Форум » основной раздел » Технические христиане » Ответить

Технические христиане

Let: Технический христианин. "Это словосочетание пару месяцев назад обронил в моем блоге один незнакомый мне человек. Я его спросил, что он имеет в виду, но человек куда-то пропал. Потом я набирал "технический христианин" в разных интернет-поисковиках, но каждый раз они выдавали одну-единственную ссылку - на тот самый комментарий в моем блоге. Придется наполнять это словосочетание смыслом самому. Потому что оно меня зацепило. Есть у меня подозрение, что технический христианин - это я. И не только я. У меня на груди крестик, в сумке всегда Евангелие, но на литургии я бываю раз 10-15 в году. Происходит это импульсивно: могу полгода вообще не ходить, а потом вдруг хожу каждую неделю. Как правило, это становится следствием острого приступа недостаточности смысла жизни. Никогда не пропускаю Пасху и Рождество, остальное - как придется. Исповедуюсь, причащаюсь и молюсь по утрам и вечерам - тоже волнообразно. Считаю ли я такой режим церковной жизни нормальным? Нет, не считаю. Хочу ли жить религиозной жизнью более насыщенно? Да, хочу. Более того - мне это нравится. Когда это удается, я чувствую, как мир исполняется единой логики и смысла, в моей нервной системе нет ни байта уныния, просыпаешься по утрам так легко, как будто вылезаешь не из постели, а из проруби. Почему не получается жить так всегда? Потому что я - человек, что в переводе с людского языка на божеский означает "слабый". И эта человеческая слабость - навязчивое стремление вредить себе самому. Не объяснимое ничем, кроме категорий мистических. Но вернемся к техническим параметрам моей веры. Я прочитал один раз Ветхий Завет целиком (через силу) и раз десять - Новый (хочется читать еще). У меня есть две книжные полки, занятые поучениями Святых Отцов и просто хорошими книгами религиозных мыслителей. Любимые: Николай Сербский, Феофан Затворник, Клайв Льюис. То есть я в общем и целом знаю фундаментальные основы христианства, понимаю его логику, чувствую многие аспекты взаимодействия Бога и человеческой души. Окончательно переходя на научную терминологию, я обладаю достаточными "юридическими" познаниями, чтобы не иметь возможности врать себе, будто то или иное из содеянного мною - не грех или грех, но не тяжелый. И тем не менее я грешу. И не в тех гомеопатических дозах, в которых не может не грешить хороший человек. В гораздо больших. Каждый раз после Пасхи православные и антиправославные исследователи и публицисты начинают подсчет: сколько у нас настоящих христиан, сколько липовых и в чем разница. Семьдесят процентов, десять или полтора? Я не готов подключиться к этой статистической гимнастике, поскольку одному Богу известно, кто из нас поведет себя по-христиански в критический момент - тот, кто регулярно ходил в церковь, или кто, как святой великомученик Вонифатий, всю жизнь пил, блудил и маялся, а потом просто не смог пройти мимо арены, где казнили христиан, и присоединился к ним. И тем не менее, конечно, есть в любом обществе разновидности слабостей, которые вынуждают окружающих приставлять к слову "христиане" всевозможные прилагательные: этнические, пасхальные или вот, к примеру, технические, которые, как мне кажется, постепенно приходят на смену этническим. Разница между ними в том, что вторые на вопрос: "Что такое христианство?" - чаще всего двух слов связать не могут. Их покрестили в младенчестве, ежегодно водили святить яйца в детстве, их научили ставить свечки и правильно креститься. Они даже прочитали Евангелие и запомнили сюжет. Но в суть Евангелия и дух Евангелия они не вникли. Поэтому для этнического христианина напиться в Богоявление водки, а потом нырнуть в Иордань и тем самым "очиститься" это нормально. "Технические христиане" - это другие. Они уже понимают, что дело не в куличах и яйцах и даже не в целовании икон. Они знают, что и ежедневная молитва - не панацея, потому что даже "монахи, кои не соединяют внешнюю молитву со внутренней, не монахи, а черные головешки" (Серафим Саровский). И главное - они не раз и не два читали Соборное послание апостола Иакова: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?" Они все это знают, понимают и даже принимают. Но делают по-своему. Потому что офисная жизнь, потому что телевизор, потому что бизнес , потому что жизнь такая. В библейской терминологии технические христиане - это знающие, но не исполняющие. А грех человека знающего гораздо тяжелее греха, совершенного по неведению. Этнический христианин искренне научит своего ребенка кривому христианству. Но, став взрослым, человек сможет его сам выпрямить, потому что не утратит главного - душевного жара. Христианин технический, скорее всего, посеет в потомстве лебеду лицемерия. Потому что говорить будет по-божьему, а поступать - как получится. Единственная добродетель, которая еще свойственна нам, техническим, в полной мере - это некое подобие нищеты духа. Мы не страдаем комплексом раскрепощения и богоборчества. Мы не задаем глупых вопросов: "Почему Бог оставил мне желание так поступать, если так поступать нельзя?" Или: "Как я могу ходить в церковь, где служба идет на непонятном мне языке?" Мы не пытаемся себя оправдать, выворачивая наизнанку христианские догмы, подстраивая их под свои поступки. Мы понимаем, что совершаем отступление или даже преступление, за которое потом придется нести ответственность. Мы признаем над собой юрисдикцию христианства без всяких оговорок. Понимая, что церковь - это не "Макдоналдс" на рынке религиозного фастфуда, а скорее, вертолет МЧС, который завис над тобой, скинул лестницу и какие-то грубые люди в униформе смотрят на тебя из этого вертолета и спрашивают: "Ну, ты чего, придурок - будешь спасаться или останешься погибать на льдине?" И мы, технические, хотя бы смотрим на этот вертолет. Да, мы страшно тормозим, но все-таки начинаем понимать, что эта рыбачья суета за час до гибели - полное безумие. И, наверное, все-таки эти спасатели правы. И они нас ждут. Пока еще ждут." Дм. Соколов-Митрич комментарий о.Сергия Круглова: Да, то, о чем пишет Дмитрий Соколов-Митрич, всем нам знакомо... Семя, посеянное в терние, по классификации притчи; теплохладность, рискующая быть извергнутой из уст Божиих; техническое христианство, – назвать можно по-разному... Не уверен, что адекватно прочел мысль автора о различии между христианами, как он их обозначил, техническими и этническими, но мне думается, эта разница – есть. Именно в том, что этнические более всего в Церкви любят – церковность в ее материальных и эмоциональных проявлениях, любят "религиозное". Технические, они же – теплохладные – всё-таки Самого Христа ( по крайней мере, понимают, что именно Он Сам – центр всего в Церкви, и остальное без Него – смысла не имеет)... Именно у этнических чаще встретишь особое умиление (нередко – пьяненькое, за розговинным столом), настоянное на самодовольстве: иэхх, святая наша Русь, иэхх, мы Богоспасаемые, которых любит русский Бог, иэхх, службу вот всю отстояли, крестным ходом сходили, спину-ноги приятно ломит – славно потрудилися во спасение, вот нас Бог-то и наградил земным довольством!.. Из всех христианских острых тем для таких – темы креста и страданий или? скажем, смирения и духовной нищеты, особо нелюбимы... Напротив, эти темы (упомянутое в статье "подобие духовной нищеты", понимание убогости иллюзий о собственной праведности) – основные для технических. Семя, посеянное в их тернии, дало слабенький росток, он заглушаем сорняками –но всё-таки жив и пытается продраться к свету, этой нотой надежды автор заканчивает свою статью-исповедь. Однако хочется добавить вот что: всё-таки все эти наши подразделения и термины – достаточно условны. Во-первых, в жизни так бывает всё перемешано, так бывает непрост конкретный человек, что на иного и ярлык никак не навесишь... А во-вторых, границы между "техническими-этническими", "новоначальными-продвинутыми" и так далее, не непроницаемы. Жизнь во Христе – это не распределение по ячейкам, это путь. Лествица, по которой можно скатиться вниз – но можно подняться и снова карабкаться вверх. Об этом пишут познавшие предмет на опыте святые отцы, аскеты и мистики, об этом свидетельствует и наш с вами опыт жизни во Христе, какой уж там ни на есть. Поэтому не стоит застревать на ступеньке надолго, какая бы табличка-термин на ней ни висела – надо карабкаться дальше. А Спаситель наш – нам поможет, видя наши потуги. http://decalog.livejournal.com/267157.html?style=mine#cutid1

Ответов - 25

Владимир: Интересная статья. Согласен с комментарием о.Сергия Круглова. Однако, вопрос о кресте, страданиях, терпении и смирении не такой уж легкий и для продвинутых технических христиан. Легко рассуждать, когда нет тяжелых испытаний, тяжких болезней и лишений. Когда жизнь более менее налажена. Конечно, каждому из нас, верующих во Христа, Бог посылает испытание и каждому свое и по условиям и по трудности. Иову Многострадальному - тягчайшее испытание (по совершенству его и крепости веры), апостолу Павлу - свое испытание (когда Господь послалал Ананию к Павлу) Деяния Святых Апостолов гл. 9, ст. 10-19 Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. 16 И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое. Наверное, для нас крестом являются страдания и болезни, различные тяжелые жизненные обстоятельства и мы должны с терпением и надеждой на спасение переносить их. Мне думается, что мы бываем подобны разбойникам, распятым со Христом на кресте, только бы нам в наших страданиях и испытаниях оказаться бы "благоразумными разбойниками", осознающими, что мы получаем достойное по нашим грехам наказание в этом веке и не возроптать, а смириться и сказать: помяни мя Господи во Царствии Твоем"

Odd: Статья.. Хороша то хороша... Вопрос в том, что статья не дает ответа, чего делать дальше, чтобы вылезти из технических. И как. Получается красивая реферативная беллетристика, позволяющая получить эстетическое удовлетворение от прочитанного. Да, действительно много лет находясь в "техническом" состоянии понимаешь, что ничего больше не светит и выхода нет и пути нет. Но, что дальше? Где выход? Именно практический выход, а не теоретический. Как найти его и пройти и выйти.. И дальше идти... В общем такие чувства остаются от прочтения статьи.

Николай Михайлович: Odd пишет: Но, что дальше? Где выход? Именно практический выход, а не теоретический. Как найти его и пройти и выйти.. И дальше идти... Выход дано известен.Проблема в том,что на это решиться надо.Святой Серафим Саровский не раз говорил приходящим к нему, что вся разница между грешником погибающим и грешником, который находит свой путь к спасению, в одном: в решимости. А вот с решимостью у нас дела обстоят...совсем никак...


Let: Николай Михайлович пишет: А вот с решимостью у нас дела обстоят...совсем никак... В корень зрите, Николай Михайлович :( А кроме решимости - терпения, желания ограничивать себя и т.д.

Николай Михайлович: Let пишет: А кроме решимости - терпения, желания ограничивать себя и т.д. Вот-вот... И как на это решиться...

Odd: Николай Михайлович Пожалуйста, продолжайте. Решимость. Если имеем и боремся, но все равно, что не хотим, делаем, а чего хотим, того не делаем, и сил противостоять греху нет. И взять неоткуда. Грешим и каемся, каемся и опять грешим и конца края не видно..

Николай Михайлович: Odd пишет: и сил противостоять греху нет. Да не сил нет,а решительности...А когда и проявляем решительность,то ведь нас,как правило,надолго не хватает...

I.A.: Николай Михайлович пишет: А когда и проявляем решительность,то ведь нас,как правило,надолго не хватает... А почему не хватает? Мне кажется потому, что мы слишком много оглядываемся вокруг. Боимся быть не похожими на других.

Let: I.A. пишет: Мне кажется потому, что мы слишком много оглядываемся вокруг. Боимся быть не похожими на других. Для меня дело не в непохожести, а в лени и нежелании себя ограничивать :(

Николай Михайлович: Да.Для большинства из нас кажется невозможным проявить решительность и изменить свою жизнь.Хотя,если честно признаться,всё-таки возможно.

Владимир: Надо научиться быть практическими христианами. Условий выйти из технического состояния несколько. Ежедневная частная в домашней молитве исповедь пред Господом - подведение итогов прошедшего дня - какие были грехи. Мы ведь часто забываем о своих грехах - потому легко и грешим - прошение памятования своих грехов и помощи в их преодолении (а это уже смирение и осознание, что сами мы ничего не можем без Господа). Надо научиться бодрствовать и молиться на всякое время - по слову Господа, чтобы не впадать в согрешения. Причем нужно наблюдать и за своими мыслями, нужно хранить свои чувства в чистоте. Безусловно, нужно воцерковление, а не переодическое посещение богослужений. Нужна регулярная исповедь и Причастие Святых Христовых Тайн. Нужны ежедневные усилия над собой в преодолении грехов. Нужны добрые дела по вере, обязательно. Это ведь, как я понимаю стяжание Духа Святого. Да, это очень непросто. Но день за днем с Божией помощь мы будем меняться в лучшую сторону, обязательно. Вот в кратце, что я хотел написать. Пишите, тема интересная. Нужно её развить с цитатами от святых отцев.

Inkvizitor: Долго думал, что написать, но пришел лишь к одному выводу, каков поп, атков и приход. Автор на самомо деле искреннее верует, за что ему уже должно зачесться. Он мыслит - следовательно прекрасно все понимает и пытается изменить себя. Да, не все просто, хотя проще чем сейчас, быть не может. Когда были гонения в Риме, люди почему-то не ходили и говорили, что мы не понимем службу, мы боимся... Для всех был праздник, когда оглашенный становился христианином, ходивший целый месяц в белых одеждах. Когда мусульмане хозяйничали на Балканах, вера не угсла, когда в Совдепе возвели гонения на Церквоь, ИПХ не боялись веровать и стали новомученниками. Почему это было? Да потмоу что был пример! В обществе были Апостолы, Иоанны Златоусты и Григории Богословы, св. Саввы, Иоанны Кронштадские и Иоанны Шанхайские. А на кого сейчас ровняться? Кто поможет примером? Нет таких людей, а духовенство почти не заниматеся паствой. Сужу по своему бывшему приходу в РПЦ МП

Владимир: Inkvizitor пишет: А на кого сейчас ровняться? А что, святые не пример нам и сегодня? Берите хорошее и достойное в пример. По моему, можно научиться хорошему и доброму с Божией помощью можно даже у неверующего человека или даже у животных. Поясню. Как-то раз я проходил мимо магазина и видел, как хозяин оставил овчарку рядом с магазином и просто сказал - сиди жиди. Он зашел в магазин а собака послушно села недалеко от дверей магазина и спокойно сидела. Она ни на что не реагировала, никуда не отходила, хотя вокруг бегали дети, проходили другие люди с собаками. И я подумал - какое послушаение и смирение у собаки! Виктор, а что, по твоему, должен делать сам человек, чтобы научиться не грешить?

Inkvizitor: Владимир пишет: А что, святые не пример нам и сегодня? Пример, но кто ему сейчас следует? Может, я мало знаю, но о таких святых, которых я привел ради примера, знали во всех концах Православной Ойкумены. Владимир пишет: что, по твоему, должен делать сам человек, чтобы научиться не грешить? Можно сказать юмором: больше спишь - меньше грешишь. А вообще - возрри на себя и юлюди себя, ибо "благословен раб Его обряще бдяща". А также молитва, пусть Ииусосова, больше не надо. Снача на утсах, потом в уме, а потом будет в сердце.

Let: Inkvizitor пишет: Сужу по своему бывшему приходу в РПЦ МП Вы поменьше судите, Виктор, это во благо будет. И помните о правилах форума, да не отсохнет у меня язык, повторяючи это.

Inkvizitor: Цензура еще нкогда не приводила ни к чему хорошему. Vox popu - vox Dei. А вообще, можете банить. Да, все-таки в очередной раз убедился, что за свое мнение могут и наказать. Ну, ничего. Претрпевший же до конца - спасется.

Let: Inkvizitor пишет: А вообще, можете банить. Да, все-таки в очередной раз убедился, что за свое мнение могут и наказать. Ну, ничего. Претрпевший же до конца - спасется. Оно мне надо - вас банить? Я хотела лишь вас предупредить. Вы в последнее время заняты обличением и я ничего хорошего в этом не вижу. Ни для вас лично, ни для нашего форума. А еще я хочу ни за что не отвечать на форуме, так что пошла писать в технический раздел заявление об уходе из модеров.

Рулетка: Inkvizitor Вить, ты ушёл из МП?

Inkvizitor: Рулетка пишет: Вить, ты ушёл из МП? Да. Пока в СПЦ. Дальше будет видно. Просто я устал от лжи, экумении и прочего маразма, вторящего в Церкви с омента прихода Кирилла, выбранного с нарушением канонов.

Let: Inkvizitor пишет: Просто я устал от лжи, экумении и прочего маразма, вторящего в Церкви с омента прихода Кирилла, выбранного с нарушением канонов. Виктор, вы нарочно? Вы полагаете, что обвинения во лжи и маразме недостаточно грубы, чтобы подпадать под наши правила? Я начинаю думать, что вы специально приходите на форум, чтобы обличать РПЦ и соблазнять к этому других. Я вам снова делаю замечание. Ставлю галочку. Банить не буду. На форуме есть админы, пусть они решают, допустимо ли то, чем вы активно занимаетесь на форуме. Но все же надеюсь, что меня освободят от обязанностей модератора.

Inkvizitor: Let Попытаюсь объяснить, что имелл ввиду. Ложь - это когда умачивают о ходе переговоров и католиками. Говорят о соборности, но ни один человек не имеет права выразить свою точку зрения, т.к. нет поместных соборов. Экумения - это когда латинский священник стоит на Пасху или Рождество в ХХС, а правослвыне посещает их богосложуния. В итоге же ОВЦС заявляет, что у Православия и католцизма нет особых разногласий. Маразм - это когда собираются стадионы, идет много слов по поводу ничего, вместо того, чтобы учить людей истинному православию. Попагандировать против РПЦ я не могу, т.к. Церковь не может быть виновата. Виновны могут быть только члены ее. Вообще, даже если в Церкви 99% еритики, а 1% праведников, то Господь такую Церковь помилует и не даст ей скатиться в ересь, как это было во время иконоборчества в Византии. Надеюсь. что это объясняет мою позицию до некоторой степени.

Дмитрий: Ребята, давайте жить дружно. У каждого из нас может быть свое мнение, но не должно быть неприязни друг к другу и горьких последствий, типа ухода из модеров. Татьяна, Вы хороший модератор, останьтесь.

Let: Дмитрий пишет: Ребята, давайте жить дружно. У каждого из нас может быть свое мнение, но не должно быть неприязни друг к другу и горьких последствий, типа ухода из модеров. Татьяна, Вы хороший модератор, останьтесь. Дима, кроме разниц мнений существует еще и разница ответственности. У меня нет неприязни к Виктору. Вы не переживайте так, ничего страшного, если я перестану быть модератором, не случится.

Вадим: Ответное письмо архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на вопрос А.В. о книге Петра Иванова «Тайна святых, введение в Апокалипсис» Дух Святый наставит вас на землю праву. Дорогой А.В.! ...Посмотрел я книгу Петра Иванова и вопрос о которой Вы задаете мне. А.В., что это? Нет ли у Вас чувства, что пьете яд в привлекательной упаковке? И как он соблазнителен, и с каким упоением тянутся к нему и стар и мал. Книга-то зачитана и испещрена пометками, ибо читают ее с желанием впитать эту всестороннюю информацию, и поосновательнее. А ведь, дорогой А.В., у многих ли людей, бравшихся за чтение ее, столь много знаний, как у Вас, и столь свободная ориентация в вопросах политической, духовной и церковной жизни? Вы и то прочли ее с живым интересом, и Вас вот только смутило покушение на дорогие авторитеты. А если читающий не имеет еще никаких авторитетов и не способен сам рассудить, где правда, где полправды, а где и заведомая ложь — тогда что? Ведь неминуемо последует вывод, что Церковь-то безблагодатна, что иерархическое священство не духовно, да и что хорошего там, где нет духовной свободы. Все мертво. Ну ладно бы уж, если дерзость и самоуверенность автора ограничивалась рамками современного состояния Церкви. А как же в отношении тех столпов Церкви Христовой, что уже и критике-то не подлежат: во-первых потому, что уже почили; во-вторых, всей своей жизнью и до конца пронесли и сохранили верность Истине, даже до личной святости. И им мы обязаны, что в нынешних условиях стоит этот Столп и Утверждение Истины — Святая Православная Церковь с ее живым опытом и Божией благодатью. Но и этим не ограничивается автор. На странице 121 он уже добирается и до ревизии Евангельских истин. Можно бы на этом и остановиться. Разве всего этого не достаточно, чтобы понять, кто вдохновитель столь объемистого труда? Вы-то знаете, какое трудное время переживает Церковь, сколько измышлений и сектантства родилось на свет. Но «созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ее». И «кто не со Мною, тот против Меня», и «кто не собирает со Мною, тот расточает». А мы с Вами призваны собирать, и от души жаль увлеченных в соблазн свободомыслия и непослушания Истине. Жаль тех, в ком посеются этой книгой семена сомнения и разврата, ведь при отсутствии должного живого религиозного опыта и жизни во Христе и в Церкви — это так легко может произойти. Вот Вам пример сразу из живого религиозного опыта и живого попечения о чадах Своих Господа и Его святых. Перед тем как получить от Вас вопрос об этой книге, приходит юноша, подает мне эту книгу и спрашивает, можно ли ему ее читать? Откуда у него это чувство? Он еще только у врат Церкви. Но дал ему Дух благий и правый мысль благу и чувство опасности близ него. А у скольких людей возникнет это чувство, но не у кого будет спросить, и они выпьют чашу до дна и яд начнет свою разрушительную работу. И я еще держу книгу в руках, не заглядывая в нее, и приходит человек и рассказывает, что произошло с женщиной, уже ставшей на грани ревизии многих церковных преданий под влиянием этой книги. Женщина эта из семьи аристократической и воспитана у ног угодника Божия отца Иоанна Кронштадтского, опекавшего при жизни всю семью и не оставляющего членов этой семьи и теперь. С упоением прочитав эту книгу, несколько смутившись некоторыми вольностями и дерзостью в отношении дорогих сердцу угодников Божиих (она всю молодость провела под сенью Троице-Сергиевой Лавры, и Преподобный врос в сердце живым опытом), поежившись некоторыми моментами, она все же простила их и увлеклась размышлением о современном состоянии Церкви, об уходящем в прошлое и становившемся казалось бы теперь бесполезным и ненужным для нас. Так дошла она до размышления о Псалтири. И уж враг тут как тут. Читая эту богодухновенную книгу всю свою сознательную жизнь, она вдруг сейчас, сегодня сделала для себя страшное открытие, что ведь ничего-то не понимает в ней и, следовательно, не надо ее и читать. Ну и пошли мысли роиться. В народе говорят: дальше в лес — больше дров. И дров было бы действительно много, если бы легкий сон-дрема не прервал этот набег мыслей. И видит она дорогого сердцу батюшку Иоанна Кронштадтского. Он входит в комнату и идет мимо нее. Она бросается к нему, а он спешно идет своим путем, только слегка оглянувшись на нее. Она кричит ему вслед, что она Наташа, что она дочь Веры Тимофеевны. Но батюшка, всегда с ней такой ласковый и добрый, сурово смотрит на нее и только трижды бросает одну фразу: «Я тебя не узнаю». Очнулась она вся в слезах, в страшном потрясении, с ощущением потери непоправимой. И опять мысли, мысли. Книга лежит на коленях, но она забыта, Наташа ищет причину сурового наказания. И милостив Господь за предстательство Своего угодника. «Он же, батюшка, не сказал, что он меня не знает. Он меня не узнает». Падает взгляд на книгу Иванова, на упавшую на пол Псалтирь. Когда она упала и откуда взялась, неизвестно. Но в один миг стало все ясно. И полилась молитва благодарности Богу и отцу Иоанну Кронштадтскому и живое радостное чувство, что зрит Господь и близок помочь. Это случилось недавно. А ко мне все пришло в момент возникшего у Вас вопроса. Вот он, дорогой живой религиозный опыт, из которого вырастает и живое чувство к Живому Богу. Но что об этом знает автор? Да и говоря об оскудении любви в Церкви, он-то что несет туда? Да и само название книги, не ему ли, этому автору, дух сказал бы: «Петра я знаю и Павел мне известен, а ты кто?» Мы знаем из богословского словаря, что существует до восьмидесяти трудов толкований на Апокалипсис. Святою Церковью за самые богодухновенные признаны два — святого Андрея Кесарийского и М.Барсова. А кто такой Иванов — мы не знаем. Всегда умудренные опытом руководители очень щепетильно и требовательно относились к предлагаемой для чтения литературе. Последуем и мы их примеру. Простите за многословие. Божие благословение Вам. Обнимаю с любовию и целую. Ваш архимандрит Иоанн. 27 мая 1985 года. Псково-Печерский монастырь

Владимир: Большое спасибо, Вадим! Действительно, как многие сегодня, под влиянием некоторых, в том числе и современных авторов, начинают искать изьяны в Церкви Христовой в пастыреначальниках и пастырях, а не в себе самих, начинают осуждать даже тех, кто ныне прославлен Церковью, а значит Богом! И вроде бы намерения благие - устраниться от неверного пути, от впадения в ересь, но на деле получается, что такие люди, внимая обольщению, начинают отдаляться от Церкви по духу, а значит становятся на путь погибели...



полная версия страницы