Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Иконография » Ответить

Иконография

Николай Михайлович: Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах. За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках. Полностью здесь

Ответов - 73, стр: 1 2 All

Николай Михайлович: Художница из Москвы подарила патриарху Кириллу икону из лепестков роз Москва. 30 августа. ИНТЕРФАКС - Художница Татьяна Петрова подарила патриарху Московскому и всея Руси Кириллу своего рода список иконы Cвятой Троицы Андрея Рублева, выполненный из лепестков роз. "Я работала над ней целое лето. Розы только синие чуть чуть подтонировала - остальные цвета натуральные", - рассказала Т.Петрова корреспонденту "Интерфакс-Религия" после вручения иконы патриарху по окончании воскресной литургии в Спасо-Андрониковом монастыре, где похоронен знаменитый иконописец, 650-летие которого празднуется в этом году. Художница сама придумала технику выкладывания икон из лепестков, ее работы уникальны. Два предыдущих образа из роз - Спасителя и Богородицы - уже расположены в трапезной монастыря. "Сделать Троицу в год 650-летия Андрея Рублева, прикоснуться к его имени - это подарок для художника, для верующего человека", - говорит Т.Петрова, которая уже 20 лет преподает в МАрХИ. Патриарх поблагодарил художницу, а подарок увез с собой.

Рулетка: Очень интересная и познавательная статья с иллюстрациями. Рекомендую! Николай Михайлович Что бы мы без Вас делали?

Николай Михайлович: Рулетка Рад, что публикация заинтересовала.Наверное есть смысл продолжить и развивать дальше эту тему?


Рулетка: Николай Михайлович пишет: Наверное есть смысл продолжить и развивать дальше эту тему? Я буду очень благодарна!

Николай Михайлович: Икона.Как создаётся чудо.Часть1. Икона.Почему икона-не портрет.Часть 2.

I.A.: Николай Михайлович пишет: Наверное есть смысл продолжить и развивать дальше эту тему? Тема замечательная! Ещё одно СПАСИБО, Николай Михайлович. Перед Пасхой «Союз» знакомил своих зрителей с сёстрами Ново-Тихвинского монастыря. Показывали, какие замечательные они готовят подарки к Светлому Христову Воскресению. У них есть хорошие вышивальные машинки на основе программного обеспечения. Рисунок в компьютер заносит художник. Работа очень интересная. Результат- нет слов. Очень хорошо, что в монастыре есть такое оборудование и сёстры со светлыми головами и золотыми руками. Иконописная мастерская- это, конечно, разговор отдельный.

Николай Михайлович: I.A. пишет: Иконописная мастерская- это, конечно, разговор отдельный. Можно,конечно,отдельную тему создать.А можно и в этой теме размещать публикации. Сейчас появились новые иконописные технологии.Их разнообразие просто поражает воображение.Похоже иконопись переживает второе рождение (хотя слово второе в данном случае не отражает действительности,но какое оно по счету трудно сказать ).Последнее о чём я слышал - это новый способ нанесения литографического изображения на иконную доску.При применении такой технологии изображение получается более натуральным и как-бы светится изнутри.Но это, так сказать,дешёвые массовые технологии. А уж подробно писать про сложные технологические новинки при написании,вышивании,гравировке,вырезании...это никакой темы не хватит.

I.A.: Николай Михайлович пишет: Сейчас появились новые иконописные технологии.Их разнообразие просто поражает воображение.Похоже иконопись переживает второе рождение (хотя слово второе в данном случае не отражает действительности,но какое оно по счету трудно сказать ). Да. Важно бы не увлечься новыми технологиями. Обычно, я не очень приветствую использование нового оборудования в каком-либо духовном мастерстве. Казалось бы, что ему (н.оборудованию) делать в иконописи? А как же состояние души? Моё мнение меняется, можно ТВОРИТЬ и новыми технологиями, главное пользоваться ими, как подспорьем для развития способностей, как дополнительной принадлежностью для передачи замысла, но не как машиной, умеющей чётко и быстро работать. Была приятно удивлена разумным использованием компьютера сёстрами Ново-Тихвинского монастыря. Очень живые и тёплые у них работы. Компьютер выдаёт то, над чем старательно поработали до... и над чем ещё придётся поработать после. То есть живых человеческих рук ни одна работа не минует. Происходит объединение во благо. У них, наверное, есть свой сайт.

Николай Михайлович: I.A. пишет: У них, наверное, есть свой сайт. Есть.Выкладываю ссылку - /www.sestry.ru/ I.A. пишет: Важно бы не увлечься новыми технологиями. На проходившей у нас недавно православной выставке-ярмарке, рукописных икон в продаже было не много.У всех понемногу присутствовали только рукописные иконы производства "Софрино". Полностью укомплектован рукописными иконами был лишь павильон иконописной мастерской "Мстера",но я у этого павильона и покупателей не видел,так как цены там довольно высокие.Понятно,что труд профессиональных иконописцев должен оцениваться высоко,но ведь и софринские иконы не дилетанты расписывают. Я спрашивал продавца о технике росписи,он мне ответил-да как обычно,берёшь и рисуешь.А уж о высоких ценах я не стал и говорить,его и самого такая ситуация (когда сбыта нет) не радует,но он ведь не сам цены устанавливает.

I.A.: Николай Михайлович пишет: Есть.Выкладываю ссылку Спасибо. ( У меня скорость инета, прямо скажем, не очень, потому люблю конкретно - по ссылкам.) Прошлась, посмотрела. Рукоделия хороши. И вообще, жизнь монастыря, как мне кажется, налажена добротно. Николай Михайлович пишет: присутствовали только рукописные иконы производства "Софрино". К софринским иконам отношусь с любовью. Мои почти все сейчас софринские за небольшим исключением. О ценах....... Да ну их. От цен только в тайгу или в пустыню.

I.A.: Тема интересная, жаль не имеет продолжения. Вчера скачала несколько презентаций по ОПК. Из более подробных была об образе Николая Чудотворца. Невольно вспомнились слова из приведённой выше статьи: На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света – светоносным должно быть всё изображение целиком . Да, получается, что от реализма – плотяного, сиюминутного, относящегося к нашему миру – эта установка уводит. То, что изображается на иконе, имеет отношение к миру иному (заметим, что святых изображают только после их смерти), вот это и старается отразить иконописец: законы плоти одни, законы духа – другие.

Дмитрий: I.A. пишет: На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света – светоносным должно быть всё изображение целиком . Такого не может быть, должны быть темные и светлые участки (от носа, впадины глаз) , иначе это будет сплошное белое пятно.

I.A.: Дмитрий пишет: Такого не может быть, должны быть темные и светлые участки (от носа, впадины глаз) , иначе это будет сплошное белое пятно. Отвечу словами из статьи "Почему икона-не портрет" Часть 2. Как бы там ни было, а ведь невооруженным глазом видно, что иконописному образу, по сравнению с академическим рисунком, не хватает объема. Оказывается, это делается намеренно. Дело в том, что в академическом рисунке объем создается внешним источником света: включают лампочку, она создает тени и таким образом выявляется форма. Форму выявляет не свет, а контур, однако он не дает той глубины, которая присутствует в академическом рисунке. Некоторый объем все же есть – тот самый, который создается с помощью тона и штрихов, но все же по сравнению с привычным нам портретом изображение получается более условное. Конечно, чтобы передать «неотмирность» святого, нужно мастерство и соответствующий настрой. Вот пример, как отзывается Епифаний Премудрый о Феофане Греке: "Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту" Сегодняшние иконы, на мой взгляд, уже более реалистичны, но, тем не менее, пока выполняются по первоначально установленным нормам.

Дмитрий: I.A. пишет: Отвечу словами из статьи "Почему икона-не портрет" Часть 2. Ну да, конечно, изображение на иконе выглядит "плоским", но тени тем не менее есть, что и потверждается словами из этой же статьи.

I.A.: Дмитрий пишет: но тени тем не менее есть, что и потверждается словами из этой же статьи. Можно было бы процитировать. Если Вы о тех тенях, которые создаются с помощью тона и штрихов, то да, можно считать, что есть. Вот например Пророк Илия. Икона 14 века. Какие здесь тени? По-моему только штрихи и тон. На сегодняшних софринских иконах тени заметны чуть больше, чем на более ранних, но и они, как я понимаю, сделаны в результате последовательного нанесения "пробелов". В общем, икона имеет свой объём.

Дмитрий: Ладно, проехали.

Николай Михайлович: Екатерина Шеко: Иконы новомучеников надо «рождать» 18 мая, 2010 За ликами святых, которые смотрят на нас с икон в храмах и наших домах, незримо стоит не только тот, к кому обращена молитва, но и человек, создавший образ. Иконописцы сегодня востребованы только успевай писать для восстанавливаемых и новых храмов, да и в иконных лавках образа не задерживаются. Многие художники, оставив привычную живопись пробуют себя на поприще иконописи. Но соприкосновение с сакральным миром требует от человека не только умения рисовать, особой жизни и подготовки. Православный Свято-Тихоновский государственный университет первым стал готовить профессиональных иконописцев. О воспитании иконописцев и современной иконописи рассказывает заведующий кафедрой иконописи факультета церковных художеств, доцент, заведующий научным отделом базы данных по иконографии и восточно-христианского искусства Екатерина Дмитриевна Шеко. Полностью здесь

I.A.: Показался интересным вопрос: Признает ли Церковь картины художников 19-20 веков – В.М.Васнецова, М.А.Врубеля и др. – за иконы? - Опять же, единого мнения Церкви нет: одни признают эти картины иконами, другие – нет. По поводу икон Васнецова, Нестерова или Врубеля никто не высказался из иерархов, никто не сказал на съезде или Соборе, что хорошо, что плохо, где граница дозволенного. Понравился такой ответ (правда, он не совсем о Врубеле и Васнецове, но всё же): Мне кажется, что главное содержание образа – даже если живопись академическая – это состояние духа изображаемого. Есть академические иконы, которые очень духовны…. Для меня, например, «Господь Вседержитель» Нестерова или «Сошествие Святого Духа на апостолов» Егорова А.Е., вполне духовны, хотя и реалистичны. Стремиться к академическому рисунку, при написании икон, конечно не нужно, но если это озарение?

Николай Михайлович: I.A. пишет: Для меня, например, «Господь Вседержитель» Нестерова или «Сошествие Святого Духа на апостолов» Егорова А.Е., вполне духовны, хотя и реалистичны. Стремиться к академическому рисунку, при написании икон, конечно не нужно, но если это озарение? Мне кажется,что в данном случае Вы духовность с душевностью путаете.

I.A.: Не знаю, не знаю, Николай Михайлович, может быть что-то и путаю, но вот схожая по форме картина «Иисус Христос» Маковского у меня таких чувств не вызывает. Очень хорошо отношусь к Боровиковскому, но его "Богоматерь"………… Нет, как картина, хороша, краски подобраны замечательно, но… То же самое могу сказать о "Единородном Сыне" Васнецова. Перед этими картинами у меня не возникает желания помолиться. (Это только моё мнение)

Николай Михайлович: I.A. пишет: Не знаю, не знаю, Вот и я не знаю (это я про себя ). Частенько ловлю себя на том,что нравятся иконы,выполненные в "живописном" стиле. Например вот эта -

I.A.: Да, интересная икона. Я такую ещё не видела. В ней нет художественных излишеств. Она близка к традиционному написанию, на мой взгляд.

Николай Михайлович: I.A. пишет: Я такую ещё не видела. Икона "Отчаянных единая надежда".О происхождении этой иконы почти ничего не известно,но по стилю написания похожа на католическое изображение.Очевидно,что определённая "картинность" просматривается;изображение больше художественное,чем каноническое.Но это моё непрофессиональное мнение.

I.A.: Николай Михайлович пишет: Очевидно,что определённая "картинность" просматривается;изображение больше художественное,чем каноническое.Но это моё непрофессиональное мнение. Мне нравится Ваше непрофессиональное мнение. Николай Михайлович, спасибо за подборку статей. Очень интересно и познавательно.

Дмитрий: I.A. пишет: В ней нет художественных излишеств. В православной традиции волосы у Богородицы никогда не изображали.

Николай Михайлович: Дмитрий Дело даже не в этом.Изображено "лицо",а не"лик".Хотя,если честно,глазу приятно.Но если на "лике" румянец невозможно представить,то на этой иконе его как бы не хватает.ИМХО.

Николай Михайлович: Иконография ст.Николая

Николай Михайлович: По поводу размещения икон в домашнем иконостасе существует несколько основных правил, которые не следует нарушать. Иконы должны размещаться так, чтобы при взгляде на иконостас у вас не возникало желания срочно все перевесить. Это будет отвлекать вас от молитвы. Образы должны располагаться симметрично, в продуманной композиции. Некоторые люди, прямо скажем, недалекие, забывают о православной иерархии и вешают, например, икону своего «именного» святого поверх всей композиции, выше, чем образы Спасителя и Богородицы. Или размещают там фамильную икону, «самую дорогую». Это неправильно. Сверху и в самом центре должна стоять икона Спасителя (Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель или иная). Это смысловой центр иконостаса. Кстати, нежелательно, чтобы остальные иконы по размеру были больше Спаса. Слева от Спасителя размещается Божия Матерь с младенцем, как в классическом иконостасе. Выше этих двух образов или по середине можно поместить только одну икону - Святой Троицы или Распятие. И, в свою очередь, весь иконостас должен быть увенчан крестом; кресты также располагают на косяках дверей. Если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, то ее можно поместить в центре домашнего иконостаса. Но, как уже сказано, она не должна стоять выше двух обязательных икон. Остальные образы можно разместить по бокам или чуть ниже. В оформлении важно проявить художественный вкус. Желательно, чтобы подобранные иконы были написаны в одном стиле, в одной манере. Старайтесь избежать чрезмерного многообразия. Если в квартире много комнат, то иконостас размещается в самой большой. Но и в остальных надо разместить хотя бы по одной иконе, в том числе на кухне и особенно в детской. С сайта Православие в Татарстане Кстати.Прочитав ответ священника о домашнем иконостасе,сразу вспомнил,что у нас в Свято-Никольском храме в верхнем приделе иконы в иконостасе расположены так,что поверх всей композиции - икона Божией Матери "Знамение". И кто при этом забывает о православной иерархии?

Николай Михайлович: Цвет в иконе и его использование -здесь Реферат "Своеобразный мир русской иконы" и подобные работы можно скачать -Здесь

I.A.: Николай Михайлович, хочется вам постоянно говорить СПАСИБО (как бы ни приелось, думаю ). Очень интересна первая ссылка. Сохранила, буду знакомиться подробнее. Всё самое основное об иконах и иконописи для тех, кто мало-мало интересуется. Вот ещё показалось интересным: Иконописец – это не художник (в мирском понимании этого слова), никакого «Я», «Моё» здесь изначально не должно быть. Есть только служение Богу и людям. Задача – стать человеком духовным, научиться писать молитвенно и гармонично, освободиться от подобных внутренних проблем: «конкуренция», «плагиат», «заимствование» и т.п. Как правильно сказано. Жаль, что в наше время конкуренция, нажива и всё тому сопутствующее, берёт своё, хотя............ Могут быть и исключения. Ведь может и художник (а настоящий всегда скромен во всём) приблизиться к канонам и исполнить икону так, как велит ему сердце. Но только приблизиться, а не исполнить по всем каноническим правилам. Снова я со своим мнением.

Николай Михайлович: I.A. пишет: Николай Михайлович, хочется вам постоянно говорить СПАСИБО Во Славу Божию.Труд невелик и благодарности не стоит,всегда рад помочь. I.A. пишет: Ведь может и художник (а настоящий всегда скромен во всём) приблизиться к канонам и исполнить икону так, как велит ему сердце. Наверное может... В иконописи ведь есть и место для индивидуального подхода,правда жестко ограниченного,но тем не менее...Как пример индивидуального подхода - иконы Рублёва несут глубокий философский смысл,а иконы Дионисия - более "информационный" и "бытовой",если можно так сказать.

I.A.: Николай Михайлович пишет: Как пример индивидуального подхода - иконы Рублёва несут глубокий философский смысл,а иконы Дионисия - более "информационный" и "бытовой",если можно так сказать. Да, но они имеют полное право на индивидуальный подход. Дионисий наследственный иконописец. Тогда иконопись в семьях многих художников становилось наследственной профессией. Продолжателями стали его сыновья Владимир и Феодосий. Так что Дионисий изначально не просто художник. У него, конечно, были свои художественные особенности. Его любовь к искусству не могла не отразиться на творчестве иконописи. Иконы Дионисия торжественно- праздничны, нарядны, многолюдны. Но главное он мог передать ту самую неотмирность (движения замедленны, фигуры удлинённы). Так же Андрей Рублёв, он прежде художник- иконописец. Я имела в виду современных художников. Здесь всё сложнее, поскольку потомственных иконописцев сегодня почти не осталось. А сегодняшнее возрождение имеет несколько иной характер. Ну да ладно…

Николай Михайлович: I.A. пишет: А сегодняшнее возрождение имеет несколько иной характер. Вы имели ввиду "творческий" отход от канонов иконописи?

I.A.: Да, можно так сказать На самом деле моё мнение здесь разделяется. С одной стороны: я понимаю и согласна с тем, что нужно поддерживать традицию и считаться с канонами; с другой: не исключаю, что в новое время возможны новые видения Святых Образов. Хотела бы знать другие мнения.

Николай Михайлович: I.A. пишет: не исключаю, что в новое время возможны новые видения Святых Образов. Не думаю... "Новые видения" возможны лишь при большей "живописности",увеличения цветовой гаммы и т.п.приёмов.А это означает уход иконописи в подобие живописных портретов и сюжетов.

I.A.: Скорее всего, Вы правы. Святые, как Библия - новых прочтений быть не может. Но как вы относитесь, к примеру, к софринским иконам? Да, их стараются выполнять, придерживаясь канонов, но…… А использование новых технологий, а авторство? Я к ним отношусь очень даже положительно. Но ведь они совсем не похожи на иконы Дионисия, Феофана Грека или Андрея Рублёва.

Николай Михайлович: I.A. пишет: Но ведь они совсем не похожи на иконы Дионисия, Феофана Грека или Андрея Рублёва. По моему мнению,дело не в похожести или отсутствии таковой,а в соблюдении основных принципов иконописи,чтобы на икону хотелось молиться, а не любоваться,как натюрмортом или "Незнакомкой" Крамского.Хотя,опять же,всё это индивидуально,кого-то отвлекает от молитвы цветовая гамма иконы,а кому-то это помогает вознестись умом к горнему миру...

I.A.: Очень хорошо Вы сказали, Николай Михайлович. Я полностью разделяю Ваше мнение. Спасибо за интервью

Николай Михайлович: Архимандрит Лука (Головков): В иконописи чрезвычайно важна личность автора 11 июня 2010 г. О том, как ведется подготовка современных иконописцев в старейшем профильном учебном заведении Русской Православной Церкви, корреспонденту портала Седмица.ru Ольге Кирьяновой рассказал заведующий Иконописной школой при Московской духовной академии архимандрит Лука (Головков). Полностью здесь

Николай Михайлович: О некоторых особенностях иконографии Распятия Эль Греко. Распятие. 1588 г. До недавнего времени бытовало мнение, что образ Распятия не встречался в христианском искусстве, пока существовала крестная казнь[1]. И только якобы с V века, когда цивилизованное человечество окончательно оставило ее в прошлом и воспоминания о ней стали преданием, тогда и появляются первые изображения страданий Христа, причем сначала весьма условные, как бы намеками, а не в виде реальных сцен. Однако не так давно в местечке Ирунья Велея на севере Испании был обнаружен глиняный осколок с изображением Распятия, предположительно датируемый III веком от Р.Х.[2]. А вскоре последовала еще более удивительная находка – на Святой Земле, о которой поспешила сообщить пресса: на Елеонской горе археологическая экспедиция обнаружила якобы раннюю христианскую могилу, в которой был найден и крест. Открытия эти, правда, еще не получили надежных оценок специалистов, но и до них некоторые исследователи считали, что первые изображения Распятия восходят к I–III векам. Дошедшие до нас наиболее известные памятники относятся лишь к V веку. Назовем здесь два из них: Распятие на рельефе двери в церкви Санта-Сабина в Риме и на таблетке Британского музея. Выразительно изображение на британском авории, представляющее собой рельеф того же времени, с уже развитой иконографической программой Распятия. На римской же двери – просто три человеческие фигуры с крестообразно распростертыми руками, одна из которых – центральная – крупней двух других. Поэтому совершенно неосновательно утверждение Ю.Г. Боброва: «Изображение исторического распятия с фигурой Христа стало распространяться лишь после решений Вселенского Собора 692 года, отменившего символические замены образа Христа»[3]. Сами памятники опровергают подобные мнения. Так преподобный Анастасий, игумен Синайской горы, (ок. 600–695), написал полемическое сочинение против монофизитов «Путеводитель», проиллюстрировав его изображением Распятия. При этом Анастасий впервые применил греческий круцификс, то есть восьмиконечный крест. Полностью здесь



полная версия страницы