Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » За что? » Ответить

За что?

Николай Михайлович: За что? «Почему Бог меня наказывает?» «Что я сделал, чтобы так страдать?» Эти вопросы нам, священникам, задают нередко. Понятно, что спрашивают так обычно люди, переживающие какую-то большую беду. Спрашивают с болью и недоумением. Для многих с этого начинается разговор с Богом. Почему Бог попускает страдание и смерть? Ответ, кажущийся очевидным Хорошо, когда у человека появляются вопросы к Господу. Конечно, было бы лучше, если бы нас к Нему приводило не горе, а любовь, но часто бывает именно так — пока нет в жизни больших проблем, о Боге как-то не думается. Поэтому есть соблазн ответить на эти горькие стенания: «А когда вы в последний раз открывали Евангелие? Когда в последний раз исповедовались?» — «Никогда». — «Ну так чего же вы хотите? Вы же носите в своей душе залежи нераскаянных грехов! А как у вас с заповедями? Ну, вот видите… Вы их даже и не знаете! А еще спрашиваете: “За что?”». Такой ответ будет, наверное, справедливым. Действительно, какие претензии могут быть у человека к Тому, о Ком он и знать особенно не хотел, пока все в жизни складывалось нормально? Но человек ведь с бедой пришел. Ему помочь надо, а не обличать. Жаль, конечно, что еще задолго до того, как спросить: «За что?», не были заданы другие вопросы: «Кто я, Господи?», «В чем смысл, цель и ценность моей жизни?», «Чего Ты ждешь от меня, каким желаешь видеть и куда ведешь меня?». Вот с чего бы начинать нам диалог с Богом, а не доводить свое бессмысленное блуждание по жизни до того момента, когда все начинает рушиться, почва уходит из-под ног и застигнутому бедою врасплох остается только в смятении разводить руками и вопрошать о причинах гнева Божия. Вот и надо помочь человеку обратиться к Господу с этими вопросами, важнейшими, основополагающими. И тогда по мере их решения вопрос «за что?» исчезнет сам собой. Точнее, не исчезнет, а трансформируется в другой — «для чего?». Может ли быть зло от Бога? Беда, скорбь, страдание — все это вовсе не обязательно кара за грехи. А то было бы слишком просто: все праведники жили бы припеваючи, сыто и обеспеченно, никогда бы не болели и умирали в глубокой старости. А люди недостойные, наоборот, были бы хилыми, бедными и долго не жили. Но ведь ничего подобного не наблюдается! А значит, или «Нет правды у Бога!», или она есть, но правда эта гораздо глубже и выше, чем способен порой понять наш несовершенный рассудок. Разумеется, для верующего человека приемлемо только второе. Не все может понять и объяснить человеческий разум. Но исполненное верой и любовью сердце может обойтись и без объяснений. Любящий Господа и доверяющий Ему при любых лишениях не будет спрашивать «за что?», а скажет подобно многострадальному Иову: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1: 21). И еще Иов сказал такие слова: «…неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (Иов 2: 10). Слова благородные, конечно, но все-таки снова рождают новый вопрос: «Значит, может быть от Бога и злое?» Нет, не может! Все, что от Бога, только доброе. Но может быть такое, что воспринимается как недоброе нами, детьми неразумными. Вот вспомнился мне разговор с одним хорошим детским хирургом. Он с горечью говорил: «Я так детей люблю! А они меня не любят. Даже ненавидят порой. Конечно! Я же им больно делаю! А почему — они понять не могут. Родители понимают, благодарят… А детям разве объяснишь, почему я их “мучаю”». Когда дети эти вырастут, тогда, конечно, поймут и будут бесконечно благодарны человеку, который им помог, а кого-то и спас. Поймем и мы, когда вырастем. То есть дорастем до Царства Божия. Если, конечно дорастем… Законы неочевидные, но непреложные Наказывает ли Бог человека? Библия передает нам слова очень даже суровые, а порой и кажущиеся несправедливыми: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня…» (Исх. 20: 5). Разве это справедливо? Если даже такой изверг, как Сталин, однажды сказал: «Сын за отца не отвечает». Лицемерил, конечно, знаем мы, как в те времена «не отвечали», но все же сказал ведь… А тут: «до третьего и четвертого рода»! Впрочем, та же Библия в другом месте свидетельствует, как устами другого пророка Господь говорит прямо противоположное: «Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18: 20). Почему же Господь противоречит Сам Себе? Это одно из тех многочисленных библейских противоречий, которые только кажутся таковыми, пока не копнешь глубже. Просто мы в слово «наказание» вкладываем обычно юридический смысл, а его-то в деяниях Божиих искать и не следует. Наказание Божие — естественное следствие нарушения тех законов, на которых строится наше мироздание. Есть законы физические, для всех очевидные. Например, закон всемирного тяготения. Кто будет пренебрегать этим законом? Кто шагнет с балкона многоэтажного дома, желая прогуляться? Понятно, что только сумасшедший. Потому что закон тяготения есть, и пренебрежение им наказывается увечьем или даже смертью, в зависимости от высоты этажа. Законы духовные и нравственные столь же действенны, но не так очевидны. Нарушение этих законов разрушает человеческую душу, ломает жизнь, делает нас неспособными принимать в себя благодать Божию, как не способна принимать дождевую влагу утоптанная, неразрыхленная земля. Разницу между юридическим наказанием и наказанием — следствием греха очень хорошо можно увидеть у Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». За то, что Раскольников убил старуху-процентщицу, он в конце концов оказывается на каторге. Но разве каторга — то наказание, о котором рассказывает нам великий писатель? «Я себя убил, а не старушонку», — говорит несчастный преступник. Каждый наш грех — рана, нанесенная самому себе. Иногда это небольшая царапина, которую можно быстро залечить молитвенным вздохом. Иногда не обойтись без исповеди и, может быть, даже без епитимьи. А порой невозможно вернуть душе здоровье и утолить боль, не проведя ее через очистительные страдания. Исцеление вместо правосудия Почему иногда пострадать надо человеку, чтобы ожила душа его, умом понять непросто, но что это так, сомневаться не приходится. Это опыт. Есть в книге «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха рассказ о разбойнике, который совершил множество злодеяний, а затем, раскаявшись, пришел к монахам-пустынникам с просьбой принять его и дать возможность искупить свои преступления постом и молитвой. А преступления его, надо сказать, были страшные, много было пролито крови. Поэтому власти той страны искали его, чтобы предать заслуженной казни. Игумен принял раскаявшегося разбойника, переодел в монашеские одежды и отправил молиться в пещеру, где бы его никто не мог найти. Девять долгих лет провел бывший разбойник в изнурительных подвигах, в посте и молитве. Радовался игумен о таком обращении бывшего злодея. «Но вот, — читаем в “Луге духовном”, — он снова идет в монастырь аввы Фирмина к принявшему его старцу и говорит ему: “Честный отче, сделай милость — возврати мне мирские одежды и возьми обратно иноческие” “Зачем же, чадо?” — спросил опечаленный старец. “Вот уже девять лет, как тебе хорошо известно, я провел в монастыре, постился, сколько было силы у меня, воздерживался и жил в послушании, в безмолвии и страхе Божием, и я хорошо знаю, что благость Божия простила мне много злодеяний… Но вот я ежедневно вижу пред очами мальчика, говорящего мне: «Зачем ты убил меня?» Я вижу его и во сне, и в церкви, и в трапезе, слышу его голос, и нет у меня ни одного часа спокойствия… Вот почему, отче, я хочу идти, чтобы умереть за мальчика… Совсем напрасно я убил его…” Взяв свою одежду и надев ее, он ушел из лавры и прибыл в Диосполис, где был схвачен и на другой день обезглавлен». Нет сомнения, что теперь душа его предстала пред Господом совершенно чистой. Но все же можно было бы спросить: кому нужна была эта мука? Неужели мальчик убитый жаждал мести? Трудно такое представить. Тем невозможнее представить, что мучений бывшего разбойника хотел Господь. Зачем же нужно было идти и сдаваться? Очистительное, исцеляющее страдание нужно было самой этой душе, и только пройдя через него, обрела она здоровье и способность войти в жизнь вечную. Если же говорить о том, кого из людей наказал Господь сильнее всего, то, не колеблясь, назовем Человека по имени Иисус. То есть Себя Самого. Иногда говорят, что Он пострадал невинно. Это не совсем так. Вина на Нем была огромная. Только не Его вина, а наша с вами. И говоря о Его крестных муках, православные говорят не о правосудии, а об исцелении и восстановлении падшей человеческой природы, об очищении и возрождении каждой души, покаявшейся и уверовавшей во Христа. Божия любовь — везде, даже в аду Бог есть Любовь, и любое Его действие по отношению к человеку является проявлением любви. В том числе и наказание. Смысл его не в мести, а в том, чтобы привести все-таки нас ко спасению. Потому что Он хочет нашего спасения гораздо больше, чем мы сами его хотим. «…Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему…» (Притч. 3: 12). Какие горькие слова, обращенные к избранному Своему народу, передает нам пророк Исаия: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1: 5-7). Но как бы жестко эти слова ни звучали, каждому ясно, что они продиктованы любовью и только любовью. Нет здесь ни капли ненависти, нет неприязни к непокорным чадам Своим, а только горячее желание докричаться до их совести, пробудить от духовного сна, отвратить от того пути, который неизбежно приведет к гибели. Все, что исходит от Бога, — свет и любовь. Всегда и везде, даже в аду! Прекрасно пишет об этом преподобный Исаак Сирин: «Говорю же, что мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение большее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией… Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоевает своими утехами». «…Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Божие» (Деян. 14: 22), — учили Апостолы. Поэтому, встречаясь в жизни с бедами, страданиями, несчастьями, как чужими так и своими собственными, не будем строить гипотез о том, за что или почему такое случилось. Здесь мы рискуем вступить в очень опасную зону и здорово нагрешить, приписывая Богу свои собственные измышления. Самый правильный ответ на все эти вопросы: «Не знаю». Но зато знаю, куда ведет меня Господь. И если путь в Царство лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии. Протоиерей Игорь ГАГАРИН www.pravmir.ru

Ответов - 30

Вадим: Прротоиерей Гагарин пишет Поэтому, встречаясь в жизни с бедами, страданиями, несчастьями, как чужими так и своими собственными, не будем строить гипотез о том, за что или почему такое случилось. Здесь мы рискуем вступить в очень опасную зону и здорово нагрешить, приписывая Богу свои собственные измышления. Самый правильный ответ на все эти вопросы: «Не знаю». Очень льстит моему слуху да наверное и нетолько моему эта «басня» пртоиерея. У кого там что то случилось ,кто там тонет и горит синим пламенем и почему он тонет и горит ,зачем строить какие то гипотезы насчет того почему он горит и тонет( и кто в этом виноват) ,когда намного проще сказать себе - «я нэ красный и нэ билый ,моя хата з краю ,нычего нэзнаю » Вот так и нужно жить «незнайками» и премудрыми «пескарями» в своих норках по учению протоиерея пока нас самих оттуда невыволокут как глупых баранов ..... "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим 4:3,4).

Николай Михайлович: Вадим пишет: Вот так и нужно жить «незнайками» и премудрыми «пескарями» в своих норках по учению протоиерея пока нас самих оттуда невыволокут как глупых баранов ..... А причём тут "жить «незнайками» и премудрыми «пескарями» в своих норках по учению протоиерея" ? Речь в данном случае идёт о том,чтобы не приписывать Богу свои собственные измышления,а совсем не о том,чтобы замкнуться в себе и быть равнодушным к чужим бедам.

Дмитрий: Николай Михайлович пишет: Речь в данном случае идёт о том,чтобы не приписывать Богу свои собственные измышления,а совсем не о том,чтобы замкнуться в себе и быть равнодушным к чужим бедам. Аналогично. По-моему, протоиерей совершенно определенно сказал, почему Вадиму так показалось.


Вадим: Дмитрий пишет Речь в данном случае идёт о том,чтобы не приписывать Богу свои собственные измышления,а совсем не о том,чтобы замкнуться в себе и быть равнодушным к чужим бедам. Аналогично. По-моему, протоиерей совершенно определенно сказал, почему Вадиму так показалось. Да протоиерей Гагарин сказал совершенно определенно цитирую Поэтому, встречаясь в жизни с бедами, страданиями, несчастьями, как чужими так и своими собственными, не будем строить гипотез о том, за что или почему такое случилось. Здесь мы рискуем вступить в очень опасную зону и здорово нагрешить, приписывая Богу свои собственные измышления. Самый правильный ответ на все эти вопросы: «Не знаю». Дмитрий ,а разве Господь наш Иисус Христос учил нас быть такими «незнайками» ? Спаситель неоднократно учил нас испытывать и различать знамения времён, поверяя всё происходящее вокруг нас в мире учением Слова Божия, которое должно быть для нас,Православных христиан, высшим и непререкаемым авторитетом (см. Мф. 16, 3; вся 24-я глава Мф., а особенно 24, 32-33). Это обязывает нас быть весьма внимательными к учению Слова Божия — читать, изучать его и ничего не оставлять в нём без должного внимания и приложения к жизни — как своей личной, внутренней жизни, так и к жизни, нас окружающей, жизни всего человечества, всего мира, ибо мы живём ведь среди мира, среди людей, и тесно с ними связаны. В толковании 2 го послания к Солунянам ,св.Феофан Вышинский прекрастно показывет нам к чему приведет такое «незнание» «Это — страшное нравственное наказание Божие!» «Пошлёт», — не так, что нарочно пошлёт не желаемое ими, а пропустит к ним ими желаемое и искомое. Злой дух льсти и лжи постоянно порывается всеми завладеть, всех омрачить и увлечь в ложь; но Бог не пускает его, когда среди не следующих истине есть ещё такие, которые подают надежду обращения, ещё не совсем предались ложным путям, ещё думают иногда отстать от лжи и стать на стороне истины, — не пускает, чтобы не потерпели они от него насилия изнутри; ибо он может колебать и твёрдых, а не только этих слабых. Когда же они наконец совсем опустят руки и предадутся избранному ими пагубному пути, сложатся с ним и сочетаются сердцем, а о том, чтобы отстать от него, и думать перестанут; тогда Бог примет Свою, удерживающую злого духа льсти, руку, и он, пропущенный, устремится на них, пройдёт в сердце их и там начнет оказывать «действо льсти», влечь ко лжи, — и привлечёт. Они воспримут ложь всем сердцем, и затем обнаружат её и во вне — пристанут видимо к Антихристу. Но этим сделается только то, что выйдет наружу скрывшееся внутри (Толк. посл. св. ап. Павла к Флп. и Сол., еп. Феофана, стр. 517).

Николай Михайлович: Вадим пишет: Да протоиерей Гагарин сказал совершенно определенно цитирую Да уж куда определённей...Вырвали фразу из контекста,перетолковали вырванную из контекста фразу по своему...и вот вам - "сказал совершенно определенно"...

Дмитрий: Вадим , не буду мудроствовать, приведу пример из жизни: Потерял человек деньги и начинает роптать: "Ах ты Боже мой, за что наказал, как я буду жить весь месяц..." И т.д. Человек ропщет, винит Бога, не надеется на Него. По словам протоиерея он должен сказать себе: "Бог дал, Бог взял". Не вдаваясь в размышления за что.

Вадим: Дмитрий пишет Вадим , не буду мудроствовать И ненужно Дмитрий - «Где просто,там ангелов со сто;а где мудрено,там ни одного".прпд Амвросий Оптинский» приведу пример из жизни: Потерял человек деньги и начинает роптать: "Ах ты Боже мой, за что наказал, как я буду жить весь месяц..." И т.д. Человек ропщет, винит Бога, не надеется на Него. Хороший пример Дмитрий ,все мы когдато теряем деньги и ропщем на судьбу Дмитрий пишет По словам протоиерея он должен сказать себе: "Бог дал, Бог взял". Не вдаваясь в размышления за что. Ну хорошо Дмитрий небудем вдаваться ни в какие размышления за что и почему ,как предлагает протоиерей Гагарин -«Бог дал ,Бог взял» ,но ведь и приход в мир антихриста тоже предопределен Господом ,значит исходя из такой логики нам ненужно вдумываться и размышлять почему и зачем он придет в мир ,а когда придет то поприветствуем его ,как епископ Лупп приветствовал предводителя гунов "Приветствую тебя, Атилла, бич Божий"! так чтоли Дмитрий? Ну раз его приход предопределен был Господом Богом ,значит невдаваясь в размышления примем волю его и покоримся ей без всяких размышлений.

Дмитрий: Вадим пишет: но ведь и приход в мир антихриста тоже предопределен Господом ,значит исходя из такой логики нам ненужно вдумываться и размышлять почему и зачем он придет в мир ,а когда придет то поприветствуем его ,как епископ Лупп приветствовал предводителя гунов "Приветствую тебя, Атилла, бич Божий"! так чтоли Дмитрий? Нет, не так. Я Вам про Фому, Вы про Ерёму. Причем тут думать или не думать, я говорю про ропот за неудачи, об этом и протоиерей говорит. Вы всё перевернули с ног на голову. Мудрено, однако.

I.A.: Самый правильный ответ на все эти вопросы: «Не знаю». На самом деле, лучше сомневаться, чем быть уверенным в том, что не заслуживаешь наказаний Божьих. И дальше фраза очень важная: Но зато знаю, куда ведет меня Господь. И если путь в Царство лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии.

Виктор: I.A. пишет: И если путь в Царство лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии. Но не каждый найдет в себе силу духа сказать эту фразу, когда действительно в его жизни начнутся тернии. Далеко не каждый. Сейчас легко об этом сказать. А мне кажется, лучше вобще не произносить подобных фраз, прочитал, осознал и все. А там жизнь покажет, насколько будут благословенны тернии каждому из нас.

I.A.: Виктор пишет: Но не каждый найдет в себе силу духа сказать эту фразу, когда действительно в его жизни начнутся тернии. Наверное не каждый, так же, как не каждый способен видеть свои немощи и грехи. Обычно именно через тернии к Богу и приходят, так что, как по мне, "то да будут благословенны эти тернии".

Виктор: Многие к Богу приходят через болезнь. Не соглашусь, что болезнь благословенна. И человек ищет прежде всяким путем излечиться от болезни, и потерпев неудачу, приходит к Богу. Это лицемерие считать болезнь (к примеру такая терния) благословенной, от которой пытались вылечиться, да и придя к Богу просим избавиться от нее. Нет. Благословен БОГ. А не терния. не думаю, что святой Иов Многострадальный считал проказу благословенной, он верил Богу, что со временем Он избавит его от нее. Да и каждый из нас втайне думает, Господи, только бы не заболеть. А может я и не прав. Благословен Бог, за то что Он испытывает меня с целью приблизить к Себе, но само средство испытания никак для меня не благословенно. Помоему этим средством (орудием) пользуется человеконенавистник по попущению Божиему.

I.A.: Виктор пишет: Многие к Богу приходят через болезнь. Да, болезнь -один из тернистых путей к Богу. Если не смог по-другому, тогда даруется болезнь Виктор пишет: Не соглашусь, что болезнь благословенна. Это лицемерие считать болезнь (к примеру такая терния) благословенной, от которой пытались вылечиться, да и придя к Богу просим избавиться от нее. Где-то в начале болезни (тяжёлой), ещё не пришедший к Богу человек, спрашивает «за что?», «почему я?» Но если сможет он достойно прийти к финишу, через осознание, покаяние, терпение, то он уже просто смиренно ждёт, когда Господь заберёт его к себе и исцелений уже не просит. В общем, прохождение через эти тернии укрепляет, с постоянными трудностями дарует терпение. И если в начале пути, кажется, невозможно благодарить Бога за посланные трудности, то в конце всё бывает совсем иначе, даже если эти слова не произнесены вслух. Каждый имеет свой жизненный опыт, соответственно и свои взгляды. Мой взгляд на тернии вот таков, и поводов лукавить и что-то выдумывать, у меня нет. Возможно, ваш опыт вам подсказывает другое.

Виктор: I.A. пишет: Но если сможет он достойно прийти к финишу, через осознание, покаяние, терпение, то он уже просто смиренно ждёт, когда Господь заберёт его к себе и исцелений уже не просит. I.A., Вы правда встречали таких людей?

I.A.: Виктор пишет: Вы правда встречали таких людей? Да. Только «встречала» сюда не очень подойдёт. Болезнь этого человека проходила на моих глазах. После того, как был поставлен определённый диагноз, он прожил ещё 5 лет.

StaLker: I.A. , здравствуйте, Вы Виктора не слушайте сильно, я его давно знаю, у него семь пятниц на неделе. Сегодня он притворяется христианином, а завтра из огня да в полымя. У Вас же вижу все серьезно. Помоги Вам Господь. А он трус, с детства его знаю, выросли вместе, потому и боится всяких искушений и тем более терний. Странный стал впоследнее время, сам собой разговаривает потихоньку, все спрашивает За что, а что за что не пойму. Простите его.

Виктор: StaLker , дай-ка я сначала вытащу бревно у тебя из глаза, а потом ты будешь у меня соринку искать. И репутацию мне снизил. Модераторы, забаньте его на неделю, пожалуйста!

Виктор: Пьяница пьет, здоровье заканчивается, попадает с инфарктом в больницу, и таким образом приходит к Богу (ну допустим один из ста). Алкоголизм благословенен или инфаркт?

Виктор: Сказать, Господи, на все воля Твоя святая, легко при небольшом бытовом недоразумении, но когда один за другим умирают дети и рушится жизнь, сказать такие слова и не прибавить ничего, может не каждый, как св.Иов. Мы же сейчас, когда даже ничего и не произошло, во многих молитвах молимся, Господи защити, спаси, помилуй, огради, дай, сорокоусты, молебны. Зачем молиться о здравии, если заболел и заказывать сорокоуст, скажи Господи, на все воля Твоя святая. Все верно, я согласен, но ТАК сказать может очень не каждый, большинство же будет избавляться от терний, просить Бога избавления. Я не хочу терний, я трус да, но говорю честно. Господи, избави меня от всего злого.

I.A.: Виктор пишет: Сказать, Господи, на все воля Твоя святая, легко при небольшом бытовом недоразумении, но когда один за другим умирают дети и рушится жизнь, сказать такие слова и не прибавить ничего, может не каждый, как св.Иов. Мы же сейчас, когда даже ничего и не произошло, во многих молитвах молимся, Господи защити, спаси, помилуй, огради, дай, сорокоусты, молебны. Зачем молиться о здравии, если заболел и заказывать сорокоуст, скажи Господи, на все воля Твоя святая. Все верно, я согласен, но ТАК сказать может очень не каждый, большинство же будет избавляться от терний, просить Бога избавления. НАДЕЖДА умирает последней В молитвах Богу о помиловании, защите мы как раз-то и раскаиваемся в содеянном, потому и боимся Божьих наказаний, потому и просим : "Помилуй мя грешнаго". Как же можно спастись без покаяния?

Вадим: Виктор пишет Сказать, Господи, на все воля Твоя святая, легко при небольшом бытовом недоразумении, но когда один за другим умирают дети и рушится жизнь, сказать такие слова и не прибавить ничего, может не каждый, как св.Иов. Мы же сейчас, когда даже ничего и не произошло, во многих молитвах молимся, Господи защити, спаси, помилуй, огради, дай, сорокоусты, молебны. Зачем молиться о здравии, если заболел и заказывать сорокоуст, скажи Господи, на все воля Твоя святая. Все верно, я согласен, но ТАК сказать может очень не каждый, большинство же будет избавляться от терний, просить Бога избавления. Я не хочу терний, я трус да, но говорю честно. Господи, избави меня от всего злого. Абсолютно Виктор с Вами согласен. Эта фраза, больше похожая на лозунг Протоиерея Гагарина Но зато знаю, куда ведет меня Господь. И если путь в Царство лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии. вызывает большое недоумение и отдает примитивным протестанством..... Давайте откроем Святое Евангилие от Матфея гл 26 .39 и посмотрим « 39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. »Господь наш Иисус Христос ,совершенный Бог и совершенный Человек ,абсолютно безгрешный ,знавший свою судьбу (в отличии от нас грешных) и волю Отца своего (опять же в отличии от нас) Просит Отца своего -« Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия » И так Господь три раза просил Отца Своего Небесного.....А нам грешным людям ,абсолютно неведающим Божией Воли о нас предлагают вот так просто и мимоходом благословляться на терни.... И опять же в Святом Писании ,на примере св.Апостола Петра мы видим пример такой необдуманной ревности « Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Мф.33» И после этого неуспел петух прокукарекать трех раз не то что соблазнился-а трижды открекся от Спасителя и своего Учителя.

I.A.: Виктор пишет: Пьяница пьет, здоровье заканчивается, попадает с инфарктом в больницу, и таким образом приходит к Богу (ну допустим один из ста). Алкоголизм благословенен или инфаркт? Ой, с пьяницами вообще всё сложно. Зачастую через этих совершенных безбожников, к Богу приходят их родные. Про инфаркт (рассказывал один знакомый): Пил, говорит, безбожно (сейчас трудно в это поверить). Однажды допился, что называется. Попал в больницу и был между жизнью и смертью. Жена ночевала в больнице, покупала дорогущие лекарства. Когда он оклемался маленько, стал задумываться: зачем мучаю жену, детей, да ещё с таким позором? зачем я за свои же кровно заработанные себя в гроб загоняю? Не на всех это действует, но ради одного случая, наверное, стОит задуматься, что благословенно.

Виктор: Вот два варианта. "Господи, я осознаю, что болезнь мне на благо, во очищение, и я терпеливо жду скорого конца, надеясь, что буду в Царствии Небесном." Господи, прости меня за то, что я вынудил Тебя пойти на крайность и попустить мне эту болезнь. Господи, я уже все осознал, только болезнь началась и я все понял, прошу Тебя, прекрати болезнь, излечи меня, все - все, небуду грешить более, только излечи! Мой вариант второй. И к вопросу "За что?" я считаю , что говорить незнаю неправильно. Потому, что тоже лицемерим. Если происходит неприятное событие, то я думаю любой прокручивает в голове варианты, ища причину. И такие причины находятся, конечно может ошибочно, но все же надо к ним присмотреться, и не грешить более этими грехами. Лишнее не будет. Но и конечно согласен с автором статьи, нельзя вслух произносить причину, да и себе в уме точно определять. Произошло что то, ага, что не так, почему это со мной случилось, а вот он что, с тем поругался, там напился, там денег присвоил, ай дай как больше не буду так делать. А причина в другом была, ну и ладно. Мы же не утверждали, а зато грехи другие не допускаем. А так что бы определенно НЕЗНАЮ, как же так, действительно незнайкой стать можно. попал в тюрму, а незнаю почему.

I.A.: Виктор пишет: Господи, я уже все осознал, только болезнь началась и я все понял, прошу Тебя, прекрати болезнь, излечи меня, все - все, небуду грешить более, только излечи! Осознал или не осознал, Господь знает лучше нас самих. Убеждать Его в этом не надо. Соответственно Он посылает болезнь или излечивает. Кому как считает нужным. Виктор пишет: я считаю , что говорить незнаю неправильно. Потому, что тоже лицемерим. Если происходит неприятное событие, то я думаю любой прокручивает в голове варианты, ища причину. И такие причины находятся, конечно может ошибочно, но все же надо к ним присмотреться, и не грешить более этими грехами. Лишнее не будет Вот это «не знаю» я понимаю так: Грехов у нас много и за какой грех конкретно послал Господь то или иное наказание, мы знать не можем. А то получается, будто сам Бог нам шепчет на ухо, за что он наказывает, вроде: Вот ты вчерась напился,- получай… или сходил налево, - на те…… Так некоторые тёти, бывает, при малых неприятностях измышляют: это меня Бог за…(допустим, что в праздник работой по дому занималась) наказал. Откуда мы можем знать за что конкретно? Наши грехи вкупе очерняют наши души, отсюда всякие богопротивные помыслы и дела. И правильно: нужно думать, осознавать, раскаиваться, но без озвучивания всяких, зачастую звучащих весьма глупо, домыслов.

Вадим: I.A. пишет Вот это «не знаю» я понимаю так А вот так Волю Божию о человеке ,нас учит понимать Првославный Илиотропион чтобы небыть «незнайками» (Сообразование с Божественной Волей. Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири Иоанна Максимовича ) Восставать на причину бедствия - не значит мешать Божьей воле. Спросит нас кто-либо: если верно, что все бедствия постигают нас по воле Божьей, не напрасно нам противиться Его святой воле? Тщетно употреблять лекарства в болезнях, зачем вести вооруженные полки против нападающего неприятеля, почему добровольно не подносим ему ключей от крепостей наших, и не пускаем его охотно в нашу отчину для нашей погибели, почему не подражаем блаженнейшему архиерею Луппу, который приветствовал Аттилу такими словами: "Приветствую тебя, Аттила, бич Божий"! Отвечаю спрашивающим меня об этом словами Апостола Павла: "не мудрствовать (о таких предметах) паче, еже подобает мудрствовать, но мудрствовать в целомудрии (т.е. не по понятиям мира сего, но по смиренному разумению и рассмотрению высшего порядка Промысла"; Римл. 12:3). В духе то этого целомудрия постараемся разрешать наши недоразумения и мнимые противоречия. Что разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божьей, дело ясное. Но отсюда не следует еще, что не следует вооружаться против врагов, считая это противодействием воле Божьей. Богословы-схоластики различали две стороны воли Божьей: 1) воля знамения, 2) воля благоволения. О воле знамения не стану распространяться; достаточно нам и того, что уже сказано о ней выше. Совершенно иначе нужно думать о воле благоволения Божьего: пока продолжается сам факт ее, мы не можем знать подлинного намерения Божьего о нас, а узнаем уже впоследствии о нем. Объясним это на примере болезни. По какой бы причине ни началась она, нет никакого сомнения, что на то была воля Божья. Однако же больному неизвестно намерение Божье о времени продолжения его болезни, а потому не воспрещается больному прибегать к различным средствам исцеления себя от болезни. Когда же он, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божья, чтобы ему терпеть продолжительную и тяжкую болезнь. Так смиренно рассуждай каждый болеющий брат, что Богу еще угодно продержать тебя в болезни. Но так как ты не знаешь, имеет ли Бог намерение, чтобы ты страдал до смерти, то безгрешно можешь прибегать к средствам врачевания для получения здоровья или хотя бы для получения облегчения. Безгрешность врачевания доказывается и тем еще, что если Богу неугодно возвратить тебе здоровье, то Он может лишить всякое средство врачебной его силы. Таким же образом следует рассуждать о врагах и войнах. Бог многократно попускал неприятелям покорять израильский народ своему гнету с тем, чтобы народ этот не бесчинствовал, не забывал бы о Боге своем, и израильтяне, пока не сознавали на то воли Божьей, сопротивлялись своим врагам. Но иначе они поступили, когда пророк Иеремия возвестил им волю Божью покориться Навуходоносору-царю. Равным образом, начавшийся пожар, если он при всем старании народа и пожарной команды не мог быть погашен, явно свидетельствует, что суд Божий решил, чтобы дом не только был подожжен, но и сгорел совершенно для испытания терпения друзей Божьих и в наказание врагов. Подобным образом следует рассуждать о воле Божьего благоволения и во всех других приключениях с нами. С другой стороны безгрешность самосохранения доказывается и примерами мирской опытности. Отец, желая узнать успехи своего сына в изучении фехтования, дает ему деревянную рапиру и велит ему сражаться с собой - здесь не сын восстает против отца, но ратник противостоит своему противнику. Подобным образом тот, кто старается погасить пожар, победить своего врага, уврачевать болезнь - тот сопротивляется не воле Божественной, наказывающей нас за неправды наши, но противопоставляет себя той причине (вине), которая преследует его, и которую ненавидит сам Бог. Дом подожжен по злобе или ненависти, корыстолюбию - все эти побуждения к поджогу виновны и грешны, но сопротивляться им не возбранено всякому. Кто врачует болезнь, тот не воле Божьей сопротивляется, но человеческому страданию, ибо едва ли приключается какая-либо болезнь, которая бы не была последствием нарушения правил гигиены (обжорство, невоздержание, неопрятность и т.п.), следовательно сопротивляется болезнетворным причинам. Так же: кто оружием сопротивляется врагу, сопротивляется не Богу, но тому, кто несправедливо начинает войну. Во всех подобных происшествиях защищать себя и все свое не запрещено и даже обязательно, если не откроется, что по особенным причинам, такая защита неугодна Богу.

I.A.: Вадим пишет: Абсолютно Виктор с Вами согласен. Эта фраза, больше похожая на лозунг Протоиерея Гагарина цитата: Но зато знаю, куда ведет меня Господь. И если путь в Царство лежит через тернии, то да будут благословенны эти тернии. Вадим пишет: А вот так Волю Божию о человеке ,нас учит понимать Првославный Илиотропион чтобы небыть «незнайками» (Сообразование с Божественной Волей. Творение Митрополита Тобольского и всей Сибири Иоанна Максимовича ) Чем противоречит Илиотропион протоиерею Игорю Гагарину? Или в творениях Иоанна Максимовича написано: мудрствуйте, домысливайте дела Божьи сами кому как угодно? Конкретно, в чём противоречие?

I.A.: Лан, я на Виктора, если что, не обижаюсь. Он, вроде, тоже серьёзно. Спасибо Сталкеру за рязрядку обстановки Два ника- иногда не плохо.

StaLker: Два ника- иногда не плохо.

StaLker: Я те забаню! Кто тебя тут послушает, господин Частый Гость с репутацией 0 без палочки

Виктор: StaLker ,



полная версия страницы