Форум » основной раздел » Памяти Патриарха Алексия II. Помним... Скорбим... » Ответить

Памяти Патриарха Алексия II. Помним... Скорбим...

Евгения: В своей резиденции в Переделкино сегодня скончался Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Москва. 5 декабря. INTERFAX.RU – Пятница, 5 декабря, стала печальным днем для всего православного мира – сегодня умер патриарх Московский и всея Руси Алексий II. "Святейший Патриарх скончался в своей резиденции в Переделкино час - полтора часа назад", - заявил "Интерфакс-Религия" глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский. Президент РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнования в связи с кончиной Патриарха. "Нашу страну, наше общество постигло огромное горе - умер Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он был не только выдающимся религиозным деятелем, подлинным духовным лидером - он был великим Гражданином России", - говорится в заявлении президента, текст которого распространила пресс-служба Кремля. Медведев по окончании официального визита в Индию вернется в Москву, сообщила пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова. По ее словам, сегодня он провел телефонный разговор с президентом Италии Джорджо Наполитано. "В связи с кончиной патриарха Московского и всея Руси Алексия П принято решение о переносе торжественных мероприятий по передаче подворья Русской православной церкви России в Бари", - сообщила пресс-секретарь главы российского государства. "Сегодня по окончании официального визита в Индию президент России вернется в Москву", - добавила она. Премьер-министр РФ Владимир Путин также принес соболезнования и заявил, что кончина патриарха Алексия II - это трагическое и печальное событие и большая потеря. Он сказал, что Патриарх Московский и всея Руси был крупнейшим деятелем Русской православной церкви и государства. "Уход из жизни патриарха - это действительно очень трагическое и печальное событие, это был очень светлый человек, и это - большая потеря", - сказал Путин сегодня в Москве. По его словам, Алексий II "был настоящим патриархом Московским и всея Руси". "Он был не только крупнейшим деятелем в истории Русской православной церкви, но и большим государственным деятелем", - добавил Путин. Премьер-министр РФ отметил, что патриарх Алексий II "вносил очень существенный вклад во взаимодействие между различными конфессиями, был без всякого преувеличения в дружеских отношениях с представителями всех традиционных конфессий России". "Он очень многое сделал для становления новой российской государственности", - сказал Путин. Премьер, который сделал это заявление перед началом переговоров с премьер-министром Армении Тиграном Саркисяном в Москве, поблагодарил своего армянского коллегу, который выразил соболезнования по поводу ухода из жизни патриарха Алексия II от лица руководства Армении. Между тем экс-президент СССР Михаил Горбачев заявил, что он потрясен смертью Патриарха. "Мне только что сообщили о его смерти. Я так потрясен, что мне сходу невероятно трудно подбирать слова. Я к нему относился с огромнейшим уважением", - заявил он "Интерфаксу". Участники соборной встречи Всемирного русского народного собора в зале церковных соборов храма Христа Спасителя пропели "Вечную память" по скончавшемуся патриарху. "Дорогие друзья, только что пришло сообщение, что скончался Святейший Патриарх. Пропоем "Вечную память", - обратился к собравшимся ведущий встречи ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений. Весь зал после этих слов поднялся и хором пропел краткую заупокойную молитву по Алексию II, передает корреспондент портала "Интерфакс-религия". Митрополит Петербургский и Ладожский Владимир также выразил соболезнования в связи с кончиной Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Как сообщил "Интерфаксу" в пятницу секретарь петербургской епархии, "во всех храмах Петербурга священнослужители отслужат панихиду в память о Патриархе". По его словам, делегация во главе с митрополитом Владимиром в ближайшее время выедет в Москву на отпевание и похороны Алексия II. Помянет патриарха Московского и всея Руси Алексия II и в Украинской православной церкви Киевского патриархата, сообщил агентству "Интерфакс-Украина" секретарь пресс-центра Киевской патриархии. "Пройдут службы, согласно уставу православной церкви", - сказал он. С болью известие о кончине патриарха Московского и всея Руси Алексия II восприняли и в Ватикане. "Закончилась целая эпоха в истории Церкви, ибо заслуги Святейшего Патриарха в деле возвращения людей к вере и сближении христиан бесконечно велики", - сказал глава Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, слова которого привели корреспонденту "Интерфакс-Религия" в пятницу в представительстве Святого Престола в Москве. Апостольский нунций в российской столице архиепископ Антонио Меннини, едва узнав трагическую новость, совершил в своей домовой часовне службу, за которой молился об упокоении Патриарха Русской церкви. "Мы будем с любовью вспоминать этого замечательного человека и все то благо, которое он сделал во имя единства христиан", - сказал "Интерфаксу" архиепископ. Грузинская православная церковь также выразила глубокие соболезнования в связи с кончиной патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. Как говорится в распространенном в пятницу в Тбилиси сообщении патриархии, планируется направление делегации Грузинской православной церкви в Москву для участия в церемонии похорон Алексия II, однако детали этого визита в настоящее время уточняются. Патриарший экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет также намерен принять участие в похоронах Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сообщил агентству "Интерфакс-Запад" в пятницу секретарь Белорусского экзархата Николай Коржич."Митрополит Филарет намерен принять участие в похоронах Алексия II, - сообщил он. - В настоящее время митрополит находится за пределами Белоруссии, но в ближайшее время направится в Москву". В иудейской общине России скорбят в связи с земной кончиной предстоятеля Русской церкви. "Печальная весть о кончине патриарха Алексия II болью отозвалась в сердцах всех граждан России вне зависимости от вероисповедания и национальной принадлежности. Вся его многотрудная жизнь была посвящена заботе о духовном возрождении России и ее граждан", - говорится в заявлении главного раввина страны Адольфа Шаевича. Делегация Управления мусульман Кавказа (УМК) возможно примет участие в мероприятиях по случаю похорон Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, сообщили агентству в пресс-службе УМК в пятницу. "Управление выражает свое глубокое огорчение и соболезнования в связи с кончиной Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II,- сказал собеседник агентства. - Между УМК и Русской православной церковью отношения имели очень высокий уровень, конечно же, в этом имеется особая роль Патриарха. Эти отношения могли бы быть примером сотрудничества и межрелигиозного диалога для всего мира". "Алексий II был большим другом Азербайджана и выступал в защиту его интересов во всех областях. Это была большая личность и его смерть большая потеря",- добавили в УМК. Собеседник также отметил, что возможно делегация УМК во главе с ее председателем Аллахшукюром Пашазаде примет участие в мероприятии погребения Алексия II, однако пока окончательного решения по этому вопросу нет. Президент Украины Виктор Ющенко выразил искренние соболезнования в связи со смертью Патриарха московского и всея Руси Алексия II, сообщает пресс-служба главы государства в пятницу. "Из земной жизни ушел человек, который был духовным авторитетом для миллиона православных верующих", - отметил Ющенко. Он также подчеркнул, что разносторонняя деятельность Патриарха в значительной мере повлияла на религиозное возрождение в странах бывшего СССР, содействовала возвращению общества к христианским истокам. Президент Украины также сказал, что Алексий II вдохновил людей чувством глубокой веры, удивил своей мудростью и взвешенностью. "Светлая память святейшего Патриарха навсегда останется в наших сердцах. Пусть Господь с миром упокоит его душу", - говорится в соболезновании Ющенко. В свою очередь, спикер Совета Федерации Сергей Миронов назвал невосполнимой потерей смерть Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. "Это невосполнимая потеря для всех православных русских людей, где бы они ни проживали", - сказал он журналистам. Скорбит в связи с кончиной Патриарха и дом Романовых. "Это страшный удар для всех православных христиан. Императорская семья потеряла своего духовного отца и старшего мудрого друга", - заявил руководитель канцелярии главы дома Романовых Великой княгини Марии Владимировны Александр Закатов. Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров выразил глубокие соболезнования в связи с кончиной патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Как сообщили агентству "Интерфакс-Юг" в пятницу в пресс-службе главы Северной Осетии, в правительственной телеграмме в адрес Московской патриархии Т.Мамсуров подчеркнул, что "с глубокой печалью воспринял известие о кончине святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II". Он отметил, что авторитет предстоятеля Русской православной церкви был неизмеримо высок среди граждан России, жителей Северной Осетии, представляющих разные религиозные конфессии. "Проводимая Алексием II многогранная миротворческая деятельность способствовала возрождению духовности нашего общества, воспитанию подрастающего поколения в духе толерантности и уважения к традициям и истории своего народа", - говорится в телеграмме. Общественная палата РФ выразила соболезнование Священному синоду и верующим Русской православной церкви в связи с кончиной патриарха Московского и всея Руси Алексия II."Эта весть оказалась печальной для всех людей, вне зависимости от их конфессиональной и религиозной принадлежности. Последние 30 лет Алексий II своими трудами и молитвами стремился к примирению всех сторон российского общества, расколотого ещё в прошлом веке", - говорится в обращении палаты, текст которого поступил в "Интерфакс". "Наше общество потеряло человека, который делал все возможное для сохранения единства и согласия между людьми вне зависимости от политических взглядов и национальной принадлежности. Православные потеряли своего духовного отца, мы скорбим, но мы благодарны этому человеку за ту работу, которая была выполнена им в долгие годы служения, - заявляют в Общественной палате.- Вклад, сделанный Алексием II в консолидацию россиян и развитие гражданского общества в России, сложно переоценить". Губернатор Кузбасса Аман Тулеев направил телеграмму Священному Синоду Русской православной церкви, в которой говорится, что кончина патриарха Московского и всея Руси Алексия II является невосполнимой утратой для церкви. "Ушел из жизни величайший религиозный деятель России, человек, воссоединивший всю полноту Православной церкви, много сделавший для укрепления и развития духовного здоровья общества, возрождения исторической памяти народа, воспитания православных ценностей, патриотизма, института семьи, братолюбия", - приводится текст телеграммы в сообщении пресс-службы администрации Кемеровской области. От имени кузбассовцев Тулеев выразил глубочайшие соболезнования духовенству, церковнослужителям и всем прихожанам православных храмов России и зарубежья. Как сообщили "Интерфаксу" источники в Православной церкви, отпевание Алексия II, скорее всего, пройдет в храме Христа Спасителя в Москве. А около официальной московской резиденции патриарха в Чистом переулке появился первый букет цветов - огромный букет белых роз. Как сообщает корреспондент "Интерфакса", никаких усиленных мер безопасности на данный момент не наблюдается. Тем временем, в Московском патриархате сообщили, что в ближайшее время пройдет экстренное заседание Священного Синода Русской православной церкви, который изберет местоблюстителя патриаршего престола. "Согласно действующему уставу Русской православной церкви, в период вакансии патриаршей кафедры Священный Синод избирает из числа своих постоянных членов местоблюстителя патриаршего престола", - заявили собеседник агентства, добавив, что далее не позднее шести месяцев по освобождении патриаршего престола местоблюститель и Священный Синод должен созвать Поместный собор для избрания нового патриарха Московского и всея Руси. Кандидат в патриархи должен быть архиереем не моложе 40 лет, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления. Позднее замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк уточнил, что заседание Священного Синода, на котором будет определен порядок отпевания и похорон патриарха Московского и всея Руси Алексия II, состоится в субботу, 6 декабря. На этом же заседании, как ожидается, будет избран местоблюститель патриаршего престола, добавил собеседник агентства. По его словам, в настоящее время все члены Синода собрались в патриаршей резиденции в Переделкино, где в пятницу утром скончался предстоятель Русской церкви. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II - пятнадцатый предстоятель Русской православной церкви со времени введения патриаршества на Руси в 1589 году. Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в глубоко верующей семье. Отец Патриарха, Михаил Александрович Ридигер (1902-1962), уроженец Санкт-Петербурга, обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 г. окончил богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (1902-1959), уроженка Ревеля (Таллина). С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора (1949); с 1944 по 1947 гг. был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла (Дмитровского; 1946), а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. В 1945 г. иподиакону Алексию было поручено подготовить к открытию Александро-Невский собор Таллина для возобновления в нем богослужений (в период немецкой оккупации собор был закрыт). С мая 1945 по октябрь 1946 г. был алтарником и ризничим собора. С 1946 г. служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 г. - в Казанской церкви Таллина. В 1947 г. поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. Будучи на первом курсе Санкт-Петербургской духовной академии, Алексей Ридигер 15 апреля 1950 г. был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 г. отец Алексий окончил духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия. 15 июля 1957 г. отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 г. назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено было быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 г. в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского. 14 ноября 1961 г. епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. С 22 декабря 1964 г. архиепископ Алексий назначается управляющим делами Московской патриархии и становится постоянным членом Священного Синода. На посту управляющего делами он пробыл до 20 июля 1986 года. 7 мая 1965 г. архиепископ Алексий назначается председателем Учебного комитета. Освобожден от этой должности по личной просьбе 16 октября 1986 года. С 17 октября 1963 г. по 1979 г. архиепископ Алексий - член комиссии Священного Синода Русской православной церкви по вопросам христианского единства и межцерковных сношений. 25 февраля 1968 г. архиепископ Алексий возведен в сан митрополита. С 10 марта 1970 года по 1 сентября 1986 г. осуществлял общее руководство Пенсионным комитетом, задачей которого было пенсионное обеспечение духовенства и других лиц, работавших в церковных организациях, а также их вдов и сирот. 18 июня 1971 г. во внимание к усердным трудам по проведению Поместного Собора Русской православной церкви 1971 г. митрополит Алексий удостоен права ношения второй панагии. Митрополит Алексий выполнял ответственные функции в качестве члена Комиссии по подготовке и проведению празднования 50-летия (1968) и 60-летия (1978) восстановления патриаршества в Русской православной церкви; члена комиссии Священного Синода по подготовке Поместного Собора Русской православной церкви 1971 г., а также председателя процедурно-организационной группы, председателя секретариата Поместного Собора; с 23 декабря 1980 г. он - заместитель председателя комиссии по подготовке и проведению празднования 1000-летия крещения Руси и председатель организационной группы этой комиссии, а с сентября 1986 г. - председатель богословской группы. 25 мая 1983 г. назначен председателем Ответственной комиссии для разработки мероприятий по приему зданий ансамбля Данилова монастыря, организации и проведению всех реставрационных и строительных работ по созданию на его территории духовно-административного центра Русской православной церкви. На этой должности пробыл до назначения на Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) кафедру. 29 июня 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. 7 июня 1990 г. на Поместном Соборе Русской православной церкви избран на Московский патриарший престол. Интронизация состоялась 10 июня 1990 года. Патриарх Алексий был почетным сопредседателем Межрелигиозного совета СНГ и член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ. Награжден многими правительственными наградами./Интерфакс/ http://www.interfax.ru/society/txt.asp?id=49703

Ответов - 60, стр: 1 2 All

Рулетка: Упокой, Господи! Очень тяжело примириться, но Господь взял нашего батюшку на "повышение", в селение праведных. А мы сиротинушки теперь Его имя навсегда в наших помянниках. А патриархов не причисляют к лику святых автоматически, если они не отличились, как Арий?

Спящая краса: Рулетка Нет, не причисляют, среди русских патриархов только двое святых. Вечная память святейшему патриарху Алексию!

Николай Михайлович: "Автоматически" только папа римский непогрешим ,но и для того требуется процедура канонизации.


Евгения: "ЭТО БЫЛ ЧЕЛОВЕК ВЕРЫ": слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия перед Парастасом в Храме Христа Спасителя Собратья архипастыри, всечестные отцы, матушки игумении, инокини, дорогие братья и сестры! Без преувеличения можно сказать, что сегодня в глубокой скорби находятся народы России. Плачут и рыдают те, кто знал, что почивший Святейший Патриарх Алексий был их молитвенником и предстателем, охраняя мир в родной земле и созидая единение. В эти дни и часы весь мир вспоминает от рождения до кончины всю жизнь Святейшего Патриарха, и у меня нет необходимости делать это перед вами, потому что каждый из вас ежедневно видел и жизнь, и труды Его Святейшества. Все мы, собравшиеся сегодня у дорогого гроба Первосвятителя, были его ближайшими помощниками. Здесь — и викарные епископы, и члены епархиального совета, и благочинные, все те с кем он ежедневно разделял ответственность по управлению Московской епархией, как ее епархиальный архиерей. Мы то больше всего и испытываем сегодня горечь этой утраты. Но мы знаем, что нельзя это горе утопить в слезах. Для всех нас это испытание, урок, который дал нам сегодня Святейший Патриарх. Мы можем со всей уверенностью, убежденно и честно сказать, что это был человек веры. Без личной веры он не смог бы вернуть веру в Бога людям России жившим и воспитанным в условиях атеизма. Он привлек ко Христу народ России. И сегодня мы должны продолжить то, на что он поставил нас, чтобы нисколько не ослабить нашего служения. Нам выпала радость и счастье сегодня и завтра совершать здесь Богослужения от лица Московской епархии. Завтра мы совершим здесь Божественную литургию. К Литургии готовятся с вечера, и мы начали это делать сегодня. А вы знаете, братья архипастыри и пастыри, что утром перед Литургией на вводных молитвах, исповедуя свое несовершенство, мы просим оставления грехов пред совершением великой Евхаристической жертвы. Для нас сегодня подходящий момент, прежде чем совершить молитву пред Богом, обратиться к нашему Первосвятителю и отцу, испрашивая у него прощения за все наши несовершенства. Он верил нам, доверял, и всегда мы стремились через него исполнять послушание Церкви. Мы знали, что служим не человеку, не архиерею, не Патриарху, а через него служим Богу, и старались это делать от чистого сердца. Но нет человека, который бы жил и не согрешил. И мы согрешали, и мы вольно или невольно оскорбляли и сан и достоинство Святейшего Патриарха, когда оказывались не в состоянии сделать то, что он хотел видеть от нас. И в это момент я хочу призвать вас, архипастыри и пастыри, которые окружают мертволепное тело отца и Патриарха нашего, преклоним свои колена и попросим у него, как его собратья и дети, прощения за все, что мы по своему несовершенству могли допустить до последнего момента жизни. Прости нас, Святейший Владыка и отец, и благослови на продолжение нашего служения святой Церкви, народу нашему и Отечеству! А наши сердечные молитвы будут всегда о тебе. И мы надеемся, что теперь, ты, Святейший Владыко, пробрел дерзновение пред Господом молиться за нас и помогать нам. Мы это делаем в праздник в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и просим Пресвятую Деву, чтобы Она сопутствовала твоей бессмертной душе к Престолу Божию в Царствии Небесном. Аминь. Седмица.Ru

Евгения: Слово митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия после Божественной литургии в Храме Христа Спасителя Возлюбленные собратья архипастыри, пастыри, всечестные отцы, дорогие матушки игумении и инокини, возлюбленные и дорогие братья и сестры! Время течет неумолимо быстро, остались уже считанные часы до погребения Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия. Вчера вечером и сегодня утром епископат, духовенство Московской епархии окружали гроб нашего великого господина и отца и предстояли Престолу Божию, вознося свои сердечные и горячие молитвы об упокоении его души. Нам остались последний момент завершения этого сыновнего долга перед Святейшим Патриархом. После завершения Божественной литургии отслужить еще одну панихиду. Хочется сказать то, что, на мой взгляд, является самым важным. Сейчас мы вспоминаем Евангельские страницы о том, как Господь наш Иисус Христос прежде чем оставить этот мир молился в Гефсиманском саду до кровавого пота. Мы знаем, что самое главное в Его молитве было желание единства его последователей и всех на земле. Есть что-то мистическое в том, что в течение всего года Святейший Патриарх говорил о единстве и повторял это, призывая к единству. Мы вспоминаем сейчас проведенный им Архиерейский собор, который был посвящен единству. Нелегок был этот собор для него, мы это знаем. И может быть, до кровавого пота стремился он провести его, сохранив единство епископата и Русской Православной Церкви. А еще это год посвятил Святейший Патриарх воспоминаниям и празднованию 1020-летия Крещения Руси, об этом знает весь мир. Предстоятель начал отмечать это празднование в Успенском соборе Московского Кремля, где на всю Россию говорил о необходимости единства. А потом ему предстояло направить свои стопы на Украину, в Киев. Думаю, что не раскрою большого секрета, если расскажу о том, что знают многие. Перед тем как собраться в Киев, Святейший Патриарх пригласил к себе архипастырей, своих ближайших помощников, находившихся в Москве, в том числе и членов Священного Синода, и сказал, что его лечащие врачи не рекомендуют ему совершать такую поездку по состоянию здоровья. Тогда врачи считали, что поездка может привести к печальному исходу. После углубленной беседы, завершая встречу, Святейший Патриарх Алексий сказал: "Я все-таки поеду. Это необходимо для единства Церкви". Сопровождая Его Святейшество в Киев, я видел, что он, находясь там, укрепил единство нашей Церкви. Потом предстояла поездка в Минск, тоже для празднования 1020-летия Крещения Руси. Тогда Патриарх уже никого из нас не спрашивал. Но мы видели, что напрягая все свои силы, Святейший Патриарх Алексий выполнил свой долг и перед Беларусью, и там укрепил единство Церкви. Сегодня, в отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, хочется особо сказать, что Святейший Патриарх накануне своей кончины помолился в Успенском соборе Кремля, совершил Божественную литургию, а потом направился в Донской монастырь и совершил молебен перед мощами своего святого предшественника, Святейшего Патриарха Тихона. Вехи этого последнего пути 2008 года являются для нас, не только тех, кто окружает сейчас дорогой гроб, но и для всей Русской Православной Церкви, священным завещанием хранить единство Церкви, укреплять единомыслие народов великой России, чтобы выполнить и Первосвященническую молитву Спасителя, и волю и завет почившего Предстоятеля Святейшего Патриарха Алексия, которому Господь да сотворит вечную память и вселит в Небесных обителях. Аминь. Патриархия.Ru

Евгения: "Святейший Алексий — человек планетарного масштаба": слово Патриаршего Местоблюстителя митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла перед отпеванием почившего Святейшего Патриарха Алексия в храме Христа Спасителя Ваше Святейшество и Блаженство! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, премьер-министр Российской Федерации! Господа Президенты, министры, высокие представители общественности, дорогие отцы, братья и сестры! Мы проводим в путь всея земли Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Когда хоронят человека, обычно, вспоминая жизнь, говорят о хорошем. Когда я подумал, что же мне следует сказать хорошего о Святейшем, то почувствовал некую неуверенность, потому что вся его жизнь была наполнена добрыми делами. А в добрых делах открывается нам Бог. Когда мы делаем доброе дело — это Бог творит нашими руками. Когда мы делаем дурное дело — это диавол работает вместе с нами. Святейший сотворил множество добрых дел и, может быть, сейчас надо сказать о самом главном — о том, что непременно войдет в историю. Святейший принял Церковь, ослабленную десятилетиями гонений и притеснений; он принял Церковь, которая неспособна была раскрыть весь свой духовный потенциал, чтобы обратить слово жизни ко всему народу. Она была в изоляции. Подобно больному человеку, который долгое время лежал в кровати и которому потом предложили встать, Церковь наша, вставая, была слаба. Но в то же самое время огромные исторические вызовы обрушились на нашу страну, и слабая Русская Церковь должна была принять на себя эти вызовы, не потерять свой народ, помочь ему обрести веру. И сегодня Святейший, предстоя лицу Божию, может сказать, что он оставил другую Церковь. Это больше не немощная, не слабая Церковь. У нас больше не дрожат руки и ноги, потому что Церковь вместе со своим народом. Потому что духовное проросло сквозь материальное. Потому что миллионы людей осознали, что без Бога и правды Его не может быть и человеческой правды. Святейший понимал, что Русская Православная Церковь — единственная, кто сохраняет традиции, память и ценности Святой Руси. Святейший всегда с уважением относился к суверенитету государств, возникших на пространстве исторической Руси. Он понимал, что эти разделения не могут разделить единую систему ценностей, которые возникли с опорой на Православие и впитали в себя исторический опыт многонационального народа. Святейший понимал, что эти ценности Святой Руси с ее доминантой святости, красоты и чистоты жизни являются мощным столпом современной человеческой цивилизации, и потому он оберегал единство Церкви Святой Руси, несмотря на все вызовы, испытания и трудности. И сегодня мы все вместе — наследники Киевской купели Крещения — окружаем гроб нашего духовного отца и почившего Предстоятеля. Святейший много положил сил, чтобы появились тысячи и тысячи храмов и монастырей, чтобы возродилась духовная жизнь, чтобы наладился диалог Церкви и общества, той самой Церкви, которая десятилетиями находилась в изоляции и в некоем социальном гетто. Как нелегко было вступить в этот новый диалог и с властью, и с обществом! Как непросто было показать духовную красоту и силу той традиции, которая всех нас воспитала — не только православных, но и людей других религий и конфессий, и людей неверующих, потому что все мы формировались в той системе нравственных ценностей, которую сохранила на протяжении тысячелетия Русская Православная Церковь! Святейший Патриарх много заботился о том, чтобы сложнейшие процессы, потрясшие жизнь некогда единого Отечества, разъединившие его на суверенные государства, не разрушили народную жизнь. Именно поэтому он даже в самые сложные моменты политической конфронтации призывал к единству, к согласию, к миру. И как многие не понимали этих призывов! Одни снисходительно улыбались, другие говорили об отсталости Церкви, у которой нет другого — современного — языка. Но он говорил языком вечности. Он понимал, что только любовью можно объединить людей, что никакие конфликты в конце концов не решают главной задачи — созидания единства и согласия. Этот опыт любви он почерпнул не со стороны — это исходило из его жизни. Он внутри имел этот опыт, и те, кто трудился рядом с ним, знали, что он старался всегда любовью, миром, спокойствием соединять людей. А если задать сложный, но очень важный в данном случае вопрос: а что означает любовь? А как можно любить дальнего человека? Как можно любить врага? Как можно любить того, кто очень далек от тебя, того, кого ты не знаешь? Человеческий разум цепенеет перед этим вопросом и не может найти логического ответа. Но есть один ответ — это Господь наш Иисус Христос. Он нам дал этот ответ. Он пришел, чтобы спасти мир, явившись не в силе и власти, не в блеске и человеческом могуществе. Он пришел слабым и беззащитным и сказал, что любовью человек спасается. И Он показал, что это означает — Он ради любви взошел на Крест и отдал Самого Себя. Тайна человеческой любви — в способности отдавать себя людям. Честно исполняя свой долг, выходя за рамки служебных предписаний, не считаясь со временем и силами, невзирая на здоровье и настроение, невзирая на то, что о тебе говорят и что о тебе пишут, — делать до конца дело, к которому ты призван, отдавать себя и через эту отдачу являть пример любви. И в ответ на это жертвенное служение, на эту отдачу самого себя каждый человек обретает встречный импульс огромной духовной силы, встречное движение, тяготение, которое и формирует единство человеческой семьи, человеческого общества. Святейший не грозной силой и властью, не ударом посоха о землю формировал это единство Церкви Святой Руси, а через нее — и единство исторической России, при всем уважении к сложившимся политическим реальностям. Он формировал это единство подвигом своего служения. И все мы являемся свидетелями этого. Сегодня никого не заставишь выйти на улицу, особенно в плохую погоду. Но когда десятки тысяч людей идут, чтобы поклониться великому гробу Предстоятеля Церкви Русской, они идут потому, что им велит сердце. А сердце велит потому, что он людям отдавал свое сердце. Вот в этом — и все христианство, и вся тайна спасения. Если мы отдаем себя, мы принимаем взамен, мы устрояем великую сеть человеческой солидарности, духовной поддержки, взаимной помощи, единства. И только так можно уберечь семью от распада, мужа и жену — от развода; только так можно сохранить детей вместе с родителями, сохранить трудовые коллективы, общественные организации, общество, страну и — давайте взглянем дальше — всю человеческую цивилизацию. Святейший был человеком не национального, но планетарного масштаба. И свое великое служение он простирал далеко за пределы нашего Отечества. Принося венки ко гробу Святейшего, принесем ему самый главный венок — нашу искреннюю, сердечную молитву, нашу готовность идти дальше таким же путем, каким шел он, никого не вздыбливая конфликтами и враждой, не пытаясь утверждать власть силой, но открывать наши сердца людям, чтобы в ответ на любовь, по примеру Христа Спасителя, создавалась единственно прочная и реальная связь между людьми; чтобы торжествовала любовь, а вместе с ней — мир, процветание и благополучие. Царство Небесное Великому Господину и отцу нашему Алексию, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Вечная молитвенная ему память. И ныне совершим заупокойное богослужение. Нас здесь много тысяч, но мы — капля от того народа, который сегодня вместе с нами совершает это заупокойное богослужение. И верим, что этот огненный столп всенародной молитвы достигнет Престола Божия, и Господь преклонит милость Свою к почившему новопреставленному рабу Своему Святейшему Патриарху Алексию. Аминь. Патриархия.Ru

Евгения: "Жизненный путь Патриарха": слово Блаженнейшего Митрополита Владимира для книги "Жизненный путь Патриарха", которая готовилась к изданию в феврале 2009 года к 80-летию Святейшего Патриарха Алексия В трудные для Церкви периоды ее истории Господь промыслительно избирает Предстоятелями таких людей, которые способны безпредкновенно вести церковный корабль по волнам житейского моря. В непростой исторический период Господь избрал на Первосвятительское служение Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Это был переломный период в истории Церкви — конец богоборчества, перестройка, развал Советского Союза, возрождение униатства, появление расколов, активная деятельность различных сект и неорелигиозных течений. Одновременно — это и благодатное для Церкви время, когда она, освободившись от атеистического плена, начала духовно возрождаться. Тысячами открывались новые храмы, монастыри, организовывались православные общины. Церковь получила возможность свободно проповедовать, вести просветительскую, издательскую деятельность, заниматься делами милосердия и социального служения. В таких обстоятельствах на плечи Первосвятителя ложится тяжелый крест ответственности за направление всех процессов, которые происходят в Церкви в правильное духовно — каноническое русло. И Святейший Патриарх Алексий достойно осуществляет эту непростую миссию, воспомоществуемый Всесильной Десницей Божией. За годы его Первосвятительства Русская Православная Церковь значительно возросла и количественно, и качественно. Как и на протяжении своей боле 1020-летней истории она, остается хранительницей неповрежденности Святой Православной веры. Этому в значительной степени способствуют и личные качества Его Святейшества — это строгость и требовательность, соединение с добротой и любовью, высокая образованность и дар слова, умение строить добрые отношения для блага Церкви и народа с сильными мира сего, забота и попечение о своей пастве. Все эти качества снискали ему любовь и уважение как епископата, духовенства и верующего народа Русской Церкви, так и общественных политических деятелей. Высок авторитет Святейшего во Вселенском Православии и во всем христианском мире. За годы своего Первосвятительского служения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий посещал Украинскую Православную Церковь в 1990, 1997 и 2008 годах. В 1990 году Святейший Патриарх привез в Украину Патриарший Томос о даровании Украинской Православной Церкви самостоятельности в управлении, совершил богослужение в соборе Святой Софии, посетил Киево-Печерскую и Почаевскую Лавры. В 1997 году в Одессе Предстоятель Русской Православной Церкви вместе с Константинопольским и Грузинским Патриархами принял участие в симпозиуме "Наука, религия, экология", посвященном проблемам Причерноморья. А в 2008 году Украинская Православная Церковь встречала Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на торжествах, посвященных 1020-летие Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. Богослужения на Владимирской горке и в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре собрали тысячи верующих, пришедших помолиться вместе со своим Первоиерархом. Это был видимый знак единства Святого Православия. Единства, о сохранении и восстановлении которого молится Святейший Патриарх и весь православный народ Украины.Святейший Патриарх Алексий II войдет в историю Русской Православной Церкви как символ ее собирания и духовного возрождения. Молимся Милосердному Господу об укреплении духовных и телесных сил Его Святейшества для благословенных трудов во славу Божию, для блага Его Святой Церкви и верующего народа. Украинская Православная Церковь

Евгения: Патриарх Алексий. Последнее интервью 1 ноября, за несколько дней до отъезда Святейшего Патриарха Алексия в Германию, генеральный директор Информационного агентства Русской Православной Церкви Елена Писарева и корреспондент "Первого канала" Евгений Баранов записали с ним интервью. Предполагалось, что этот материал будет использован в фильме к 80-летию Святейшего Патриарха. Никто не мог предположить, что это интервью будет последним. Мы публикуем живую речь Святейшего, расшифрованную с видеозаписи. Некоторые фрагменты не вошли в телеверсию интервью, показанную "Первым каналом" 9 декабря. — Ваше Святейшество, во всей России Вы, наверное, единственный человек, власть которому дана пожизненно. У нас сейчас все пытаются снимать с себя ответственность, чем скорее, тем лучше. Хочется ли Вам иногда это сделать? — Когда на тебе лежит ответственность, то чувствуешь, что, может быть, и хотелось бы ее сбросить, но нельзя этого сделать. Потому что несешь ответственность за сегодняшний и завтрашний день Церкви, как бы тяжело ни было. — Когда Вы отправлялись в Киев, раздавались голоса: стоит ли ехать в такой ситуации, решить которую, скорее всего не удастся, а скандал может получиться легко... — Архиерейский Собор и украинская часть епископата были под сильным давлением со стороны светских властей. И поэтому уже перед Архиерейским Собором эта определенная нервозность чувствовалась, как он пройдет. Но Собор нашел в себе мужество принять документ, в котором четко и ясно сказал о необходимости единства Церкви. Врачи категорически возражали против поездки в Киев, потому что были некоторые осложнения в области сердца. Поэтому они даже встречались с членами Синода и с Президентом и сказали, что это опасно. Эта поездка была рискованной, но, взвесив все, я принял решение, что надо ехать. Если бы я не поехал, то Патриарх Константинопольский возглавлял бы богослужение, и вся ответственность была на нем. Средства массовой информации тоже использовали бы неприезд Патриарха Московского в своих интересах. Сказали бы: вот видите, Москва вас оставила. Мы надеялись на помощь Божию, и нельзя было обмануть ожидания народа, духовенства и епископата, который только что подписал документ о единстве. Главное, нельзя было обмануть ожидания верующих, которые скандировали "Алексий — наш Патриарх", что было не очень, может быть, приятно власть предержащим. И это единство с народом Божьим показало, с кем народ. И поэтому здесь третьим лицам уже трудно было вмешиваться и иметь какие-то претензии. — Вы чувствовали себя неуютно в этой поездке? — Неуютно, может быть, почувствовал себя в первый момент, как прилетел, потому что мне сказали, что сразу же надо ехать к президенту во дворец, он ждет. Я сказал, что приехал в связи с юбилеем, и первый мой визит будет к святыням Киево-Печерской Лавры. Тогда обратились к послу Виктору Степановичу Черномырдину: "Окажите влияние". Он сказал: "Патриарх сам принимает решение. Поэтому я лезть не буду". И мы поехали, и народ ждал. Если бы я поехал принимать орден от президента, как только ступил на украинскую землю, народ бы не понял, зачем я, собственно говоря, приехал. — От всех этих вещей немножечко отдает средневековьем. Поместный князь позволяет себе устраивать политические игры... — Потеряв политическую поддержку в стране, он возомнил себя равноапостольным князем Владимиром, который должен объединить совершенно необъединимое. Ну как можно объединить всех в единую национальную Церковь: и раскольников, и каноническую Церковь, и автокефалистов-раскольников, и греко-католиков? У него две задачи, которые он старается выполнить и выполняет — ввести Украину в НАТО и разделить, порвать духовную связь, которая существует внутри всей Русской Православной Церкви. Я еще его предшественнику, президенту Кучме, сказал: ввиду того, что образованы независимые суверенные государства, мы предоставили Украинской Православной Церкви, как и другим самоуправляемым Церквам, решение всех административных, финансовых, учебных, хозяйственных вопросов, но мы сохранили духовное единство и молитвенную связь. И разорвать эту связь не дано никому. Потому что это то, что объединяет наши братские славянские единоверные народы. — В Черногории происходит та же самая ужасная история, в Македонской и Румынской Церквях... Похоже, Православная Церковь попала в серьезную полосу испытаний на прочность. Главное, во имя чего сохранять единство, если все вокруг свидетельствует о том, что лучше и удобнее распадаться? — На встрече глав Православных Церквей в Стамбуле было продемонстрировано единство всех Православных Церквей. Несмотря на разделения, которые пытаются создать и на Украине, и на территории бывшей Югославии, я думаю, что единство всегда победит, потому что Православные Церкви хотя и не имеют единого центра, как Рим, они независимы, но сохраняют все единство веры, единство богослужения, единство таинств. И сохранение всеправославного единства — наш общий долг. — Где Вам уютнее всего? У Вас есть дом, который воспринимается как свой, не как резиденция? — Патриархия в Чистом переулке — все-таки служебное, рабочее помещение. В Даниловском (монастыре — здесь и далее прим. ЦВ) тоже официальная резиденция. Поэтому, когда сюда (в Переделкино) приезжаешь, то здесь отдыхаешь. Хотя здесь сосредоточены в вечерние часы все звонки телефонные. И всегда приходится брать с собой очень большое "домашнее задание", бумаги. Но здесь, все-таки, место, где можно и отдохнуть, и воздух совсем другой. Когда я был избран на Поместном Соборе Патриархом, зданию Патриархии в Чистом переулке требовался большой ремонт. А здесь было все отремонтировано. Поэтому мы поселились в старой резиденции и там 13 лет прожили. Эта резиденция была построена к 2000-летию христианства. Иногда, когда сюда приезжает Владимир Владимирович Путин, он говорит: а почему вы принимаете глав государств и правительств здесь? Почему вы не в Москве их принимаете? Но здесь немножечко дольше всегда бывают приемы, потому что обстановка как-то больше располагает к продолжительным беседам. — Говорят, оскудел век чудесами. Вы сталкиваетесь с ними? — Само духовное возрождение, которое произошло в России, разве не чудо? Кто мог предполагать его в 1930-х годах, когда в качестве партийной задачи ставилось, чтобы имя Божие не произносилось в Советском Союзе к 1937 году? Или при Хрущеве, который обещал в 80-е годы показать последнего попа по телевидению? Трудно было, конечно, предполагать такие огромные изменения в духовном сознании нашего народа. Это тоже чудо Божие. — Как Вы думаете, какое событие оказалось переломным? — Конечно, 1000-летие Крещения Руси было первым толчком к возвращению к своей истории и к осознанию того, что у нас общая киевская купель. — Какие общественные процессы можно также считать переломными? — Все трудности, которые сопровождали распад великой державы, Советского Союза, когда он распался на 15 независимых государств. Для многих это было как резать по-живому. — Это действительно великая была держава? — Великая, конечно. Одна из сверхдержав. — Последствия распада — что это с человеческой точки зрения: испытание, наказание, возмездие? Как воспринималось с точки зрения православной духовности то, что произошло с народом? — Для Церкви нужно было в распаде страны сохранить единство. Потому что националистические силы в каждом независимом государстве хотели создать свою национальную независимую Церковь и разорвать связи с Москвой. И сохранить единство Церкви на протяжении этих лет — была задача очень важная, которую с Божьей помощью удавалось решать. Это тоже чудо Божие. — Сейчас все чаще задают вопрос: зачем тратить столько усилий на сохранение церковного единства, если можно распустить всех и договориться о том, чтобы национальные Церкви существовали в некоем союзе в другой форме. — Все-таки при крещении Руси была единая купель. И все наши славянские народы вышли из этой киевской купели. Потом Русская Православная Церковь стала многонациональной, потому что чуваши, и марийцы, и карелы, и эстонцы, и латыши тоже вошли в единую Церковь. Но все они чувствовали необходимость сохранения единства. — Ваше Святейшество, Вы умеете пользоваться компьютером? — Нет, я не пользуюсь. Я не пользуюсь мобильным телефоном в пределах России, потому что у меня здесь телефон в машине есть, в кабинете есть, так что меня всегда найдут, если я нужен, а чувствовать себя всегда привязанным к телефону, я считаю, не стоит. (Перебирает бумаги.) — У меня референтов много, но иногда пока они изложат свои мысли, пока поправишь... Это дольше бывает, поэтому мне приходится и самому очень часто писать. — А что Вы пишете? — Письма и приветствия. — У Вас есть личная переписка с друзьями? — У меня нет времени на личную переписку, но когда я бываю за границей, я всегда пишу открытки людям, которые ценят это и которые ждут этого. — Открытки? — Открытки, да. Потом мне говорят: "Сколько у нас уже открыток!" Скажем, епископ Феогност, наместник Троице-Сергиевой лавры, говорит: "Я не могу вот так, в одной открытке изложить все то, что вы изложите". — А у Патриарха друзей в светском понимании много? — Занимая пост Патриарха, конечно, трудно сказать о друзьях, потому что все-таки есть определенная субординация, но есть преданные люди, которые меня окружают и которые мне помогают. <...> Сейчас время, когда происходит смена поколений, уходит старое поколение духовников, людей с большим духовным опытом. Умер отец Иоанн Крестьянкин, архимандрит Псково-Печерского монастыря, умер протоиерей Николай Гурьянов, в тяжелом положении находится архимандрит Кирилл... У нас существует определенный возрастной разрыв среди священнослужителей, очень много молодого духовенства, и очень опасно, когда оно ставит себя опытными духовниками. Они оказываются, в общем, младостарцами, как мы их называем, потому что без опыта нельзя совершать духовное руководство. Надо иметь огромный духовный и жизненный опыт, чтобы учить, наставлять и направлять жизнь другого человека... — Нашу Церковь в последнее время стали обвинять в том, что она слишком близко подошла к государству и слишком близко на него завязана. Казалось бы, наличие прямых правительственных телефонов тому лишнее подтверждение. Вообще могут ли в России Церковь и государство действительно быть отделены друг от друга, или это всегда история любви и ненависти? — Церковь отделена от государства, потому что мы сознательно отказались от того, чтобы священнослужители участвовали в выборных органах, были избираемы. Я на своем опыте это испытал, потому что был депутатом Съезда народных депутатов. Может быть, в тот период это и нужно было, но я возвращался после заседаний больным. Аура нетерпимости, захлопывания, закрикивания выступающих была настолько трудная и тяжелая для восприятия, что я убедился, что это не наша сфера. Конечно, тогда мы еще не имели того опыта парламентаризма, как сейчас. Церковь отделена от государства, но она не может быть отделена от общества, от народа, потому что государство служит народу, и мы служим народу. — А Вы чувствуете сиюминутную заинтересованность властей в вас лично, как в Патриархе? Обращаются к Вам за поддержкой, духовной или практической? — Все-таки сейчас в правительстве очень много людей верующих, чего раньше не было. Мы совместно с Президентом Российской Федерации возглавили Фонд и Попечительский совет по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Я думаю, что Дмитрий Анатольевич после вступления на пост главы государства захотел принять участие в восстановлении какой-то порушенной святыни, и он сам назвал Ново-Иерусалимский монастырь. Нужно было сменить наместника на более оперативного. Мы побывали вместе с Президентом там, монастырь на него произвел огромное впечатление и своими размерами, и той задумкой, которая была заложена патриархом Никоном в создание Нового Иерусалима. Не все могли посетить Святую Землю, поэтому всё было создано здесь, в Третьем Риме, под Москвой, что напоминало Святую Землю. — Насколько я понимаю, в русской православной традиции вообще власть не может быть никакой другой, кроме как абсолютной. Демократическая традиция чужда русскому православию. Как совмещалась ваша внутренняя убежденность в незыблемости устоев власти с этими новыми веяниями, с которыми приходилось сосуществовать? — В Священном Писании сказано, что нет власти не от Бога, каждая власть от Бога, и всегда Церковь молилась за власть. Даже в эпоху римских гонений, в эпоху гонений на Русскую Православную Церковь, всегда Церковь молилась о богохранимой стране, властях, воинстве и народе ее. Иногда возникает вопрос о воссоздании Совета по делам религий. Я считаю, что этого делать не следует, потому что Совет рано или поздно примет на себя властные функции и замкнет все контакты на себе. Мы это испытали. Я в 1986 году был назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским. В первую неделю своего пребывания в Ленинграде я сказал, что хочу нанести визит вежливости председателю Ленинградского Совета. Мне было очень жестко сказано: "Этого в Ленинграде никогда не было и быть не может". Я только через год встретился с председателем Ленинградского Совета Владимиром Яковлевичем Ходыревым. Он меня спросил на этом приеме: "А вы в первый раз в Ленинградском Совете?". Я ответил: "Меня не пускали сюда". — "Как не пускали?" Я в присутствии уполномоченного рассказал, как меня не пускали, а он мне сказал: "Двери Ленинградского Совета для вас открыты днем и ночью". Вот так начиналось. Потом я был избран от Фонда здравоохранения и примирения членом Съездов народных депутатов, с ленинградской делегацией ездили вместе на эти съезды, и стиралась та грань, которая была между властью и Церковью. Хотя в Ленинграде именно из-за уполномоченного очень трудно проходило открытие храмов. Разные аргументы выставлялись. Уже был свободен храм в честь Михаила Архангела в Ломоносове, и последний аргумент, который мне высказали против открытия этого храма — "не может быть православный храм на улице Юных Пионеров". Я сказал, а как же Ленинградский кафедральный собор на площади Коммунаров? Я как раз застал этот период возрождения церковной жизни и считаю, что сегодня Церковь отделена от государства, оно не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви. Все назначения священнослужителей и епископов мы осуществляем сами, это наша ответственность. И когда был освобожден от своей должности ленинградский уполномоченный Жаренов Григорий Семенович, я устроил прием со всеми теми, с кем ему приходилось общаться, и он мне сказал: "Эти полтора года с вами были для меня самыми трудными". Я сказал: "Почему?" — "А потому, что вы пришли с поста управляющего делами Московской Патриархии, и вы ничего не согласовывали со мной". Я ему сказал: "Назовите мне хоть один факт, когда я не согласовал с вами то, что должен был согласовать? Назначение священнослужителей (они получали регистрацию) я с вами согласовывал, принятие в клир из других епархий я согласовывал, но я с вами не согласовывал, кого награждать, какими церковными наградами — палицей, набедренниками или крестом. И где мне служить, я с вами не согласовывал, это не входило в ваши функции. И если бы мы занимались этим, то мы бы были лишены возможности заниматься нашими прямыми обязанностями". Вот это вмешательство Совета по делам религий в Ленинграде — еще, может быть, лучший пример, потому что в разных областях России принимались разные меры, каждый старался выслужиться. Я как-то приехал в Куйбышев, нынешнюю Самару, и поинтересовался, как проходит церковная жизнь, в том числе крещение. Сказали, что нет осложнений, никаких проблем с крещением младенцев, но есть проблемы с крещением школьников. Школа должна дать справку, что она не возражает, причем, самое удивительное, что я видел целые пачки таких "возражений" школы, что ученик такого-то класса примет христианство и будет крещен. Я сказал, как же так, ведь это же противоречит ленинскому декрету об отделении школы от Церкви? И уполномоченный меня попросил не говорить об этом в Москве, но сказал: "Я вам даю честное слово, что через неделю это будет все отменено". В Ростове-на-Дону можно было крестить до двух лет, а с двух до восемнадцати лет крестить было нельзя. Так что каждый изощрялся по-своему. В Уфе была такая практика... Я не поверил, когда мне доложил епархиальный архиерей, приезжавший ко мне как к управляющему делами, что нет проблем с крещением детей, но есть проблемы с крещением взрослых. Если крестится взрослый, он должен написать заявление, что просит окрестить его в православную веру, и это заявление должны подписать два человека и подтвердить, что никто на него не оказывает давления. Такие факты были, вмешательство уполномоченных во всю жизнь Церкви было полное. И часто в том же Ростове-на-Дону уполномоченный говорил: "Вы служите, это ваше дело, а управлять уж я буду". — Вы сказали, что Церковь в любые времена молилась за власть, потому что любая власть, по Библии, — от Бога. В нынешние времена верующих стало больше, но, видимо, их вера не так глубока, люди только начинают возвращаться к Богу. Хотелось бы понять, как объяснить секулярному сознанию готовность молиться за любую власть, ведь это совершенно не очевидно для светского человека. — Я думаю, что даже в трудные времена, в эпоху гонений на христиан Церковь могла иметь претензии к государству. Но когда на нашу землю пришла беда, в первый день войны партриарший местоблюститель митрополит Сергий собственноручно напечатал на машинке послание, обращенное ко всему народу, с призывом встать на защиту Родины. Перед бедой забыты были все обиды, и Церковь всегда — и в радости, и в испытаниях — была со своим народом. И сейчас она молится о стране, в которой мы живем. Когда некоторые политики говорят "в этой стране", это оскорбительно для людей, которые любят свою Родину, знают свою историю и культуру, потому что это не "эта страна", а "наша страна", в которой мы живем. Есть у нас и трудности, и недостатки, но это наша страна и наша история, и мы должны знать свою историю. Тогда мы будем любить гораздо больше свою Родину и в трудностях и в испытаниях. — Нам говорят, что история развивается циклами, и, в принципе, можно найти аналогию почти любому событию в предыдущих веках. Можно ли найти где-то в предыдущих веках аналогию ситуации, в которую попали Вы с вашим временем Патриаршества? — Может быть, некоторые первые иерархи Русской Православной Церкви сталкивались даже с большими трудностями, чем я. Например, патриарх Гермоген, который умер в польском заключении в Кремле, митрополит Филипп Московский, который был сослан в Отрочь монастырь и там задушен Малютой Cкуратовым, патриарх Иов, который был отстранен от своего патриаршего престола, а ведь это первый патриарх российский, он тоже умер в Старице, в монастыре. Сегодня, по милости Божьей, с Церковью и ее мнением все-таки считаются. Вот вы смотрите на телефоны — да, я не беспокою понапрасну, но если нужно поставить какой-то вопрос перед государством, Президентом, премьер-министром или какими-то министрами, я это делаю, потому что моя роль — защищать и быть печальником за тех, кто иногда попадает в трудные обстоятельства. — Вы привели в пример целую плеяду трагических и драматических персонажей русской православной истории. Вы действительно сравниваете свой Патриарший путь с их судьбами? — Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом. — То есть получается, что Ваша функция, как Патриарха, сейчас в государстве ближе по сути своей к служению первых русских патриархов допетровских времен, когда они имели право на собственную точку зрения и выступали в качестве совести народа? — В какой-то степени можно вспомнить и патриарха Никона, который принимал решения самостоятельно, что в конце концов привело к конфликту. Я надеюсь, что не будет конфликта, потому что мы поддерживаем все начинания государства, которые направлены на благо. И когда принимался 122-й закон, который ущемлял людей, живущих за гранью бедности, мы выступили против этого, потому что нельзя было отменять или заменять материальную поддержку, которую они получали. Для людей, которые прошли войну, прожили трудовую жизнь, очень важно, что государство ценит их и что они имеют право на бесплатный проезд. А ведь старым людям надо и в поликлинику съездить, и к родным, и в Церковь, — все это нельзя заменить только деньгами, тут была ущемлена честь человека. — Есть ли еще примеры сопротивления вашего и Церкви, вами возглавляемой, каким-то действиям светской власти в последнее время? Может быть не сопротивления, а корректировки? — Например, предлагалось ввести кассовые аппараты во всех церквях. Я говорил, что это невозможно, и нельзя облагать налогами средства, которые люди жертвуют на свечу, в третий раз. Предприятие "Софрино" оплатило все налоги и НДС, потом каждый приобретает свечу в Церкви из своего заработка, с которого удержаны налоги, и нельзя третий раз брать налоги с той же свечи. Это не членский взнос, это добровольная жертва, это человеческая добрая воля, и нельзя ее смешивать с магазином и устанавливать кассовый аппарат, и через кассовый аппарат эти жертвы проводить. Это недостойно Церкви, и отрицательно будет влиять на людей. — Какой Вы видите нашу страну в идеальном состоянии? Как она должна быть построена? — Я родился в эмиграции, и я знаю, какая у русских людей, которые жили в Эстонии, была тяга и печаль о своей Родине, которой они были лишены. <...> Я не считаю, что Россия должна быть монархической, народ должен сам избирать свою власть. Мне недавно дали почитать завещание императора Александра III своему сыну Николаю II, и там многие фразы актуальны и на сегодняшний день. Он ему говорил: "Ты слушай всех, но принимай решение сам. Помни, что у России нет друзей. Наша великость всегда вызывает зависть. И опирайся на Церковь, потому что Церковь всегда с народом". Публикуется с сокращениями. Евгений Баранов. 11 декабря 2008 http://mail.yandex.ru/classic/message?ids=9040000000332194862&current_folder=9040000000000581574

Inkvizitor: Евгения пишет: Я не считаю, что Россия должна быть монархической, народ должен сам избирать свою власть странная фраза, причем противоречит тому, что Церквоь может отказать в Своей поддержке, об этом Патриарх тоже говорил. Следователньо что-то он да не поддерживает...

Inkvizitor: «Человеком года» в шестой раз стал Алексий II 22:10 «Вести.Ru» Более 30 государственных, общественных и религиозных деятелей, мастеров культуры, представителей промышленности, науки и образования названы лауреатами Всероссийской премии «Человек года». Ежегодная церемония вручения награды, учрежденной Русским биографическим институтом, состоялась в Храме Христа Спасителя. Среди лауреатов премии, девиз которой — «Созидающие Россию», губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, хирург Лео Бокерия, художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев, руководитель Малого театра Юрий Соломин, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, главный тренер сборной России по хоккею Вячеслав Быков, а также дьякон Андрей Кураев и руководитель группы «ДДТ» Юрий Шевчук. Как рассказал ИТАР-ТАСС директор Русского биографического института Святослав Рыбас, шестой год подряд «Человеком года» назван Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По его словам, патриарх (ФОТО) намеревался собрать у себя всех лауреатов нынешнего года и поговорить о судьбе России. На церемонии в храме Христа Спасителя было показано интервью с патриархом, записанное руководством Русского биографического института 31 октября в резиденции в Чистом переулке. На вопрос, как России пережить сложное время, патриарх ответил, что в этих условиях надо сохранять любовь к ближнему, милосердие, взаимопомощь Премия не имеет денежного содержания. Лауреаты получают диплом и серебряный крест, представляющий собой копию Георгиевского креста, в центре которого изображен золотой двуглавый орел. В экспертный совет премии входят председатель правления Института современного развития Игорь Юргенс, директор Российской государственной библиотеки Виктор Федоров, ректор Российской академии госслужбы Владимир Егоров. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался утром 5 декабря на 80-м году жизни в своей резиденции в подмосковном Переделкине и был похоронен 9 декабря в Богоявленском Елоховском соборе Москвы. http://news.mail.ru/society/2261246/

Владимир: Патриарх сотворил чудо - после молитвы Алексия II зацвело засохшее дерево на могиле пророка Даниила. Это было еще весной прошлого года. http://zhizn.ru/article/society/6237/

Дмитрий: Владимир пишет: Патриарх сотворил чудо - после молитвы Алексия II зацвело засохшее дерево на могиле пророка Даниила. Это было еще весной прошлого года. У гробницы святого молятся представители самых разных религий Экуменизм во всей "красе". http://zhizn.ru/article/society/6237/ Газетенка не просто желтая, а желтющая, как Солнце в полдень. Не, чудо-то может и произошло, но переврали и приврали журналисты точно.

Владимир: Дмитрий пишет: Экуменизм во всей "красе". Да что вы, Дмитрий, где вы видите там совместную молитву мусульман и православных? Насчет журналистов и газетенки спорить не буду, но верю, что там было все чисто без экуменизма - имею ввиду посещение Патриарха...

Николай Михайлович: Печаль постигла нашу Церковь. Наш Первоиерарх, Светильник Земли Русской перешел в иной мир. Но это неизбежный путь всех людей. Никто не составляет исключения: ни Патриархи, ни архиереи, ни цари, ни нищие – все идут этим путем. Самое важное — так прожить эту жизнь, чтобы наследовать жизнь вечную. Вспоминает старший духовник Московской епархии протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове.

Рулетка: В день похорон Предстоятеля Русской Православной Церкви на его портрете, бережно хранящемся в храме Преподобного Серафима Саровского в селе Русская Поляна Омской области, появились капли миро. "Впервые фотография Святейшего заплакала летом 2007 года во время утренней службы, — говорит настоятель храма отец Иоанн. — Накануне дня рождения Святейшего на портрете появилось еще одно пятнышко миро. В день похорон Алексия II снимок замироточил с новой силой! Господь дал знак, что праведник стоит у престола Божьего". Седмица.Ru

Рулетка: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II скончался в канун дня памяти святого благоверного князя Александра Невского, с именем которого связан целый ряд заметных вех в его биографии. Так, самым первым и ответственным поручением, которое было дано в 1945 году тогда еще 16-летнему иподиакону Алексию, стала подготовка к открытию Александро-Невского собора Таллинна. Через 16 лет, в 1961 году, в этом же храме состоялось возведение архимандрита Алексия во епископа Таллиннского и Эстонского. Позднее именно владыка Алексий (будущий Патриарх) не дал советским властям закрыть Александро-Невский собор Таллинна. Много лет спустя Алексий II добился возвращения мощей Александра Невского из Музея религии в Александро-Невскую лавру, что стало событием огромной важности для всей Церкви. В свою очередь в Союзе православных граждан обратили внимание на то, что Александр Невский вошел в историю как "человек, который боролся за Россию, стоявшую на коленях, вел битву за православие и победил, не дав расчленить страну и Церковь". "Так и Святейший патриарх Алексий не допустил расчленения Русской Православной Церкви", — сказал руководитель московского отделения Союза Кирилл Фролов. Говоря о том, что Алексий II окончил свой земной путь на следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, он подчеркнул, что "вся эпоха Патриарха Алексия была введением России во храм, и сегодня можно сказать, что эту главную задачу своей жизни Предстоятель сумел выполнить с блеском". Интерфакс-Религия

Marek: Спосибо за ету тему...ето для меня интересно

Николай Михайлович: В Йошкар-Оле открыт памятник Святейшему Патриарху Алексию II ЙОШКАР-ОЛА. 4 августа, на новой набережной Малой Кокшаги в Йошкар-Оле прошла Божественная литургия и открытие памятника Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, сообщает официальный сайт правительства Республики Марий Эл. В торжествах принял участие президент Марий Эл Леонид Маркелов. Выступая на церемонии открытия памятника, президент республики назвал Патриарха Алексия II подвижником православной веры в России. С его благословения и при непосредственном участии была образована в 1993 году Йошкар-Олинская и Марийская епархия. Это событие стало отправной точкой для духовного возрождения жителей республики, исповедующих православную веру. За прошедшие годы правительство республики совместно с епархией провели огромную работу по возрождению порушенных храмов на марийской земле, подчеркнул Леонид Маркелов. И сегодня забота о духовном развитии общества является неотъемлемой частью работы органов власти и епархии. Президент республики Леонид Маркелов и архиепископ Йошкар-Олинский Иоанн в присутствии прихожан, священнослужителей, членов правительства и гостей провели церемонию снятия белого полотнища. На гранитном постаменте плита с надписью: "Святейшему Алексию II Патриарху Московскому и Всея Руси. Основателю Йошкар-Олинской и Марийской епархии". Автор памятника - председатель Союза художников России, народный художник Российской Федерации Андрей Ковальчук. Им созданы многие уникальные памятники и скульптурные композиции, которые стали гордостью столицы Марий Эл. Среди них памятник первому воеводе Царевококшайска князю Ивану Адреевичу Оболенскому-Ноготкову, скульптурная композиция "Мария с Младенцем Христом" и другие. Патриарх на постаменте в полном облачении. В его левой руке патриарший посох, в поднятой к небу правой - голубь. Его взгляд устремлен на Воскресенский собор и другие православные храмы, появившиеся за последние годы на правом берегу Малой Кокшаги. Божественную литургию совершил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн. Обращаясь после церемонии освящения памятника к президенту республики и собравшимся, архиепископ Иоанн отметил исключительную роль усопшего Патриарха Алексия II, которую он сыграл в деле духовного возрождения народа, святой Руси. Источник: www.sedmitza.ru

Николай Михайлович: Памятник Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в Йошкар-Оле. Фото с сайта gg12.ru

Николай Михайлович: ЯРОСЛАВЛЬ, 3 сен - РИА Новости. Часовня, посвященная памяти Святейшего патриарха Алексия II, освящена в пятницу в Ярославле, передает корреспондент РИА Новости. Часовня освящена в честь святителя Алексия, митрополита Московского, жившего в XIV веке. Она была заложена в присутствии губернатора и мэра Ярославля в сквере между зданием педагогического университета и ТЮЗом 7 апреля, когда православные отмечают праздник Благовещения. "Место для часовни выбрали неслучайно, раньше здесь находился храм, один из приделов которого был посвящен святителю Алексию, митрополиту Московскому - небесному покровителю Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II", - сказала пресс-секретарь Ярославской епархии Юлия Стихарева. Церемонию освещения проводил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Он отметил, что патриарх Алексий II очень любил Ярославль и бывал в этом городе несколько раз. По словам архиепископа, он всегда интересовался всеми событиями, которые здесь происходили, и в последние годы своей жизни следил за возведением Успенского кафедрального собора.



полная версия страницы