Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » Заметки на тему поста » Ответить

Заметки на тему поста

Николай Михайлович: Пост начинается с головы Андрей Зайцев о пользе вытья на Луну У авторов странные судьбы – еще неделю назад я писал о том, что не хочу читать бесконечные кулинарные колонки о посте, но интерес читателей вновь заставляет меня вернуться к холодильнику. Любой разговор о мере поста неизбежно наталкивается на страх, похожий на родительский. Некоторые папы и мамы думают, что нужно предельно жестко регламентировать действия ребенка, иначе он начнет питаться исключительно чипсами и колой, засовывать пальцы в розетку и общаться матом. По мысли части православных, стоит христианину дать возможность ответственно относиться к собственной мере поста, как он начнет проводить Великий пост с кружкой пива, наваристым борщом и ростбифом. Родители не всегда могут уследить за своим карапузом и рано или поздно им приходится доверять ребенку, учить его пользоваться собственной головой. Каждый из нас может рассказать много историй о том, как жизненный опыт в детстве в буквальном смысле набивался с помощью шишек. Лет в 7 или в 8 я понял значение фразы «спички детям не игрушка», когда вспыхнувший коробок прожег дырку на моих штанах в самом неудобном месте. Точно также происходит с мерой поста. В период духовного младенчества люди лезут на православные сайты и находят там вот такие замечательные рекомендации: «Как рано надо начинать детям поститься? По учению древних отцов, здоровый младенец не постится лишь тогда, когда еще питается молоком матери, т.е. примерно до трех лет». Этот текст появился в 2004 году на одном из самых популярных православных сайтов, но каждый многодневный пост находятся люди, которые с любовью размещают ее в социальных сетях. Видимо, собираются опробовать строгость монастырского поста на своих трехлетних детях. Между прочим, фраза «по учению древних отцов» очень напоминает известный мем «британские ученые рекомендуют». После этой вводки, я могу посоветовать читателям выть по ночам на Луну, поскольку это развивает голосовые связки и помогает бороться с ангиной. Не верите? А как же авторитет ученых? Кстати, чтобы узнать, как поститься по уставу, тоже не нужно читать много книжек. В другой социальной сети вам покажут календарик поста, в котором есть чудесные разделы: сухоядение, когда можно есть хлеб, фрукты и холодные вареные овощи без масла (таких клеточек больше всего); 9 раз за пост вы сможете скушать горячую пищу без масла; 13 дней из 49 вам разрешается приготовить еду на постном масле; 2 дня вы едите рыбу, и еще один день рыбью икру. Несколько дней в табличке отмечены как «строгий пост», то есть вы не сможете кушать вообще. Правда, социальная сеть и авторы православных брошюр в дни «строгого поста» разрешают вам «по немощи» выпить стакан воды с хлебушком один раз в день. Ужас этих рекомендаций состоит в том, что они широкодоступны и наглядны. Вам не нужно ходить в церковь или советоваться с духовником — интернет и СМИ уже объяснили вам, как должен поститься идеальный православный. Что называется «святые отцы рекомендуют». Прочитав эти таблички, реальные люди начинают поститься «по уставу», зарабатывают себе кучу болезней. Очень часто эти «постники» ни разу не были в храме и не общались с батюшкой, но опыт такого поста дает им право выступать в роли «экспертов». Если их организм выдержал испытание, они расскажут всем, как просто поститься по уставу, если нет – интернет пополнится очередным рассказом о «попах-изуверах». Между тем, реальные святые отцы – святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Иосиф Волоцкий, святитель Иоанн Златоуст не призывают христиан к нечеловечески сложному посту во вред здоровью. Напротив, они говорят о том, что мера телесного поста должна быть соразмерна конкретному человеку. Вот выдержка из письма святителя Игнатия своей заболевшей сестре: «Непременно вкушай говяжий бульон и другую нужную по требованию твоего тела мясную пищу. Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постнаго времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями». «Национальные дебелости» до сих пор вызывают у многих из нас жар негодования от мысли, что в решении вопросов поста нужно иногда пользоваться и своей головой, а не только чужими. Но откуда этот жар? Быть может, мы боимся. Боимся не того, что кто-то будет питаться в Великий пост пивом и сосисками (те, кто делает это, обычно не оглядываются на Типикон). Нам нередко кажется, что суть православного христианства как раз и состоит в максимальном причинении себе неудобств, в ежедневном «умирании» за Православие, в посте до голодных обмороков. Мы так хотим умереть за веру, поскольку боимся жить с ней и для нее, боимся, что наш сосед по лестничной клетке или читатель православного СМИ, сын или дочь, не поймут нашей веры, если мы не представим ее как цепь непрерывных страданий, как постоянное мученичество. Мы забыли о том, что мученики своей жизнью свидетельствовали о Христе не потому, что прочитали устав о посте и не захотели жить на такой диете, а потому, что Христос представлял для них самую большую ценность на земле. Для мучеников вера была самым сильным, иногда радостным, иногда страшным, но самым сильным впечатлением в их жизни. Святители Амвросий Медиоланский или Игнатий (Брянчанинов) стали епископами не потому, что были неудачниками, которым было скучно жить в миру. Они не искали себе строгого родителя, который бы научил их жизни, но пришли к Богу взрослыми и сформировавшимися людьми. Если мы не поймем, что Христос не требует от входящего в Церковь отключить собственную голову, то, боюсь, наш пост так и будет выглядеть со стороны чем-то вроде принудительной диеты, совершаемой из-за страха наказания. В конце концов, голова нужна христианину не только для того, чтобы носить шляпу или кушать хлеб. Иногда ей можно и подумать. Церковь не казарма, и христиане с разной мерой своего поста могут радоваться Светлому Христову Воскресению, как это и призывает делать святитель Иоанн Златоуст в знаменитом слове на Пасху. Источник: www.foma.ru

Ответов - 1

Николай Михайлович: Страх, похожий на родительский 11 апреля, 2013 • Священник Сергий Круглов На дружественном сайте «Фома» опубликована заметка Андрея Зайцева «Пост начинается с головы». Заметка на тему, в пост становящуюся весьма популярной. В ней автор пишет: «Любой разговор о мере поста неизбежно наталкивается на страх, похожий на родительский. Некоторые папы и мамы думают, что нужно предельно жестко регламентировать действия ребенка, иначе он начнет питаться исключительно чипсами и колой, засовывать пальцы в розетку и общаться матом…». Знакомая нам всем проблема. И болезненная. Потому что — выходит далеко за рамки вопроса о посте. Я думаю вот о чем: вот это страх, «похожий на родительский», глубоко укоренен у нас в Церкви. В самом деле, разреши-ка мирянину самому определять себе меру поста — и самое страшное даже не то, что он начнет в пост есть сосиски с пивом, нет. А страшно, что он и далее начнет проявлять активность и самостоятельность и в иных церковных вопросах… В нем может, не дай Бог, проснуться чувство ответственности за свою Церковь. То есть мирянин станет — свободным. А вот этого, чего греха таить, многим из нас, священников, ой как не хочется. Не так давно я разговаривал с сотрудником одного известного издательства, которое издает богословские книги, многие из них — переводные. Книги, к слову, замечательные… Я посетовал на то, что книги этого издательства редко встречаются в наших приходских церковных лавках, используются в преподавании учителями Воскресных школ, обсуждаются священниками и прихожанами. Только ли дело в том, что многие авторы этих книг — католики и протестанты? Не только в этом, ответил мне собеседник. А в том, что деятельность нашего издательства ориентирована на мирян. А какому батюшке понравится, если прихожанин будет более образован, начитан, подкован в богословии, чем сам батюшка… А тем паче, понравится ли батюшке, если мирянин спросит с него, куда мол вы, отче, деваете деньги, которые те-то и те-то жертвуют на храм? А вот вы, батюшка, не допускаете нас к причастию без исповеди — а сами когда в последний раз исповедовались? А вот вы такой-то прихожанке не разрешаете развестись с мужем, хотя все знают, что жизни ей с мужем-алкашом давно нет, а такую-то настоятельно благословляете в монашество — а расскажите нам о положении дел в вашей собственной семье? А вот то и это и еще это мы будем делать сами — почему вы нам не доверяете?… Почему? Потому что вера в человека тесно связана с верой в Бога. А у нас не принято, нет навыка — верить человеку и в человека. Мы сами-то себе не верим, где уж верить в ближнего… Ценность человеческой личности у нас была ли когда ценностью, можем ли мы не абстрактно «любить», но попросту уважать право другого на самостояние?… Это проблема не только церковного, но и всего российского общества. Общества, в котором ценится и объявляется главной-то идеология, то деньги-нефть-газ-недра, но не сам по себе человек. Есть священники, которым такая позиция удобна: вот, я пастырь, все знаю, и я тут главный, просто по факту хиротонии, а вы — овцы, ваше дело внимать и помнить, что паче поста и молитвы — послушание. Эта позиция закрывает Христа от человека, она сродни не христианскому, а языческому жреческому мировоззрению, мировоззрению посредника между человеком и святыней, человеком, который априори — профан, и может только осквернить святыню, доверь ее ему в руки… И слова о том, что ради этого-то «профана», ради этого человека, Христос пошел на крест, и этому же человеку Бог-Отец благоволил дать Царство, произносятся иными из нас, священников, нередко не более как троп, фигура речи, в обязательных гомилетических упражнениях с амвона… Обшарив гугл, словосочетание «апостолат мирян» я нашел только в словаре иностранных слов, а если где на православных страницах оно и поминается, то только в связи со вторым Ватиканским собором и преподносится как римо-католическая блажь, если не впрямую как прелесть и нечестие… Прихожане должны зависеть от батюшки, научены мы искони, каков поп, таков и приход — но не эта ли установка одна из причин явления, нередкого в нашей церковной жизни: как только уходит из жизни некий славный пастырь, так массы его чад, неприученных быть взрослыми и жить самостоятельно, теряют из виду Христа и едва ли не отходят от Церкви, которую отождествляли только с «любимым батюшкой»?.. Недавно в свет вышла книга публициста, редактора и издателя, сотрудника различных структур Русской Православной Церкви, Сергея Чапнина, под названием «Церковь в постсоветской России: возрождение, качество веры, диалог с обществом», книжка небольшая, но весьма полезная. В ней приводятся данные опроса, проведенного некоммерческой исследовательской службой «Среда» в 2011 году: «Участвуете ли вы в приходской жизни?» Почти половина опрошенных православных россиян (44%) ответила, что не принимает участия и не хочет этого делать. Активно вовлечен в приходскую жизнь лишь 1% опрошенных…». Подавляющее большинство народа церковного — это миряне. Иные клирики смотрят на них как на источник дохода, иные, как евангельские фарисеи, свысока, мол, «народ сей невежда в законе, проклят он»… Но именно они, а не только мы, служители, носящие сан, определяют суть Церкви, ее дух. И если это подавляющее большинство тяжко больно той же болезнью, которой больно общество в России — безответственностью и неумением и нежеланием быть свободными, то о таком положении дел нельзя не тревожиться. И этому положению способствуем порой и мы, священники, и в том числе — в частном случае, когда, на вопрос о мере поста не учим человека самостоятельно определять его меру и понимать его смысл и цель, а привычно-учительно цитируем запрещающие то и это строки из Типикона. Источник: ПРАВОСЛАВИЕ и МИР



полная версия страницы