Форум » Православный календарь » Страстная седмица » Ответить

Страстная седмица

Николай Михайлович: У православных христиан началась Страстная седмица В понедельник, 29 марта, у православных христиан началась Страстная седмица - неделя, предшествующая празднику Пасхи. Такое название произошло от слова "страсть", что в переводе с церконословянского означает "страдание", и именно это значение слова и дало название неделе, поскольку она посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Иисуса Христа. "Дни страстной недели - это дни скорби, печали для христиан, но в то же время это дни спасительные, потому что именно во время Страстной седмицы Господь устраивал наше спасение.Дни страданий Господних - особенные для нас дни, ведь мы спасаемся не своей личной праведностью, а верой в Иисуса Христа. Господь любит всех: и постящихся и непостящихся, кто трудился и кто только начал свой труд. Самое главное, если мы хотим познакомиться с атмосферой этих дней, нужно взять Евангелие и прочитать о последних днях жизни Христа, чтобы понять, что произошло 2000 лет назад на Голгофе. Не по нашим заслугам Господь нас спасает, а потому что он нас возлюбил". www.regnum.ru/

Ответов - 3

Николай Михайлович: Сегодня Великая Среда Актуальные темы / 31.03.2010 Православные христиане вспоминают приготовление Господа к погребению и предательство Его Иудой … Иуда договаривается о предательстве Христа В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает помазание Господа и Спаса нашего Иисуса Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников. Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Христа хитростью и убить Его, некая женщина принесла алавастровый сосуд мира и возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как сказал Сам Он о ее поступке. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо - ноги, напоминает РИА "Новости". Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку женщины, родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой Среды прославляется жена и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды. Иуда осудил поступок этой женщины, сказав, что за эти деньги можно было бы накормить многих нищих. Однако, как повествует о том Святое Евангелие, сказал он так не из жалости к нищим, а по своему сребролюбию. Это подтвердил дальнейший его поступок. Иуда пошел к первосвященникам и спросил у них, сколько ему дадут денег за предательство Христа. "Та - искала оставления грехов, а этот - взял сребренники. Грешница принесла миро для помазания Господа; ученик соглашался с беззаконными. Она - радовалась, тратя миро многоценное; этот - заботился продать Неоценимого. Она - Владыку познавала, а этот - от Владыки удалялся. Она - освобождалась от греха, а этот - делался пленником его", - говорит об этих евангельских событиях Святитель Иоанн Златоуст. В этот день совершается последняя литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз читается молитва преподобного Ефрема Сирина "Господи и Владыко живота моего" с тремя земными поклонами. После этого в Церкви прекращаются земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей, до самой вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы). В этот день православные стараются исповедоваться, покаяться в своих грехах, как покаялась в них евангельская блудница, припав к ногам Спасителя, чтобы на следующее утро вместе со всей Церковью причаститься святых Христовых Таин. Русская линия

Николай Михайлович: 01 апреля 2010 года У христиан всего мира наступил Великий четверг Москва. 1 апреля. ИНТЕРФАКС - Православные и католики 1 апреля отмечают Великий, или Страстной, четверг - день воспоминания тайной вечери, на которой Иисусом Христом было установлено главное христианское таинство - причастие. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в этот день совершит Божественную литургию в храме Христа Спасителя. После богослужения патриарх совершит древний чин омовения ног - как символ глубокого смирения Спасителя, во время тайной вечери омывшего ноги Своим ученикам. Патриарх Кирилл возобновил эту традицию в Великий четверг 2009 года, накануне своей первой Пасхи в сане предстоятеля. Эта практика - омовения ног 12 священникам и прихожанам - не является обязательной и повсеместной и зависит от личного выбора каждого архиерея. Чин омовения ног, в древности на Востоке бывший обычаем гостеприимства, сейчас вошел в богослужебную практику некоторых поместных Православных церквей. На литургии в Великий четверг вся Церковь вспоминает события тайной вечери - последней пасхальной трапезы, которую Господь мог разделить с апостолами в Своей земной жизни, вспоминает предательство Иуды, одного из 12 учеников Христа, и самоуничижение Спасителя. Церковь предписывает всем верующим, не имеющим для этого каких-либо препятствий, обязательно причаститься во время богослужения в Великий четверг. Начиная с Великого четверга, в течение трех дней все церковные службы будут посвящены воспоминанию земных страданий Иисуса Христа. Вечером в четверг в храмах будут читаться 12 "страстных" Евангелий, подробно повествующих о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с его прощальной беседы с учениками и заканчивая положением во гроб. Кроме того, за литургией в Великий четверг освящается миро. Это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, когда Великий четверг был днем подготовки. Патриарх Московский обычно освящает миро в Богоявленском соборе. Верующие хозяйки днем в четверг начинают приготовления к пасхальному столу - пекут куличи и красят яйца. У католиков вечер Великого четверга открывает собой пасхальное триденствие. Во всех храмах совершается месса воспоминания тайной вечери и также совершается обряд омовения ног.

Николай Михайлович: Великая Суббота В Великую субботу Православная Церковь воспоминает погребение и пребывание во гробу Спасителя, сошествие Христа во ад и освобождение Им душ всех находившихся там праведников. Великая Суббота - время великого покоя, радостного и сосредоточенного ожидания воскресения Христова, победы над грехом и смертью. Ветхозаветная суббота, соблюдать которую строго предписывалось иудеям, была образом этой преблагословенной субботы. Этот благословенный покой не то же самое, что безделье. Церковь призывает в этот день оставить всю человеческую суету, вообще забыть о себе, все свои чувства и мысли посвятить ожиданию великого чуда Воскресения, впустить в свою душу светлую тишину, в которой без помех будет слышен радостный возглас: «Христос воскресе!» Богослужения Великой субботы особенно продолжительны и насыщены, в них уже чувствуется пока еще тихая, сдержанная, но уже несомненная радость грядущего Воскресения. Службы этого дня также отличаются необычайной поэтической и Богословской глубиной, раскрывающей тайну спасения человека. Главная их тема - сошествие Христа во ад. Грех Адама искорежил человеческую природу и сделал ее смертной. Смерть - следствие греха. Соответственно, область, в которую попадали души всех умерших, оказалась во власти зла. До сошествия Христа во ад, туда попадали даже души праведных. Воплотившись, Бог исцелил всю человеческую природу, приобщив ее к Божественной. Став сопричастником смерти, Он освободил от тления и самую последнюю трагическую область бытия человека. Приняв смерть, Христос, как всякий человек, сошел душой в ад, но, как Бог, разрушил эту твердыню смерти. Сатана, великий обманщик, сам обманулся, не узнав Того, Кто пришел в этот день в его царство. Диавол полагал, что Христос лишь человек и наступил момент небывалого торжества зла: Мессия, посланный Богом и столько веков ожидаемый человечеством, не только не основал Своего царства, но и был отвергнут народом, предан на самую позорную и мучительную казнь, - вот сейчас и Он попадает под власть ада. Но лукавый вновь был побежден и посрамлен: Христос входит в ад не только как человек, но и как Бог; не как раб смерти и тьмы, но как Господь жизни и света. И смертная темница разрушилась от полноты Божественного бытия, мрак рассеялся от нетленного света. Церковные песнопения, стихиры Великой субботы так описывают это вселенское события. Интересно, что речь в них ведется от лица поверженного ада: «Ад, ныне стеная, вопиет: разрушилась моя власть, принял Мертвого как одного из умерших, и не могу удержать Его нисколько, но лишаюсь вместе с Ним тех, над кем царствовал; я владел мертвецами от века, но Сей их всех воздвигает... лишился я тех, над кем царствовал; кого сумел поглотить, - изблевал; опустошил гробницы Распятый, изнемогает владычество смерти». Авторы этих стихир используют смелую и точную, хотя и несколько режущую утонченный слух современного читателя поэтическую метафору: аду, воплощению смерти и пустоты, стало нестерпимо тошно от прихода Христа, полноты жизни, и он изверг все порабощенные им души праведников. Мрак и зло не терпят света и правды, и, если только до конца, честно и последовательно, допустить в свою жизнь Бога и самому сделать шаг Ему навстречу, пустота, пошлость и греховность безсмысленного существования (по сути дела, ад, который человек носит в себе) уступят место подлинной жизни во Христе и безконечной пасхальной радости. Церковь использует еще одну метафору для описания чуда схождения Христа во ад. Спаситель сходит в преисподнюю как победитель, захвативший хорошо укрепленную крепость и освободивший томившихся там пленных. Этот образ особенно показательно виден на иконе «Схождение Христа во ад». Христос врывается в глубины ада, так стремительно, что края Его одежд развеваются в воздухе, под ногами Его разломанные ворота ада. Фигура Христа окружена ореолом - сиянием славы, «светоносной благодати», разогнавшим безпросветную тьму. Спаситель буквально вырывает за руки из могил Адама и Еву; множество других праведников, немного даже ошеломленных неожиданным освобождением, глядят на Христа и делают к Нему первое робкое движение. Устремление этих людей к истинному Богу, добру и свету, не погибло и в царстве смерти, и Христос выведет их из ада, как и любого человека, обратившегося к Нему. «Ныне ад, стеная, вопиет: лучше бы мне было, если бы не принял Рожденного от Марии: Он пришел [войной] на меня, разрушил мою державу, сокрушил медные врата [ада], души, которые я удерживал прежде, Он, Бог, воскресил», - поется еще в одной стихире Великой субботы. Мотивы грядущей пасхальной радости слышатся уже на утрени Великой субботы, на службе Погребения Господа Иисуса Христа. Скорбные песнопения в воспоминание о недавней крестной смерти Христа, еще звучат, но в них уже твердая вера в грядущее воскресение. Плащаница, изображающая Христа во гробе, при пении: «Святый Боже»... выносится священнослужителями из храма и крестным ходом обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая. Входя в двери храма, верующие уже слышат чтение пророчество Иезекииля (Иез. 37, 1-14) о грядущем всеобщем воскресении. Затем в церкви читаются отрывки из посланий апостола Павла, призывающие людей очистить свои души в преддверии новой Пасхи, Воскресения Христова, и Евангелие о безумных первосвященниках и фарисеях, убедивших Пилата поставить стражу у гробницы Спасителя, "чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых" (Мф. 26, 64). Тем самым, вопреки своему замыслу, они сделали стражу свидетелями Воскресения Христова, еще более подтвердив несомненность чуда. Евангелие о самом Воскресении будет прочитано (а оно читается в Церкви только раз в году) уже на литургии Великой субботы. До светлого праздника Воскресения Христова останется только несколько часов радостного ожидания праздника. velikiypost.paskha.ru




полная версия страницы