Форум » Православный календарь » Преображение Господне » Ответить

Преображение Господне

Николай Михайлович: 19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа -------------------------------------------------------------------------------- В праздник Преображения раскрывается мистическое богословие Христианской Церкви. Преображение - это визуальное явление царства Божьего на земле. Иисус Христос незадолго перед Крестными страданиями, взяв с Собой трех учеников -Иоанна, Иакова и Петра, вышел из Капернаума и направился на север к горе Фавор, возвышающейся, как крепость, над холмами Галилеи. Ученики безмолвствовали, предчувствуя, что им откроется тайна. Тайна совершается в безмолвии. Человеческое слово относится к тайне, как волна к глубине океана. На Фаворе апостолы увидели Божественное Преображение Христа, явление Его величия и славы. Лицо Спасителя стало подобным свету молнии, одежды - белыми, как снег. Он стоял, окруженный сиянием, как солнце лучами. Спасителю явились два пророка: Моисей и Илия и беседовали с Ним. Экзегеты (толкователи священного Писания) говорят, что это была беседа о Голгофской жертве, о предстоящих Христу страданиях, о том, что грехи человеческие будут искуплены кровью Сына Божьего и Спасителя. Три апостола пережили явление Божественного света, как ни с чем не сравнимую великую радость. Казалось, само время остановилось в созерцании Божественного света. Изумленные апостолы пали на землю. Видение кончилось. Вместе с Иисусом Христом они спустились с горы и к утру вернулись в Капернаум. Господь не только проповедовал Евангелие народам Палестины, Он одновременно воспитывал и просвещал своих учеников. И постепенно открывался Он им не только как Мессия Израиля, но всего человечества, как Царь вечного духовного царства. Слова Мессии о том, что он должен быть замучен в Иерусалиме, вызвали у апостолов изумление и страх. Вид Мессии, пригвожденного к Кресту, мог вызвать у учеников Христа чувство отчаяния, мысль о том, что все безвозвратно потеряно. Тайна искупления могла предстать их взору как поражение, как бессилие Мессии. В часы уныния, сомнений свидетельство трех апостолов о Преображении должно было укрепить в вере остальных учеников. В чем тайна христианства? Оно привлекает людей не тонким и изощренным интеллектуализмом, не блестящим красноречием ораторов, не внешней красотой своих ритуалов. Христианство открыло человеческой душе новый мир, мир вечности, мир Божественного света, то, чего не могли дать все религии и философские системы. Источник: Официальный сайт Петрозаводской и Карельской епархии -------------------------------------------------------------------------------- «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился пред ними: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 2-4). Три апостола — Петр, Иаков и Иоанн — взошли вместе с Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Оно сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии. Они говорили с Христом о Его близком отшествии к Богу Отцу. Дальше Евангелие повествует о том, что всех осенило светлое облако, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте». Господь взошел на гору не один. Он взял с собой трех учеников. На горе Фавор у них открылось иное, духовное зрение, и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. После этого Спаситель впервые заговорил о Своей мученической кончине и воскресении. В то время Апостолы не поняли Его, потому что, в согласии с еврейской традицией, видели в Христе будущего земного царя и освободителя от иноземного владычества. Христос же готовился к Крестным страданиям и унижениям Голгофы и показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на Крестные муки. В день праздника Преображения Господня в церкви поют (Кондак, глас 7-й): «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание ибо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние». Суть Преображения раскрывается в Его символах. Гора — это безмолвие, уединенное место, где легче творить молитву, которая помогает соединению нашего беспокойного ума с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Тот, кто приходит к осознанию своих поступков и кается в содеянном, освобождается от душевной грязи и может принять Божественный нетварный Свет. В стремлении к обретению этого Света, к обожению человеческой природы видит христианское учение духовный смысл жизни. Источник: Сайт "Тропинка к Храму" -------------------------------------------------------------------------------- Зачем на Преображение освящают овощи и фрукты в церкви? Со времен апостольских (третье и четвертое апостольские правила) Церковью установлено освящение созревших плодов прежде употребления их в пищу с произнесением при этом особой молитвы. В начале все создания Божий были "добры зело", так как на них почивало Божие благословение, сошедшее на них по всемогущему слову Его "Да будет". Тогда пребывать всему на земле было заповедано без особых освящений. Но первозданный человек преступил заповедь Божью и внес нечистоту в весь состав своего существа, а от этого нечистота сошла и на все живущее. Проклятье Божье нависло над делами рук человеческих, по слову Господню к Адаму: "Проклята земля в делах твоих" (Быт. 3,17). Тварь неразумная, как свидетельствует апостол, "покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее" (Рим. 8,20), то есть все живое осквернилось через человека. Неразумная природа, которая по замыслу Творца должна была доставлять своему владыке - человеку вещественные средства к блаженству, - эта природа сделалась причиной его болезней и смерти. Все стихии объявили открытую вражду человеку, покорившему их суете, все произведения земные в питании заключили вредные примеси или прямо отраву телу человека. Таковы были неизбежные следствия проклятия Божия, отяготевшего над делами рук человеческих со дня преступления Адама. Такова страшная необходимая связь нашего греха со всем, с чем он входит в соприкосновение. И что было бы с нами сегодня, и с окружающей нас природой, если б премилосердным Ходатаем Бога, Иисусом Христом не была снята ужасная печать отвержения нашего, и не были преподаны средства к возвращению благословения и освящения всему, что идет на потребу нашу?.. Посему только истинно верующий во Христа Спасителя может победить враждующую против нас природу. Святая Церковь благословляет и освящает начатки плодов земных и, снимая с них древнюю печать проклятия, обращает эти плоды уже не в орудие греховных наших похотений, не в пищу тления и смерти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека. Церковь молит Господа, чтобы Он вкушающим плоды даровал освящение души вместе с освящением тела, чтобы хранил жизнь их в покое и радости, чтобы сами эти плоды богато умножал. Церковь Христова благословляет и освящает принесенные плоды святым Именем Бога, в Троице славимого, и кроплением святой воды. По старинной традиции начатки плодов освящаются на Преображение и Успение Божией Матери. Журнал "Кормчий" 1897 г. Источник: Официальный сайт Петрозаводской и Карельской епархии

Ответов - 2

Николай Михайлович: ПОЧИТАНИЕ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ НА РУСИ 18.08.2008 Факты истории свидетельствуют о приоритетном строительстве Спасских храмов и монастырей в годы наиболее серьезных переломов в политической жизни Руси: распада Киевской державы и утверждения новых княжеских линий (XII в.), а затем складывания единого Русского государства (XV в.). Повышенное внимание к Преображению являлось проявлением державных устремлений князей и символизировало сакральную сторону их власти. Не только среди двунадесятых, но и среди Господских праздников особое место принадлежит воспоминанию Преображения Господня. Это один из самых значительных праздников Православной Церкви, издревле отмечаемый 6 (19) августа. Незадолго до того, как претерпеть страдания на Голгофе, Иисус Христос поднялся с тремя своими учениками на гору Фавор: «…Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних и преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17: 1–2; ср.: Лк. 9: 28–29; Мк. 9: 2–8). В память этого события и был установлен праздник. Выдающиеся богословы восточно-христианской Церкви, такие как Иоанн Златоуст († 407) и Григорий Палама († 1359), отмечали, что на Фаворе Христос впервые приоткрыл людям Свою Божественную сущность (как пишет святитель Григорий Палама, ученики были сделаны из слепых зрячими, восприняв с помощью Бога то, что раньше были не в состоянии воспринять). Именно в день Преображения ученики осознали, что Христос – не просто долгожданный пророк, Мессия, но, более того, всемогущий Господь. Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 750) замечает по данному поводу: «Ныне бездна неприступного света, ныне неописуемая струя Божественного сияния озарила апостолов на горе Фавор. Ныне познается Владыка Ветхого и Нового Завета – Иисус Христос…» В широком смысле Преображение Господне – призыв ко всякому христианину изменить себя в лучшую сторону, приблизиться к Богу и, по словам апостола Павла, вместе со Христом преобразиться от славы в славу (см.: 2 Кор. 3: 18). Не случайно, что само Православие называют религией преображения. Именно поэтому митрополит Московский Платон (Левшин) писал, обращаясь к пастве, что Христос «и воскрес для нашего воскресения, и преобразился для преображения нашего». Корни особенного почитания Преображения Господня на Руси уходят еще в эпоху равноапостольного князя Владимира. Древнейшее указание на это сохранилось в источниках под 996 годом. Летописи сообщают о битве между ратью князя Владимира и печенегами в предместье Киева Василёве. Силы князя были невелики, он предпочел отступить, но дал обет отстроить храм, если печенеги уйдут: «…Тогда обещася Володимеръ поставити церковь в Василеве святаго Преображениа, бе бо в тои день Преображение Господне». Опасность миновала («избывъ же Володимеръ сего»), и киевский князь сдержал слово. Таким образом, Василёвский Преображенский храм стал одним из первых православных храмов, выстроенных в Киевской Руси, а современники тех событий, новообращенные христиане, обрели зримое доказательство покровительства Господа. В эпоху средневековья люди жили в особой атмосфере чудес, которые воспринимались как повседневная реальность. Вера в чудеса была безгранична: знамения и символы во многом определяли поведение людей. Поэтому чудесный исход противостояния в день Преображения давал все основания с особым вниманием и благоговением относиться к самому празднику. Более того, связывать успех военных предприятий именно с Преображением. Следующие значительные этапы в развитии преображенского культа на Руси относятся к XII и XV столетиям. Преображение, явившее миру Господа, Царя царей, имело в сознании людей средневековья и явный монархический аспект. Если обратиться к истории, то можно прийти к выводу о приоритете строительства Спасских храмов и монастырей в годы наиболее серьезных переломов в политической жизни Руси: распада Киевской державы и утверждения новых княжеских линий (XII в.), а затем складывания единого Русского государства (XV в.). Повышенное внимание к Преображению являлось проявлением державных устремлений князей и символизировало сакральную сторону их власти. Вот примеры из XII столетия. Владимир Мономах, основавший или возобновивший город Владимир (на Клязьме) в 1108 году, отстраивает в нем именно Спасскую церковь, которая стала первым каменным сооружением в тех местах: «Того же лета свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Мономахом, и созда в нем церковь камену святаго Спаса». Несколько позже, в 1164 году, Андрей Боголюбский, первый князь Владимирский, выстраивает во Владимире белокаменную Спасо-Преображенскую церковь на Мономаховом дворе. Известно и о позднейшем существовании Спасского монастыря во Владимире на месте княжеского дворца. Впрочем, монархический аспект Преображения явно наблюдается не только в переломные этапы истории Руси. Так, не случайно кафедральными соборами Черниговского княжества (уже в XI в.) и княжества Тверского (с XIII в.) являлись храмы, посвященные именно Преображению Господню. Собор Спаса-Преображения на Бору в Московском кремле (построен в 1330 г., разрушен в 1933 г.). Фото конца XIX в. В XV веке особую роль преображенский культ играл для московского великокняжеского дома Даниловичей. А началось это почитание еще раньше. О внимании уже первых Даниловичей к Преображению говорит то обстоятельство, что московский храм, вокруг которого сложился придворный монастырь великокняжеской семьи, был посвящен Преображению Господню (храм Спаса Преображения на Бору в Кремле). Особую любовь к Спасо-Преображенскому монастырю, согласно летописным свидетельствам, имел Иван Данилович Калита (1325–1340). Он «возлюбилъ его паче инехъ манастыреи и часто приходя в онъ молитвы ради и многу милостыню даяше мнихомъ ту сущимъ…». В 1413 году сын Дмитрия Донского князь Константин приурочил первую из своих паломнических поездок в новгородский Клопский монастырь именно к Преображению: «И по том времени приехал князь Костянтин Дмитреевичь с княгинею своею причаститися и манастыря кормити на Преображение Господне», – свидетельствует житие Михаила Клопского. В годы правления великого князя Московского Василия Васильевича Темного (1425–1462) культ Преображения нашел отражение в строительстве каменной Спасо-Преображенской церкви Симонова монастыря в Москве, льготах, данных великим князем этой обители, и, возможно, заказе иконы «Преображение» Андрею Рублеву. Благоговейное отношение московского великокняжеского дома к празднику Преображения не ослабевает и впоследствии. Очевидно, преемник Василия Васильевича Темного, его сын Иван III (1462–1505) воспримет почитание Преображения от отца. При этом новый всплеск особого почитания придется на период с 60-х годов XV столетия и будет связан с военной деятельностью великого князя. В первые годы правления Ивана III главнейшей внешнеполитической задачей являлась борьба с Казанским ханством. Под 1469 годом официальное летописание, подробно освещающее поход московского войска на Казань, особо заостряет внимание на обстоятельствах одной из остановок, предпринятых ратью по пути к Казани: «…Сташа подъ Николою на Бечеве и, вышедъ изъ судовъ, идоша въ городъ къ старой церкви Преображениа Господня и повелеша ту сущимъ священникомъ молебнаа совершати за великого князя и за воя его…» Показательно, что именно Преображенский храм был выбран в качестве места служения молебна о даровании победы великокняжескому войску. Учитывая это, представляется неслучайным, что одним из монастырей, получивших жалованные грамоты от Ивана III перед первым казанским походом (1467 г.), был Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. Иван выдал грамоту 30 января 1467 года. Не менее примечательная картина складывается из событий подчинения Новгорода в 70-е годы XV века. Согласно Никоновской летописи, Иван III после победы на реке Шелони летом 1471 года выступил в обратный путь из усмиренного Новгорода 13 августа, а ведь как раз в этот день церковь отмечает Отдание праздника Преображения Господня. Очевидно, дата выбиралась неслучайно. Преображение должно было символизировать новое – «преображенное» – состояние великого князя, фактического хозяина Новгорода Великого. С удачным Новгородским походом можно связывать и пожалования Ивана III Суздальскому Спасо-Преображенскому Евфимиеву монастырю. 17 октября 1472 года Иван III выдал обители жалованную льготную грамоту на Медвежий Угол, а 20 декабря передал село Федоровское. Если великий князь раздавал милостыню «по манастырем» до похода, как сообщает об этом официальное московское летописание, то тем более следовало ожидать богатых подарков после успешного завершения кампании. Вислая золотая печать на жалованной грамоте Ивана III Соловецкому Спасо-Преображенскому м-рю (аверс) (1479 г.). Из книги М. Агоштон «Великокняжеская печать 1497 г.» М., 2005 И во время второго Новгородского похода 1477–1478 годов Иван III не упускает возможности связать одно из событий кампании с Преображением Господним. Так, 8 ноября 1477 года в Спасо-Преображенском храме валдайского села Еглина он принимает послов Новгородского архиепископа, которых «пожаловал, опас дал и опасную свою грамоту». И не только храм, но и день, когда «князь велики велел быти у себе» новгородским послам, также подбирался целенаправленно. 8 ноября церковь чтит Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных. На величании утрени в этот праздник звучат такие слова: «Величаем вас, архангели и ангели, и вся воинства (выделено мной. – А.Т.), херувими и серафими, славящия Господа», а архистратиг называется «в бранех крепкым хранителем и славой царем и князем дръжавой». Новгородцам давалось почувствовать, что предводитель небесного воинства архангел Михаил стоит на стороне воинства московского. И на этот раз монастырь, посвященный Преображению, также был облагодетельствован через некоторое время после похода. В феврале 1479 года Иван III выдал жалованную грамоту Соловецкому Спасо-Преображенскому монастырю. Эта грамота стала первым пожалованием со стороны великокняжеской власти в Соловецкую обитель. В 1489 году во время похода на Вятку местом сбора многочисленной рати, в состав которой входили полки не только московские и северных городов (что было традиционно для великокняжеских военных походов на север), а также владимирские, тверские и даже татарская конница, был выбран Котельнич. Несмотря на то, что войско, начавшее собираться в 20-х числах июля, окончательно подтянулось под Котельнич уже ко 2 августа, рать выступила в поход только на Преображение, 6 августа. Вряд ли эта задержка была случайной. Очевидно, что великокняжеские воеводы специально приурочили начало похода к знаменательной дате: пестрое войско, собранное со всех концов государства, должно было объединить общее сознание, причастность к совместному делу. Хорошим поводом для этого могли служить коллективная молитва и общее выступление в день Преображения. Русско-шведская война 1495–1496 годов также началась 6 августа. В этот день (1495 г.) «послал князь великий Иван Васильевич воевод своих князя Данила Васильевича Щеня да Якова Захарьича со многими людьми на свеиского короля неметцкого». Вероятно, выбор даты начала кампании был глубоко символичен. Ивану III предстояло открыть новую страницу в истории военного дела Москвы. В отличие от постоянных столкновений и, как следствие, изменения границ на других направлениях внешнеполитической деятельности Руси, русско-шведская граница оставалась неизменной с 1323 года (тогда был заключен Ореховский (Нотебургский) мирный договор между Новгородом и Швецией). Начало нового важного дела необходимо было соотнести с соответствующей датой. И очевидно, что именно представления о значении Преображения для военной деятельности определили выбор числа начала войны со Швецией. Здесь приведены далеко не все примеры, отражающие роль преображенского культа для политики Ивана III, однако и они достаточно свидетельствуют о том, какое государственное значение придавалось празднику во второй половине XV века. В годы правления Василия III Ивановича (1505–1533) особое почитание Преображения в великокняжеской среде выльется в форму широко развернувшегося каменного строительства Преображенских храмов во многих землях единого Русского государства. К числу построенных в первой трети XVI века относятся Спасо-Преображенский собор в Ржеве, храм Суздальского Спасо-Преображенского Евфимьева монастыря (1507–1511), собор Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря (1515), собор Ярославского Спасо-Преображенского монастыря (1526). Кроме строительства храмов, Василий III давал пожертвования монастырям, посвященным Преображению Господню. Так, 24 июня 1509 года он пожертвовал игумену Феофану Кучаинского Спасо-Преображенского Сисоева монастыря (Сербия) 40 соболей и 500 (по другим источникам – 300) белок. Еще более красноречиво об особом почитании Преображения свидетельствует постройка в 1527 году Василием III «на своемъ дворе» каменного Преображенского собора с приделами (как отмечает известный археолог А. Л. Беляев, это была «полная перестройка» прежнего, еще XIV века, каменного храма бывшего Спасского монастыря, не сохранившая никаких остатков древнего храма за исключением вторично использованных деталей). Указание летописи о построении храма в московской резиденции Василия III – «на своемъ дворе» – позволяет сделать вывод о том, что новый Преображенский храм становится домовым храмом великокняжеской семьи. Праздник Преображения особо почитал и Иван Грозный (1533–1584). Не случайно первым и единственным монастырем, основанным в XVI веке в сердце Казани, в кремле, уже вскоре после взятия города московскими войсками (1552), становится как раз Спасо-Преображенский монастырь. Основание его непосредственно связано с именем Ивана Грозного («Повелением и устроением… самодержавного царя и государя и великого князя Ивана Васильевича… в общий монастырь написан Типик сей, сиречь Устав», – сообщается в приписке к уставу монастыря, составленному в 1554–1556 годах основателем обители Варсонофием Пешношским), а сам монастырь становится архимандритией – первой в Казани. Иван Грозный и в дальнейшем жаловал монастырь. Архимандрит Варсонофий, впоследствии епископ Тверской, был причислен к лику святых. Почитался как святой и Гурий, первый Казанский архиерей. Традиция особого почитания Преображения Господня продолжала жить в великокняжеской семье и в XVI столетии. Но все же расцвет ее остался в эпохе Ивана III. Аркадий Тарасов Источник: Православие.Ru

Admin: Проповедь на Преображение Господне слушать http://my.mail.ru/cgi-bin/my/audiotrack?file=d63145d0bff9da8d2fac8874f7cf20b7&uid=28869360 скачать http://files.mail.ru/USU1YU



полная версия страницы