Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Пост в радость или... » Ответить

Пост в радость или...

Николай Михайлович: Пост в радость, или Зависят ли от мяса отношения с Богом? Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники. Полностью здесь

Ответов - 3

Николай Михайлович:

Николай Михайлович: Легкое бремя поста Персонаж одной сказки горько сетовал: «Ах, увы, увы, увы… я утратил вкус халвы!» И действительно, проблема нешуточная: вот она, – халва, – пожалуйста, ешь, но вкуса-то нет! Беда нашего времени в тотальном духовном «нечувствии». Мы утратили не только вкус духовной жизни, но и само понятие о ней. И ладно, если бы только утратили, а то ведь зачастую и не приобрели даже, так что содержание собственной веры для нас непонятно и тёмно , как кодекс Хаммурапи или китайская грамота . Но есть проверенное средство для обретения вкуса духовной жизни – это ПОСТ. Аннибале Караччи. Quo Vadis, Domine? Петропавловский или Апостольский пост установлен Церковью в память первоверховных Апостолов Петра и Павла. А поскольку слово «Петропавловский» довольно длинное, то в народе этот пост стал называться просто и сокращённо – Петровым. Апостолы постом и молитвой подготавливали себя к всемирной проповеди Евангелия. Кто-то, возможно, подумает: а какое это имеет отношение к нам? Да самое непосредственное. Благовествование Царствия Божьего – это не только обязанность христианина, но и его естественное свойство, если можно так выразиться. «Горе мне, если я не благовествую!» - говорит апостол Павел, имея в виду, конечно, не только словесную проповедь, но и саму жизнь, поступки, которые должны свидетельствовать о чистоте и святости нашей веры. Конечно, без поста и молитвы такое благовествование не возможно. В этом году Петров пост особенно длинный. Он будет продолжаться почти полтора месяца. Связано это с тем, что окончание поста всегда приходится на 12 июля – день памяти первоверховных Апостолов, – а начало припадает на вторую неделю по Пятидесятнице и, следовательно, связано с Пасхой. Чем раньше Пасха, тем длиннее пост. Считается, что Петров пост не строгий, «лёгкий», но если мы заглянем в Типикон (Церковный устав) – окажется, что всё не так просто. По Типикону в Апостольский пост во вторник и четверг рыбу мы не едим, но только вкушаем варёную пищу с маслом и выпиваем вина (естественно, «сухого» и в самом умеренном количестве). В понедельник, среду и пятницу до трёх часов дня не едим вовсе, а затем вкушаем сырые овощи, фрукты и хлеб (сухоядение), да и то не досыта. В субботу и воскресение разрешается рыба. Если в понедельник, вторник и четверг служится славословная служба, то разрешается варёная пища с елеем, рыба и вино. Если славословная служба приходится на среду или пятницу – рыба не разрешается, но только варёная пища с елеем. Если же на среду или пятницу приходится служба бденная, то разрешается и рыба. Кроме того, рыба разрешается и в дни храмовых праздников, на какой бы они не пришлись день. Вот так всё непросто. Но по устойчивой приходской традиции правила Петрова поста в отношении пищи озвучиваются так: В этот пост мясо, молочные продукты и яйца есть нельзя, но во все дни, кроме среды и пятницы можно вкушать рыбу (варёная пища с елеем тоже не возбраняется). И всё. И вот, что удивительно – одинаково правомерно и то и другое правило. Они как бы устанавливают верхний и нижний «пределы» Петрова поста. Первое правило имеет силу закона «писанного», второе – устойчивой, а стало быть, законной традиции. Здесь уместно вспомнить слова апостола Павла, сказанные по поводу отношения к пище : «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не уничижай того, кто ест < … > ибо Царствие Божие не пища и не питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14; 3,17)» Кроме того, надо помнить, что Типикон является не столько правилом и нормой, сколько идеалом и образцом. Что это значит? А то, что Типикон нам дан не для безусловного и буквального исполнения, а для смирения; для того, чтобы мы, сравнивая свою жизнь с высотой жизни святых отцов, приходили в сокрушенное состояние духа. А это и есть ценнейшая жертва перед Господом: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». Более того, соблюдая пост во всей строгости и в согласии с Типиконом, на фоне всеобщей «расслабленности», человеку почти невозможно удержаться от помыслов самомнения и гордости. А помыслы эти лишают пост всякого смысла, потому, что «Бог гордым противится» . Так что если кто и намерен блюсти пост во всей строгости – пусть особо трезвится и помнит слова апостола Павла: «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть». Но ведь пост заключается не только в воздержании от мяса. В принятии постной пищи тоже надо быть воздержанным, и от любимого телевизора хорошо бы отлучить себя хотя бы на время, и от патологической болтовни по телефону, и от выпивки, и от супружеской близости… словом, от всего, что так привычно скрашивает горечь житейских будней . Кто-то скажет – сурово… Да нет же… Наш пост, даже самый «суровый» – с точки зрения канонов и правил монастырского, подвижнического жития – это просто «сладкая жизнь». То, что нам кажется суровым постом, для рядового монаха XVI – XVII веков, пожалуй, показалось бы отпуском, отрадой, отдохновением от трудов. Так мы ослабли, изнемогли по сравнению с нашими предками. И причины здесь не только и даже не столько объективные, вроде пресловутой «экологии». Дело в нас самих, в нашей «теплохладности», в отсутствии решимости жить по Богу. Есть закон духовной жизни, обойти который не удавалось никому и никогда. Закон этот звучит пугающе: «Дай кровь – прими Дух». Но если мы не хотим себя хоть немного ущемить в плотской жизни, – каждый в свою меру, конечно, – то нечего удивляться, что мы «ничего не чувствуем», нечего удивляться, что нет у нас живого общения с Богом. Потому, что нужно сначала «дать кровь». Не «сдать», заметьте. Речь идёт не о донорской акции , а о труде, о необходимости добровольного ущемления себя, ради приобретения, «стяжания» Святого Духа. А ведь это наша цель и если мы к ней не стремимся, то спрашивается в чём наше христианство?! В ношении крестика только? Как же жизнь по Заповедям Божьим в этом безбожном мире? Ведь это и есть наш главный скорбный, но и радостный крест, крест, который надо нести, спасая терпением душу! Ведь в безропотном, сознательном и благодарном терпении скорбей и трудностей не только телесных, но и душевных – заключена великая возможность приобретения благодати. И не надо нам искать «утешения» в развлечениях, как мы это все обычно делаем, и вообще никакой «награды» искать не надо, а только считать себя «рабами неключимыми» по слову Господа. То есть, что бы мы ни делали доброго – это всего лишь то, что мы ДОЛЖНЫ были сделать, и не более того. Какое хорошее, точное слово «неключимый», вы только вдумайтесь. Вот замок – сложнейший, хитрейший, надёжнейший, а без ключа он – ничто, кусок железа никуда негодный. Вот так и мы, со всеми нашими трудами и «подвигами» – ничто без Господа, без Его благодати. Смысл поста в том, чтобы воздерживаться от всего, что удаляет нас от Бога, от того, что мешает в созидании духовной жизни. И все мы на самом деле хорошо знаем, что именно нам мешает, у каждого есть свои «препоны». Для одного это склонность к чревоугодию, для другого гневливость, для третьего привычка к осуждению, для четвёртого самолюбие , гордость… Вот на эти-то личные препятствия и нужно обратить особенное внимание, определить собственное поле борьбы. Наша цель не просто соблюсти необходимые правила, диету, нет. Наша цель – приблизиться к Богу, войти в живое, покаянное, но и радостное общение с Ним, стать причастником Его благости… И радость, реальная радость такого общения с лихвой покрывает все тяготы поста. Не зря ведь Господь говорит, что «иго Моё благо и бремя Моё легко есть». Ради сердечного сокрушения, ради чувства живого присутствия Божьего стоит ведь хоть немного себя смирить. И туга, скука, пустота сердечная, происходящие поначалу от такого смирения, свидетельствуют лишь о рабстве души, о её покорности плоти. А мы как истинные хозяева души покорим её духу, напитаем Словом Божьим, наполним молитвой, очистимся в таинстве исповеди, приобщимся Тела и Крови Христовой … Душа преобразится, возрадуется, оживет. Только так мы ОПЫТНО можем узнать, что же такое духовная жизнь. И объяснить это никакими словами невозможно. Нужно просто взять и попробовать. Христос есть, вкусите и видите!

Николай Михайлович: Петров пост – наверстывание упущенного Несомненно, что 2010 год выдался особым. И Пасха самая ранняя из всех возможных, и Благовещение на Светлой седмице, и наступающий Петров пост, по своей продолжительности, являющейся ни чем другим, как четыредесятницей. Можно с уверенностью сказать: другого такого Петрова поста в нашей жизни уже не будет. Хотя с точки зрения церковного устава сложно назвать Петров пост совершенным постом, так как в это время предполагается возможным вкушение рыбы. Еще сегодня в Греции большая часть монастырей считает, что постная пища – это пища без растительного масла. Впрочем, существует мнение, что Петров пост – это пост, который дан нам для того, чтобы наверстать упущенное в Великом Посту. Что ж, действительно хороший повод для того, чтобы провести время наступающего поста с пользой. Думаю, не нужно долго говорить о том, что внешняя составляющая любого поста (невкушение скоромной пищи) является лишь вспомогательной его функцией, призывающ ей нас обратить внимание на главное – своего внутреннего человека и понять, наконец, живем ли мы для того чтобы есть или едим для того чтобы жить. Если мы живем не для еды, то небольшие ограничения в пище вовсе не составят для нас особого труда: может быть, по первости будут сложности, но при наличии решимости все это вполне преодолимо. Наша осмотрительность в еде должна дать нам способность быть осмотрительными и в наших повседневных поступках, словах и даже мыслях. И здесь мы должны научиться главному – ставить хотя бы небольшие, но вполне конкретные цели и стараться их достигать. И так от одного поста к другому мы будем постепенно преодолевать в себе все то, что отделяет человека от Бога. Собственно, в этом и заключается путь нашего спасения. Главное, что должно сопровождать нас во дни любого поста – это молитва. Полностью здесь




полная версия страницы