Форум » Христианство: трудные вопросы, полемика » "Добро и зло" » Ответить

"Добро и зло"

kkamliv: Здравствуйте! Прошу прочитать мою статью и написать свои комментарии... Нельзя препятствовать свободному выбору между добром и злом. Молодой мужчина сказал старцу: – Не всегда легко узнать, в чем состоит твой долг. – Наоборот, очень легко, – ответствовал старец, – Это то, что тебе меньше всего хочется делать. Часть 1. Восстановление справедливости – удел не человека, но Бога. Не судите, да не судимы будете. Это означает, что мы, люди, не имеем права судить других людей, выносить им тот или иной приговор, привлекать их к ответственности. Преподобный Амвросий, основавший в конце девятнадцатого века Шамординскую обитель для малоимущих, говорил так: «Требуется не малодушествовать, а с покорностью воле Божией потерпеть посылаемые скорби и болезни, смиряясь пред Богом и людьми и не дерзая никого обвинять или осуждать; всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле». Преподобный Дорофей, в шестом веке основавший один из палестинских монастырей, оставил книгу «Душеполезные поучения и послания», в 14-й главе которой сказано, что человек, видящий, как наказывается Божьей рукой грешник, должен выказывать сочувствие наказываемому; ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН УСТРАНЯТЬСЯ ОТ СОВЕРШЕНИЯ НАКАЗАНИЯ (слова Дорофея можно истолковать так, как будто бы человек должен устраняться, даже если имеется повеление Бога о применении наказания). «Удаляйся ради Бога всех тех, кои восстают на власть, хотя бы ты и своими глазами видел начальника грешащего, то не осуди его, а покрой молчанием, и Господь покроет множество твоих грехов»(Отпинский старец Иосиф). Что такое справедливость? Это значит: равное за равное. Получишь именно то, что заслужил, не меньше и не больше. Упрашивая Бога о справедливости, люди не понимают, что если Господь будет воздавать каждому по его заслугам, то ни один человек не попадет в рай! Почему? Потому что грехов у человека всегда больше, чем добрых дел. Если Бог будет судить нас по справедливости, то по делам нашим мы все достойны только геенны огненной. На место справедливости приходит милосердие. Тому, кто достоин справедливого наказания, вместо наказания нужно дать наказ - урок милосердия с целью исправления и перемены в дальнейшей перспективе. «Никого не обижайте» (Евангелие от Луки, 3;14). «Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учтивым, незлобивым, с кротостью наставлять противников» (Второе послание апостола Павла Тимофею, 2;24-26). Первое послание апостола Петра, 3;11: «Ищите мира и стремитесь к нему». Быть миролюбивым означает никого не наказывать; наказание может быть осуществлено только за рамками земного жизни. Протоиерей Григорий (в середине двадцатого века помощник о.Николая, митрополита Крутицкого и Коломенского) во времена своей молодости опубликовал книгу «Объяснение Священной книги Псалмов», и в комментарии на псалом 93 написал: «Пророк в молитве обращается к Богу: Я знаю, что это Твое дело - отмщать беззакония людей и судить». И дальше протоирей Григорий добавляет: и Ветхий завет, и Новый завет научают, что во всем мире есть только один Судия и Отмститель всех злодеяний и беззаконий, - это Господь. Восстановление справедливости Божественным могуществом имел ввиду пророк Исайя, когда сказал: «…будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас» (Исайя, 35; 4). Иоанн Златоуст(патриарх Константинополя в конце четвертого века) в одной из книг призывает: «плакать больше всего о тех, кто творит зло, а не о тех, кто терпит зло», и святитель разъясняет – проявляйте сочувствие к творящим зло, ибо они вызывают на себя гнев Божий и в результате гнева могут оказаться в аду. Удел людей, сталкивающихся с грешниками – противопоставить им собственную духовную чистоту. Еще возможно увещевать и усовестливать их. На грешника священник может наложить епитимию. Упорных и жестоковыйных грешников отлучают от церкви. В самых крайних случаях можно помолиться о предании тела грешника во власть сатане (после чего человек оказывается в руках дьявола, без Божьей защиты), чтобы привести его житейскими обстоятельствами к тому, чтобы он понял свою вину и свой грех. Часть 2. Позволительно ли быть немилосердным? Митрополит Киевский и всея Руси Петр в начале четырнадцатого века написал несколько поучений (посланий), и в одном из поучений он написал: милуйте убогих – вдов и сирот, плененных и заключенных в темницах; и пусть каждый благотворит им. Иногда случается так, что невиновный человек оказывается в темнице из-за несправедливого судьи. В настоящее время в уголовном кодексе имеется статья, указывающая, что судья, вынесший заведомо неправосудный приговор, наказывается лишением свободы на срок до 10 лет. Используя эту статью, несправедливого или продажного судью можно упечь за решетку. Но если так сделать, то это действие будет направлено против милосердия. Как сказал Феофан Затворник (в середине 19 века глава Тамбовской и Владимирской епархий), милостивое сердце не осудит не только кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно воспримет сожаление и скорее будет готово плакать, нежели укорять. Действительно, грех осуждения есть плод немилостивого сердца. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтобы Он всех помиловал, - не только того, кого раньше хотелось осудить, но и нас. «Подлинное милосердие – то, которое оказывается грешникам»(Иоанн Златоуст, патриарх Константинополя в конце четвертого века). Другими словами, милосердие должно оказываться тому, кто на первый взгляд недостоин милосердия. Преподобный Исаак Сирин (сирийский писатель-аскет седьмого века) о милосердии так пишет: «Будем непрестанно понуждать себя - во всякое время внутренне быть милосердными ко всякому. Ибо так внушает нам учение Господне. Милосердие противоположно правосудию. Тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного человека от другого, но милует всех. Правосудие есть уравнивание точной меры: потому что каждому дает то, чего он достиг. А милосердие есть печаль, возбуждаемая благодатью, и ко всем сострадательно преклоняется: кто достоин зла, тому не воздается (злом)». «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и младенцу, и уголовному преступнику окажи почтение как образу Божьему. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собой, чтобы тебе не иметь недостатка в любви к нему»( Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский в середине девятнадцатого века). Уместно привести высказывание Вавилы, епископа Антиохийского, жившего в Сирии в четвертом веке: не должно нам, христианам, никого из людей ни попрекать, ни досаждать. Апостол Петр сказал: «Угодно Богу, когда кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдания несправедливые»(Первое послание Петра, 2:10.) Значение страданий (и справедливых, и несправедливых) в том, что они влекут по пути спасения. При помощи страданий испытывается вера в то, что Бог способен разрешить проблему добра и зла, проблему страданий, причиняемых сторонниками зла. Некоторые люди не в состоянии пройти через это испытание. Среди непрошедших испытание – английский фабрикант Роберт Оуэн. Он добивался от правительства и парламента Великобритании тщательного исследования здоровья рабочих, и в 1831 году начала свою работу комиссия по исследованию фабричной системы. Отчет комиссии был представлен на весенней сессии 1832 года парламента Великобритании. В отчете указывалось, что было обнаружено неисчислимое множество фактов, когда чрезмерная продолжительность рабочего времени уродовала детей. Шарп, врач-хирург, описывал это следующим образом: «До моего приезда в город Лиде мне никогда не приходилось видеть такого своеобразного искривления нижней части бедренной кости. Сначала я думал, что это рахит, но появление этой патологии в таком возрасте (8-14 лет), когда дети не подвержены рахиту, а также то обстоятельство, что заболевание стало известно только с тех пор, как дети стали работать на фабриках, заставили меня изменить мое мнение. Я решительно утверждаю, что они вызваны непосильным трудом». Доктор Хей нашел иное заболевание: «Искривление позвоночника очень часто наблюдается у работающих детей; в некоторых случаях это следствие чрезмерного труда, в других случаях – следствие воздействия продолжительной работы на ослабленный плохим питанием организм. Часто встречаются такие уродств: колени вогнуты внутрь и назад, связки суставов ослаблены и дряблы, а длинные кости ног искривлены внутрь, головки этих костей увеличены». Сэр Барри и врач Стюарт обнаружили, что работа малолетних девочек на льнопрядильном станке вызывает деформацию плеча, а именно выпячивание правой лопатки. Врач Пауэр убеждал: «Я могу прямо заявить, что фабричная система создала множество уродств, что влияние на подростковый организм длительно продолжающегося труда сказывается не только в явно выраженных уродствах, но еще гораздо чаще в задержке роста, слабости мышц, хрупком телосложении». Член парламентской комиссии Тафиелл сообщил, что военные врачи часто отбраковывают рекрутов, несколько лет проработавших на фабриках, так как юноши мало пригодны для военной службы: они худые, слабые, с искривленными ногами, имеющими форму буквы «К». На следующий год после изучения материалов комиссии, парламентом Великобритании был принят фабричный закон, который с целью предотвращения уродств ввел штрафы для фабрикантов за применение детского труда продолжительностью более девяти часов в день для возрастной категории 9-13 лет, и за работу подростков в возрасте от 14 до 18 лет продолжительностью свыше двенадцати часов в день. В 1844 году в закон внесены изменения: фабриканты подвергались штрафам за работу детей в возрасте от 8 до 12 лет продолжительностью более шести часов тридцати минут в день, и за работу в возрасте от 13 до 18 лет свыше двенадцати часов в день. Само собой разумеется, что дети работали ежедневно, кроме воскресенья. Каждый должен понимать, что его греховность является вкладом в мировую несправедливость. Причина несправедливости – греховность страдающих от несправедливости. Пренебрежительное отношение фабрикантов к здоровью детей является следствием всеобщей греховности, в том числе следствием греховности работающих детей. Оуэн решил не направлять свои усилия на устранения причины несправедливости. Роберт Оуэн не ставил перед собой цель – используя страдания, духовно возвысить работающих детей, научить их побеждать в себе грех (через научение способам зло претерпевать во благо). Перед Робертом Оуэном стоял выбор: или сохранить имеющиеся страдания работающих детей и приложить усилия для совершения ими духовно-нравственного подвига (т.е. признать оправданность и смысл страданий как источника спасения, и использовать этот источник спасения, как об этом говорил Паисий Святогорец, цитата которого приведена ниже), или ликвидировать страдания работающих детей и тем самым отказаться от использования страдания как источника духовного возрождения. Паисий Святогорец, греческий старец двадцатого века, дал такую глубокую формулировку смысла жизни: слава Богу, что среди людей нет справедливости; ведь если бы она существовала, то это было бы несправедливо по отношению к духовным людям, ибо они потеряли бы небесную мзду. Оуэн досаждал фабрикантам штрафами, и тем самым он вступил в противоречие с поучением Вавилы Антиохийского. Роберт Оуэн не обратил внимание на слова преподобного Исаака Сирина: тот милостив, кто в мысли своей не отличает одного человека от другого, но милует всех. Оуэн осмелился от других людей отличать фабрикантов, применяющий продолжительный труд восьмилетних детей, и не миловать их. Роберт Оуэн забыл о наставлении: вы милуете – и Господь вас милует; вы не милуете, - и Господь вас не помилует. «Нам... прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно огня искушений скудельному сосуду. Будьте спокойными»(Преподобный Леонид, настоятель Белобережской пустыни в начале девятнадцатого века). Оуэн отказался быть спокойным, и уменьшил огонь страданий работающих детей. В силу указанных причин Роберта Оуэна нельзя считать полноценным христианином. Грешник не должен бросать камни в грешную блудницу, грешник не должен штрафовать грешников за уродующие условия работы. Душа грешника, творящего зло, имеет одинаковую ценность с душой того человека, который претерпевает зло. Поэтому необходимо равными долями, равноценно проявлять милосердие к грешнику и к понесшему ущерб от действий грешника. Часть 3. Ной и его потомки И сто, и двести, и триста лет тому назад в церквах висели иконы с изображением Хама, Сима и Иафета. На верхней части иконы написаны слова: «Сим царствует над всеми». Под надписью изображен некий начальник, восседающий на троне. Рядом с Симом – изображение Иафета, пребывающего в молитве. Ниже изображен исхудавший мужичонка, сохою пашущий поле. Под ним надпись: «Хам трудиться за всех». Десятки иконописцев отобразили на тысячах иконах содержание отрывка из Библии. Праотец Ной однажды напился пьяным «и лежал обнаженным в шатре своем». «И увидел Хам наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим». Хам посмеялся над своим отцом. Братья Сим и Иафет оказались более тактичными, чем Хам; они «взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видели наготы». Когда Ной проснулся и узнал о произошедшем, он проклял потомство Хама, обязав во все будущие времена трудиться на потомство Сима и Иафета (Бытие, 9:21-27). Вследствие проклятия люди оказались разделены на тех, кто не под проклятием, и на тех, кто под проклятием (под этим проклятием продолжают находиться христиане, являющиеся потомками Хама). Икона объясняет мироустроение: произрастающее из земли в неравных долях распределяется среди христиан – незначительную часть получают пашущие, сеющие, жнущие, молотящие и веющие потомки Хама, а подавляющую часть получают потомки Сима и Иафета, выбравшие для себя те или иные формы безделья. (В качестве примечания можно указать, что в 1873 году папа Пий Девятый вознес молитву к Всемогущему Богу о снятии Ноевого проклятия с потомков Хама). Каждый ныне живущий человек является или потомком Хама, или потомком Сима (Иафета). Наблюдая за поведением человека, можно определить, чьим потомком он является. В 1991 году вышла в свет книга Светланы Алексиевич «Цинковые мальчики». После окончания войны в Афганистане писательница беседовала с солдатами и офицерами, воевавшими в Афганистане, а также с гражданским персоналом воинских частей. Их рассказы были записаны, и вошли в книгу «Цинковые мальчики». Ниже приведен отрывок из солдатского рассказа. «Во взводе оказались десять «дедов» и я один «молодой». Спал три часа в сутки. За всех мыл посуду, заготовлял дрова, подметал территорию, носил в ведрах воду. Если утром они проснутся, а воды нет, то изобьют. За год из нормального парня я превратился в дистрофика. Попал в госпиталь, там вылечили от дистрофии. После излечения вернули в часть, снова начали бить. Так били, что в госпитале мне делали хирургическую операцию. Никогда не забуду старшего лейтенанта, который регулярно, один раз в неделю, напивался. Пьяным ходил по коридору и разбивал дневальным челюсти». Александр Комин и Александр Михеев решили наладить швейное производство и использовать для этого давно известные производительные силы – рабов. Глубоко в земле, под гаражом Комина в гаражном кооперативе "Идеал" (г. Вятские поляны Кировской области), подельниками было вырыто несколько помещений, где разместились необходимое швейное оборудование, ткани, фурнитура, а также установлены электрические устройства для предотвращения побега рабов. Стены бункера оббивались матрасами, для звукоизоляции. Настала очередь подыскать потенциальных рабов. Первой жертвой стала Вера Т. 13 января 1995 года Комин встретил 33-летнюю женщину у школы №3 по улице Гагарина. Он предложил ей отметить Старый Новый год в хорошей компании, и Т. согласилась. Клофелин в вине подействовал быстро, и очнулась она уже в бункере для рабов. Но первая рабыня оказалась малоспособной к тому, для чего преступники обустраивали бункер. Шить она не умела, а учиться не хотела. С ее помощью Комин договорился встретиться с Татьяной М. Та пришла 21 января на встречу со своим женихом Николаем. Дальше происходило по опробованному сценарию: водка и вино, «заряженные» клофелином, отключение сознания. Татьяна М. пробудилась в подземном бункере. Николай был брошен замерзать на пустыре; тело Николая было обнаружено через неделю, и уголовное дело было закрыто по причине необнаружения криминала. Татьяна М., которая действительно неплохо шила, стала работать на швейных машинках. Она шила халаты, которые Комин сбывал на рынке с большой для себя выгодой. Вера же была привлечена в качестве подсобной рабочей на расширении бункера. Но толку от нее было не так уж много. Комин решает, что ему необходим раб-мужчина. 21 марта 1995 года он встретил у винно-водочного магазина 37-летнего Евгения Ш., работавшего в этом магазине грузчиком. Он показался подходящей кандидатурой в рабы. Евгения опоили водкой с клофелином и переправили в бункер. Евгения принуждали рыть вертикальную штольню до водоносного слоя, и смонтировать водяной насос для подачи воды в «жилые помещения». Через некоторое время Евгений Ш. попытался убежать, но был пойман. И Комин решает избавиться от Ш., причем с помощью рабынь, которых необходимо повязать кровью. Евгения привязали к стулу, потом Комин обмотал его руки и ноги оголенными электропроводами. Татьяне и Вере были вручены два выключателя, на которые они должны были нажать. Татьяна, явно осознавая свою полезность (в конце концов, именно она приносила рабовладельцу деньги), напрочь отказалась нажимать на выключатель. А вот Вера, после того как Комин пригрозил ей, что она будет следующей на электрическом стуле, без раздумий нажала на выключатели. Смерть Евгения наступила мгновенно. Третьей рабыней в июне 1995 года стала Татьяна К. Комин заставлял рабынь работать по 16 часов в сутки. Знающий процессы пошива, он назначил такие нормы выработки, что времени у рабынь — кроме работы — оставалось лишь на сон и скудную еду. Прежде, чем спуститься в бункер, Комин давал сигнал лампочкой. После этого сигнала рабыни обязаны были защелкнуть на шее кандалы, а ключи положить на стол. После чего Комин отключал ток от железной лестницы и спускался за пошитым товаром. Поступили заказы на вышитые иконы и пошив риз для настоятеля Никольского собора в Вятских Полянах, на танцевальные костюмы для местного Дворца культуры, и необходимо было расширять производство. Поэтому летом 1996 года в подземном бункере оказалась бродяжка из Перми. 28-летняя Оксана Н., подобранная на вокзале, быстро сломалась от сырости, спертого воздуха и побоев хозяина, больше лежала на нарах, чем работала, вдобавок у нее обострилось психическое расстройство. Через год Комин решает избавиться от надоевшей обузы. Несколько дней он не кормил Н., а потом напоил тормозной жидкостью. Труп Комин собирался отвезти на санках к моргу. Им была запланирована черная шутка: мол, придут работники морга утром на работу, а тут «клиент сам пришел». Но довести этот план до конца Комин не сумел. Его спугнул какой-то прохожий. Сбросив труп в случайном месте, Комин сбежал. Похожим образом была убита и Вера. Тело Михеев и Комин сбросили в заранее присмотренную прорубь на реке Вятка. На замену убитым рабыням подыскали 27-летнюю Ирину Г. Всего в бункере перебывало шесть рабов. Не нужно долго размышлять над рассказанной историей, чтобы догадаться, кто в ней потомок Сима, и кто потомок Хама.

Ответов - 5

kkamliv: Часть 4. Как долго будут нужны немилосердные? В 1711 году митрополитом Тобольским и всея Сибири стал Иоанн, и им было написано несколько книг, в том числе «Богомыслие в пользу правоверных», «Феатрон», «Богородице Дево», «Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею». В этих книгах святитель Иоанн систематизировал и изложил доступным языком общепринятую точку зрения. Так как ни диавол и никто из людей не может нанести никакого зла без попущения Божия, то рассмотрим: что попускает Бог, каким образом попускает, и для чего, по какой причине совершается попущение Божие? Необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные тяготы, болезни, смерть, нанесение обид или бесчестия (приведение в нищету, заключение в тюрьме, изгнание, ссылка), – все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, - это наши грехи, преступления Божиих заповедей. Первого рода зло Бог попускает по желанию Своему или как казнь для нечестивых, или как меру исправления для сынов и дочерей. О зле второго рода нельзя сказать, что Бог желает совершения их. Грех существует по несовершенству, лжи и лукавству неповинующихся Богу сотворенных Им разумно-свободных существ; поэтому грех произошел первоначально и ныне происходит против желания Божия, однако по Его попущению. Причина попущения греха скрывается до времени в тайне совершенного и непогрешимого Божия мироправления, или Его Промысла. Богу совершенно известно все будущее, и Он может легко не допустить ненавидимого Им греха, но допускает его, желая вразумления и исправления людей, чтобы они видели, какие последствия влечет грех и по отношению к согрешившему, и по отношению к его ближним и к обществу. О, как дивно и величественно проявляет себя Промышление Божественное в повседневных своих попущениях! Через допущение противозаконных деяний и горестных приключений Бог иногда беззаконников превращает в честнейших друзей Своих. Величайшие беззакония утверждают в добродетели многих. («Не остановится дубина нечестивых над судьбою праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию»-Псалмы, 124:3.) Справедливо говорил Феофил: «Все оскорбляющие нас совмещают в себе как бы два лица, – одно действующее сознательно, другое бессознательно. Во-первых, каждый такой человек по злобе своей желает действовать против нас враждебно, с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т.д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает; при успехе же, через попущение Божие, он делается бессознательно вторым лицом, действующим в качестве орудия в руках Божиих, наказующего или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу». Для успокоения себя при нанесении нам обид известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, ты не обращай своего внимания на злость оскорбителя, но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное тебе зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных пока. Попущение Божие проистекает по причине праведной, но сокрытой до времени от нас. Этого обычая держались все святые угодники Божии: они не разыскивали, кто их оскорбил, но всегда обращали сердца свои к Богу, смиренно признавая справедливость Божия попущения; и потому они считали нанесенные им обиды за благодеяния для себя, а своих противников – за благодетелей, говоря: вот наши истинные благодетели, ибо они не льстят нам; те же, которые хвалят и величают нас в глаза, льстят нам и вредят нашему внутреннему усовершенствованию. Нередко Божие правосудие употребляет нечестивых царей и злых князей как Свои орудия, для научения праведных терпению и для наказания нечестивых за их преступления и проступки. Вот пример: Бог, через пророка Исаию, угрожает развращенному народу израильскому погублением его через ассириян, ясно показывая, что не воля ассирийского царя, но Его Святая воля исполняется войском ассириян. Бог называет их бичом негодования Своего и, следовательно, Себе Самому приписывает наказание израильтян. Всякое зло, беда или несчастье есть для нас спасительное наказание, посылаемое на нас Богом; отсюда вытекает следующее заключение: так как всё в мире совершается по Божию мановению и повелению, то наш долг всё принимать без ропота от Божией десницы и совершенно покоряться Его всесвятейшей воле; и тем самым будем мы сообразовывать нашу волю с Его Божественною волею. Надо прилагать душевные усилия, чтобы произошло правильное сочетание милосердия и справедливости: милосердие наказуемого к тому, кто наказывает; и признание справедливости наказания, возникающего по Божьему произволению. Что такое своеволие? Это волеизъявление, направляемое против воли Бога, который временно допускает в определённых границах несчастия. О своеволии Иоанн Златоуст высказался так: что не угодно Богу, то хуже и беззаконнее всего, хотя и кажется ХОРОШИМ. Иоанн Златоуст говорит о том, что произволение (намерение) Божие и соответствие этому произволению действий человека определяет то, добром или злом заканчиваются человеческие действия. Добро – это не то, что человек считает хорошим; зло – это не то, что человек считает плохим. «Не сразу совершается суд над худыми делами, и от этого не страшится сердце сынов человеческих делать зло»(Екклесиаст, 8:11). Почему не сразу совершается Божий суд над худыми делами и злом? Потому что зло в действительности не является злом, потому что худое дело только кажется худым; на самом деле оно соответствует произволению Божьему и в силу этого оно является добром. Зло, добро, милосердие, наказание, пощада – вопросы об этом и подобном должны решаться не с человеческой точки зрения, а с Божественной точки зрения. Слова Иоанна Златоуста повторил, но в современной формулировке, американский проповедник Р.Нибур: «Нормы христианской справедливости, оправдывающие и насилие, и сопротивление насилию, это не окостеневшие нормы; христиане рискуют забыть об их относительности и временности, - и придать им абсолютную нормативность». Правительство Бориса Годунова в 1592 году приняло Указ об отмене Юрьева дня (права крестьян на уход от землевладельца), а в Указе 1597 года установило пятилетнюю давность на поимку беглых крестьян. Указом 1637 года период поиска и возвращения беглецов продлевался до 9 лет. Соборное уложение 1649 года дало возможность помещикам и монастырям искать бежавших крестьян бесконечно долго. К тому же, по этому уложению к крепостникам возвращались и те, кто родился у крестьянина после совершения побега. В 1707 году царь Петр Первый принял Указ, предусматривающий за укрывательство беглых крестьян конфискацию имущества. В 1721 вышел Указ Петра Первого, расширяющего круг лиц, которым дозволено покупать крестьян; такую возможность получили купцы и промышленники (подразумевалось, что крестьянина, имеющего свой участок земли и работающего на нем для своего пропитания, отрывали от земли и он становился собственностью нового хозяина, у которого не было участка земли для земледелия ни для себя, ни для купленных им крестьян). В 1765 году Екатерина Вторая издала Указ, согласно которому дворяне могли единолично, без суда, выносить приговоры крестьянам и отправлять их на бессрочную каторгу (бессрочную в том смысле, что после нескольких лет пребывания на каторге крестьянина, дворянин по своему разумению решает вопрос о времени возвращения крестьянина из каторги). Через десять лет Екатерина Вторая дополнила этот Указ, и теперь помещикам разрешалось строить сельские тюрьмы и сажать в них крестьян на несколько месяцев; кроме того, помещикам разрешалось единолично, без суда, выносить приговоры крестьянам и отправлять их на несколько лет в арестантские роты (по прошествии многих лет, во времена ГУЛага, единоличности уже не было - приговоры выносили тройки и лишь изредка двойки). В 1771 году Екатерина Вторая позволила разделять крестьянскую семью, и крестьянских детей продавать одному помещику, а родителей продавать другому помещику; теперь продажу можно было проводить на аукционах. Продажа крестьянской семьи по частям проходила открыто и гласно до 1841 года. После 1841 года продажа по частям продолжалась исподтишка. Впрочем, вполне легально продажа крестьянской семьи по частям происходила в том случае, если помещик становился банкротом, и для выплаты долгов имелась необходимость продать всё производственное имущество. В 1765 году Екатерина Вторая издала Указ, запрещающий крестьянам жаловаться на помещиков (до 1765 года действовал Указ Петра Первого о применении смертной казни для тех крестьян, которые жалобы посылали по почте прямо Миропомазаннику Божьему). Плохо образованные крестьяне иногда считали, что действия Петра Первого и Екатерины Второй были злом, потому что они способствовали страданиям крестьян. Но немилосердное отношение к крестьянам – это не критерий зла. Чтобы правильно понять действия Петра Первого и Екатерины Второй, крестьяне должны были согласиться со словами Иоанна Златоуста: «Если кто-то окажет милость, но вопреки воле Божьей, – то милость эта будет недостойной». «Любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный»(Преподобный Амвросий, основатель Шамординской Казанской обители для малоимущих) Петр Первый и Екатерина Вторая стремились узнать произволение Божие, и у них было живое общение с Богом. Через их непроизвольный религиозный опыт приходило Слово Божие и они поступали в соответствии с услышанным произволением. Петр Первый и Екатерина Вторая были для крестьян бичами Божьими, и одновременно с этим они слушали и исполняли продиктованную волю Божью. Ознакомимся с повествованием о преподобном Варлааме, основавшим в двенадцатом веке Спасо-Преображенский монастырь около Новгорода. Однажды он с монастырской братией проходил по улице и вдруг увидел, как к мосту толпа людей тащит человека - судя по их выкрикам, с целью утопить его в реке. Святой Варлаам подошёл к людям, поговорил с ними; и те отпустили несчастного и отдали его старцу. Через какое-то время произошла подобная история: люди вели к мосту уже другого человека с намерением утопить. Однако на этот раз Варлаам Хутынский прошёл мимо, и не вмешался. Бедолагу сбросили в реку… А спустя несколько лет, когда святой Варлаам лежал уже на смертном одре, монахи пришли к нему, напомнили ему о тех двух случаях и попросили старца объяснить их. Варлаам ответил: “В первый раз к реке тащили вора, а во второй – оклеветанного напрасно человека”. И тут братия не на шутку перепугалась: “Отче, да ведь нужно было поступить как раз наоборот: преступника наказать, а невиновного спасти!” И тогда старец Варлаам пояснил: “Когда к мосту тащили вора, рядом с толпой людей я видел радующихся бесов, готовых в момент смерти этого преступника завладеть его душой. И я уговорил этих людей отдать его мне на поруки. И теперь вы видите сами, что в монастыре он близок к покаянию и обращению. А во второй раз, когда на расправу вели невинно оклеветанного, я слышал, как он повторял про себя: “Господи, по грехам моим приемлю. Да будет воля Твоя…” И вдруг я совершенно отчётливо увидел, как парящий над ним ангел уже поднял над его головой венец безвинного страдания, смывающий все грехи этого человека и открывающий ему путь в Небесную Обитель. Так что же, я должен был у него этот венец отнять?” В некоторых случаях надо подавить в себе желание проявить милосердие (когда предчувствуешь, как Варлаам, что милость будет противоречить воле Божьей). Изреченное Иоанном Златоустом и старцем Варлаамом, а также действия Петра Первого и Екатерины Второй, логически связаны с историей об Аврааме. Ветхозаветному патриарху Аврааму было велено отправиться в землю Мориа и там, на склоне горы, во исполнение воли Небесного Бога проявить готовность пожертвовать своим сыном, совершив обряд всесожжения. На морианской горе Авраам связал кожаными ремнями сына и положил на сложенный из камней и дров жертвенник. Возле жертвенника Авраам воткнул в землю горящий факел, чтобы вскоре поджечь дрова. Правая рука Авраама, вооруженная ножом, направляет удар, приближается к телу сына... Тогда-то раздается с неба голос: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога. Господь благословил Авраама за готовность убить: "Что так ты сделал сие дело, и не пожалел сына единственного твоего, то Я благословляя благо¬словлю тебя, и умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря". Рассказывая о том моменте, когда нож был занесен над отроком, Иоанн Златоуст дает характеристику Аврааму: «с полным послушанием он заглушил в себе голос природы». Милосердие есть то, в этом можно не сомневаться, что было названо голосом природы. Немилосердие вменяется в праведность. В 1988 году французский естествоиспытатель Дидье Дезор начал проводить опыты над крысами. Экспериментаторы сделали аквариум, в котором выше уровня воды находилась сухая площадка; от площадки на дно аквариума вели ступеньки. Экспериментаторы бросали в воду кусочки еды подальше от сухой площадки, и еда опускалась на дно, и, таким образом, находилась под глубоким слоем воды. На сухую площадку помещалось несколько крыс, и каждая из них, проголодавшись, ныряла на дно аквариума, хватала и вытаскивала на площадку еду, и там насыщалась. Вскоре большинство крыс перестало нырять в воду, - они нашли другой способ удовлетворения голода. Они стали кусать и сталкивать в воду других крыс, заставляя приносить себе еду. Кpысы pазделились на две гpуппы, которых Дидье Дезор назвал “пpиносящими кpысами” и “непpиносящими кpысами”. «Приносящие крысы» оставались полуголодными, так как на краю площадки их уже поджидали остальные обитатели аквариума, чтобы отобрать все, что поднято из водной глубины - съесть можно было только то, что прилипло к зубам. У всех “приносящих” проявлялись признаки физиологического истощения, и сокращался срок жизни. Можно ли сомневаться, что взаимоотношения между крысами подобны взаимоотношениям между изображенными на иконе потомками Хама, Сима и Иафета? Видеозапись эксперимента была показана по телевидению на канале НТВ и выложена в интернете. Читатели, желающие посмотреть на крысиного Хама и крысиного Сима, могут найти видеозапись в интернете. По всей вероятности, к поведению крыс приложима фраза Анатолия Васильевича Луначарского, сказанная в отношении людей: «Стремление к собственному удовольствию связано часто со страданием других или с каким-нибудь ущербом для них». Раса в 1987 году наблюдал в естественных условиях за карликовыми мангустами, и он приметил интересную особенность их поведения. Некоторые мангусты значительную часть дневного времени (около 80%) стояли на задних лапках и оглядывали местность, когда остальные мангусты под прикрытием этих охранников рылись в земле в поисках съедобных корешков и насыщали свои утробу. Чтобы охранники не отвлекались от охранной функции и не тратили время на поиск съедобных корешков, питающиеся мангусты угрожающе шипели и кусали охранников, когда те припадали к земле в поисках корешков для утоления голода. В результате укусов охранники были вынуждены сохранять вертикальную стойку. (Здесь вспоминается писатель Беляев и его повесть «Ихтиандр», в которой утверждается, что обилие продуктов питания приведет к исчезновению голода. В плодородных участках земли произрастает множество съедобных корешков, однако охранники из числа карликовых мангуст живут впроголодь). В 1974 году К.Благосклонов проводил опыты над мухоловками-пеструшками. Он вставлял в отверстия дупла деревьев (когда из дупла вылетала семейная пара птиц) скрученные в трубку листы бумаги. Прилетевшая пара совместными усилиями выдергивала клювом бумагу, зависая в воздухе, или пикировала на бумажные трубки, таранным ударом сбивая трубки. Иные продалбливали в дереве новый лаз в дупло. Но иногда самцы вели себя как бичи Божии: самец наносил удары клювом по голове и спине самки до тех пор, пока самка тем или иным образом не устраняла препятствие. Подобно карликовым мангустам и крысам, люди разделяются на «приносящее сословие» и «неприносящее сословие». В 1860 году Николай Андреевич Добролюбов написал литературные рецензии на книгу "Униженные и оскорбленные" Ф.М.Достоевского, на пьесы "Гроза" и "Семейная картина" А.Н.Островского, и в этих рецензиях Добролюбов описал мечту «неприносящего сословия» о сохранении иерархии между сословиями; согласно этой мечте, гармоничная иерархия является гарантией благополучия страны. Добролюбов не согласился с этой мечтой и изложил свою иерархоразрушающую точку зрения. Ниже приведен пересказ добролюбовских рецензий, раскрывающий сущность иерархоукрепляющего и иерархоразрушающего мировоззрения. Установившаяся иерархия не имеет надобности быть усиленно поддерживаемой - так ясна для всех польза и необходимость подчинения, до такой степени заслужило оно внутреннее одобрение каждого, даже наименее ублаготворенного. Нельзя всем быть богатыми, всем талантливым, также нельзя всем начальствовать, наряду с начальствующими должны быть подчиненные; истинный идеал государства состоит в том, чтобы каждый подчиненный был доволен на своем месте, всякий сознавал законность и глубокую справедливость твоего положения и с такой же охотою повиновался, с какой охотой другие повелевают, так же был спокоен и счастлив при своих десяти целковых жалования, как другие при двадцати тысяч дохода. Вот тогда может осуществиться идеал золотого века. Если даже кто из подчиненных неприятности от начальствующих людей терпит, то он должен видеть в этом дело законное и полезное, и будет примиряться с неприятностями, как с переменами времен года. Никто бы не домогался того, чего у него нет, никто бы не рвался с места, на котором поставлен, никто бы не рассуждал о том, что выше его звания. От бедняка мысль сделаться богатым была бы так же далека, как желание пролезть сквозь ушко иголки. Секретарь не посмел бы критиковать распоряжения своего начальника, как не критикует он наступление ночи после дня. Одни ездили бы в колясках, жили бы в великолепных палатах, занимались бы распеканием других; другие ходили бы пешком по грязи в дырявых сапогах, жили бы в сырых подвалах и оказались бы распекаемыми, - но те и другие были бы довольны своей участью, и были бы спокойны. Первые и вторые мирно существовали бы друг возле друга, - так же безмятежно, как существуют дуб и крапива, хотя и отнесенные Линнеем к одному разряду по его зоологической системе, но нимало не помышляющие о соблазнительном равенстве друг с другом. Низшие сословия будут братски сочувствовать высшим сословиям и сами наслаждаться отблеском того блаженства, которого удостоены избранные высшие… Иерархия основывается на том, что низшие сословия находятся в летаргическом оцепенении, с покорностью и кротостью переносят все обиды и все тяготы своей жизни, безответно и робко подставляют себя чужому произволу… При анархии всяк молодец на свой образец, никто никому не указ, всякий на приказание другого отвечает, что я тебя знать не хочу, и, таким образом, все озорничают и ни в чем согласиться не могут. Положение общества, подверженного такой анархии, действительно ужасно. Но вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две половины: одна оставила за собой право озорничать и не признавать никакие законы, а другая половина принуждена признавать законом всякое желание первой и безропотно сносить все ее капризы, все безобразия. Не правда ли, что это еще ужаснее? Половина людей принуждена страдать от озорников и постоянно питать их своим трудом, своей угодливостью и смирением. Конечно, что при таких условиях озорство и беззаконие примут более страшные размеры, чем при анархии. Бездельники бьются, чтобы не ускользнули от них те люди, трудами которых они задаром кормятся и щеголяют; праздные шатуны воюют против людей честных, которые могут открыть глаза угнетенным труженикам и научить их громко и настойчиво предъявить свои права. Напрасно было бы надеяться на исправление посредством каких-нибудь вразумлений; привычка дурить в помещике Дикове так сильна, что он подчиняется привычке даже вопреки здравому смыслу. Ясно, что никакие нравоучения его не остановят, - до тех пор, пока с ними не соединится осязательная для него, грубая внешняя сила. Чем больше сумасбродствовал какой-нибудь дармоед, чем наглее он попирал нижестоящих, тем больше слагались легенды теми, которые своим трудом кормили дармоеда. Благоговейные рассказы старых лакеев о том, как их вельможные бары травили мелких помещиков, надругались над чужими женами и невинными девушками, - все подобные рассказы доказывают, что еще не далеко от нас это патриархальное время. Но оно быстро от нас удаляется; отовсюду возникают требования, враждебные произволу дармоедов и грозящих им борьбою. Лев Николаевич Толстой не обошел вниманием взаимоотношения сословий. «Теория о том, что воля Божия состоит в том, чтобы одни люди владели другими, очень долго успокаивала людей. Но эта теория, давая оправдания жестокости людей, довела эту жестокость до высшей степени и этим вызвала отпор и сомнение в ее истинности. В конце XVIII столетия в Европе не было осознано рабство крепостного права. Люди того времени считали, что положение людей, обязанных обрабатывать для господ землю и повиноваться им, было естественное неизбежное экономическое условие жизни, и не называли этого положения рабством. И как к концу XVIII столетия люди Европы понемногу стали понимать, что, прежде казавшееся естественной и неизбежной формой экономической жизни, положение крестьян, находящихся в полной власти господ, - нехорошо, несправедливо и безнравственно и требует изменения, так и теперь люди нашего времени начинают понимать, что казавшееся прежде вполне законным положение наемных и вообще рабочих, - не таково, каким оно должно бы быть, и требует изменений»(Л.Н. Толстой, 1890 год). 5 октября 1881 года Толстой в своем дневнике написал фразу в адрес «неприносящего сословия» (т.е. в адрес бичей Божиих): «Они (народ) растения, а вы вредные, отравляющие наросты на нем». И еще одна фраза из дневника: «Вонь, роскошь, нищета. Разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы ими оберегать свои оргии, и пируют». Лев Николаевич Толстой подчеркивал, что властвующие не более добрее, но более злее, чем те, над которыми они властвуют. Любопытно, что Толстой не нашел пользы для народа в том, что его грабят и ему наносят ущерб. Может быть, одной из причин отлучения от церкви Л.Н.Толстого послужило то, что он не смог в своих литературных произведения раскрыть пользу? «Властвующее меньшинство, как бы оно ни называлось, - неограниченной монархией, конституцией или республикой демократической, - находясь во власти и руководясь свойственным людям эгоизмом, естественно употребляют эту власть для удержания за собой посредством насилия выгод, которые приобретаются в ущерб рабочего народа . Положение рабочего народа везде по существу несправедливо и дурно и не улучшается, а ухудшается. Выгоды, которыми пользуются властвующие, всегда в ущерб народу»(Л.Н.Толстой, 30 января 1909г). Если бы чувство сострадания к угнетаемым, испытываемое Толстым, имело бы значительно меньшую интенсивность, то тогда он наверняка мог бы стать настоящим христианином; сострадание является препятствием для оказания милосердия к тем, кто угнетает. «Если хочешь избавиться от печали, не привязывайся сердцем ни к чему и ни к кому»(Преподобный Никон, последний Оптинский старец). Можно с уверенностью предположить, что Л.Н.Толстой, Н.А.Добролюбов, Р.Оуэн, С.Алексиевич считали бы, что разделение крыс, карликовых мангуст, людей на приносящих и неприносящих, на бичей и подвергаемых бичевым ударам, - бессмысленно и должно исчезнуть (деятельность бичей Божиих должна быть остановлена). По христианскому учению, без разделения людей никак не обойтись, и оно должно существовать до второго пришествия Иисуса Христа. Смысл разделения раскрывается в книгах христианских писателей. «Бог хочет научить нас презирать настоящее, не прилепляться и не привязываться к нему. Для того Он и назначил здесь скорби»(Иоанн Златоуст). «Без скорбей сердце не может умереть для земли и ожить для вечности»(Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский). «Пред кончиною своею будешь благодарить Господа не за радости и счастье, а за горе и страдания, и чем больше их было в твоей жизни, тем легче будешь умирать, тем легче будет возноситься душа твоя к Богу»(Преподобный Анатолий, Оптинский старец). Бог оживляет человека тем, что попущениями убивает в человеке те его качества, которые влекут к духовной гибели. Часть 5. Выбор между добром и злом. Существует два вида противодействия злу, и первый способ заключается в предотвращении достижения той цели, к которой стремиться злоумышленник. Когда кто-то поджигает дом, то целью поджигателя является уничтожение дома. Если жильцы этого дома, и их соседи будут тушить водой горящий дом, или на пожар примчатся пожарные и направят на огонь шланги со струями воды, то эти действия приведут к неосуществлению желания поджигателя – дом будет сохранен, и после ремонта жильцы вернутся в него. Когда кто-то кладет отраву в еду и питье, и от этого человек заболевает, то врач дает заболевшему противоядие и иные лекарства. Человек выздоравливает, и через это не достигается цель отравителя – смерть. Бог ненавидит злобу, зависть, корыстолюбие; когда эти качества толкают к поджиганию дома или подсыпанию отравы, то заливающие водой огонь и дающие противоядие проявляют ненависть к злобе, зависти, корыстолюбию и тем самым угодны Богу. С другой стороны, тушащие пожар и дающие противоядие могут знать, кто совершил злодеяние, и могут создать для злодея такие условия, от которых тот будет вынужден прекратить творить зло. Но этот второй способ противодействия злу является духовно-гибельным. Чего Бог хочет? Хочет, чтобы мы желали воли Его благой, то есть всего того, что делается по Его заповеди: любить, быть сострадательными, творить милостыню и тому подобное. Когда для злодея создаются неблагоприятные для него условия, то это есть нарушение благой воли Бога. 4 апреля 2006 года Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский (через три года ставший Патриархом Московским и всея Руси) в выступлении произнес слова: «Человек обладает полной автономией в принятии или не принятии тех или иных (нравственных) правил. Именно Бог наделил человека такой способностью самоопределения. Эта та свобода, перед которой останавливается Сам Бог». В вопросе об английских фабрикантах важно то, чтобы они САМОСТОЯТЕЛЬНО осознали греховность установленной ими чрезмерной продолжительности детского труда и САМОСТОЯТЕЛЬНО сократили рабочее время для восьмилетних. И в Роберте Оуэне, и в фабрикантах проявлен образ Божий, и подобно тому, как Бог дал всем людям свободу выбора между добром и злом, так и Оуэн должен был дать фабрикантам свободу выбора между приемлемой и неприемлемой продолжительности детского труда (дать фабрикантам шанс и время для пробуждения их совести). Поскольку Бог остановился перед свободой самоопределения английских фабрикантов в принятии ими тех или иных нравственных правил, то тем более Роберт Оуэн должен был остановиться. Но он не остановился… Если не будет возможности совершить зло, то будет невозможно осознанно, усилием воли совершить духовный подвиг – не воспользоваться возможностью совершить зло. Чтобы произошло последнее, должна существовать возможность совершить зло. Человеческая жизнь складывается из двух моментов: 1) волевым усилием не позволить самому себе совершить зло, 2) не позволить себе воспрепятствовать другим людям усилием их воли совершить духовный подвиг. Когда людей (с целью ликвидации возможности совершить зло) огорчают штрафами и огорчение занимает то место, где должно оказаться волевое усилие, то волевое усилие не находит свою нишу и не остается. Отсутствие волевого усилия – это противоположное тому, чего желает Бог. Иоанн Златоуст сказал о том, что Бог не хочет насильно и против воли сделать душу добродетельной; надобно убедить душу, чтобы она по своей воле сделалась доброй. Роберт Оуэн выбрал неправильный способ убедить души английских фабрикантов.

kkamliv: Часть 6. Враждебность В начале пятой части было сказано, что заливающие водой огонь и дающие противоядие проявляют ненависть к злобе, зависти, корыстолюбию и тем самым угодны Богу. К этой мысли нужно делать поправку, по причине случившегося с Тальякоцци. В 1597 году сицилийский врач Гаспар Тальякоцци издал книгу «Хирургия дефектов всаживанием», в котором рассказал о своем 20-летнем опыте по пластическим операциям. Такие операции производились с теми, кто рождался с «заячьей губой», получали резаную травму носа или уха во время военных действий или на дуэли, у кого происходила существенная деформация носа или уха вследствие опухоли или иного заболевания. В книге описывалась процедура отделения от шеи участка кожи с небольшим количеством мышечной массы, который одним краем продолжал быть присоединенным к шее, а другим краем пришивался к остатку восстанавливаемого уха. Через две недели завершалось сращивание шейного участка кожи и остатка уха; участок кожи полностью отделялся от шеи, и из него формировалась отсутствующая часть уха. Нос восстанавливался, как описано в книге Тальякоцци, в 6 приемов. После тщательного измерения, на передней поверхности плеча или предплечья двумя параллельными линиями надрезали лоскут кожи и отслаивали его от подлежащей ткани. Лоскут сворачивали в трубку, и для сохранения трубчатой формы под лоскут подводили кусок полотна, который меняли ежедневно в течение 14 дней. Через 2 недели лоскут-трубку с одного края отрезали, и он лежал 14 дней, прикрепленный другим краем к предплечью, проходя стадию «детства», «юности» и «старости». Когда лоскут начинал сморщиваться, его пересаживали на освеженный дефект носа. При этом в течение 20 дней руку удерживали возле носа в определенном положении с помощью деревянных фиксаторов и бинтов. Затем лоскут-трубку по шаблону отрезали от предплечья, а через 14 дней формировали крылья и перегородку носа. Для уяснения технологии книга Тальякоцци иллюстрировалась 22 рисунками, в том числе с изображениями необходимых хирургических инструментов (закругленных игл, скальпелей, щипцов). В 1599 году Гаспар Тальякоцци умер. Через несколько месяцев после этого последовала анафема, тело Тальякоцци было выкопано из семейной могилы и захоронено за пределами кладбища, на неосвященной земле. Это объясняется тем, что деятельность Тальякоцци была истолкована как попытка вмешательства в Божий замысел. Многие имели убеждение, что жизнь протекает по принципу «все к лучшему» (и среди прочего к лучшему относятся отрубленный нос и «заячья губа»), и исправление «заячьей губы», пришивание носа, уха расценивалось как противостояние лучшему (а некоторыми расценивалось даже как противостояние Богу, как враждебность к Богу). Обращавшиеся к Тальякоцци в своем несчастии уповали на хирурга, а упование на человека весьма и весьма предосудительно. Александру Солженицыну был известен новозаветный принцип: «Если желаешь отсутствия вражды в мире, то надо подавлять в себе чувство враждебности». Однако у писателя не хватило силы духа придерживаться этого принципа, - на каждой странице его книги «Архипелаг ГУЛаг» вырисовывается его враждебность. Иисус Христос проповедовал для того, чтобы внимающие ему обрели утешение и беспечалие. Солженицын написал свою книгу специально для того, чтобы люди потеряли покой, опечалились. Солженицын с помощью книги попытался вселить в души читателей чувство враждебности. Можно поставить под сомнение приверженность Александра Солженицына к христианству. Необходимо еще раз процитировать слова преподобного Леонида, чтобы противопоставить его и Солженицына. «Нам... прискорбно видеть и слышать о невинно страждущих, но Бог знает больше нас, что кому нужно и сколько надобно огня искушений скудельному сосуду. Будьте спокойными»(Преподобный Леонид, настоятель Белобережской пустыни в начале девятнадцатого века). Между прочим, Солженицын не смог найти оправдание (т.е. найти пользу) страданиям (в книге «Архипелаг ГУЛаг» нет ни одного слова об оправдании). Часть 7. Зерцало для господ По причине социальной напряженности, сформировалось направление в литературе, называемое «княжеские зерцала». Авторы назидательных трактатов, обращенных к властвующим, считали своей целью богобоязненное обучение на основе принципов хорошего и справедливого управления, основанному на Евангелии. Власть имущие призывались к уважительному, заботливому, милосердному, ответственному отношению к своим подчиненным. Синезий, избранный в 410 году епископом греческого города Птолеманды, написал обращение «О царской власти» и передал его императору Аркадию. Юнистиан в 527 году взошел на трон Византийской империи, и спустя несколько месяцев диакон Константинопольского храма Святой Софии Агапит послал молодому императору написанный им свиток о богоугодном управлении подданными и императорской власти. В начале девятого века свиток Агапита был переработан Константинопольским патриархом Фотием, и преподнесен императору Василию Первому под названием «Учительные главы». Эти послания были переведены сначала на болгарский, затем на русский языки, и стали известны на Руси. Отрывки из посланий вошли в книгу «Изборник Святослава» 1076 года, составленную дьяком Иоанном, а в четырнадцатом веке – в книгу житий святых (Минею). Для Карла Испанского в 1515 году Эразмом Роттердамским было написано наставление «Воспитание христианского князя». Похожее название имел опубликованный в 1532 году трактат, в котором описываются методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Автором был флорентийский мыслитель Николо Макиавелли, умерший за пять лет до выхода в свет сочинения. В 1705 году митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн написал «Нравоучительное зерцало для царей, князей и правителей» (конкретным адресатом сочинения являлся генеральный судья В.Л.Кочубей). Отец Филипп стал митрополитом Московским в годы всплеска опричнины, когда грабежи и убийства мирных граждан были не редкостью. Митрополит Филипп несколько раз в уединенных беседах с царем старался вразумить его, но, видя, что убеждения не помогают, решился действовать открыто. В марте 1568 года, в воскресенье третьей Крестопоклонной недели Великого поста, перед началом литургии, митрополит стоял на возвышении посреди Успенского собора. Тут в церковь входит царь Иоанн с толпой опричников. Иоанн подошел к святителю и три раза наклонял свою голову для благословения. Митрополит Филипп стоял неподвижно, устремив свой взор на икону Спасителя. Наконец бояре сказали: “Владыка святый! Царь требует твоего благословения”. Святитель обернулся к Иоанну, как бы не узнавая его, и сказал: “Я не узнаю царя православного, не узнаю его в делах царства. Кому поревновал ты, исказив таким образом твое благолепие? С тех пор, как светит солнце на небе, не слыхано, чтобы благочестивые цари возмущали собственную державу! У татар и язычников есть закон и правда, а у нас их нет. Государь, мы приносим Богу бескровную жертву, а за алтарем льется невинная кровь христиан. Не скорблю о тех, которые, проливая свою невинную кровь, сподобляются доли святых мучеников; о твоей бедной душе страдаю, - Господь взыщет все”. Роберт Оуэн не обладал нравственным или религиозным авторитетом, и он не написал для английских фабрикантов (именно для фабрикантов) какое-либо литературное сочинение, аналогичное «княжеским зерцалам». Малоавторитетность привела к тому, что Оуэн не стал устно и письменно обличать порок, не стал действовать так, как советовал апостол Павел: «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели» (Первое послание апостола Павла Тимофею, 5;20). Те, кто создавал «княжеские зерцала» и обличали пороки, словесно засвидетельствовали перед Богом свои чистые помыслы и свою сострадательность к несчастным. Они преуспели в написании и произнесении богоугодных слов. Ошибка Роберта Оуэна состояла, что он недооценивал значение слов. Часть 8. Объяснение и объяснение Когда крыса ныряет на дно аквариума за едой или совершает иное физическое действие, то в ее организме происходят функциональные изменения, вызывающие дискомфорт (усталость и т.п.); этот дискомфорт дополняется дискомфортом от охлаждения организма в процессе высыхания мокрой шерсти. Крыса стремится освободиться от дискомфортного состояния, и она заставляет другую крысу совершать работу вместо себя. При этом своя деятельность, направленная на принуждение другой крысы, имеет меньшую интенсивность, чем интенсивность деятельности по извлечению еды со дна аквариума; дискомфорт от первой деятельности слабее, чем от второй деятельности. Так как крыса из двух дискомфортов выбирает меньший, то она принуждает другую крысу работать на себя. Аналогичное сопоставление совершает крыса, которую принуждают. Дискомфорт, вызванный деятельностью по извлечению еды, сравнивается с дискомфортом от укусов крыс-эксплуататоров, и если второй оказывается больше первого, то крыса выбирает деятельность в пользу кусающих крыс. Крысы наделены нейропсихологическими механизмами, обеспечивающими возможность насилия, но активация этих механизмов зависит от соответствующей стимуляции. Первый вид стимуляции заключается в наблюдении молодых крыс за взрослыми крысами, при этом формируется представление о том, как выстраивается поведение. Второй вид стимуляции состоит в переводе научения в практическую плоскость (нанесении первого удара изгою) и возникновении подкрепления (получение явной выгоды); последнее приводит к психическому укреплению механизма насилия и к повторению насильственной деятельности. Библия и книги святых отцов содержат ответы на все вопросы, в том числе ответ на вопрос о причине греховности людей (Адам, Ева, змий, плод, грехопадение, переход греховности от Адама и Евы к их потомкам). В Библии и книгах святых отцов отсутствует объяснение греховности людей, подобное объяснению «греховности» крыс. По причине отсутствия, недопустимо объяснять греховность людей так, как объясняется «греховность» крыс.

kkamliv: .


Вадим: kkamliv пишет Здравствуйте! Прошу прочитать мою статью и написать свои комментарии... Автору статьи ,Вы бы для начала подвели сами итог данной статьи ,объяснив ее смысл, что бы неполучилось ,как в том анекдоте -«Чукча не читатель-чукча писатель» потому как она абсолютно не соответствует заявленному названию «Нельзя препятствовать свободному выбору между добром и злом.» .А окончание вашей статьи извините вообще неподдаеться никаким комментариям ....« В Библии и книгах святых отцов отсутствует объяснение греховности людей, подобное объяснению «греховности» крыс. По причине отсутствия, недопустимо объяснять греховность людей так, как объясняется «греховность» крыс. »Кто по вашему объясняет греховность людей ,так как объясняеться «греховность» крыс ? И вообще какой у крыс может быть грех ,если они живут инстинктами,как и все остальные бездушные твари....И последнее ,Вы из секты квкеров?

смоленский рожок: М-дя... Мне кроме греховности крыс пондравилась теория о происхождении сословий от Сима, Хама и Иафета. По-моему, это называется так: горе от ума...



полная версия страницы