Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » Православный гламур » Ответить

Православный гламур

Николай Михайлович: «Нищ прииде ко мне, и презрех его...» Лидия Коппер, Русская линия «Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враждебные». (Свт.Игнатий Брянчанинов) Недавно прочла в одном православном блоге впечатления воцерковленной женщины, посетившей Троице-Сергиеву лавру. Ее удручило преобладание, как ей показалось, каких-то убогих, странно одетых, некрасивых людей. Ей было неприятно их соседство, их поведение казалось, как сейчас принято говорить, неадекватным. В этом рассказе главное не то, что она стыдилась этих непрезентабельных людей, а то, что она стыдилась Церкви, у которой такая паства. Стыдно перед другими церквами. Интересно, что примерно в это же время и я там была. Не заметила преобладания, хотя и случилось присесть на лавку в Троицкой церкви рядом со старухой, которую можно по внешнему виду определить как бродяжку. Правда, я про себя отметила: в Кремль такую и близко не пустят, а вот к угоднику Своему Господь приводит. Троице-Сергиева лавра - духовный центр России, и если сюда есть вход всем беспрепятственно, если не стоят здесь и там «секьюрити», если не гонят от раки преподобного Сергия бомжа, то, значит, жив дух Христов здесь. И вы заметили, что в нашей церковной среде у людей преимущественно с либеральным образом мыслей сильно чувство стыда за немодно и бедно одетых в храмах, за множество старух, за фольклорные элементы в церковных обычаях? Стыдно не от того, что не можем избавить нищего от нужды, а бездомному дать жилье, а стыдно, что на нас упала тень этого неблагообразия, тень уродства. Как много старух в храмах, а ведь жизнь-то за молодыми, за ними будущее! Вот когда среди церковных активистов появляются такие ноты заискивания перед молодежью, то видно, что не зря трудится рекламная индустрия. В традиционных обществах почтение к старшим - одна из фундаментальных ценностей и почтение к родителям (а ведь все старики - родители, в том или ином смысле) - заповедь Моисея. «Чтобы продлились дни жизни твоей». Молодежь нужно привлекать в церковь не для того, чтобы улучшить ее «имидж», а чтобы направить ее на путь спасения, и в этом смысле не должно быть никакого предпочтения студента какой-нибудь бабке Марье. Нет другого места на земле, где собираются и причащаются одновременно из одной Чаши и высокопоставленный чиновник, и нищий, младенец и старик. И в этом торжество правды Христовой. Высказанное этой женщиной - пример усвоения протестантского убеждения, что Богу угодней успешный, реализовавший свои таланты (причем таланты понимаются сугубо в безрелигиозном смысле). И именно этот взгляд культивируется часто некоторыми нашими миссионерами. Надо сделать нормальный менеджмент и не быть маргиналами. Надо не отставать от прогресса, пользоваться его изобретениями, в общем, не быть лузерами. Забывается Христово: «Не возможно служить Богу и мамоне». Не проходит даром обработка сознания видеообразами, атакующими человека. Блестящие, стерильно чистые поверхности, белозубые улыбки, сияющие глаза, обращенные в рекламно приближенные небеса царства комфорта, достижимого уже здесь. Как стыдно, неприлично в этом мире иметь поношенную одежду, не иметь 32 фарфоровых зуба в любом возрасте! Этому здесь не может быть места. Но... находясь внутри этого лощеного мира, немыслимо прочесть покаянные молитвы, каноны, чужеродной и враждебной становится православная аскетика. Немыслимо принять максиму, что мир этот лежит во зле, нет-нет, мы можем сделать его сверкающим и безупречным. Посмотрите, как он прекрасен, он вовсе не падший - этот блистающий мир небоскребов. Еще выше будет ослепительная башня Газпрома, еще беднее забытые люди. Башне нужно быть выше, чтобы не спускать взгляда с вожделенной Европы - оплота «цивилизации», чтобы неразличимы были нищие. Но преподобный Сергий принимает и не гнушается. Он ведь тоже стал нищим, приняв обет нестяжания. Иисус Христос отверг власть над всеми царствами мира и всю славу их. Почему? «Почему фатально возрастает их (привилегированных групп и слоев - К.Л.) глухота, их неспособность откликнуться и узнать таинственное «второе измерение» нашего бытия? Или, другими словами, почему для приобщения к этому «второму измерению» требуется решимость порвать с логикой земного успеха, с конвенциями и предписаниями града земного?» [1]. Вот именно - фатально. Ведь мир наш - падший, а устроиться здесь, как будто нет падшести, опасно, т.к. закрывает путь к спасению, ибо «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Нам даровано только выдраться из него. Как правило, это происходит с кровью. Если даже Сам Христос принял крестную смерть. Потому и обожение (что нам прямо заповедано) возможно только при наличии креста. Какой уж тут православный гламур? Западный мир решил, что можно «устроиться», и преуспел в этом. Но сделать это стало возможным только ценой искажения заповедей Нового Завета, а затем и вовсе отказа от него. Возникшее «смыкание двух традиций: протестантского «непреклонного осуждения» бедности и неприспособленности (как свидетельства непростительной нерадивости) и иудаистскгого законничества дает новый господский образ мира, повернутого спиной к слабым и неприкаянным». [1] Но ведь сказал Спаситель: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому в царство небесное». Да, дальше Он сказал: «Невозможное человеку возможно Богу», и мы имеем множество подтверждений этому. Вот близкий нам по времени пример - преподобномученица великая княгиня Елизавета. Она была богата, богата всем - собственно богатством материальным, властью, красотой. Но Бог сделал возможным, что она все это ВМЕНИЛА НИ ВО ЧТО, с вершин земного блеска сошла к страдающим на самое дно, причем буквально - на дно шахты, - и Господь прославил ее. Да, пусть одевается православный человек, как ему позволяет достаток, пусть благодарит за него Бога, но пусть не стыдится стоять рядом с нищим в храме. Не должно допускать этих низменных чувств. Всегда было в грешном человеке это гнушение убогостью, нищетою, такие чувства не новость: «Благодарю тебя, Господи, что я не таков, как этот мытарь». Но вот гнушение Церковью, которая есть не от мира сего, это примета наших дней. И во сто крат страшнее допустить в сердце чувство стыда за такую церковь, которая служит последним прибежищем отвергнутых. Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя. Ф.Тютчев Примечание. [1] - А.С. Панарин «Где хранится христианское наследие?»

Ответов - 15

I.A.: И вы заметили, что в нашей церковной среде у людей преимущественно с либеральным образом мыслей сильно чувство стыда за немодно и бедно одетых в храмах, за множество старух.........? Возможно, не так остро и без особого цинизма, но проскакивают и в моей грешной голове иногда такие мысли. Но, как-то, вдруг, в ответ на эту глупость, всегда вспоминается И. Бунин со своим стихотворением: РОДИНЕ Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат... Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей - Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей, Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни верст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла. 1891 (Маленькое лирическое отступление )

Let: Если честно, то я не знаю, что за мысли в голове у этой женщины. Я меньше всего обращаю внимания на одежду в храме, разве только если она не вызывающая и не бросается в глаза. Если человек вместо молитв и мыслей о спасении разглядывает и оценивает внешний вид окружающих, то уж не знаю, зачем он в храм пришел.

I.A.: Всё очень правильно, Let , но каждый находится на своей стадии воцерковления. К тому же, многое зависит от образа жизни, круга общения и воспитания. Главное не осудить брата (сестру) за неокрепшие взгляды, дабы не оттолкнуть от церкви совсем.


Let: I.A. пишет: Всё очень правильно, Let , но каждый находится на своей стадии воцерковления. К тому же, многое зависит от образа жизни, круга общения и воспитания. Главное не осудить брата (сестру) за неокрепшие взгляды, дабы не оттолкнуть от церкви совсем. Да что вы? Это я-то воцерковленная? Увы, мне. Просто, я мало вообще сужу (не в плане осуждения, а в плане моего восприятия их) о людях по их одежде. Для меня важны опрятность и чтобы одежда более-менее соответствовала случаю. Если честно, то мне не очень нравятся женщины в длиннополых юбках и мужских свитерах или пиджаках, а так порой одевается православная женщина. Но я считаю, что не моего ума дело, это личный выбор человека и как убожество я это не воспринимаю. И я не осуждаю эту женщину, которая сделала такое наблюдение. Просто полагаю, что она о чем-то не о том думает. Её ведь никто не вынуждает одеваться так же. А стыдиться ближних - это малодушие и не скажу, что сама этим порой не грешу. А если она Церкви из-за этого стыдилась - то тут я ее, если честно, не понимаю. Просто у меня другое восприятие мира, наверное.

gente: Let пишет: женщины в длиннополых юбках и мужских свитерах или пиджаках, а так порой одевается православная женщина. всё пралльно)))) платок на глаза, юбка по пятки, чётки в руки, на ноги сапоги, черная одежда, а лучше армейская форма, и идти народ пугать))))

Николай Михайлович: gente пишет: а лучше армейская форма Похоже у Вас армейские воспоминания

Neko: Вообще в храм приходят не на людей смотреть, а к Богу. И кто как одет это личное дело. Но все же прилично одеваться надо, как в храм, так и просто.

gente: Neko пишет: И кто как одет это личное дело. извините........ это не личное дело....... у нас батюшка возмущался как то, говорит - пришла девушка на исповедь в юбке по самые.... ну вобщем понятно.... ну ладно у нас то батюшки женатые, им по барабану в этом отношении, а если эта девушка к монаху на исповедь придёт.... если мантию или рясу человек одел, это не означает что он всё человеческое сразу удалил... все мы люди, и должны уважать друг друга... в конце концов в храм приходят а не на дискотеку...

Neko: gente пишет: Neko пишет: цитата: И кто как одет это личное дело. извините........ это не личное дело....... у нас батюшка возмущался как то, говорит - пришла девушка на исповедь в юбке по самые.... ну вобщем понятно.... ну ладно у нас то батюшки женатые, им по барабану в этом отношении, а если эта девушка к монаху на исповедь придёт.... если мантию или рясу человек одел, это не означает что он всё человеческое сразу удалил... все мы люди, и должны уважать друг друга... в конце концов в храм приходят а не на дискотеку... А дальше я пишу - Neko пишет: Но все же прилично одеваться надо, как в храм, так и просто. Я к тому что прилично, это в соответствии с местом куда идешь. Но нарядно, а не в "армейскую форму". А так вы правы, что в церковь в мини юбке нельзя. И еще к тому, что прихожане сами, чрезмерно обличать других прихожан, в неправильной одежде, и т.д. не должны.

gente: Neko пишет: прихожане сами, чрезмерно обличать других прихожан, в неправильной одежде, и т.д. не должны. прихожане порой слишком многое на себя берут...обличать кого то... детей пусть своих обличают и воспитывают... особенно старушки любят замечания делать... тот не так оделся, тот не там прошёл, тот не так посмотрел...и т.д. в храме есть кому сказать обличительное слово, если потребуется, на то есть священник в храме ... а прихожане в храм зачем ходят?! молиться?! ну так и пускай молятся, а не занимаются тем, чем им не положено заниматься в храме.....

I.A.: Всё верно, меру, стало быть, знать следует. Тема давняя, много раз обсуждавшаяся, но мне во всём этом интересно вот что. Вспомним 19-й век. Народ довольно религиозный. Церковь посещали регулярно. Воскресные службы прихожане пропускали только в крайних случаях. Что тогда одевали в церковь? Самое лучшее! Да- в храме каждый перед Богом стоит со своими мыслями, но дорога в храм- это другое. Звон колоколов, настроение праздничное! Народ общался и получал от этого удовольствие. С унылым видом, разве что нищие на паперти стояли или у кого горе, какое случилось. (Общая картинка) Что сегодня? Мы- не успевшие побороть свою религиозную безграмотность, уже имеем потребность идти в церковь- это похвально. Вопрос (в основном у женщин)- в чём, если я ходила каждый день в джинсах, меняя их иногда на юбку с разрезом выше колена? Думается, а не лучше ли пока в церковь не пойти, пока я не приобрету себе что-то подходящее для церкви? Когда это случится, неизвестно. Вот и получается, одна прихожанка, решила после своей, весьма бурной жизни переоблачиться в благочестивую бессребреницу. Другая, решила - пойду в том, что есть, а хоть и в юбке, что чуть прикрывает известное место. Я не осуждаю не ту, что закрыла всё, что можно, не ту, что не потрудилась прикрыть хотя бы что-то. Некоторые находят серединку, но до неё дорасти нужно. Извиняюсь я за эту тему, чёт тянет меня к ней не на шутку.

Вадим: На мой взгляд в заявленной теме ,акцент всетаки делаеться не на форму одежды ,в которой люди посещают Храмы ,а именно на тот чуждый для нашей Церкви дух протестанства ,который не без помощи новоявленных миссионеров типа прд.Кураева ,Рыбко и иже сними таких мирян «грамофонов»как Фролов все больше и больше проникает в лоно нашей Церкви. Ну вот пример автор статьи пишет Недавно прочла в одном православном блоге впечатления воцерковленной женщины, посетившей Троице-Сергиеву лавру. Ее удручило преобладание, как ей показалось, каких-то убогих, странно одетых, некрасивых людей. Ей было неприятно их соседство, их поведение казалось, как сейчас принято говорить, неадекватным. Вот таже точно две тысячи лет назад иудеи ждавшие своего миссию и желавшие его видеть сильным и смелым Царем ,который сотворит им знамения и покорит для них все царства мира.А вместо всего этого они увидели нищего человека у которого ничего небыло ,сына плотника ,который нетворил громогласно чудес и знамений ,которые от него требовали ,а спокойно и тихо накормил пятью хлебами и двумя рыбами пять тысяч человек ,но такое чудо людям неинтерестно ,что это за чудо??? Нужно ,что бы разразился гром небесный ,засверкали молнии и хлеб с рыбой посыпался им прямо на головы с небес который абсолютно ничего необещал им в этом мире ни богатства ,ни славы ,ни почета...А наоборот говорил ,что тот кто последует за мной ,тот будет всегда гоним ,ругаем и оболган миром.Потому ,как говорил Спаситель своим последователям ,что вы не от мира сего « 19 Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Ин 15-19 » Ну вот очень ясный и полный ответ в слове Спасителя ,на то ,почему у нас вызывают раздражение ,какие то убогие, неадекватоно себя ведущие ,странные и некрасивые люди ползающие у нас под ногами в наших Храмах - Потому ,как мы от мира сего-а они нет....Мы ищем славы богатства ,желаем здоровья, счастья и процветания -а они Царствия Небесного....И по молитвам этих убогих ,неадекватно себя ведущих ,странных и некрасивых людей -Господь до сих пор терпит и милует нас удачных и успешных....

I.A.: Вадим пишет: На мой взгляд в заявленной теме ,акцент всетаки делаеться не на форму одежды Согласна с тем, что заявленная тема имеет иной смысл. Я позволила себе несколько повернуть её в другую сторону, за что прошу прощения. Вадим пишет: Потому ,как мы от мира сего-а они нет....Мы ищем славы богатства ,желаем здоровья, счастья и процветания -а они Царствия Небесного....И по молитвам этих убогих ,неадекватно себя ведущих ,странных и некрасивых людей -Господь до сих пор терпит и милует нас удачных и успешных.... Но и не всякий убогий - " не от мира сего", даже те, что постоянно толкутся возле церкви, собирая милостыню. Настоящих же, чьими молитвами мы живём, не так-то и много. Они, почему-то, никогда не бросаются в глаза, как бы они не выглядели.

Вадим: I.A. пишет Но и не всякий убогий - " не от мира сего", даже те, что постоянно толкутся возле церкви, собирая милостыню Кончно не всякий .... Но и в Царствие Небесное не всякий попадет....Поэтому у нас с Вами неможет быть на этот счет каких бы то нибыло критериев в конце концов это не ромашку обрывать тот вон от мира ,а вот ентот нет.... Ты искал покоя, а нашел бурю; ты добивался радости, а вкусил горечь; ты надеялся, что душа твоя достигнет райской пристани, а она погрузилась в пучины ада. И ум и сердце оказались в пылающем огне, и не было от него избавления. Тогда ты спросил старца: почему на земле царствует несправедливость - грешники превозносятся, а ищущие правды живут в поругании? Почему влюбленные не находят ответа, а чистые сердцем живут в боли и страдании? Почему в доме крадущих всегда праздник, а у порога честных тружеников сидит нужда? И отчего огонь внутри, шум и вихрь сомнений, вместо того, чтобы наступил долгожданный покой? И был ответ: радуйся, когда преследуют тебя житейские неудачи; радуйся скорби и сердечному болезнованию; радуйся, когда мир тебя отвергает, радуйся всему тому, от чего люди внешние плачут, потому что все, что достохвально перед глазами века сего - есть мерзость перед лицом Господа, и наоборот. Это трудно понимается житейским умом, но это так. И если ты направил стопы свои страну Божию, будь готов к испытаниям и огню. Твое сердце через огонь должно очиститься от грубой породы, чтобы сверкать золотом добродетелей; твой ум должен отвыкнуть от плотских понятий и прилепиться к высшему, твое тело должно избавиться от воющих в нем страстей. Ты должен переплавиться, перемениться, стать новой тварью, достойной грядущего мира. Иначе ты умрешь... потому что все, что достохвально перед глазами века сего - есть мерзость перед лицом Господа, и наоборот. Это трудно понимается житейским умом, но это так. Вот видите ,какова он цена нашим оценкам того или иного события ,по учению отцов нашей Церкви.

I.A.: Вадим пишет: в конце концов это не ромашку обрывать тот вон от мира ,а вот ентот нет.... М-м-да-а-а. Нет, оправдываться и говорить, что меня не так поняли я не буду. Не смогла, видимо, правильно раскрыть мысль. Правильно рассуждать -это не значит- правильно поступать.



полная версия страницы