Форум » Православный календарь » Царственные Страстотерпцы » Ответить

Царственные Страстотерпцы

Николай Михайлович: 17 июля - память Царственных страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Будущий Император Всероссийский Николай II родился 6 (18) мая 1868 года, в день святого праведного Иова Многострадального. Он был старшим сыном Императора Александра III и его супруги Императрицы Марии Феодоровны. Воспитание, полученное им под руководством отца, было строгим, почти суровым. «Мне нужны нормальные здоровые русские дети» — такое требование выдвигал Император к воспитателям своих детей. А такое воспитание могло быть по духу только православным. Еще маленьким ребенком Наследник Цесаревич проявлял особую любовь к Богу, к Его Церкви. Он получил весьма хорошее домашнее образование — знал несколько языков, изучил русскую и мировую историю, глубоко разбирался в военном деле, был широко эрудированным человеком. У Императора Александра III была программа всесторонней подготовки Наследника к исполнению монарших обязанностей, но этим планам в полной мере не суждено было осуществиться... Императрица Александра Феодоровна (принцесса Алиса Виктория Елена Луиза Беатриса) родилась 25 мая (7 июня) 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, к тому времени уже насильственно включенного в Германскую империю. Отцом Алисы был Великий герцог Гессен-Дармштадтский Людвиг, а матерью — принцесса Алиса Английская, третья дочь королевы Виктории. В младенчестве принцесса Алиса — дома ее звали Аликc — была веселым, живым ребенком, получив за это прозвище «Санни» (Солнышко). Дети гессенской четы — а их было семеро — воспитывались в глубоко патриархальных традициях. Жизнь их проходила по строго установленному матерью регламенту, ни одной минуты не должно было проходить без дела. Одежда и еда детей были очень простыми. Девочки сами зажигали камины, убирали свои комнаты. Мать старалась с детства привить им качества, основанные на глубоко христианском подходе к жизни. Ранняя смерть Александра III не позволила вполне завершить подготовку Наследника к исполнению обязанностей монарха. Он еще не был полностью введен в курс высших государственных дел, уже после восшествия на престол многое ему пришлось узнавать из докладов своих министров. С самого начала своего правления державой Российской Император Николай II относился к несению обязанностей монарха как к священному долгу. Государь глубоко верил, что и для стомиллионного русского народа царская власть была и остается священной. В нем всегда жило представление о том, что Царю и Царице следует быть ближе к народу, чаще видеть его и больше доверять ему. Глубокая и искренняя религиозность выделяла Императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Духом православной веры было проникнуто с самого начала и воспитание детей Императорской семьи. Все ее члены жили в соответствии с традициями православного благочестия. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говение во время постов были неотъемлемой частью быта русских царей. Все, кто знал семейную жизнь Государя не понаслышке, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов этой тесно сплоченной семьи. Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды. По отношению к матери дети были полны уважения и предупредительности. Отношения детей с Государем были трогательны — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их видоизменялись в зависимости от обстоятельств, переходя от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы. В жизни Императора Николая II было два неравных по продолжительности и духовной значимости периода — время его царствования и время пребывания в заточении, если первый из них дает право говорить о нем как о православном правителе, исполнившем свои монаршие обязанности как священный долг перед Богом, о Государе, памятующем слова Священного Писания: Ты избрал мя еси царя людем Твоим (Прем. 9, 7), то второй период — крестный путь восхождения к вершинам святости, путь на русскую Голгофу... К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия — ведь во время гонений Императорская семья была особенно сплоченной, пронесла несокрушимую веру православную чрез все скорби и страдания. Молитва Святому Царю-Мученику Николаю О, святый страстотерпче царю мучениче Николае! Господь тя избра помазанника Своего, во еже милостивно и право судити людем твоим и хранителем Церкве Православныя быти. Сего ради со страхом Божиим царское служение и о душах попечение совершал еси. Господь же, испытуя тя, яко Иова Многострадальнаго, попусти ти поношения, скорби горькия, измену, предательство, ближних отчуждение и в душевных муках земнаго царства оставление. Вся сия ради блага России, яко верный сын ея, претерпев, и, яко истинный раб Христов, мученическую кончину прием, Небеснаго Царства достигл еси, идеже наслаждаешися Вышния славы у Престола всех Царя, купно со святою супружницею твоею царицею Александрою и царственными чады Алексием, Ольгою, Татианою, Мариею и Анастасиею. Ныне, имея дерзновение велие у Христа Царя, моли, да простит Господь грех отступления народа нашего и подаст грехов прощение и на всякую добродетель наставит нас, да стяжим смирение, кротость и любовь и сподобимся Небеснаго Царствия, идеже купно с тобою и всеми святыми новомученики и исповедники Российскими прославим Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Кондак 1 Акафиста Святым Царственным Страстотерпцам Избрании царственнии страстотерпцы седмочисленнии, Христу Богу, яко агнцы непорочнии, в жертву принесшиися. Земли Российския хранитилие и молитвенницы, яко стяжавшии от Царя царствующих и Господа господствующих благодать молитися за ны, от всяких нас бед и напастей свободите, да благодарственно восхваляем вас: Радуйтеся, царственнии страстотерпцы, Руси Святыя похвало и украшение.

Ответов - 1

Николай Михайлович: Слово настоятеля храма Святых Царственных Страстотерпцев иерея Кирилла Краснощекова на Престольный праздник. Дорогие Братья и Сестры! Сегодня в нашем храме престольный праздник. Сегодня РПЦ празднует память Св. Царственных Страстотерпцев: Императора Николая Александровича, Супруги Его Императрицы Александры Феодоровны, Царевича Алексия, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. 87 лет назад, в июльскую ночь 1918 года было совершено ужасное злодеяние - в Екатеринбурге в подвале Ипатьевского дома были расстреляны Государь Император Николай Александрович, Его Семья и верные люди, добровольно оставшиеся с Царственными узниками и разделившие Их участь. Так же, как Иов Многострадальный, в день памяти которого родился Император Николай II, Государь знал, что ничего случайного в жизни не бывает, знал, что после благоденствия, трудов и мира настанут страшные испытания для него, для всей России и для его семьи. Так же, как у Иова Многострадального, последним и самым страшным испытанием, которое перенес Св. Николай, были, как пишет он в своем дневнике, «предательство, трусость, обман», и полное непонимание почти всех, кто находился вокруг него. Николай II отрекся от престола, но истинное отречение совершил не Государь, а Россия, которая отреклась и отвернулась от него. Великий грех, преступление пред Богом и человеком - убийство ни в чем неповинных людей, женщин, детей. День Их мученической кончины - день нашей скорби, день воспоминания греха цареубийства. Это грех всего русского народа, равнодушно воспринявшего страшную весть о расстреле Царской Семьи. Марина Цветаева, с изумлением писала как люди, слыша на улицах крики газетчиков о расстреле Царя, равнодушно отворачивали глаза, спешили по своим делам... Не нужно длительных исследований, чтобы понять, о какого рода равнодушии здесь речь - оно тождественно безразличию. Это та самая теплохладность, которая отвратительна Самому Богу, от которой труднее бывает обратиться к истинной любви, чем от кромешной ненависти. Но сегодня и день нашей духовной радости - праздник торжества добра над злом. Мы радуемся, что Царственные страстотерпцы, как и множество других новомучеников и исповедников Российских доказали своей мученической кончиной, что, претерпев видимое поражение от господствующего в мире зла, можно одержать над ним нравственную победу. Знать об этом, верить в возможность этой победы очень важно для нас, живущих совсем в других условиях, но искушаемых тем же злом, которое лишь изменило свое обличье. Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. (Рим. 8: 33) – слышали мы сегодня слова ап. Павла. Наша духовная радость происходит оттого, что исполняя заповедь Господню об искании прежде всего Царствия Божьего, Царская Семья показала смирение, терпение, любовь ко Христу и Его Церкви, любовь к ближнему своему, и достигла этого Царствия. «…ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» (Рим. 8: 38 – 39) по слову Ап. не смогли отлучить их от любви Божией. Мы радуемся, что сегодня прославляется Семья, а вместе с ней славится и Церковь Христова, потому что семья это «малая Церковь», а Царская Семья явила собой эталон семейных отношений, а ведь нам сейчас так необходимо знать, как сохранить и укрепить наши семьи, как правильно воспитать и вырастить наших детей. Монархическая власть по природе своей не может опираться на временные исторические потребности. Для монархии нужны определенные нравственно-психологические условия. Трудность возникновения и поддержания монархии состоит в том, что она требует присутствия в нации живого и общеразделяемого нравственного идеала. А воплощение нравственного идеала, - писал покойный митр. Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, - требует в свою очередь соответственной социальной организации. Такая организация немыслима без державного сознания, формирующего в человеке чувство долга, ответственности и патриотизма. Державность, таким образом, – это сознание каждым ответственности за всех, ответственности отдельной личности за нравственное здоровье общества и крепость государства. Не принудительной ответственности «за страх», а добровольного религиозного служения «за совесть». И это служение представляется мне определяющим в страстотерпческом подвиге Царской Семьи. Служение властьпридержащего наверное самое трудное из всех, на которые Бог поставляет человека. Власть без служения жестока и разрушительна. Это отражение пороков народа, причем многократно умноженных. Как писал русский философ Иван Александрович Ильин: «Культура без Бога есть Вавилонская башня. Государство без Бога есть земная каторга». Именно этого осознания своей жизни как служения как раз и не хватает современному Российскому обществу. Во все времена быть православным христианином означало следовать за Христом. «Возьми крест свой и по мне гряди» - обращается к нам Спаситель. А взять свой крест – это и значит осознать свою жизнь как служение. А крест у каждого человека действительно свой. Это может быть крест православного преподавателя, православного журналиста, православного предпринимателя, юриста, ученого, студента, труженика. Именно такие люди нужны сейчас России, именно с ними возможно возрождение и духовного и экономического потенциала страны. Именно таким человеком был Государь Император Николай II. Можно смело утверждать, что он — один из последних в истории христианских политиков. «Я питаю твердую уверенность, что судьба России, моя собственная судьба находятся в руке Бога. И что бы ни случилось, я склоняюсь перед Его волей, у меня никогда не было иной мысли, чем служить стране» - пишет он в своем дневнике. Нам жизненно важно подражать вере святых. Вере, которая, будучи «осуществлением ожидаемого», проявляет себя в делах, немыслима без дел. Нам жизненно важно помнить страшные слова Спасителя: «Горе вам, что украшаете памятники праведников и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков». (Матф. 23: 29–30). Жизненно важно потому, что не изменяясь внутренне и внешне, не принося достойный плод покаяния, мы остаемся соучастниками греха народа, не возбранившего убийство Помазанника Божия. Невозможно быть православным христианином в храме и в кругу семьи, и переставать быть им в своей общественной и профессиональной деятельности. Наше служение, наш крест – это крест современного исповедничества, свидетельства о Христе, причем не только словами, но и жизнью. Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8: 31)– восклицает Ап. Павел. И подвиг Св. Царственных Страстотерпцев в этом отношении является определяющим, краеугольным камнем. Они пострадали вместе с народом, пострадали потому, что в сознании палачей были символом своего народа и своей Церкви. И потому опять же естественно предположить, что у Престола Божия Царственные Страстотерпцы молятся о России. Некогда Промысел Божий дал Николаю Александровичу земную власть над путями России и ее народа. Мне кажется логичным предположить, что ныне на него Спасителем возложено иное послушание – молитвенника о России. Поэтому и мы, дорогие братья и сестры, будем молиться сегодня Св. Царственным Страстотерпцам, уповая на Господа, чтобы Господь просветил наши слепые очи духовные, просветил наш ум, чтобы мы могли отличать неразумное и ложное от истинного пути Божьего, который есть крест, терпение и жертвенная любовь. Аминь!



полная версия страницы