Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Иконография » Ответить

Иконография

Николай Михайлович: Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах. За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках. Полностью здесь

Ответов - 73, стр: 1 2 All

Николай Михайлович: О некоторых особенностях иконографии Распятия Резчик Бобрецов Михаил Никитич Икона «Распятие с предстоящими» Архангельская губерния Вторая половина XIX века Моржовый клык, кость, дерево, ткань, бумага Рельефная, ажурная резьба, гравировка 35,2x30x2,5. ГИМ

Николай Михайлович: Церкви нужны реставраторы Профессия реставратора сегодня востребована как никогда. В первую очередь потому, что советское наследие оставило не только разрушенные и оскверненные храмы, но и тысячи икон, которые нуждаются в восстановлении. Поэтому, когда открывался Свято-Тихоновский институт, кафедра реставрации была создана там одной из первых. Возглавляет кафедру ее старожил Галина Сергеевна Клокова. Она является реставратором высшей квалификации, Заслуженным работником культуры Российской Федерации, членом Консультационного совета Софийского собора г. Новгорода Великого, членом реставрационного совета Троице-Сергиевой лавры и многих московских музеев. Об истории кафедры, ее буднях и итогах работы Галина Сергеевна рассказывает сайту «Православие и мир». Полностью здесь

Николай Михайлович: Интервью с заведующим Иконописной Школой при Московской Православной Духовной Академии - здесь


Николай Михайлович: «Новый сводный иконописный подлинник» — систематизированный каталог изображений святых Православной Церкви, созданный в Иконописной школе при Московской духовной академии. В течение нескольких лет происходил подбор изображений православных святых для создания сводного лицевого подлинника в цифровом формате. Диск содержит информацию о 2115 святых и 97 соборах святых, 6880 изображений, а также текстовые житийные справки и варианты надписей на церковнославянском языке. Целью проекта служит дальнейшее возрождение традиций православного иконописания. При создании программы были использованы материалы иллюстрированных минологиев, иконы-минеи, репродукции, а также лицевые или рукописные иконописные подлинники и работы современных иконописцев. Составители старались отобрать для Подлинника лучшие образы, начиная с самых древних (иконы, мозаики, фрески, миниатюры, резьбу, шитье, прориси). Святые нового времени представлены портретами и фотографиями. При наличии разных вариантов иконографии святого составители отдавали предпочтение наиболее канонически выверенным изображениям. Диск представляет интерес для иконописцев, художников и специалистов в области православного церковного искусства.

Николай Михайлович: Должно ли развиваться церковное искусство? Возможен ли прогресс в православном искусстве? Александр ЛАВДАНСКИЙ: «В конце жизни Васнецов сожалел, что так писал иконы» Иконописец Александр Лавданский СПРАВКА: Александр ЛАВДАНСКИЙ — иконописец, руководитель мастерской церковного искусства «Киноварь». Расписывал храм Святых Отцов семи Вселенских соборов в Свято-Даниловом монастыре, храм Святителя Николая в Уайт-Стоуне (Нью-Йорк, США), храм Святой Троицы в Лонг-Айленде (США). Иконостасы в храме Трех Святителей на Кулишках, храме Всех Святых на Кулишках, храме Священномученика Антипы на Колымажном дворе, трех храмов на Кипре: Великомученика Димитрия Солунского, Святого Христофора, монастыря Святого Георгия Мавровуни и др.: – Церковное искусство развивается, но медленно (у него свой шаг). Например, многие иконы, написанные в доиконоборческий период, сильно отличаются от хорошо известных нам шедевров византийской и древнерусской иконописи. А вот в современном светском искусстве я как раз не вижу развития — при всей своей пестроте оно удивительно однообразно. Вот где копии, а не в храмах, как думают некоторые. В иконописи вообще нет понятия «копия». Есть «список», а это принципиально разные вещи. Канон не сковывает свободу, не мешает сказать художнику что-то свое, новое. И не раз я видел, как список с иконы, написанный современным иконописцем, получался гораздо более глубокий и эстетически ценный, чем «рядовой» оригинал. Конечно, речь идет о написании списка с «рядовой» иконы. Превзойти такие оригиналы, как «Троица» Рублева, Владимирская Божия Матерь, невозможно. Но и скопировать их нельзя. Они настолько глубоки, что ни один иконописец не поймет их до конца. Он увидит в них только часть того, что хотели выразить авторы, и напишет только то, что увидел. Опять же получится не копия, а список. А попытки подражания светскому искусству в иконописи уже были — вспомните Васнецова и Нестерова. Они писали иконы в стиле передвижников. В конце жизни Васнецов сожалел, что дерзал так писать иконы (я читал воспоминания о нем). Более того, он говорил, что это не иконы. Понял! И сегодня мало кто расписывает храмы в стиле Нестерова и Васнецова. Ирина Языкова — искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института святого апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии, Российского православного института святого Иоанна Богослова Ирина ЯЗЫКОВА: «Наше время — время эклектики» – Сегодня нет и, видимо, не может быть единого стиля. Наше время — это время эклектики. Можно назвать это кризисом. Мы живем в эпоху постмодерна, где все перемешано: стили, течения, жанры… Это проникает и в Церковь. В основе большого стиля всегда лежит глубокое мировоззрение. А сегодня глубина чаще всего отсутствует, все очень поверхностно. Когда меня спрашивают, в каком стиле нужно писать иконы сегодня, я спрашиваю в ответ: а в каком стиле нужно служить Литургию? Есть любители знаменного пения, а кому-то нравится партесное. Иконописец в любом случае — не «свободный художник», на него влияет множество факторов. Так, очень важно, чтобы церковное искусство было органичным, то есть отвечало задачам того храмового пространства, для которого оно предназначено. Имеет значение даже то, где расположен храм: в Москве, в Петербурге, в другом городе или в деревне, в историческом районе или в новостройке. Но уже есть примеры, когда иконописцы нащупывают подступы к тому, что можно назвать стилем. Правда, пока это индивидуальный стиль, но это уже начало, по крайней мере выход из тупиков копийности. Я могу назвать несколько примеров: архимандрит Зинон (Теодор), Александр Соколов, Александр Лавданский, Федор Стрельцов, Ирина Зарон и другие. Важно понимать, что создать стиль искусственно не получится. Андрей Рублев не ставил себе цель писать иконы в том или ином стиле. Он просто искренне выражал свою веру, свой опыт богообщения, который при этом восходил к опыту его духовных учителей. Ведь известно, что «Троицу» он написал «в память и похвалу преподобного Сергия» и тем выразил мировоззрение, которое сформировано было Сергием Радонежским и усвоено всем его монашеским окружением. Ирина ЯЗЫКОВА: «Технический прогресс в церковной живописи возможен как вперед, так и назад!» Когда-то — в Египте и Древней Греции — иконы писали в технике энкаустики, сочно, пастозно. Вспомним знаменитого Синайского Спаса. А потом перешли на темперу, потому что именно темпера давала возможность тонкого, прозрачного, светоносного письма, где главный акцент делался не на плоть, а на духовное содержание. Пример — Владимирская икона Богоматери. На Западе с темперы перешли на масло, когда художникам интереснее стало изображать пространство, движения, ракурсы и все разнообразие земного мира в его материальной ощутимости. Маслом писали иконы и у нас в XVIII – XIX веках, когда в моде были румяные ангелы и пышнотелые Мадонны с пухлыми Младенцами. Но сегодня православные иконописцы пишут в основном темперой, поскольку эта техника и традиционна, и наиболее подходит для образов строгих, молитвенных, отражающих неземную красоту и нетварное сияние. Вопросы технологии напрямую связаны с задачами образа. Не знаю, пробовал ли кто-то компьютерную графику. Думаю, она скорее годится для подготовительных работ. Но движение может быть и в другую сторону. Например, живущий в Суздале замечательный иконописец отец Андрей Давыдов возродил и даже усовершенствовал древнюю технику энкаустики и считает, что это техника будущего: она имеет богатые декоративные возможности, восковыми красками можно писать и как темперой, очень тонко и прозрачно, и к тому же цвета со временем практически не темнеют. Процитирую апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно». Никакие соборы не запрещали ни новые технологии, ни определенные виды и жанры искусства. Важно то, как это делается и с какой целью. Допустимы ли земные сюжеты в росписях храмов? Евгений МАКСИМОВ: «На Афоне я видел монахов пулеметами» СПРАВКА: Евгений МАКСИМОВ — художник-монументалист, проректор и профессор Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова, заведующий кафедрой монументальной живописи факультета церковных художеств в ПСТГУ, действительный член Российской академии художеств, заслуженный деятель искусств РФ. Бригада Е. Максимова играла ключевую роль в создании росписей храма Христа Спасителя при его реконструкции в начале 1990-х годов и расписывала Свято-Николаевский кафедральный собор в Нью-Йорке. – Я часто работаю на Афоне, который считается образцом для всего православного мира во всех отношениях, в том числе и в церковной живописи. Там в росписях встречаются очень, на наш взгляд, вольные мотивы. Например, монахи, отбивающиеся с пулеметами от врагов Православия. Или тема искушения монаха диаволом, которая принимает подчас очень экстравагантные формы. Но все это делается от души, это живая жизнь живых людей. И если б меня спросили, допустимы ли земные мотивы в церковном искусстве, я бы сказал, что да. Ведь это живо, непосредственно и прочувствованно, что так редко бывает в нашей иконописи. Думаю, превращать иконопись в застывший канон не совсем правильно. Другое дело, что земная тематика должна быть к месту: одни вещи выглядят уместно в монастыре, другие — в сельской церкви, третьи — в соборе. Ну и конечно, самое здесь важное — чувство такта. www.pravmir.ru

Николай Михайлович: Святость — это и есть принципиально новое Чем светское искусство отличается от церковного? Светское искусство в смысле формы зашло в тупик и теперь пытается говорить смыслами, как у Свифта обитатели острова Лапута. Называется это прогрессом. Церковное искусство не только не может оставить форму, но и не может даже слишком менять ее — есть канон! Получается, прогресса здесь быть не может? Поясняет Галина ФАЙНГОЛЬД, искусствовед, сотрудник частной художественной галереи. Это не иконы, это - софринские открытки Соотносить развитие православного церковного искусства с идеей прогресса само по себе странно, поскольку православная икона является в первую очередь предметом православного Богословия, идея прогресса — продукт секуляризации, идея глубоко светская, идущая от интеллектуальной традиции Европы Средних веков. Идея прогресса — главное, что унаследовано из философской мысли ХVII-XIX веков современными общественными науками, идея, представлявшая собой новую могущественную и всеобъемлющую сверхтеорию, согласно которой все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является наука. Это движение от плохого к хорошему, от незнания к знанию, что давало этой благой вести нового времени этический заряд, фундаментальный оптимизм и реформаторское рвение. Идея прогресса, предполагающая лишь линейное развитие человечества, находится в глубоком противоречии со словами Господа в Апокалипсисе: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Ап. 1: 8). Идея же прогресса не предполагает эсхатологического исхода для человеческой истории, а видит впереди в качестве благой вести лишь развитие человеческого разума. Что же касается иконы, то начиная с VIII века смысл и содержание ее выявлены в учении, которое Церковь сформулировала в ответ на иконоборчество. Согласно учению отцов VII Вселенского собора, «икона — это изображение человека обоготворенного, она передает обоженное состояние своего образа и носит его имя; поэтому освящающая благодать Святого Духа, присущая Первообразу, присутствует и в его изображении». В иконе есть два главных качества: это святыня и художественное произведение. Если мы говорим об иконе как о святыне — какое здесь может быть развитие? Конечно, у святости нет никакой эволюции. Но развитие может быть, если мы рассматриваем икону как художественное произведение. Мы можем изучать историю христианского искусства также хронологично и поступательно, как и историю любого другого искусства или просто историю. Но переход от катакомбных фресок к энкаустике, а от них к византийским мозаикам вовсе не будет означать, что от глубокого невежества и варварства церковное искусство идет к совершенству по пути прогресса. Все дело в том, что христианское искусство, даже на самом раннем этапе своего возникновения, хотя и заимствовало некие внешние формы мира языческого, но по внутренней сути своей уже обладало всей полнотой искусства принципиально нового, по словам известного искусствоведа Вульфа, «первосозданного». Икона с самого начала своего возникновения была и есть свидетельство обожения земных людей, их причастности к благодати. Однако, изучая жития святых, мы не можем сказать, что какие-то их них были более прогрессивны, а какие-то менее, что степень их святости каким-то образом зависит от времени или развития науки. Все эти люди жили в разные эпохи, в разных странах, в совершенно различных житейских и бытовых обстоятельствах, обладали различными личностными качествами, но все они достигли единого жизненного итога — святости, единения со Христом, «Который есть Альфа и Омега, начало и конец». Все они, каждый в своем чине святости, «единым сердцем и едиными устами» прославляют Господа. Точно так же и изображающие их иконы, несмотря на все разнообразие стилей и направлений, когда-то будут поставлены в единый Небесный Иконостас для участия в Небесной Литургии. XVII – XIX века считаются периодом глубокого упадка иконописи в России. Однако если взять любую современную книжку о явлении чудотворных икон в России, то легко убедиться, что именно в этот период в было засвидетельствовано необыкновенно много случаев таких явлений. Возможно, не все эти памятники обладали совершенством исполнения и глубокой богословской культурой. Но даже если предположить, что все они были написаны из ряда вон плохо и безграмотно, то и через них люди исцелялись и приходили к Богу. Такое могло быть возможным потому, что вера сама по себе — есть высшее творчество. Современная нам эпоха в этом смысле мало чем отличается от предшествующих трех веков упадка иконописи. Действительно, мы видим в храмах огромное количество икон, которые списаны с плохо репродуцированных открыток, являются лишь искаженными копиями с копий. Вместе с тем встречаются памятники удивительной красоты и чистоты исполнения, на которые, как правило, не обращают внимания лишь только на том основании, что они еще слишком новые. На открытии выставки мозаики и фрески А. Корнаухова в 2006 году выступала со вступительным словом известная во всем мире искусствовед-византолог О. С. Попова, которая, в частности, не побоялась сказать примерно следующее: «Перед нами искусство по своему уровню исполнения ничуть не хуже искусства комниновской эпохи…». Иконопись будет существовать до тех пор, пока существует святость. Высота иконописи — это соборный ответ Церкви на святость отдельных людей. У нас нет таких икон, которые писали в свое время Феофан Грек и Андрей Рублев, но для нас мироточат и плохо отпечатанные софринские открытки. Галина ФАЙНГОЛЬД www.pravmir.ru

Николай Михайлович: Три главных мифа об иконе Что мешает развиваться русской иконописи? Рассуждает Роман БАГДАСАРОВ, историк, религиовед, культуролог, заместитель директора Института культуры и права. Роман Владимирович Багдасаров, историк, религиовед, культуролог, заместитель директора Института культуры и права – То, что сегодня мы видим в церковной живописи, иначе чем кризисом, невиданным в церковном искусстве, не назовешь. И причина тому — мифы, которые исторически возобладали в нашем церковном сознании. Эти мифы исходят от «богословия иконы» отца Павла Флоренского и Леонида Успенского. Первоначально труд отца Павла «Иконостас» не предназначался для публикации. Это были только наброски для размышлений, но очень прогрессивные для своего времени. На заре советского искусства авангарду была открыта «зеленая дорога», и Флоренский хотел объяснить на его языке важность церковного искусства, чтобы спасти его и одухотворить искания молодых художников (например, группы «Маковец»). Он пытался показать, что авангардные течения могут соединяться с религиозностью. До него это на практике пытался делать Петров-Водкин, который был православным человеком, совершенно сознательно привносившим в авангардную живопись элементы иконной композиции, например, в «Смерти комиссара», которая напрямую восходит к Положению во гроб, к Пьете. У Леонида Успенского, наоборот, «богословие иконы» скорее стало реакцией на декаданс, отвращением от современной ему светской культуры. Успенский изложил свои взгляды в известной работе «Богословие иконы Православной Церкви». Бывший красноармеец, попавший на Запад, он получил образование в Париже, в Русской академии художеств, где преподавали художники-декаденты, мировоззрение которых было очень далеким от Православия. Этот противоречивый творческий заряд сыграл свою роль. Пытаясь как-то определиться, Успенский одновременно чувствовал за собой определенную миссию. И нельзя сказать, что такой миссии не было. Православная Церковь была поставлена в условия элементарного выживания в среде достаточно враждебной. Нужно было показать самостоятельность и право участвовать на равных в диалоге культур. Русские не хотели быть какими-то экзотическими африканцами, они хотели представлять кусочек сохранившейся христианской цивилизации Европы, представителями которой объективно являлись. Так возникла легенда о православной иконе. Опираясь на произведения Евгения Трубецкого, отца Павла Флоренского, отца Сергия Булгакова, Успенский постарался ввести новые представления об иконе, которые избавили бы русских художников от неравной конкуренции с мейнстримом. Сейчас эти представления свелись к расхожим мифам. Каковы они? Первый миф — об обратной перспективе как главном изобразительном принципе иконописи. Интересно, что на православных иконах мы никогда не обнаружим обратной перспективы в чистом виде. Более того, она никогда не будет играть даже основной роли. На иконах всегда присутствует художественный синтез разных систем: есть и прямая перспектива, и вид сверху, и панорама, и аксонометрия, и обратная перспектива, и сферическая перспектива, и тональная. Если посмотреть на работы большинства художников Возрождения или Нового времени, в их работах также нет одной только прямой перспективы. Потому что цель как художника, так и иконописца не в том, чтобы рабски следовать какой-либо перспективе, а в том, чтобы отображать реальность в ее гармонической цельности. Мысли Флоренского об обратной перспективе — это, скорее, поэзия. К реальному обучению любому художественному методу она не имеет никакого отношения. Но определенная часть церковных людей приняла это на веру, потому что вызывает уважение фигура отца Павла, новомученика. К.С. Петров-Водкин «Смерть комиссара» 1928г. Второй миф: что икону делает иконой надпись.Об этом много пишет отец Павел Флоренский. Но известно, что он придерживался имяславческих взглядов, так же как философ Алексей Лосев. А как же быть с огромным количеством образов, где надпись утрачена? Это уже не иконы? Например, на «Троице» Андрея Рублева надписи сейчас нет, но разве от этого она стала менее почитаема? Также нельзя однозначно утверждать, что икону делает иконой нимб. Если бы Л. Успенский писал свою книгу как теоретик искусства, она просто не выдержала бы критики. Но он преподнес книгу как богословскую, хотя ее предмет относится к истории искусства. Третий миф: есть канонические стили, а есть неканонические, на чем настаивают отец П. Флоренский с Л. Успенским. Понятие канона они накладывают на стиль или на свободу авторской трактовки, что в первом случае есть подмена, а во втором — произвольное упрощение. На самом деле канон в иконе является не чем иным, как догматически богословской основой сюжета. Церковь не принимала никаких решений, которые бы ограничивали свободу творчества иконописцев (известно лишь три случая таких запрещений на VI , VII и Стоглавом Московском соборе) против сотен и тысяч сюжетов, на которые никто не накладывал ограничений), именно потому канон никогда не фиксировался письменно. Можно перечислить и другие мифы (например, что подлинные иконописцы — это лишь монашествующие), но важно понять одно: сложившееся благодаря этой мифологии мировоззрение является одной из главных причин того застоя, который обозначился у нас в церковном искусстве. Однако кризис — время переоценки и переосмысления. И я думаю, что церковным людям пора проявить соборную инициативу, которая должна идти и сверху, и снизу. Существование европейской художественной культуры — историческая заслуга христианства, поэтому она должна оставаться таковой и впредь. Если мы взглянем, как развивалось художественное творчество, архитектура, изобразительное искусство, то увидим, что громадный импульс этому придало распространение христианства с IV века. Лучшие архитекторы, художники переключились на церковное строительство, живопись, скульптуру. Весь громадный потенциал искусства Средиземноморья был реализован в храмах и светской архитектуре христианской империи. Более того, было найдено множество небывалых дотоле решений, изобретены новые технологии! Например, церковная архитектура времен императора Константина и его наследников была самой передовой архитектурой в мире, это был суперавангард, если можно так выразиться. Все остальное и на Западе, и на Востоке несколько столетий только догоняло и питалось этим. Никакая религия не дала такой мощный художественный импульс к изображению человека, как христианство. Церковь сама инициировала создание больших стилей. Например, романский стиль, готический, барокко — все они родились как гармонизация художественных идей, которые исходили как из мировоззренческой области, так и из потребностей богослужения. Так, романский стиль родился из потребности создания христианского храма, из задач, которые стояли перед храмом как пространством богослужения. Сегодня, за истекшие двадцать с лишним лет, когда вновь, после перерыва, явилась потребность в церковной живописи, многие художники хотели бы также создавать адекватные духу времени произведения. Но они не могут этого сделать, потому что нет интереса со стороны заказчиков — в силу их неуверенности, привычки к художественным формам прошлого. Мы продолжаем бояться новых форм, новых стилистических находок. В этих условиях компромиссным решением могла бы стать творческая стилизация. Для иконописца сознательная стилизация есть форма ученичества, которая позволяет ему освоить художественный опыт прошлого. Как пример приведу проект, в котором лично участвовал: роспись храма-часовни Святителя Николая в городе Зубцове Тверской области. Художник-монументалист Ольга Аннушкина применила там метод синтетической стилизации, предложенный мной. Она брала за основу миниатюры лицевого жития Николая Чудотворца и составляла из нескольких миниатюр единую композицию. Что имеется в виду? В лицевом житии моменты, связанные с тем или иным чудом, изображаются на разных листах, а в стенописи стояла задача показать чудо сразу, целиком. Такой подход позволяет вычленять смысловое единство события, что оправдывает условность, когда разновременные действия изображены в едином пространстве. Новаторство состояло в том, что изображение, выполненное в миниатюре, художник трансформировал в монументальную живопись с учетом различия этих техник. Три композиции на стенах этого храма представляют три панно, посвященные трем чудесам из жития святителя Николая. Между прочим, приемы синтетической стилизации давно использует и живой классик современной иконописи архимандрит Зинон (Теодор). Главная особенность его художественного метода, которую он постоянно совершенствует, — перенесение приемов, свойственных миниатюре, на стены храма. Столь осмысленно и оправданно до него этим никто не занимался. Этот прием меняет масштаб миниатюры, показывает, как миниатюрное видение может расширяться до монументального. Есть ли в этом какой-то вероучительный смысл? Миниатюра предназначена для индивидуального чтения, приватного. Современный человек в храме желает ощущать личную соотнесенность себя с храмовым пространством. Нужно помнить, что даже подобные — относительно скромные по смелости — новации не осуществимы, если иконописец не получил академического образования. Вряд ли архимандрит Зинон мог бы стать тем, кем он стал, не пройди он добротной художественной школы. Серьезному церковному художнику необходимо знать генеральную линию развития живописи, от энкаустики (технологии первых станковых икон), византийской живописи через Возрождение и классицизм к академизму, формальным исканиям, современной изобразительности, ориентироваться в цифровых технологиях. Только тогда его выбор того или иного решения будет действительно актуальным. К сожалению, художники, использующие новые методы, гораздо менее защищены от негативной реакции, чем копировальщики, прикрывающиеся «каноном». Недавний тому пример — случай с иконописцем Виталием Мельничуком, расписавшим храм в Билибине на Чукотке. Преосвященный Диомид (Дзюбан), бывший тогда епископом Анадырским и Чукотским, отказался его освящать. Мнения экспертов разделились. «За» высказались представители Российской академии художеств, «против» — представители иконописцев. Но даже последние не смогли найти в работах Мельничука каких-то серьезных ошибок. По сути, речь шла о разнице вкусов, нежелании впускать новое в церковное искусство. На мой взгляд, вопиющим нарушением духа соборности, который должен царить в Церкви, является попытка навязать свои вкусы церковной общине храма, которая пригласила художника и чью работу приняла. Разве можно навязывать вкусовые пристрастия сверху: мы, что, хотим делить церковное искусство на «классово верное» и «неверное», как поступали большевики? Церковное искусство — это полнота различных взглядов людей на Единого Бога, Которого мы почитаем. И мы объединяемся не за счет унификации, а за счет персонализации. Это мир сей склонен к каким-то тоталитарным системам, к выравниванию людей, к выдаче номеров. Мы же не хотим, наверное, видеть таким мир Церкви, мир церковного искусства. Мне кажется, это совсем не наш путь. www.pravmir.ru

Николай Михайлович: В Петербурге в Государственном музее истории религии сегодня открылась выставка «Небеса Заонежья». На ней представлены уникальные экспонаты из фондов музея-заповедника «Кижи». Основу выставки составили потолочные иконы, различные по форме - круглые «медальоны», трапециевидные «грани», треугольные «паруса» и конструктивные детали из дерева - замковые кольца и тябла. Всего на выставке представлено около 40 икон северного письма. Выставка продлится с 12 августа по 26 сентября. Информация с сайта www.pravmir.ru

Николай Михайлович: Богословие иконы Православной Церкви, Успенский Леонид. Издательство: Даръ Книга "Богословие иконы Православной Церкви", принадлежащая перу Леонида Успенского (1902-1987), относится к числу классических трудов по истории и духовному содержанию христианского искусства. Написанная ярко и без излишеств, она будет безусловно полезна всякому, кто стремится постичь истоки и смысл православной иконы. Цветные мелованные вкладки с репродукциями. Издательство: Даръ Серия: Духовная академия Год: 2007 Страниц: 480 Формат: 247x175/29 Обложка: Пер ISBN: 978-5-485-00130-8 Код Sprinter: 1852114 Иллюстрации: Ч/Б Вес: 870 г Источник: www.sprinter.ru

I.A.: Крупным планом увидеть эту икону где-нибудь можно?

Николай Михайлович: I.A. пишет: Крупным планом увидеть эту икону где-нибудь можно? В покоях патриарха...

Николай Михайлович: Других не нашёл...

I.A.: Дык, она внушительных размеров, оказывается Конечно то, что я хотела бы увидеть не видно, но....СПАСИБО

Николай Михайлович: Суздальский священник пишет иконы уникальным способом Владимир. 2 ноября. ИНТЕРФАКС - Священник суздальского храма Святителя Николая Андрей Давыдов - единственный в России, кто профессионально владеет тысячелетним искусством энкаустики. Он занимается иконописью 30 лет, а к энкаустике пришел почти 17 лет назад. Основной компонент, который используют при таком способе написания икон, - специальным образом приготовленный воск. Именно на нем замешиваются краски - природные пигменты. Сначала воск долгое время должен находиться на свету и на воздухе. Затем он несколько раз вываривается и высушивается. В результате из темно-желтого воск превращается в практически белый. После этого добавляются краски на основе полудрагоценных камней. Цвета, которые в результате получаются, не сможет заменить ни один химический состав. Древнейшие православные иконы - в Киеве, Константинополе и на Синае - написаны именно в этой технике. Одно из главных ее достоинств - особая сохранность и прочность изображения, сообщает ГТРК "Владимир". Отец Андрей дает мастер-классы для коллег-иконописцев в Италии, а его имя упоминается в школьном учебнике "Основ православной культуры".

Рулетка: Николай Михайлович Вот бы посмотреть вживую на такие иконы!

I.A.: Рулетка пишет: Вот бы посмотреть вживую на такие иконы! Да, хотелось бы. Я даже в ин-т заглянула по этому поводу, но это не то, что вживую. Священник суздальского храма Святителя Николая Андрей Давыдов - единственный в России, кто профессионально владеет тысячелетним искусством энкаустики. Почему до сих пор единственный?

Николай Михайлович: I.A. пишет: Почему до сих пор единственный? Наверное,хлопотное и неприбыльное это дело...

Николай Михайлович: Технологию иконописи можно посмотреть здесь

Николай Михайлович: Башкирские умельцы создают иконы из соломки В эти дни уфимская семья Обуховых демонстрирует свои таланты. Выставка работ ее представителей накануне открылась в Мемориальном доме-музее Сергея Аксакова. Известная в Башкирии династия моторостроителей Обуховых свободное от работы время посвящает творчеству. И старшее, и младшее поколение этой семьи мастерит декоративные панно из соломки, а с недавних пор с благословения церкви - иконы. На выставке, получившей название "Дающая свет", представлено порядка 20 работ, в основном иконы. Лики святых созданы церковными иконописцами, а оклады из соломки выполнены Сергеем Обуховым, его супругой Мариной и сестрой Еленой. Некоторые лики святых Марина Обухова написала сама. По словам мастерицы, эта часть работы потребовала не только совершенствования навыков живописи, но и большой духовной практики. После нескольких месяцев напряженного труда в соавторстве с Еленой была создана икона Казанской Пресвятой Богородицы. Как рассказала Марина Обухова "БАШвесту", это была их первая икона. Произведение вошло в экспозицию. Также на выставке представлены оклады икон Матроны Московской, Божией матери Остробрамской, Николая Чудотворца, выполненные Мариной Обуховой; Божией матери "Семистрельной" и "Спас в Силах" Елены Обуховой и другие работы. Некоторые произведения выполнены группой авторов. В экспозицию вошло совместное произведение Марины Обуховой, которая сделала оклад иконы Ксении Петербургской, и киот, выпиленный из декоративной фанеры Юрием Пшенниковым. На выставке также экспонируется уникальный триптих икон под названием "Москве златоглавой". В левой его стороне представлен Георгий Победоносец, в центре - Владимирская Пресвятая Богородица, в правой стороне - Даниил Московский. Это коллективная работа Елены, Марины и Сергея Обуховых, Юрия Пшенникова и иконописца Валентина Кощеева. Несколько лет назад этот триптих экспонировался в Москве, где вызвал огромный интерес. Организаторы выставки также предоставили работы, посвященные как религиозной тематике, так и философским размышлениям. Таковыми являются произведения "В келье" Марины Обуховой, "Добро и зло по Эшеру" Елены Обуховой, "Крест-Тернии" Елены Обуховой и Сергея Обухова и другие. Свою лепту в семейное ремесло вносит и дочь Марины и Сергея - Вероника. В экспозицию вошла ее работа "Прерванный полет". Как рассказали мастера, в цветовой гамме они придерживаются натуральных тонов. Оттенок основного материала, с которым они работают, - соломки - зависит от того, в какой стадии созревания растения она была собрана. В зависимости от этого ее цвет варьируется от светло-желтого до темно-пшеничного. Марина Обухова поделилась, как однажды случайно нашла в лесу дикий злак, стебли которого имели коричневатый оттенок. Соломка была заботливо собрана и использована в одной из работ. - К сожалению, раньше существовало расхожее мнение, что создавать изделия из соломки - это не высокое искусство, а скорее, ремесло. Семье Обуховых удалось сломать этот стереотип, - говорит заведующая галерей народного искусства "Урал" Карима Кайдалова. - Эта династия мастеров доказала, что простая хлебная соломка в умелых руках может превратиться и в золото, и в дорогую породу дерева. Их искусство чистое, светлое. Они приобщают к нему детей, и взрослым открывают на него глаза. Глава семейства рассказал, что привез свое увлечение техникой соломки из армии. Сергей Обухов служил в Иркутске, где и впервые увидел изделия из соломки. Отслужив, домой вернулся со шкатулкой и кораблем, сделанными своими руками. Родным поделки очень понравились, и все решили попробовать создать что-нибудь подобное. Увлечение Сергея Обухова быстро переросло в хобби для всей семьи. Сначала делали декоративные панно из соломки, позже - произведения с религиозной тематикой. - Свою выставку мы посвятили предстоящему большому христианскому празднику Пасхе, - говорит Сергей Обухов. - Специально к этому торжеству многие православные народы готовят не только угощения, но и специальные атрибуты. Одним из них является так называемый "паук". "Пауки" - это декоративные подвесные конструкции из соломы, которые издревле хозяева вывешивали на время праздников в самом почетном месте дома. Собранные из легких соломенных трубочек, они невесомы и ажурны. Подвешенные к потолку "пауки" напоминают искусно сплетенную паутину, возможно, отсюда происходит их название. Одну из вариаций на эту тему можно увидеть на выставке. Это работа Сергея Обухова "Город ангелов". Выставку икон семьи Обуховых дополнила экспозиция церковных книг "Из сокровищницы русской духовной культуры". В экспозицию вошли раритеты из фондов Мемориального дома-музея Сергея Аксакова, Церковно-исторического музея Уфимской епархии, библиотеки Крестовоздвиженского храма. Так, в стеклянных витринах можно увидеть книгу "Поучения святого Ефрема Сирина. Слово о житие святого праведного Ефрема Сирина" 1770 года издания, Катехизис XVIII - начала XIX века, старопечатные Жития святых, Библию, Евангелие. Также на выставке представлены старообрядческие богослужебные книги и книга церковных песнопений (старинная форма записи нот). В день открытия выставки в доме-музея Аксакова звучали церковные песнопения в исполнении народного хора украинской песни "Кобзарь" под руководством заслуженного работника культуры Украины и Башкортостана Людмилы Бабушкиной. Экспозиция икон семьи Обуховых и раритетных церковных книг продлится до конца апреля. 24 марта 2011 года Источник: www.bashvest.ru

Николай Михайлович: Симферопольский художник плетёт иконы из макраме. Это двадцать православных икон, выполненных в технике макраме – коллаж с помощью льняной нити и росписи масляными красками. В иконах, созданных художником и представленных севастопольцам, нет пышности связанной с применением золота, драгоценных камней и других пышных и дорогих материалов. Публикация полностью здесь

Николай Михайлович: Эфиопская иконопись (+ ФОТО) - здесь

Николай Михайлович: Синайские иконы (ФОТО)

Николай Михайлович: Св. Анна. Фреска из Фарраса (Египет), VIII век

Николай Михайлович: В иконописной мастерской г.Тобольска фото с сайта Вслух.ру.

Николай Михайлович: В Москве откроется выставка современной вышитой иконы Москва. 14 марта. ИНТЕРФАКС - Выставка современной вышитой иконы будет проходить с 15 марта по 13 мая в храме Христа Спасителя. Одна из задач организаторов - показать, как мастерство художника отражается в священных изображениях, сочетающих художественную вышивку и драгоценные камни с древнерусской иконографией, сообщает сайт Московского патриархата. Экспозиция, на которой представлены более 40 икон, организована с целью пропаганды современного православного искусства не только в Москве и городах России, но и за рубежом. Искусство вышивки бисером и драгоценными камнями, зародившись в древней Византии, с принятием христианства было воспринято и на Руси, причем русские мастерицы привнесли в него свои мотивы, характерные для отечественной культуры, опирающейся на красоту русской земли и ее природы, рассказал ключарь храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев. К сожалению, эта связь с древней русской культурой была насильственно прервана в годы борьбы с религией и Церковью. Тем ценнее для нас, современных людей, возвращение к прекрасному, но забытому (правда, только на время) искусству вышивки риз и ликов православных икон", - сказал он, выразив надежду на то, что экспозиция вызовет большой интерес не только у людей церковных, но и у всех, кому дорога русская культура.

Let: Спасибо, Николай Михайлович, за информацию! Надо будет выбраться туда, когда потеплеет.

Николай Михайлович: Новая выставка в московском Доме иконы В московском музее Дом иконы и живописи им. С.П.Рябушинского проходит выставка «Романовы. Падение династии», открывает которую икона святых Царственных страстотерпцев, выполненная Анатолием Этенейером. На выставке можно увидеть иконы, перед которыми молились члены царской семьи (например, икону святого благоверного князя Александра Невского, Казанскую икону Божьей Матери из Феодоровского собора в Царском селе), книгу «Феодоровский государев собор в Царском селе» с дарственными подписями государя Николая Александровича и государыни Александры Федоровны. Полостью здесь

Николай Михайлович: Редкие православные иконы

Николай Михайлович: Самую большую в мире икону представили в луганском храме По благословению архиепископа Луганского и Алчевского Митрофана в Свято-Владимирском кафедральном соборе Луганска выставлена икона «Христос Вседержитель». По заявлению автора, художника Валерия Кошелева,это самая большая не только в стране,но и в мире, сообщают «Факты». Размер полотна — 3,26 на 2,82 метра. Художник претендует на рекорд Украины. «Ранее самой большой выносной иконой считалась икона Воскресенского храма в Ярославской области России — ее размер 3,2 на 2,76 метра, то есть на шесть сантиметров в длину и ширину меньше моей. Я уже связался с представителями Книги рекордов Украины, и они готовы выехать в Луганск. На эту работу у меня ушло пять месяцев, но готовился я к этому всю свою жизнь», — рассказал Валерий Кошелев. Художник писал монументальное творение для алтаря строящегося под Старобельском храма. Лики на иконе написаны в соответствии с канонами, но оформление своеобразное — икона выполнена флуоресцентными (светящимися в темноте) красками и украшена почти тысячей стразов и бусинок искусственного жемчуга. Стоимость создания работы автор не разглашает, но отмечает, что она довольно высокая. 28 ноября 2013г. www.pravmir.ru

marabu: Николай Михайлович пишет: Лики на иконе написаны в соответствии с канонами, но оформление своеобразное — икона выполнена флуоресцентными (светящимися в темноте) красками и украшена почти тысячей стразов и бусинок искусственного жемчуга. Стоимость создания работы автор не разглашает, но отмечает, что она довольно высокая. Нет ничего лучше древних канонических икон! Конечно, лучше пусть такое изображение, чем... изображение, которое ещё хуже! И возня с рекордами - признак гордыни автора работы. А в древности-то иконописцы вначале работы молились, постились... Я вообще считаю, что ЭТО суть не икона. О чём? О ком? Какое уж там окно в горний мир? Сплошная спекуляция на православии... Вырванные из контекста изображения Христа и ангелов... Короче, раскритиковала ...

Николай Михайлович: marabu пишет: Я вообще считаю, что ЭТО суть не икона. О чём? О ком? Какое уж там окно в горний мир? Сплошная спекуляция на православии... Вырванные из контекста изображения Христа и ангелов... Может быть вы и правы...Но,опять же,в таком случае сложно сказать,что можно считать иконой,а что священным изображением. По большому счёту и "Троица" Рублёва как икона неканонична,а лишь библейский сюжет.

Николай Михайлович: Мы ничего не знаем об иконах Дмитрий Марченко | 26 октября 2014 г. Для православных христиан икона имеет огромное значение. Почему? Что мы знаем об иконах? Вопрос лишь кажется странным. Да, мы знакомы со многими иконами, узнаем их с первого взгляда, и так привыкли к их современному виду, что были бы удивлены, узнав, как выглядели они изначально. Взять Владимирскую икону Богородицы. Парадоксальный факт – в подлинном виде никто не видел её уже несколько столетий. Лишь репродукции и списки. Однако по порядку. На развитие иконописи во многом повлияла химия. Любое живописное произведение (и икона в том числе) состоит из основы (дерево, холст), грунта (в иконе это меловой грунт, так называемый левкас), собственно, самого красочного изображения и лакового покрытия. Покрытие нужно для сохранения красочно слоя от пожухлостей, от негативного влияния прямых солнечных лучей и пыли. В иконописи это покрытие на масляной основе традиционно именуется олифой, хотя первоначально в средневизантийскую эпоху в Византии и Киевской Руси, в целом она была аналогична современным масляным лакам. Примерно с XIII века на Руси стали в масляную основу добавлять так называемые сиккативы. С ними покрытие сохло быстрее, чем лаки прежних эпох, но новая олифа имела фатальный недостаток: спустя несколько десятилетий темнела. Тогда поверху приходилось заново красками прописывать еле видный образ. Новое изображение снова темнело, его снова переписывали и так – бесконечное число раз. Последующие изображения всё больше отличались от оригинала, если не считать контуров. Именно по «темным ликам» до конца XIX века мир и судил о русской иконописи. Каков же был шок, когда после первых расчисток из-под копоти, из-под потемневшей олифы, из-под поздних грубых записей на свет явилась подлинная икона, переливаясь яркими красками. Последующие десятилетия процесс раскрытия иконы проходил уже более последовательно и научно. Но реставраторы столкнулись с проблемой. Средневековая «реставрация» имела свою специфику. Целью средневековых поновителей было не сохранить древнюю живопись, а привести ее в «товарный вид». Слои потемневшей олифы могли соскабливаться довольно грубо, при помощи ножа или пемзы с щелоком, и первоначальная живопись от этого страдала. Поновитель мог даже удалить часть изображения вместе с грунтом, вырезав его. Часто иконы покрывались металлическими окладами, которые порой крепились гвоздями, вбитыми в живописный слой. Все это меньше всего способствовало сохранению памятников. И при современной очистке иконы от наслоений других эпох могло оказаться, что под более поздним слоем уже нет и следов раннего. Возьмем уже помянутую Владимирскую икону Богородицы. Мало кто знает, что от первоначального изображения (которое относится к XI веку) остались только лики, а руки, одежда, фоны – это все фрагменты позднейших эпох. Владимирская икона Богородицы, пожалуй одна из самых почитаемых на Руси. Одна из легенд связывает ее происхождение с апостолом Лукой. Впрочем, это довольно позднее предание и все исследования показывают, что эта икона писана в Константинополе не ранее XI века. Это одно из лучших произведений Комнинского стиля. Считается, что Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг подарил эту икону Киевскому Великому князю Юрию Долгорукому, который пожертвовал ее в женский Богородичный монастырь в Вышгороде под Киевом. Позднее сын Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, бывший на тот момент Вышгородским князем, переехал в суздальские земли и забрал Вышгородскую икону с собой. После основания им города Владимира, икона была перенесена туда в новопостроенный Успенский Собор и с тех пор, вплоть до наших дней называется Владимирской. В 1237 году город Владимир был захвачен татарами и разграблен, множество святынь и произведений искусства было варварски уничтожено. Пострадала и икона: с нее был содран драгоценный оклад, но сам образ чудом сохранился в пожаре Успенского собора. В конце XIV века во время нашествия Тамерлана Владимирскую икону переносят в Москву, где она пребывает и поныне. Образ много раз поновлялся. Первый раз после нашествия татар 1237-го, потом в начале XV столетия, затем – через сто лет, в 1515-м. Отдельные вмешательства поновителей были в 1566 году, в XVII, XVIII и XIX веках. Последнее поновление произвели в 1895—1896 годах к коронации Императора Николая II. Когда в 1919 году реставраторы под руководством Игоря Грабаря приступили к расчистке Владимирской иконы, выяснилось, что первоначальный слой почти не сохранился. В каком же виде сохранить памятник? Чтобы сохранить целостность композиции, поздние записи удалялись лишь там, где был более ранний слой, остальные участки компоновались разновременными фрагментами. Поновление XIII века имело целью отреставрировать икону, пострадавшую при татарском разгроме: от него сохранились детали хитона Младенца и кончики пальцев левой руки Богородицы. В XV же веке контуры образа были значительно искажены: практически заново была написана голова Спаса, которая теперь казалась слишком запрокинутой, неестественно утолщенная шея, ноги с вывернутой пяткой и длинный подол хитона Младенца. Тогда же золотой фон был заменен охряным. В XVI веке ветхий левкас был заменен новым. Сам образ снова был переписан по потемневшей олифе и ещё более исказился: левая рука Богородицы изменила положение (изначально она касалась груди Младенца и сейчас можно видеть остатки пальцев XIII века, расположенных выше и левее от зрителя), размеры голов были увеличены. Хотя более поздние слои живописи отражают утраченный оригинал, но все же не сохраняют его точные контуры, не говоря о колорите (достаточно посмотреть на грубый оттенок правой руки Младенца, написанной в XVI веке, и сравнить с сохранившейся левой ручкой оригинала XI века). Подобные нюансы не часто учитывают современные иконописцы, пишущие списки с Владимирской и с других икон. Они по сути так или иначе отображают многослойку, вышедшую из рук реставраторов, в то время как традиционное создание списка с иконы в средние века не означало создания копии, но переосмысление оригинала, как в случае с Владимирской Богородицей, приписываемой прп. Андрею Рублеву. Творческий подход в воссоздании иконы в наше время нечаст. Наиболее характерный пример – Владимирская икона, писанная по благословению патриарха Алексия II для Оптиной Пустыни ведущим современным иконописцем архимандритом Зиноном. В этой работе о. Зинон на основании близких по стилю и времени памятников попытался реконструировать облик Владимирской иконы в её изначальном виде. Не всегда учитывают нюансы и искусствоведы, создавая массу псевдоиконных мифов. Самый расхожий связан со знаменитой рублевской Троицей. Сколько писано про «прозрачность и легкость» ангельских одежд. На этой «прозрачности» построены целые теории, исполненные глубокого символического смысла, с заходом даже в богословие. Но так называемая «легкость и прозрачность» рублевской живописи есть следствие расчисток, при которых страдали живописные слои. Достаточно сравнить подобные фрагменты лучшей сохранности на других иконах круга прп. Андрея Рублева, чтобы убедиться – живопись там более плотная. Но миф уже приобрел популярность и влияет на умы новых поколений как искусствоведов, так и иконописцев. Явные ошибки возникают и тогда, когда русская икона воспринимается в отрыве от мировой культуры в целом и византийской – в частности. Оценка такого феномена, как русская икона вне контекста византийской культуры, вне контекста христианского богословия, – путь в тупик и почва для создания новых мифов и дутых сенсаций. Как быть с этими мифами человеку, не имеющему специального образования? Ответ он прост –постоянно расширять кругозор. Пусть даже не выходя из комнаты, пусть даже через интернет посещать Святую Софию в Константинополе, смотреть на дивные фрески балканских стран, таинственный блеск мозаик Сицилии и мягкий золотой свет икон синайской коллекции. Журнал «Направо», №1, 2014 Источник: www.pravmir.ru

Николай Михайлович: Творческий подход в воссоздании иконы в наше время нечаст. Наиболее характерный пример – Владимирская икона, писанная по благословению патриарха Алексия II для Оптиной Пустыни ведущим современным иконописцем архимандритом Зиноном. В этой работе о. Зинон на основании близких по стилю и времени памятников попытался реконструировать облик Владимирской иконы в её изначальном виде. Поискал в инете,но нашёл только эту.Возможно,что это она и есть,но не факт.



полная версия страницы