Форум » Православный календарь » Апостол Лука » Ответить

Апостол Лука

Николай Михайлович: 31 октября – День памяти святого апостола и евангелиста Луки Святой апостол и евангелист Лука, уроженец Антиохии Сирийской, апостол из 70-ти, сподвижник святого апостола Павла, врач из просвещенной греческой среды. Услышав о Христе, Лука прибыл в Палестину и здесь горячо воспринял спасительное учение от Самого Господа. В числе 70-ти учеников святой Лука был послан Господом на первую проповедь о Царствии Небесном еще при жизни Спасителя на земле После Воскресения Господь Иисус Христос явился святым Луке и Клеопе, шедшим в Еммаус. Апостол Лука принял участие во втором миссионерском путешествии апостола Павла, и с тех пор они были неразлучны. Когда святого Павла оставили все сотрудники, апостол Лука продолжал делить с ним все трудности благовестнического подвига. После мученической кончины первоверховных апостолов святой Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы он мученически окончил земной путь. Предание усваивает ему написание первых икон Божией Матери. "Благодать Рождшегося от Меня и Моя милость с сими иконами да будет", - сказала Пречистая Дева, увидев иконы. Святой Лука написал также иконы святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Евангелие написано им в 62 - 63 годах в Риме, под руководством апостола Павла. Святой Лука в первых стихах (Лк. 1,3) четко выразил цель своего труда: наиболее полно и в хронологической последовательности описал по порядку всё, что известно христианам об Иисусе Христе и Его учении, и тем самым дал твердое историческое обоснование христианского упования (Лк. 1, 4). Он тщательно исследовал факты, широко использовал устное предание Церкви и рассказы Самой Пречистой Девы Марии. В богословском содержании Евангелие от Луки отличается прежде всего учением о всеобщности спасения, совершенного Господом Иисусом Христом, о вселенском значении евангельской проповеди. Святой апостол написал также книгу Деяний святых апостолов в 62 - 63 годах в Риме. Книга Деяний, являясь продолжением Четвероевангелия, повествует о трудах и подвигах святых апостолов после Вознесения Спасителя. В центре повествования - Апостольский Собор (51 год по Рождестве Христовом), как основополагающее церковное событие, послужившее догматическим основанием для отмежевания христианства от иудейства и самостоятельного распространения его в мире. Богословским предметом книги Деяний является преимущественно Домостроительство Святого Духа, осуществляемое в основанной Господом Иисусом Христом Церкви от Вознесения и Пятидесятницы до Второго пришествия Христова. Будучи врачом, святой апостол и евангелист Лука считал вполне возможным совмещение обязанностей врача с высоким званием апостола и евангелиста. И глубоко заблуждаются те люди, которые считают за грех лечиться у врачей. Они полагают, что если Бог их не спасет, то и врачи не помогут. Действительно, без Божией помощи не помогут даже самые опытные врачи. Но из этого следует не то, что не нужно и грешно приходить во время болезни к врачам, а то, что болеющий должен сначала прибегать с молитвой к Господу, а затем и к врачам. Есть люди, которые считают, что если человеку суждено от Бога умереть, то он умрет, несмотря на все действия врачей и соблюдение всех мер предосторожности; а если человеку уготовано выздороветь, то ему нечего бояться смерти и можно не лечиться совсем. Такое понятие о судьбе не согласуется с христианским учением, которое наставляет нас во всех наших нуждах обращаться к Богу с молитвой о помощи и прибегать к таинству елеопомазания (соборования). Если же признать мнение таких людей правильным, получается, что Бог определяет нашу судьбу, совершенно не обращая внимания на наше поведение, не требуя от нас каких-либо усилий в деле устроения нашей жизни. К тому же, такая точка зрения таит в себе очень большую опасность: не заботясь о выздоровлении, можно ускорить свою смерть и стать виновником в грехе самоубийства. «Тело — храм души». И мы обязаны заботиться о нем, о его здоровье. Святой Григорий Богослов говорит: «Если я решусь истомить свое тело, то некого мне будет употребить в сотрудники в добрых делах». И, наконец, есть еще одна причина, по которой некоторые отказываются от врачебной помощи. Якобы святые не одобряли лечить болезни. Но если посмотреть жития, то нетрудно обнаружить, что святые не только лечили сами (преподобные Кир и Иоанн, святые Косма и Дамиан и, конечно, святой евангелист Лука были врачами), но и устраивали больницы (житие святого Феофилакта) и сами прибегали к врачам, если в этом нуждался кто-то из близких (житие Зосимы Финикийского, житие святого Афанасия Афонского). Итак, нужно помнить, что главный источник исцелений — Господь, к Которому нужно обращаться за помощью прежде всего, и помощь будет дана, если мы очистим свою душу от грехов, в большинстве случаев — главной причины всех наших болезней. А затем уже нужно искать помощи у врачей, которых Господь после нашего покаяния умудрит нам во спасение. После его мученической кончины (он был повешен язычниками на оливковом дереве) о местонахождении его мощей стало известно по тем исцелениям, которые здесь совершались. По материалам сайта pravoslavie.ru Слово пастыря в день памяти святого апостола и евангелиста Луки Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) Архиепи́скоп Лука́ (в миру Валенти́н Фе́ликсович Во́йно-Ясене́цкий; 27 апреля (9 мая) 1877, Керчь — 11 июня 1961, Симферополь) — профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с апреля 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Лауреат Сталинской премии первой степени (1946). Архиепи́скоп Лука́ стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 г. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания; память — 29 мая (11 июня). После вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа пред Его святыми Апостолами предстали величайшие по трудности задачи. Им надлежало в корне изменить все миросозерцание людей древнего языческого мира; круто изменить весь ход мировой истории. Они должны были вливать новое вино Христова учения в ветхие мехи умов и сердец бесконечно давно пребывавших во тьме людей, глаза которых ослеплял свет Христов. В ветхих мехах происходило сильнейшее брожение нового вина. Они разрывались, и из них вытекало уже не вино, а кровь бесчисленных мучеников Христовых. Апостолы должны были водрузить над всем миром светозарный Крест Христов, и водружать его надо было им, преодолевая сильнейшее сопротивление диавола, который знал, что крест сотрет главу его. Всеведущий Бог, конечно, знал, что и самых могучих человеческих сил было крайне недостаточно для исполнения грандиозных задач Апостольского служения, и потому в великий день Пятидесятницы сотворил Он исключительное чудо: Он ниспослал на Своих апостолов Духа Своего Всесвятого, почившего на главах их в виде огненных языков. И напомнил Дух Святой апостолам, как обещал им Христос, все, что слышали они от Него. От Духа Святого получили они чудесный дар знания языков и наречий всех тех племен и народов, которым должны были они нести проповедь Христова Евангелия. В день Пятидесятницы великий Первоверховный апостол Павел еще не был в числе других апостолов, но после чудесного обращения его на пути в Дамаск ему предстояла еще гораздо более трудная деятельность, чем другим апостолам. Он должен был написать четырнадцать своих великих посланий к Церквам, которые необычайно глубоки и святы и составляют весьма важную часть Нового Завета. И великий апостол нуждался в еще большем излиянии на него благодати Святого Духа, чем та, которую получили другие апостолы в великий день Пятидесятницы. И действительно получил ее в великом преизбытке. В начале двенадцатой главы второго послания к Коринфянам читаем необыкновенные слова его о некоем человеке, "...который назад тому четырнадцать лет (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю; Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке..., что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 2-4). Конечно, только по великой скромности своей он говорит, что это необыкновенное событие произошло с каким-то человеком, а не с ним самим. Восхищение в рай, в котором слышал он неизреченные глаголы, недоступные людям земным, было не меньшим, а может быть, и большим приобщением к сокровенной Божественной премудрости, чем то, которое получили другие апостолы в день сошествия на них Святого Духа. Вспомним и о другом величайшем апостоле, Иоанне Богослове, написавшем изумительное четвертое Евангелие, безмерно превосходящее по своей глубине все когда-либо написанное мудрейшими людьми. Вспомним о таинственном Откровении о конечных судьбах мира, которое получил он от Бога на острове Патмосе через посланного к нему Ангела. Конечно, это великое Откровение было чрезвычайно важным дополнением к тому исключительному расширению и углублению всех сил ума и сердца, которое получил великий Иоанн вместе с другими апостолами в день сошествия на них Святого Духа. Верю, что и апостол Лука, святую память которого мы ныне празднуем, принадлежит к числу мудрейших и святейших людей мира и близких друзей Христовых. Он совершил преславное дело, написав третье Евангелие, которое святые отцы Церкви ставят близко к величайшему Евангелию Иоанна по глубине и значению его. И хочется нам верить, что и великий Евангелист Лука был удостоен от Бога получить сугубые дары Святого Духа, подобно апостолам Иоанну и Павлу, каким-то неведомым нам образом. И если действительно это было, то не должны ли мы глубоко преклониться пред этим великим апостолом и Евангелистом. Велика полученная мною от Бога милость и честь носить его святое имя и принадлежать к сонму преемников апостольских – епископов. Но велика и отрадна и ответственность моя пред Богом, если усмотрит Он хотя бы малое нерадение в моем труднейшем архиерейском служении. Вознесем же от чистых сердец молебное пение апостолу и Евангелисту Луке, умоляя его быть моим защитником и предстателем на Страшном Суде Господа и Бога нашего Иисуса Христа. Аминь. 1957 г. www.afonru.ru

Ответов - 0



полная версия страницы