Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Как одеваться в храм? » Ответить

Как одеваться в храм?

Николай Михайлович: Протоиерей Димитрий Смирнов: «Это вопрос десятистепенный» 05.09.2009 «Вопрос о том, как одеваться в храм, конечно, непринципиальный, это вопрос десятистепенный. Если будет такое ателье, то это только разнообразит нашу жизнь. Ничего плохого в этом нет. Одеваться в храм нужно прилично, больше ничего не надо, никаких других требований к одежде в храме не существует», – сказал в интервью «Русской линии» известный московский священник, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями митрофорный протоиерей Димитрий Смирнов, комментируя появление при Марфо-Мариинской обители центра православной моды. Как сообщает «Интерфакс-Религия», при Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве будут работать мастерская и магазин стильной одежды для православных женщин. «Я всегда смотрю на фотографии XIX века. Люди надевали все самое красивое и шли в храм – это был праздник встречи с Богом», – рассказала журналистам настоятельница обители. Она назвала вредным стереотипом распространенное в прежние годы мнение, что «если ты выглядишь достойно, то ты не настоящая православная, а у настоящей должно быть все перекошено, чулочки приспущены». Настоятельница призвала верующих следовать в одежде примеру Великой княгини и преподобномученицы Елизаветы Федоровны – основательницы Марфо-Мариинской обители, которая служила образцом аккуратности и хорошего вкуса. «У нас уже есть мастерская, которая производит трикотаж. Мы будем стараться, чтобы в нашем магазине православная женщина всегда могла выбрать себе красивую длинную юбку», – заключила она. Напомним, что ранее в интервью сайту Regions.ru клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне протоиерей Александр Лаврин, отвечая на вопрос издания, должна ли Церковь предписывать человеку, как ему одеваться в храм, сказал: «Установленной „формы одежды“ в Церкви нет. Христианка-индианка придет в церковь в сари, а христианка-японка – в кимоно. У нас женщины обычно надевают платье и платок. Одежда должна быть скромной, не привлекать особого внимания – вот и весь критерий». В свою очередь, директор традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак справедливо отметил, что «в церковь идут не наряды демонстрировать, а каяться и молиться. Сам человек это должен понимать. Разумеется, для тех, кто пришел в храм первый раз, простительно незнание определенных правил. Со временем должен стать понятен и смысл, и естественность существующих предписаний, которые совсем не запрещают человеку быть красивым, – для чего, впрочем, не обязательно гнаться за модой». Русская линия

Ответов - 20

Николай Михайлович: Искусство носить платок автор Ольга Балытникова-Ракитянская дата 21.11.2011 Я люблю носить платки. Как приятно бывает перед выходом из дома вдумчиво подобрать подходящий к костюму платок, выбрать способ повязывания, повертеться перед зеркалом, тщательно драпируя складки головного убора… Конечно, все самое нарядное приберегается для воскресного дня: ведь каждая Литургия – это праздник Воскресения Христова, а поскольку мы, люди, состоим из духа и плоти, то радость праздника не может не выражаться у нас и в таких земных вещах, как красивая одежда. Впрочем, и деловой костюм будних дней может и должен быть красивым – а потому для завершения образа к нему подбирается и соответствующий случаю платок. Я уже вижу скептические улыбки на ваших лицах, читательницы – взору многих из вас, вероятно, представляется неряшливая фигура в аляповатом нейлоновом платке, завязанным большим узлом под подбородком… «Что может здесь быть красивого и праздничного, зачем носить подобное каждый день, по доброй воле?» недоумеваете вы. С подобным непониманием приходится сталкиваться часто. К сожалению, за последнее столетие, когда женский платок считался почти исключительно принадлежностью сельских жительниц либо «религиозных фанатичек», культура ношения этого головного убора оказалась практически утрачена на территории бывшего СССР. Казалось бы, эта культура должна была бы возродиться в церковной среде, поскольку традиции Русской Православной Церкви до сих пор предполагают покрытие женщинами головы во время молитвы. Но – опять же, к большому сожалению – многие недавно воцерковившиеся женщины в неофитском порыве стали придавать этой детали костюма почти сакральное значение (автору этих строк приходилось слышать утверждения вроде «голову можно покрывать только платком, никаких шляпок!») и тем создали у значительной части православного сообщества предубеждение против ношения платков. Увы, платок сейчас нередко воспринимается не как головной убор, не как красивый и удобный аксессуар – каковым он, безусловно, является – а лишь как своего рода значок «я – православная» или же как «пропуск в храм». А разве значок или пропуск могут быть нарядными и стильными? В настоящей статье мне хотелось бы развеять хотя бы некоторые из мифов, связанных с женским платком, а также поделиться с читательницами небольшими секретами его ношения. Может быть, эти советы окажутся полезными, и кто-нибудь из вас, дорогие читательницы, даже выберет для себя этот головной убор, дающий женщине немало возможностей одеться красиво, стильно, удобно и вместе с тем оригинально. Мифы и легенды Миф №1: Пресвятая Богородица носила платок. Думаю, многим православным любительницам шляпок приходилось слышать этот аргумент из уст тех, кто твердо убежден: в храме уместен только платок! Как ни странно, это, на первый взгляд, неоспоримое и благочестиво звучащее утверждение является мифом. Пресвятая Богородица, живя во времена поздней античности, несомненно, одевалась согласно своей эпохе – а женщины греко-римского мира и Ближнего Востока в то время еще не знали платков. Выходя из дома, гречанки, римлянки и благочестивые иудейки закутывались в большое покрывало, напоминавшее чадру. Эта накидка (греки называли ее гиматием) закрывала всю верхнюю часть тела или даже всю фигуру до пят. Особенно скромные – или же особенно заботившиеся о белизне своего лица – античные дамы закрывали краем гиматия и лицо. Впрочем, сторонниц вышеназванного мифа можно понять: слишком мало существует православных икон, изображающих Пречистую Деву в Ее настоящем земном одеянии. Византийские иконописцы – а вслед за ними и другие народы – обычно писали Богородицу в привычном их собственной эпохе и культуре женском головном уборе, на первый взгляд действительно напоминающем большой платок или палантин. Однако это ни то, ни другое: такой головной убор назывался у ромеев «омофором» или «мафорием» и представлял из себя длинный и широкий прямоугольный или полукруглый плат. Мафорий накидывали на голову и перекрещивали его концы под подбородком, закрывая грудь. Под мафорий надевали также чепец, под который убирали волосы: чепец не позволял волосам некрасиво выбиваться из-под накидки и помогал самой накидке более прочно держаться на голове. Интересно, что и гиматий, и мафорий сохранились практически до наших дней в культуре православных народов Ближнего Востока, Малой Азии и Кавказа. Например, еще в начале ХХ века замужние понтийские гречанки и грузинки в некоторых областях, выходя из дома, полностью или наполовину закутывались в подобные покрывала. От православных христиан Византии традицию ношения мафория переняли и мусульманские народы – так, у турок разновидность мафория известна под названием «чаршаф» (правда, мусульманки чаще носят мафории черного цвета, тогда как у христианок покрывала были белыми или цветными, черный же плат традиционно считался монашеским или вдовьим). Миф №2: Существуют православные и неправославные, христианские и нехристианские способы повязывания платка. Христианская одежда вообще и православная в частности – это одежда целомудренная. Нам заповедано именно целомудрие, но никак не определенный покрой одежды или, тем более, способ ношения платка: никаких указаний на это нет ни в Священном Писании, ни в канонах, ни в поучениях святых. Поэтому у христианских народов бытовали самые разные, зачастую совершенно не похожие друг на друга виды головных уборов. Как мы только что видели, даже чадра изначально была частью иудейской и христианской одежды. То же можно сказать и о большинстве других способов повязывания платка, которые в наше время зачастую называют – и совершенно несправедливо – «мусульманскими». На самом деле подобные платки носили женщины самых разных вероисповеданий и задолго до, и после возникновения и распространения ислама. Думаю, многие будут удивлены, узнав, что обернутый несколько раз вокруг головы, заколотый булавками и брошками и задрапированный у шеи большой палантин со свисающим сзади концом – не традиционно арабская, а исконно «западная» одежда. Именно такой плат носили православные жительницы Древней Руси домонгольского периода, а также представительницы многих западноевропейских и балканских народов. У некоторых из этих народов – например, у литовцев и православных греков Эллады и Крыма – подобные головные уборы сохранились вплоть до начала ХХ века. То же самое можно сказать и о квадратном платке, сложенном треугольником, надетом поверх шапочки или нижнего платка и заколотом под подбородком. Это традиционная одежда замужних женщин как в России (подобные платки и сейчас носят, например, старообрядки и единоверки), так и во многих православных странах Балкан и Кавказа. Иногда приходится также слышать, что «неправославен» платок, завязанный назад, а не под подбородком. Однако, опять же, мы не находим никаких указаний на этот счет в Священном Предании, а «завязывание назад» также было популярно у многих православных народов. Миф №3: Если часто носить платок, будут выпадать волосы. Синтетические платки при частой носке действительно могут плохо повлиять на волосы, тогда как платки из натуральных тканей, наоборот, защищают волосы от воздействия внешней среды, которая в наше время, особенно в крупных городах, бывает весьма агрессивной. Миф №4: В платке жарко, особенно летом. Как жительница Юга, уверяю вас: это далеко не так! Тонкий платок из натуральной ткани предохраняет голову от солнца. А если закрыть платком шею и грудь – то и защищает от солнечного ожога и создает приятную прохладу, так как кожа под ним, недоступная прямым солнечным лучам, не нагревается так сильно и не отдает избыток влаги. Кстати, то же самое справедливо для просторной закрытой одежды: она хорошо защищает тело от перегрева и обезвоживания. Миф №5: Мне не идет платок. Действительно, треугольный платок-косынка, повязанный «капюшоном» («по-колхозному») или завязанный узлом у подбородка, идет далеко не всем. Но вообще платки и способы их повязывания настолько разнообразны, что вряд ли можно найти женщину, которой не подойдет абсолютно ничего из этого огромного множества. Скорее всего, вы просто еще не нашли того, что подходит лично вам. Пробуйте, экспериментируйте, фантазируйте – и рано или поздно вы обязательно найдете «свой» платок. Миф №6: В платке женщина обязательно будет выглядеть, как деревенская старуха. А этот миф мы постараемся развенчать в следующей части нашей статьи: правильно подобранный платок может только украсить свою хозяйку. Платки: выбираем и носим Материал Не советую покупать нейлоновые платки: они заманчиво дешевы, но при этом вредны для волос, неприятны при соприкосновении с кожей, не дают коже дышать, плохо держатся на голове и быстро теряют вид. Лучше потратить чуть больше денег – разница, в общем, невелика – и приобрести платок из натуральной ткани или вискозы, в котором вам будет удобно и комфортно, и который прослужит вам гораздо дольше. При подборе платка к конкретному костюму обращайте внимание на фактуру: например, платок из гладкого атласа вряд ли будет хорошо смотреться с джинсовой тканью. Цвет Платок, как и любой другой головной убор, должен смотреться органично, как составная часть костюма, а не как нечто отдельное, самостоятельное. Поэтому он должен сочетаться с остальной одеждой, в том числе, и по цвету. Например, синяя юбка, белая кофточка и синий с белыми разводами платок будут смотреться гармонично, а тот же костюм с зелено-желтым платком будет аляповатым, хаотичным. Если одежда на вас – темных тонов, можно освежить костюм, надев белый или кремовый платок, или же платок того же цвета, что и одежда, но более светлых тонов. Пример: темно-коричневый костюм и платок теплого светло-коричневого цвета с темно-коричневыми узорами. Можно также надеть платок контрастного цвета: например, ярко-красный к черному платью. Размер Наиболее удобны большие платки: квадратные от 90Х90 и длинные широкие палантины, так как они дают больше возможностей для моделирования фасонов. Под платок Чтобы платок лучше держался на голове и из-под него не выбивались волосы, можно надеть под него небольшую матерчатую шапочку-чепчик или эластичную повязку-ленту. Такие шапочки и полоски можно купить в магазине женских аксессуаров или же сделать самим: например, отличные повязки получаются из кружева-стрейч, которое можно приобрести в любом магазине тканей или принадлежностей для шитья. Вы можете сдвинуть повязку чуть назад, чтобы ее не было видно из-под платка, а можете, наоборот, слегка надвинуть ее на лоб, чтобы край повязки был виден и выполнял, в том числе, декоративную функцию. В последнем случае цвет повязки или шапочки должен сочетаться с цветом платка и костюма в целом. Для большего эффекта можно надеть повязку контрастного цвета: например, белую под синий платок или розовую под белый. В качестве шапочки можно также использовать нижний платок: небольшую косыночку, повязанную назад, поверх которой и надевается верхний платок. Фасоны С костюмом должны сочетаться не только цвет и материал платка, но и способ повязывания. Так, степень закрытости платка должна соответствовать степени закрытости одежды. Если на вас юбка чуть ниже колена или блузка с коротким или 3/4 рукавом, нелепо будет смотреться большой квадратный платок, подколотый «по-старообрядчески», или широкий палантин. К подобной одежде лучше надеть небольшой платок, повязанный назад, или же стильный тюрбан из тонкого шарфа или палантина. Тюрбан вошел в моду в Европе в начале ХХ века, второй пик его популярности пришелся на 40-е – 50-е годы, следующий – на 70-е, и в наши дни этот головной убор по-прежнему остается модным и актуальным. Существует несколько способов повязывания тюрбана. Опишу самый простой из них. Нужно взять тонкий шарф или палантин, завязать его вокруг головы сзади, так, чтобы получилась покрывающая голову «шапочка» (под нее при желании убираются волосы) и свисающие сзади два конца одинаковой длины. Затем оба конца складываются в виде лент или слегка скручиваются и оборачиваются вокруг лба навстречу друг другу (можно просто обернуть концы, перекрестить их на лбу или же перекрестить два раза, сначала в одну, потом в другую сторону). Оставшиеся кончики связываются сзади в нижней части затылка и заправляются под «шапочку». Как вариант, можно сделать один из концов длиннее другого и затем обернуть его вокруг шеи и подколоть на затылке булавкой. Если на вашем платье или блузке имеется широкий вырез, платок должен либо полностью или почти полностью закрывать его, либо вообще не спускаться на шею. Очень неряшливо выглядит, когда женщина завязывает или оборачивает платок или палантин вокруг шеи, оставляя при этом широкую, бросающуюся в глаза полоску обнаженной кожи между платком и нижним краем выреза. Обращайте также внимание на общий силуэт. Если на вас плотная, просторная зимняя одежда или же широкое платье в пол, не стоит надевать маленький тюрбан или платок: вы станете похожи на динозавра с большим телом и маленькой головой. К такому костюму больше подойдет крупный тюрбан, широкий платок или палантин, желательно закрывающий шею. Платок должен соответствовать ситуации, то есть в нем должно быть комфортно. Например, если вы предполагаете только стоять на службе в храме, можно просто набросить на голову палантин или шарф, откинув на плечи его концы. Но если вы собираетесь на работу или прогулку, если в храме будет крестный ход или вам придется долго добираться куда-либо на метро и автобусах – другими словами, если вы предполагаете провести время в движении – этот вариант окажется крайне неудобным, так как платок постоянно будет сползать с головы. Для таких случаев больше подойдут тюрбаны, платки, плотно завязанные назад или сколотые под подбородком, а также палантины, обернутые вокруг головы и сколотые булавками и брошками. Если же вам все-таки очень хочется надеть шарф с откинутыми назад концами, лучше надеть под него шапочку или повязку и приколоть к ней шарф булавками. Сам шарф в этом случае должен быть из нескользящей ткани. Женщины нередко спрашивают, что можно надеть в храм зимой, в мороз – ведь в одном платке холодно идти по улице, а стоять в натопленном храме в зимней шапке жарко. Для подобных случаев есть несколько вариантов, ниже приводятся некоторые из них. Вариант №1: большой плотный (например, шерстяной) платок, подколотый под подбородком. Поверх такого платка можно надеть шапку, а в храме снять ее. На улице такой платок будет также защищать горло от холодного ветра. Вариант №2: большой плотный палантин накидывается на голову (поверх шапочки/повязки или же без нее) так, чтобы один его конец был максимально длинным, а другой – максимально коротким, и скалывается под подбородком. Затем длинный конец оборачивается вокруг затылка, снова проводится под подбородком и скалывается на плече брошкой. На затылке или виске палантин можно дополнительно скрепить булавкой. Поверх такого палантина также можно надеть шапку. Вариант №3: тонкий палантин завязывается так же, как в варианте №2, а поверх него оборачивается вязаный палантин-паутинка из пуха или же пуховый платок. В храме верхний теплый платок можно снять. Аксессуары Существует немало аксессуаров, облегчающих повязывание платка, дающих больше возможностей создавать оригинальные фасоны, а также украшающие сам платок. Перечислим основные. 1. Булавки. Булавками можно приколоть платок к нижней шапочке или повязке, чтобы он плотнее держался на голове, а также скалывать между собой складки платка в сложных фасонах. Для этой цели удобнее всего так называемые портновские булавки с цветными шариками-головками. Нежелательно, чтобы булавки бросались в глаза, поэтому лучше иметь булавки разных цветов, примерно под цвет ваших платков. Впрочем, в продаже встречаются портновские булавки с декоративными головками (например, в виде листьев), такие булавки, наоборот, станут оригинальным украшением к платку. Чтобы сколоть платок или палантин под подбородком, лучше использовать тонкие английские булавки. Они безопасны и практически незаметны. 2. Броши. Брошью можно сколоть платок или палантин на плече или под подбородком. Броши с цепочками хорошо смотрятся у виска (в фасонах, когда палантин оборачивается вокруг головы). Брошь можно также приколоть в центре тюрбана. 3. Кольца и зажимы. Сколов большой квадратный, сложенный треугольником платок под подбородком, можно продеть его концы сквозь кольцо или специальный декоративный зажим для платка. Подтяните кольцо или зажим примерно до середины свисающих концов платка, расправьте их. Этот фасон смотрится весьма оригинально и очень удобен для носки. Конечно, в небольшой статье невозможно рассказать обо всем многообразии платков и их фасонов. Но я надеюсь, что мои скромные советы помогут кому-нибудь открыть для себя мир платков, взглянуть на них не как на досадную необходимость, а как на красивые головные уборы, дающие неограниченный простор для творчества. Разнообразие фасонов зависит здесь только от вашей фантазии. Поэтому не бойтесь экспериментировать – и не забудьте поделиться с нами новыми оригинальными фасонами, которые вы, несомненно, сочините! Источник: www.matrony.ru

marabu: Вспомнила анекдот: Две подружки делятся друг с другом, как они "сходили" в храм. Одна говорит: "Меня туда не пустили, я была в короткой юбке и без платка. А другая:" А я оделась как положено: длинная юбка, платок... так даже до храма не дошла, меня в милицию забрали - за шахидку приняли.

I.A.: marabu пишет: "Меня туда не пустили, я была в короткой юбке и без платка. А другая:" А я оделась как положено: длинная юбка, платок... так даже до храма не дошла, меня в милицию забрали - за шахидку приняли. Не получается у нас без перегибов. Очень уважаю протоиерея Д. Смирнова и могу себе представить, каково его отношение к этому вопросу. Не скажу, что для меня это проблема, но некоторые неудобства в этом есть. Основное неудобство- платок. Ну, не носила я его никогда, хотя, знаю- надо. Поскольку эта вещь для меня не столь привычная, как только я его одеваю, мысли мои уходят не в ту сторону: то думается, как бы он не сполз, то, как бы не сбился на бок и всяк такое совершенно не нужное. Надеюсь, привыкну, но как бы мне было спокойно без него. Да, и когда видишь леди в юбке, длинной, откуда ноги растут, но в платке, невольно думается, уж лучше б она была без платка, но в юбке, хотя бы, по колено.


Елена Д.: Николай Михайлович пишет: Мы будем стараться, чтобы в нашем магазине православная женщина всегда могла выбрать себе красивую длинную юбку адресок не подскажете? Буду в столице-забегу, почему-то я очень привередлива к этим юбкам... в родном городе не угодить на меня ни одному магазину

Николай Михайлович: 05 марта 2010 года Одежда для храма не может быть скучной, считает известный дизайнер Москва. 5 марта. ИНТЕРФАКС - Известный специалист в вопросах моды, лауреат Госпремии России Светлана Беговатова считает, что одежда для посещения православных богослужений может и должна быть красивой и современной. "Одежда для посещения храма не может быть скучной. В выходные дни, в праздники, на торжественные службы нужно одеться специально для этого случая. Это может быть и платье, и костюм какого-то корректного кроя. Одежда может быть украшена вышивкой или декорирована", - сказала она в интервью порталу "Интерфакс-Религия". С.Беговатова, которая ныне возглавляет собственную студию дизайна, а в прошлом руководила информационно-аналитическим сектором Центра моды СССР и была арт-директором компании "Бурда моден", призвала православных прихожанок пополнить свой гардероб английским костюмом и брать пример с англичанок, которые, по ее мнению, "одеты настолько корректно, что всегда могут зайти в храм". Кофты и юбки тоже не в фаворе - "платье лучше, но это уже зависит от фигуры человека", считает модельер. Говоря о головном уборе для храма, собеседница агентства назвала шляпку, палантин и шарф, а бросив взгляд на обувь, посоветовала сменить высокий каблук на умеренный, "ведь служба требует напряжения не только духовных, но и физических сил". В то же время модельер отметила, что одежда не должна быть на первом плане по отношению к тому, для чего мы приходим в церковь. "Прежде всего, человек приходит в храм, ища гармонии в своей душе, поэтому и одежда должна работать на это и быть созвучна его порыву", - подчеркнула С.Беговатова. Полностью здесь

I.A.: Подойдет английский костюм. Посмотрите, как ежедневно одеты англичанки (я не беру лондонские улицы, а, скорее, средний класс): они одеты настолько корректно, что всегда могут зайти в храм. У них, конечно, не православный храм, но и в англиканских храмах есть свои каноны. В православном же храме на голове может быть и шляпка, и палантин, и шарф. Конечно, высокие каблуки совершенно ни к чему, подойдет умеренный средний каблук, ведь служба требует напряжения не только духовных, но и физических сил. Как тут не согласиться. Английский стиль - что может быть более соответствующим. Вот я смотрю на одежду патриарха Кирилла и восхищаюсь тем, как он одет. До него мало кто был так одет из наших церковных деятелей. Конечно, они всегда одеты по канонам, есть определенные требования и декор, но у него еще присутствует вкус в одежде. Казалось бы, нельзя в традиционное церковное облачение внести что-то новое, а у патриарха Кирилла я это постоянно наблюдаю. Например, на богородичные праздники цвет облачения должен быть голубым, и у него он голубой, но голубой сложного и модного оттенка. Оттенок современности и в какой-то мере модности цвета обязательно есть в его костюме. Вот, положим, лиловые и сиреневые тона традиционно присутствуют в церковной одежде, но оттенок его облачения не привычный, а опять же сложный: это может быть и пастельный тон, и припудренный или карамельный тон лилового. У него все подобрано с большим вкусом и пониманием. Да, это отличает Патриарха Кирилла и, я бы сказала, в лучшую сторону. Всё очень тонко и соответствует канонам. Глазу приятно. Поэтому и прихожане, посещающие храм, тоже могут быть со вкусом одеты, но тут, конечно, сам человек должен над этим поработать. Спасибо, Николай Михайлович, что ознакомили нас с ещё одной интересной и полезной статьёй.

Николай Михайлович: Специальная "одежда для храма" - это ересь и анахронизм В XX веке слово "икона" приобрело еще одно значение: появилось такое понятие, как "икона стиля", которое стало применяться в отношении знаменитых людей, ставших для многих примерами для подражания. В последнее время это сочетание все больше и больше используется в рекламных кампаниях самых разнообразных вещей. Что воплощают собой новые "иконы", рассказал корреспонденту "Интерфакс-Религия" Елене Веревкиной известный историк моды, театральный художник, искусствовед, писатель, преподаватель и телеведущий Александр Васильев. - Икона представляет собой изображение святого лица, некоего идеала, к которому человек стремится на протяжении своей жизни. В мире моды существует такое понятие, как икона стиля. Какие идеалы заложены в нем? Может ли человек через одежду, через манеру одеваться подчеркнуть свой внутренний мир, выразить свою духовность? - Иконы стиля - это знаменитости, которые известны достаточно широко, не на уровне своего подъезда, своей улицы, своего института или учреждения, где он или она служат. Это люди, обычно обладающие всемирной славой, незаурядными внешними данными, большим богатством (это обязательное условие популярности), причем чаще всего иконы стиля являются иностранцами для того региона, в котором они особенно прославились. Например, сегодня иконой стиля считается супруга президента Франции Карла Бруни. Она итальянка, но свою карьеру сделала во Франции, и именно там стала заслуженно считаться иконой стиля. - Какие идеалы несут иконы стиля? Это просто красивые люди в красивой одежде, или за этим стоит нечто более глубокое? - Стоит ли за этим внутренняя духовность - нет, я думаю, что не стоит. Мода и духовность практически никак не связаны. Духовный человек может быть совершенно немоден и даже вообще может быть не в курсе того, каковы тенденции сегодняшнего года, а человек, следящий за модой, может ни разу в своей жизни не сходить в храм, ему это может быть также очень чуждо, поэтому особенно прямой связи между иконой стиля и иконой в Церкви нет. Вообще слово "икона" пришло в мир моды из США, иконами стиля стали называть только после второй мировой, это было как раз в годы "холодной войны", и, если я не ошибаюсь, этот термин появился на стыке 1960-х и 1970-х годов. Например, в последние двадцать лет иконой стиля считается певица Мадонна. Можно ли считать ее духовным человеком? Не уверен. Несмотря на то, что она постоянно публикует новости о различных своих шатаниях в религиозной области: то она занимается каббалой, то впадает в буддизм, но, тем не менее, я думаю, что это скорее напускное. - Как люди, впоследствии названные иконами стиля, повлияли на своих современников? - Очень сильно. Им подражают даже не сотни тысяч, а миллионы людей. Возьмите икон стиля прошлого: например, Грету Гарбо, или Мерилин Монро, или принцессу Диану - все они послужили образцом для подражания. Обычно это касается цвета их волос и прически, их грима, манеры говорить, манеры одеваться, цветовым сочетаниям, которые они носят, определенным аксессуарам, которым отдают предпочтение. И, конечно же, икона стиля является образцом для подражания и копирования, порой удачного, а порой неудачного. - То есть в этом вопросе главное - не перестараться? - Трудно сказать. Иногда это копирование может быть очень харизматично и прекрасно. Например, долгое время у нас в стране копировали прическу Раисы Горбачевой, которая получила название "раиска", потому что для эпохи перестройки, второй половины восьмидесятых годов, именно Раиса Максимовна считалась у нас в стране иконой стиля, а, например, ни жена Брежнева, ни жена Хрущева таковыми никогда не являлись. - В своей книге "Русская мода. 150 лет в фотографиях" Вы говорите о понятии "русский стиль", который сформировался задолго до советской эпохи и новейшего времени. Расскажите вкратце, что для Вас русский стиль, каковы его основные черты? Насколько он основан на традиционной одежде? - Во-первых, о традиционной русской одежде мы сегодня не знаем и не ведаем, потому что в ней никто не ходит. Мы одна из редких стран мира, которая не сохранила своего народного костюма, если только не в театральном применении - я имею в виду певицу Бабкину, хор Пятницкого, ансамбль "Березка". Все же остальные никогда не следуют ему. И если сказать сегодня русскому мужчине: приходи в косоворотке, он на вас посмотрит как на полного идиота или, наоборот, как на приверженца какой-нибудь черносотенной организации. То же самое касается и сарафана, и кокошника, и косы. Женщины у нас все это плохо воспринимают. Русский стиль касается в основном моды зимы, это тенденции, связанные с модой на меха, на шапки, на муфты, на специального рода женские манто, сильно приталенные, отороченные мехом. Зайдите, например, в Интернет, и даже на популярном американском сайте продаж, который называется e-bay, если вы наберете "Russian style", у вас сразу вылетит тьма всевозможного рода одежд: отороченных мехов, приталенных, часто украшенных аппликацией или вышивкой - все то, что еще в XIX веке считалось очень красивым и стильным. Даже удивительно, что в России люди задаются вопросом, что такое русский стиль, в то время как нигде в мире такого вопроса не возникает. Если спросить, как одеваются русские, они сразу ответят: в мех и в цветные платки. - Но ведь это не соответствует действительности... - Это соответствует действительности традиции. А у нас, собственно, нет никакой традиции, потому что у нас сейчас голый живот и гелевые ногти - уже частица русского стиля. А что делать-то... - Вы часто критикуете российских женщин за вульгарность в одежде. - А что, их похвалить, что ли? - Что бы Вы посоветовали женщине, чтобы не выглядеть вульгарно? - Не красить волосы в яркие, неудобоваримые цвета, употреблять только натуральные, не пользоваться мелированием. - А что касается одежды... Может быть, тоже нужна какая-то сдержанность? - Да, не делать гелевых губ, гелевых ногтей, не слишком декольтировать грудь и стараться нравиться мужчинам вокруг себя, дома, а не искать своей одеждой встреч на улице, не провоцировать взглядов, которые не должны смотреть на то, что должно быть тайной. - То есть должна быть некая закрытость? - Да, безусловно. Мы же все-таки не в тропиках! А то многие считают, что надо одеваться, как на Таити. Но Таити - другая история: там жара, там можно и без лифчика ходить. - По статистике число прихожанок православных храмов с каждым годом растет. Каноны Церкви предъявляют довольно строгие требования к женской одежде, при этом женщина хочет оставаться стильной во всех местах своего пребывания. Что Вы ей посоветуете? - Я считаю, что специальная "одежда для храма" является анахронизмом и ересью. И я вам скажу почему. Потому что сегодня мы не можем провести границы между мусульманской одеждой для походов в мечеть и православной одеждой для походов в храм. И там, и там длинная юбка. И там, и там закрытые рукава. И там, и там отсутствие декольте. И там, и там платок, закрывающий волосы. В чем тогда специфика? Но если вы посмотрите любую картину русского художника-передвижника XIX века, где изображены прихожане храмов (а таких картин немало, в Третьяковской галерее есть), вы увидите, что там дамы и в шляпах, и в вуалях, и в кружевах, и в моднейших платьях с кринолином, с турнюром - это совершенно никак не связано с тем деревенским анахронизмом, который нам сейчас пытаются продать за признак истой религиозности. Например, постоянное ношение нательного креста. Возьмите любой портрет русской аристократки XIX века, которые были все крещены, воцерковлены, - ни на одном портрете креста на декольте вы не найдете, это, наоборот, традиция католичества. А возьмите другую христианскую конфессию - католичество, где вас пускают в храм и с непокрытой головой, и с распущенными волосами... Поэтому я считаю, что в Средневековье впадать абсолютно не стоит. - Стоит ли привлечь ведущих модельеров к разработке специальных линий одежды, более закрытых, которые можно было бы использовать для храма? - Нет, конечно. Вы хотите впасть в религиозный экстаз. Ни один модельер, зная, что мода является коммерцией, не будет создавать специальной модной одежды для похода в церковь, потому что мода всегда основана на новизне и провокации, а вы говорите об униформе. Униформа не может быть модной, ведь ее пришлось бы менять каждые шесть месяцев. Или вы хотите сказать: сегодня мы создаем голубую юбку в мелкий горох, а через месяц будет в моде розовая юбка в крупный цветок для похода в Церковь. Это абсолютно неверная позиция, я являюсь горячим противником такой установки и надеюсь, что мы не впадем в нашей стране в этот религиозный экстаз и не заставим всех женщин ходить в храм с покрытой головой и стоять на коленях все службы. Я, конечно, сторонник единения Церквей: я надеюсь, мы когда-нибудь протянем руку Ватикану, так же как и Ватикан когда-нибудь протянет руку нашей Церкви, потому что две христианские конфессии в условиях настоящей экспансии мусульманского мира не могут жить порознь. Но это мое личное мнение, и оно, возможно, не совпадает с официальной линией Церкви. 15 апреля 2010 http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/?act=interview&div=264&domain=1

Николай Михайлович: Можно и так одеться И так

I.A.: Очень мило и так, и так

Вольный стрелок: Не понял... На нижней фотке девчонка в стихаре? А напрестольный крест ей кто дал?

Николай Михайлович: Вольный стрелок пишет: Не понял... Не ожидал,что и у вас чувство юмора иссякнет...

Вадим: Николай Михайлович Не ожидал,что и у вас чувство юмора иссякнет... Николай Михайлович ! Да здесь дело не в количестве юмора ,это фото скорее всего из личного архива священника и скорее всего молодого и неопытного ,или я незнаю , вообще как оно попало в сеть ? ,но девушка в стихаре держащая в руке напрестольный Крест Господень...... Понимаете все понятно молодо- зелено, хочеться подурачиться,но есть вещи с которыми нешутят......Это фото тому пример.....

Елена Д.: Вадим пишет: есть вещи с которыми нешутят...... в самом деле - не смешно

I.A.: Вадим пишет: есть вещи с которыми нешутят.. Елена Д. пишет: в самом деле - не смешно А я вот увидела во второй картинке добрую шутку. И что? Это настолько непристойно и отвратительно? Создаётся впечатление, что недостойна я присутствовать среди столь достойных. И не приведи мне, Господи, встретить некоторых «блюстителей» веры православной в церкви.

Николай Михайлович: Вадим пишет: но девушка в стихаре держащая в руке напрестольный Крест Господень...... Понимаете все понятно молодо- зелено, хочеться подурачиться,но есть вещи с которыми нешутят......Это фото тому пример..... Я,конечно,профан в этих вопросах.Но, по моему, напрестольный крест это крест лежащий на престоле рядом с Евангелием и используемый только при Богослужении,к тому же одним из признаков напрестольного это наличие ручки у креста.Так что крест на фотографии я бы напрестольным не назвал.Да и "стихарь" несколько нестандартный, стихарный покрой ещё не означает что это стихарь.Так-же как и головной убор,напоминающий куколь, куколем не назовёшь. Это просто выраженный образец подражательства.Во всяком случае я так воспринял эту фотографию.Насколько он приемлем я,собственно,и не задумывался.Гораздо чаще, конечно, свою "исключительную православность" в одежде показывают несколько иным образом... Но это моё восприятие.Если кого обидел таким образом (разместил фотографию),прошу прощения.Может действительно неуместно...

Вадим: I.A. пишет А я вот увидела во второй картинке добрую шутку. И что? Это настолько непристойно и отвратительно? Это очень неудачная и недобрая шутка ,если это можно так назвать....На девице надет неправильно пошитый ,но всеравно стихарь в который облачаються диаконы на Богородичные праздники .Вот те полосы которые охватывают низ рукавов ,означают собой по учению Церкви узы ,которыми был связан Господь наш Иисус Христос ведомый на казнь....Та полоса которая идет вниз ,должна идти поперек груди и означает кровавые язвы ,нанесенные Христу вовремя пыток или иго Христово ,которое несут на себе служители Христовы.Полоса которая нашита внизу знаменует собою путы которыми были связаны ноги Спасителя в темнице....А все вместе эти полосы помимо знамений страданий Господа Иисуса Христа,означают так же Божественную силу и Благодать даваемую Христом своим служителям.....Ну а здесь уже каждый сам должен решать пристоен подобный маскарад или отвратителен.... Николай Михайлович пишет Я,конечно,профан в этих вопросах.Но, по моему, напрестольный крест это крест лежащий на престоле рядом с Евангелием и используемый только при Богослужении,к тому же одним из признаков напрестольного это наличие ручки у креста. Николай Михайлович ,Кресты деляться на две группы есть кресты личные ,а есть богослужебные.Так вот девица держит в руке именно богослужебный Крест.Напрестольный Крест необязательно должен быть с ручкой. На престоле обычно бывает несколько Евангелией и Крестов- малые или требные Евангелия и Кресты находятся на нем, как на особо святом месте ими пользуются при совершении таинств Крещения, Елеосвящения, Венчания, Исповеди, а потому, по мере надобности, они уносятся с престола и вновь полагаются на него.Поэтому они и называються напрестольными.

Николай Михайлович: Вадим пишет: На престоле обычно бывает несколько Евангелией и Крестов- малые или требные Согласен,но это ещё не значит,что все требные кресты нужно называть напрестольными ... Вадим пишет: Напрестольный Крест необязательно должен быть с ручкой. Согласен,но про обязательность я не писал,просто указал один из распространённых признаков. Вадим пишет: Так вот девица держит в руке именно богослужебный Крест. Не могу согласится.Такие кресты буквально на каждом углу продаются,в быту используются и называть его богослужебным,по моему мнению,нет никаких оснований.

Николай Михайлович: Сергей Григорьев Одежда нас обличает Некоторые считают, что в храм можно ходить в любой одежде. Не могу с этим согласиться. И не только вспоминая евангельскую притчу об участи пришедшего на пир в неподобающей одежде (Мф.22.11-14). Одежда – обязательный, первый атрибут жизни человека, по ней нас встречают, по ней о нас судят. В одной одежде мы пойдём на свадьбу, на похороны – в другой, в одной на работу, в другой – на спортплощадку. Так и в церкви: во время Великого поста священнослужители облачаются в чёрные одежды, в Пасху – в красные, в воскресенье – в жёлтых одеждах служат, богородичным праздникам приличествуют голубые цвета, а в Троицу положены зелёные. В одно из воскресений прошедшей пятидесятницы я встретил в храме своего доброго товарища, пришедшего, как и я, на литургию. Он был в строгом чёрном костюме и в чёрной рубашке. Я подумал, что у него траур и хотел было выразить соболезнование, но попал впросак. Оказалось, что никакого траура нет, а в чёрное он оделся без всякого повода, случайно, хотя знал, что идёт пятидесятница и служба будет с крестным ходом и пр. То есть правила церковной жизни – они как бы только для церковных служащих писаны, а нас не касаются. А по сути – мы просто не хотим ни знать, ни соблюдать никаких традиций, при этом обязательно считая себя консерваторами-традиционалистами. А что одевают верующие на пасхальную заутреню? Или когда приступают к святым Христовым Тайнам? В этом году на ночной пасхальной службе в нашем храме из двух сотен мужчин всего двое были в светлых рубашках и один – в красной. Все остальные мужики пришли праздновать «праздников праздник и торжество из торжеств» в тёмной, повседневной одежде, а почти все женщины почему-то – в чёрных чулках (раньше считалось, что чёрные чулки соответствуют трауру, ажурные – «древнейшей профессии» женщины и пр.). Особенно выделялась группа наших доморощенных «ревнителей». Видимо полагая, что настоящие черносотенцы должны всегда ходить в чёрном, они пришли на пасхальную службу в нарочито чёрных одеяниях. «Что, – спрашиваю, – Христос Воскрес: у христиан – радость, у жидов – траур?» Одежда бо обличает, радость на душе или печаль. Празднично, пасхально, были одеты, по сути, только священники и церковные служительницы! А в чём мы приходим на воскресную литургию?! Хорошо ещё если в свитере и джинсах, а то ведь сплошь и рядом – в физкультурных костюмах! И ведь так ходят не потому, что другой одежды нет! Я как-то по простоте душевной одному такому «физкультурнику», всегда приходящем в церковь в тренировочном костюме, попробовал дать денег на брюки. Так оказалось, что он вполне состоятелен – приехал в церковь на дорогом импортном автомобиле. Случись нам быть приглашёнными в дорогой ресторан на праздник к начальнику – мы бы нашли подобающую одежду, а вот приходя в храм Божий причаститься, жалеем одеть лучший костюм, при этом лицемерно себя оправдывая – мол, Богу наша одежда не нужна – ему сердце наше нужно. Кто бы спорил, конечно – сердце. Только вот зачем тогда мы печёмся о красоте наших храмов, высокими словами рассуждаем о стиле и качестве письма тех или иных храмовых икон и всего церковного убранства? Если не можем отличить праздничного от будничного своего сердечного состояния? И ещё требуем от наших баб, чтобы они в храмы Божии исключительно в юбках ходили. Начинается лето, погода тёплая, и в храмах запестрели мужчины в рубашках с короткими рукавами. Да и понятное дело – жара. А священник чем хуже? А ну как и он выйдет служить в джинсах и бобочке? Так ведь сразу заверещим, что, мол, каноны, традиции и всё прочее. Только почему-то считаем, что это касается исключительно тех, кто с той стороны иконостаса, так сказать. Традиционно священники совершают праздничные богослужения в самой что ни на есть праздничной одежде, сохраняя «моду», пришедшую к нам из глубокой древности. А почему, собственно? Неужто совершение Евхаристии от одежды зависит? А если не зависит, так пусть бы и одевались священнослужители не как положено, а как вздумается – как мы одеваемся. Странная логика: если священник без поручей или без фелони служить вздумает, то служба его как бы недействительная получается, а если мирянин в кедах и футболке к Тайнам приступает, то это ничего, это – законно. Но ведь совершается Евхаристия на литургии, то есть «общем деле»! А какое же это общее дело, если одни его участники облачаются с великим благоговением в древние одежды, подтверждая тем самым святость Дела, а другие по своей прихоти, а не по нужде, – в чём попало одеты, разве что не в трусах и майках. Сомнительно, что дело общим при таких обстоятельствах сможет получиться. Как бы не оказалось, что священники причащаются Плоти и Крови Христовой в помин Царствия Небесного, а те, кто в бобочках – себе во осуждение. Мало этого, у нас ещё едва ли не хорошим тоном считается какого-нибудь священника либералом обозвать. Только этот «либерал» ради нас, окаянных, на службу ходит в средневековом одеянии, а мы себя консерваторами считаем, не стыдясь приходить в Храм в американских штанах для пастухов. Так может быть любителям «стадионной одежды» лучше на стадионы ходить (там тоже религиозные действа бывают), а не в церковь? Почтим же наших священников! Чтобы не соблазнить нас по слову Апостола (1Кор.8.13), они смиренно, без всякого ропота и недовольства, в любую жару и в любом физическом состоянии служат в тяжеленных одеяниях на давно забытом языке. Я очень желал бы и надеюсь, что Господь простит им все их прегрешения только за то, что они, жертвуя своим здоровьем и комфортом, приучают народ любить и сохранять ТРАДИЦИЮ. Так приложим малые усилия и мы к этому, дабы не пропали их труды напрасно! Источник - http://rusk.ru/st.php?idar=42082

Николай Михайлович: Несколько тенденциозная,на мой взгляд,статья,но кое-что рациональное в ней есть.

Николай Михайлович: Снимите это немедленно? 11 октября, 2013 • Ольга Гуманова В наши дни церковные «дресс-коды» стали гораздо мягче тех, что были приняты в среде неофитов лет двадцать назад. Сегодня мы редко встречаем прихожанок, по самые брови укутанных в темненькое и в старенькое, равно как и прихожан в сапогах и рубахах навыпуск. Но, тем не менее, есть немало людей, которым сильно мешают воцерковиться их привычки в одежде. Ну вот просто не могу надеть платок, ни за что, никогда! Стоит ли отмахиваться от этой проблемы как несерьезной? Одежда — очень важная сторона осознания человеком себя. С ее помощью мы защищаемся и закрываемся от одних людей и стараемся произвести наилучшее впечатление на других. Создавая свой стиль и образ, мы боремся с неуверенностью в себе, скрываем недостатки, творчески самовыражаемся. А однажды приходим в церковь и обнаруживаем, что многое из того, что долгое время так хорошо помогало, поддерживало и служило опорой, теперь нельзя. С одной стороны, спасение души и «сними одно, носи теперь другое» кажутся вещами, несопоставимыми по значимости и масштабу, а, с другой, камнем преткновения на пути к храму становятся именно что «юбочки-платочки». Как же быть, если вы «и рады бы в рай, да грехи не пускают», то есть уже созрели для того, чтобы начать ходить в церковь регулярно, но понимаете, что там невозможно выглядеть так, как вы привыкли? Давайте поговорим о плюсах и минусах возможного переодевания. Итак, первый вариант — вы приобретаете несвойственный для вас прежнего, как в старину говорили, «кобедничный» костюм, нарядный и строгий. Это дает вам возможность: — Почувствовать себя в новой роли верующего, церковного человека. Возможно, в новой одежде к вам придут новые чувства, манеры, мысли. — Показать окружающим: я — такой же, как вы, я ваш брат или сестра, я часть той же общины. — Не вводить молящихся по соседству и, в особенности, монашествующих, если вы прихожанин монастыря, в смущение нескромным внешним видом, никого не отвлекать от богослужения. А теперь — о минусах резкой и внезапной смены образа. — Священник, у которого вы будете исповедоваться, и прихожане, которые могли бы стать вашими близкими духовными друзьями, не будут знать, каковы вы на самом деле. Повседневная одежда может рассказать о человеке гораздо больше, чем любые слова на исповеди. Если вы хотите, чтобы врач поставил вам точный диагноз, то нужно иметь мужество рассказать и показать ему все, а не сбивать высокую температуру жаропонижающим и не закрашивать синяки под глазами тональным кремом. Возможно, если бы ваш духовник один раз увидел вас на огромных золотистых каблуках или в кожаной косухе с заклепками, то это рассказало бы ему о вашем духовном устроении гораздо больше, чем целая толстая тетрадь с переписанными из книг грехами. — Вы не заметите в себе изменения, связанные с приходом к вере. Если вчера вы чувствовали себя комфортно только в самом радикальном мини, а сегодня по доброй воле тянет на длинные романтические платья, то вы ясно ощущаете, что теперь стали другой, которой прежний гардероб не подходит. А воскресный маскарад для окружающих без глубоких внутренних перемен никакой пользы душе не приносит. — Вырвутся наружу и дадут о себе знать все те психологические проблемы, с которыми вы справлялись с помощью одежды. И вам придется нелегко. Например, молодая девушка с заниженной самооценкой могла чувствовать себя на людях уверенно только в том случае, если строго следовала новейшим тенденциям моды. А тут она оказывается в мучительном противоречии: или попытаться соответствовать новому, церковному кругу общения, где за своих принимают «юбочниц и платочниц», но при этом краснеть за свой внешний вид по дороге от метро до храма и вжимать голову в плечи, сильнее всего опасаясь встретить в таком виде старых знакомых. Или же носить привычное, но при этом чувствовать себя в приходской среде чужой. Да, несомненно, бояться выглядеть немодно — это грех тщеславия, но борьбу с этой страстью нужно выстроить так, чтобы она тебя не сломала и не раздавила. — Есть опасность просто слишком много начать думать об одежде и отдавать ей слишком много сил и средств. Платочек выбрала под цвет праздника, юбочку — к платочку, еще сумку — к тому и другому, а потом вдруг оказывается, что стоило это все 18-ти часов, бездарно убитых в торговых центрах, и половины зарплаты. И вроде как делалось все это ради утверждения в христианской жизни, с самыми благими намерениями… Особенно осторожными нужно быть с подростками, которые любое вторжение в их личный гардероб воспринимают как насилие. Если вашей 14-ти летней дочери в толстухе с изображением любимой рок-группы и с синими дредами на голове где-то не рады, но душа ее ко Христу тянется, то, может быть, стоит подыскать православную «молодежку» именно для таких, а не переодевать девочку в то, что нравится бабушкам у подсвечника, рискуя тем самым поссорить подростка с Церковью если не навсегда, то надолго? www.pravmir.ru



полная версия страницы