Форум » основной раздел » Крещенское купание » Ответить

Крещенское купание

Вадим: Почему я против крещенских купаний Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин) Да, я против крещенских купаний. Почему? Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4). Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21). Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»). Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов». Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха. Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях! Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний. Поздравляю всех православных с наступающим праздником Крещения Господня! + Евтихий, епископ Домодедовский, настоятель Богоявленского собора (г. Ишим). источник http://www.russned.ru/hristianstvo/pochemu-ya-protiv-kreschenskih-kupanii

Ответов - 5

Николай Михайлович: Формально автор прав,но такая категоричность,на мой взгляд, не на пользу православию.

Вадим: Николай Михайлович пишет Формально автор прав Да здесь и по формальностям есть много вопросов...К примеру вот это Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне

Вольный стрелок: Я не думаю, что в старину не было благоговейного отношения к святыне. Крещенское купание хорошо описано И.Шмелёвым. А вот многие нынешние купальщики, увы, к Церкви никакого отношения не имеют. Я ходил раньше окунаться. А сегодня не пошел. Не с кем. Свояка не стало в прошлом году, моего лучшего друга. А без него всё не то...


Вадим: Уже во времена Афанасия Великого существовали люди, отвергавшие традицию погружения в воду на Крещение. Мы имеем мало подробностей о них, но до нас дошло правило Афанасия Великого в его вероучительном послании к Эпиктету, которое гласит: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня да будет отлучен от Святых Тайн на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их своим естеством, суть еретики отрицающие и Церковь и Крещение". (Athanasius, Epistula ad Epictetum 1, 34). весь текст здесь http://www.pravoslavie.ru/put/44169.htm

Denzo_: сколько попов, столько и мнений.



полная версия страницы