Форум » Фото на темы веры » Астрахань » Ответить

Астрахань

I.A.: Предлагаю небольшую прогулку по Астраханскому Кремлю. Фотографии сделаны летом. Успенский собор Главный кафедральный собор кремля по праву считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века. Поистине, Успенский собор – главное украшение, жемчужина Астрахани. Хорошо известны слова Петра I, который, будучи в Астрахани, не мог не обратить внимание на этот храм: «…Во всем государстве нет такого лепотного храма...». Интересно, что в архиерейском хоре собора в разное время пели два наших выдающихся земляка – будущий первый русский академик, поэт Василий Кириллович Тредиаковский и будущий знаменитый художник Борис Михайлович Кустодиев. В полукруглых нишах над верхним карнизом собора располагаются живописные картины – сцены из земной жизни Христа, Пресвятой Богородицы и апостолов. После сооружения собора в 1710 году его нижний храм стал усыпальницей астраханских иерархов. Именно сюда были перенесены останки всех прежних митрополитов и епископов. В их числе – архиепископ Феодосий, назначенный на астраханскую кафедру в смутное время, во время царствования Лжедмитрия I. Феодосий обличал самозванца и едва не был убит его сторонниками.

Ответов - 13

I.A.: Троицкий собор Собор был построен в 1576 году и вначале был деревянным. Выбрал место для главного монастырского собора игумен Кирилл – один из первых православных миссионеров в крае. Сохранилась грамота, в которой царь Иван Васильевич жалует «богомольца своего игумена Кирилла» за то, что он... «в монастыре общую обитель построил и храм Живоначальной Троицы поставил новый, да прирубил трапезу шести сажен, да поставил двенадцать келий, да хлебню, да поварню и ограду круг монастыря досками огородил. Да он же, богомолец, сооружает два храма – храм Пречистыя Введения, да храм Николы Чудотворца...». В 1614 году в Троицком монастыре жили Марина Мнишек и атаман Иван Заруцкий. Марина даже приказала монахам не благовестить к ранней заутрене, поскольку колокольный звон пугает ее маленького сына. Заруцкий вел себя вызывающе, расхитил часть монастырских сокровищ, казнил неугодных. Позже астраханский воевода доносил в Москву: «Семена Чуркина и многих добрых людей, и попов, и чернецов велел казнить и в воду сажать; а животы их и остатки грабить, а паникадило серебряное в монастыре у Троицы живоначальныя взял да стремена слил себе». Сама же Марина приказала устроить при монастыре домовую католическую церковь.

I.A.: Колокольня, или Пречистенские ворота Кремлевская колокольня по праву считается одним из символов города Астрахани. Ее восьмидесятиметровый силуэт виден астраханцам практически с любой точки города. Она возвышается над главными проездными воротами кремля, которые, начиная с XVII столетия, связывали Астраханскую цитадель с Белым городом. До нас дошло описание нескольких надвратных сооружений, существовавших ранее на этом месте. Вначале на этом месте стояла боевая проездная башня кремля с восточными воротами, ведущими в острог. В народе эти ворота называли Кабацкими; напротив, на углу Большой улицы, стоял питейный дом. В кабаке издавна висела в переднем углу икона Нерукотворного Спаса. По преданию, она была привезена в Астрахань царским воеводой Шемякиным-Пронским и оказалась в Кабацкой избе. Потом икону решено было вынести из кабака и укрепить в нише над главными воротами кремля. Ворота стали именоваться Спасительскими. В первой половине XVII века в память об изгнании в 1614 году из Астрахани Марины Мнишек и атамана Ивана Заруцкого на главной восточной проездной башне была выстроена надвратная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. С тех пор главные ворота кремля стали называться Пречистенскими по одному из эпитетов Богородицы – Пречистой Девы. После возведения Успенского собора, в 1710 году на месте этой надвратной церкви была выстроена под руководством зодчего Дорофея Минеевича Мякишева первая соборная колокольня. На ней были установлены не только колокола, но и часы – большая новинка для города. Высота Пречистенской колокольни была значительная. Но при постройке не учли крепость фундамента. Сооружение стало давать осадку, покрылось трещинами. В 1765 году при губернаторе В.Н. Бекетове колокольня, во избежание падения, была разобрана. Пролом на месте Пречистенских ворот существовал почти полвека – 44 года, до тех пор пока не нашелся щедрый астраханский житель, решивший на собственные средства для города построить новую соборную колокольню. В 1809 году новая колокольня была заложена. Сведения об этом содержит найденная в 1978 году на кремлевском дворе мраморная плита. На ней имеются тексты на греческом и русском языках. Оба гласят: «Сооружена сия соборная колокольня на каменным зданием по усердию и иждивением астраханского жителя господина надворного советника и кавалера Ивана Андреевича Варвация, родом грека с острова Псара, что в архипелаге на Эгейском море...». Варваций заказал проект колокольни известному в то время в России санкт-петербургскому архитектору Луиджи Руска. В 1813 году строительство колокольни было завершено. Выстроенная в стиле позднего классицизма вторая соборная колокольня отличалась соразмер¬ностью и изяществом пропорций, строгостью силуэта и торжественностью. Еще при Варвации к колокольне была пристроена часовня в честь иконы Нерукотворного Спаса. Однако в 1896 году колокольня заставила обратить на себя внимание многих горожан. Даже на глаз стало видно, что она имеет наклон в сторону Московской (Екатерининской) улицы. Долгое время колокольня находилась в наклонном положении и была так же знаменита в Астрахани, как Пизанская башня в Европе. Предприимчивые астраханские фотографы даже стали печатать открытки с ее изображением и надписью: «Падающая колокольня Астраханского кафедрального собора». Варвациевская колокольня простояла около 100 лет и прекрасно вписывалась в ансамбль Астраханского кремля, подчеркивая изумительную величавость Успенского собора. Все же она была разобрана, и на ее месте в 1910 году появилась еще более грандиозная, богато декорированная, четырехъярусная колокольня, сооруженная по проекту астраханского епархиального архитектора С.И. Карягина.

I.A.: Фотографии мои, а исторические подробности с астраханского сайта. По мере появления новых фотографий, буду продолжать.


Николай Михайлович: I.A. пишет: По мере появления новых фотографий, буду продолжать. Будем ждать...

I.A.: Вот ещё немного, извините без подробных описаний Пречистенские ворота во весь рост Одна из башен Кремля Вдоль стены.

Let: Очень красиво!

I.A.: Можно посмотреть чуть ближе А это дорога к Артиллерийскому двору, там виднеется Башня пыток. Добавить пока больше нечего.

Николай Михайлович: I.A. пишет: Добавить пока больше нечего. Будем надеяться,что наступит лето и появятся новые.

I.A.: Ну, я надеюсь, что немного раньше. Постараюсь сфотографировать все астраханские храмы. Их не так много, но все достойны внимания. (Я однажды забрела к старообрядческой церкви. Смотрю, всё как у нас, только убого очень, мрачно. Купол старенький, но большой и видно его далеко. Дай-ка, думаю, пройду туда. Чем ближе подходила, тем больше появлялось ощущение, что удаляюсь в какую-то глушь, хотя это одна из основных частей города. Подошла, присмотрелась........батюшка очень серьёзный на службу, видимо, пришёл. Калитка на замке была. Место, весьма немноголюдное. Повеяло далёкой стариной. Церковь вполне внушительных размеров, только без реставрации, без ремонта. Что внутри не знаю, не заходила.)

I.A.: Покровский кафедральный собор За качество фотографий извиняюсь, погода была нелётная и времени маловато. Проект храма был составлен архитектором Знаменским, и 11 октября 1878 года одобрен строительным отделением Астраханского Губернского Правления. В 1879 году начались строительные работы, продолжавшиеся до 1885 года. 31 марта 1885 года в торжественной обстановке на колокольню храма были повешены колокола. 29 сентября 1885 года накануне праздника Покрова Богородицы был освящён главный алтарь Покровского храма архиепископом Евгением (Шерешиловым). Боковые приделы были освящены: правый в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, а левый в честь Великомученика Пантелеймона. Нельзя не упомянуть и о важном миссионерском значении Покровского храма. В Селении, где располагался его приход, проживало большое число раскольников, на обращение которых в православие были направлены большие усилия. Настоятелем Покровского собора стал протоиерей Михаил Гусаков, долгое время бывший священником-миссионером при Свято-Троицком братстве. Храм построен в древнерусском стиле с высокой двухъярусной колокольней в одной связи. Трудно поверить, что на том месте, где сейчас находится Покровский собор, до начала XIX столетия простиралось необозримое пространство Болдинской степи, покрытое солончаками, зарослями камыша. Теперь это одна из центральных частей города, где находятся несколько основных ВУЗов Астрахани.

I.A.: Храм Святого Равноапостольного великого князя Владимира 15 июля 1888 года, в день празднования памяти святого равноапостольного князя Владимира и день, когда по решению Святейшего Синода отмечалось торжественное событие 900-летия Крещёния Руси, в Астрахани из всех церквей был совершён крестный ход на избранное для строительства нового храма место. Здесь Астраханским епископом Евгением (Шерешиловым) было совершено молебствие с водосвятием и освящёнием места. Но работы по строительству храма начались только в 1895 году 15 июля 1902 года состоялось освящёние храма Внешний и внутренний вид храма Храм довольно изящной внешности всей своей формой представляет собою памятник знаменательного события Крещёния Руси. Построен он в подражание стилю древних византийских храмов, очень хорошо выдержанном как в общем, так и в деталях. По первоначальному проекту храм не имел боковых алтарей, но впоследствии, по рекомендации строительной комиссии, архитектором П.И. Коржинским в проект были внесены изменения. В 1923 году Князь-Владимирский храм чуть было не перешёл в руки обновленцев. Настоятель храма о. Иоанн Великанов начал служить по новому стилю, в то время как второй священник о. Всеволод Виноградов остался верен православию. Верующие не пускали настоятеля в храм, и вскоре он понял свою ошибку, вернувшись в лоно Православной Церкви. В марте 1924 года Астраханский архиепископ Фаддей (Успенский) сделал Князь-Владимирский храм своим собором. Это было вызвано тем, что как и Успенский собор, так и большинство других важнейших астраханских храмов были захвачены обновленцами. Долгое время Князь-Владимирский храм продолжал выполнять функции кафедрального собора, занимая самое видное место среди оставшихся у православных церквей. Но в 1936 году и этот храм хулиганским методом был захвачен обновленцами, а в 1939 году закрыт советскими властями. Князь-Владимирский храм чудом уцелел от уничтожения. В Астрахани бытует легенда: «Когда храм был закрыт, то местные власти приняли решение о его сломе. Татары, жившие рядом с храмом, в слободе Царев, глубоко возмутились этим. Большинство из них принимало участие в строительстве храма как каменщики или в каких-либо других работах, хотя все они были мусульманами, но православный храм, построенный их руками и как их детище, и как украшение города Астрахани, не должен был быть разрушен. Татары отправляют делегацию в Москву к М.И. Калинину и у него на приёме добиваются решения о сохранении храма». Легенда это или быль, но она несомненно имеет под собою реальную основу. Все астраханцы, независимо от своего вероисповедания и национальной принадлежности, почитали Князь-Владимирский храм общегородским, общенациональным достоянием и радовались, глядя на его торжественную красоту. После закрытия Князь-Владимирский храм долго использовался под склад. Под его сводами хранились пиломатериалы, зерно, мука и т. п. Во время «хрущёвских гонений» на Церковь в начале 60-х годов местные власти опять вынесли решение о сносе храма. Теперь его решили взорвать. К храму подогнали специальную технику, собрали военных «минёров», взрывников. Но верующие астраханцы возмутились этими замыслами. Одна из прежних прихожанок этого храма каким-то образом забралась на самый высокий купол и привязала себя к кресту. Взрыв на время отложили, но ненадолго. Новую попытку взорвать храм, как и в 30-х годах, снова отбили жившие рядом татары. Они окружили церковь живым кольцом и трое суток сидели и жгли костры. Встретив такой отпор, городские власти отступили. В 1967 году было вынесено решение о переоборудовании Князь-Владимирского храма под автовокзал. В связи с переоборудованием были закрашены все росписи внутри храма. Но удивительно, святые лики стали проступать сквозь краску, приводя в ужас местное партийное руководство. Тогда покрасили вновь. И опять роспись стала проступать сквозь краску. Не осознав безумия своих действий, местные руководители приказали выжечь роспись паяльными лампами, а под куполом храма на металлоконструкциях было установлено бетонное перекрытие. Завершающим этапом осквернения святыни стала установка туалетов на месте алтарей храма. Со знаменательного дня 28 июля 1999 года в Князь-Владимирском храме всё стало приходить на «круги своя». По благословению Преосвящённейшего епископа Ионы здесь стали проводиться молебны, а 17 октября 1999 года была отслужена первая Божественная литургия. Возглавлял эту службу сам владыка Иона, который назвал этот день днём обновления храма. По его благословению из Москвы были выписаны семь больших икон, установленных во временном храмовом иконостасе. В храме стали проводиться реставрационные работы производственным объединением «Кедр», внешний и внутренний облик стал постепенно преображаться, приобретая прежние первоначальные черты. А рядом со стеною южного придельного алтаря был восстановлен крест над могилою отца Всеволода Виноградова, скончавшегося в 1925 году. Этот пастырь, прослуживший в храме со дня его освящёния в 1902 году до дня своей кончины, проявил себя как ревностный защитник православия против нападок обновленчества и снискал в сердцах своей паствы искреннюю и преданную любовь. 28 июля 2001 года, через два года после возвращения Князь-Владимирского храма Православной Церкви, состоялось ещё одно знаменательное событие в его истории. Здесь, в этот день, после торжественной службы, Преосвящённейшим епископом Ионой были освящены новые колокола. Эти колокола были пожертвованы храму руководителями области и города, а также местными предпринимателями и по благословению владыки каждый колокол получил имя в честь своего жертвователя. "У входа в храм Божий на мраморной доске было запечатлено: «Сей храм Святого Равноапостольного князя Владимира сооружён в честь 900-летия Крещёния Руси (1895 – 1902). С 1930 по 1999 год использовался не по назначению… Да будет Имя Господне благословенно в сем храме отныне и до века». А площадь Гражданская на которой стоял храм, стала именоваться с этого дня площадью Святого князя Владимира. Сомкнулась связь времён. Самое же главное торжество – освящение Владимирского храма – в октябре 2002 года, когда Астрахань посетил Святейший Патриарх Алексий II."

Николай Михайлович: I.A. пишет: Храм Святого Равноапостольного великого князя Владимира Впечатляет!

I.A.: Дорога домой. Такая наша «густая» растительность. Вид из не очень чистого окна. Продолжение следует.



полная версия страницы