Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Постный Устав » Ответить

Постный Устав

Николай Михайлович: Постный Устав существует только для монастыря Махнач Владимир За некоторое время до начала Великого поста многие начинают задаваться вопросом, как его проводить и насколько серьезно стоит соблюдать постный Устав. Понятие поста присуще большинству религиозных систем. Те или иные посты в различной трактовке, те или иные аскетические упражнения были свойственны и языческим системам. В настоящий момент и мусульмане имеют пост. Но, конечно, христианство придало посту более глубокое, более осмысленное значение, не только ритуальное - как в более ранних или в более простых системах, каковой, например, при всем великолепии философии является ислам. Потому что для христианина любая аскетическая практика, подразумевая не монашество, не отшельничество, а самую простую аскетическую практику, которая рекомендована любому христианину, не самоценна - "Суббота для человека, а не человек для субботы". А потому представляет собой определенную помощь в сосредоточении, в переживании тех или иных событий Священной Истории, в молитвенной практике. В связи с этим пост может быть связан как с копиями событий Евангельского повествования, так и с некоторым приношением празднику, приношением христианину события. Прежде всего, Великий пост связан с последующими переживаниями страданий Господних. И особая строгость, особая печаль Великого поста связана, несомненно, с распятием, а не с воскрешением. В противовес ему, Рождественский пост представляет собой некоторое средоточение в подготовке к абсолютно светлому событию, к рождению будущего Спасителя, поэтому и сам по себе не содержит скорби. Таким же проскинезисом (почитанием, уважением), сказали бы греки, в честь Богородицы является Успенский пост, а проскинезисом в честь апостолов является Петров пост. Особые однодневные посты - тоже разные, но понятно, что день строгого поста на Усекновение главы Иоанна Предтечи - это скорбный день, что, соответственно, и подчеркивается строгим постом. Однако такой же строгий пост положен и в праздник Крестовоздвижения, но там ничего скорбного нет. Наоборот, он победительный, утверждающий. Постных дней бывает разное количество. Год на год не приходится, но, как правило, их чуть больше, чем дней непостных, чем мясоедов. Все зависит от продолжительности Петрова поста, который связан с пасхалией, пасхальным кругом. Он наступает через неделю после Пятидесятницы, дня Святой Троицы, и максимально может достигать 5 с половиной недель, а минимально - составлять 8 дней, неделю и один день. Посты существовали уже у первых христиан, во всяком случае, по Вознесению Христа. Насчет чего существует и евангельский рассказ: Спасителя упрекнули, почему Его ученики не постятся и не совершенствуются в аскетических упражнениях, присущих не всему ветхозаветному иудейскому миру, но, безусловно, присущих фарисеям (наиболее усердным, честно говоря, тогда иудеям). Как известно, Спаситель отвечал на это: "Я же сейчас с ними, какая у них может быть скорбь? Вот когда Меня не будет, когда Меня отнимут у них, тогда они и попостятся". Это, безусловно, очень многозначный ответ. Во времена Апостольской Церкви посты уже существовали. И первыми, несомненно, были однодневные, а не многодневные посты, совершаемые еженедельно, в среду и пятницу. Скорее всего, нестрогие, без какой бы то ни было установленной постной практики. В первые три с половиной - четыре века христианства установились (некоторое время, даже после первого Вселенского Собора 325 года, различные по времени) многодневные посты. Как утверждают историки Церкви, к концу четвертого столетия, хотя и не везде, не во всех диоцезах, не во всех поместных Церквах, существовали все четыре известных нам многодневных поста. Великий пост был везде, а Успенский, по всей вероятности, установился повсеместно только после третьего и четвертого Вселенских Соборов, когда было догматизировано почитание Богородицы. Постная практика повсюду была различной. Та практика, которая составляет нынешний постный Устав, связана с двумя монастырскими уставами: иерусалимским и студийским, которыми очень увлеклись во времена высокого средневековья, то есть примерно в XI - XIV веках, и которые на всех оказали очень большое влияние. Но установлены они были конкретно для этих монастырей. За пределами монастырей никаких постных уставов и вообще не существовало, даже в средневековье. Были постные обычаи. Причем средневековая Церковь поступала весьма разумно: никто не навязывал вне монастыря единообразного исполнения постов, и делались всевозможные послабления. Так, когда начали крестить многочисленных кочевников Великой степи, возник вопрос: а как им поститься? И Собор епископов пришел к тому, что во время поста кочевникам следует воздерживаться только от мясной пищи, но ни в коем случае не от молочной - потому что больше у них никакой пищи нет. Так поступали повсеместно. На постную практику и на постные обычаи оказывало влияние и обычное для данной земли, для данной страны меню, обычный рацион. Ведь не только кочевники питаются одной животной пищей, люди вообще по-разному питаются. Предположительно, рекомендуемая нынешними Уставами в многострадальной России свирепая постная практика, с указанием в календаре дней, когда можно вкушать елей, то есть растительное масло, а когда нельзя, относится к позднему средневековью, то есть к XVI веку. После XVII века уже последовало ослабление, потому что посты начинают не соблюдать. В связи с этим можно заметить несколько интересных вещей. Во-первых, для русского человека перенесение постной практики Восточного Средиземноморья - греков, сирийцев, обитателей Святой Земли - это нонсенс. Ведь мы живем в холодной стране. Следовательно, у нас посты не по числу постных дней, а по рекомендуемым нормам должны быть смягчены просто потому, что у нас белковая норма должна быть выше, поскольку нам надо поглощать значительно больше калорий, которые мы тратим на собственный обогрев. Во-вторых, греки, как, впрочем, и сирийцы, вообще любят рыбу. А мясо любят не очень и не очень много его едят, даже и сейчас. И больше ценят рыбу. Поэтому им поститься, если не строгий пост, - элементарно просто. Для них это почти привычный рацион. Нашим богатством всегда была речная рыба, а за XX век мы, наверное, раза в три сократили ее поголовье. В то время как у греков рыба морская. И там все как было, так и осталось. В-третьих, у нас нет или дорого стоят многие растительные пищевые продукты с очень высоким питательным качеством. Самый ценный на планете растительный продукт - это финик. В Греции он, правда, тоже не вызревает, ему холодновато там, но уже в Сирии растет. Зато такие замечательные продукты, как фиги, они же смоквы (у нас, на татарский манер, инжир), как самые ценные, самые лучшие бобовые культуры и необыкновенно питательные - и бобы, и фасоль, и чечевица, для них не вопрос. Питательнейшая чечевица, если вспомнить Писание, считалась в Риме абсолютно плебейской едой. У нас эти продукты заметно дороже, а некоторые просто не растут. Нам гораздо труднее поддерживать тот уровень, который для жителей Средиземноморья незатруднителен. Даже на побережье Таврии, в Крыму, у нас холоднее, чем в Элладе, и уже не все растет. Однако при этом мы ухитряемся сохранять в календаре пост, который у греков вообще вышел из употребления. Как это произошло - сказать затруднительно. По всей вероятности, он не был повсеместным, и потому отпал. Это длинный Петров пост. Он отпал, хотя грекам, у которых в это время уже поспели растительные продукты нового урожая, соблюдать июньский пост было бы нетрудно. Трудно его соблюдать русским, которые его усердно сохраняют. Он существует только в нашей Церкви и у тех, кто у нас учился, то есть более поздних православных. У балканских славян, как и у греков, он вышел из употребления. В дореволюционной России он иначе назывался "голодный пост", потому что к концу весны - началу лета запасы прошлого года подъедались, а новых еще не было. До чего легко, даже безо всякой рыбы, соблюдать двухнедельный Успенский пост. И совершенно в ином положении Петров, особенно если учесть, что он представляет собой только дань чести апостолам. Если так уж необходимо сохранять благочестивые воспоминания об апостолах, почему бы не вспомнить, что единственный безгрешный человек, обладавший абсолютной личной святостью, была Богоматерь, в честь которой совершается двухнедельный пост. Тогда почему бы не установить однонедельный, фиксированный Петров пост, неделю до дня апостолов Петра и Павла. Нигде нет, а в наших монастырях есть еще один, кроме среды и пятницы, постный день - понедельник, называемый архангельский пост. Правда, никто не знает, какой архангел его установил и откуда это взялось. Но мы бедная страна, холодная, так сделаем же себе еще пожестче правило, чем у всех нормальных христиан. Итак, сильное влияние иерусалимского и студийского уставов сказалось и на мирских церквях, то есть на приходских храмах, что, вне всякого сомнения, стало определяющим в период, когда мы захлебывались от консерватизма, во второй половине XVI - начале XVII века, и кончилось расколом. Тогда были прописаны очень жесткие постные нормы. На сегодня очень многие достойнейшие священнослужители высказывают твердую убежденность, что постный Устав - как и когда поститься - существует только для монастыря. Для прихода, и для духовенства в том числе, его не существует. Несомненно, монастырский устав жизни - единственно возможный способ жизни монастыря. Но существует мнение, что ежели монах служит на приходе, то и его не касается постный Устав, потому что он не в том мире, отгороженном от потрясаемого постоянно разными волнениями внешнего мира. Только календарные постные дни. То есть для христианина существуют по календарю среда, пятница и многодневные посты, но не более того. И во вполне православной России устанавливались обычаи, часто далекие от постного Устава. У Ивана Сергеевича Шмелева - а уж этот человек и православный, и большой традиционалист - можно увидеть, что Великим постом в предреволюционные времена было принято во вполне православных, глубокоцерковных семьях есть рыбу, не выделяя среды и пятницы, и никому не приходило в голову переходить на сухоядение. В стремлении жестко соблюдать пост бывает нелепица. В 70-е годы XX века официальный церковный календарь печатал напоминания, что в Лазареву субботу и канун Благовещения разрешено вкушение рыбной икры - что было издевательством над прихожанами. Кто и где мог достать рыбную икру? В ЦК посты не соблюдали. Примерно также сегодня выглядят распоряжения, в какие дни Великого поста можно "вкушать" елей, а когда надо заниматься сухоядением. Еще один момент: старинная русская болезнь - вместо того чтобы стремиться совершать нечто посильное (ну уж тогда и совершать), заламывать невероятные нормы, в том числе и для самого себя, и с них постоянно срываться. Это сказалось, между прочим, в нашей монастырской практике. Между прочим, римо-католики в стародавние времена, когда они тоже были большими уставщиками и консерваторами, постную практику соизмеряли с тяжестью трудов. В частности, монахам-проповедникам, и доминиканцам, и преподавателям-иезуитам были официально резко снижены постные нормы, потому что они очень много странствовали и постоянно работали. И это представляется вполне разумным подходом. Источник // www.strana.ru

Ответов - 102, стр: 1 2 3 All

I.A.: Вадим, спасибо. И не за последнее сообщение, а, в общем. Начинаю задумываться, не слишком ли я расслабилась. Подобные дискуссии (если можно так сказать) нужны для таких как я. Спасибо, Николай Михайлович, за корректность.

Вадим: I.A. пишет Вадим, спасибо. И Вам спасибо за участие в дискуссии ,видно что поднятые в ходе беседы вопросы Вам небезразличны и Вы искренне пытаетесь в них разобраться. Ну и заканчивая дискуссию в данной теме хотел бы сказать , да в настоящее время существует много мнений насчет постного Устава ,нужно ли мирянам его соблюдать полностью или же нет ,c него ли нужно начинать или же сначала с духовного ,покорять гнев ,злобу ,зависть и пр. Ну здесь ,как говориться сколько людей столько же и мнений.И как разобраться??? Да очень просто ,для этого у нас Православных Христиан есть Святое Евнгилие-Живое Слово Божие переданное нам св.Апостолами до скончания века сего.Давайте помотрим туда вместе 16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. 17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. ГЛАВА 4 1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему. 12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет. 17 С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Мф.гл.3-4 Отсюда видно с чего началась земная миссия Спасителя. Крещение ,потом соракодневный телестный Пост и только после этого Господь наш Иисус Христос начал проповедовать и нести Свет Нового Завета человекам.Так если Богочеловек ,рожденный без греха в отличии от нас грешных людей начал свою духовную миссию с телестного Поста ,то те кто нам предлагает подобное « Поститься должны все, а воздерживаться в пище, те, кто достиг определённого духовного уровня. Зачем воздерживаться в пище человеку, прикованному к пастели или тому, кто ещё не знает что такое пост ( то есть начинающему). Во время поста от нас не должно исходить ничего скверного: злости, зависти и т.д. »чем руководствуються???? А вот здесь уже должен решать каждый за себя ,как ему поступать. Благодарю Николая Михайловича и участника форуму под никои И.А. за участие в дискуссии.

Николай Михайлович: Как-то Вы,Вадим,в последнем сообщении весь смысл дискуссии исказили.Речь идёт об ограничениях в пище во время поста,вернее особенностях этого ограничения для некоторых групп людей.А то,что по Вашему мнению,Богочеловек начал свою духовную миссию с телесного поста, совсем не означает,что все,кто называет себя христианами, обязаны поголовно и без рассуждения постится по постному уставу,установленному нашими предками в определённый исторический период в определённых исторических обстоятельствах. Да и смотря правде в глаза, следует сказать,что по уставу, монашескому в своей основе, практически никто из мирян не постится. Пост это не смирительная рубашка и не магическое действо на тело,не цель, а лишь средство. Но кажется, я уже начал повторятся.


I.A.: Вадим пишет: те кто нам предлагает подобное Не хотела продолжать, но............. простите, не согласна. Владыка отвечал на вопросы простых людей. Чувствуется пастырский опыт. Я с ним полностью согласна. Какими же мудрыми сегодня должны быть наши пастыри, чтобы ответить с любовью всем нам, таким разным и не отвратить никого от церкви, но привить к ней любовь. (Честно сказать, я думала, что и вы из этой темы кое-что для себя вынесли, Вадим. Ан нет. Что ж, очень жаль.)

Вадим: I.A. (Честно сказать, я думала, что и вы из этой темы кое-что для себя вынесли, Вадим. Ан нет. Что ж, очень жаль.) Извините ,а что я должен был из этой темы вынести Что можно вообще выяснять ,считаю что мы просто поделились каждый своими мыслями и неболее.Есть Типикон ,есть Постный устав ,котрый должен соблюдать человек считающий себя Православным христианином,если болен и немощен иди и проси у священника благословения на послабление Устава ,если здоров ,но слабовольный иди и кайся на исповеди- Господь Простит и Даст сил .Изменить ,что либо в Постном Уставе Русская Православная Церковь сама неможет ,для этого нужно собирать Вселенский Собор ,если соберут и примут послабления ,ну что же посмотрим ,сравним с Писанием и Преданием нашей Церкви ,с тем ,что писали св.от.Церкви послушаем ,что скажут нам наши опытные духовные отцы которые служат и духовно окормляют нас в настоящее время ,а такие подвижники и горячие исповедники Веры Христовой есть поверте мне и в наши дни и тогда уже примем решение или оставаться или уходить в катакомбы и становиться малым стадом .....Лично свое отрицательное мнение относительно подготовки Вселенского Собора на Родосе я выразил подписав письмо Святейшему Патриарху о недопустимости участия РПЦ в этом «мероприятии» ну а в остальном как говориться на все Воля Божия.Про то ,что пишут и говорят о послаблении Устава и о том ,что можно вообще непоститься телестно ,а только на «высшем» духовном уровне, искоренять гнев ,злобу и пр. некоторые клирики Церкви ,для меня лично пустой звук и неболее.Понимаете я бы их с удовольствием слушал и выполнял все их советы о возможном невоздержании в пище во время Постов при одном очень небольшом условии а именно ,если бы я не на 99,9 % ,а только на 100% был уверен в том ,что когда я покину эту земную юдоль и встану на Суд пред Очами Господа ,все те кто мне это советовал Кураев там или же Владыко ,которого Вы привели в пример да их сейчас много всех неперечислиш встали впереди меня щитом и сказали -«Прости Гоподи Боже Наш -этого человека - он ни в чем невиноват это мы учили его грешить и посему пусть Гнев Твой праведный изольеться на нас -а не на него» Но понимаете ,мне что то подсказывает, что так небудет и за все ,что я здесь на земле творил( в том числе и непостился телестно)- мне самому придеться дать ответ сполна и ссылки на Кураева или же Владыку там увы мне непомогут .... Ибо сам ведал ,что творил.....Поэтому ,что повашему я должен был из этой темы вынести????

Николай Михайлович: Вадим пишет: Понимаете я бы их с удовольствием слушал и выполнял все их советы о возможном невоздержании в пище во время Постов при одном очень небольшом условии... Ну зачем же передергивать? Никто не говорил о невоздержании в пище во время постов.Речь шла о допустимости смягчения постного устава для мирян. Вадим пишет: все те кто мне это советовал Кураев там или же Владыко ,которого Вы привели в пример да их сейчас много всех неперечислиш ... И опять передёргиваете.Ни Кураев,ни архиеп.Рязанский не учат Вас грешить.Слова владыки обращены были к тем,кто не знает что такое пост,это же прямо в цитате сказано.Зачем искажать текст? Вадим пишет: мне самому придеться дать ответ Так вот об этом и говорим."Если человек может нести труды, и телесное здоровье позволяет ему соблюдать пост, то он и должен нести пост, в такой степени, в какой может понести."

Вадим: Николай Михайлович пишет И опять передёргиваете.Ни Кураев,ни архиеп.Рязанский не учат Вас грешить.Слова владыки обращены были к тем,кто не знает что такое пост,это же прямо в цитате сказано.Зачем искажать текст? Так Владыко ,по логике вещей сначала бы должен объяснить такому незнайке ,что такое Пост ,а потом уже предоставить ему право самому решать поститься ему или нет ... Нато он и Владыко в свей Епархии.

I.A.: Вадим пишет: Извините, а что я должен был из этой темы вынести На мой взгляд, то, что к людям нужно быть терпимее. Любить нужно людей. (Жалею, что поместила здесь слова Владыки Павла. Только навредила ему) Вадим пишет: Так Владыко ,по логике вещей сначала бы должен объяснить такому незнайке ,что такое Пост ,а потом уже предоставить ему право самому решать поститься ему или нет ... Нато он и Владыко в свей Епархии. Вот когда будете владыкой, Вадим, тогда и будете поступать так, как считаете нужным. Let пишет: Мне кажется, имеет смысл пересмотреть нормы поста в связи с изменившимися условиями жизни. Чтобы пост был во благо. Согласна. Не то время, не те условия.

Николай Михайлович: Вадим пишет: Греки считают эти морепродукты(креветки ,мидии) водорослями По этому поводу хочется привести одну цитату: Из "Святогорского устава церковного последования" - ТСЛ -Русский на Афоне Свято-Пантелеймонов монастырь" - 2002 г. - глава "О посте" - с. 198-200. "Осьминоги, мидии, кальмары и каракатицы - на полиелейные праздники, выпавшие на постные дни во весь год, а так же в воскресные дни и полиелейные праздники Святой четыредесятницы и Успенского поста.... Вино, масло, тарамас (мелкая неочищенная рыбья икра), осьминоги, миноги и т.п. Великим постом предлагаются на трапезе только в субботу, воскресенье и на полиелейные и бденные праздники". Мне кажется рыбную икру довольно затруднительно с водорослями перепутать. Вадим пишет: Есть Типикон ,есть Постный устав ,котрый должен соблюдать человек считающий себя Православным христианином Если Вы считаете,что каждый человек,считающий себя православным христианином, обязан соблюдать устав по Типикону,то не забывайте, что Устав трапезы в святую Четыредесятницу предполагает сухоядение 1 раз в день (вечером). В субботу и воскресенье разрешается елей.( 32 глава).

Вадим: Николай Михайлович пишет Если Вы считаете,что каждый человек,считающий себя православным христианином, обязан соблюдать устав по Типикону,то не забывайте, что Устав трапезы в святую Четыредесятницу предполагает сухоядение 1 раз в день (вечером). В субботу и воскресенье разрешается елей.( 32 глава). Николай Михайлович ! Каждый человек считающий себя Православным должен соблюдать Пост который ему по силам на данный момент его жизни ,но стремиться он должен именно к Посту который предписывает Типикон .Да это нелегко ,но легких путей для Православных Христиан небывает....

Николай Михайлович: Вадим пишет: Николай Михайлович пишет цитата: Если Вы считаете,что каждый человек,считающий себя православным христианином, обязан соблюдать устав по Типикону,то не забывайте, что Устав трапезы в святую Четыредесятницу предполагает сухоядение 1 раз в день (вечером). В субботу и воскресенье разрешается елей.( 32 глава). Николай Михайлович ! Каждый человек считающий себя Православным должен соблюдать Пост который ему по силам на данный момент его жизни ,но стремиться он должен именно к Посту который предписывает Типикон .Да это нелегко ,но легких путей для Православных Христиан небывает.... Так дискуссия идёт о том,чтобы не накладывать на мирян “бремена неудобоносимые”,а облегчить их путь к Богу. Вы же не настаиваете на том,чтобы все люди,называющие себя православными христианами,непременно соблюдали молитвенное правило,предлагаемое Типиконом в период Великого поста для монахов. Вообще к пище необходимо относится проще.И в этом отношении мне понравилось высказывание архиеп.Рязанского о том,что пост в пище должен соответствовать духовному состоянию человека.

Вадим: Николай Михайлович пишет Так дискуссия идёт о том,чтобы не накладывать на мирян “бремена неудобоносимые”,а облегчить их путь к Богу. Николай Михайлович ,а кто накладывает на мирян “бремена неудобоносимые” ??? Разве кто то насильно тащит человека в Православный Храм ,заставляет его постится???Есть Постный Устав и календарь Постов,который всем известен и там все расписанно что можно и что нельзя ,отменить или же внести в него изменения может только Вселенский Собор ,поэтому о каких «бременах неудобоносимых» можно вести речь??? Ну можно сбросить в одночастье все эти неудобоносимые бремена (только вот другим этого ненужно советовать)и сразу облегчиться путь к Богу ,как Вы пишите.....Дорога будет пряма и легка ,католики и протестанты давным давно уже по ней шагают( только вот куда дойдут большой вопрос)

Николай Михайлович: Вадим пишет: Николай Михайлович ,а кто накладывает на мирян “бремена неудобоносимые” ??? Разве кто то насильно тащит человека в Православный Храм ,заставляет его постится???Есть Постный Устав и календарь Постов,который всем известен и там все расписанно что можно и что нельзя ,отменить или же внести в него изменения может только Вселенский Собор ,поэтому о каких «бременах неудобоносимых» можно вести речь??? Ну можно сбросить в одночастье все эти неудобоносимые бремена (только вот другим этого ненужно советовать)и сразу облегчиться путь к Богу ,как Вы пишите.....Дорога будет пряма и легка ,католики и протестанты давным давно уже по ней шагают( только вот куда дойдут большой вопрос) Вадим пишет: ,поэтому о каких «бременах неудобоносимых» можно вести речь??? Речь ведётся о необходимости введения послаблений в постный устав для мирян,упорядочивании постной практики.Т.е.то,что сейчас делается в частном порядке,а именно -послабления в режиме "икономии" для большинства мирян,узаконить официально.И для этого совсем не обязательно собирать Вселенский Собор достаточно Соборного решения РПЦ. Вадим пишет: Ну можно сбросить в одночастье все эти неудобоносимые бремена (только вот другим этого ненужно советовать)и сразу облегчиться путь к Богу ,как Вы пишите..... Да ведь никто не говорит об отмене постов (я кстати регулярно Вам об этом напоминаю,а Вы упорно не замечаете). Речь идёт о возможности решения некоторых частных вопросов,касающихся питания мирян во время поста и длительности одного из постов. И никому ни я,ни другие участники не советовали сбросить в одночастье все эти неудобоносимые бремена Зачем придумывать?Разговор о разумности введения некоторых послаблений и упорядочивании постной практики совсем этого не означает. Вадим пишет: Ну можно сбросить в одночастье все эти неудобоносимые бремена и сразу облегчиться путь к Богу ,как Вы пишите.... Опять передергиваете.Я лишь предположил,что определённое облегчение бремени поста (причём конкретно определённое в рамках дискуссии), позволит некоторым людям быстрее и легче найти свой путь к Богу.Но нигде не говорил,что сбросив в одночасье все эти неудобоносимые бремена всем сразу облегчиться путь к Богу.

Вадим: Николай Михайлович пишет Речь ведётся о необходимости введения послаблений в постный устав для мирян,упорядочивании постной практики.Т.е.то,что сейчас делается в частном порядке,а именно -послабления в режиме "икономии" для большинства мирян,узаконить официально Николай Михайлович ,Вы о каких мирянах пишите??? Или я что то непонимаю ....Что узаконить официально??? Воцерквленные Православные христиане (миряне) ,перед началом Поста ,подходят или же идут ,кто к своему духовнику в Храм ,кто такового неимет просто к приходскому священнику ,кто то едет в монастырь за благословением и там именно как Вы пишите в частном порядке просят благословить их кто то на Пост без всяких послаблений ,а кто то на послабление в Посте и у каждого из них есть на это своя индивидуальная причина, болезнь там или немощь ,слабоволие и пр...Но повторяю это сугубо личное дело мирянина и священника и никого более.Объясните как Вы представляете это узаконить официально да еще и для большинства??? Ведь комуто священник дает послабление в молоке ,кому то в рыбе ,а кому то извините говорит постится по строгому Уставу без послаблений и что бы за весь пост невыкурил ни одной сигареты и несказал не одного матерного слова ....И такое тоже бывает....Как здесь можно обобщить??? Николай Михайлович пишет И для этого совсем не обязательно собирать Вселенский Собор достаточно Соборного решения РПЦ. Объясните пожалуйста ,как это одна из поместных Православных Церквей может сама внести изменение в Типикон????

Николай Михайлович: Вадим пишет: Николай Михайлович пишет цитата: Речь ведётся о необходимости введения послаблений в постный устав для мирян,упорядочивании постной практики.Т.е.то,что сейчас делается в частном порядке,а именно -послабления в режиме "икономии" для большинства мирян,узаконить официально Николай Михайлович ,Вы о каких мирянах пишите??? Или я что то непонимаю ....Что узаконить официально??? Воцерквленные Православные христиане (миряне) ,перед началом Поста ,подходят или же идут ,кто к своему духовнику в Храм ,кто такового неимет просто к приходскому священнику ,кто то едет в монастырь за благословением и там именно как Вы пишите в частном порядке просят благословить их кто то на Пост без всяких послаблений ,а кто то на послабление в Посте и у каждого из них есть на это своя индивидуальная причина, болезнь там или немощь ,слабоволие и пр...Но повторяю это сугубо личное дело мирянина и священника и никого более.Объясните как Вы представляете это узаконить официально да еще и для большинства??? Ведь комуто священник дает послабление в молоке ,кому то в рыбе ,а кому то извините говорит постится по строгому Уставу без послаблений и что бы за весь пост невыкурил ни одной сигареты и несказал не одного матерного слова ....И такое тоже бывает....Как здесь можно обобщить??? Николай Михайлович пишет цитата: И для этого совсем не обязательно собирать Вселенский Собор достаточно Соборного решения РПЦ. Объясните пожалуйста ,как это одна из поместных Православных Церквей может сама внести изменение в Типикон???? Вадим пишет: Николай Михайлович ,Вы о каких мирянах пишите??? Или я что то непонимаю ....Что узаконить официально??? Да сколько же можно одно и тоже повторять.Я уже несколько раз это повторял.Вы ведь всё равно не видите.А кого это действительно интересует,тот может в предыдущих сообщениях(неоднократно повторяемых ) посмотреть. Вадим пишет: Объясните как Вы представляете это узаконить официально да еще и для большинства??? Ведь комуто священник дает послабление в молоке ,кому то в рыбе ,а кому то извините говорит постится по строгому Уставу без послаблений и что бы за весь пост невыкурил ни одной сигареты и несказал не одного матерного слова ....И такое тоже бывает....Как здесь можно обобщить??? И об этом уже я писал.Таня (Let ) об этом писала.Ну зачем повторять,если Вы всё равно не хотите видеть? Вадим пишет: Объясните пожалуйста ,как это одна из поместных Православных Церквей может сама внести изменение в Типикон???? Да что же,по Вашему,Типикон это догма? Типикон(или Устав), по гречески-образец, это сборник церковных обычаев,принят РПЦ в конце 17 века на основе Палестинского монастырского устава.Кроме него существуют и другие уставы,в других Церквях. Кстати,богослужения по Типикону в приходах РПЦ не проводят уже да-три столетия.Довольствуются сокращёнными по сравнению с Типиконом.А Литургия по Типикону почти на полсуток растянется...И насколько мне известно, Собор 1918 года разрешил отступления от Устава. Поэтому было бы вполне логично,если бы РПЦ приняла соборное решение о ведении обновлённого Типикона,упорядочивающего и практику богослужений и постную практику... Но вряд-ли кто на такое решится,учитывая возможную истерию некоторых групп православного населения.Проще оставить его как образец (что собственно было подтверждено на Соборе 1918г.-принять как образец) и принять отдельное соборное решение по упорядочиванию этих вопросов.

Вадим: Николай Михайлович пишет Да что же,по Вашему,Типикон это догма? Типикон(или Устав), по гречески-образец, это сборник церковных обычаев,принят РПЦ в конце 17 века на основе Палестинского монастырского устава. Да Типикон это Устав Церкви ,только в РПЦ служит по Иерусалимско-Савваитскому Уставу ,а до этого был Студийский Устав который еще строже.

Николай Михайлович: Вадим пишет: Да Типикон это Устав Церкви ,только в РПЦ служит по Иерусалимско-Савваитскому Уставу ,а до этого был Студийский Устав который еще строже. Ну это уже непринципиально.Хотя Иерусалимско_Савваитский как раз и составлен на основе устава Палестинских монастырей.И насчет строгости Студийского Устава у меня сведений нет.Насколько я знаю,разница лишь в особенностях богослужения.Но утверждать не берусь.

Let: Мне кажется, что доказывать что-то Вадиму бесполезно и непродуктивно. Его убежденность в своей правоте непоколебима. Мне вот что интересно. Раньше мы в великий пост не употребляли морепродукты. Но теперь, по расписанию святогорскому вкушаем. Мы грешим? А ведь ни в одном календаре, изданном православным издательством этого нет. Поэтому я за упорядочение поста, хотя бы для того, чтобы не путаться. Мне кажется, имеет смысл пересмотреть нормы поста в связи с изменившимися условиями жизни. Чтобы пост был во благо. И еще, вот с одной стороны поборники буквы закона обличают всех, кто не согласен. А с другой стороны, те же поборники буквы закона обличают тех, кто вкушает соевые продукты, хотя согласно букве - это не является скоромным продуктом. Я, кстати, соевый майонез изредка, в меру, употребляю и отклонением не считаю. Вот когда Церковь пересмотрит постный устав и скажет внятно, что можно и что нельзя, когда и как, чтобы не было путаницы - я пересмотрю свое отношение к соевым продуктам, если это потребуется. Что касается самой длительности постов, то я к ней уже давно привыкла, немного напрягает только колебания Петрова поста. То он короткий - и толку от него мало (что был - что не был), то он длинный, и попадает на отпуск -муж у меня страдает, хочется расслабиться, пообщаться за столом с друзьями и просто отдохнуть как хочется.

Вадим: Let пишет Мне вот что интересно. Раньше мы в великий пост не употребляли морепродукты. Но теперь, по расписанию святогорскому вкушаем. Мы грешим? А ведь ни в одном календаре, изданном православным издательством этого нет. Греки считают эти морепродукты(креветки ,мидии) водорослями Если мы тоже так считаем ,то конечно негрешим Но если бы мы дейтвительно решили поститься по Святогорскому Уставу( а не переняли из их постного меню только водоросли) ,то наши постные дни возросли бы еще месяца на полтора

Let: Вадим пишет: Греки считают эти морепродукты(креветки ,мидии) водорослями Если мы тоже так считаем ,то конечно негрешим Но если бы мы дейтвительно решили поститься по Святогорскому Уставу( а не переняли из их постного меню только водоросли) ,то наши постные дни возросли бы еще месяца на полтора Я не знала, что знания по биологии относятся к национальным чертам. Вы и правда полагаете, что греки по сей день считают водорослями морепродукты? Может, и католики до сего дня считают, что Солнце вокруг Земли ходит? И можно не по святогорскому , а по ново-тихвинскому, там используют эти продукты, ссылаясь на святогорский. Там полностью дано расписание и ничего не увеличивается на полтора месяца.

Вадим: Let Let пишет Я не знала, что знания по биологии относятся к национальным чертам. Вы и правда полагаете, что греки по сей день считают водорослями морепродукты? Может, и католики до сего дня считают, что Солнце вокруг Земли ходит? Когда формировалась христианская традиция поста, складывалось устойчивое деление продуктов на постные и скоромные, то в сферу определений отцов Церкви и создателей аскетических правил попали и черепокожные. Моллюски, дары моря составляли неотъемлемую часть древнегреческой и древнеримской кухни. Блюда из них являлись обычными для многих средиземноморских народов. Поэтому употребление в пищу моллюсков не возбранялось христианской Церковью.То есть рыбой они несчитаються. Черепокожные (черепные, черепчатые), согласно толкованию В. Даля, — «слизни в каменных черепьях, в раковинах», или, как сейчас говорят, — моллюски. Было разрешено вкушение их в субботние и воскресные дни Великого поста (т. е. в те дни, когда разрешается употребление масла). Сейчас морские «черепокожные» – кальмары, креветки, крабы, мидии и прочие – стали в России обычным продуктом. Но отношение к ним у православных разное. Хотя отдельные монастыри даже включили их в свой рацион, но всё-таки некоторые считают для себя их употребление невозможным.Насчет католиков незнаю ,считают ли они что Солнце ходит вокруг земли или же нет ,но если относительно к данной теме то например в государстве Израиль свинья считаеться грязным животным и недолжна употребляться в пищу ,но это незначит что это так ,в магазине торгующим мясом или кафе Вы всегда увидите на прилавке свинину и если спросите продавца это у вас мясо свиньи??? ,он неморгнув глазом вам скажет«Да вы что???? Свинина в Израиле непродаеться и в пищу неупотребляеться -это ягненок! »Так и с водорослями у греков Let Там полностью дано расписание и ничего не увеличивается на полтора месяца. Правильно там дано расписание и то ,что можно вкушать в Пост (В том числе взятое и из Устава Святой Горы креветки ,мидии и пр.) Но монахи на Святой Горе во всех 20 монастырях постяться еще и в понедельник ,а нетолько в среду и пятницу поэтому если полностью соблюдать их Устав то придеться добавить ко всем нашим Постам еще 48 дней

Let: Вадим пишет: Насчет католиков незнаю ,считают ли они что Солнце ходит вокруг земли или же нет ,но если относительно к данной теме то например в государстве Израиль свинья считаеться грязным животным и недолжна употребляться в пищу ,но это незначит что это так ,в магазине торгующим мясом или кафе Вы всегда увидите на прилавке свинину и если спросите продавца это у вас мясо свиньи??? ,он неморгнув глазом вам скажет«Да вы что???? Свинина в Израиле непродаеться и в пищу неупотребляеться -это ягненок! Вот уж не знала, что отнесение животных к чистым и нечистым относится к естествознанию. Кстати, очень тяжело читать ваши ответы. Они слишком эмоциональны, похожи на женские на женских форумах. Когда, к примеру, Николай Михайлович или Владимир пишут, всегда четко видно, что написаны мужчиной.

Let: Вадим пишет: Правильно там дано расписание и то ,что можно вкушать в Пост (В том числе взятое и из Устава Святой Горы креветки ,мидии и пр.) А скажите, если правило там лишь для внутреннего пользования, то зачем оно вывешено в интернете? Я думаю, что те, кто должен быть в курсе, что едят монахини, и без этого имеют возможность узнать. Следовательно, это расписание дано для того, чтобы миряне могли на его ориентироваться.

Вадим: Let пишет Следовательно, это расписание дано для того, чтобы миряне могли на его ориентироваться. Можно и на него ориентироваться , если неиметь духовного наставника у нас например на Кубани не на всех приходах священники благословляют употреблять постом эти морепродукты ,а некоторые говорят так « Вы сами считаете ,что это растительная пища??? Если считаете то употребляйте.»

Let: Вадим пишет: Можно и на него ориентироваться , если неиметь духовного наставника у нас например на Кубани не на всех приходах священники благословляют употреблять постом эти морепродукты ,а некоторые говорят так « Вы сами считаете ,что это растительная пища??? Если считаете то употребляйте.» То есть в святогорском монастыре живут сплошные необразованные люди, вы полагаете? Я думаю, что они давно знают, что морепродукты - не являются в смысле биологии растительной пищей. И совесть их, я думаю, при этом не страдает... И в Ново-тихвинском, выходит, сплошные невежды, по вашему... Не каждый , увы, наставника духовного имеет. Но тут все сложно, есть батюшки, которые не считают растительной пищей сою. Считают ее потребление - от лукавого. Вообще, а не применительно к конкретным людям, которые ею злоупотребляют в пост. Выходит, как батюшке на приходе кажется правильно, так и должно быть....Поэтому и желательно (именно желательно) издать официально рекомендации по тому, как следует поститься мирянам. - ИМХО. И я считаю, что это можно обсуждать вполне, на то мы и люди, чтобы иметь свои мысли и свободу воли.

Вадим: Let пишет Не каждый , увы, наставника духовного имеет Согласен, конечно не каждый .Но каждый же берет благословение на Пост у приходского священника ,а на безрыбье ,как говориться и рак рыба, можно у него спросить благословения на ту же сою или на морепродукты.Конечно желательно всетаки постараться узнать ,что это за священник ,какую он ведет жизнь ,а то есть и такие «батюшки» которые и сами то непостяться ,что он сможет подсказать..... То есть в святогорском монастыре живут сплошные необразованные люди, вы полагаете? Я думаю, что они давно знают, что морепродукты - не являются в смысле биологии растительной пищей. И совесть их, я думаю, при этом не страдает... И в Ново-тихвинском, выходит, сплошные невежды, по вашему... Почему невежды ??? Наоборот умные сестры Раз догадались разнообразить свой Постный стол продуктами из Поместной Греческой Церкви

Let: Вадим пишет: Согласен, конечно не каждый .Но каждый же берет благословение на Пост у приходского священника ,а на безрыбье ,как говориться и рак рыба, можно у него спросить благословения на ту же сою или на морепродукты.Конечно желательно всетаки постараться узнать ,что это за священник ,какую он ведет жизнь ,а то есть и такие «батюшки» которые и сами то непостяться ,что он сможет подсказать..... Может, еще детективов нанять, чтобы узнать моральный облик батюшки? Вот поэтому и хочется внятных основных рекомендаций , чтобы не было ситуации, что кто во что горазд. В любом случае в самом этом желании нет ничего греховного. Я повторяю, если мне скажет Церковь четко - нет, то я последую этому нет и буду стараться воздерживаться. К тому же я и не требую ничего, всего лишь высказываю пожелание, которое не является греховным.

Вадим: Let пишет Может, еще детективов нанять, чтобы узнать моральный облик батюшки? Вот поэтому и хочется внятных основных рекомендаций , чтобы не было ситуации, что кто во что горазд. А разве в Постном Уставе невнятно написанно ,что можно а что нет??? А все остальное только со священником нужно согласовывать в индивидуальном порядке ....

Let: Вадим пишет: А разве в Постном Уставе невнятно написанно ,что можно а что нет??? А все остальное только со священником нужно согласовывать в индивидуальном порядке .... А что в постном уставе про сою? Я так понимаю, можно этот вопрос вообще не задавать батюшкам, я и так знаю, что соя - растительная. И канонизирован ли постный устав? И где его можно прочесть, в смысле, ссылочку. Я ориентируюсь на книжку от православного издательства, но там нет так называемого Постного Устава. Просто по каждому посту расписывается что и как, без ссылок на что-либо. Я задала в яндексе запрос : "Постный Устав, Типикон" и что - на первой странице только ссылки на то, что предписывает постный устав по Типикону, и на второй тоже...найти же сам постный устав непосредственно сложно.

Let: Вадим пишет: ??? Зачем каждый раз по три вопросительных знака? Вы полагаете, что я говорю глупости и поэтому вы выказываете мне таким образом недоумение, как я вообще могу так думать?

Let: Вадим Вы мне так и не дали ссылочку на Типикон и то место, где написан Постный Устав, хотя писали следующее : Вадим пишет: А разве в Постном Уставе невнятно написанно ,что можно а что нет??? Можно мне внятно прочесть из первоисточника? В том то и дело, что мы , миряне, этот первоисточник не видим, а видим разночтения от источников, которым вроде как должны доверять. И еще хотелось бы узнать, хотя вы и пропустили этот вопрос мимо ушей, где, когда и кем канонизирован Постный Устав, чтобы считать его догмой, к которой нельзя прикасаться в принципе? И еще, скажите, настоятельница Ново-Тихвинского монастыря, зная этот Постный Устав - самочинствует? Мне кажется, что если внятных ответов на эти вопросы не последует, то и говорить больше не о чем. Одна сплошная болтология.

Вадим: Let пишетВы мне так и не дали ссылочку на Типикон и то место, где написан Постный Устав, хотя писали следующее : Вадим пишет: цитата: А разве в Постном Уставе невнятно написанно ,что можно а что нет??? Можно мне внятно прочесть из первоисточника? В том то и дело, что мы , миряне, этот первоисточник не видим, а видим разночтения от источников, которым вроде как должны доверять. Да вот Вам ссылка на Типикон - http://azbyka.ru/tserkov/bogosluzheniya/liturgika/skaballanovich_tolkovy_tipikon_09-all.shtml#40 ,но так как указания на правила приема пищи разбросанны по разным частям Типикона ,что бы Вам было легче ореентироваться здесь они собранны в одном месте-http://rodin.ucoz.ru/book/#_Toc195966093 Let пишет И еще хотелось бы узнать, хотя вы и пропустили этот вопрос мимо ушей, где, когда и кем канонизирован Постный Устав, чтобы считать его догмой, к которой нельзя прикасаться в принципе? И еще, скажите, настоятельница Ново-Тихвинского монастыря, зная этот Постный Устав - самочинствует? Извините непонял ,как Типикон может быть кананизирован.....Это же Богослужебный Устав... Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря неможет самочинствовать по сути - так ,как берет благословение у Духовника монастыря ,на употребление перечисленных Вами морепродуктов.

Николай Михайлович: Вадим пишет: Да вот Вам ссылка на Типикон Ну зачем Вы людей в заблуждение вводите.Это не Типикон,а толкование на Типикон,выполненное профессором богословия.А по второй ссылке вообще брошюра,написанная мирянином по вопросам, связанным с современной практикой поста. Типикон можно скачать здесь.Но за идентификацию первоисточнику не ручаюсь.Можно сравнить с изданием www.orthlib.info (если репринт заслуживает большего доверия),а ещё лучше найти издание 17 века. P.S. Выписка из первой ссылки Глава 32. О велицей четыредесятнице, яже должен всякий христианин хранити. Во святую и великую четыредесятницу, 1-я недели первый день, сиесть в понедельник, отнюд ясти не подобает, такожде и во вторый. В среду же по совершении преждесвященных, трапеза по-ставляется, и ядим хлеб тепл, и от снедей овощных теплых, дается же и укроп с медом. Не могущии же сохранити дву дней первых, ядят хлеб, и квас по вечерни, во вторник: Подобне же и старии тво-рят. В субботы же и недели разрешаем на елей точию, и вино. В прочих же седмицах постимся, до вечера 5 дней, и ядим сухоядение, кроме суббот и недель: рыбы же во всю святую четыредесятницу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника благовещения пресвятыя Богородицы, и недели цветонос-ныя. В пяток 1-я недели, и в среду великаго канона, и в великий четверток, аще нецыи уставы и повелевают на елей разрешати, но не творится за честность дней. В навечерие же праздника благовещения, прежде субботы святаго праведнаго лазаря, разрешаем на елей и вино. И аще монах святую четыредесятницу своим лакомством разорит, еже ясти рыбу, кроме праздника благовещения, и недели цветоносныя, то не причастится святых таин и на святую пасху: по друзии две недели покается, а поклонов на день, и на нощь 300.

Вадим: Николай Михайлович пишет Ну зачем Вы людей в заблуждение вводите.Это не Типикон,а толкование на Типикон,выполненное профессором богословия.А по второй ссылке вообще брошюра,написанная мирянином по вопросам, связанным с современной практикой поста. Чего это я ввожу людей в заблуждение??? В толковании на Типикон более понятно написанно ,а по второй ссылке ,как раз таки и даеться указание на главы Типикона где можно посмотреть про Постные правила ,очень удобно и просто. Придирку Вашу Николай Михайлович непринимаю)))

Let: Вадим, дайте мне, пожалуйста, ссылку не на толкования Типикона, а на Типикон непосредственно и номера глав, где есть Постный Устав..Кстати, вы пишете его с большой буквы, значит и в Типиконе он именно так должен обозначаться. Вадим пишет: Извините непонял ,как Типикон может быть кананизирован.....Это же Богослужебный Устав... Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря неможет самочинствовать по сути - так ,как берет благословение у Духовника монастыря ,на употребление перечисленных Вами морепродуктов. Если это не догмат, то и менять его в случае необходимости можно. Не нам это решать, но не надо говорить, что это невозможно. Так есть ли в Типиконе разрешение на вкушение морепродуктов? Если нет,то тот, кто это позоволяет в монастыре - самочинствует. А в принципе, жаль, что в теме нет грамотного батюшки, который бы нам все разъяснил. Еще и поэтому у меня лично возникает потребность и пожелание в официальном упорядочении поста для мирян.

Вадим: Let пишет Вадим, дайте мне, пожалуйста, ссылку не на толкования Типикона, а на Типикон непосредственно и номера глав, где есть Постный Устав Зайдите по второй ссылке которую я Вам написал ,там в главе о Посте все написанно со ссылками на главы Типикона гдже говориться что можно ,а что нет.

Let: Вадим пишет: Зайдите по второй ссылке которую я Вам написал ,там в главе о Посте все написанно со ссылками на главы Типикона гдже говориться что можно ,а что нет. Вадим, вы мне сказали, что что же невнятного в Постном Уставе, и предложили ему следовать, только не дали мне первоисточника. То есть вы мне предлагаете пользоваться чем-то , что для меня недоступно. Толкование Евангелия - не есть Евангелие, Толкование Библии - не есть Библия. Нормально было бы мне предложить вместо чтения Библии и Евангелия толкование их? К тому же даже по вашей ссылке следует пробираться через дебри, вместо чтения внятного, как вы выразились, Постного Устава. Так что остаюсь при своем мнении, что желательно для мирян упорядочить правила поста и издать их официально. Так, чтобы в случае разночтений по разным источникам можно было бы свободно, без сложных поисков и продирания сквозь дебри, уточнить общие правила поста. Еще добавлю, что начавшиеся подобные разговоры, о необходимости упорядочения поста связаны еще и с тем, что людей, начавших соблюдать пост стало значительно больше. До революции дети с молоком матери впитывали все христианские обычаи, поскольку воспитывались изначально в вере (вся жизнь другая тогда была, непостное в трактире не подавали в пост) и нужды в упорядочении поста не было, в советское время верующих было раз-два и обчелся, тоже нужды не было . И совсем другое время теперь, сейчас люди более массово уже не только Великий пост стараются соблюдать, но уже и Рождественский. Темп жизни такой, что искать недоступный Типикон и перелопачивать его - нет возможности. Люди ищут другие источники, источники православные, а в них разночтения, пусть небольшие, но все же. К тому же батюшки, не зная людей лично, на приходах благославляют ту или иную пищу (а на других приходах все иначе) и людям многое не понятно. Не знаю где как, а в Москве храмов не хватает, они переполнены, батюшки перегружены и не могут каждому уделить должное внимание. И не надо тут про прихожан и захожан. Прихожане начинаются с захожан. Так что вы, Вадим, меня не смогли убедить, не смотря на свою эмоциональность. И я, пожалуй, прекращу дискуссию и возобновлю ее лишь в том случае, если кто-то в теме действительно грамотно и авторитетно сможет указать мне на то, что я не права.

Вадим: Let пишет Так что остаюсь при своем мнении, что желательно для мирян упорядочить правила поста и издать их официально. Так, чтобы в случае разночтений по разным источникам можно было бы свободно, без сложных поисков и продирания сквозь дебри, уточнить общие правила поста. Теперь только начинаю немного понимать ход дискуссии....Понимаете ,как такового отделного Устава Поста для мирян нет и быть неможет по сути.Типикон это Богослужебный Устав в нем св.от.Церкви расписано ,какие службы и как нужно служить и в том числе ,какую пищу вкушать.И это как эталон ,который был выстрадан мученниками и исповводниками за Веру Христову и который наглядно нам показывает ,какими мы стали немощьными по сравнению с теми Христианами . Эталон -к которому нужно стремиться Православным Христианам.Там нет разделений на службы и посты, так как это все представляет собой единое целое -Пост ,молитва ,исповедь и Причастие.Тоесть вне Церкви за ее оградой неможет по сути своей быть никакого отдельного Поста .Имею ввиду если человек хочет получить точные данные ,что можно вкушать ,а чего нельзя и без благословения ,неучавствуя в службах ,в Таинствах просто взять да и невкушать скоромную пищу- то это самочинство!- ничего общего неимеющее с Постом,на которое могут подбить несчастного человека только бесы ,которые потом будут смотреть на такого человека и мерзко хохотать глядя на его «безплодные»старания... Типикон написан для воцерквленных Православных Христиан. Поэтому нет и неможет быть здесь какого бы то нибыло отдельного Устава для мирян. Сестры Ново- Тихвинского монастыря взяли из постных блюд поместной Церкви морепродукты ,получили на это благословение духовника монастыря и поэтому вкушают их. Учащимся симанарий дано благословение допустим вкушать рыбу они тоже несамочинствуют.Так же и мы ,каждый в отельности должны решать вопросы относительно Поста - только со своими духовными наставниками ,а у кого на данный момент нет ,то с приходскими священниками - обязательно брать благословение на Пост и невкоем случае незаниматься в этом вопросе самочинством .

Николай Михайлович: Вадим пишет: как такового отделного Устава Поста для мирян нет и быть неможет по сути. И по какой-такой сути не может быть отдельного устава для мирян? Чтобы делать такие заявления необходимо их хоть как-то аргументировать. Вадим пишет: Типикон это... Ну о том,что такое Типикон было сказано и показано в предыдущих сообщениях и не раз. Вадим пишет: без благословения ,неучавствуя в службах ,в Таинствах просто взять да и невкушать скоромную пищу- то это самочинство!- ничего общего неимеющее с Постом,на которое могут подбить несчастного человека только бесы Не факт.Откуда Вы можете знать, с какими намерениями человек взялся не вкушать скоромную пищу.Может быть для него это первый шаг на пути к Богу.Вот и Патриарх перед началом Великого поста призвал даже неверующих попробовать пройти путь поста в той мере,в какой они это смогут. Вадим пишет: нет и неможет быть здесь какого бы то нибыло отдельного Устава для мирян. Да почему же не может? Есть же в Типиконе отдельные указания для монахов,есть и для мирян. Вадим пишет: Так же и мы ,каждый в отельности должны решать вопросы относительно Поста - только со своими духовными наставниками ,а у кого на данный момент нет ,то с приходскими священниками - обязательно брать благословение на Пост и невкоем случае незаниматься в этом вопросе самочинством . Да с чего же Вы взяли,что всем обязательно нужно брать благословение на пост?Может в монастырях оно так и заведено,но там для этого духовники есть.А в миру практикуется брать благословение только на послабление поста. А вот для того, чтобы не заниматься самочинством и нужны внятные,логичные и достаточно информативные правила,упорядочивающие постную практику и объясняющие её.

Вадим: Николай Михайлович пишет Не факт.Откуда Вы можете знать, с какими намерениями человек взялся не вкушать скоромную пищу.Может быть для него это первый шаг на пути к Богу Первый шаг к Богу Николай Михайлович - это первая покаянная исповедь и осознание своих грехов и своей немощности пред Господом .А Пост ,как Вам наверное известно- Богу ненужен он неприближает нас к Нему и также неудаляет нас от Него -он нужен прежде всего самому Православному Христианину ,он являеться одним из средств ,которое постепенно и последовательно помогает Православному Христианину научиться говорить-НЕТ( всем тем поркам м страстям ,которыми «одарил» человека падший мир)для того ,чтобы когда нибудь научиться быть человеком не от мира сего.... Поэтому ,каким бы благими порывами несопровождалось намерение человека невкушать скоромную пищу минуя при этом Церковь Христову -все это пустая трата времени......И человеку это сразу нужно говорить прямо и без всяких выкрутасов .Николай Михайлович пишет Да с чего же Вы взяли,что всем обязательно нужно брать благословение на пост? Николай Михайлович я нигде и ничего небрал - это сказал нам Господь Наш Иисус Христос « Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Ин.15.5 » Какой плод может принести человек решивший подвизаться ради Господа Бога ,непосчитав при этом нужным испросить разрешения и благословения у самого Господа ,а только лиш идя на поводу своей гордыни и самомнения.



полная версия страницы