Форум » Православный календарь » Успенский пост » Ответить

Успенский пост

Николай Михайлович: Устав трапезы на Успенский пост sestry.ru

Ответов - 5

Николай Михайлович: 14 АВГУСТА - ПРОИСХОЖДЕНИЕ (ИЗНЕСЕНИЕ) ЧЕСТНЫХ ДРЕВ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ В греческом часослове 1838 г. так объясняется происхождение праздника изнесения честных древ Животворящего Креста Господня: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь святой Софии, Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста". В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 г. по повелению патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1/14 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь 1 августа". По принятому ныне в Русской Церкви чинопоследованию, малое освящение воды 1/14 августа совершается до или после Литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (так называемый Первый Медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас").

jnp49: Всех с НАСТУПИВШИМ ПОСТОМ! Всего Вам ДОБРОГО, БЛАГОДАТНОГО и ДУШЕСПАСИТЕЛЬНОГО !!!

Николай Михайлович: Успенский пост: церковный устав и освящение нового урожая 18.08.2008 Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа). Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил. Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая. «Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно». Здравствуйте! Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда. Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года. И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет. Иерей Димитрий Карпенко К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения. Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным. Иерей Михаил Воробьев Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья. Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно. Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа. Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай. Источник: Православие и мир


Николай Михайлович: 14 августа 2007 года, 11:43 Материалы СМИ:...Где даже смерть легка. Сегодня у православных начинается Успенский пост, который завершится через две недели одним из весьма парадоксальных на взгляд светского человека праздником" Самый короткий из четырех многодневных постов церковного календаря готовит верующих к Успению Богородицы. Говоря проще, к празднованию: смерти Матери Христа. Но что же это за праздник - смерть? И почему христиане радуются, вспоминая это событие, а не скорбят? Судя по преданию, такая проблема стояла и перед апостолами, собравшимися вокруг умирающей Марии. Они плакали. Она же их утешала и просила не омрачать радости, которую испытывала и которую хотела разделить с ними. Она объясняла, что предвкушает долгожданную встречу с Сыном, всей душой стремится к ней и очень радуется, что настанет наконец этот час. И тут, как излагают церковные тексты, "без всякого телесного страдания, как бы в приятном сне (отсюда и Успение), Пресвятая Дева предала душу в руки Своего Сына и Бога". А ангельский хор пропел соответствующе: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою:" Апостолы же пребывали в смешанных чувствах. Они, как сообщается, "исполнялись благодати и духовной радости". И в то же время оплакивали свою разлуку с Богородицей. Вот таким праздником со слезами на глазах и утвердилось это событие с самого начала. Однако тут не только история земной кончины Богородицы, но и вообще суть христианского отношения к смерти. Именно поэтому Успенский пост всегда располагает к размышлениям о самой важной тайне жизни человека - тайне его смерти. У христианских богословов такие размышления, как правило, светлы и оптимистичны. Смерть для них не конец, а начало и переход. Не катастрофа, а смысл и цель. Как говорил Антоний Сурожский, "это то, ради чего человек живет, то, чего он ищет, не зная порой или как бы предчувствуя это". По христианской логике, серьезное отношение к смерти, постоянная память смертная - это ответственное отношение к жизни. "Если мы не можем жить лицом к лицу со смертью, как бы с вызовом смерти, мы будем жить пресмыкаючись, мы будем жить полужизнью", - писал тот же митрополит Антоний Сурожский. А ситуация, в которой оказались апостолы у смертного одра Богородицы, это не только факт их личных биографий, но и любого из нас. Такова уж особенность христианских праздников, что они всякий раз не просто отмечаются, но переживаются как действительное сегодняшнее событие. И наше последнее прощание с близким человеком может содержать всю гамму чувств, которая была у апостолов. К этому призывал в одном из своих надгробных слов и великий проповедник Феофан Затворник: "Братия, станем плакать; но станем плакать, как христиане, зная, что эта разлука для нас порой - еле выносимая боль, но для умирающего это какое-то чудо". А замечательный богослов прошлого века Александр Ельчанинов в своих дневниках замечал: "Смерть близких - опытное подтверждение нашей веры в бесконечность. Любовь к ушедшему - утверждение бытия другого мира. Мы вместе с умирающим доходим до границы двух миров - призрачного и реального. Смерть доказывает нам реальность того, что мы считали призрачным, и призрачность того, что считали реальным". Он сам много и тяжело болел, часто оказывался на границе между жизнью и смертью, но вовсе не ощущал это пограничное состояние трагически. Скорее, даже эстетически: "В нашей жизни мы знаем наверно только то, что мы умрем; это единственно твердое, для всех общее и неизбежное. Все переменчиво, ненадежно, тленно, и, любя мир, его красоту и радости, мы должны включить в нашу жизнь этот последний, завершительный и тоже - если мы захотим - могущий быть прекрасным момент - нашу смерть" Праздник Успения как раз и утверждает этот таинственный момент как прекрасный. А Успенский пост дает возможность, повод и время, чтобы это понять. Валерий КОНОВАЛОВ "Труд" 14 августа 2007 г.

Николай Михайлович: УСПЕНСКИЕ ЛАКОМКИ



полная версия страницы