Форум » Православный календарь » Мчч.Борис и Глеб » Ответить

Мчч.Борис и Глеб

Николай Михайлович: 5 АВГУСТА - ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА Святые князья Борис и Глеб, сыновья великого князя Владимира, Крестителя Руси, были очень дружны и любили друг друга. В те времена, когда многочисленные сыновья князя Владимира постоянно враждовали между собой, это было удивительно. Житие святых братьев рассказывает, чтоБорис часто читал вслух жития святых, а его младший брат сидел подле и внимательно слушал. Вообще, братья всегда были неразлучны, до тех пор, пока отец не направил их на княжение: Бориса - в Ростов, Глеба - в Муром. 15 июля 1015 г. князь Владимир преставился. Его любимого сына Бориса, которому он, по-видимому, хотел передать престол, в это время не было, он возвращался из похода на печенегов. В Киеве стал княжить Святополк, которого люди впоследствии называли Окаянным. Весть о смерти отца и воцарении Святополка застала князя Бориса на берегу небольшой речки Альты. Дружина упрашивала князя пойти и сесть на отцовском престоле, но тот отказался от борьбы за власть, сказав: “Не подниму руку против брата моего старшего. Хоть и умер отец мой, сей будет мне вместо отца”. Услышав это, дружина ушла от князя, и он остался лишь с немногими своими слугами. В это время Святополк замышлял погубить брата. Он обратился за помощью в этом деле к вышгородским боярам. Житие святых мучеников даже называет имена этих бояр: Путша, Талец, Еловит (или Елович), Ляшко. Они обещали Святополку расправиться с Борисом незамедлительно. 24 июля, во время молитвы, святой князь Борис был убит, а тело его тайно вывезено в Вышгород и похоронено в церкви святого Василия. Совершив это злодеяние, Святополк уже не мог остановиться. Он задумал убить и своего брата Глеба. Ему было отправлено послание: “Приди вскоре. Отец зовет тебя, тяжко болен он”. Глеб, ничего не знавший о смерти отца, немедленно отправился в путь. 2 сентября посланные убийцы захватили корабль, на котором плыл князь, и убили его, так же, как и брата, зарезав ножами. Тело его несколько лет лежало там, где его оставили убийцы, нетронутым. И позже, по повелению князя Ярослава, перенесено в Вышгород и положено рядом с телом его любимого брата Бориса. Недолгим оказалось правление Святополка Окаянного, который затем убил еще одного своего брата и замышлял погубить всех, чтобы одному княжить на Руси. Князь Ярослав повел с ним войну, которая длилась четыре года. Решающее сражение произошло на реке Альте, на том самом месте, где был убит святой князь Борис. По рассказу летописца, перед началом битвы Ярослав воздел руки к небу и воскликнул, обращаясь ко Господу: “Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыко! Отмсти за кровь праведного сего, как отмстил Ты за кровь Авелеву”. Святополк бежал с поля брани и, гонимый Божиим гневом, все подгонял слуг: “Скорее! Скорее! Гонятся за нами! Уже догоняют!”. Слуги же его оглядывались, но не видели никого, никто за ними не гнался. Святые мученики Борис и Глеб, первыми из русских людей, были официально причислены к лику святых. Их прославление началось уже при князе Ярославе, когда у гроба святых братьев стали совершаться чудеса и исцеления. Святые князья Борис и Глеб приняли смерть в знак беспредельной любви ко Христу, в подражание его крестной муке. В сознании русских людей своей мученической кончиной они как бы искупали грехи всей Русской земли, еще недавно прозябавшей в язычестве. Через их жития, писал русский писатель и историк Г. П. Федотов, “образ кроткого и страдающего Спасителя вошел в сердце русского народа навеки как самая заветная его святыня”. Потому-то и стали святые братья одними из самых почитаемых на Руси святых. “Присными заступниками земли Русской” называли их в народе. Их образ незримо вставал перед князьями, когда те совершали какие-то недобрые дела: именем святых Бориса и Глеба освобождались от уз невинные и прекращались кровавые междоусобицы. Спустя много лет и даже веков, когда на Русь нападали враги, образ святых князей, готовых добровольно принять смерть, помогал народу выстоять. В видениях и снах представали они перед защитниками Отечества, готовые помочь своим “сродникам” - русским правителям. Так было накануне сражения на Неве в 1240 г. и перед Куликовской битвой в 1380 году. Православная газета

Ответов - 2

Елена Д.: Спасибо за тему! Храм во имя св.благоверных князей Бориса и Глеба (Великий Новгород)

Николай Михайлович: Почему были канонизированы Борис и Глеб? августа 6, 2009 Чтобы понять первых русских святых, необходимо разобраться в перевороте, который произошел в общественном сознании в X-XI веках после принятия христианства на Руси. Языческое мировоззрение было основано на вере, что в загробной жизни человек будет тем, кем он был на земле. Если умер на коне, навечно будет хозяином. Если умер рабом - навсегда раб. Почетно умереть с оружием в битве и навсегда остаться воином. Сила вызывает уважение. Кто слаб - сам виноват. Отец снабжал наследника только мечом, остальное нужно было добыть самому. При погребении язычников, с покойником хоронили нажитое им имущество, вплоть до кораблей и жен. Все это понадобится в будущей жизни. Владимир-язычник. В.М. Васнецов. Христианство проповедует совсем иной подход. Притча о богаче и Лазаре (Лука, 16:19-31) показывает, что вечная жизнь не зависит от мирских благ. Нищий в раю за смирение, богач в аду за гордость. Нагим человек приходит в мир, нагим и уходит (Еккл.5:14), богатство с собой в могилу не возьмешь. Владимир беседует с греческим философом. Как воспринять эту идею? Как перейти от жажды наживы к нестяжательству? Необходим личный пример. Великий князь Владимир Святой подавал пример своим поданным, отказавшись от гарема, отменив смертную казнь, распорядившись оказывать помощь больным и бедным. Прекратились тризны и захоронения имущества. Крещение Руси. В. Васнецов. Старшие дети Владимира были рождены во то время, когда князь пытался ещё укрепить языческую веру. Страсти тогда кипели нешуточные. Святополк родился от гречанки, бывшей монахини, которую Владимир взял в жены после брата, который им был свергнут с престола. Ярослав родился от Рогнеды Полоцкой, у которой Владимир убил отца и братьев. А затем сама Рогнеда пыталась убить Владимира, приревновав к Анне Византийской. Тогда на глазах четырехлетнего Ярослава Владимир чуть не расправился с бывшей женой. Лосенко. Владимир и Рогнеда. Борис и Глеб были младше, родились примерно в годы Крещения Руси, и с самого детства воспитывались в христианской вере. Их мать была из Волжской Булгарии. Когда сыновья Великого князя стали взрослеть, Владимир поручил им управлением территориями. Это было принято на Руси, но впервые все земли были отданы в управление великокняжеским сыновьям. Назначение княжичей правителями земель было необходимо для единства управления, преодоления местного сепаратизма. Однако назначение родственников на управленческие должности не способствует эффективности управления. Княжеские сыновья склонны были проявлять самоуправство, и их сложно привлечь к ответственности. Святополк, получивший в княжение туровскую землю (южная Белоруссия), заключил союз с польским королем, и в 1013 году попытался выступить против отца. За что был посажен Владимиром в тюрьму в Киеве. Ярослав, получивший в управление богатейший Новгород, зимой 1014 года решил не отправлять отцу дань. (То есть присвоить себе налоги с Новгородской земли). Владимир начал готовиться к войне с другим сыном. В это время прошел слух, что на Киев наступают печенеги. Поход на Новгород был отложен, войско с княжичем Борисом отправлено в степь. В это время летом 1015 года Владимир Святой внезапно умирает. Владимир отправляет Бориса на границу. Святополк присутствует при погребении Владимира. Кто из сыновей унаследует великое княжение? Начнется ли братоубийственная война как было между Владимиром и Ярополком? Владимир при жизни считал наследником сына Бориса, считая его верным сыном и продолжателем своей политики. В княжение Борису было вначале определена Волынь (Западная Украина), затем Муром (один из древнейших городов), затем Ростовская земля. Однако Владимир не отпустил сына в Ростов и держал его при себе в Киеве, намереваясь передать ему великое княжение. Борис был женат на Эгнес, датской принцессе. (см. “Генеалогия древнерусских князей. Е.В. Пчелов) Борису было поручено оборонить Киев от печенегов. Войско Бориса в походе. Миниатюра из жития. После смерти Владимира в самом выгодном положении оказался Святополк. Узы киевской тюрьмы не были тяжелыми для княжеского сына, видимо - это был домашний арест. Зато он один оказался в столице во время смерти отца. И не замедлили воспользоваться своим положением. Святополк объявляет себя великим князем, и его задача - избавиться от соперников, скорей, пока они не предприняли что-то. Основной соперник - Борис, и к нему незамедлительно посланы убийцы. Что делает князь? Он отказывается поступать как язычник. Он не включается в борьбу за власть, он христианин. Он предпочитает пострадать, но не идти против совести. Примеру Бориса следует Глеб. И это стало нравственной победой святых братьев. Впечатление от их поступка было настолько велико, что вся земля признает их святыми. Это был переворот от языческого сознания, от властолюбия и наживы, к христианству, достижению духовного и нравственного идеала. Святополк убил конкурентов, но проиграл. Его власть ничего не дала ему. Он сгинет в безумии неизвестно где. Смерть Святополка. Б.Чириков. А Борис и Глеб становятся нравственными образцами. Люди увидели в них князей, не ценящих власть больше всего, но поступающих по совести. У Владимира были и другие сыновья, погибшие в усобице. Святослав, князь Древлянский, был убит Свтополком, но не причислен к лику святых, потому что включился в борьбу за власть и собирался привести венгерское войско на помощь. Остаётся ещё Ярослав. Победитель. Он с оружием в руках пошел на брата. Но он не проклят как Святополк. Недаром Ярослав имел прозвище Мудрый. Многолетними трудами, постройкой храмов, принятием законов заслужил он быть причисленным к благоверным князьям, являя собой образец выдающегося правителя. А Борис и Глеб получили себе венцы нетленные, их жертва способствовала христианской вере на Руси, а их молитвенная помощь сопровождала русских князей в истории. Актуальна эта история и в наши дни. Современное мировоззрение близко к языческому. Борьба за власть и наживу, стремление к материальному накоплению, популярность колдунов и ведьм, презрение к «лузерам», «лохам». И так нужны сейчас моральные примеры нестяжательства, милосердия, доброты. © Copyright Православие и мир 2009.



полная версия страницы