Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » Разговор с А.И.Осиповым » Ответить

Разговор с А.И.Осиповым

Николай Михайлович: Алексей Осипов: «Жизнь человека не исчерпывается мигом его земного бытия» 05.02.2009 Известный богослов размышляет о том, почему вера спасает человека от самоубийства Канадские эксперты Университета Манитобы выяснили, что люди, которые регулярно посещают церковь, с наименьшей вероятностью предпримут попытку самоубийства, сообщает Агентство медицинской информации. Специалисты проанализировали данные о почти 37 тыс. человек, чтобы изучить взаимосвязь между религиозностью и склонностью к суициду. Социологи сделали вывод, что частое посещение церквей различных конфессий снижает риск опасного поведения и главным образом – суицидальных наклонностей. Причем именно религиозные служения играют положительную роль для психического здоровья, а не просто личная приверженность человека к духовному развитию, считают исследователи. По мнению врачей, большинство людей, добровольно ушедших из жизни, имели проблемы с психикой или нервно-эмоциональные расстройства: от 30 до 70% самоубийц страдали от депрессии или маниакально-депрессивного нарушения психики. Результаты обзора предполагают, что церковные служения и проповеди несут в себе положительное влияние на психическое здоровье, предотвращая личностные изменения и эмоциональную подавленность. Терапевты полагают, что представители церковных общин могут оказать психологическую помощь отчаявшимся людям, предупредив попытку самоубийства. О чем говорят данные социологов? В чем истинная причина самоубийств и почему именно Церковь в полной мере благотворно влияет на психическое и духовное состояние личности? На эти и другие вопросы корреспондента «Русской линии» ответил профессор Московской Духовной Академии и Семинарии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов. - Алексей Ильич, о чем говорят выводы, сделанные канадскими учеными? Почему речь идет именно о посещении людьми богослужений и не делается различия между конфессиями? - Говорить о том, что означает религия вообще довольно трудно. До сих пор еще не существует четкого определения того, что мы подразумеваем под собственно религией. Мы – это религиоведы, те кто, занимается вопросами религии и ее значением для жизни общества. Существуют религии, которые признают Бога и Его воздействие на человека; соответственно, возникает и понимание взаимодействия человека и Бога (то, что в христианстве называется «синергия»). Есть религии, как, например, буддизм, которые называют даже «атеистическими религиями». Здесь бытие личного Бога решительно отвергается. Но есть некая общая черта, которая как-то объединяет эти религии. Эта черта заключается в том, что все религии в конечном счете признают, что жизнь человека не исчерпывается мигом его земного бытия. А если это так – в таком случае перед человеком открывается перспектива жизни. Он понимает, что все земные несчастья, невзгоды и даже трагические обстоятельства – являются лишь неким мигом, который окончится; а дальше открывается осознание того, что люди называют по-разному, но что является осознанием вечности. Появляется перспектива смысла жизни, смысла земного существования. Именно этим можно объяснить, что человек, верящий в то, что в жизни есть смысл (ибо смысл жизни может быть только в жизни, а не в смерти), в большей степени огражден, так сказать, от суицидальных возможностей, стремлений, чувств и наклонностей. В христианстве это ощущается особенно сильно. Христианство обещает не просто какую-то непонятную вечность, но обрисовывает ее вполне ясно, конкретно. Обещает каждому искренно верующему человеку, осознающему, что он хочет быть с Богом, хочет быть в области добра, а не зла. Каждому такому человеку открывается перспектива вечной и благой жизни. - Христианство призывает человека к спасению души и богоподобию, обещает ему вечную жизнь. А какая может быть мотивация к духовной жизни у людей, верящих в вечность, но представляющих ее себе довольно абстрактно и не имеющих здесь четких критериев? - Одно дело – вера в вечность личности и личное осознание того блага, которое ожидает человека. Другое дело – вера в пребывание в каком-то бесконечном океане какого-то духа, и трудно понять, какова здесь степень осознания человеком самого себя. Конечно, разница здесь есть, и разница существенная. Если бы социологи проводили опросы именно с этой точки зрения, то христианство заняло бы самое последнее место (если говорить не о «номинальных», а об истинно верующих христианах), т. е. дынные показали бы, что суицид – явление чрезвычайно редкое. Но и среди представителей других конфессий процент суицидов будет хотя и выше, чем у христиан, но существенно ниже чем у людей, для которых не существует понятия Бога, души, вечности, а весь смысл жизни заключается в этом скоротечном и преходящем отрезке времени земного бытия. - Находят смысл жизни и личного совершенствования и нехристианские народы. Этот вопрос волнует многих христиан. Люди только в силу своего происхождения и среды обитания находятся в другой традиции, не знают христианства. Можно ли говорить о степени их близости к Богу, об индивидуальных методах спасения? Какие аргументы предлагает христианство в пользу своей универсальности? - Это – сложный вопрос, на эту тему можно прочитать целую лекцию. Скажу только о двух вещах. Первое. Христианство как религия предлагает человеку оптимальные средства достижения той вечности, о которой оно говорит. Но христианство вовсе не исключает возможности другого пути и не говорит, что представители всех других религий погибнут и пойдут в муку вечную. Христианская религия дает самые лучшие средства, указывает максимально оптимальный путь достижения этой вечности. Второе. Христианская религия имеет целый ряд объективных аргументов, свидетельствующих о том, что она, эта религия, не есть плод человеческих фантазий или философских достижений. Это есть религия, открытая Богом, религия сверхъестественная. Об этом говорят не только верующие люди и богословы. Об этом сказал даже, сам того не подозревая, Фридрих Энгельс. Именно он сказал, что христианство, появившись, вступило в резкое противоречие с окружавшими его религиями. Спрашивается – откуда же мог Иисус и рыбаки-апостолы взять целые россыпи тех потрясающих истин, которых доселе никто не осознавал и которые противоречили и иудейской религии, и религиям прочих различных народов? Но этот вопрос уже требует рассмотрения каждой христианской истины в отдельности. Беседовал Александр Жучковский Источник: Русская линия

Ответов - 0



полная версия страницы