Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Интервью с митр.Иларионом » Ответить

Интервью с митр.Иларионом

Николай Михайлович: Митрополит Иларион: Быть открытыми, не приспосабливаясь 07.02.2010 1 февраля, в день первой годовщины интронизации Патриарха Кирилла, его ближайший помощник и самый молодой член Синода был возведен в сан митрополита. Выпускник Оксфорда, богослов и композитор, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) свое первое интервью в новом сане дал РИА Новости. Беседовал главный редактор RussiaProfile.org Андрей Золотов. - Непривычно видеть 43-летнего человека в сане митрополита. Хотя в новейшей истории Русской Православной Церкви были случаи возведения и еще более молодых людей в этот высший епископский сан. Что это меняет в Вашей жизни и в Вашем служении? - Я воспринимаю этот высокий сан как большой аванс, который дан мне Святейшим Патриархом, чтобы я более усердно трудился на посту Председателя Отдела внешних церковных связей. Сам этот пост высокий и предполагает соответствующую церковную степень. Но о работе человека надо судить не по тем наградам, которые он получает, а по той отдаче, с которой он трудится и посвящает себя церковному делу. Я, как говорит апостол Павел, не могу ничем похвалиться, кроме своих немощей. Но одно могу сказать - что я никогда не ленился. Мне всегда хотелось работать, а напряженность ритма жизни только возрастает с каждым новым назначением. Еще года полтора назад я и не мог даже представить себе, что работать придется с такой степенью интенсивности и что столь велика будет ответственность за каждое слово и каждое решение. - Как Вы делите свое время между разными областями Вашей деятельности? Кроме Отдела, это еще и руководство Общецерковной аспирантурой, и комиссия по написанию Катехизиса, Межсоборное присутствие, в которое Вы входите, ну и, наконец, богословское и музыкальное творчество. - Музыкальное творчество отставлено в сторону с тех пор, как я стал председателем ОВЦС. Богословское творчество тоже сейчас, к сожалению, отложено на неопределенный срок. Поэтому время приходится делить между служебными занятиями, связанными с должностью председателя ОВЦС, и деятельностью, связанной с другими церковными послушаниями. Я стараюсь распределить время так, чтобы регулярно быть в ОВЦС и встречаться с людьми - а просьб о встречах очень много. И стараюсь регулярно встречаться с нашими аспирантами, чтобы знать их всех в лицо. Вот сегодня утром я присутствовал на конференции докторантов, а потом обедал с ними. Большое место в моей жизни занимает храм Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке, где я являюсь настоятелем. В общем, работы хватает. Иногда мой рабочий день заканчивается в 10 или 11 часов вечера, а придя домой, я продолжаю работать с документами. - Одним из Ваших недавних послушаний стало председательство в комиссии по написанию православного Катехизиса. Зачем это понадобилось? Что за этим стоит? - В Русской Православной Церкви нет сейчас официального изложения вероучения, нравственного учения, аскетики, учения о молитве. То есть существует очень много литературы, но официального и принятого высшей церковной властью Катехизиса не существует. Конечно, есть Катехизис святителя Филарета (Дроздова), которому уже почти 200 лет, и им продолжают пользоваться, но он все-таки уже устарел и по языку, и по тематике - допустим, там говорится о недопустимости дуэлей, а многие вещи, которые насущны для современного христианина, там просто отсутствуют. Мы планируем подготовить книгу энциклопедического характера, с широким охватом материала и максимально подробным изложением того, чему учит Православная Церковь. - В каком-то смысле Вы находитесь в центре деятельности Патриарха Кирилла по собиранию интеллектуального багажа Церкви. Чего нам ждать от второго года его патриаршества? - Я думаю, что первый год патриаршества очень ясно обозначил те приоритеты, которые будут характерны для церковной жизни в последующие годы. Это прежде всего миссионерская направленность церковной работы и обращенность Церкви лицом к человеку. У нас очень часто под Церковью подразумевают институцию, а под церковной деятельностью понимают строительство храмов, проведение различных мероприятий. За бурной церковной деятельностью иногда на второе место отходит или вообще игнорируется человеческая личность. Например, у нас в Церкви нет таких мест, где бы престарелый священнослужитель или даже архиерей мог бы достойно закончить свои дни. У нас люди, которые всю свою жизнь отдали Церкви, иногда умирают в нищете и в одиночестве. И есть много подобных ситуаций, когда Церковь должна была бы позаботиться о людях - далеко не только священнослужителях. Церковь могла бы заниматься домами престарелых, многое делать для решения проблемы беспризорных детей, детей-сирот. Конечно, для всего этого Церкви нужны ресурсы, которых сегодня нет. Я думаю, что та работа, которую ведет Святейший Патриарх по возвращению Церкви ее имущества, обусловлена именно желанием поставить Церковь на службу людям, расширить возможности для церковной благотворительности. - Владыка, Вы учились в Оксфорде и возглавляемая Вами аспирантура также ориентирована на интеграцию в западную образовательную систему. Как можно сравнить современную русскую систему церковного образования и западную? - Прежде всего, мы должны вписать нашу систему духовного образования в так называемую Болонскую систему. Речь идет о формате обучения, о научных степенях - чтобы наши ученые степени соответствовали степеням, которые даются западными университетами. Очень важно, чтобы мы учили наших студентов научному методу, самостоятельному исследованию. У нас этому не учат в духовных семинариях, не уверен, что этому учат в духовных академиях. До сих пор система обучения в духовных школах построена по сути дела на принципе зазубривания. В этом большая слабость нашей системы богословского образования. Люди, проучившиеся пять лет в семинарии, а потом три года в академии, нередко оказываются неспособны к самостоятельной научной работе, а способны в лучшем случае к компилятивным трудам. Метод научного исследования предполагает способность студента сформулировать тему своей работы, развить ее, предполагает, что каждый научный труд, а в особенности докторская диссертация, будет неким открытием в той области, в которой работает диссертант. И здесь нам не обойтись без опыта западных университетов и духовных учебных заведений. Поэтому мы должны наших аспирантов не только обучать здесь, но, по крайней мере, некоторых из них отправлять за границу. - Есть ли какая-то сверхзадача у внешней деятельности РПЦ? - Очень важно, чтобы наша Церковь не уходила в изоляцию. Православная Церковь обладает великими богатствами, в том числе таким культурным наследием, которым она может послужить всему человечеству. Сегодня во многих инославных храмах Запада висят русские иконы. Это значит, что православие какой-то своей стороной оказывается открытым, доступным, приемлемым и привлекательным для инославных христиан. По сути дела, это безмолвная миссия православия на инославном Западе. Можем ли мы уклониться от такой миссии? Поэтому православие должно быть вписано в духовно-культурное пространство западной цивилизации. Но у православия свое лицо, своя специфика, и очень важно, чтобы представители европейской западной цивилизации могли нас адекватно понимать и воспринимать. А для этого мы, в свою очередь, должны уметь представлять нашу традицию так, чтобы она становилась доступной и привлекательной для западных людей. В этом, в частности, одна из задач Отдела внешних церковных связей. - Но в Православной Церкви очень сильны изоляционистские настроения, и то, что Вы сейчас говорите о вписывании в западную культуру, будет многими воспринято в штыки... - Мы никоим образом не должны приспосабливаться к западным стандартам, не должны повторить ошибку многих протестантских общин, которые пошли на поводу у либеральных стандартов и стали приспосабливать к ним свое вероучение. Для Церкви это самоубийственный путь. Но, ничем не поступаясь в плане доктрины, нравственного учения, не снижая тот высокий интеллектуальный и богословский уровень, который характерен для православного богослужения, мы, тем не менее, можем быть более открытыми и делать нашу традицию более доступной и приемлемой для очень широкого круга людей. Это большая и священная миссионерская задача, которая стоит перед всей Церковью. Андрей Золотов РИА "Новости" Источник: Татьянин день

Ответов - 9

Inkvizitor: Николай Михайлович пишет: - Одним из Ваших недавних послушаний стало председательство в комиссии по написанию православного Катехизиса. Зачем это понадобилось? Что за этим стоит? - В Русской Православной Церкви нет сейчас официального изложения вероучения, нравственного учения, аскетики, учения о молитве. То есть существует очень много литературы, но официального и принятого высшей церковной властью Катехизиса не существует. Конечно, есть Катехизис святителя Филарета (Дроздова), которому уже почти 200 лет, и им продолжают пользоваться, но он все-таки уже устарел и по языку, и по тематике - допустим, там говорится о недопустимости дуэлей, а многие вещи, которые насущны для современного христианина, там просто отсутствуют. Мы планируем подготовить книгу энциклопедического характера, с широким охватом материала и максимально подробным изложением того, чему учит Православная Церковь. Удивитиельная вещь! Как это могут состариться уникальные труды? боюсь, что такими темпами начнут говрить, что "Слово о законе и благодати" тоже устарело... Удивляюсь, как это Церквоь может так, простят меня все, но иного слова нет, деградировать? РПЦ всегда была Церквоью, Которая твердо стоит. На старый опыт духовной жизни накладывает новый, но ничего не отбрасывает и не меняет. Все новомученники и исповедники 20 века стояли за верность Церкви, за неизменение, в отличие от ряда оставшихся на свободе членов духовенства, побежавших в обновленчество, а затем вернувшись, не отказавшись от своих пагубных деяний. И вообще, как мне кажетя, П.Кирилл и другие иерархи слишком много на себя берут. Не стадионами, как сектанты надо завлекать, но качеством. Церковь во всегоды и века выстаивала, т.к. креплась на числом, а качеством. Многие "вышли от нас, но не были наши" (1 Ин. 2:19) А когда как в католичестве берут числом, то и качество веры на лицо. Одним словом - грустно.

Николай Михайлович: Как-то Вы,Виктор,сразу "в штыки",не подумав...Никто ведь не отвергает опыт духовной жизни.Речь идёт о том,чтобы увеличить кол-во информации в рамках издания и осветить некоторые необходимые аспекты современной жизни.

Inkvizitor: Николай Михайлович пишет: некоторые необходимые аспекты современной жизни не расскажете, что это за аспекты такие? "Устаревшее" про дуэли, как раз не устарело. Это слово можно понимать как драку. А вот про новые аспекты - просветите, а то я не знаю, что это такое.


Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: не расскажете, что это за аспекты такие? "Устаревшее" про дуэли, как раз не устарело. Это слово можно понимать как драку. А вот про новые аспекты - просветите, а то я не знаю, что это такое. А мне кажется,что Вы лукавите.Вы же прекрасно понимаете.что со времен митр.Филарета появились не только новые угрозы и изменение уклада жизни на бытовом уровне,но частично изменилось и сознание и терминология.

Inkvizitor: Помилуйте! Лично я живу по его катехизису и меня все устраивает. Может, я ретроград, но мне все понятно и созанание у меня почти не изменилось. Или вы намекаете на хожде священников к вечному огню и участие многих в межконфессиональных диологах? одним слвоом, новый катехизис я не приму. Ибо не то время и не те люди, чтоб они могли что-то менять.

Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: Лично я живу по его катехизису и меня все устраивает. Может, я ретроград, но мне все понятно и созанание у меня почти не изменилось. Или вы намекаете на хожде священников к вечному огню и участие многих в межконфессиональных диологах? одним слвоом, новый катехизис я не приму. Ибо не то время и не те люди, чтоб они могли что-то менять. Да я ни на что не намекаю.И никто Вас не заставляет что-то принимать.И никто ничего не меняет.Речь идёт о составлении более расширенного и адаптированного к современной жизни катехизиса.

Inkvizitor: Значит я не ошибся. Вы не не намекаете, вы про это говорите. Очень хошая статья в основной теме про пастора, который ходит в наш храм. Так вот там Церквоь для людей, а здесь в России люди для Церкви. Обидно.

Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: Значит я не ошибся. Вы не не намекаете, вы про это говорите. А что Вы видите плохого в том,что в обновлённом катехизисе будет больше информации о Православной Церкви,об обязанностях православного христианина,о таких угрозах современной жизни как наркомания,секуляризм... Лично я вижу в этом только положительное. ссылка

Inkvizitor: Николай Михайлович Все, что вы перечилили было всю жизнь. И вообще, если вас родители научили, что курить травку и запивать ее водкой плохо, то это они явно делали без обращения к Церкви и государству. И вы эти не занимаетесь до сих пор, т.к. родители - авторитет для вас были. Церковный человек тем более знает чего делать неьзя, а что можно. тот, кто пришел в Церковь, наверное тоже задумался, потому он здесь. А остальные все равно слушать и читать не будут.



полная версия страницы