Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » "Два Учителя" - О Льве Толстом и Иоанне Кронштадском. » Ответить

"Два Учителя" - О Льве Толстом и Иоанне Кронштадском.

I.A.: История «вражды» святого и писателя (+ ВИДЕО)http://www.pravmir.ru/istoriya-vrazhdy-svyatogo-i-pisatelya-video/ Факты довольно странные. Можно, конечно, сказать, что святые тоже люди... . Хочется ваших мнений по этому поводу.

Ответов - 9

Владимир: Послушал, почитал и другие статьи на эту тему...Таких интересных подробностей об отношении Церкви и Льва Толстого я не знал. Оказывается, Лев Толстой сам отрекся от Церкви и стал её противником, отвергающим Богочеловека Христа, Евхаристию, и многое другое...Фактически он стал врагом Церкви, да и к тому же, обладая огромным авторитетом увлекал в свои еретические взгляды многих и многих людей, тем самым, (пусть и не ведая того) уводя их от Христа, а значит и от спасения! Как будет реагировать мать на то, что её детей тянут в погибель? Она будет всеми силами стараться отвратить своих детей от погибели, удалить их от источника опасности! Не так ли? Я понимаю так, что и Иоанн Кронштадский, поначалу не был так критичен, но видя упорство Льва Толстого и его негативное влияние, взмолился к Богу, об удалении еретика из мира, дабы спасти от погибели - отпадения от Матери-Церкви чад Божиих и тех кто еще не обрёл веру - дабы они не ушли на неверный, еретический путь, прововедуемый Л.Толстым... А Церковь не отлучала писателя, Она боролась за него до конца и лишь констатировала факт его отпадения. Цитируемый ниже отрывок взят по ссылке: http://www.pravmir.ru/proklyate-kotorogo-ne-bylocerkov-i-tolstoj-istoriya-otnoshenij/ Но все жуткие проклятия — не более чем плод буйного воображения расцерковленного российского интеллигента начала двадцатого столетия. Ни в одном из храмов Российской империи анафема Толстому не провозглашалась. Все было гораздо менее торжественно и более прозаично: газеты опубликовали Послание Священного Синода. Вот его полный текст: Божией милостью Святейший Всероссийский Синод верным чадам православныя кафолическия греко-российския Церкви о Господе радоватися. Молим вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры, кроме учения, ему же вы научитеся, и уклонитеся от них (Римл. 16:17). Изначала Церковь Христова терпела хулы и нападения от многочисленных еретиков и лжеучителей, которые стремились ниспровергнуть ее и поколебать в существенных ее основаниях, утверждающихся на вере во Христа, Сына Бога Живого. Но все силы ада, по обетованию Господню, не могли одолеть Церкви Святой, которая пребудет неодоленною вовеки. И в наши дни, Божиим попущением, явился новый лжеучитель, граф Лев Толстой. Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая. В своих сочинениях и письмах, в множестве рассеиваемых им и его учениками по всему свету, в особенности же в пределах дорогого Отечества нашего, он проповедует с ревностью фанатика ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской; отвергает личного Живого Бога, во Святой Троице славимого, создателя и промыслителя Вселенной, отрицает Господа Иисуса Христа — Богочеловека, Искупителя и Спасителя мира, пострадавшего нас ради человек и нашего ради спасения и воскресшего из мертвых, отрицает божественное зачатие по человечеству Христа Господа и девство до рождества и по рождестве Пречистой Богородицы, Приснодевы Марии, не признает загробной жизни и мздовоздаяния, отвергает все таинства Церкви и благодатное в них действие Святого Духа и, ругаясь над самыми священными предметами веры православного народа, не содрогнулся подвергнуть глумлению величайшее из таинств, святую Евхаристию. Все сие проповедует граф Толстой непрерывно, словом и писанием, к соблазну и ужасу всего православного мира, и тем неприкровенно, но явно пред всеми, сознательно и намеренно отверг себя сам от всякого общения с Церковью Православной. Бывшие же к его вразумлению попытки не увенчались успехом. Посему Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею. Ныне о сем свидетельствуем перед всею Церковью к утверждению правостоящих и к вразумлению заблуждающихся, особливо же к новому вразумлению самого графа Толстого. Многие из ближних его, хранящих веру, со скорбию помышляют о том, что он, в конце дней своих, остается без веры в Бога и Господа Спасителя нашего, отвергшись от благословений и молитв Церкви и от всякого общения с нею. Посему, свидетельствуя об отпадении его от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины (2 Тим. 2:25). Молимтися, милосердный Господи, не хотяй смерти грешных, услыши и помилуй и обрати его ко святой Твоей Церкви. Аминь. Подлинное подписали: Смиренный АНТОНИЙ, митрополит С.-Петербургский и Ладожский. Смиренный ФЕОГНОСТ, митрополит Киевский и Галицкий. Смиренный ВЛАДИМИР, митрополит Московский и Коломенский. Смиренный ИЕРОНИМ, архиепископ Холмский и Варшавский. Смиренный ИАКОВ, епископ Кишиневский и Хотинский. Смиренный ИАКОВ, епископ. Смиренный БОРИС, епископ. Смиренный МАРКЕЛ, епископ. 2 февраля 1901 А здесь - воспоминания преподобного Варсонофия Оптинского о Льве Толстом http://www.pravmir.ru/vospominaniya-prepodobnogo-varsonofiya-optinskogo-o-lve-tolstom/

I.A.: Вот ещё статья: http://www.pravmir.ru/cerkov-i-tolstoj-russkaya-dram/ На мой взгляд, вполне объективная. Толстой достаточно видный человек. Его философия, конечно, не могла быть в тени. Я считаю, что как у любого человека, у него возникали противоречия, вопросы, на которые ему, скорее всего, никто не мог ответить. Он же искал ответов, будучи гораздо более философской натурой, чем окружающие его люди. Слова: Известный миру писатель, русский по рождению, православный по крещению и воспитанию своему, граф Толстой, в прельщении гордого ума своего, дерзко восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние, явно перед всеми отрекся от вскормившей и воспитавшей его матери, Церкви Православной, и посвятил свою литературную деятельность и данный ему от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви, и на истребление в умах и сердцах людей веры отеческой, веры православной, которая утвердила вселенную, которою жили и спасались наши предки и которою доселе держалась и крепка была Русь Святая. как-то не вяжутся с творчеством Л.Н. Толстого. Можно вспомнить некоторые сюжеты: “Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа” /Война и мир/ Для князя Андрея важен вопрос о том, как “Бог оттуда смотрит и слушает...”. У неба герои Толстого пытаются получить ответы на вечные вопросы о жизни и смерти. «Перед смертью он просил прощенья у своей старухи и простил ее за бондаря; простился и с малым и с внучатами и умер, истинно радуясь тому, что избавляет своей смертью сына и сноху от обузы лишнего хлеба и сам уже по-настоящему переходит из этой наскучившей ему жизни в ту иную жизнь, которая с каждым годом и часом становилась ему все понятнее и заманчивее. Лучше или хуже ему там, где он, после этой настоящей смерти, проснулся? разочаровался ли он или нашел там то самое, что ожидал? — мы все скоро узнаем» /Хозяин и работник/ Не верю, что такое мог писать человек который «восстал на Господа и на Христа Его и на святое Его достояние…» и который «уводил народ от спасения» Я верю в то, что сомнения его посещали, что были противоречия. Не моё дело судить, вопрос слишком глубокий, но, если говорить о том, «как будет мать реагировать на то, что её детей тянут в погибель? Она будет всеми силами стараться отвратить своих детей от погибели, удалить их от источника опасности! Не так ли?" Я скажу: " Почти так". Она, к тому же, будет обязательно молиться Богу о всех своих детях, и ОСОБЕННО о заблудших. Понимая, что не всё в её силах, она будет продолжать ЛЮБИТЬ своего сына и продолжать просить Господа Бога вразумить его, но не враждовать с ним. Это моё мнение по поводу отношений Льва Толстого с Иоанном Кронштадтским. Владимир, спасибо за интересный ответ.

I.A.: Это как PS: У меня тоже сейчас много противоречий, но не с Богом, а с мирским служением Богу. Не всё понимаю, не всё в голове укладывается, но, иной раз, рот открыть боишься, чтобы не получить статус "восставшей на Христа" (Боже упаси). Слишком боимся мы все правды, а вранья вокруг хоть отбавляй.


Николай Михайлович: I.A. пишет: У меня тоже сейчас много противоречий, но не с Богом, а с мирским служением Богу. Да у кого их нет? Я думаю у всех есть.Слишком большая разница между церковью как организационной структурой и Церковью-Телом Христовым.

Николай Михайлович: I.A. пишет: Слова:... как-то не вяжутся с творчеством Л.Н. Толстого. А речь,если я правильно понял,не о творчестве,а о системе философских взглядов Л.Н. К тому же надо учитывать обстановку того времени и масштаб личности Л.Н. Он действительно ввёл в прелесть многих поклонников своего таланта,не разделяющих Толстого-писателя и Толстого-философа.А формализм и фарисейство,существовавшее и существующее в церковной структуре,всё-таки не повод отвергать существующую церковную организацию и создавать собственную религиозную философию,как это сделал Л.Н.Толстой. ИМХО.

I.A.: Николай Михайлович пишет: Слишком большая разница между церковью как организационной структурой и Церковью-Телом Христовым. Да, наверное, так правильнее было бы сказать. Николай Михайлович пишет: А речь,если я правильно понял, не о творчестве,а о системе философских взглядов Л.Н. Вы правы, но мне, как-то, не хочется разделять его философские взгляды от творчества. Николай Михайлович пишет: Он действительно ввёл в прелесть многих поклонников своего таланта,не разделяющих Толстого-писателя и Толстого-философа.А формализм и фарисейство,существовавшее и существующее в церковной структуре,всё-таки не повод отвергать существующую церковную организацию и создавать собственную религиозную философию,как это сделал Л.Н.Толстой. Про прелесть и собственную религиозную философию не знаю, постараюсь найти. Интересно, но сложно. Нас там не было … Я же, со своей колокольни, вижу не иначе как - пастыря и церковное чадо со своими взглядами и заморочками, коих и сегодня среди нас хватает, также, вижу пастыря не любящего это чадо. Отношения Иоанна Кронштадтского и Л.Н. Толстого тем и сложны, что - это два великих человека, два УЧИТЕЛЯ не только своего времени. Лев Толстой- не святой, И. Кронштадтский- святой, потому и взгляды на их поведение, отношения и т. д. разные.

Владимир: Ирина пишет: цитата: "Я же, со своей колокольни, вижу не иначе как - пастыря и церковное чадо со своими взглядами и заморочками, коих и сегодня среди нас хватает, также, вижу пастыря не любящего это чадо". Ирина, мы получили представление о высказываниях Иоанна Кронштадского о Льве Толстом из уст (статьи) писателя Павла Басинского. Я внимательно посмотрел видео с его интерьвью, которое стало статьей - размышлением об отношениях Льва Толстого и Церкви, а также высказываний святого праведного Иоанна Кронштадского в адрес писателя. Не знаю, но мне показалось, что Павел Басинский - не столь глубоко верующий и хорошо разбирающийся в духовных вопросах человек, а посему допустил выдергивания из дневников святого цитат и высказываний в адрес Льва Толстого из каких-то статей и проповедей. Как известно, выдергивание цитат из общего контекста, зачастую, приводит к серьезным искажениям смысла сказанного и может трактоваться по разному. Это во-первых. Во-вторых - Лев Толстой, как сказано, хоть и воспитывался в духе православных традиций, но никогда не имел живой ниточки веры, связывающей со Христом - иначе бы он не стал так упорствовать и отвергать благодати Христовой - Его искупительной жертвы и Святых Тайн - Тела и Крови! Как говорит Иоанн Богослов - что противится Христу и отвергает Христа - Сатана! Посему, что здесь худого, если Иоанн Кронштадский называет Л. Толстого - сатаной? Если Христос, назвал любимого ученика - Петра - сатаной, когда тот отговаривал Его не идти на страдания и крестную смерть (сатана в переводе - противник), то грешит ли Иоанн Кронштадский, обличая Толстого? - думаю, что нет. Лев Толстой отрекся от Церкви Христовой, а значит и от Христа! Он перестал быть чадом Церкви, а вольно, или невольно стал её противником! Желал ли в действительности Иоанн Кронштадский смерти писателю, или это фраза, вырвана из какого-то контекста и искажена, или она была в действительности сказана в момент сильнейших переживаний и ревности по Христу - мы не знаем. (ударил же святитель Николай богохульника Ария по щеке, в порыве ревности по Боге). Мы лишь воспринимает информацию из уст писателя Павла Басинского. Да и еще, мы не знаем, может быть святой Иоанн, после этого высказывания (пожелания смерти - это действительно серьезно!) долго и слезно каялся - как знать! Ведь и святые тоже иногда впадали в определенные грехи, и ошибались - начиная с ветхозаветных пророков и кончая святыми наших дней. Но ведь святой, по сути своей не тот, кто никогда и ни в чем не грешил (хотя есть и такие!), а тот, кто возлюбил Христа и последовал Ему в своей жизни. Я не верю, чтобы Иоанн Кронштадский не зал Писания и Евангелия, что он никогда не читал у Иоанна Богослова слова - кто не любит ближнего своего - в смерти пребывает! Другой вопрос - как относиться к ближним и как относиться к врагам Церкви! Одно дело - личные враги - за которых Христос заповедал молиться и любить их. Другое дело враги Церкви! Молится ли Церковь об отступнике и богохульнике Арии и подобным ему? О врагах Церкви резко говорили и другие великие святые, такие как Иоанн Златоуст и прочие. А апостол Павел, вы знаете, водимый Духом Святым, даже лишил одного еретика и богохульника зрения (он сильно противился учению Христову и увлекал окружащих в ересь) - и это написано в Деяниях! Так что, Ирина, вопрос, далеко не простой!

I.A.: Вот что я нашла Некоторые пункты мне даже нравятся. "Философия Л.Н. Толстого Известный русский писатель, Л.Н. Толстой (1828 – 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину – толстовство. Суть толстовства в следующем: многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия; религия должна стать простой и доступной для народа; Бог, религия – это добро, любовь, разум и совесть; смысл жизни – самосовершенствование; главное зло на Земле – смерть и насилие; необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; в основе поведения человека должно быть непротивление злу; государство – отживающий институт и, поскольку оно – аппарат насилия, не имеет права на существование; всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его – не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т.д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви". http://www.nuru.ru/philos/029_07.htm Чем дальше в лес, тем больше дров. Вполне возможно, что Толстой дал волю своему интеллекту, прельстился, так сказать... А церковь, как бы, оградила от него других чад. Нрав, стало быть, у Толстого был... ого-го, если вот так следовало бояться его философских умозаключений. Да и информация в разных источниках разная. Может, сайт сомнительный?

I.A.: Владимир, согласна. Порцию бальзама на душу я получила Вопрос, в самом деле, сложный, но иногда покопаться можно. Без осуждений, ради каких-либо выводов для себя.



полная версия страницы