Форум » Обо всём на свете (Фото, флуд и прочее...) » Украинские уроки » Ответить

Украинские уроки

Николай Михайлович: Украинские уроки Патриарха Кирилла: апология единства Церкви 07.08.2009 Поездка Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину стала настоящей апологией единства Церкви. Именно тема единства заняла центральное место в словах Патриарха, обращенных к украинской пастве, а его действия были направлены на то, чтобы это единство подчеркнуть. Единство евхаристическое показывает, прежде всего, что люди, причащающиеся Святых Таин на литургии соединяются в одно Тело Христово, которое, по словам апостола Павла, есть Церковь. Любое разрушение церковного единства в православном сознании является тяжким грехом. «Никакими аргументами, никакой человеческой мудростью, никакими человеческими идеалами нельзя оправдать раскол, потому что раскол ― это нарушение слов Господа о единстве Его наследия» [1]. Лицемерие раскола ясно прослеживается именно в Евхаристии. «Раскол ― это нарушение слов Господа о единстве Его наследия. Зачем же тогда в расколе совершать литургию и произносить кощунственно эти слова: «Нас же всех, от единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единаго Духа Святаго причастие»?[1]. Действительно как может совершаться Евхаристия – Таинство Единства Церкви, когда община противопоставляет себя Церкви? «За лицемерие Бог наказывает — и тех, кто в расколе, и народ, который не понимает истины и Божественную заповедь о единстве Таинства Евхаристии предает во имя человеческих мечтаний и идеалов» [1]. Последствиями нарушения церковного единства становятся разделения в обществе, внутри нации, в трудовом коллективе, в семье. «Если теряем единство Церкви, то не имеем надежды сохранить единство в наших семьях, в наших трудовых коллективах и даже в стране. Человек, который разрушает единство Тела Христова, никогда не будет иметь единства в своей семье, не будет иметь дружного и сплоченного коллектива. Этот человек обречен на одиночество» [2]. Семья, члены которой принадлежат к разным сторонам раскола, быстро распадается. В коллективе, который содержит в себе непримиримые стороны, будет расти напряжение, которое, в конце концов, прорвется наружу. По сей день мы наблюдаем тяжелейшие последствия Великой Схизмы на Балканах, где церковный раскол в некогда едином сербско-хорватском народе привел к массовым убийствам. Таких разделений в истории христианской цивилизации немало. Такое разделение существует сейчас на Украине. Украинский церковный раскол имеет чисто политические причины, об этом еще до поездки Патриарха сказал в интервью «Известиям» Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Но, по словам Патриарха, «любая политизация Церкви, занятие такой точки зрения, которая исключает приход в Церковь представителей другой точки зрения, опасна для пастырского служения» [3]. Однако украинская власть уже давно стремится к полной независимости от России, причем не только политической, но и культурной и религиозной. Украинская Православная Церковь Московского Патриархата воспринимается как инструмент Кремля на территории независимой Украины. «Концепция так называемой «национал-демократии», как известно, гласит – пишет в журнале «Главред» украинский обозреватель Вячеслав Пиховшек – Украинская Православная Церковь с центром в Москве – «пятая колонна» Белокаменной в Украине, ее священники спекулируют на реально существующих проблемах, манипулируют сознанием верующих, направляя ее в выгодную России сторону». Власти спекулируют на стремлении Московского Патриархата сохранить свою каноническую территорию, называя его «империализмом». Но то, что украинские власти зовут «империализмом», Патриарх Кирилл называет «ясной православной экклезиологией», в которой «Патриарх — это отец для всех. Вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане, вне зависимости от того, в каком мы государстве живем» [4]. Однако такая экклезиология не устраивает украинские власти и националистически настроенным слоям населения внушается совершенно иное «учение о церкви». Вместе с тем, желание Президента Ющенко видеть на Украине независимую от РПЦ Поместную Церковь не разделяется довольно большим числом граждан и это является серьезным препятствием к созданию канонической Поместной Церкви, потому что «никакие церковно-политические проекты – по словам Патриарха Кирилла – не могут быть эффективными и жизнеспособными, если они направлены на разделение людей» [3]. Особенно если эти проекты, подкрепленные национально-политическими лозунгами, ведут к разрыву с Церковью. «Никому в голову не придет политическими, национальными, культурными или другими аргументами оправдывать распад семьи, развод мужа и жены, сиротство детей при живых родителях» [1]. Что уж говорить о разрушении Тела Христова? «История показывает, что еще ни одна человеческая мечта, ни одна политическая или национальная идея за две тысячи лет существования христианства не была достигнута и реализована через разделение Тела Христова. Там, где разделение, — проливается кровь, теряется энергия, утрачивается единство и появляется дробность на месте целостности; там теряется способность достигать целей, поставленных перед народом, перед нацией и перед государством, потому что разделенные в самом главном и святом люди становятся неспособными объединиться, в том числе, вокруг политических лозунгов и политических программ» [1]. Раскол не выгоден в первую очередь самому государству, поскольку в постоянной внутренней борьбе он надламывает силы народа. В то время как «церковная деятельность гармонизирует национальную жизнь» [3]. Чтобы преодолеть раскол на Украине, по словам Патриарха, надо осознать, что «паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории — это все паства единой Поместной Церкви [4]… Церковь призвана работать поверх границ, в том числе и политических границ, поверх всего того, что разделяет людей. Потому что Церковь — это уникальная общность. Она объединяет тех, кто имеет веру в сердце. И вот эта солидарность людей внутри Церкви — она же является закваской солидарности всего общества» [3]. Преодоление раскола для Украины будет означать, что на её территории уже сформировалась единая украинская нация, готовая к тому, чтобы её Церкви была предоставлена автокефалия. Но не следует думать, что проблема разрушения церковного единства – чисто украинская. Большая увлеченность церковно-политическими проектами и на территории России уже дала свой плод. Достаточно вспомнить недавнюю предельно политизированную деятельность бывшего епископа Диомида (Дзюбана) и движение против ИНН, чтобы увидеть, что слова Патриарха Кирилла обращены не только к украинской части, а ко всей пастве Русской Православной Церкви. Политика, национализм, идеология – вот области, вовлечение в которые церковного общества неминуемо ведет к разделениям. Сейчас существует множество движений, связывающих себя с Церковью, но в основу полагающих некую идеологию, будь то монархизм, либерализм, патриотизм, модернизм и т.д (хотя сами по себе эти идеи при соблюдении правильной церковной иерархии ценностей вполне приемлемы). И до тех пор, пока человек или группа лиц ставит свое пребывание в какой-либо организации или движении приоритетным по отношению к пребыванию в Церкви, возрастает вероятность раскола. Возникает опасная «экклезиология клубов по интересам», где на первое место ставится интересы движения, а сохранение единства Церкви стоит далеко позади. Такая «экклезиология» способна объединять людей, но по принципу «дружить против другого». «Часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то — это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем» [5]. Происходит чудовищная подмена Православия различными идеологиями и политическими течениями. Сразу вспоминается льюисовский «христианин и…» из «Писем Баламута». И пока уровень церковного сознания нашего народа не поднимется до понимания того, что евхаристическое общение важнее болезненной «экклесиологии клубов по интересам», надеяться на уврачевание множества расколов и движений в сторону расколов, наверное, не придется. А такое понимание появится только при правильном понимании значения Евхаристии в жизни христианина и её места в Церкви Христовой, которые должны стать главной темой церковной проповеди. 1. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Успенской Святогорской Лавре / http://mospat.ru/index.php?page=45489 2. Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Никольском кафедральном соборе города Горловки / http://mospat.ru/index.php?page=45495 3. Интервью Святейшего Патриарха Кирилла телеканалу «Вести» / http://mospat.ru/index.php?page=45487 4. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла после возложения цветов к мемориалу жертвам массового голода / http://mospat.ru/index.php?page=45466 5. Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за Божественной литургией в Херсонесе / http://mospat.ru/index.php?page=45506 Аналитическая служба Богослов.RU

Ответов - 2

Николай Михайлович: Митрополит Владимир просит Патриарха Кирилла усилить молитвы об «уврачевании церковного раскола в Украине» 05.02.11г 4 февраля в Москве под председательством Патриарха Кирилла открылся третий день работы Архиерейского Собора РПЦ. В начале заседания с докладом о состоянии дел в Украинской Православной Церкви выступил митрополит Киевский и всей Украины Владимир. В докладе Предстоятель УПЦ подчеркнул «особый статус Православной Церкви в Украине», который был определен Томосом Патриарха Алексия II от 1990 года. По словам митрополита, этот Томос «восстановил исконную традицию канонического бытия Церкви Киевской Руси». В отношениях УПЦ и Украинского государства митрополит сообщил, что «в течение 2010 года Украинская Православная Церковь выстраивала конструктивные отношения с нынешней властью», при этом в ряде вопросов «государство уважительно относится к нашей позиции и обещает учитывать ее при принятии решений», пишет Религия в Украине. Главной болью и неуврачеванной раной на Теле всей Христовой Церкви Владимир назвал продолжающийся раскол в украинском Православии. По его словам, сохранено единство Русской Православной Церкви в годы политической нестабильности, а также хранится внутреннее единство Украинской Православной Церкви. «Но, увы, нам пока не удалось достичь сколько-нибудь заметных успехов в деле уврачевания церковных разделений, возникших в бурные 90-е годы ХХ столетия. К сожалению и сегодня около 5 тысяч приходов (а это сотни тысяч, если не миллионы, наших братьев и сестер) пребывают вне спасительного лона канонического Православия в составе неканонических структур: так называемой «Украинской православной церкви Киевского патриархата» (УПЦ КП) и «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ). В 2010 году наметилась отрадная тенденция к возврату в лоно Украинской Православной Церкви отдельных приходов и служителей, но это не может решить проблему расколов в целом», - заявил Предстоятель УПЦ. Говоря о роли Межсоборного Присутствия РПЦ в обсуждении проблемы церковных разделений в Украине, Владимир отметил «различие подходов» к их уврачеванию. Поэтому «сегодня рано говорить о каких-то практических результатах наших трудов», сказал митрополит. Владимир поставил перед архиереями РПЦ общую задачу: «Церковь ждет от нас не просто глубокого изучения проблемы, а конкретных предложений и действий для достижения результата – восстановления единства украинского Православия». Предстоятель УПЦ обратился также к Патриарху Кириллу и всему Собору «с просьбой усилить свои молитвы о единстве Русской Церкви и уврачевании церковного раскола в Украине. Это наша общая боль и общая задача». Полностью доклад митрополита Владимира «Украинская Православная Церковь сегодня» можно прочитать на официальном сайте УПЦ. www.fraza.ua

Николай Михайлович: Патриарх Кирилл: «Вера, молитва и труд — в этом спасение» 07.08.2009 В среду одной из самых блестящих проповедей завершился 10-дневный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Вечером 4 августа он приехал в Почаевскую лавру, и она оказалась не только финальной, но и кульминационной точкой пастырской поездки Патриарха. Конечно, многочасовые очереди к православным святыням и в России не редкость. Но паломники в Почаеве после всенощного бдения, продолжавшегося пять часов (в обычных городских приходах оно длится не более двух), даже успевшие приложиться к чудотворной Почаевской иконе Божией Матери и к отпечатку Стопы Богородицы на камне, не расходились. Одни продолжали молиться в храме, другие – во дворе лавры. Ближе к ночи людей стало чуть меньше, немногочисленные счастливчики, сумевшие раздобыть номер в паломнической гостинице, ушли спать, но сотни людей устраивались на ночлег прямо на полу в храме (где не иссякала очередь к святыне и пелись псалмы) и просто под открытым небом – кто на газоне, а кто на мощеных аллеях, подложив под бок охапки цветов и травы, которые устилали путь к собору Святейшему. Большинство из тех паломников, с кем удалось поговорить, – жители Украины. В Почаев они приезжают регулярно на праздник иконы. Но этот год особенный – юбилейный. 450 лет со дня ее принесения в лавру. И конечно же визит Патриарха. - Да разве ж мне трудно 300 километров проехать и увидеть Патриарха?! – говорит 47-летний Владимир, в прошлом морской пехотинец-спецназовец. Он живет в Черновицкой области. В Почаев приехал вместе с женой. - А дочка дома осталась, должен же кто-то за хозяйством приглядывать. Но она тоже очень хотела сюда. Владимир с женой как раз разместились на газоне. - Так холодная ж земля, – говорю я, присаживаясь на траву. - Что с того… Когда я еще Патриарха живьем увижу? К тому же завтра он литургию служит, а уйдешь сейчас, утром неизвестно, попадешь ли. Еще придется где-нибудь у подножия горы стоять. Вечером 4 августа паломникам раздали 25 тысяч бумажных образков с благословением Патриарха. На 5 августа было еще приготовлено 20 тысяч. Разобрали все. Объяснить свои чувства от возможности видеть Патриарха и молиться с ним паломникам сложно. Они так и говорят: «Ну как такую радость языком описать?!». Особое чувство, видимо, только верующим доступно. Но Патриарх не только приехал молиться. Он проповедовал церковное единство. А церковный раскол на Украине – проблема не только политических элит, он прошел по судьбам людей. Мария из Ровно рассказывает: «У нас и семьи распадались из-за этого. Даже такое было, представляете, муж с женой разводились, потому что или он, или она в раскол уходили». Сама Мария, женщина немолодая, разорвала отношения со школьными подругами. - Ну, они пошли туда, к Денисенко (глава непризнанного в православном мире Киевского патриархата. – «Известия»). И я боюсь с ними разговаривать. Они ж к себе зовут. А это, как наш батюшка сказал… слово еще такое есть.. – она морщит лоб, вспоминая. – А вот – «соблазн». И я испугалась. Слаб же человек, вдруг затащат. А може они теперь Патриарха послухают? А мы молиться будем, как он сказал. Утром Почаевская гора была вновь заполнена народом до отказа. Патриарх служил литургию и произнес проповедь. - Сегодня великий праздник – 450-летие принесения чудотворного образа, ставшего щитом и надеждой миллионов людей. Потому мы и притекаем сюда в таком множестве, что знаем историю чудес не понаслышке. Мы прославляем Божию Матерь, которая слышит наши молитвы и предстает перед Престолом Сына своего и молится за нас. А потом Патриарх объяснил, почему, когда православные прославляют Божию Матерь, читается отрывок из Евангелия о Марфе и Марии. Марфа вознегодовала на сестру Марию за то, что та не помогала ей готовить угощения Христу. Господь не осудил Марфу – женщина от чистого сердца готовила трапезу. «Дева Мария соединила в себе Марфу и Марию. Божия Матерь заботилась об Иосифе и Сыне своем, в соединении молитвы, веры и труда – смысл человеческого существования», – сказал Предстоятель. Он также напомнил, что в Почаеве празднуют не только 450-летие принесения чудотворной иконы Божией Матери, но и 350-летие обретения мощей Иова Почаевского. Он соединял молитву и труд. - Вера пламенела, и труд шел рука об руку с нею. А дальше – о тяжелых последствиях для людей, разделяющих веру и труд: «Мы все вышли из советского прошлого. Мы помним, как великая страна пыталась построить богатое справедливое общество, но без Бога. Миллионы людей сложили головы, но ничего не вышло без Бога. С этой святой Почаевской горы хочу обратиться к вам – храните веру, сочетайте веру и труд». Но это невозможно, по мнению Патриарха, без восстановления единства Церкви. Он призвал отбросить политические амбиции, разделяющие Церковь, подчеркнув, что ни один человеческий проект не может осуществиться в разрыве между небом и землей. Этот же призыв он адресовал не только к Украине, но и к России, Молдавии, Белоруссии и к христианам Европы. - Мы прошли через страшный опыт – построение общества без Бога. Не повторяйте наш страшный опыт. Не построить счастливого общества без Бога, не может быть счастья, когда попирается Богом данная мораль и нравственность, – так Патриарх оценил попытки разделить веру и труд. Когда людям говорят, что вера – дело частное, хочешь – греши, хочешь – верь в Бога, но трудись, – без этого не будет денег, не будет удовольствий. Патриарх глубоко убежден, что такое разделение пагубно. Эта блестящая проповедь была выслушана с неослабевающим вниманием не только теми, кто собрался на Почаевской горе и у подножия, но и сотнями тысяч людей, следившими за телетрансляцией из лавры у себя дома. По завершении литургии Святейший Патриарх Кирилл освятил новый колокол лавры, а затем обратился с речью: - Согласно богослужебному уставу Русской православной церкви многие чины завершаются молитвословиями в честь Божией Матери. И этим завершается мое пребывание на Украине. Оно было наполнено тем, к чему я так стремился, – искренней молитвой. Это паломничество останется в моей памяти, это соборная молитва о мире в Украине, о благополучии ее благочестивого народа. Патриарх напомнил всем, кто знает историю, и всем, кто закрывает на нее глаза, что Церковь непобедима и несокру-шима. - Только сила веры украинского народа способна изменить жизнь к лучшему. И будем молиться, чтобы это поняли и политики, и люди бизнеса, и землепашцы, – все. А под финал сказал: - Я слышал ваши возгласы, я покидаю эту благословенную землю, оставляя часть своего сердца, ибо сознаю себя преемником митрополита Киевского и всея Руси, который также хранил веру своего народа в трудные времена. По поводу «часть сердца», которое остается на Украине… Один из священнослужителей на встрече с Предстоятелем предложил ему жить полгода в Москве, а полгода в Киеве – для сближения двух столиц. Предложение было встречено дружным смехом духовенства. Однако Патриарх сказал: «Это очень хорошее предложение. Только немножко бы еще здоровья Патриарху и сил побольше». И продолжил: «Готов был бы принять украинское гражданство. Пожалуйста, для меня не существует никаких вопросов». По его словам, церковный раскол на Украине «есть в том числе еще и реакция на неправильную церковную политику Москвы». «Но политика не злонамеренная, а по инерции», – пояснил Патриарх. «Жили в одном государстве: все нормально, все стоит, все работает… И вдруг вот этот всплеск каких-то центробежных сил. Конечно, он заставляет в том числе переосмыслить и роль Московского Патриарха», – констатировал Предстоятель. Вчера во второй половине дня Святейший вернулся в Москву. Уже в столице России он заявил, что одно из сильнейших ощущений во время визита – это встреча с украинским народом. Предстоятель сказал, что даже те люди, которые держали плакаты против него, клали их на землю и получали Патриаршее благословение. Пояснил Предстоятель и свои слова о возможности получения украинского гражданства: «Я сказал, что вообще Патриарх Московский – для всех стран, которые входят в его юрисдикцию, и он обязан находиться не только в Москве. Ну и сказал, что, если украинские власти готовы мне предоставить украинское гражданство – конечно, при сохранении российского гражданства, я был бы очень счастлив такое гражданство принять». Однако, по словам Патриарха, позже ему сообщили, что Конституция Украины препятствует такой возможности. «И я тогда сказал депутатам: может быть, для Патриарха можно сделать исключение?» – рассказал Патриарх Кирилл. Отвечая на вопрос «Известий», он объяснил, что, хотя и церковь действительно открыта для людей с разными политическими взглядами, тем не менее, существуют греховные идеологии, и напомнил о вероучительном документе – «Основах социальной концепции Русской православной церкви». «Там говорится, что если даже государство толкает людей к греху, толкает их в ад, то церковь может призвать народ к гражданскому неповиновению», – напомнил Патриарх. Визит Патриарха на Украину закончился хронологически, но итоги этой 10-дневной поездки еще предстоит осмыслить. И в России, и на Украине. Место, где остался след Богородицы Почаевская лавра была основана на горе близ местечка Новый Почаев вскоре после татарского погрома Киева Батыем около 1240–1241 гг. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. По преданию, в 1240 году двое иноков на горе с жителем села Почаево видели явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На месте, где стояла Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь во имя Успения Божией Матери. Позже на месте церкви появился собор. В 1559 году проезжавший через эти места греческий митрополит Неофит остановился на ночлег у благочестивой помещицы Анны Гойской и в благодарность за радушный прием оставил хозяйке на память образ Богородицы константинопольского письма. Со временем икона начала испускать по ночам таинственное свечение. А позже с ней были связаны многие чудеса. Борис Клин Известия



полная версия страницы