Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Обида » Ответить

Обида

Николай Михайлович: Прот.Дмитрий Смирнов: Обида будет убивать прежде всего нас 19.11.2008 Текстовая версия Радио “Радонеж” - У меня такой вопрос. Проступки моего двоюродного брата по отношению ко мне, к нашей тете, вызвали мое осуждение, в котором я каялась на исповеди. Не могу его простить. Надо ли чтобы он покаялся, попросил у меня простить его? Ведь в евангельской притче должники со слезами, стоя на коленях, просили прощения. - Понятно. Ситуация обыкновенная. Но, если даже он формально попросит у вас прощения, может быть, на колени встанет — вряд ли вас удовлетворят эти внешние проявления. Если он это сделает — прекрасно. Это значит, что человек осознал свою неправоту. Но работа будет проделана только с его стороны. А вы как христианка и крещеный человек должны проделать свой путь. Потому что покается ли он или не покается — это касается спасения его души. А нам с вами нужно думать о спасении нашей. И эта не заживающая рана может послужить препятствием для вступления в Царствие Божие. Или можно сказать, прихода Царствия Божьего в наше сердце. Потому что пока эта рана существует, Господь, Святый Дух не может в нашем сердце поселиться. То, что вы каялись — это хорошо. Но есть и путь, на который указал сам Спаситель: молитесь за обижающих вас и добро творите творящему вам напасть. Молиться за этого человека, чтобы Господь умягчил его сердце, чтоб он его наставил на путь истинный, увидел всю нехорошесть своих поступков. Молитесь с любовью, с сожалением. И если мы будем так молиться, то постепенно наша рана начнет затягиваться. А уж покается он или нет — это его дело. Понимаете, мы не можем на него в этом смысле повлиять. А если будем творить ему добро, тому человек, который с нами сотворил такую напасть, то мы его скорее расположим к добру. Злом к добру нельзя подвигнуть. Иногда люди вынуждены творить зло. Вот, недавний военный конфликт. Грузинские войска напали на неповинных людей. Ну, что осталось? Вынужденно принудить их к миру, использовать силу, что тоже зло. И люди погибли, и ничего с этим не сделаешь. Это была вынужденная мера. Но очень важно, чтобы не осталось зла в сердце, чувства мести. Потому что месть, обида будет убивать прежде всего нас. И не даст возможность нашему сердцу достичь мира. Вот того мира, о котором преподобный Серафим Саровский говорил: стяжи дух мирен. Поэтому то, что требуется с нашей стороны, мы должны сделать. А уж тот человек, наш, скажем, оппонент — мы не можем на него повлиять, кроме как делая ему добро. Тогда, может быть, его сердце и смягчится. - В Евангелии сказано — блаженны миротворцы. И нет большей любви, чем душу свою положить за други своя. Вот, замечу, в связи с этим конфликтом на юге, что мы и в 41-м году Европу защитили, и сейчас защитили пострадавших. Я не могу понять людей на Западе, почему они какие-то двойные, не такие, как мы православные. В чем отличие? Я чувствую эту разницу, а понять не могу и не хочу быть таким. - На Западе тоже люди разные. Когда Великобритания ввела свой контингент в Ирак, в Англии сотни тысяч людей вышли на улицы с протестами. А когда в Чехословакии затеяли ставить элементы противоракетной обороны - то же самое. По отношению к нам Великобритания и Чехия — это Запад. Те люди, которые приходят к власти так называемым демократическим путем, а значит за деньги, они творят то, что им выгодно. Или действуют как марионетки за чужие деньги, потому что демократия — это власть денежного мешка. Для дураков придумано, что демократия - власть народа, его волеизъявление. Это полная чепуха. И поэтому люди, которые с помощью средств, своих ли, чужих ли приходят к власти, они просто выполняют волю тех, которые эти деньги дали. Поэтому во всяких подобных конфликтах надо понимать, что одно дело — люди, которые живут в этой стране. А другое дело — правительство. И потом. Самостоятельное мышление имеют 8% процентов людей, а остальные, к сожалению, нет. И это мы видим на примере Грузии, которая оказалась в информационной блокаде. Все люди, даже думающие, не имея информации о том, что на самом деле происходит ни по Интернету, ни по спутниковому телевидению, ни по радио, твердо верят тому, что говорит им с экрана их президент. Ничего другого они не знают и, конечно, их сердца исполнены патриотизма, так как они воспринимают внушаемые им мысли. То есть они являются жертвами пропаганды. Природа человека всюду одинакова. Конечно, оказывают сильное влияние культура, к которой принадлежит он сам и его предки. Место жительства, цвет кожи — очень многое оказывает влияние. Но все-таки по природе своей каждая душа - христианка, и всегда можно в глубине души найти то, что именуется христианскими ценностями. Даже, если человек никогда не слышал о Христе, все равно каждый всегда знает, что ему есть добро, а что ему есть зло. У каждого есть внутреннее чувство справедливости. И только человек поддающийся пропаганде, действительно может поверить, что введение войск в Ирак — это благо. Ну, какое ж благо, когда там более четырех тысяч американцев и сотни тысяч иракцев разных национальностей уже погибли! Под предлогом борьбы с террором. Но, если взять весь террор, начиная с того, который развязали у нас до революции, и все жертвы террора собрать вместе — окажется, что в Ираке погибло гораздо больше. Поэтому вся эта борьба с террором — сущий обман. А цели-то другие. Чтобы людей как-то заставить в это поверить, им велят снимать ботинки, ремни во всех авиационных перелетах, чтобы они все время чувствовали напряжение. Хотя угроза террора существует, на деле она гораздо меньшая, чем гибели самолета от испорченных двигателей или ошибок пилота. Я уж и не говорю про автомобильные катастрофы. Когда садишься в автомобиль, угроза увечий или смерти в десятки, сотни раз выше, чем угроза нарваться на террориста. При этим от автомобиля-то мы не шарахаемся, а наоборот, стараемся его приобрести. И, несмотря на все сложности, ездить на нем. Но есть такое свойство человеческого ума как внушаемость. Его-то и используют те, кто владеет тем, что по какой-то странной нелепой привычке именуют средством массовой информации. Потому что эти средства массовой информации даже с погодой врут. Какая там информация? Просто говорят то, что требуют, что удобно тем, кто в руках имеет это средство. Но это средство не информации, это средство определенного рода пропаганды и больше ничего. А люди есть люди, у многих людей не потеряно чувство справедливости, правды. И на Западе есть люди, христиански настроенные. И есть равнодушные, есть и озлобленные, ну такие же, как у нас. И поэтому разница, конечно, между нами есть, потому что западная культура от нашей восточно-христианской сильно отличается. Но потом мы же подверглись коммунистическому игу, которое исказило наше сознание, отбило охоту творчески работать. Такая полная покорность правящему классу, чиновничьему аппарату! На Западе трудящиеся постоянно вырывают себе блага с помощью забастовок, еще каких-то акций. У нас же, кроме голодовки, вообще ничего не видать, не слыхать. Людей лишают зарплаты. Вместо того, чтобы сделать стачку, а другим их поддержать, они еще и голодают. Какая-то странная форма. Хотя существует с XVIII века, даже раньше, такой способ борьбы за свои права. Понять это досконально довольно сложно. Тут есть аспекты и религиозные, и политические, и аспект пропаганды, и национальный аспект, и патриотический. В каждом явлении, которое затрагивает большое количество людей, много движущих сил. Все их изучают ученые, этим изучением пользуются, иногда недобросовестно и т. д. Общественная жизнь сложна, и понять ее целиком непросто. Да, в общем, это и не обязательно, потому что спаси себя — и хватит с тебя. Нас Господь вызвал к жизни из небытия именно в этот отрезок истории, призвал именно в нашей стране. Наградил нас православной верой. Ну вот, исходя из этого, и будем жить. - Вопрос о десятине. Считается, что десятину надо непосредственно отдавать батюшкам. А деньги, которые отдаются на благотворительность, считаются ли десятиной? Каково Ваше мнение? - Во-первых, батюшки бывают разные. С одной стороны это хорошо, а с другой стороны не очень. Есть такой совет в древнем памятнике христианской письменности, в учении святых апостолов Дидахэ. Оно гласит: прежде, чем дать милостыню, пусть она вспотеет в руке твоей. Христианин, который не творит милостыню - не может научиться молитве. Творить милость - свойство христианина. Поэтому, если человек живет только собой, своими переживаниями, своими молитвами, этого недостаточно. Христианин должен поститься, без поста не существует никакой религии. Никакой религиозной жизни без поста вообще не может быть. Но пост — это не только мясо, творог. Пост — это вообще воздержание от зла. Творог, мясо не есть зло. Но для начинающих, чтобы научиться в чем-то себе отказывать, это обязательно. Надо распространить и дальше. Воздерживаться от того, чтобы дать человеку в физиономию, обругать его какими-то словами, сердитый взгляд. Все время воздерживаться от зла. Конечно, если человек думает, что он не ест скоромных продуктов, и это пост, ну это, конечно, глубокое заблуждение. Хотя это в какой-то степени все-таки дисциплинирует, но как апостол Павел говорил, телесное упражнение мало полезно, с духовной точки зрения. А второе крыло молитвы — это есть милостыня. Христианин должен все время творить добро. Это не обязательно деньги давать, потому что добро — это и посидеть с больным, или с ребенком, пока маме нужно куда-то съездить. Это все, что угодно. Любое проявление добра ближнему, сделанное ради Господа. Это не только о болящем. Господь перечисляет в притче о Страшном суде, что в темнице был - и вы посетили меня, голоден был — накормили, жаждал — напоили. И этот список можно продолжать без конца. Потому что для древних иудеев десятая часть своего имущества на храм — это была такая заповедь, но это для людей совершенно диких, понимаете. У них был еще звериный нрав. Можно себе представить, что какой-то зверь, лев, убил антилопу, подбежали гиены. Он сказал: ну, гиенки, покушайте, а потом, что останется — я. Это же невозможно себе представить! А для человека возможно: мы накормим слабых, а потом дадим сильным. То есть, у человека все должно быть не по-звериному, а по — человечески, наоборот. И это есть тоже десятина. Но от христианина требуется нечто большее. Не просто десятую часть того, что ты имеешь, отдать. Это относится еще к Ветхому Завету. Вообще, если человек отдает десятую часть того, что он имеет, это ничтожно мало. Иоанн Златоуст говорил, что не может тот называться христианином, кто имеет припрятанные деньги. Как ты имеешь припрятанные деньги, а сколько людей нуждается? Ты что, с ума сошел? Если ты крещеный человек, то должен непрестанно помогать людям. Это должно быть твоим свойством. Вот офицер Денис Ветчинов, получил девять пуль, одну в голову и продолжал сражаться. Сохранил жизнь журналистам, потому что они штатские, лезут, куда, в общем, не положено ради того, чтобы люди страшную картинку увидели по телевидению. Он их защитил ценой своей жизни, хотя у него жена, ребенок. Он вообще отдал все, что он имел, свою жизнь для того, чтобы спасти ближнего. Вот это христианская десятина, понимаете. Поэтому, кому деньги давать, кому не давать — это разговор даже не для христианина. Нормальный христианин должен как Василий Великий отдать все. Другое дело, что он этого не может. И нам в этом оправдания нет. Господь богатому юноше сказал: хочешь следовать за мной — продай имение и следуй за мной. Именно отдай нищему, тем, кто нуждается, и следуй за мной. Будешь настоящим учеником Христовым, как Мария, будешь сидеть у ног Христа и слушать слово Божье. Мы этого не можем. Кто что может, вот на столько - ну, слава Богу. Можешь в день молитве уделить 20 минут — и хорошо. Нужно, что б был какой-то рост, чтоб через год уже не 20, а 21 минута. Если ты можешь что-то для кого-то сделать, значит надо это увеличивать постоянно. То есть цель-то христианина такая же, как у Христа, который пришел не для того, чтобы ему послужили, а чтобы Он послужил. И в знак этого он мыл ноги ученикам. Вот это настоящая христианская десятина. А на счет десяти процентов это еще Ветхий Завет, это еще не христианство. - Как Вы относитесь к смертной казни? И в продолжение вопроса. Романтическое отношение к декабристам у меня прошло. Но тем не менее, мне непонятно, как мог царь Николай Первый — помазанник Божий отправить пятерых декабристов на казнь, на виселицу? - Он отправил их на виселицу по закону. Закон так предписывал. Он, конечно, как император, источник власти мог бы их помиловать. Но это помилование уже в некотором смысле нарушение закона. Я не помню, просили ли они о помиловании, может быть, кто-то из них просил. Но я думаю, что если бы они раскаялись и как-то попросили милости, сказали, что «мы больше никогда ничего подобного не будем» — может быть, в ссылку их сослали, но вешать не стали. Но по закону Российской империи того времени они должны быть повешены, и не только пять. А очень многие. Представим себе, вот вы, я и еще соседи наши решили бы убить президента Российской Федерации. Очень близко бы к этому подошли. Ну, есть у нас статья в Уголовном кодексе — свержение власти насильственным путем. Они же именно это осуществили, вывели войска, причем обманом на Сенатскую площадь. Конечно, простые солдаты не понимали, что такое конституция. Им сказали: кричите « Конституция! Конституция!» за новую императрицу. Ее зовут Конституция. И они кричали. Что простой солдат понимал? Они хотели совершить государственный переворот. То, что царь Николай не дал этому случиться — милость Божья. Это был обыкновенный масонский заговор, и все эти люди принадлежали масонским ложам. Все эти тайные общества руководимы с Запада. Взять вот сейчас, в Таиланде была заваруха оппозиционная, и что мы видим? Вся оппозиция в желтых одеждах. Вот и «желтую революцию» придумали. Сразу ясно, откуда ноги растут. Меняется только цвет — оранжевые, розовые, зеленые, там еще какие-то. Захотели, так сказать, воспользовавшись такой ситуацией, когда действительно есть реальная оппозиция, снабдить ее деньгами, и одеть всех в желтые одежды и устроить очередную бучу. Вот прямо буквально и сейчас еще происходит. Наше посольство предупреждает сограждан, кто в Таиланде отдыхает, чтобы не ходили любопытствовать, где большие скопления народа, это очень опасно. Так что это все — и наша революция, и еще та первая наша революция на Сенатской площади - это продукты Великобритании. Совершенно очевидно и это давно известно и документировано. Я представляю, что если бы Россия такую бучу затеяла против Англии. Там бы вообще всех повесили без всякой жалости. Поэтому это решение царя было чрезвычайно милостиво и снисходительно. И нет никакого романтического отношения, это, по существу, прославление декабристов. С подачи масона Ленина это все сделано. Пропаганда школьная, обыкновенная промывка мозгов. Если бы вы почитали хотя бы протоколы допросов декабристов — Пестеля, Рылеева, вы бы ужаснулись. Потому что таких предателей, как они, вообще свет не видывал. Вот Рылеев «заложил» сотни людей. Не только участников этого заговора. Он называл имена людей, которые, как он предполагал, могли бы сочувствовать заговору! То есть декабристы оказались абсолютно ничтожными даже как заговорщики. За что их восхвалять? Ну, конечно, остались миниатюры, портреты. Они в красивых мундирах, красиво причесаны, вроде у них такой ореол страдальцев. Какие страдальцы? Это обыкновенные разбойники! Они убили на Сенатской площади Милорадовича, героя войны 1812 года, который выехал к ним. Подло убили, не на дуэли, а исподтишка. Это настоящие убийцы, поэтому тут не до романтизма. - Господь говорит: не воздавайте зло на зло, но побеждайте зло добром. Отцы церкви когда-нибудь разбирали вопрос о том, каким образом таких людей, как вы говорите, масонов, этих сатанистов, победить добром? Как вообще можно создать равновесие в мире, каким-то образом воздействовать на них и привести в чувство? - Бывает, что человек от каких-то своих заблуждений отказывается и приходит к покаянию. Он становится не только нормальным человеком, но и даже святым угодником Божьим. Таких переворотов сколько угодно можно насчитать, начиная с того разбойника, который покаялся на кресте. Мне еще сейчас вспомнился отец Григория Богослова — одного из самых выдающихся святых, учитель церкви. Его папа был не только язычником, он был языческим жрецом, а стал православным епископом и прославился как святой. Вот можете себе представить, какой человек проделал путь! Вообще это возможно. Но всякие заблуждения людей, зловерия, к которым можно отнести и масонство, сатанизм, сектантство всякого рода — это есть инфекция. Но существуют две теории борьбы с инфекционными заболеваниями. Одна — идти путем прививок, которые, к сожалению, разрушают иммунитет. А вторая — все время улучшать иммунитет. И тогда, если человек закален, он меньше будет подвержен простудам и остальным заболеваниям. Поэтому, если народ нравственно здоров, имеет правую веру, живет по христиански, то никакие инфекции, никакие масоны — патиссоны там, инородцы, ничего не могут с ним сделать. Ему вот предлагают, допустим, грабь награбленное. Он говорит: а это нехорошо. Ему говорят: ну, пойдем, сожжем помещичью усадьбу. А он отвечает: ты знаешь, а это грех. Говорят: давай убьем директора завода или его владельца. А в ответ: как же я это буду делать, когда у него дети малые, и вообще это человек, который мне работу дает, как же я буду убивать? И все, и никакая революция невозможна. Но, когда нравственность ослабевает, когда человек уже способен одно совершить, другое, третье — тогда возможно все. Недаром Карл Маркс и вся сволота из бесчисленных интернационалов опирались на пролетариат. Почему? Это самый безбожный был слой населения. И понятно, что у человека, у которого нет нравственности, легче всего обратить какими-то посулами к тому, чтобы насильственным путем что-то вершить. Это очень легко, гораздо легче, чем крестьян, почему вся эта коммунистическая камарилья так ненавидела крестьянство. Именно в силу того, что крестьянин твердо стоял на принципах христианских. Вот это хорошо, а вот это плохо. Это благо, а этого делать никак нельзя. И это их раздражало, потому что крестьяне никак не реагировали на эти революционные призывы. Поэтому все коммунистические деятели, начиная от Ленина, Сталина, Полпота, всегда устраивали геноцид крестьян. Уничтожили миллионы казаков, потому что они за веру стояли. Свердлов с Троцким решили вообще казаков уничтожить полностью. Но в России всегда какая-то часть оставалась. Мы не Германия, там просто — на бумаге решили и все именно так исполнили. Нет, все-таки и храмы не удалось все уничтожить, и веру не удалось вытравить полностью, как в других странах. Вот поэтому промысел Божий продолжает действовать и в таких жестоких условиях. Поэтому сколько бы там, как вы выразились, отцы Церкви ни собирались, ни думали - это зависит не от отцов Церкви, а от всей Церкви и от народа, который формально принадлежит Церкви. У нас 84% крещеных, и в то же время эти крещеные люди веруют и в магию, и в астрологию, и там не знамо чего. А в церкви ходят от этой большой части крещеного люда совсем небольшая часть. А из тех, кто исполняет или тщится исполнять заповеди Божьи, из тех, кто ходит в церковь, еще меньший процент. Поэтому раз, два и обчелся. Вот в этом-то вся и беда. - Весной наши братья где-то под Пермью ушли под землю Богу молиться. Я не могу понять, а в чем собственно они не правы? Неужели православный не может молиться там, где ему хочется? Вообще, что они нарушили? О руководителе говорят, что он безумный, тем не менее, его судили. Батюшка, в чем там дело? - Это уже достаточно изложено. Руководитель — псих, инвалид. Причем социально опасный, буйный. Конечно, человек может выкопать любую ямку, туда залезть и молиться. Но человек не имеет права туда в эту ямку посадить еще и детей, даже младенцев и держать их без света, в сырости, без свежего воздуха. И, конечно, никакой человек не может людей и детей содержать в том помещении, где одновременно находится разлагающийся труп. А там, в этой пещере под Пензой, было два таких трупа. И, собственно, вот это разложение и заставило их выйти, потому что атмосфера, которой они дышали, была невыносима. Конечно, каждый по — своему с ума сходит. Но здоровые люди должны все-таки принимать меры к тому, чтобы человек как-то из такого суицидального состояния вышел. Это же ясно! - У меня вот такой вопрос. Мы живем вдвоем: я и девочка 16-ти лет. У меня вторая группа инвалидности, и у нее со здоровьем есть проблемы. Пытается стать на путь православия. Но с ней очень трудно. Она гоняет меня по углам, раздражается, кричит постоянно. Куда деваться - не знаю. - Вообще-то возраст у нее переходный. В это время отроки и отроковицы становятся буйные. Чувства у них обострены, реагируют неадекватно. Какой-то пустяк вызывает у них раздражение, гнев, обиду. И нужно этот период постараться пройти спокойно. Стараться не обижаться, относиться как ну к больному человеку. И это довольно трудно, особенно, когда нет отца, дисциплинировать мальчиков и девочек подросткового возраста. Но все равно попытку нужно сделать. Что значит «гоняет по всем углам»? Если дерется — можно вызвать милицию. Я думаю, это протрезвит. Придут мужики в форме. Можно с участковым поговорить. Но, не видя этой ситуации, очень трудно давать заочные советы. Вы как мать, лучше ее знаете, хотя она перешла в возраст, как бы незнакомый для вас. И многое в ее личности уже изменилось. Но все-таки можно постараться. То, что она заинтересовалась церковной жизнью — это благо. Это, конечно, на нее благотворно повлияет. Вам нужно за нее молиться. Такая острая ситуация понудит вас на молитву, и это принесет девочке только пользу. Бог вам в помощь. - Батюшка! Известно, что римляне произошли от какой-то волчицы, которая вскормила братьев- близнецов Ромула и Рэма. В древнегреческой истории известно все о полисах, даже сохранились гомеровские произведения. А почему история славянских и русских племен такая закрытая? - Когда у нас существовал бесписьменный период, до наших первых летописцев, до Кирилла и Мефодия, конечно, было очень трудно. Да, существует легенда о том, что волчица вскормила Ромула и Рэма. Но то, что римляне произошли от волчицы — это ваша фантазия. Никакие римляне никогда не происходили от Ромула и Рэма. Город Рим, возможно, Ромулом был основан. Это легенда, миф. Но всякий миф имеет в себе историческую основу. Такие же разные мифы были и у наших предков до того, как они приняли христианство. Были языческие представления об устройстве Вселенной и т. д. Если вы по этому поводу ничего не читали, это еще не значит, что ничего не известно. Наша отечественная археология имеет высочайший общепризнанный уровень. Раскопки производятся до сих пор, правда, в последние десятилетия меньше, потому что в определенный период государство обеднело. Но сейчас все возрождается. И потом ведь нельзя сказать, что, да, о греческих городах мы больше знаем, потому что письменность была. Римлянам, например, предшествовали этруски. Они населяли полуостров, где жили впоследствии римляне. Но мы ничего о них не знаем. Есть только продукты их творчества — скульптуры, надгробия и посуда высочайшего мастерства. Но письменности этрусков мы не знаем. О многих народах, даже о большинстве мы можем знать только по упоминаниям в греческих или арабских источниках, которые уже имели письменность и жили одновременно с ними. У Геродота можно прочитать или у Тацита, римского историка. Есть такой великий прибалтийский народ латыши, может вы слышали. Первый памятник латышской письменности датируется 1890 каким-то годом. У них никогда не было ни государственности, ни письменности, никакой культуры, кроме первобытной. Лишь в конце XIX века, не без помощи русских, создалась письменность. И благодаря этому зафиксировался язык, а сейчас уже целое латышское государство, которое грозит России кулаком и памятники фашистам устанавливает. Без году неделя, понимаете! А уж что там было 500 лет назад — мы можем знать, но из чужих источников. Шведских, литовских, польских, ну, и конечно, русских. Им самим даже не на чем было написать! Мы очень мало знаем об истории кавказских народов, кроме армян и грузин, которые имеют древнейшие памятники письменности. А северокавказские народы, которые не имели письменности — о них мы не могли знать ничего, пока они не вошли в состав России. Поэтому Россия, имеющая тысячелетнюю письменную культуру, совсем не в худшем состоянии, чем другие народы. - Я читал житие святой Пелагеи Девы, которая чтобы не быть оскверненной язычниками, бросилась с крыши дома и разбилась на смерть. Считаете ли Вы, что это достойный пример для подражания? Это первый вопрос. Второй - «Пензенские сидельцы». Считаете ли Вы, что это была акция ФСБ для дискредитации церковных ревнителей? - Ваш вопрос так задан, как будто вы хотите мне какую-то ловушку поставить. Всякий пример связан с историческим контекстом. Значит, Церковь в то время нашла возможным и необходимым ее прославить. Этот вопрос был исследован. Сейчас мы живем в XXI веке. Совершенно другие реалии. И прямое подражание человеку древнему, который жил до нас в другой стране, говорил на другом языке — это нелепо. Это как современный парень, который пришел в современный монастырь и начал бы подражать, допустим, Пахомию Великому. Очень наивно и совершенно неправильно. Ничей пример из древности не годится для того, чтобы нам непосредственно ему подражать. Особенно в таком остром моменте, как наложить на себя руки. И второй вопрос. Нет, конечно, не считаю. Это из области бредовых фобий. Бывают такие психические заболевания, когда человек все время чувствует на себе взгляд КГБ и везде видит его происки. Это имеет свои основания, потому что был такой период в нашей истории, когда каждый гражданин СССР был под строгим присмотром спецслужб. Но, по милости Божьей, он кончился, поэтому оснований для таких фобий нет. У КГБ, то есть у ФСБ, имеются более серьезные задачи, чем заниматься такими глупостями. Источник: Радонеж

Ответов - 3

marabu: Как раз про обиду и прощение читала вчера у Паисия Святогорца. Лично мне есть над чем задуматься.

Николай Михайлович: Хотел бы я посмотреть на человека,которому не о чём задуматься по этому поводу.

marabu: Не, у меня в утрированной форме... Как раз последний месяц меня этот вопрос сильно занимает, вот и читаю на эту тему, и с батюшкой беседую.




полная версия страницы