Форум » Православный календарь » Свт.Михаил » Ответить

Свт.Михаил

Николай Михайлович: СВЯТИТЕЛЬ МИХАИЛ, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ (+ 992) Память его празднуется 27 июня , в день преставления Когда св. равноапостольный князь Владимир решил просветить Русскую землю святым Крещением, он послал в Царьград просить для него пастырей. Патриарх Николай Хрисоверг прислал шесть епископов, множество священников и других клириков во главе с митрополитом Михаилом, болгарином родом, мужем премудрым и святой жизни. Они привезли с собой множество икон, мощей, книг и церковной утвари. Святая Церковь поет «Нищетою неверия одержимой земле Российской принес святитель Михаил из царствующего града Царьграда Евангелие Христово и сие даровал ей». Сначала святитель крестил княжеское семейство и бояр, а потом весь народ, собравшийся для этого на Днепре. Сначала была сказана проповедь. Потом святитель благословил князя создать в Киеве Десятинный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором он был похоронен в 1015 г. Было это в 989 г. В 990 и 991 гг. святитель Михаил посетил с проповедью главные города русские — Новгород и Ростов. Скончался он в 992 г. Вел. князь Владимир горько плакал о нем как о добром ревностном пастыре и мудром своем советнике. Церковь же почитает его как истребившего многобожие и посеявшего доброе семя православного христианства в земле Российской. В синодиках новгородского и киевского Софийских соборов он по праву именуется первоначальником. Святые мощи его почивали до нашего времени в Великой лаврской церкви, взорванной коммунистами во время Второй мировой войны. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Слово в день памяти святителя Михаила, первого митрополита Киевского и всея Руси Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы... Уста наши отверсты к вам... сердце наше расширено. Кор. 6, 9, 11 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! В конце десятого века Русь уже была мощной и обширной державой, богатой земными дарами и земной славой. Но бедными, голодными, слепыми были души славян-русичей, ибо не знали они Бога Истинного. Правитель Руси святой князь Владимир, великий не только по титулу, но и по духу, остро почувствовал эту скудость своей земли – и решил искать для родного народа богатств Небесных. Это бесценное достояние приняла Русь от святителя Михаила, который нищетою неверия одержимой Земле Российской принес от царствующего града Евангелие Христово и сие даровал ей. «Красное солнышко» русского народа, ярчайшая личность великого князя – Крестителя Руси как бы заполняет собой все свое время. Скромный образ Первосвятителя Русской Церкви словно бы остается в тени лучезарной славы святого равноапостольного князя Владимира. А ведь святитель Михаил также является крестителем нашего отечества: в то время как равноапостольный князь над днепровскими водами молился о богопросвещении своего народа, святой митрополит во главе духовенства совершал само Таинство Святого Крещения – духовного рождения русичей. А впоследствии учительным словом и благими делами святителя Михаила были обращены ко Христу Спасителю и главнейшие после столицы древнерусские города, недаром звавшиеся Великим Новгородом и Великим Ростовом. Мало, очень мало известно нам о первом митрополите Киевском и всея Руси. Считанные строчки летописного свода, короткая страничка житийного сказания... Но сквозь саму эту скудость известий, как луч сквозь завесу, сияет великая христианская добродетель – смирение. Не совершив никаких ярких, запоминающихся современникам поступков, святитель Михаил как бы растворил свою личность в апостольском труде благовествования. Смиренный архипастырь, он был в то же время верен могучему значению своего имени: подобно Архистратигу Божию Михаилу, этот кроткий воин Христов ниспроверг на Руси сатану, сечивом Евангельского учения посекая идольское изваяние. Его трудами на русских землях были созданы десятки храмов, установлен чин Божественных служб, утвержден порядок церковного управления. Святитель Михаил всеял семя доброплодовитое в Земле Российской. И Церковь Русская красуется до днесь, ризою Крещения от него одеянная. Никаких сведений о житии святого Михаила до поставления его на Русскую митрополию не сохранилось, но явно одно: царствующий Константинополь, бывший тогда столицей святой православной веры, очень тщательно отнесся к выбору Предстоятеля для юной Церкви Русской. Христианское просвещение могучей славянской державы для всего Вселенского Православия явилось событием огромного значения. Сам Патриарх Цареградский, святой прозорливец Николай Хрисоверг указал на святителя Михаила как на способного совершить такой великий подвиг. Но и этим не ограничились: по поводу Русской митрополии в Константинополе был созван Архиерейский Собор, изволением Духа Святого подтвердивший выбор Патриарха. Вместе со святителем Михаилом на Русь направлялось шесть епископов и множество священников: все они были болгары, то есть говорили на бывшем тогда единым для всех славян языке. Однако в отношении самого Первосвятителя сведения разноречивы: в одних источниках он назван болгарином, в других – сирийцем. Вероятно, святитель Михаил был все же сириец-араб: внешность, запечатленная на его иконах, характерна именно для этого народа. Видится, что со знаменитого древнехристианскими аскетическими подвигами Арабского Востока прибыл на Русь смиренный ее Первосвятитель. Если это действительно так, то святитель Михаил совершил еще один скромный архипастырский подвиг: в кратчайший срок в совершенстве овладел языком, прежде ему незнакомым. Богослужения на Руси с самого начала совершались только по-славянски, по книгам, созданным трудами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Да и невозможно себе представить, чтобы проповедь святителя Михаила в Киеве, Ростове и особенно в буйном языческом Новгороде имела бы такой успех, если бы велась через толмача-переводчика. Что же все-таки можно сказать о личности святителя Михаила, первого Предстоятеля нашей Церкви? По свидетельству жития, он был муж, премудрый разумом, учительный и святой жизни. Богопросвещенный ум, постигший глубины Христова учения; дар боговдохновенного слова, влекущего к себе сердца; личная святость, выражающаяся в подвигах молитвы и поста, – таково было всеоружие, в которое Господь облек святого Михаила, идущего на Русь рассеивать мрак язычества светом Божественной истины. Священным походом именуется шествие новокрещеного равноапостольного князя и новопоставленного святого митрополита из Корсуни в Киев – они шли в сопровождении крестоносного воинства: множества священнослужителей, везших с собою святые мощи, иконы, богослужебные книги, драгоценные чаши для совершения Таинства Святой Евхаристии. В стольном Киеве святой князь Владимир, пользуясь всенародной к себе любовью, беспрепятственно крушил и предавал поруганию языческих идолов, а тем временем святитель Михаил кротким словом любви евангельской пленял сердца киевлян, приуготовляя их к принятию святой Христовой веры. Сначала святой митрополит крестил семейство великого князя, его детей (в их числе и будущего правителя – князя Ярослава Мудрого), потом приняли Крещение бояре и княжеская дружина. И вот настал час события величайшего – всенародного Крещения в водах днепровских. Как ликовал равноапостольный князь Владимир, видя, как его родной народ обращается к Солнцу Правды и устремляется к Вечной жизни! И какая небесная радость осеняла святителя Михаила, узревшего такое несметное множество душ, вырвавшихся из когтей сатаны и ведомых Христом Спасителем в Отчее Царство! Всего четыре года длилось первосвятительское служение на Руси святого Михаила, но неимоверно много успел он. Утвердив в благочестии первопрестольный Киев, на следующий же год явился святитель в столицу Северной Руси. Господин Великий Новгород поначалу встретил его неприветливо: здешняя вольница противилась христианству, требующему подвига смирения и послушания воле Небесного Отца. Но и здесь огненное слово святителя Михаила расплавило многие окамененные души, было создано несколько храмов, появилось духовенство, был поставлен епископ – посеяны спасительные семена вечности. А еще через год в главном городе Залесской земли – в Великом Ростове боговдохновенная проповедь святого Михаила была встречена таким же всенародным единодушием, как и в первопрестольном Киеве: так же крестилась древняя Русь Залесская. Здесь по благословению святого митрополита возникли десятки храмов (конечно, пока деревянных – древнерусские мастера ставили такие постройки очень быстро), и в них священнослужители с многочисленной новообращенной паствой воспели хвалу Господу Милующему. В Киеве святитель Михаил благословил равноапостольного князя Владимира на создание величественной Десятинной церкви во имя Пресвятой Богородицы. Святой митрополит не дожил до завершения строительства, но тело его после земных трудов упокоилось в этом храме. В 992 году святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси, окончил свой земной подвиг и отошел в Царство Небесное. Неутешно скорбел о его кончине святой равноапостольный князь Владимир, оплакивая утрату доброго архипастыря русского народа и мудрого своего советника. В пестром вихре исторических событий, среди войн, смут и потрясений в сознании Руси постепенно стал тускнеть смиренный образ ее первого митрополита. Так, наверное, и позабыли бы русские люди зачинателя Церкви Российской, если бы смотрением Божиим в XII веке при разрушении Десятинного храма не явились миру нетленные святые его мощи, пролившие на Русь источник благодатных чудес. Так прославил Господь смиренного служителя Своего, явив первого святителя всея Руси вечным всея России чудотворцем. С той поры и поныне наша Матерь-Церковь восхваляет первого Предстоятеля и Небесного предстателя своего святителя Михаила. Так да последуем и мы завету апостольскому: Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр. 13, 7). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сколько в веках было кичливых правителей и «деятелей», напыщенных лжемудрецов и тщеславных лицемеров, память о которых покрыта пылью забвения или плесенью позора. А смиренномудрый святитель Михаил не искал славы человеческой (см.: 1 Фес. 2, 6), но скромно и неустанно трудился на ниве Божией: и вот ныне наделен он вечным блаженством и Небесной славой, роняющей яркий луч и на нашу грешную землю. И сколько еще смиренных подвижников, о которых мы вообще не знаем, которые не явлены миру, сияют ныне в Горних обителях славой немеркнущей и бессмертной. Такие неведомые миру истинно великие люди есть среди нас и сейчас, ибо только почиющая на них благодать Духа Святого удерживает наш извратившийся мир от окончательного падения, а если в мире иссякнет святость, тогда и наступит час Страшного Суда Господня. Но мы, гордясь и похваляясь фальшивыми своими достоинствами, не видим смиренных угодников Божиих, только благодаря которым медлит с грозной карой Правосудный Создатель, длится наша земная жизнь и есть у нас еще время для спасительного покаяния. Покаемся же, дабы нам не в мирском суетном тщеславии, а в благом смирении совершать земной путь. Так да угодим и мы Всещедрому Небесному Отцу, памятуя слова апостольские: не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (2 Кор. 10, 18). Аминь. Источник

Ответов - 0



полная версия страницы