Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » Околоцерковный фольклор » Ответить

Околоцерковный фольклор

Николай Михайлович: Акафисты Ивану Грозному, Иосифу Сталину и Игорю Талькову как форма околоцерковного фольклора - доклад 01.12.2009 Исследованию далеко не безобидного современного околоцерковного фольклора посвятил свой доклад на конференции «Современная православная гимнография» диакон Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия. Темой его доклада стали так называемые квазилитургические тексты, возникшие «за пределами регулярных книжных традиций тех религиозных общин, которых в нашей стране принято относить к традиционным». Анализировать подобные тексты о. Максима заставляет не только академический интерес, но и необходимость отреагировать на активность их авторов в Интернете, привлекающую новых адептов к идеологии, радикально искажающей христианство. Как отмечает автор доклада, «околоцерковные» фольклорные тексты чаще всего совпадают с традиционными богослужебными текстами по форме, но кардинально отличны от них по содержанию; это тексты «как бы» литургические, ибо их употребление не является «общим делом» Церкви и не может быть таковым». Однако ряд подобных текстов предлагается их авторами «к реальному молитвенному употреблению», а многие из них уже вошли в молитвенный обиход некоторых групп внутри Русской Православной Церкви – их-то и анализирует о. Максим в своем докладе. Автор разбивает весь массив современных квазилитургических текстов на три условные группы: «политические», «национальные» и «собственно религиозные», в соответствии с их «доминантными» идеями. К первой группе он относит «квазигимны, отображающие определенное политическое мировоззрение и акцентирующее именно на нем центр жизни христианина». Из них, как замечает исследователь, в наибольшей степени восприняты церковным народом тексты, проецирующие на христианство монархические идеи, а наиболее заметный пласт «монархических» текстов, в свою очередь, связан с богослужебным почитанием святых Царственных страстотерпцев. Анализируя искажения церковного Предания в неканоничных богослужебных текстах этого типа, автор приходит к выводу, что «неумеренные почитатели» царя-страстотерпца создали свое собственное «богословие с разработанной христологией (в роли Христа – святой царь Николай), сотериологией (условием спасения ставится не жизнь во Христе и сопричастность Его благодати, даруемой в Церкви, а распространение фотографий членов царской семьи), экклезиологией (только истинные монархисты могут быть истинными священниками) и эсхатологией (Царь – наше чаяние на Небеси!)». Так отринувшая соборный разум Церкви религиозность «вырождается в языческий по сути своей культ, который его последователи пытаются навязать всей церковной Полноте», -- утверждает о. Максим. Продолжая тему, докладчик приводит тексты, также созданные в неомонархической среде и воспевающие Сталина как «благоверного Иосифа Великого, Императора Всероссийского». В тропаре и кондаке «благоверному Иосифу», а также в тропаре «святым мученикам, в годину Великия Отечественныя войны за Дом Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы живот свой положившим», «стальной император» прославляется за сохранение «Народа Иакова» (т.е. русского), находившегося под игом «жидов», а Великая Отечественная война в этой парадигме осмысляется как священная в первоначальном значении этого слова – воины-страдальцы послужили Богу тем, что отдали жизнь за Родину и очистили Дом Богородицы от «жидов», от «врагов в белых халатах» и от «врагов Руси». Автор доклада фиксирует «любопытную тенденцию: крайние монархисты-царебожники «прославляют во святых» солдат, погибших на полях сражений Великой Отечественной (хотя среди них, как известно, было много и атеистов, и гонителей, прямых и косвенных), а крайние «истинно-православные» (имеется в виду секта А. Смирнова-«фон Сиверса») «прославляют во святых» «благоверного и богодарованного вождя народа Германского Атаульфа» Гитлера. Культ «праведного Атаульфа» есть оборотная сторона того же неомонархизма, отмечает о. Максим: «те, кто считают для себя невозможным почитание гонителя христиан Иосифа Сталина, но имеют непреодолимую нужду в подобном же символическом персонаже, обращают свои взоры к политическому противнику Сталина и его антагонисту в европейской политике». На этом фоне рождаются легенды о том, что «дедом Гитлера был на самом деле православный русский крестьянин, что всю жизнь фюрер был истинным христианином, а его кончина была… мученичеством от жидов». В тропаре фюрер Третьего рейха провозглашается «Предтечей Второго Пришествия Спасова» и «одушевленным образом Христа-Судии». К группе «политических» текстов исследователь относит и целый «богослужебный» цикл в честь царя Иоанна IV Грозного, в который входят полная бденная служба с малой вечерней и два акафиста. По мнению автора, в этих текстах «собраны все добродетели идеального царя, которые проецируются на конкретного исторического деятеля – Иоанна IV». К этим мотивам добавляется еще одна мифологема, которая содержится в заголовке одного из акафистов: «Акафист покаянный Святому Благоверному Царю-Мученику Иоанну Грозному, за Веру Православную со сродниками убиенному и оклеветанному». Здесь царь Иоанн IV превращается в оклеветанного мученика за веру. Докладчик замечает, что даже хрестоматийно известные печальные эпизоды жизни царя подвергаются эпическому переосмыслению: «Радуйся, кровью святителя Филиппа, от еретиков коварно убиенного, без вины помазанный». В молитвословии, обращенном к Ивану Грозному, так же, как и в других текстах этой группы -- тропарях «Святому Благоверному Императору, Отцу Отечества нашего Петру Великому» и «Святой Благоверной Императрице Екатерине Великой» критерием «святости» является «скорее политическая их деятельность (сама по себе довольно спорная), нежели христианские добродетели». Обобщая, автор доклада называет характерные черты упования тех, кто «прибегает в молитве» к «вождям»: это «жесткая автократия, при этом монархия на земле провозглашается подобием Небесного Царствия, а политические цели и свершения подменяют собой подлинно христианские добродетели». Одним из нравственных последствий этого видения является «принципиальное одобрение насилия в отношении определенных групп людей». «В результате на место богозавещанного единства приходит «ненавистная рознь века сего», как определял это явление преп. Сергий Радонежский, что лучше многих слов изобличает суть данных околорелигиозных течений», -- делает вывод автор. Переходя к анализу второй группы -- «национальных» квазигимнов, он обращает внимание на то, что в них «центр жизни христианина смещается на национальные вопросы». Одним из выражений данного типа фольклора докладчик считает «ностальгию по идеализированной «Святой Руси» (слоганы этой идеологии известны: «Русский народ-богоносец», «Москва – Третий Рим», «русский – значит православный» и т.д.) Кроме того, «редукция религиозного к национальному приводит к тому, что идеализируются (именно в религиозном смысле) те деятели, которые оставили так или иначе заметный след в национальной истории, безотносительно к их качествам как православных христиан». В этой части доклада приводится анализ квазигимнов, адресованных Сергею Есенину и Игорю Талькову и прославляющих их талант и «русскость». О. Максим приводит характерные цитаты из акафиста «Мученику Сергию Рязанскому» и «Акафиста славному сыну Российской Земли, страстотерпцу и мученику Игорю Талькову» (последний, кстати, несколько лет назад можно было обнаружить в церковных лавках храмов Тульской епархии), в которых звучат слова об оклеветании праведника, об «искуплении людей пролитой мученической кровью», а «на передний план выступает верность России». «С православной точки зрения, вновь обнаруживается подмена: любовь к своему народу и стране прикровенно вытесняет собой любовь к народу Божию и искание Небесного Иерусалима», -- подмечает о. Максим. Отнесение к «национальной» квазилитургике следующего текста может показаться парадоксальным, но «Акафист святому преподобномученику Иосифу, во иноцех Амбросию, хранителю мироточивыя иконы Матери Божия Иверския-Монреальския» воспевает Иосифа Муньоса (чилийца испанского происхождения) как «глашатая национальных интересов России, причем выраженных в причудливо-богословской форме». Докладчик привел характерное место: «Новый конкистадор Америце, грехами одряхлевшей, немногим веком истекшим, явился еси, якоже прежний Кортес, пирамиды богохульныя разоряя: мы же во свете твоем видя свет Христов, поем ти, о Иосифе: Радуйся, каменю несекомый, поражаяй Америцы… Радуйся, новая Америка Русская. Радуйся, Русь святая в глубинах адовых». «Здесь мы видим уже не только национальную идею (новая Америка Русская), но и геополитику», -- иронично замечает автор доклада. Наконец, приступая к характеристике третьей группы -- «собственно религиозных» квазигимнов, диакон отмечает, что они «предлагают такое видение Православия, которое никак не согласуется с традицией и Преданием Святой Церкви». Например, тропари и акафисты в честь людей, «святость которых не только весьма неочевидна, но и может быть прямо отвергнута Церковью», зачастую основаны на «прямых подлогах». В первую очередь, это относится к текстам в честь иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) и «схиигумена Алексия Пензенского». «Если культ первого из упомянутых, самозванца, клятвопреступника и нарушителя монашеских обетов, ублажаемого своими почитателями как «огненный авва» и «величайший святой XX столетия», есть в известной степени результат неграмотности, то на имени второго, к сожалению, нечистые на руку люди создали из человеческой трагедии (Михаил Шумилин страдал ДЦП в очень тяжелой форме) настоящий коммерческий культ, до поры не встречавший, увы, полноценного ответа со стороны Пензенской епархии», -- пишет автор далее, добавляя, что подобная мифология, как правило, построена на противопоставлении «официальной» Церкви и «истинных ревнителей». В той же серии «фальсификатов, на основе которых создаются культы «новых великих святых», о. Максим относит почитание «священномученика Владимира Нового Дивеевского» (иеромонаха Владимира (Шикина), «бесланских страстотерпцев, от агарян умученных», «пророка Божия Григория Нового» (Григория Распутина-Новых), «схиархиепископа Нектария Русского» (протоиерея Николая Гурьянова, почившего духовника Псковской епархии). Что касается последнего из упомянутых, то он, по словам выступавшего, как «несомненный праведник имеет все шансы со временем быть прославленным в нашей Церкви». Однако «сказки о «тайном схиархиепископе Нектарии Русском», благословившем почитание во святых «святого великомученика Григория» Распутина и «святого благоверного Царя Иоанна» Грозного, в изобилии представленные в РуНете (и тиражируемые в бумажной печати) – не просто спекуляция именем почившего духовника, но, несомненно, провокация, которая аукнется Русской Церкви в те дни, когда станет вопрос о гласном прославлении праведного Николая Псковоезерского», -- считает о. Максим. Рассмотрев еще несколько вариантов околоцерковных мифов в форме квазибогослужебных текстов, он делает общий вывод: «При всем различии форм и «адресатов» этих текстов, внутренне их всех роднит отрицание тех путей, которые предлагаются Церковью для духовного роста и совершенствования Ее чад. Будь то фальсификация церковной истории и житийного материала, почитание сомнительных личностей как святых (с одновременным провозглашением всех несогласных «жидовским сонмищем») или смещение «вектора жизни» христианина от Небесного к земному — все это лишь разные виды того радикального искажения христианства, в котором предлагаются различные суррогаты вместо истинного Центра нашей жизни — Самого Иисуса Христа, в свете Которого становятся очевидны те подмены, которые пытаются представить церковные оппозиционеры». В заключение автор доклада подчеркивает, что «лишь просвещение церковного народа вкупе с богословским контролем со стороны священноначалия могут быть лекарством от распространения в церковном народе существующих квазигимнов, подобных рассмотренным, или появления новых». Юлия Зайцева Источник: Благовест-инфо

Ответов - 26

Рулетка: Нет слов... чем люди думают, когда люди в это верят и тем более, делают (акафисты и т.п.).

marabu: Кстати, кто знает - где можно почитать про Сампсона Сиверса? Лет пять назад у нас книжка продавалась "Огненный авва", про него. Там всё не так просто... Говорят, какая-то путаница вышла, был старец Сампсон, про него говорили что он Сиверс, а на самом деле не Сиверс... кто знает? Мне как-то девушка кассету приносила, где якобы его проповедь. Проповедь-то замечательная была, но на аудио не увидишь лица... и вообще... Может, где в инете есть информация, скиньте ссылочку, пожааалуйста...

Inkvizitor: Не буду говрить про Сталина, а вот про Грозного и талькова, указанных в заголовке отмечу, что если они рано или поздно станут святыми - буду рад. Вообще как становятся святыми? Про их благие дела узнают, на их могилах происходят чудеса, по молитвам им свершаются чудеса. После расстрела Царской Семьи все молились на портреты Государя и Его семьи, а в 80-х годах РПЦЗ прославила Императорскую Семью. вот кто-нибудь из здесь бывающих на форуме знает Великого Княза Палея? Ребенка? Аего не причислил к илку святых до сих пор, т.к. о нем мало кто знает, а он тоже был убит большевиками за Веру. Поэтому это демагогические рассуждения, где в одну кучу бросают котлеты и мух. Одним словом, туда проскочит, а там как хочет. Противно от такого...


marabu: Витя, конечно же есть много святых, о которых мы не знаем. Но Господь их обязательно нам откроет, обязательно! Я верю. А что касаемо Грозного царя... так его все знали, так что ж при жизни и сразу после смерти никто его не почитал за святого? А через 100 лет может и прославят, дело говоришь. Потому что... если и дальше будем скатываться в грешную жизнь такими темпами, то через 100 лет уже будем как свиньи! И тогда уже все, кто просто в Бога веровал, будут для остальных как бы святые. Грозный тоже, тогда, для своих современников, святым не казался, а нам теперь мерещится: Святой! Акафисты составлял! Тальков хорошие песни пел, патриотом был. А в храм-то он ходил?

Inkvizitor: marabu Я не понимаю, что же такого плохого сделал Грозный? Ну убил но 100 человек за несколько десятков лет правления, так что теперь? константин Великий принял христианство незадолго до смерти, а стал святым. Сомневаюсь, что но был меньшим палачом, равно как и другие правители всех стран и народов. ходил ли Тальков в храм? Я не интересовался этим вопросом, но сколько человек при Советской власти или римских гонения в храмы не ходило, а молилось келейно, по подвалам и катокомбам? многие эти люди стали святыми. Ведь нельзя отрицать, РИПЦ, которая ныче объявлена раскольнической, внесла огромный вклад в сохранение тадиционного христианства взамен Сергианству. Так что е все слишком просто. Да, и откуда нам грешным знать, святые эти люди или нет? Может Бог Сам их призвал к Себе и держит их до того момента, когда будет вреям показать их чудеса людям?

marabu: Не что плохого сделал Грозный, а что хорошего. Если Николая Второго при жизни почитали, а после мученической кончины и вообще..., то про Грозного такого не слышно. Историки ведь не дураки. И уже сколько раз эту тему поднимали. Но можешь радоваться, и его канонизируют, когда он на фоне всех остальных свиней будет казаться ангелом. И Вить, не обольщайся ты РИПЦ, раскол - тяжкий грех, что бы они такое положительное ни делали.

Inkvizitor: допустим с Грозным решили вопрос, но то, что в МП далеко все нечисто, ранво как и в РИПЦ - факт, но оин щдруг друга поливают анафемами взамен того, чтобы идти на диалог, как это было в 90-х годах, как попыталась пойти на диалог РПЦЗ(Л), хотя и она предала анафему МП, но все это говрит об адекватности политики, а не том, что есть какие-о фуедаментальные различия, кроме назаконно выбранного патриарха Сергия.

Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: кроме назаконно выбранного патриарха Сергия. А почему Вы считаете,что незаконно? Насколько я знаю,с учётом внешних обстоятельств каноничность при назначении не была нарушена.

Inkvizitor: Николай Михайлович Все очень просто. В то время Патриаршем Местоблюстителем был митрополит Петр, злодейски умученный большевиками в лагере. На свободе было только три человека, включая Сергия. По сути все эти три человека и высказались за избрание Сергия, да и не было другого у них выбора. Да и вообще, даже сам настоящий Местоблюститель всегда говрил, что ни в коем случае не пускать Сергия к власти. про гнусные хвалебный речи в адрес "отца народо" даже говорить не хочу. поэтому не позаконам божьим он был выбран, но по воле человеческой. Здесь, правда, следуюет сдлеать огворку, что тоже РПЦЗ считала своим Патриархом Святого Тихона и признавала именно Митрополита Петра. Как бы то ни было, РПЦЗ всегда оставалась частию РПЦ МП, пусть и не имея акнонического общения как такового, а на определнном этапе предав ее анафеме по сути. Так что голос иерахов РПЦЗ тоже не был учтен при голосовании за Сергия.

marabu: Витя, по мне так ещё счастье, что в те времена хоть какой Патриарх был, что он пошёл на то, чтобы быть Патриархом (точнее, Патриаршим местоблюстителем). Чего уж теперь... законно, незаконно... А вообще-то во всём этом разбираться... Как наш батюшка говорит: на себя смотри, душу свою береги, а по сторонам поменьше поворачивайся.

Inkvizitor: marabu Истинно так, но "Ложь была ложью, и правда правдою"

marabu: Витя, отвлекаясь от полемики по поводу... , Всё-таки согласись, что церковная дисциплина необходима каждому христианину, а в Церкви не должно быть такого, чтобы поклонялись иконам непрославленных, неканонизированных лиц, причём не келейно а сами знаете как. То же и с акафистами этим лицам. А с батюшкой Николаем Гурьяновым... уже по последним годам его жизни, мученической жизни, можно было предполагать что это будет. И Бога не боятся, негодяи.

Inkvizitor: marabu Знаете, я тоже написал акафист Иоанну Кронштадскому, который благословили использовать в келеных молитвах, т.к. что тут не все так просто.

Вольный стрелок: Inkvizitor пишет: в МП далеко все нечисто, ранво как и в РИПЦ - факт Витя, то, что ты тут ляпнул про РПЦМП - это еще никакой не факт. РИПЦ - это вообще самозванцы, от которых даже митр. Виталий (РПЦЗ), на чьё "благословение" они ссылались, отрекся. А после смерти митр. Виталия у РИПЦ даже формальной духовной связи с РПЦЗ не осталось. А сейчас и в самой РИПЦ раскол. Раскольники сами раскололись. Так что, сравнивать истинную Церковь с кучкой самозванцев-раскольников тебе, Витя, пока еще простительно только по твоему малолетству. Inkvizitor пишет: Знаете, я тоже написал акафист Иоанну Кронштадскому На таком же тарабарском языке, на котором ты тут пишешь?

Вольный стрелок: marabu пишет: А с батюшкой Николаем Гурьяновым... уже по последним годам его жизни, мученической жизни, можно было предполагать что это будет. И Бога не боятся, негодяи. Да уж... В последний мой визит на о. Талабск я не смог попасть к о.Николаю. И форма не помогла. Посмотрел, как из-за забора Гроян и Полищук гавкали на паломников, и уехал. Ну, не стрелять же мне этих было! Еще раз рекомендую всем почитать статью "Приватизация старца" в "Известиях" (в инете есть, можно найти). Там всё верно, от первого слова и до последнего.

marabu: так то Иоанну Кронштадтскому... можно и Грозному написать и келейно читать, но не в храме и публичных местах же. Фольклор никто не запрещал, но плевать в сторону церковных канонов... безнравственно это и не только...

Дмитрий: marabu пишет: но плевать в сторону церковных канонов... безнравственно это и не только... Точно так. Скажите, а почему одним можно плевать, а другим нет?

marabu: Димитрий, Вы про что-то (про кого-то) конкретно спрашиваете?

Дмитрий: marabu пишет: Вы про что-то (про кого-то) конкретно спрашиваете? Да понятно уже всем, кому-то можно плевать на каноны, у кого-то они не работают, а простым смертным, которые на Грозного молятся, это ни-ни, сразу обвинят во всех грехах, в безнравственности и не только.

marabu: Кому-то - это Патриарху что ли?

Вольный стрелок: Специально для Виктора. Не идеализируйте РПЦЗ. Объединение с РПЦМП для них был единственно возможный выход, чтоб не превратиться в один из многочисленных клубов по интересам, которых на Западе миллионы. Да, они сохранили Веру в годы гонений на неё тут у нас. И за это им низкий поклон. Но сейчас они начинают её сами терять. Потому что они перестают быть русскими. Имеющие русские корни, многие их священники не знают русского языка, хотя они эмигранты всего лишь во втором - третьем поколении. Кафедральный собор в Сан-Франциско в дни праздников стоит практически пустой. А на всенощной перед праздником - полтора прихожанина. В многомиллионном городе, с сильной русской диаспорой. А вот в приходах РПЦМП, Сербской ПЦ и в маленьких приходах РПЦЗ, что подальше от "столиц" и дружественных к РПЦМП, русских прихожан полнО. Не очень удачный термин по отношению к Церкви, но он отражает истинное положение дел. Народ голосует ногами.

Inkvizitor: Вольный стрелок пишет: На таком же тарабарском языке, на котором ты тут пишешь? На нормальном. Главное в слове первая и последняя буква, а остальное неважно. И так все читается. Вольный стрелок пишет: РИПЦ - это вообще самозванцы, от которых даже митр Почитайте тех, кто некогда был в РИПЦ в годы гонений и вернулся в МП, почитатйте тех, кто знал про РИПЦ и писал, тех, кто был в РПЦЗ. Прекрасно написано. С глубоким уважением и пониманием. Вольный стрелок пишет: Объединение с РПЦМП для них был единственно возможный выход, чтоб не превратиться в один из многочисленных клубов по интересам, которых на Западе миллионы. Кто спорит? но при этом, как я уже говрил, Правда есть Правда.

Вольный стрелок: Inkvizitor пишет: Почитайте тех, кто некогда был в РИПЦ А зачем? От этого они перестанут быть раскольниками?

Inkvizitor: Перестанут. Для меня РИПЦ в период большевизии - Святая и Апостольская Церковь, равно как и РПЦЗ

Вольный стрелок: Inkvizitor пишет: Для меня РИПЦ в период большевизии - Святая и Апостольская Церковь А сейчас?

Inkvizitor: Вольный стрелок пишет: А сейчас? А сейчас там все слишком сложно, чтобы сказать однозначно.



полная версия страницы