Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » Женский праздник » Ответить

Женский праздник

Николай Михайлович: Каким должен быть женский праздник? Уникальность жизни Павла Груздева заключается в том, что кроме подвига исповедничества, он раздвинул пространство Церкви за границы церковной ограды. У нас есть такая тенденция – сидеть и ждать, пока люди сами захотят стать христианами, попросят об этом священника, потом сами научатся древнему церковному языку, как-то, непонятно как, проникнут в начальное богословие, и наконец, станут полноправными прихожанами, вычитывающими правила и отстаивающими службы. И церковная жизнь побежит ручейком обычным порядком. Часто можно слышать от подобных прихожан, что вот ему в храме было очень хорошо, а как пришел домой или на работу, так там «крадут» эту, с таким трудом, добытую благодать. Павел Груздев ощутимым сделал очевидное и невероятное – он опытом жизни показал, что благодать не крадется ни дома, ни в тюрьме, ни в монастыре, а она приумножается везде милосердием и состраданием. Помните, как он говорил о том, что лучший день его жизни был в тюрьме, когда он отдал свой хлеб девушке с Западной Украины? За этот день ему было, что ответить Господу. О том, что вся жизнь человека должна быть литургичной, говорил в своих проповедях митрополит Антоний Сурожский. Это было его основной темой проповеди – превращение обычной жизни в служение любви. Выход Церкви из ограды и ее шествие в мир, которой надлежит преобразить. Есть и в народе движение навстречу Церкви. Народ не может весь войти в монастырский Устав, организуя жизнь на производстве, дома, на отдыхе согласно иноческому расписанию Нитрийской пустыни. Конечно, есть титаны, как-то умудряющиеся сочетать несочетаемое, но обычно это получается плохо. Есть в народе и со своей стороны стремление поэтизировать жизнь вне монастыря, понять глубинный замысел Бога о человеке в браке, в служение друг другу, в созидании. Требуется праздник. Где его взять или что выдумать? Могут сказать, что, дескать, Церковь ликвидировала и ассимилировала дни языческих поминовений, превратив их в свои праздники. А можно сказать, что то, о чем лишь смутно догадывались некоторые праведные язычники, она явила в полноте и блистании Откровения и Предания. Такие упреки раздаются и при попытке создать новый женский праздник – День-жен-мироносиц. Тем более что, несмотря, на все усилия, он как-то и не прививается. Восьмое марта напротив, украдкой рады приветствовать даже и христианки, принимая цветы и поздравления. Разве что в монастырях с этим делом строго. Почему так? Потому что праздник мы видим или в цветах с конфетами, или в стоянии на службе. Потому что праздник нам кажется поводом к ублажению себя любимого. Или поводом послушать хор мальчиков с песней про маму и умилиться. Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, увидела двух Ангелов, в белом одеянии, сидящих одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: «Раввуни !» Нам трудно понять такой праздник, потому что большинству из нас никогда не довелось хотя бы приблизиться душой, к радости Марии, обретшей пасхальным утром в саду Христа. Когда она «рано ко гробу течаху» нашла гроб пустым. Она нашла гроб пустым и рыдала. Мы же находим пустым свое сердце, и нас часто это нисколько не огорчает. Рассказывают, что когда служил праведный Иоанн Кронштадский, то возгласы на Литургии, как и на других службах, он произносил, как бы перед Лицем Божиим. Он смотрел Ему в глаза и говорил Ему, видимому пред собой сердцем. Он знал, как вздрогнуло от радости сердце Марии в саду при встрече воскресшего Христа. Попытаемся только представить, что было на сердце у Марии, и что было на сердце у Христа. Даже от одного приближения мысли к этой сцене захватывает дух. Бог устремился к человеку, а человек в порыве радости – ко Христу. И какова сила этой радости, ниоткуда не более производимой! Ни от друзей, ни от стяжания, ни от отдыха. Ничто в мире не дает такого ликования сердцу. Богу мало молиться. Бога хорошо и правильно любить. Он ведь любит меня и каждого из нас. Его рука протянута ко мне и каждому из нас. А вот наша рука часто бывает за нашей спиной. Многим кажется искусственным этот праздник. Потому что ум не открылся к слову митрополита Антония. Потому что сердце не открылось в трудах, подобных трудам Павла Груздева. Потому что мы еще не испытали радость учеников, идущих из Иерусалима в Эммаус. И как они потом жалели и сетовали друг другу: Не горело ли сердце наше, когда он был на дороге с нами?» К сожалению, многие из нас никогда не испытали этого поразительного залпа любви к Богу. Вот почему создавать альтернативу мирским праздникам бессмысленно. Праздник женщин, праздник детей, праздник стариков, молодежи, праздник мужа и жены. Праздник цветущей сливы или осенней луны – это здорово, как отдать славу и честь прекрасной работе Великого Зодчего. И можно наполнить виртуальный мир православными ежиками и женскими днями, но лучше наполнить нашу жизнь любовью и трудами ради Христа, и тогда праздником станет каждый день. А лучшим способом отметить этот день – постараться найти и послужить кому-нибудь как Самому Христу. И если вы женщина, то своим сердцем, заботливыми руками, вниманием принести дары Христу в уже в самом начале дня кого-то накормив, о ком-то позаботившись, так что букет на сердце был бы положен самим Богом. Это была бы лучшая память Женам-мироносицам, действительно способная порадовать их в их небесных обителях. -Смотрите же, жены, вот некто имени нашего ради, принес миро своей любви к ногам воскресшего Господа, как и мы когда-то. Не нашего ли она рода? www.pravmir.ru

Ответов - 1

Николай Михайлович: Как Иисус относился к женщинам Мы не видим женщин, орудующих кузнечным молотом, но встречаем женщин — водителей грузовиков, работников бензоколонок, полицейских. Многим будет интересно узнать об отношении Иисуса к женщинам. Я надеюсь, это будет интересно и многим читателям этой книги. В недавние годы многие авторы характеризовали Иисуса как защитника женщин. Соответствует ли это тому, что мы видим во всех четырех Евангелиях? Если Он действительно был защитником женщин, то что конкретно волновало Христа в положении женщин в те времена и как Он боролся за их права? Если обратиться к культурным и социальным аспектам жизни людей во времена Христа, мы заметим, что церковные руководители, раввины, никоим образом не являлись защитниками женских прав. В раввинской литературе встречается молитва, с которой, вполне возможно, обращались к Богу уже тогда. Звучит она примерно так: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, Который не сотворил меня язычником. Благословен Ты; Господь Бог наш, Царь Вселенной, Который не сотворил меня рабом. Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь Вселенной, Который не сотворил меня женщиной». В последние годы эту молитву несколько видоизменили, стала более благовидной, но сам смысл ее остался тем же, что и во дни Христа. Другой исследователь раввинской литературы приводит следующее изречение: «Блажен тот, у кого дети мужского пола, и горе дому у кого дети женского пола». Только, пожалуйста, не забудьте, что это не мои слова! Я лишь пытаюсь обосновать отношение к женщинам во времена Христа. Разумеется, тогда было не принято защищать права женщин. Прежде всего обратимся к учению Иисуса. В Своих рассказах и притчах Он часто упоминал женщин. Мы все знакомы с притчей о женщине, которая положила закваску в тесто, — притчей о Царствии Небесном. Мы слышали притчи о потерянной овце, потерянном сыне, монете» потеряв которую, женщина приложила все силы, чтобы отыскать. Мы слышали о десяти девах в притче, относящейся к концу времени. Иисус рассказал историю о настойчивой вдове, подчеркивая важность постоянства в молитве. В качестве примера Он привел жену Лота и царицу Савскую. Выше мы уже подробно рассматривали повествование о бедной вдове, которая отдала две свои последние лепты, удостоившись похвалы Христа. Рассказав притчу о двух сыновьях, из, которых только один по-настоящему повиновался своему отцу, Иисус подчеркнул, что блудницы скорее войдут в Царство Божье, чем религиозные вожди тех времен (см. Матфей 21:28—32). В Своей самой первой проповеди в Назарете Он сослался на вдову из Сарепты, жившую во дни Елисея. Рассказывая Своим ученикам о Втором пришествии, Он упомянул о двух женщинах, мелющих в жерновах, Иисус часто приводил примеры из жизни женщин, иллюстрируя Свое учение. Рассмотрим несколько примеров того, каково было отношение Иисуса к женщинам. Один из исследователей Библии так говорил об этом: «В Своем отношении к женщинам Иисус проявил такую замечательную манеру поведения, что ее можно назвать достойной восхищения. Он обращался с женщинами как с полноценными людьми, равными с мужчинами во всех отношениях. Христос ни разу не унизил женщину ни единым словом. Как Спаситель, Который отождествил Себя с угнетенными и обездоленными, Он разговаривая с женщинами и о женщинах совершенно свободно и откровенно. Рассматривая вопрос об отношении Иисуса к женщинам, обратим внимание вначале на Его отношение к собственной Матери. Во время Его первого посещения праздника в Иерусалиме, когда Ему было всего двенадцать лет, Он отстал от своих родителей, а они отправились в обратный путь, думая, что Он где-то рядом. Найдя Его наконец после трехдневных поисков, они стали укорять Его, но Он сказал им: «Зачем вы ищете Меня? Разве не знаете, что Мне нужно приобщаться к делу Отца Моего?» (См. Лука 2). На первый взгляд может показаться, что, возможно, Он был немного дерзок. Но это вовсе не так, ибо евангельское повествование гласит, что Он пошел с родителями и был в повиновении у них следующие восемнадцать лет. Однако прямой смысл этих слов заключается в том, что, что Иисус, вероятно в первый раз, понял, как трудно выбирать между верностью семье и верностью Небесному Отцу. Отношение Иисуса к Его Матери видно также и в рассказе о браке в Кане Галилейской. Как вы помните, на свадьбе кончилось вино и Мать Иисуса подошла к Нему и попросила помочь, на что Иисус ответил: «Что мне и Тебе, Жено?» (См. Иоанн 2:4). Некоторым может показаться, что это сказано несколько грубовато. Но исследование оборотов речи, использовавшихся в те времена, покажет, что слова эти вовсе не были грубостью. Однако существует еще одно предположение, согласно которому Иисус, хотя и уважай Свою Мать должен был тщательно следить за сохранением правильного соотношения между этим уважением и той миссией, ради которой Его послал Отец Небесный. Еще одно библейское повествование переносит нас в Капернаум, где мать и братья Иисуса пытались увидеть Его, но не могли — такая плотная людская толпа окружала Его. Он не стал прерывать Свою проповедь, сказав: «Всякий, исполняющий волю Божью, Мне брат, сестра и мать». Вновь Он подчеркнул, что Божье служение не может быть постав-лень на второе место даже в семейных отношениях. И даже Его собственная Мать, хотя она была благословенной между женами, не могла войти в Царство Небесное только на том основании, что она Его Мать. Она нуждалась в построении своих личных отношений с Богом. Трогательное отношение Иисуса к Своей матери проявляется у креста. Глядя вниз, Он видел Мать, стоявшую рядом с Иоанном, Его любимым учеником, находившимся там неотлучно» И Он сказал: «Жено, се, сын Твой!», а Иоанну: «Се, Матерь твоя!» (Иоанн 19:26, 27). Он проявлял нежное внимание и заботу о Матери до самого конца. То, как Иисус относился к женщинам, открывается также и через Его отношение к тем из них, которые следовали за Ним. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Марк 8:1—3). В пути Иисуса сопровождали двенадцать апостолов и несколько галилейских женщин. Почему они следовали за Ним? Потому что были приглашены? Однажды Иисус сказал Своим апостолам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Иоанн 15:16). Очень хорошо, что Иисус избрал и этих женщин тоже. Что они делали? Они сопровождали Его. Можно вспомнить о проблеме жилья, которая возникала, когда они приходили в город и искали прибежища. Они поддерживали Его. Есть свидетельство, что некоторые из них были состоятельными. Они сопровождали Его до самого конца; когда ученики Его скрылись, пытаясь спасти свою жизнь, женщины оставались рядом. И они первыми узнали о воскресении. Еще одним примером доброго отношения Иисуса к женщинам является Его дружеское расположение к Марии и Марфе. Вы наверняка читали повествование в 10-й главе Евангелия от Луки, где говорится, что, когда Иисус посетил их дом, Мария села у Его ног и слушала Его. О чем это говорит? Во дни Христа ученик, слушая учителя, сидел у его ног. Марфа назвала Иисуса Учителем, сказав Марии: «Учитель здесь и зовет тебя» (Иоанн 11:28). Во времена Иисуса было неслыханно, чтобы раввин учил женщину. Раввины говорили, что лучше обучать самарянина, чем женщину, а вы знаете, как они относились к самарянам! И тем не менее Мария слушала Христа сидя у Его ног а слова ее сестры Марфы прозвучали величайшим подтверждением миссии Иисуса и того, Кем Он быд. Она произнесла их в то время, когда умер ее брат Лазарь, а Иисус только что прибыл в Вифанию. Марфа сказала: «Я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Иоанн 11:27). Можно ли желать большей веры, чем у этой женщины? Другой случай, демонстрирующий отношение Иисуса к женщинам (он упоминается всеми четырьмя евангелистами), произошел на пиру в доме Симона-фарисея. Все присутствовавшие там иудеи были недовольная Иисус позволил женщине прикоснуться к Себе. Более того» Он позволил прикоснуться к Себе женщине с распущенными волосами (в те времена распущенные волосы носили только уличные женщины). И к тому, же Он сказал что, покуда будет проповедоваться Евангелие, будет упоминаться и эта женщина и что поступок ее прекрасен. А встреча Иисуса у колодца с женщиной-самарянкой. Во времена Христа существовало правило, которое гласило: «В гостинице мужчина не должен оставаться наедине с женщиной, даже со своей сестрой или дочерью, из-за того, что могут подумать люди. Мужчина не должен разговаривать с женщиной на улице, даже со своей женой, и в особенности с другой женщиной, из-за того, что могут подумать люди». Остается только удивляться, какими же были тогда мужчины! Но Иисус открыто разговаривал с женщиной вопреки иудейскому обычаю. Широко известен случай, когда к Иисусу привели женщину, взятую в прелюбодеянии. Он стал защищать ее от тех, кто готов был ее осудить. Нельзя не вспомнить, как Иисус исцелял женщин. В субботу Он исцелил тещу Петра, нарушив одновременно два правила, ибо не только исцелил ее в субботу, но и коснулся ее рукой. Можно также вспомнить историю о женщине, страдавшей недугом восемнадцать лет. И вновь она была исцелена в субботний день. Иисус на виду у всех возложил на нее руки, что строго запрещалось среди иудеев (см. Лука 13:10—17). В Евангелии мы находим и историю об умершем сыне бедной вдовы, который был воскрешен у города Наин. Иисус пожалел несчастную мать и утешил ее сокрушенное сердце. Воскресив дочь Йаира, Иисус снова нарушил иудейские обычаи, коснувшись маленькой девочки, которая 5ыла мертва, та таким образом вернув ее к жизни. На пути к дому Иаира в толпе к Нему протиснулась женщина, чтобы прикоснуться к краю Его одежды. Иисус остановился и спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?» Он подозвал к Себе эту робкую женщину и засвидетельствовал перед всеми присутствовавшими о том, что она достойна исцеления. Иисус признал ее веру и решимость, относясь к ней как к полноправной личности. И наконец, самые тяжелые часы в жизни Христа. В огромной толпе, провожавшей Его на Голгофу, было немало женщин, горько плакавших о Нем. Возможно, им не довелось много общаться с Иисусом прежде, но их сердца были тронуты Его страданиями, У нас должно быть больше таких людей! Людей, подобных Симону Киринеянину, который не мог остаться в стороне, видя Человека, страдающего под тяжестью креста. Женщины горько плакали, и Иисус, заметив их, обратился к ним со словами утешения. Во всех четырех Евангелиях нет ни одного примера, когда бы женщина испытывала враждебное чувство по отношению к Иисусу. Спаситель в равной мере свободно общался как с мужчинами, так и с женщинами; Он открывал Свою весть и тем, и другим. Он относился к женщинам как к равным во всех отношениях. Иисус избирал как женщин, так и мужчин, чтобы они были Его особыми друзьями. Он благосклонно относился к их привязанности и высоко ценил ее. Иисус никогда не медлил служить женщинам. Он показал, что можно общаться с женщинами на высоком духовном уровне. Поэтому, принимая во внимание Его отношение к ним, можно воистину назвать Иисуса защитником женщин. www.yess.kiev.ua



полная версия страницы