогда понятно, что о.Валентин, которого бесы боятся, молится, призывая благодать Святого Духа во исцеление от страстей. А если страсти - это лишь проявление дурного характера? Хотя, наверное, без тангалашек и здесь не обходится... А если чай и масло освящает не о.Валентин (Царство Небесное батюшке!), а очень даже обычный священник? Простите... эффект будет тот же? Вот со Святой водой понятнее, есть общий чин освящения воды. Это есть в Церкви с самых древних времен. Воду освящает Бог! Чина освящения чая - нет. Почему-то мне думается, что здесь личность священника играет не последнюю роль. Потому и нет повсеместного обычая его освящать. Так же далеко не везде освящают (на мощах) шапочки, косыночки, варежки. В Дивеево берут с канавки земельку, разбалтывают с водой, и потом эту воду пьют. Больше нигде такого нет (я не встречала, если быть точной). Прошу у всех прощения, может, не стоит на эту тему рассуждать, а принимать всё как есть не задумываясь? Главное - с верой, с молитвой... Да, так проще. А в это время сектанты уводят народ в своё проклятое буржуинство, нашёптывая им про нас, что мы язычники, землю едим, шапочки на могилках освящаем и прочее. И те, кто не задумывается, а просто принимает на веру то, что им в церкви сказали (выпей чаю - полегчает, надень варежку - рука перестанет болеть) - начинают задумываться: ой, и правда, в Евангелии про чай и шапочки нет ничего, и уходят к сектантам. В основном - к пятидесятникам и свидетелям бабы-яги. А пока что мне непонятно, что такое страсть, которую берут на себя, и от которой освящают чай и другие продукты. Если имеется ввиду бесовское влияние, то брать страсти на себя и освящать продукты от страстей, так же, как отчитывать бесноватых - может далеко не каждый священник. А если страсть - это что-то другое - тогда всё опять непонятно...

Дмитрий: marabu пишет: Вы конечно считаете, что в комиссии по канонизации сплошь дураки сидят, и одну подложку знай себе изучают. Нет я так не считаю, я считаю, что там сидят люди, которые беспристрастно изучают исторические факты и документы. Распутина ещё в царское время стали поливать грязью, понаписали архивы и поливают до сих пор (Радзинский, например). Но Бог прославляет своих угодников и я повторюсь, насчет Григория Распутина сейчас всё не однозначно. Хотя раньше и ничего было думать, кто он такой. Но факты открываются, а комиссия по канонизации, думаю, изучает и скоро придет к единому мнению.

Владимир: marabu пишет: Спрашивала у своего батюшки. Он сказал, что чай не освящается, нет такого чина в Церкви! Да и масло и вино тоже, если речь идёт не о причастии или Таинстве елеоосвящения (соборования). Интересно, а вот скажем мед, или яблоки, или куличи, яйца, творог и прочая снедь окропляются святой водой перед Пасхой - это что не освящение? Почему нельзя покропить святой водой какую-либо вещь? Может быть специального чина на освящение кроме воды и елея и нет, но освящать можно ведь и иные продукты и вещи - я так понимаю. Или может мы что-то путаем? Интересно услышать мнение о. Андрея.

Admin: Из всех ссылок достойной внимания, имхо, только вторая, постепенно качаю материалы и обещаю с ними ознакомиться. Остальное - частные мнения и недостоверные свидетельства порой даже без точных источников. Еще, конечно, много информации, которая, хотя и заслуживает доверия, однако сложнопроверяема. Но обещаю внимательно все прочитать, только не сразу. Большое спасибо за информацию! Отдельно хотел бы высказаться по интервью вл. Викентия. Думаю, что владыка очень по-простому оценивает ситуацию. Ведь в окружении ЦС Распутин - не первый маг и шарлатан, неужели и их надо причислить к лику святых.

Admin: Опять же по вопросу слов вл. Викентия. На официальной странице официального же издания Екатеринбургской епархии есть материал, с которым обязательно нужно ознакомиться всякому, кто интересуется данной проблемой. Даже если и не принять, то, хотя бы, ознакомиться. http://orthodox.etel.ru/2004/38/rasputin.htm

Николай Михайлович: Дмитрий пишет: насчет Григория Распутина сейчас всё не однозначно. Никто при обсуждении этой темы и не утверждал,что личности Ивана Грозного и Григория Распутина однозначны.Но это совсем не повод объявлять о их святости. Admin пишет: http://orthodox.etel.ru/2004/38/rasputin.htm Я только хочу добавить,что насколько мне известно,традиция изображать царей с нимбом пришла из Византии и означала благодать святого мира,которым он помазан на царство.(Это к тому,что некоторые современные сторонники святости царя Ивана настаивают на его святости на основании обнаруженных изображений Ивана Грозного с нимбом.А в статье этот момент как-то не освещён.)



полная версия страницы