Форум » Православный календарь » Свтт.Афанасий и Кирилл » Ответить

Свтт.Афанасий и Кирилл

Николай Михайлович: 31 января память святителей Афанасия (373) и Кирилла(444), архиепископов Александрийских. Святителям Афанасию и Кириллу, архиепископам Александрийским, установлено совместное празднование в знак глубокой благодарности Святой Церкви за многолетние неустанные труды в утверждении догматов Православной веры и ревностной защиты их от еретических учений. Настоятель храма Апостола Матфея в Писковичах протоиерей Евгений Найдин о Святителях: «Именно в IY-Y века сложились основные догматы и каноны Святой Православной Церкви, но это было и время ересей, которые пытались разодрать Церковь. По аналогии: ереси живут до сих пор в виде современного сектантства. Люди среди множества учений-ересей крайне нуждались в те века в правильной дороге, ведущей к Истине. Служение Святителей есть одно из важнейших в Церкви – это правильное управление Церковью, чтобы в Ее учении, Ее догматах находили Истину, а не заблуждались верующие люди того времени. Святые отцы нашей Церкви Афанасий и Кирилл Александрийские были вместилищем Духа Святого, по благодати Божией и своим трудам, просвещенные Духом Святым, они более точно и ясно видели истинность догматов и неправду ересей, которые являлись отклонением от истины. Ереси крайне опасны, потому что если неправильно исповедуется истина, то неправильной может стать жизнь христианина, иэто может привести к трансформации Христианства. Поэтому веру в Бога, заповеди Господни Святые отцы, Святители нашей Церкви толковали истинно. Святой Афанасий - основоположник Ново-Александрийской школы. Основателем же старой Александрийской школы был Ориген – экзегет, уникального таланта богослов, но заблуждающийся, особенно в толковании догмата о спасении, которое он обещал всем, так как считал, что Бог спасет всех, независимо от нашего желания. Св. Афанасий создает новую Александрийскую школу, продолжая школу Оригена, но, очистив ее, от оригеновых заблуждений. Необычайно важно было правильно донести объяснение Священного Писания до священства и народа – это и было определяющим в Ново-александрийской школе св. Афанасия Великого. Св. Афанасий дал школе то направление, которое известно именами Святителей Василия Великого, Григория Низского, Григория Богослова, Иоанна Златоустого – капподокийцы, столпы, учители Церкви они общались с ярким представителем Александрийской школы – Афанасием Великим, который много сделал для ее развития. И в период смут и ересей эта школа стала духовным училищем для большого слоя духовенства и мирян. Святые Афанасий и Кирилл Александрийские дали богословское направление учению Церкви, усвоенное и Западом, когда благодатный Восток принимал высланных западных Святителей, они впитывали его монашеский палестино-египетский православный дух и приносили его на Запад. Святитель Кирилл жил позже, и вкупе с Афанасием, архиепископом Александрийским, внес большой вклад в развитие Православия. Потому и нужны нам Святые отцы, потому что святость – это, когда человек видит не себя, не свое эгоистическое личностное, а видит Бога и понимает, что человек должен любить Бога и людей и трудится на этой ниве. Эти Святые Патриархи вместе с тремя Святителями Иоанном Златоустом, Григорием Богословом и Василием Великим являются фундаментом нашей Церкви, золотой сокровищницей православной мудрости, хранителями истинного Православия. Через свои подвиги молитвы и богословских трудов они просияли на церковном небосклоне, как яркие звезды». Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. В 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру, в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то, возвращаясь к своей пастве, то, вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361 - 363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: "Ты победил, Галилеянин". После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет. Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре «Слова», направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия. Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также 18 января совместно с памятью святителя Кирилла Александрийского. Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, выдающийся борец за Православие и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше всего стремился приобрести знание Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл поступил в скит святого Макария в Нитрийских горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385 - 412) посвятил его в сан диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди. По смерти Патриарха Феофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с распространившейся в Александрии ересью Новациана, который учил, что христиане, отпавшие во время гонений от Церкви, не могут быть вновь приняты ею. Святитель Кирилл, видя безрезультатность увещания еретиков, добился их изгнания из Александрии. Более опасными для Церкви являлись иудеи, неоднократно производившие возмущения, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан. Святителю пришлось долго бороться с этим. Чтобы покончить и с остатками язычества, Святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и устроил на том месте храм. Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, в 428 году был избран на Константинопольскую кафедру и получил возможность широко распространять свое еретическое учение, направленное против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. Несторий называл Матерь Божию не Богородицей, а Христородицей, подразумевая, что она родила не Бога, а человека Христа. Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и разъяснял его заблуждения, но тот продолжал упорствовать. Тогда Святитель направил клиру Константинопольской Церкви послания против несторианства. Писал святитель Кирилл и другим Церквам - Папе Целестину и другим Патриархам, а также инокам некоторых монастырей, предупреждая о возникновении опасной ереси. Несторий начал открытое гонение на православных. Несторий ненавидел святителя Кирилла и в своих доносах возводил на него всякие клеветы и измышления, называя еретиком. Святитель всеми силами продолжал защищать Православие. Положение обострилось настолько, что возникла необходимость в созыве Вселенского Собора, который открылся в 431 году в городе Ефесе. На Собор прибыло 200 епископов от всех Христианских Церквей, председательствовал Александрийский Патриарх, святитель Кирилл. Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как ересь. Несторий не подчинился Собору, а прибывший епископ Иоанн открыл беззаконный собор, который провозгласил святителя Кирилла еретиком. Смута увеличивалась. По повелению императора архиепископы Кирилл Александрийский и Мемнон Ефесский были заключены в тюрьму. Этой же мере подвергся и Несторий. Вскоре святители Кирилл и Мемнон были освобождены, и заседания Собора продолжались. Несторий, не подчинившийся определению Собора, был лишен сана и по повелению императора сослан в отдаленное место Сасим, в Ливийской пустыне, где он скончался в тяжелых мучениях: его язык, хуливший Матерь Божию, постигла кара - в нем завелись черви. Святитель Кирилл управлял Александрийской Церковью 32 года: к концу его плодотворной деятельности паства была очищена от еретиков. Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много творений. Особенно следует отметить Толкования на Евангелия от Луки, от Иоанна, Послания апостола к Коринфянам и Евреям, а также апологию в защиту христианства против императора Юлиана Отступника. Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием "Сокровище", написанный против Ария и Евномия, и два догматических сочинения о Пресвятой Троице, отличающиеся точностью изложения Православного учения о Исхождении Святого Духа. Сочинение против антропоморфизма написано святителем Кириллом для некоторых египтян, которые по неведению представляли Бога в человеческом образе. В числе творений святителя Кирилла имеются и "Беседы", среди которых особенно трогательно и назидательно "Слово об исходе души", помещенное в славянской "Следованной Псалтири".

Ответов - 0



полная версия страницы