Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Александро-Невское Братство » Ответить

Александро-Невское Братство

Николай Михайлович: Возрождается Александро-Невское Братство 21.11.2008 18 ноября 2008 года Епархиальный совет Санкт-Петербургской Епархии одобрил ходатайство Наместника Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры Архимандрита Назария (Лавриненко) о возрождении деятельности «Александро-Невского Братства». В этот же день Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир благословил воссоздание «Александро-Невского Братства» как межрегиональной общественной организации. Братство впервые было создано по благословению митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского), священномученика, расстрелянного в 1922 году. Складывание братства из мирян и монахов при главной обители Северо-Запада России – Александро-Невской Лавре – происходило в течение первых полутора лет после Октябрьской революции. Несмотря на фактически нелегальное существование, братство осуществляло строжайше запрещенную советскими законами общественно-благотворительную деятельность. Полная трагизма и жертвенного служения Всевышнему история братства прервалась в начале 1932 г. Руководство и активисты Александро-Невского братства были репрессированы. Руководивший в то время Братством архимандрит Лев (Егоров) был приговорен к максимальному сроку наказания – 10 годам лагерей. 20 сентября 1937 г. Священномученик Лев был расстрелян. Судьба других членов братства была не менее трагична. След, оставленный Александро-Невским братством в истории Русской Православной Церкви ХХ века был достаточно заметным, и память о нем верующие сохранили до настоящего времени. В 2003 г. состоялось прославление в лике святых архимандрита Льва (Егорова) и двух братчиц – Екатерины Андреевны Арской и Киры Ивановны Оболенской. 11–13 июля 2008 года на форуме соотечественников «Русский Царьград», отрывшемся в Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре сформировалась инициативная группа по возрождению Александро-Невского Братства. Эта идея получила поддержку нескольких церковно-общественных организаций в различных регионах России. Целью деятельности вновь возрожденного Александро-Невского Братства будет продолжение исторически сложившейся миссии в современных условиях, а также подготовка к празднованию 300-летия со дня основания Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Зав. отделом по внешним связям Свято-Троицкой Александро-Невской лавры Сергей Шаров Историческая справка: Александро-Невское братство, бывшее заметным явлением церковной жизни северной столицы в 1920-е – начале 1930-х годов, сложилось к 1 февраля 1919 г. на основе Братства по защите святынь Александро-Невской Лавры (январь 1918 г.), Александро-Невского православного трудового братства при свечном заводе (1918) и молодежного кружка, включавшего в себя монахов и мирян обоих полов (существовал с дореволюционного времени, участников объединяли просветительские беседы иеромонахов братьев Гурия и Льва (Егоровых) и имя святого Александра Невского, организованную форму кружок получил 8 марта 1918 г.). Братство было объединением людей, ревнующих о высших подвигах христианского благочестия. На протяжении четырнадцати лет оно играло заметную роль во всех важнейших событиях жизни Петроградской (затем Ленинградской) епархии, активно борясь с обновленческим расколом и противодействуя иосифлянскому разделению. Подобные братства возникали в соответствии с решением Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг., в Петроградской епархии процессом их создания активно руководил будущий священномученик митрополит Вениамин (Казанский). Создали и возглавили Александро-Невское братство три молодых иеромонаха, каждый из которых в дальнейшем стал известным церковным деятелем – Иннокентий (Тихонов), будущий архиепископ Винницкий, Гурий (Егоров), будущий митрополит Ленинградский и Ладожский, по последней кафедре Симферопольский и Крымский, и Лев (Егоров), будущий архимандрит, новомученик. Живым руководством ко спасению для единомысленных друг другу монахов были слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва» (Иак. 2, 26). Принимались в братство «все желающие, уяснив, что они преданные религии люди». Изначальные цели создания братства заключались в возрождении и развитии приходской жизни, выполнении отдельных служений по христианскому просвещению и воспитанию, в объединении людей, ревнующих о высших подвигах христианского благочестия, позже – в создании новых монашеских общин за стенами закрываемых обителей и подготовке к принятию пострига образованных молодых людей обоего пола, в условиях массовых репрессий – в подготовке кандидатов в епископат. Деятельность братства была многогранна. Основой духовной жизни членов братства были ежедневные истовые богослужения с точным соблюдением богослужебного устава, проповедью и общенародным пением. Братство имело свои хоры, которыми первоначально руководили иеромонахи Иннокентий (Тихонов) и Гурий (Егоров). Члены братства бескорыстно исполняли все обязанности по своему храму – пономарей, певцов, свеченосцев, чтецов и т. д. За каждым богослужением произносилась действенная проповедь, имела место общая трапеза. Просветительская и миссионерская деятельность. Первоочередным делом были занятия Законом Божиим с детьми, занятия в кружках молодежи. Церковную работу с детьми возглавлял иеромонах Лев (Егоров). Братчики делали все возможное, чтобы после запрещения изучения Закона Божия в школах (Декрет об отделении церкви от государства от 19 января 1918 года) в народе не угас огонь веры. Лаврские иноки и миряне из братства вели 69 детских кружков, в которых изучался Закон Божий. Занятия проходили в основном по воскресеньям в помещениях при Крестовой Митрополичьей церкви, а также на квартирах. Детей учили церковному пению, церковно-славянскому языку, проводили для них говение и сокращенную Литургию, на которой они сами пели и читали. Дети участвовали и в крестных ходах, для чего были заведены специальные кресты, хоругви, иконы и облачения. По воскресеньям устраивались религиозно-нравственные чтения для народа, темы которых вывешивались при входе в Лавру. Устраивались также лекции, диспуты и т. п. Члены братства совершали паломнические поездки в монастыри Петроградской епархии, вели антисектантскую (в частности антибаптистскую, античуриковскую), а также противокатолическую работу. Весной 1920 г. в Александро-Невском братстве возник миссионерский Сергиевский кружок под руководством М. А. Безбородова и В. И. Клочковой, действовавший главным образом среди молодежи. К 1920 г. Александро-Невское братство имело большую библиотеку религиозных книг и предоставляло книги из нее в пользование другим братствам. В помощь миссионерской работе предположительно создавались и передвижные религиозные библиотеки для временного пользования в ближайших к Лавре домах. В начале 1920 г. в составе братства профессор Н. М. Егоров возродил существовавший до революции богословский Златоустовский мужской кружок. По-видимому, он вошел в занимавшееся богословскими проблемами «Содружество под покровительством святого Василия Великого», председателем которого был Н. М. Егоров, а духовным руководителем о. Лев (Егоров). На духовное совершенствование братчиков определенное воздействие оказывали находившиеся в Лавре богословские курсы, позже Богословско-пастырское училище, Богословский институт, в котором многие из них или преподавали, или учились. Понимая, что над всеми существовавшими с дореволюционных времен монастырями нависла угроза закрытия, руководители Александро-Невского братства решили приступить к созданию новых монашеских общин за стенами обителей и подготовке к принятию пострига образованных молодых людей обоего пола. В качестве первого шага для всех имеющих личное стремление к монашеству были созданы мужской и женский кружки по изучению истории монашества и вопросов, к нему относящихся (соответственно, 18 августа 1921 г. и 16 октября 1921 г.). Первым руководителем мужского кружка был архим. Иннокентий (Тихонов), в кружок входили многие насельники Лавры. В 1922 г. его сменил иером. Гурий (Егоров), бывший также организатором женского кружка. В Александро-Невской Лавре было создано специальное мужское общежитие с общей молитвой и трапезой. Общежития монашеского типа для братчиц были созданы также на Конной улице, 8, 22 (по благословению архим. Гурия) и на Серафимо-Дивеевском подворье в Старом Петергофе, ныне – Ораниенбаумское шоссе, 11 (настоятель – иером. Варсонофий (Веревкин). Монашеский мужской кружок имени Иоанна Лествичника особенно активно собирался в 1926–1928 гг., почти все из членов кружка в дальнейшем приняли монашеский постриг. В 1926–28 гг. регулярно проводились заседания философского (мужского) кружка под руководством архим. Варлаама (Сацердотского). Издательская деятельность. За годы существования издавались: машинописная «Приходская хроника Скорбященской Лаврской церкви (Крестовой церкви)», «Миссионерская хроника» (В. Б. Шкловский), общебратский вестник, брошюры (Н. Красильников) и более солидные научные труды членов братства. В частных издательствах вплоть до второй половины 1920-х гг. выпускались церковные календари. По воспоминаниям проф. Н. А. Мещерского, иеромонах, а позже епископ Иннокентий (Тихонов) «регулярно вел богослужебный отдел в православных церковных календарях; это были приложения к календарю». Благотворительная деятельность. Заключалась в посещении больниц, богаделен, приютов и раздачи там продовольствия, одежды, денежных пособий нуждающимся. Действовала «больничная миссия», в которой участвовали братчицы, работавшие в больницах. Оказывалась существенная помощь и бедным прихожанам храмов братства. В 1922 г. при Лавре на средства богомольцев Духовской и Крестовой церквей был открыт питательный пункт. Политический Красный крест. Забота об арестованных и осужденных по делам Церкви выражалась в материальной помощи им и духовной поддержке, которая осуществлялась как при личных свиданиях с заключенными в тюрьме, так и опосредованно. Братчицы постоянно запрашивали следователей и прокуроров о состоянии дел своих подопечных и следили за точным соблюдением властями закона. Некоторые организационные формы деятельности братства: общебратские моления, общебратский годовой праздник (в ближайший воскресный день к зимнему 23 ноября / 6 декабря дню памяти св. Александра Невского), командировки членов братства для участия в богословских дискуссиях, для ведения бесед, лекций, издание общебратского вестника (хроники), единый фонд общебратской взаимопомощи. Каждый член братства имел определенное ему руководителем дело в братстве, должен был жить под руководством избранного им духовника, выполнять правила религиозно-нравственной жизни («Памятка братчику и братчице» была составлена иером. Гурием (Егоровым). К 1920 г. Александро-Невское братство достигло численности 70–100 человек. Первая общебратская конференция состоялась 5 мая 1920 г. в Лавре, на ней было принято совместное решение об объединении в союз всех существующих городских братств «на почве религиозно-просветительной и благотворительной деятельности» и о создании совета. К весне 1921 г. в общебратский союз входило уже более 10 петроградских братств, начали возникать первые братства и в других городах епархии. Вторая общебратская конференция состоялась в начале августа 1921 г. В 1922 г. в условиях признания Лаврой обновленческого Высшего церковного управления, Александро-Невское братство, категорически отвергавшее обновленцев, не могло оставаться в стенах обители и было вынуждено уйти из Крестовой церкви. Началось время кочеваний по храмам, затем один за другим следовали аресты и ссылки руководителей («дело Спасского братства» 1924 г., «дело Епископского совета» 1925 г., «дело Богословско-пастырского училища» 1927 г. и др.) Однако братство находило новые виды и формы работы, набирало новых членов, в том числе высокообразованных молодых людей, и к 1932 г. насчитывало до 100 братчиков. Возникло несколько новых небольших общин сестер, например, на Растанной ул., 26, 8 и на Гончарной ул. Членами братства в свое время были отцы братства: архиепископ Винницкий Иннокентий (Тихонов, 1889-1937), организатор братства, митрополит Ленинградский и Ладожский Гурий (Егоров, 1891-1965), по последней кафедре – Симферопольский и Крымский, организатор братства, священномученик архимандрит Лев (Егоров, 1889-1937), организатор братства, архимандрит Варлаам (Сацердотский) (1896-1937), возглавлял братство в 1922–1923 и в 1930-е гг., епископ Яранский Нектарий (Трезвинский, 1889-1937), окормлял братство в 1924 г., канонизирован РПЦЗ, архимандрит Серафим (Суторихин, 1901-1979), руководитель кружка братской молодежи, игумен Варсонофий (Веревкин, 1894-1939), настоятель Серафимо-Дивеевского подворья в Петергофе, иеромонах Сергий (Ляпунов, 1901-1936), один из руководителей братства в 1928 г. братчики и братчицы: митрополит Ярославский и Ростовский Иоанн (Вендланд, 1909-1989), митрополит Рижский и Латвийский Леонид (Поляков, 1913-1990), архиепископ Пермский и Соликамский Никон (Фомичев, 1910-1995), погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, преподобный Серафим Вырицкий (Муравьев, 1866-1949), архиепископ Ярославский и Ростовский Михей (Хархаров, 1921-2002), игумения Серафима (Яковлева, 1898-1965) – организатор и старшая сестра общины при Серафимо-Дивеевском подворье, монахиня Александра (Маракушина, 1874-1970), монахиня Евгения (Помылева, 1899-1980-е гг.) – скончалась насельницей Пюхтицкого монастыря, монахиня Макария (Костецкая, 1894-после 1938) – организатор и старшая сестра общины на Конной, монахиня Мария (Шмидт, 1880-1953) – старшая сестра общины на Конной, новомученица Екатерина Арская (1875-1937), новомученица Кира Оболенская (1889-1937), профессор Иван Павлович Щербов (? −1925) – заведующий Богословско-пастырским училищем, ректор Петроградского Богословского института; погребен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры, Фроловский Михаил Николаевич (1895-1943), монах Нестор (Маркович, 1861-после 1941) – профессор, ботаник, богослов и духовный писатель, Мейер (Дмитриева) Лидия Александровна (1901-1993), Мещерский Никита Александрович (1906-1987) – автор воспоминаний, посвященных Александро-Невскому братству (Л., 1982, рукопись), Мудьюгина Вера Николаевна (1874-1974), мать будущего архиепископа Михаила (Мудьюгина), Палевич Варвара Панкратовна (1869- после 1924) – организатор шествия верующих 5.06.1922 к ДПЗ с целью поддержки арестованного митр. Вениамина Петроградского. В 1930-е гг. руководителями братства были, в отсутствие сосланных о. Иннокентия и о. Гурия, архим. Лев (Егоров) и архим. Варлаам (Сацердотский). По сохранившимся архивным документам и воспоминаниям, разница во взглядах этих отцов заключалась прежде всего в том, что о. Лев считал необходимым в изменившихся к худшему внешних условиях готовить образованных молодых людей к принятию тайного монашеского пострига с тем, чтобы они, живя в светской среде и работая в гражданских учреждениях, боролись за Церковь и несли слово Божие в массы. О. Варлаам полагал, что по-прежнему необходимо создавать полулегальные общины сестер и братьев с уставом внутренней жизни, близким к монастырскому, и постепенным отдалением членов общин от советской действительности и светской среды вообще, он учил внутреннему благочестию и благотворительной деятельности (т. е. не призывал к мирской и миссионерской работе). Из всех братских отцов у архим. Льва «направление было наиболее светское». Среди его духовных детей имелось «много тайно монашествующих, которые не теряли светского облика и не были чужды советской действительности». Содержание работы было, в основном, прежним. Важнейшим делом, которое в условиях нарастания безбожной пропаганды приобретало исключительное значение, считались частные занятия с детьми Законом Божиим. Собирались молодежные богословские кружки (их насчитывалось не менее пяти), поддерживалось тесное общение и взаимопомощь братчиков, осуществлялись паломнические поездки братчиков в монастыри – в Макарьевскую, Троице-Сергиеву (в Стрельне) пустыни, Кикеринскую, Нежадовскую и другие обители. Оказывалась продуктовая помощь монастырям, главным образом, Макарьевской пустыни, материальная, вещевая, продуктовая помощь заключенным, больным и их семьям, это была практически единственная легально доступная форма церковной благотворительности. Регулярно и организованно оказывалась помощь заключенным и ссыльным священнослужителям. Полная трагизма и жертвенного служения Всевышнему история братства завершилась в начале 1932 г. Его судьба была предопределена развернутой кампанией массовых арестов священнослужителей и, прежде всего, монашествующих. Главный удар органы ОГПУ нанесли в так называемую «святую ночь» с 17 на 18 февраля 1932 г., когда было арестовано около 500 человек, в их числе около 40 членов Александро-Невского братства. Следственные органы пытались сфабриковать дело влиятельной контрреволюционной организации с широкими внутрисоюзными и международными связями. В обвинительном заключении было сказано: «…доказано, что „братство“ в настоящее время, как и в первые годы своего существования, являлось передовым отрядом церковной контрреволюции, указывая православной церкви пути борьбы против пролетарского государства в условиях периода социализма». Открытого суда не было. 22 марта 1932 г. выездная комиссия Коллегии ОГПУ вынесла подсудимым приговор – от лишения права проживания в Ленинграде и Ленинградской области на 3 года до 10 лет лагерей. Судьба осужденных в 1932 г. членов братства сложилась по-разному. Большинство братских отцов погибло в конце 1930-х гг. Некоторые из отцов выжили в заключении и даже вышли на свободу, но вскоре погибли или умерли от болезней. Архимандрит Гурий (Егоров), единственный из руководителей братства, не погиб в период «большого террора» и в ссылке продолжал окормлять часть бывших братчиков и братчиц. Постепенно вокруг него в Ташкенте (позже, в Фергане) сложилась небольшая община его духовных детей – иеромонах Иоанн (Вендланд), монахиня Мария (Шмидт) и некоторые другие. В 1945 г. он был назначен наместником возрождавшейся Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, позднее – митрополитом Ленинградским и Ладожским. Скончался владыка Гурий в 1965 г. Чудом выжил в лагерях несколько раз подвергавшийся арестам о. Серафим (Суторихин). Он был назначен настоятелем Георгиевского храма г. Самарканда, где и служил в сане архимандрита до своей смерти в 1979 г. Следует отметить, что аресты все же не коснулись около 50 активных братчиков и братчиц (из них почти половина вступила в братство до 1926 г.). Оставшиеся в Ленинграде члены братства уже не собирались вместе и не занимались организованной благотворительностью, хотя в индивидуальном порядке продолжали помогать арестованным за веру, а также обучать детей Закону Божию. Они поддерживали друг друга морально и материально, старались хранить верность братским правилам и берегли память о своих погибших в лагерях духовных отцах. Последней из активных членов Александро-Невского братства скончалась 9 ноября 1993 г. в Петербурге Лидия Александровна Мейер. Несмотря на жестокие репрессии, братские отцы все же во многом смогли воплотить в жизнь одно из своих стремлений – в условиях гонений подготовить новых молодых священнослужителей Русской Православной Церкви. Таким образом, след, оставленный Александро-Невским братством в истории Русской Церкви ХХ века, был достаточно заметным, и память о нем верующие сохранили до настоящего времени. В 2003 г. состоялось прославление в лике святых архимандрита Льва (Егорова) и двух братчиц – Екатерины Андреевны Арской и Киры Ивановны Оболенской. Сергей Шаров Источник: Русская линия

Ответов - 0



полная версия страницы