Форум » Православный календарь » прав. Мелхиседек » Ответить

прав. Мелхиседек

Николай Михайлович: 4 июня - Память праведного Мелхиседека, царя Салимского (2000 лет до Р.Х.). МЕЛХИСЕДЕК (царь правды; Быт. 14, 18; Пс. 109, 4; Евр. 5, 6) - царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Он, после возвращения Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, вышел к нему на встречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его по всей вероятности было место, на котором впоследствии был построен Иерусалим. Впрочем относительно этого существуют различные мнения (см. Салим). Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых была дана ему десятина. По всему видно, что Мелхиседек пользовался большой известностью (Евр. 7, 1); но нам совершенно неизвестно о времени его рождения, летах, жизни и об его предках (Евр. 7, 3). Он так таинствен как по отношенью к своему лицу, так и к своему служению, что существовало и существует много разнообразных мнений, из которых некоторые представляются очень странными и неосновательными. По позднейшему Иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Некоторые утверждали, что под лицом Мелхиседека разумеется воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время между людьми. Наконец, находились еще люди, которые видели в лицо Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божьего. Одна секта, под названием Мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа. Несомненно одно, что Мелхиседек был простой потомок Адама по естественному происхожденью от него; но нам ничего неизвестно о нем, кроме разве этого что он был лицо особенно великое и значительное. Впрочем самое умолчание Священного Писания о нем уже само по себе знаменательно и прообразовательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он священник во век по чипу Мелхиседекову (Пс. 109, 4), и писатель послания к евреям неоднократно указывает на то, что это пророчество вполне осуществилось на Иисусе Христе (Евр. 5, 5 - 10, 6, 20, 7, 21). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах. 6, 12 - 13); подобно Мелхиседеку, Он несравненно и выше Авраама или его потомков. Он вечен точно также, как и Мелхиседек представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7, 3). Уподобляясь Сыну Божию, замечает наконец о нем апостол Павел, он пребывает священником навсегда (ст. 3). Библейская энциклопедия Беседа свт. Иоанна Златоуста. О Мелхиседеке. Для чего апостол, вспомнив о Мелхиседеке, сказал, что он без отца и родословия, не имеет ни начала дней, ни конца жизни (Евр. 7: 3)? Такой ведь не может быть человеком, но Богом. Многие, не вдумавшись в сказанное о нем, сочли его большим Христа, образовали из себя ересь и называются мелхиседекианами; споря с нами и желая показать, что Мелхиседек больше Христа, приводят нам в свидетели Писание, говорящее: "Ты священник вовек по чину Мелхиседека". "Как, – говорят, – Мелхиседек не больше, по образу и чину которого Христос иерействует?" Другие, заблудившись, говорят, что он Дух Святой. А мы говорим, что он человек подобострастный нам, и не больше Христа – да что говорить о Христе – даже и Иоанна Крестителя, потому что истинно слово Господа: "Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (аминь глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя) (Мф. 11: 11). Но он не есть и Дух Святой. Что Мелхиседек не больше Христа – пусть скажут нам они, говорящее это, откуда или из какого места он? Из небесных, земных, преисподних? Если они скажут, что Мелхиседек из небесного или другого какого-нибудь места, то пусть послушают, что колено его преклоняется перед Христом; апостол именно говорит, что Ему поклонится "всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедает" (всяко колено, и всяк язык исповестъ, небесных, земных и преисподних) (Филип. 2: 10, 11). Если Мелхиседек склоняет колено перед Христом, то поклоняющийся Мелхиседек меньше поклоняемого от него Христа. Почему же, несчастные, они не слушают и следующего по порядку стиха, сказанного апостолом, чтобы им знать, что он меньше Христа? Он прибавляет: "уподобляясь Сыну Божию" (уподоблен же Сыну Божию) (Евр. 7: 3), как и мы стали по образу и подобию Христа. Но может быть, кто-либо из слушателей спросить: "Почему же говорится, что Мелхиседек без отца и без матери и без родословия?" Ему мы ответим: "Иудеи сказали, что он рожден от блуда, и потому в Писании нет родословия". Им мы ответим: "Худо вы сказали: мы находим что другие рождены от блуда, но имеют родословие". Соломон, рожденный от жены Урии, родословится; и Авимелех, сын Гедеона, рожденный от блуда, родословится. Почему же не родословится Мелхиседек? Потому что Мелхиседек был типом Христа, и носил образ Христа. Поэтому Писание опустило отца и матерь, и рассказывает о нем без родословия, чтобы в нем, как в образе, мы усматривали Христа, (Который) поистине без отца, без матери и без родословия. Христос безотечен на земле по плоти, безматерен на небесах по Духу, по божеству. Таков есть "не имеющий ни начала дней, ни конца жизни" (ни начала днем, ни животу конца имея) (Евр. 7: 3). Писание не обозначило родства Мелхиседекова, но опустило и рождение его и кончину, чтобы, как мы раньше сказали, в нем мы созерцали этого истинного Мелхиседека. Мелхиседек значит "царь правды", Который есть Христос, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни. Бог Слово ни начала дней не имел, ни прекращался когда-либо, или умирал; Христос всегда пребывает. Нам возражают Мелхиседекиане: "Что же это, что Ему говорит Отец – «Ты иерей во век, по чину Мелхиседекову?»" Им мы говорим: "Этот Мелхиседек был мужем праведным и поистине носил в себе образ Бога. Движимый пророческим Духом, он рассудил теперь принести от себя Богу будущее приношение от Христа: хлебом и вином чествовал Бога, подражая будущему Христу. Так как у иудеев чин Аарона приносил в жертву не хлеб и вино, но тельцов и агнцев, прославлял Бога кровавыми жертвами, то Бог имеющему родиться от Девы Марии Иисусу восклицает словами: "ты иерей в век, по чину Мелхиседекову; не по чину Аарона, служившего тельцами, агнцами и кровавыми жертвами, но ты иерей в век, по чину Мелхиседекову, хлебом и вином совершаешь приношение язычников вечно".

Ответов - 0



полная версия страницы