Форум » Православный календарь » Антипасха » Ответить

Антипасха

Николай Михайлович: 1 МАЯ – Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. 2-я неделя по Пасхе носит название Антипасхи, как окончание торжества Светлой седмицы и означающее «вместо Пасхи», иначе ее называют обновлением Пасхи. В этот день воспоминается явление Христа ученикам, среди которых был и ап. Фома, не хотевший верить воскресению Господа, пока сам не увидит Воскресшего. Давши уверение Фоме осязанием Своих ран, Господь изрек: «Блаженны не видевшие и веровавшие».

Ответов - 3

Николай Михайлович: 1 мая 2011 г. - Воспоминание уверения апостола Фомы Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. В 2011 году этот день выпадает на 1 мая. "Антипасха" - греческое слово, где приставка "анти" значит не "против", а "вместо". Таким образом, название Антипасха означает не противопоставление Пасхе, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. Фоминой неделей этот день называется в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы. В церковной традиции существуют разные понимания поведения апостола: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия не получится ничего доброго: "Пойдем и мы умрем с Ним" (Ин. 11:16). Вместе с тем некоторые богословы, напротив, видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, но и тогда, когда речь идет о жизни и о смерти. Согласно Евангелию, крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление. Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20, 25). На восьмой день после воскресения Господь явился апостолу и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему раны и таким образом ответив на его невысказанную просьбу. Христос также прибавил: "И не будь неверующим, но верующим". В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа - но сказано, что он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!" Этими словами апостол исповедал веру в Воскресение Христово и в Его Божество. "Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким". Церковное Предание рассказывает, что святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. За обращение в христианство сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу. Его жестоко пытали и убили, пронзив пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне. Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. Восьмой день после Пасхи в народе называется также Красной горкой. Изначально Красная горка - это древний языческий праздник. Он был связан с проводами зимы и встречей весны, а Красной горкой назывался или потому, что в этот день было принято встречать на холме (горке) рассвет, или оттого, что народные гулянья проходили на пригорках, раньше других освободившихся от снега - "красных", т. е. красивых, горках. В разных городах и деревнях Руси Красную горку праздновали по-своему, но везде в этот день старались или сыграть свадьбу, или совершить помолвку. На Красную горку устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды. Старинная русская пословица говорит: "Кто на Красной Горке женится, тот вовек не разведется". Этот обычай жив до сих пор: многие молодые люди стараются венчаться именно в этот день. Источник: www.rian.ru

Николай Михайлович: Октава Пасхи Странное название «Антипасха» не должно смущать нас. Уверение Фомы«Анти» значит не «против» (как «антистатик» или «антигерой»), а «вместо» (как «антидор»). Что же мы отмечаем в Антипасху? Если «антидор» – «вместодарие» – это хлеб, который вместо Святых Даров дают тем, кто на Литургии не причащался, то Антипасха –это своего рода восполнение Пасхи. Она ни в коем случае не противопоставляется дню Воскресения Христа, а возвращает нас к воспоминанию о нем. После Воскресения Христос явился всем апостолам, кроме Фомы,потому что его не было вместе с другими учениками Спасителя. Почему так получилось, евангелисты не говорят. Когда Фоме рассказали о явлении воскресшего Спасителя, он сказал о Христе: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». Евангелист Иоанн не умалчивает о неверии одного из двенадцати апостолов, а рассказывает все так, как происходило на самом деле. Когда через восемь дней после воскресения апостолы собрались вместе, с ними был и Фома. Спаситель снова явился ученикам и,поприветствовав их, сразу обратился к Фоме и сказал, чтобы тот, как хотел, вложил руку в Его раны и убедился, что видит не призрак, а настоящее человеческое тело. – Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие, – сказал Господь Фоме. Отрывок из Евангелия – это не только свидетельство о случившемся событии, но и рассказ, из которого каждый из нас может чему-то научиться. Что же нам делать? Сомневаться и всегда и во всем стремиться выяснить неизвестное до конца или останавливаться на определенном этапе поисков и рассуждений? Одно дело – когда речь идет, скажем, о курсовой работе. По возможности студент должен до конца разобраться в теме. Иначе как он сможет сделать выводы и добиться результатов? Другое дело – вера. Как писал архиепископ Аверкий (Таушев), Бог открывает Фоме два пути веры. Один – ощупать Его раны и чувственным образом удостовериться в реальности Воскресения. Другой – высший путь веры, когда человек не ищет знамения, не требует чуда, а верит словесному свидетельству и учению Христа. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», – напишет после апостол Павел в Послании к евреям. Евангелист Иоанн пишет, что, когда Христос предложил Фоме ощупать Его раны, апостол воскликнул: «Господь мой и Бог мой!». Уже одного того, что Спаситель прошел в дом, хотя двери были заперты, что Он знал о желании Фомы вложить персты в Его раны было достаточно для того,чтобы поверить. Осуществил ли Фома свое желание или решил, что это было ненужно, мы не знаем. Так или иначе, в память об этой встрече Христа и Фомы был установлен праздник Антипасха. И установлен не кем иным, как самим Фомой. «Чтимый праздник восьмого дня, в который меня, не веровавшего Фому, (верой) в Воскресение исполнил», – так написано об Антипасхе в «Апостольских постановлениях». Как праздновали Антипасху Раньше Антипасха отмечалась особенно пышно и торжественно. На Пасху было принято крестить тех, кто весь пост ожидал крещения –оглашенных. Неделю они ходили в особенных белых одеждах, которые снимали на восьмой день, т.е. на Антипасху. «Сегодняшней радостью завершаются пасхальные торжества, потому что сегодня переменяются одежды неофитов, но таким образом, что белизна,слагаемая с одеждой, навсегда остается в сердце», – писал Августин Иппонский в слове на «октаву Пасхи». Христиане, которые жили недалеко от Иерусалима или которые могли прибыть в Иерусалим, устраивали праздничное шествие. Отслужив литургию и прочие Богослужения, около полудня во главе с епископом они с песнопениями шли на Елеонскую гору и на Имвомон (место, с которого Христос вознесся на небо). На этих памятных местах они останавливались, а после шли в Храм Воскресения Господня и там служили вечерню. Потом,воспевая гимны, шли на гору Сион, зачитывали евангельский рассказ а том,как на восьмой день после Воскресения Спаситель явился ученикам и Фоме,молились и около восьми часов вечера расходились по домам. Описание этого празднества есть в одном сочинении четвертого века. Читая об этом, понимаешь, что жизнь большинства первых христиан была буквально пропитана ощущением пасхальной радости. Участие в Богослужениях (а не просто присутствие на службах) было естественным занятием. А уж в Праздник многие целый день посвящали службам,песнопениям, молитвами воспоминаниям о евангельских событиях. Земная весна «Ныне весна земная, весна душам, весна телам, весна видимая,весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни о Христе Иисусе Господе нашем», – писал Григорий Назианзин. У многих в этот день начинается новый этап в жизни не только в связи с событиями церковного календаря. Антипасха – иначе Красная Горка –первый день после Великого поста, когда можно венчаться. В народе считается, что у тех, кто обвенчается в этот день, будет особенно крепкая и счастливая семья, поэтому на восьмой день после Пасхи приходится много свадеб. Источник: www.taday.ru

Admin: Апостол Фома – в каждом из нас (+mp3) Мы говорим иногда о человеке: «Он утратил наше доверие». Но обычно, если человек однажды говорит правду, и мы никогда не подозревали этого человека во лжи, то мы доверяем его словам. Правильно?




полная версия страницы