Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » Мифы и факты о крещенской воде » Ответить

Мифы и факты о крещенской воде

Николай Михайлович: Купание в проруби — не таинство Мифы и факты о крещенской святой воде — в ответах священника Когда и где набирать святую воду на Крещение, правда ли, что ныряние в крещенскую иордань смывает все грехи и даже порой заменяет таинство крещения? Мифы о крещенской воде развеял пресс-секретарь Благовещенской епархии иерей Святослав Шевченко. КРЕЩЕНСКАЯ ИЛИ БОГОЯВЛЕНСКАЯ? — Расскажите, в какой день лучше брать святую воду — накануне праздника Крещения, 18 января, или в праздничный день 19-го? Чем эти два вида воды отличаются? — Это одна и та же вода. Исторически было так, что воду набирали и освящали только в Крещенский сочельник, то есть 18 января. В дальнейшем, поскольку было много желающих поучаствовать в богослужении и помолиться за великим чином освящения воды, решили делать это дважды — и 18, и 19 января. В эти дни совершается один и тот же великий чин освящения воды, вся освященная вода имеет одинаковые благодатные свойства. Некоторые разделяют, что освященная 18 января — это богоявленская вода, а 19-го — крещенская. Но это, повторю, одна и та же вода. Богоявление — это синоним Крещения Господня. Это такое околоцерковное суеверие, с которым Церковь сталкивается и пытается бороться. Так что набирайте воду, когда вам удобнее — 18-го или 19-го. — Есть разница, где набирать воду — освященную в церкви или в иордани? — Роспотребнадзор распространил предупреждение, что по санитарным нормам вода в иордани на Зее для купания пригодна, но не рекомендуется для питья. Хотел бы посоветовать благовещенцам прислушаться к мнению Роспотребнадзора. Во время чина великого освящения вода получает благодатные целительные свойства. Но при этом ни молекулярный, ни бактериальный состав воды не меняется. Если есть в реке нечистоты, они там и остаются. Поэтому нельзя освящать грязные водоемы со стоячей водой. В этом году владыка Лукиан призывает благовещенцев и гостей города во избежание давок и очередей приходить на службу со своей водой. Как на Пасху люди с куличами выстраиваются возле храма, так и сейчас — мимо людей со святой водой пройдет батюшка и освятит все, что они принесут. По традиции у нас есть договоренность с водоканалом, к храмам будут подаваться цистерны с водой, пригодной для питья, которую будут после освящения разливать верующим. — Можно ли принести с собой из дома для освящения кипяченую воду? — Кипяченую не нужно, лучше принести обычную питьевую воду. Можно купить пятилитровую бутыль питьевой воды, освятить и использовать. ЧУДЕСА НА ВОДЕ — Есть мнение, что любая вода, текущая из крана 19 января, уже святая. Так или нет? — Я расскажу два случая, которые свидетельствуют об этом. Одна женщина рассказывала, как она пришла к Богу. В ночь на Крещение она набрала из-под крана воды, полила ею цветок, который цветет раз в 25—30 лет, и он буквально на следующий день начал набирать цвет, а потом распустился, хотя цветы были всего-то год или два назад. Возможно, это было ее персональное чудо, которое было явлено, чтобы она пришла к Богу. Второй случай — об этом рассказывал рыбак, любитель подледного лова на Зее. Рыбак говорил о том, что ежегодно наблюдает одну и ту же картину. В Зее вода обычно мутная, дна не видно, когда он рыбачит. Но за несколько дней до Крещения Господня вода начинает очищаться, и к 18 января становится прозрачной, так что хорошо видно дно. Потом вода снова постепенно становится мутной. Но, несмотря на эти чудесные случаи, Церковь готова поручиться лишь за ту воду, которую освятили в храме, над которой было совершено священнодействие. Возможно, эти чудеса были показаны Богом отдельным людям, чтобы укрепить их приход к вере. ГРЕХИ СМОЕТ НЕ ПРОРУБЬ, А ИСПОВЕДЬ — Правда ли, что если искупаться на Крещение в ледяной воде, то смоешь с себя все грехи, накопленные за год? — Конечно же, это неправда. Это одно из околоцерковных суеверий, связанных с языческими корнями Руси. Когда христианство пришло на Русь, оно не насаждало новые формы, а попыталось наполнить старые формы новым содержанием. Иван Купала у нас стал днем Иоанна Крестителя. В колядках языческие тексты заменили славлением Христа. Но есть и обратные вещи, когда люди попытались встроить христианство в языческие понятия, стали на Крещение после 12 часов ночи купаться в проруби. По учению Церкви, грехи смываются только таинством покаяния. Никакой водой, даже холодной крещенской, эти грехи не смоешь. Человек должен чувствовать стыд, раскаяние, и священник должен, накрыв исповедующегося епитрахилью, прочитать тайносовершительную формулу. А освящение воды — это священнодействие, но не таинство, и никакого отпущения грехов ждать не нужно. — Говорят, что человек, который искупался 19 января в иордани, может считать себя крещеным и носить крестик. — Крещение — это тоже таинство, которое является одним из семи таинств Церкви. Во время крещения необходимо присутствие священнослужителя, который и совершает таинство. Обычный человек не имеет такой власти от Бога, ее имеет священник, она дается при таинстве рукоположения. Во время таинства крещения совершается миропомазание, чего в проруби не произойдет. МОЖНО ОКРОПИТЬ ПИЩУ И ОГОРОДЫ — Как можно использовать в домашних условиях святую воду? — Святую воду можно добавлять в пищу — по капельке. Можно обтирать ей ребенка — капнуть на бинтик воды и обтереть младенца. Пьют ее по глотку натощак, при этом читается специальная молитва, ее можно найти в молитвословах или в интернете на православных сайтах. Крещенская вода — это особая святая вода. Когда на людей накладывали епитимью и лишали их таинства причастия, им вменялось пить крещенскую воду и есть пасхальный артос для духовной поддержки. Крещенская вода имеет особую целительную силу, и капля ее может освятить цистерну. Можно ею кропить жилище, домашний скот, пасеки, поля и огороды перед засевом или во время нашествия паразитов — для избавления от них. Можно даже новую вещь окропить или одежду, перед тем как начать ими пользоваться. — Что делать с оставшейся с прошлого года святой водой? — Ею можно полить домашние цветы или цветы на клумбе летом или вылить в природный водоем — в реку или озеро. Только не в канализацию. По свидетельствам людей, крещенская вода может храниться долгое время и не портиться. Но если есть потребность обновить запас крещенской воды, то можно это сделать. www.pravmir.ru

Ответов - 4

Николай Михайлович: Крещение: окунаться или не окунаться? Опрос священников Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей? Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ: Не купанием проверяется вера — Купание на Крещение — традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает. Освящение воды — напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике — лишь сравнительно новая традиция. Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера. Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа: Духовный смысл — в освящении воды, а не в купании — Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем». (С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2) По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати. Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях. Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды. Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином. Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно. Одна наша прихожанка — морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа. Был случай, когда пожилой иеромонах — я его знал — решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер — не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить. Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном — взбадривает холодная вода, — но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, причастится ли Святых Христовых Таин. Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить. В жизнеописании праведного Алексия Мечева я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», — пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», — ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу. Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм. Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке: Купание — только начало — Традиция купаться на Крещение — поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи. Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом. Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально. Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом. Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание — только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать. Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу. Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят — купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой — доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман. Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь — теперь он не купается. Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься. Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии: А причем здесь Крещение? Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне? Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии. Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленницу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения. www.pravmir.ru

Николай Михайлович: Почему я против крещенских купаний Четыре аргумента епископа Домодедовского Евтихия против крещенских купаний. Да, я против крещенских купаний. Почему? Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4). Второе. Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В. Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21). Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»). Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов». Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха. Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях! Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В. Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний. Поздравляю всех православных с наступающим праздником Крещения Господня! www.pravmir.ru

Николай Михайлович: 10 вопросов о Крещенской святой воде Богоявленская вода иначе называется «Великой агиасмой», т. е. святыней. К воде, освященной на праздник Крещения Господня, у верующих особое отношение: ее употребляют, как правило, натощак, с благоговением и молитвой. Мы расскажем читателям о некоторых важных или малоизвестных фактах, касающихся Великой агиасмы. 1. Как возник чин Великого водоосвящения? Изначально вода освящалась для совершения Таинства Крещения. Уже святой Ириней Лионский (+202) называет воду для Крещения «святой», а Тертуллиан (+ок. 220) говорит о том, что вода освящается призыванием имени Божьего. Святитель Василий Великий (+379) вообще говорит об освящении воды как о древнейшем устном Предании Церкви. Чин водоосвящения на праздник Богоявления базируется именно на крещальном водоосвящении. Возникает он V–VI веке на христианском Востоке. Символически и по своим благодатным свойствам богоявленское освящение воды подобно водоосвящению при Крещении. Кстати, и называется крещальная вода так же, как и крещенская: Великая агиасма. 2. Сколько раз должна освящаться вода в праздник Крещения Господня? Вопрос не так странен, как кажется. Известно, что Великое водоосвящение совершается дважды — после вечерни в Крещенский Сочельник и после Литургии самого праздника. А вообще в истории Церкви по этому поводу велась когда-то обширная полемика. Так, например, Патриарх Никон требовал под страхом проклятия, чтобы воду освящали только единожды — в Навечерие Крещения. Свое утверждение он основывал на том, что Спаситель крестился только один раз. Между прочим, это странное требование, вкупе с несоизмеримым наказанием за отказ его исполнять, стало одним из обвинений против Никона на Московском соборе 1667 года, когда Патриарх был низложен. 3. Таинство или обряд? Мы привыкли к традиционной сакраментологии (учение о таинствах), согласно которой существует семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Священство, Брак. Между тем, справедливость этого разделения находится под вопросом. Сербский богослов XX века прп. Иустин (Попович) считал, что вся церковная жизнь таинственна, вплоть до малого освящения воды. Даже если рассуждать не так радикально, не следует забывать о том, что градация таинств в разные времена была различной. Святой Феодор Студит считал таинством монашеский постриг, автор «Ареопагитик» (тексты, приписываемые святому Дионисию Ареопагиту, написанные несколько веков спустя, но имеющие авторитет святоотеческих) — погребение и мироварение… Митрополит Иларион (Алфеев) в одной из проповедей высказывает следующее предположение: «Освящение воды — не просто обряд. Хотя оно и не входит в число семи таинств, но как и в каждом таинстве, в нем происходит преображение материи, ибо обыкновенная вода, которую мы наливаем из крана, преображается и становится святой. Как и в каждом таинстве, здесь происходит встреча человека с Богом, а значит, его освящение и обновление. Происходит нечто гораздо большее, чем то, что случалось с людьми, приходившими к Иоанну Крестителю. Приходя к Иоанну, люди принимали крещение покаяния и получали оставление грехов. А через приобщение к святой воде мы … соприкасаемся с Богом Живым». С этой мыслью трудно не согласиться. 4. Обязаны ли верующие купаться в водоемах с крещенской водой? «Еще более странный вопрос. Кто же может к этому обязать?» — подумает кто-нибудь из читателей, и будет не прав. Многие благочестивые христиане цитируют следующий текст: «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучён от святых таин на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесёт покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение», — как будто эти слова принадлежат святителю Афанасию Великому и содержатся послании к Эпиктету. На самом деле, такого абзаца в данном тексте нет — это «народная» интерполяция, попытка объяснить ссылкой на авторитетного святого фольклорную традицию. Купание — не более, чем благочестивый обычай. 5. Что говорят святые о святой воде? Может быть, святые вовсе не учили о святой воде? Может быть, почитание Агиасмы — не более чем традиция, никак не освященная церковным авторитетом? Спешим успокоить наших читателей — о чудесных свойствах крещенской воды говорит уже Иоанн Златоуст в конце IV века. «Происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников», — учит антиохийский святитель. Другой учитель Церкви, святитель Епифаний Кипрский, сравнивает изменение «естества вод» с превращением воды в вино в в Кане Галилейской. Преподобный Серафим Вырицкий рекомендовал своим чадам лечить недуги, принимая по ложке крещенской воды раз в час. И, кроме того, агиасма, согласно древним уставам, должна являться утешением для тех, кто не может причаститься. 6. Для чего нельзя использовать святую воду? Тут все просто: нельзя грешить. Категорически недопустимо использование крещенской воды для гаданий, приворотов и прочих языческих и оккультных обрядов! Кстати, популярные в народе омовения изначально совершались именно теми, кто таким образом стремился омыться от греха чародейства, который, увы, многие совершали в Святки… Нельзя поддерживать связанные со святой водой суеверия (о том, что для большей благодати надо набрать воды из трех храмов, о том, что в Навечерие Богоявления вода более святая, чем в сам праздник, и наоборот). Нельзя грубо расталкивать братьев и сестер, пришедших за водой в храм. Разумеется, не следует относиться к крещенской воде без благоговения. Если вода все-таки зацвела или как-то иначе испортилась, выливать ее следует в непопираемое место. 7. «Капля море освящает», или нужна пятилитровая канистра? Часто приходится наблюдать неприятную картину: люди приходят в храм за водой с большим количеством огромных бутылок, только что не с ведрами. Как результат — столпотворение возле бочек и чаш, огромные очереди, раздражение друг на друга… Между тем, крещенская вода в таком огромном количестве не нужна. Выше уже говорилось, что агиасму в некоторых случаях употребляют как утешение не имеющие возможности причаститься (например, находящиеся под епитимьей или те, кто не могут дойти до храма и позвать домой священника). Так вот, именно образ таинства Евхаристии может пояснить и это чудесное качество крещенской воды. Подобно тому, как во всей Чаше пребывает весь Христос, и для Причащения Ему достаточно одной капли вина и одной крошки хлеба, под видом которых нам подаются Его Кровь и Тело, в одной капле крещенской воды содержится вся благодать явившего Господа Иордана. Существует благочестивая традиция «правильного» разбавления агиасмы. Над емкостью с обычной водой читают или поют Крещенские песнопения (тропарь, кондак, величание) или любую известную молитву ко Господу. После этого вливают немного крещенской воды: крестообразно, с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». 8. Почему и где святая вода освящается? А вот этот вопрос и впрямь забавный, но ответить на него стоит. С тем, что святая вода довольно редко портится, не рискуют спорить даже многие атеисты. Тогда в ход идут псевдонаучные рассуждения: например, об изменении состава воды посредством ионов серебра, якобы благодаря освящению воды серебряными крестами. Предположение не выдерживает никакой критики: вода освящается и деревянными крестами, и в огромных водоемах. Воду освящает вовсе не материальная сила, а Сам Бог. Это одно из великого множества действий Его благодати. А вот в водопроводных кранах вода святой не становится, «потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом. Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды», — так пояснил протоиерей Максим Козлов на пресс-конференции о Крещении. 9. Освящают ли воду в инославных церквах? Традиция освящения крещенской воды существует почти во всех христианских сообществах. Упомянем о некоторых из них. В Римо-Католической церкви воду не «освящают», а «благословляют». Причем благословение воды совершается не только в Богоявление, но и в другие праздники: на Пасху, день памяти св. Агаты и т. д. В праздник Богоявления вместе с водой произносится благословение на мел и ладан. В Эфиопской церкви Великое водоосвящение совершается вечером, перед закатом. Верующие пляшут, погружение в воду креста сопровождается стрельбой, а на закате все сходят в воду и купаются, слушая молитвы священника. 10. Живая вода? «Днесь вод освящается естество», — поет Церковь на Великом водоосвящении, и тем самым утверждает эсхатологический характер праздника. Да, в праздник Богоявления мы вступаем в жизнь будущего века, в которой преображена вся тварь, все стихии. Когда не нуждающийся ни в каком очищении Христос вошел в струи Иорданские, «исполняя всякую правду», Он тем самым очистил Самим Собой всю водную стихию, дающую жизнь человеку. Царствие Божие приходит в силе, и поврежденная грехом природа, «Владыку зря крещаема», обретает чудесные свойства. www.pravmir.ru


Николай Михайлович: Пользу крещенской воды подтвердить документально — о.Андрей Кураев о «замерах благодати» 5 февраля, 2013 • Протодиакон Андрей Кураев Заведующие лабораториями физического факультета СПбГУ Михаил Архипов и Сергей Белов направили в ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» запрос о целесообразности проведения водоосвящения на городской станции очистки воды. Ученые просят генерального директора «Водоканала» Ф. Кармазинова «подтвердить документально (замерами физико-химических свойств воды), что водопроводная вода после «обряда крещения» действительно приобрела новые, полезные для потребителя свойства» и пояснить, «почему эта технология не используется ежедневно «Водоканалом» в целях улучшения качества воды». Поводом к написанию запроса стало сообщение пресс-службы «Водоканала»: «Этот обряд проводится на протяжении уже нескольких лет, и, как отмечают работники станции, вода, прошедшая через него, действительно приобретает особые свойства. Если набрать ее в отдельный сосуд, то она остается чистой и прозрачной в течение всего года». Ситуацию комментирует доктор богословия протодиакон Андрей Кураев Благодать по принуждению Не правы как руководство «Водоканала Санкт-Петербурга», так и тот священник, который совершал там чин освящения воды. Давайте вспомним евангельские слова: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.17:2). Предположим, что некий раввин освящает всю продукцию некоего хлебобулочного комбината, снабжающего весь город. Какова была бы реакция православной общественности? Что сказали бы православные, если бы они узнали, что молочный завод, производящий питание для детей всего города, находится в ритуальном взаимодействии с кришнаитами, и все молоко они воспринимают как прасад, принесенный в жертву Кришне? Мы же помним, какой фокус проделал император Юлиан Отступник с продуктами на общегородском рынке и про последующее видение мученика Феодора Тиррона…. Давайте и мы не будем навязывать свое благодатное присутствие людям, которые от него дистанцируются. Свята ли вода с конвейера? Кроме того, в свое время ряд архиереев совершенно справедливо запретили появляться священникам на хлебокомбинатах и освящать там куличи, трезво рассудив, что в этом случае снижается количество людей, приходящих в храмы для освящения куличей, и многие теряют единственную присутствующую в их сознании — пасхальную — потребность посещения храма. Не говоря уж о том, что и доходы храмов резко падают — потому что один из собратьев-священников конвейерным методом освятил все куличи, изготавливаемые в городе. Так и здесь. Не надо увлекаться идеей, что в день Крещения Господня вся вода святая, и ее можно ведрами наливать у себя в ванной. Свята та вода, к которой прикоснулась Церковь своей молитвой. И та, к святости которой человек потянулся. Крещенское хождение в храм, стояние в очереди — это усилие. И Господь призирает на него. А вот заход в свой домашний санузел для того, чтобы нечто из него изнести, к числу подвигов отнести никак нельзя. Так что именно исходя из своей, церковной позиции, я солидарен с протестом физиков-атеистов. Вера и наука всегда рядом в своем противостоянии суеверия. Физика благодати? Наконец, важно понять, что те перемены, которые происходят со святой водой, вряд ли фиксируются на уровне физики. Сейчас пошла мода утверждать, будто благодать Иерусалима можно измерить с помощью портативного приборчика, взвесить душу умирающего человека, потерять свою душу при паспортизации и прочая, и прочая. Мне во всем этом видится профанация. Действия Божьи скорее метафизичны, чем физико-химичны. А что касается свойств крещенской воды, то здесь евангельское правило: «По вере вашей да будет вам». Я знаю рассказы прихожан, у которых дома святая вода загнивала, и я знаю (в том числе на опыте своей семьи), что она может храниться годами, и ничего с ней не происходит, хотя она хранится не в закрытой бутыли, а я к ней каждое утро прикладываюсь. Все зависит от воли Божьей. Захочет Господь меня смирить — и моя вода тоже протухнет. Я думаю, что Санкт-Петербургская митрополия займет просветительскую и миротворческую позицию. Во всяком случае, если она этого пожелает, в ее распоряжении будут богословские аргументы, который смогут умирить даже физиков-атеистов. www.pravmir.ru



полная версия страницы