Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » Сор из избы » Ответить

Сор из избы

Вадим: Протоиерей Георгий (Митрофанов)«Православной церкви пора выносить сор из избы» Почему РПЦ стала средоточием громких скандалов и чем это грозит обществу, рассуждает петербургский православный историк, философ, публицист, преподаватель петербургской православной Духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов. Комментируя создание движения «крестоповальщиков» и «православных дружин», срывающих «богохульные» футболки с прохожих, правозащитники опасаются, что инициативы этих двух радикальных движений могут вылиться в кровавые общественные столкновения. - Сам факт подобного рода мероприятий говорит о том, что ни та, ни другая сторона по-настоящему всерьез не продумывает свои позиции - ни мировоззренческие, ни нравственные. Утешает лишь то, что наше общество сейчас хотя и пребывает в состоянии раздражения, но в то же время настолько захвачено усталостью, безверием и, в общем-то, конформизмом, что дальше проявления какого-то мелкого бытового хулиганства эти движения не пойдут. Даже в столкновениях между собой. Но если говорить по существу, то сегодня мы видим, насколько же измельчала духовная и, я даже бы сказал, мировоззренческая жизнь наших современников! Если сравнить нынешних «крестоповальщиков» с подлинными народовольцами 70-х годов позапрошлого века, то нельзя не поразиться дистанции огромного размера, существующей между ними. Если же говорить о так называемых православных народных дружинах, то простите, но мне в голову приходит аббревиатура из нашего недавнего советского прошлого – ДНД - добровольные народные дружины, которые наш же народ расшифровывал как «дуракам нечего делать». И ничего, кроме глубокого разочарования, я в данном случае испытать не могу. Все происходящее свидетельствует о том, что мы очень поверхностно, очень внешне воспринимаем и религиозную, и нравственную, и политическую жизнь. - А как воспринимают религиозную жизнь в сегодняшней России сами церковные деятели? - Если говорить о православной церковной среде, все свидетельствует о том, о чем я уже не раз говорил, - о глубоком забвении Христа нашими православными христианами. Вы можете представить себе подобного рода православную народную дружину, таскающую за бороды фарисеев во времена Иисуса Христа?.. Все происходящее показывает, что даже в нашей церковной среде светские, советские стереотипы давно уже заменили элементарные представления о том, что же такое вера Христова. Но ведь именно под знаменем защиты веры от светского «кощунства» и выступают в последние месяцы с громкими заявлениями такие известные церковные деятели, как протоиерей Всеволод Чаплин, который объявил действия «православных дружинников» шагами в правильном направлении. - Я не побоюсь выразиться, может быть и резко, но с моей точки зрения православного священника, высказывания отца Всеволода Чаплина оскорбляют православного христианина во сто крат больше, чем акция «Пусси Райот». И это происходит систематически! «Пусси Райот» выскочили один раз и сгинули, а отец Всеволод Чаплин постоянно проявляется, и любое его выступление заставляет меня краснеть за нашу Русскую православную церковь. - Но ведь эти заявления очень многие люди воспринимают как едва ли не официальную позицию РПЦ. - Видимо, должность отца Всеволода Чаплина приводит наше общество к убеждению в том, что его высказывания - это голос всей Русской православной церкви, что не является таковым на самом деле. - Но почему тогда позиция не встречает достойной оппозиции внутри самой церковной организации? Почему среди других священнослужителей в России у него так мало оппонентов? Почему их голоса практически не слышны? Трудно сказать, почему это происходит. Но отец Всеволод Чаплин еще и потому периодически и даже очень часто высказывает умопомрачительные свои суждения, что он уже давно оторвался от реальной жизни. Вся его жизнь прошла в синодальных отделах, не было опыта настоящего - приходского пастырского. У него не было опыта преподавания в духовных школах, гимназиях, он всю жизнь был функционером. И вот это пространство Интернета, пространство СМИ постепенно стало заменять для него ту самую реальную русскую жизнь - и церковную, и не церковную, - по поводу которой он высказывается. Это не жизнь – это имитация жизни. Выступая в средствах массовой информации часто и по разным поводам, очень легко заниматься этой самой имитацией. Она может выглядеть очень впечатляюще. Но от этого не становится настоящей, относящейся к реальной жизни. Я вот, например, будучи уже четверть века и преподавателем духовных школ, и священником, могу сказать, что уж никак не «Пусси Райот» являются главной проблемой нашей церковной жизни, никак не педофилические наклонности в творчестве Маркеса и Набокова являются проблемами нашей духовной жизни и разрушают основы нашего общества. И когда я слышу такие слова из уст священника, у меня возникают два объяснения: либо он просто неадекватен, либо это циничный постмодернизм, за которым на самом деле скрывается глубинное равнодушие к проблемам реальных людей. - Если говорить о проблемах реальных людей, в частности об уже упомянутых участницах группы «Пусси Райот», как вы оцениваете вынесенный им приговор? И как вы оцениваете реакцию на него со стороны РПЦ? Наша официальная реакция последовала где-то часа через полтора после вынесения приговора. Тогда Высший церковный совет сделал свое заявление, в котором говорилось, что все произошедшее (суд и вынесение приговора) в принципе правильно, но в общем и целом надо бы проявить милосердие. Какое именно милосердие – сказано не было. Для меня это заявление показалось в высшей степени запоздалым и, мягко говоря, двусмысленным. Я еще в апреле, обсуждая эту тему, предлагал, как мне казалось тогда, самый приемлемый для нашей официальной церковной позиции вариант: предложить освободить этих трех плясуний под залог, дабы вернуть двух матерей их детям. Если бы они приняли подобное предложение со стороны церкви, они бы тем самым понесли свое покаяние; если бы не приняли, то продемонстрировали свое неприятие. Но церковь бы сделала то, что от нее всегда требуется в подобных ситуациях. Ведь что произошло: они действительно вольно или невольно оскорбили Господа. Господь милосерден. Что же касается нас, его служителей, мы вправе напоминать людям, даже оскорбляющим Бога, что Господь милосерден и мы готовы проявить это же самое милосердие. И вообще я не могу понять, почему потерпевшими в этой истории объявлены охранники? Они ведь скорее - должностные лица, причем, судя по всему, плохо исполнявшие свои обязанности... Вывод таков - по существу в пустяковой истории мы споткнулись и грохнулись громко и прилюдно наземь с нашей официальной позицией. И здесь велика вина всех тех, кто дерзает выступать от имени всей РПЦ в силу своих должностных полномочий. - Критики РПЦ все чаще применяют к ней понятия, которые раньше в общественном сознании были связаны с церковью католической. Причем с самыми сомнительными периодами ее истории: инквизиция, охота на ведьм, индекс запрещенных книг. Только что глава церковного отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов горячо подержал выдвинутую сотрудником Института российской истории РАН Владимиром Лавровым идею проверить сочинения В. И. Ленина на экстремизм. У меня уже давно такое ощущение, что мы освоили для себя роль не пастырей, а представителей нового политического агитпропа. Надо заниматься не исследованием книг Ленина на экстремизм, надо заниматься преподаванием основ православной веры. К сожалению, о нашей церковной жизни по-прежнему, два столетия спустя, можно сказать словами Николая Лескова: «Русь крещена, но не просвещена». При чем тут книги Ленина и проверка их на экстремизм? Мы постоянно выискиваем себе поводы для каких-то мероприятий, которые, как нам кажется, могут громко и эффектно отозваться (прежде всего, в политическом плане), и не исполняя при этом своих основных обязанностей. Я поражаюсь в данном случае отцу Дмитрию Смирнову, настоятелю 8 московских храмов и главе Синодального отдела, который, к слову, до сих пор непонятно чем, по сути, занимается: сейчас, когда обстановка, которая имеет место в вооруженных силах становится все более возмутительной, все более и более безнравственной, я не вижу влияния православной церкви на изменение ситуации в наших войсках. Продолжается безудержное воровство, издевательство над людьми, попрание элементарных прав человеческой личности. Вместо попыток воздействовать на эту ситуацию настоятель нескольких храмов и председатель синодального отдела выискивает что-то в книгах Ленина. Видимо, его, насколько я помню, художественное образование, полученное в советское время, не позволило ему достаточно основательно изучить классиков марксизма-ленинизма, и он решил это компенсировать сейчас… На ваш взгляд, может ли внутри самой РПЦ начаться открытая полемика с теми, о ком мы сейчас говорим и кто, по сути, наносит урон авторитету РПЦ? - Я думаю, что мы наконец должны оставить тот дух триумфализма, который мешал нам видеть себя такими, какие мы есть, прежде всего последние 20 лет. Мы должны отдавать себе отчет в том, что многие изъяны общества - это отражение изъянов церкви. Мы должны начать говорить о своих недостатках сами, с болью, со скорбью, с сокрушением. А не давать возможность говорить об очевидных наших недостатках тем, кому церковь чужда и враждебна. И чем скорее у нас начнется прямая, честная дискуссия о наших проблемах, тем яснее будут люди, заинтересованные в преодолении этих проблем, а не в желании усугубить их до того, чтобы церковь совсем уже распалась, тем скорее начнется церковное возрождение. Сейчас очень часто возникает ощущение, что то, что мы называем «возрождением», представляет собой вырождение. Это будет продолжаться до тех пор, пока принцип «не выносить сор из избы» будет нашей доминантой. И если не делать этого никогда, изба наполнится сором, он начнет вываливаться из окон и дверей, что у нас уже сейчас и начинает происходить. Беседовала Екатерина Семыкина для «Фонтанки.ру»

Ответов - 4

Владимир: Спасибо, Вадим - интересная статья. Выносить сор из избы, или не выносить - все решается в каждой конкретной ситуации. Если проблемы церкви, связанные с ее служителями и паствой, как выразился протоиерей Георгий Митрофанов - "вываливаются из окна" т.е. видны уже всем, то не нужно их прикрывать, не нужно делать вид, что ничего страшного не произошло, нужно честно и откровенно признавать свои недостатки и ошибки, свои недоработки. Иначе мы, верующие в глазах светского общества будем выглядеть лукавыми и лживыми. Другое дело, когда проблемы не видны обществу, то не нужно выставлять их на всеобщее обозрение и давать повод к поруганию церкви Христовой со стороны противников, глупцов и неверующих. Есть в Ветхом Завете такой эпизод, когда отец Сима, Хама и Иоафета, выпив вина крепко уснул и раскрылся во сне - а он был наг. Когда Хам, войдя в дом, увидел обнаженного отца, начал усмехаться его наготе и состоянию, более того пошел на улицу и стал рассказывать о том с усмешкой посторонним. Два других сына - Сим и Иоафет услышав об этом, запретили Хаму делать это и войдя в дом укрыли спящего отца...так вот и в данной ситуации, думаю, нужно поступать. Если проблемы давно вышли наружу и касаются всего общества, то скрывать их не нужно, их нужно решать, от них нужно избавляться! Безусловно, нужно решать и скрытые внутренние проблемы, не давая лишний раз повода ко греху для злословящих церковь безумцев... Что касается отца Всеволода Чаплина - думаю, что ему все-таки пока не хватает духовного опыта именно в приходской жизни. Я его знаю около 20 лет - так как хожу в тот храм, где он провел большую часть своего пастырского служения. Насчет группы "Пусси Райот" - согласен с мнением отца Георгия - они получили заслуженное наказание, но нужно было проявить милосердие и все-таки не сажать за решетку. Я думаю, это было бы гораздо полезннее и для них и поддерживающих их и для всего нашего общества.

Вадим: Знаешь Володя ,честно говоря весь этот «сор» о котором пишет протоиерей о.Георгий в интернете рождается и там же остается.Конечно я сужу со своей провинциальной колокольни ,за первопрестольную ничего сказать не могу ,вы там попродвинутей нас ,но у нас допустим спроси на приходе у прихожан ,кто такой протоиерей Чаплин ? И никто ничего о нем не скажет ,потому ,как даже не знают кто это такой и чем он там занимается.Так же и Кураев ,ему вообще в нашу Епархию въезд заказан ,Владыко Исидор давным давно наложил ему запрет приезжать сюда с лекциями и мутить неискушенных людей своими россказнями.Поэтому на реальную приходскую жизнь в провинции ,эти московские поповские «разборки» никаким боком не влияют и о них здесь и мухи не вспоминают У нас свои проблемы ,вот к примеру настоятелю нашему сколько говорили ,не поднимай цены на требы ведь разбегутся люди ,кто куда , Храмов то понастроили ого -го ,не начало 90г. на дворе ,а ему по барабану ,поднял цены думал наверстать упущенное ,а народ взял и разбежался по другим приходам ,остались только те кто десятилетия ходил ,да и они потихоньку исчезают ,а теперь «плачется» - вот денег нет ,как новый Храм достраивать и тд и тп....Ну ,а насчет тех развратных девок ,любительниц поплясать и попеть в Храмах ,то положа руку на сердце мы все прекрасно понимаем за что их реально и показательно извини за выражение «вздрючили» по полной программе.Что бы неповадно было другим , шутить шутки и глумиться над высочайшим именем, всенародно избранного , дорогого и любимого ,без сменного вождя всея России Ну а Церкви в этом деле просто отвели роль «кувалды».....А что сделаешь Володя ,как говориться ,кто платит -тот и музыку заказывает...И там нужна была именно такая музыка....

Владимир: Вадим пишет: Знаешь Володя ,честно говоря весь этот «сор» о котором пишет протоиерей о.Георгий в интернете рождается и там же остается. Я думаю, что есть и "сор из интернета", но ведь есть "сор" - проблемы и в реальной жизни и на уровне крупных городов и в провинции. И священники как у вас, так и у нас живые люди, со своими "плюсами и минусами". Уровень только разный, это точно, а все остальное схожее.


Вадим: Владимир пишет Я думаю, что есть и "сор из интернета", но ведь есть "сор" - проблемы и в реальной жизни и на уровне крупных городов и в провинции. И священники как у вас, так и у нас живые люди, со своими "плюсами и минусами". В нашей Кубанской провинции тех проблем о которых пишет протоиерей Георгий нет ,ибо мы всегда здесь жили по одному принципу-Нам нычего нэ надо ,тильки только бы и у вас нычего нэ було



полная версия страницы