Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Визит Патриарха » Ответить

Визит Патриарха

Николай Михайлович: Визит Патриарха Кирилла: автокефалия и борщ с пампушками августа 6, 2009 Действительно ли нужна автономная Церковь в Украине? Патриарх Кирилл обращается к третьей силе, существующей в Украине, и нередко игнорируемой остальными… Это общество, то есть народ… Мнение О Любви 28 числа на Литургии в Киево-Печерской Лавре, сразу после чтения Евангелия, Патриарх произнес проповедь. О настоящей любви, и о том, что без нее не построить ни государства, ни семьи, ни своей собственной жизни. А еще о том, что такая любовь требует порой жертвовать собой ради тех, кого любишь. Истины немного избитые, но проблема в том, что они вечные, а мы вечно о них забываем. – Давайте помолимся, чтобы у нас были силы любить по-настоящему. Любить всех, в том числе и наших врагов, – сказал Святейший. Потом замолчал. На мгновение стали слышны мегафоные проклятия, звучавшие на небольшом митинге за стенами Лавры, но ненадолго, потому что люди начали аплодировать. Аплодисменты были не “долгие и продолжительные”, а короткие и искренние… В общем, от патриаршего визита каждый получил что хотел. Одни помолились, другие покричали в мегафон, третьи выяснили волновавший «желтую» прессу вопрос о том кормили ли Патриарха в Лавре борщом с пампушками, четвертые углядели на руке Патриарха часы Breguet и возрадовались, что теперь можно игнорировать его слова про опасности общества потребления. А что получил и достиг сам Патриарх? Сейчас уже можно твердо сказать: его визит действительно был в первую очередь пастырским, и именно потому имел сильнейшие политические последствия. Видимые итоги “Пастырская апполитичность” на самом деле заметна с первого взгляда. Достаточно сказать, что визит Предстоятеля РПЦ в Украину на этот раз значительно отличался от прошлогоднего визита его предшественника, проходившего в совершенно иной атмосфере напряженности между Церквями и украинской политической элитой. Не было теперь ни сотен тысяч людей на Крещатике, ни других громких акций – все прошло куда более камерно. Но в тоже время на Литургию в Киево-Печерской Лавре пришло по приблизительным подсчетам около 20 тысяч человек – не так много как на прошлогодний рок-концерт, но весьма немало для совместной молитвы в современном мегаполисе. А что еще более удивительно, так это то, что хотя УПЦ КП и удалось собрать весьма внушительный “альтернативный крестный ход” примерно в 10 тысяч человек, но вот желающих пойти выразить прямой протест против визита Патриарха Кирилла нашлось немного. Прихожане канонической и неканонической церковных структур в основном молились, причем по отдельности, не обращая внимания друг на друга, роль же активных “противников визита” взяли на себя не представители той или иной конфессии, а именно политики. УНП, УНА–УНСО и прочие этого даже не скрывали, выставляя на первый план партийную, а не религиозную принадлежность. Именно они кричали в мегафоны, разворачивали порой откровенно хамские плакаты вроде “Кырыло, забирай свое рыло”. И несмотря на то, что было их весьма немного (к примеру, в аэропорту митинг УНП набрал человек 300, а возле Лавры и телеканала “Интер” собиралось не более сотни людей), всячески шумели, привлекая к себе внимание прессы. Одни пытаются молиться Богу, другие мечтают использовать Бога в собственных целях. Вопрос лишь в том – действительно ли нужна этим людям автономная Церковь в Украине, или нынешняя ситуация для них более выгодна, потому как позволяет получать дополнительные очки в политических играх? Если они действительно за единую Церковь без расколов, они очевидно подходят не с той стороны. Возможно, виной тому главная проблема любого светского общества, в том числе и украинского: нередко, решая что-то за Церковь люди даже примерно не понимают ее внутреннего устройства, не понимают, что ценно, а что нет для верующего человека. Наконец не понимают, что судьбу Церкви все равно решат верующие, всегда способные “проголосовать ногами”, а вовсе не люди в высоких кабинетах. Неполитическая дипломатия И вот на фоне этого Патриарх Кирилл обращается к третьей силе, существующей в Украине, и нередко игнорируемой остальными. Это общество, то есть народ. Обычным “разборкам” по линии государство–политопозиция–Церковь, Патриарх предпочитает выстраивание новой и куда более важной линии: общество–Церковь. Идеям, разделяющим людей, он пытается противопоставиит то, что их объединяет. Он говорит о Боге, но в тоже время пытается говорить о Нем в контексте нынешней реальности, обращаясь к проблемам современного общества и современных людей. У памятника жертвам Голодомора он вспоминает о своей родной семье, выводя проблему из сферы общих размышлений, на уровень реальной человеческой трагедии. На встрече с учащимися духовных школ он рассуждает о проблеме священства и его отдаления от прихожан. В эфире “Интера” он говорит в первую очередь о вещах, затрагивающих весь народ, а не только его политическую верхушку. И наконец, большую часть времени он уделяет молитве и проповедям, в которых говорит о любви, прощении и равенстве людей. О том, что нужно стараться любить врагов и молиться за них, как бы трудно это ни было. Стараться через силу стать тем, кем Христос велел становиться всем нам. Но именно это и работает на политические задачи, смягчая накаленную до предела обстановку в отношениях между канонической Церковью и неканоническими ее осколками. Сам факт того, что Патриарх стремится глубже понять ситуацию, меняет отношение к нему самому. Люди видят, что это приехал не очередной московский политик, жаждущий сделать себе пиар на непростых отношениях двух стран, а человек, для которого Украина, Белоруссия, Россия и другие страны, где присутствует его Церковь, равны, одинаково ему дороги. Во всех этих странах верующие ничем не отличаются друг от друга. Все имеют право видеть своего пастыря, говорить и молиться с ним, задавать ему, волнующие их вопросы… Все почему-то ждут от визита Патриарха в Украину каких-то чудесных перемен в церковной, а то и в общественной жизни, а потому ждут соответственно и резких шагов – мол, руби, Ваше Святейшество, с плеча, чего ждать-то? Но рубкой с плеча ничего не решишь. В Церкви не бывает таких решений, и даже если сегодня попытаться пусть и с подачи Московской Патриархии объявить автокефалию, сотни тысяч не примут ее своим сердцем, также как многие не принимают сегодня ее отсутствия. То есть объединение вновь обернется расколом и единой Церкви опять не получится. Патриарх поступает иначе: он стремится показать свое отношение к Украине, стремится укрепить церковный авторитет, объяснить что такое Церковь и самому понять все тонкости украинской ситуации. Никто нигде не говорил, что проблема преодоления раскола и вопрос автокефалии никогда не станут главной темой патриаршего визита. Но это очевидно будет не первый, а скорее всего и не второй приезд Патриарха в Украину. На столь острые разговоры Патриарх Кирилл решится лишь, подготовив почву, на которой никто из участников диалога не будет рисковать «подскользнуться». Инвестиция в будущее Мог ли Патриарх поступить иначе? Разумеется. Желай политик и дипломат такого уровня, как он, неких бонусов лично для себя, он бы безусловно повел все совершенно иначе. Достаточно было бы поддержать радикальных противников раскола, сделать ряд антиукраинских заявлений, сильнее вбить клин в текущую ситуацию – и готово: ныне практически независимая от Москвы УПЦ МП потеряла бы прихожан, значительную часть влияния и, сответственно, эту самую независимость. Патриархия бы наоборот получила долю влияния и церковных доходов в Украине, а заодно вошла бы в популярный ныне политический тренд противников нынешней украинской власти, что также принесло бы и доходы, и преференции. Собственно именно этим путем ведут свой политбизнес и благополучно движутся во власть многие радикальные политики. Но Патриарх поступил иначе. Он инвестирует в будущее, и это лишний раз подтверждает, что уврачевание раскола действительно является основной его целью, пусть даже достигнута она будет очень не скоро, возможно даже не при его жизни. К этой цели он идет не жаления ни возможных сиюминутных выгод, ни собственного «иммиджа». За одно это ему, наверное, стоит сказать спасибо. Алексей Соколов, православный журнал “Фома”, Россия

Ответов - 2

Николай Михайлович: Михаил Леонтьев: «Прием, оказанный Патриарху, не оправдал надежд нацистов» 06.08.2009 Известный политолог об итогах визита Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину… «Мне кажется, что все, что происходит, полностью предсказуемо. Мы знаем, во-первых, что Украина гораздо более традиционно религиозна, чем даже Россия. Недаром на Украине, которая гораздо меньше России, действующих реально приходов ну немногим меньше, чем в России, на самом деле. Это первое. Второе. По поводу раскола я комментировать не буду, это хорошо известный факт. Причем надо сказать, что патриарх, можно сказать, „проложился“ заранее. Он, действительно, очень опытный (и никто в этом, собственно, и не сомневался) церковный дипломат, это была его основная деятельность в течение очень долгих лет, и в этом он сильнее всех, наверное. И он сумел добиться таких результатов в поездке в Константинополь (в Стамбул) и разговора с патриархом, что практически все разглагольствования Ющенко о поместной церкви дискредитировали в первую очередь самого Ющенко», – заявил в интервью порталу КМ.Ru известный тележурналист и политолог Михаил Леонтьев. «Ющенко, конечно, остановиться не может, потому что это – часть его избирательной кампании. Но я думаю, что он только унижал себя всеми этими разговорами, потому что он давал возможность патриарху резко, жестко и абсолютно убедительно парировать это, заявляя, что поместная церковь на Украине есть. Понятно, что его восторженно встречали большинство православных верующих, которые относятся к Московской патриархии. Естественно, что были эксцессы, естественно, что были действия экстремистов, которые расценивают визит патриарха исключительно только в политическом плане и понятно, с какой стороны», – отметил эксперт. «Естественно, что чинились препятствия административного характера. Еще не закончился, правда, визит на Западную Украину, но можно сказать, что даже на Западной Украине тот прием, который был оказан патриарху, он в этом смысле, можно сказать, не оправдал надежд нацистов. Очень сильно не оправдал. А уж что касается визита на юго-восток, в Крым, в Донецк и так далее – это, безусловно, будет иметь колоссальный политический резонанс», – полагает аналитик. «Конечно, патриарх по нынешней политической ситуации на Украине играет мобилизующую роль. А его позиция известна. Он в политические дела не лезет абсолютно подчеркнуто. Но с духовной точки зрения есть его фраза, базовая, которую он на разные лады всегда повторяет – что Россия, Украина, Белоруссия – это и есть Святая Русь, и он – Патриарх всея Руси. И визит это доказывает. Так вот я думаю, что его политическое значение больше чем кого бы то ни было на Украине сейчас. То есть он более значимая фигура сейчас, вот в настоящий момент, с точки зрения воздействия на менталитет, на текущую украинскую политику, чем Ющенко, чем Тимошенко, чем Янукович и чем Кремль, может быть, к сожалению», – выразил уверенность Михаил Леонтьев. «Значительную часть Украины (Волынь и Галичину) оторвали очень далеко, но это никому не казалось, оно так и есть. Рвали долго, и отрывали, и оторвали. И, собственно, мы могли заметить некоторые признаки этого и в 41-м, 45-м (то есть это совсем не новость), и в последующих событиях. Но основную часть Украины, то есть то, что можно считать „российской Украиной“, никто никуда не отрывал. Понимаете, ведь здесь же вопрос не в том. Если мы представляли собой Россию как какой-то совершенно могучий монолит, утес, от которого кто-то откалывает кайлом какие-то куски и камни. Это довольно вязкая структура, к сожалению, до сих пор, то, что мы называем Россией, и поэтому это – „жвачка“, на самом деле. От жвачки довольно трудно оторвать кусок, другой кусок жвачки, а оттянуть можно довольно далеко. Вот есть какая-то надежда на то, что эта „жвачка“ так или иначе отвердеет, потому что признаки этого, многочисленные, мы видели, видим и сейчас и надеемся на это, но пока все-таки „жвачка“ – „жвачка“ и есть. А вот патриарх наш – он не „жвачка“. И Церковь не „жвачка“, на самом деле, у нее все-таки чуть-чуть побольше исторический опыт и есть некая традиция, прошедшая через очень разные этапы», – полагает он. «На самом деле, надо понимать, что Церковь осталась единственным сохранившимся на сегодняшний день общерусским институтом, в том смысле, в котором мы говорим об исторической России. Кстати, этот термин патриарх использует часто. Никакой России, кроме исторической, и быть не может в перспективе, потому что государство, потерявшее свою историю, перестает быть государством. Значит, ее роль, безусловно, будет усиливаться, особенно на фоне достаточно такого кашеобразного состояния светской политики в ближайшем зарубежье и в первую очередь относительно исторической России, поскольку мы никак не можем определиться, что мы хотим на самом деле. Мы хотим, чтобы все наши соседи определились, при этом сами мы не можем определиться», – заключил Михаил Леонтьев. Русская линия

Николай Михайлович: По прилете в Москву Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл рассказал о своих впечатлениях от визита на Украину 06.08.2009 13:59 5 августа завершился визит Предстоятеля Русской Православной Церкви на Украину, в ходе которого Святейший Патриарх Кирилл посетил Киев, Донецкую область, Крым, западные регионы страны. В аэропорту Внуково Святейший Владыка ответил на вопросы журналистов. Его Святейшество спросили, что преобладает в его сознании по завершении посещения Украины: радость от встречи с верующими, которые оказали своему Патриарху такой горячий прием, или размышления над проблемами, с которыми он там столкнулся. - Никакого сравнения не может быть. Есть радость от встречи с людьми, абсолютное большинство которых горячо встречало Патриарха, с большой любовью. Доходило даже до того, что те люди, которым вручили плакаты, чтобы они выступали против Патриарха, увидев его, клали плакаты на землю, складывали руки и получали его благословение. Мы молились с двадцатью тысячами верующих в Киево-Печерской лавре, с двадцатью пятью тысячами - в лавре Святогорской; около 20 тысяч людей было на Божественной литургии в Херсонесе, а сегодня пятьдесят тысяч молились в Почаевской лавре. Дороги, по которым я ездил, тоже давали мне возможность соприкоснуться с православной Украиной, увидеть благочестивых верующих людей, которые с радостью приветствовали своего Патриарха. Самое сильное впечатление, конечно, осталось от встречи с Православной Церковью Украины, с ее иерархией - мужественной, сильной, закаленной в этих непростых условиях. Я сердечно благодарю Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира за все, что он сделал за все эти годы. Он сохранил Церковь в очень непростых условиях, объединил вокруг себя епископат. Я благодарю верующий народ, духовенство, монашествующих. Это самое главное и самое сильное впечатление: крепкая, сильная вера украинского народа, его верность каноническому Православию, поддержка единства Русской Православной Церкви. Это может иметь большие последствия для всех нас, и я верю, что так оно и должно быть. Журналистов интересовали итоги завершившегося визита. Святейшего Владыку спросили, получил ли он то, что ожидал от этой пастырской поездки. - Я получил больше того, чем ожидал. Я уже описал самое главное и самое сильное впечатление. Когда на уровне сердца ощущается родство с людьми, - это сильнее всего. И на этом фоне, на фоне единства базисных ценностей жизни народа, будь то украинский или российский народ, любые политические дрязги и конфликты выглядят такими мелкими! Вся эта конфликтная атмосфера не может сравниться с той духовной, очень консолидированной силой, которую представляет сегодня Русская Православная Церковь в России, Украине, других странах, образующих то удивительное пространство, которое мы называем Святой Русью. Святейшему Патриарху Кириллу задали вопрос: «Вы встречались в том числе и с разными политическими деятелями украинского государства. Заметили ли Вы, что многие из них пытаются демонстрировать лояльность и традиционной Русской Православной Церкви, и раскольническим объединениям? Считаете ли Вы, что они тем самым пытаются использовать Русскую Православную Церковь для получения каких-то политических дивидендов? Не обидно ли, в конце концов? И как Вы будете этому противостоять?» - На этот вопрос я отвечу так, как должен ответить пастырь: я приехал на Украину без какой-либо скрытой повестки дня, у меня не было ни одной цели, которую я не мог бы открыто декларировать. Я говорил честно и прямо с политиками, с руководством страны, с народом, в том числе через прямой эфир. Каждый может делать свои выводы. Но мне кажется, что эта первая такая встреча с Патриархом может иметь добрые последствия для всех. Я буду молиться и работать для того, чтобы Украина сохранила свою целостность, чтобы примирились противники, чтобы Украина всегда была страной дружественной, близкой и родной России, чтобы никогда антироссийские настроения не брали верх в Украине. И я буду особенно молиться и трудиться, чтобы антиукраинские настроения никогда не брали верх в России. Мы должны бережно относиться к тому единому духовному пространству, которое сегодня организует и сохраняет Православная Церковь. Что же касается политических выборов - ну что ж, как я уже неоднократно говорил, кто-то любит кофе пить с молоком, кто-то - со сливками, кто-то любит с сахаром, кто-то - без сахара. Политические ценности имеют надстроечный характер; базисные ценности сохраняет Церковь. И очень важно, чтобы при сохранении суверенитета стран, при уважении к нему мы одновременно, сохраняя эти базисные ценности, сознавали себя единой великой восточной славянской цивилизацией, способной сыграть очень важную роль в формировании контуров будущего мира. Прозвучал вопрос о положении на западной Украине, в частности, о том, какая могла бы быть оказана помощь в деле возвращения храмов, которые были отняты греко-католиками и раскольниками. - Мы говорили на эту тему с руководством страны, и я очень надеюсь, что по мере снижения напряженности будет разрешаться и вопрос с храмами. Знаете, когда с дальней дистанции смотришь на эту ситуацию, она тебе представляется одним образом, когда же начинаешь рассматривать эту ситуацию с совсем близкого расстояния, она представляется по-другому. Нужно спокойно разгребать завалы, которые возникли в результате политических противостояний и борьбы 90-х годов. Дай Бог, чтобы в Украине, как и в других странах постсоветского пространства, как можно быстрее все эти завалы были расчищены. Возвращаясь к теме базисных и надстроечных ценностей, журналисты спросили Святейшего Патриарха, существуют ли политические идеологии, которые Церковь считает греховными, которые никак не могут сочетаться с Православием. - Конечно. Когда идеологии призывают людей к совершению греха, тогда они греховные; тогда за такой идеологией - диавол. И Церковь оставляет за собой право бороться с такими идеологиями всеми доступными средствами. Недаром в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, что если государство начинает склонять людей ко греху, то тогда православные люди призываются Церковью к гражданскому неповиновению. Если государство толкает людей в ад, то Церковь не может быть безразличной к этому. Представителей прессы также интересовало, правда ли, что Святейшему Патриарху Кириллу было сделано предложение стать гражданином Украины. - Это пример того, как средства массовой информации иногда интерпретируют слишком широко слова, которые, может быть, не имели такого значения. Я встречался с духовенством Львовской епархии, и участники встречи попросили меня, чтобы я находился в Украине полгода, а полгода - в России. Я подчеркнул, что Патриарх Московский является Патриархом для всех стран, которые входят в его юрисдикцию, и он обязан находиться не только в Москве. Я сказал также, что если украинское государство готово мне предоставить гражданство - конечно, при условии сохранения гражданства российского, - то я был бы согласен принять его и был бы этому очень счастлив. Сегодня меня поправили, что украинская Конституция этому препятствует, и тогда я сказал депутатам: может, ради Патриарха можно сделать исключение? Cедмица.ru



полная версия страницы