Форум » основной раздел » Почему православный крест такой сложный » Ответить

Почему православный крест такой сложный

Рулетка: Почему православный крест такой сложный? Добрый день. Не так давно с друзьями мы съездили на остров Кижи, и там, глядя на эти деревянные церкви, у нас неожиданно возник вопрос, на который, к сожалению, гид дать ответ не смог. Почему православный крест такой сложный? Что имеется в виду: на католическом кресте всего одна (извините) палка. У православного их три. С нижней мы более или менее разобрались. Как одна из версий - символизирует ад и рай. Якобы Иисус перед распятием предложил двум воинам-стражам поверить Ему - один поверил и вознесся вместе с ним, другой нет - и, соответственно, остался на земле. А вот зачем нужна самая верхняя перекладина? Православный крест вовсе не "такой сложный", просто он наиболее точно отражает форму того креста, на котором был распят Иисус Христос. К нижней перекладине (подножию) прибивались ноги приговоренных к казни, а так как воины не могли точно угадать, до какого места могут достать ноги Христовы, то и перекладину прикрепили уже после распятия непосредственно перед установлением креста в вертикальном положении. Верхняя перекладина с надписью (титлом), согласно евангельскому повествованию, была также прибита уже после распятия Христа по распоряжению Пилата - "поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский" (Мф. 27, 37). Господь перед распятием никому не предлагал поверить Ему - все слова были уже сказаны во время трехлетней проповеди. По обеим сторонам от Него были распяты два разбойника. Тот, кто находился слева, несмотря на жесточайшие муки, нашел в себе силы поиздеваться над Христом. Он слышал, как стоявшие рядом люди и воины смеялись над Иисусом ("Других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий!"), и решил присоединиться к ним: "Если Ты Христос, - говорил он, - спаси Себя и нас!" Другой же преступник, по всей вероятности, не смог злословить Человека, страдавшего так же, как и он сам. Видимо, и сердце его было не так сильно ожесточено - он увидел во Христе не просто бродячего религиозного проповедника, каких было довольно много в то время в Палестине. Распятый по правую сторону от Господа человек в последние часы своей жизни решился признать в Иисусе Мессию - Того, Кого ждали уже много сотен лет. И он попросил Господа вспомнить его в Своем Царстве. Происходит поистине удивительный диалог двух людей, находящихся на границе между жизнью и смертью. Разбойник признает (исповедует) Иисуса Мессией, а Иисус отвечает ему, что сегодня же он будет с Ним в раю. Вопрос о причине появления на православном кресте наклоненной нижней перекладины восходит к древнейшей традиции символического изображения основ христианского учения. Здесь подножие креста становится весами душевного состояния человека. Злословие одного разбойника перетянуло эту перекладину вниз, вера другого устремила ее вверх. Такое учение Церкви подтверждается литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню, где один разбойник назван "низводимым во ад тяготою хуления", а другой своим покаянием был возведен "к познанию богословия". В Западной Церкви повсеместно распространилось изображение четырехконечного креста, на Руси же наибольшее распространение получили шестиконечная и восьмиконечная формы. Любая из них исторически достоверно изображает крест Христов, но несет несколько различную смысловую нагрузку. Фома-центр

Ответов - 5

Николай Михайлович: А мне не нравится словосочетание "православный крест".Крест он и есть крест.Можно лишь говорить о православной и католической традициях изображения креста.Православные традиции изображения креста сложились давно и охватывают почти все известные формы креста.А уж разделять "православный крест" и "католический крест" как-то некорректно,хотя и следует признать,что сложившиеся к настоящему времени православные и католические традиции изображения креста, несколько отличаются. А вот изображение распятия действительно можно назвать "православными" и "католическими",в этом случае различия заметны и уже возникает вопрос о каноничности католического изображения.

Дмитрий: Николай Михайлович пишет: что сложившиеся к настоящему времени православные и католические традиции изображения креста, несколько отличаются. Не просто отличаются, старообрядцы, например, вообще не признают четырехконечный крест с распятым Христом, потому что Христа распяли на восьмиконечном кресте.

Николай Михайлович: Дмитрий пишет: Не просто отличаются, старообрядцы, например, вообще не признают четырехконечный крест с распятым Христом, потому что Христа распяли на восьмиконечном кресте. Я говорил о католических и православных традициях изображения креста,сложившихся к настоящему времени.О том,что католические традиции изображения креста также каноничны как и православные.А последователи старообрядчества (во всяком случае большая часть,так как сейчас трудно говорить о всех,слишком много сейчас среди них течений) признают лишь одну из каноничных форм изображения креста - восьмиконечный крест.


Дмитрий: Николай Михайлович пишет: А последователи старообрядчества (во всяком случае большая часть,так как сейчас трудно говорить о всех,слишком много сейчас среди них течений) признают лишь одну из каноничных форм изображения креста - восьмиконечный крест. Это один из стереотипов, сложившийся у нас о старообрядцах. На самом деле признают четырехконечный, но без изображенного на нем распятого креста, я сам недавно от них же самих это узнал.

Николай Михайлович: Я имел ввиду форму креста, наиболее характерную для старообрядческой традиции.Естественно,что в классическом варианте последователи старообрядчества признают форму крестов, появившихся в Русской Православной Церкви до второй половины XVII века.



полная версия страницы