Форум » Православный календарь » Великий пост » Ответить

Великий пост

Николай Михайлович: В 2010 году Начало Великого поста выпадает на 15 февраля. Великий пост - самый продолжительный и самый строгий из всех многодневных постов в православии. Он особенно важен для верующих людей, т.к. соблюдается в память сорокадневного поста Иисуса Христа, вскоре после своего крещения удалившегося в пустыню. Устав трапезы на Великий пост Предлагаемый устав трапезы составлен с учетом некоторых допустимых послаблений. 15.02, 16.02 (понедельник и вторник первой седмицы Великого поста), а также 2.04 (Великий Пяток) – строгий пост. Физически крепким людям в эти дни благословляется полное воздержание от пищи или же вкушение небольшого количества постной пищи без елея. Все среды и пятницы Великого поста, а также первая и Страстная седмицы (кроме Великого Четверга) – сухоядение, то есть вкушение пищи без елея. Вкушение морепродуктов разрешается согласно Святогорскому уставу каждую субботу, воскресенье и в полиелейные праздники: 25.02 – празднование Иверской иконы Божией Матери и память свт. Алексия Московского 9.03 – первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи 22.03 – память сорока мучеников Севастийских О мере воздержания каждый христианин должен советоваться со своим духовником. В настоящее время даже физически крепким людям часто благословляется от вкушения масла воздерживаться только на первой и Страстной седмицах Великого поста. www.sestry.ru

Ответов - 17

Николай Михайлович:

Николай Михайлович: Начался Великий пост 15.02.2010 Сегодня Чистый понедельник – первый день говенья … Первый день Великого поста называется Чистым понедельником. Это название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий пост очищенными духовно - через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье - и телесно. Великий пост установлен в память 40-дневного поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Это самый длительный и строгий из четырех постов в году. Наиболее строгими являются первая неделя и последняя - Страстная (строго говоря, Страстная седмица находится уже за пределами календарного поста, это особое время, отличное от великопостного, но строгий пост сохраняется, его строгость на Страстной седмице усиливается). Во время поста не разрешается вкушать мясную и молочную пищу, рыба дозволяется лишь дважды - в праздник Благовещения (7 апреля по новому стилю) и в Вербное воскресенье за неделю до Пасхи. Ослабление поста по благословению священника разрешается больным, пожилым людям, путешествующим, беременным. Во время Великого поста изменяется весь строй повседневной жизни православного христианина. Дух покаяния, самоуглубленного внимания к тому, что происходит в душе, исключает многое из того, что не соответствует "светлой печали" великопостного времени. Раньше в православных странах на весь Великий пост повсеместно отменялись все увеселения (балы, салоны, приемы), закрывались театры, на первой неделе Великого поста и на Страстной седмице прекращались занятия в учебных заведениях, были закрыты все государственные и церковные (кроме, конечно, храмов) учреждения. Для состоящих в браке на все время Великого поста устанавливается брачный пост, для детей сознательного возраста - некоторое ограничение игр и веселья, позволяющее и им проникнуться атмосферой непохожести поста на все прочее время церковного года. Существенные изменения происходят в домашней и церковной молитве. В храме пение уступает место продолжительному чтению, все облачения в храме заменяются на темные, во время богослужения в храме полумрак, многие молитвы сопровождаются земными поклонами. В понедельник, вторник, среду и четверг первой недели Великого поста вечерами совершается чтение Великого Покаянного канона св. Андрея Критского. Это очень большой по объему, разделенный на четыре части канон, в котором вся священная история Ветхого и Нового Завета увидена сквозь призму состояний, грехов, страстей и покаяния человеческой души. Персонажи и события священной истории образно представляют все многообразие духовной жизни человека: от рабства безобразию страстей и порабощения плоти до красоты покаяния и царственной свободы духа, даруемой Богом. "Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний, кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию; но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление", - такими словами начинается Великий канон. "Помилуй мя, Боже, помилуй мя", - повторяет хор особым великопостным распевом после каждого тропаря канона. Также на всех богослужениях читается молитва св. Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" (вдохновившая Пушкина на стихотворение "Отцы пустынники и жены непорочны", являющееся, по сути, парафразой этой великопостной молитвы). В этой молитве - несколько прошений, каждое из которых сопровождается земным поклоном. "Дух праздности, уныния, любоначалия и празнословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков". В течение всего Великого поста по будним дням не совершается Литургия - главное христианское богослужение, во время которого хлеб и вино благодатию Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Христовы, преподаваемые верным. Но в среду и пятницу Великим постом служат Литургию Преждеосвященных Даров - особое богослужение, во время которого верующих причащают Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, освященными заранее (отсюда название - «преждеосвященных Даров») на воскресной Литургии и оставленными на Престоле в алтаре. Каждую субботу, кроме первой, совершается поминовение усопших, а каждое воскресенье Великого поста имеет особенное посвящение. Первое воскресение именуется Неделей Торжества Православия, во второе - Церковь вспоминает великого богослова XIV века святителя Григория Паламу, третье воскресенье называется Крестопоклонным, когда на поклонение верующим для укрепления их сил выносится Св. Крест, четвертое воскресенье посвящено преподобному Иоанну Лествичнику, пятое - преподобной Марии Египетской. В некоторых храмах по обычаю, возникшему в XVII-XVIII веках в западных русских землях, каждое воскресенье (кроме первого) вечером совершаются т.н. пассии - чиноспоследования, посвященные Страстям (страданиям) Господним с чтением акафиста Божественным Страстям Христовым и соответствующих мест из Евангелия, в которых описаны события страстных дней и Распятия Господа Иисуса Христа. «Покланяюся страстем Твоим, Христе, и святому Воскресению», - поет Церковь на пассиях, уже предчувствуя наступление светлого праздника Пасхи. Русская линия

Denzo_: Спасибо, Николай Михайлович, за статьи!


Спящая краса: Проповедь батюшки Андрея - Прощеное воскресенье и Сретение http://audio.rambler.ru/users/sen_ka/1267752/2871899/play http://slil.ru/28656193/313013b7.4b7ad938/post10.mp3

Admin: Спящая краса Вроде как все заработало и я теперь в сети.

Николай Михайлович: Admin пишет: Вроде как все заработало и я теперь в сети. Это радует...

Николай Михайлович: 21 февраля - Первая Неделя (воскресенье) Великого поста – Торжество Православия. В первую неделю (воскресенье) Великого Поста во всех храмах и монастырях совершается особая служба - чин Торжества Православия. Чин Торжества Православия был установлен в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православной веры - иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась со временем по многим странам. Начались гонения на христиан, молившихся перед иконами Спасителя, Божией Матери и святых, и на тех, кто писал святые лики. В 787 году на VII Вселенском Соборе был сформулирован догмат иконопочитания, а праздник, закрепляющий постановление Собора, был установлен в 842 году. Только к середине IX века почитание икон было окончательно утверждено на Поместном Константинопольском Соборе при императрице Феодоре. Христолюбивая царица Феодора провозгласила: "Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех Святых, да будет проклят!" Православие было торжественно восстановлено во всей полноте на службе, установленной Патриархом Константинопольским Мефодием, в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста 843 года. Так появилось и само празднование, и особый богослужебный чин, называемый Торжество Православия. С того времени богослужение это совершается в первый воскресный день Великого поста. Служба Торжества Православия знаменует торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами; утверждает не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Прославляется великий сонм Святых Отцов, которые в своих трудах и борьбе с врагами веры Христовой формировали каноны и правила церковной жизни, необоримой Православной веры, несущей людям первозданное Божие Слово. Православная Церковь несокрушима, ибо обладает полнотой Истины, неизменной, апостольской, созданной Самим Иисусом Христом, и, значит, "врата ада никогда не одолеют ее". "Информационное агентство Екатеринбургской Епархии" http://orthodox.etel.ru/2010/07/17/17chin.htm

Николай Михайлович: Вторая седмица (22 – 28 февраля) 27 февраля: Во вторую, третью и четвертую субботу Великого поста совершается поминовение усопших. В эти дни на заупокойных богослужениях Церковь молится о всех христианах, отошедших в Вечность, и православные люди стараются особо помянуть своих усопших родных и близких: заказать за них требы в храме, подать милостыню в их воспоминание, совершить и другие дела милосердия. 28 февраля: Вторая Неделя Великого поста – память святителя Григория Паламы, защитника православного учения о благодатном Божественном свете, озаряющем сердце каждого истинно кающегося христианина.

Николай Михайлович: Третья седмица - 1-7 марта 6 марта- Поминовение усопших. 7 марта: Третья Неделя Великого поста – Крестопоклонная. Названа она так потому, что в этот день мы совершаем торжественное поклонение Кресту Господню. «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение!» – восклицает Церковь в песнопениях. В храмах в конце Всенощного бдения торжественно совершается вынос Креста из алтаря и всеобщее поклонение ему. При этом воспевается: «Кресту Твоему покланяемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим!» Это напоминание о милосердии и бесконечной Божией любви ободряет нас на дальнейшее шествие по пути Великого поста, навстречу Воскресению Христову.

Николай Михайлович: Четвертая седмица - 8 — 14 марта Четвертая седмица Великого поста называется, как и предыдущая Неделя, Крестопоклонной. 8, 10 и 12 марта В понедельник, среду и пятницу этой седмицы на утренних богослужениях совершается поклонение Кресту, который всё это время пребывает на середине храма. В пятницу после утренней службы его торжественно заносят обратно в алтарь. 9 марта Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи, великого проповедника покаяния. 13 марта Поминовение усопших. 14 марта Четвертая Неделя Великого поста – память преподобного Иоанна Лествичника. Его богомудрыми писаниями многие и многие поколения христиан научаются покаянию, которое, по слову преподобного, есть «возобновление крещения, дщерь надежды и отвержение отчаяния, очищение совести, примирение с Господом».

Николай Михайлович: Память Иоанна Лествичника. Сюжет: Великий пост у православных христиан Репродукция иконы "Видение Иоанна Лествичника" © РИА Новости А. Варфоломеев 09:15 14/03/2010 В четвертую неделю Великого поста в Русской Православной Церкви вспоминается Иоанн Лествичник. В 2010 году этот день выпадает на 14 марта. Церковь почитает его как великого подвижника и как автора самой известной книге о духовной жизни, об оставлении страстей, о монашеской жизни, которая носит имя "Лествица". Отсюда и пошло его второе имя - Лествичник. Ф.М. Достоевский зачитывался "Лествицей" и считал ее наиболее совершенной энциклопедией души человека. При работе над "Бесами" и "Братьями Карамазовыми" "Лествица" была среди его настольных книг. Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника. Иоанн Лествичник родился в семье святых, прославленных впоследствии Ксенофота и Марии, и когда ему было всего 16 лет, ушел в монастырь. Когда умер его наставник, Иоанн ушел в пустыню и провел там один, не говоря ни с кем, не видя людей, молясь целыми днями 40 лет. В возрасте 75 лет Иоанн стал игуменом Синайской обители. После четырех лет управления монастырем снова удалился в уединение и в возрасте 80 лет мирно отошел ко Господу. Церковь предлагает нам образ святого Иоанна как образец для подражания на пути поста. Из его жития известно, что он ел все, что было позволено монашеским уставом, не налагая на себя исключительных запретов, чтобы не получить повода к тщеславию. Но при этом он был столь воздержан в количестве пищи, что укреплял тело только самым необходимым для продолжения трудов. То же касается и бдения: он не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько следует для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. Главное же - не уничтожить плодов поста гордостью. У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал ему наносить в сад земли для грядок. День был жаркий, инок устал и прилег отдохнуть под тенью большого утеса. В это время преподобный Иоанн Лествичник находился в своей келлии и отдыхал после молитв. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас стал молиться за своего ученика. Вечером, когда инок возвратился, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..." Когда преподобный Иоанн управлял монастырем, игумен Раифский от лица всех иноков своей обители попросил преподобного Иоанна составить некое руководство по духовному совершенствоваиню, «как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат...". Сначала преподобный Иоанн смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы. Так была написана знаменитая «Лествица». В переводе со старославянского это значит «лестница». Происхождение названия преподобный объяснил следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения". "Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов", - писал преподобный Иоанн. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Admin: Проповедь в 4 Неделю Великого поста. Лествица преп Иоанна для мирян [url=http://audio.rambler.ru/users/sen_ka@rambler.ru/1267752/2941708/play]слушатьhttp://audio.rambler.ru/users/sen_ka@rambler.ru/1267752/2941708/play[/url] слушать скачатьhttp://narod.ru/disk/18754505000/lestvitza4ned.wma.html скачать, низкое качество

Николай Михайлович: Admin пишет: Проповедь в 4 Неделю Великого поста. Лествица преп Иоанна для мирян [url=http://audio.rambler.ru/users/sen_ka@rambler.ru/1267752/2941708/play]слушатьhttp://audio.rambler.ru/users/sen_ka@rambler.ru/1267752/2941708/play[/url] слушать Довольно трудно найти указанную ссылку.Почему-то не отображается как ссылка,а найти по адресу мне не удалось.С трудом нашёл только по поиску в Рамблере.Так что желающим лучше пользоваться последней ссылкой на narod.ru Но лично мне прослушать не удалось.На Рамблере произошёл сброс буквально через несколько минут прослушивания и дальнейшие попытки соединения к желаемому результату не привели.А на narod.ru,сразу сбрасывает соединение,после ввода кода.

Николай Михайлович: прослушать не удалось Зашел через blogs.mail.ru на [url=http://audio.rambler.ru/users/sen_ka@rambler.ru/1267752/2941708/play]audio.rambler.ru[/url].Прослушивается без проблем.Качество записи хорошее.Спаси Вас Господь,батюшка! Совсем не лишнее напоминание о необходимости самоограничения и терпения.

Николай Михайлович: Пятая седмица - 15 - 21 марта. 18 марта: «Стояние Марии Египетской». В этот день на утрене (а в некоторых храмах ее служат накануне вечером) прочитывают весь канон святого Андрея Критского, перемежая его с чтением жития преподобной Марии Египетской, которая своим примером показала нам, как человек из самой глубины порока может взойти на равноангельную высоту добродетелей. 20 марта: Суббота Акафиста, или Похвала Пресвятой Богородицы. На утрене (утром в этот день или вечером накануне) поют торжественный и в то же время трогательный Акафист Пресвятой Богородице. Это первый из всех известных акафистов Божией Матери. 21 марта: Пятая Неделя Великого поста – память преподобной Марии Египетской. Мы снова вспоминаем ее беспримерное покаяние и вновь удивляемся неисчерпаемому милосердию и человеколюбию Божию – спастись может каждый, если только сам этого пожелает.

Николай Михайлович: 22 - 28 марта — Шестая седмица Великого поста (седмица ваий) В шестую седмицу Великого поста св. Церковь приглашает принести предпразднственное пение Господу нашему Иисусу Христу, грядущему воскресить Лазаря из гроба и «воссесть на жребяти осли». Поэтому шестая седмица и называется преддверием Лазарева животвория, а также седмицею ваий (т.е. ветвей), цветною или цветоносною — от приближающегося Вербного воскресения. Начиная эту седмицу, Церковь приносит Господу предпразднственное пение праздника ваий, молясь о постящихся, чтобы и они вместе с Лазарем Четверодневным после сорокадневного поста воскресли от смерти греха; приготовляет и призывает всех нас к духовной встрече Царского входа Господа в Иерусалим. Пятница шестой седмицы Великого поста есть окончание святой Четыредесятницы, в знак чего на утрене и на вечерне этого дня по дважды поется умилительная стихира: «Душеполезную совершивше четыредесятницу». Этим, собственно, время, назначенное Церковью для покаяния, заканчивается. Далее следуют два праздника и Страстная седмица, посвященная воспоминанию последних дней земной жизни Господа: Его страданий, крестной смерти и погребения. 22 марта, понедельник — 40 Севастийских мучеников. 27 марта — Лазарева суббота 28 марта — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Николай Михайлович: 29 марта-3 апреля - Страстная седмица Великого поста Последняя и самая строгая седмица поста посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его Крестных страданий, смерти и погребения. По величию событий, воспоминаемых в Страстную седмицу, каждый день ее именуется Великим. И день за днем мы следуем умом и сердцем за Господом, грядущим на вольную смерть, и становимся очевидцами всё новых подвигов Его и страданий. В первые дни Страстной седмицы все христиане стараются очистить свою душу в Таинстве Исповеди и подготовиться ко Святому Причастию в Великий Четверток. 29 марта - Великий Понедельник. В этот день мы вспоминаем, как Господь иссушил бесплодную смоковницу. Это чудо – символ уничтожения греха, который совершили наши прародители Адам и Ева и страшные последствия которого унаследовали все мы. 30 марта - Великий Вторник. На богослужении читаются главы из Евангелия, где Спаситель обличает книжников и фарисеев и произносит притчи о талантах, о десяти девах, о Страшном Суде – Господь призывает и нас задуматься о своей вечной участи, чтобы мы, проводя жизнь со вниманием к своим мыслям и поступкам, умножили данные нам от Господа таланты, сохранили в своем сердце елей добродетелей и, совершив добрые дела, услышали от Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира!» 31 марта - Великая Среда. В этот день Иуда, «неблагодарный ученик», предавая Своего Господа, «благодать отлагает и смрадом одевается», как поется в церковных песнопениях. Блудница же, омывшая ноги Спасителя покаянными слезами, «целомудренна явися». Кому из них уподобимся мы? Возвышенные слова песнопений заставляют нас внимательно всмотреться в свое сердце. После литургии прекращаются земные поклоны и любые коленопреклонения в храме (кроме поклонов у Святой Плащаницы). 1 апреля - Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери. Сегодня Церковь вспоминает установление Господом Таинства Святого Причащения, и все христиане стараются в этот день приступить ко Святым Таинам. «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…», – это песнопение мы слышим сегодня вместо привычной Херувимской песни и словно оказываемся рядом со Спасителем и апостолами в Иерусалимской горнице в последний вечер перед Его страданиями. В этот же день мы вспоминаем, как поздним вечером в Иерусалиме Христос был взят под стражу и начался Его путь на Голгофу. На вечернем богослужении читаются двенадцать Евангелий, повествующие об аресте Спасителя, суде над Ним и Его Распятии. Единственный раз в году мы слышим все эти Евангелия вместе – и зрелище Страстей Христовых потрясает каждую душу. Во время чтения Евангелий все держат возженные свечи в знамение духовного бодрствования, а после окончания богослужения уносят горящие свечи в свои дома. 2 апреля - Великий Пяток. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сегодня пред нашими духовными очами предстает страшное и величественное событие - Господь Иисус Христос распят за нас на Кресте. С этого дня прошло уже почти две тысячи лет, но сердцем и умом мы стоим при Кресте с учениками Господними и взираем на Его спасительное Распятие. Утром совершается Последование часов Великого Пятка (литургия в этот скорбный день не совершается), затем во второй половине дня – вынос Святой Плащаницы и пение «Плача Пресвятой Богородицы». Вместе с благообразным Иосифом и Никодимом мы созерцаем снятие со Креста нашего Бога и положение Его всесвятого Тела во гроб. 3 апреля- Великая Суббота. В этот день вспоминается погребение Спасителя и пребывание Его во гробе телом, во аде душою и на Небесах Божеством. Совершается утреня, в конце которой Святая Плащаница обносится вокруг храма крестным ходом, с пением погребального «Святый Боже…» Это величественное шествие символизирует погребение Спасителя – евангельские события так близки каждому, что кажется, мы идем вместе с женами-мироносицами, чтобы увидеть, «где полагают» нашего Господа. Все богослужение Великой субботы представляет беспримерное сочетание самых противоположных чувств — скорби и отрады, горя и радости, слез и светлого ликования. На богослужении читаются древние пророчества о грядущем Воскресении. Перед чтением Евангелия священнослужители переоблачаются в светлые ризы. «Да молчит всякая плоть человеча…» - поют на литургии вместо Херувимской песни. И действительно, всё словно замирает в этот день в ожидании величайшего чуда. Пройдет всего несколько часов, и в ночной тишине первый раз прозвучит ликующее: «Христос Воскресе!» Источник:www.sestry.ru



полная версия страницы