Форум » Поздравляем! » Ореховый Спас » Ответить

Ореховый Спас

Николай Михайлович: Ореховый Спас – 29 августа в 2009 году 29 августа по новому стилю Православная Церковь празднует перенесение Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа из Эдессы в Kонстантинополь (944). Этот день в народе принято называть «третий Спас», или «ореховый», «хлебный» Спас. Спас нерукотворный — особый тип изображения Христа, представляющий Его лик на убрусе (плате). Согласно преданию, Нерукотворный Образ Христа был запечатлен для эдесского царя Авгаря после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отер его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Нерукотворный Образ был помещен в нише над городскими воротами Эдессы; впоследствии, при язычниках, замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 г. вместе с новым отпечатком на черепице, в 944 г. перенесен в Kонстантинополь. Утрачен после нашествия крестоносцев в 1204 г. Христианская традиция рассматривает Нерукотворный Образ Христа как одно из доказательств истинности воплощения второго Лица Троицы в человеческом образе, а в более узком смысле — как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания. Списки с него получили широкое распространение в византийской и древнерусской живописи. По Уставу Православной Церкви, этот праздник относится к малым праздникам «со славословием», но в русской традиции обычно совершается бдение. Этот день всегда совпадает с первым днём попразднства Успения. Ореховым Спасом этот день называли, потому что к этому празднику поспевали орехи. В России третий Спас считался прежде всего Хлебным: к этому дню приурочивали дожинки (уборку последних нив) и обряды, связанные с ними. Последний сноп в поле звался именинным, его с почестями вносили в деревню. У крестьян были в ходу поговорки: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, коли Спас на полотне - хлебушко на гумне", "Хорош Третий Спас - хорош будет и квас". На сам Спас или в ближайшие к нему дни в сельской местности сеяли озимую рожь. Мужиков провожали в поле хлебом и солью, а там их встречали ребятишки с гречневой кашей. После посева хозяйки пекли пирог из муки нового урожая, и вместе с кашей его съедали всей семьей. Но в большинстве российских сел и деревень этот Спас не праздновали слишком широко – ведь надо было поскорей завершить летние полевые работы до наступления дождей. К тому же с 29 августа начинался сбор лесных орехов. Считалось, что они поспевают именно к этому дню. Собирать обычно шли женщины. Кстати, по урожаю орехов судили о том, хороша ли на следующий год будет рожь. В наше время в некоторых селах вновь начали отмечать 29 августа Праздник урожая. Прямо на улице выставляются столы со всякими природными дарами – как правило, теми, что выращены на собственных грядках. И начинается веселое гулянье! Хотя иногда празднование переносится на сентябрь, а то и на октябрь. Также в этот день верующие посещают святые источники, а в храмах идут торжественные литургии и богослужения. Если на Медовый Спас освящают мед, а на Яблочный – яблоки, то на Хлебный прихожане приносят в церковь хлеб и пироги (обычно домашние). Кстати, недавно в Нижегородской и ряде других епархий возобновилась традиция бесплатно раздавать освященные булочки и караваи малоимущим прихожанам. На ярмарках со дня третьего Спаса начинали продавать полотно и холсты. Чтобы сбыт шел успешно, служили особый молебен. Торговцы приносили в храм свои товары для освящения, а после богослужения отправлялись на рынок. По приметам, к третьему Спасу улетают на юг ласточки. Если же к этому сроку улетят и журавли, то на Покров (14 октября) ударит мороз. Если нет, то наступление зимы будет поздним.

Ответов - 0



полная версия страницы