Форум » Православный календарь » Первая седмица Великого поста » Ответить

Первая седмица Великого поста

Николай Михайлович: Первая седмица Великого поста Для некоторых православных христиан особенности и структура Великопостного богослужения покрыта мраком. Приходя в храм, они не знают, что служится, как служится и вообще, зачем служить что-то, если нет Литургии. Я ничего нового вам не скажу, просто постараюсь немножко приоткрыть этот занавес – то есть, рассказать об особенностях служб первой седмицы Великого поста. Во-первых, надо отметить, что во все дни Святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений, совершается менее торжественное богослужение, так как побуждает молящихся к посту и к покаянию. По средам и пятницам Церковь совершает Литургию Преждеосвященных Даров. Это означает, что Святые Дары – Тело и Кровь Христова - освящается на полной Литургии в Воскресение. В седмичные дни первой недели поста совершаются службы в следующем порядке: утром – утреня, великопостные часы, изобразительные и вечерняя, в среду и пятницу еще присоединяется Литургия Преждеосвященных Даров; вечером, с понедельника по четверг – Великое повечерие с чтением канона святого преподобного Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей - около 250. Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. Следует также отметить, что в Великом посту почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири. Согласно Уставу Псалтирь на богослужениях за неделю прочитывается полностью, а во время Великого поста - дважды за неделю, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с земными поклонами. В субботу за Литургией Иоанна Златоуста Церковь чтит память великомученика Феодора Тирона. В 4 веке святой угодник Божий явился во сне архиепископу Константинопольскому на первой седмице Великого поста, повелев христианам употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной пищи, тайно окропленной кровью идольских жертв на торжищах. В воспоминание о чудесной помощи великомученика Феодора Тирона совершается молебное пение. В Воскресение – Торжество Православия, совершается Литургия святителя Василия Великого и чин торжества Православия. Праздник был установлен в Византии в первой половине 9 века в память окончательной победы Православной Церкви над иконоборческой ересью. Поскольку победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, то и основание празднования историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред Литургией или после богослужения на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. В завершение хотелось бы привести слова пророка Амоса, который говорит: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю голод, - не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних». Сегодня Господь дает нам возможность потрудиться над уловлением истины, потому что одного только воздержания от пищи недостаточно для совершенства. Поэтому, придя в храм в эти святые дни, будем не только со вниманием слушать, но и слышать, что предлагает нам Церковь в чтении и пении Священных текстов. orthodoxy.org.uа

Ответов - 8

marabu: Вот скажите мне на милость - почему так получается, что после прочтения молитвы Ефрема Сирина, когда про себя читаешь "Боже, очисти мя грешную" 12 раз с поясными поклонами - я не успеваю вместе со священником прочитать 12 раз и столько же поклониться? 8, 9, максимум - 10 раз получается. Вроде, быстро произношу, быстро (насколько возможно) накладываю крестное знамение, быстро кланяюсь, и всё равно... И что в этом случае делать? Дальше читать про себя до 12-ти раз, или уже на молитву Ефрема Сирина переходить?

Николай Михайлович: Мне кажется,что соревноваться со священником в данной ситуации ни к чему.Как получилось,так получилось,не ломать же из-за этого дальнейший строй богослужения...

marabu: Не ради соревнования, а ради соблюдения правила (положено 12 молитв и 12 поклонов - надо выполнить!).


Николай Михайлович: marabu пишет: Не ради соревнования, а ради соблюдения правила (положено 12 молитв и 12 поклонов - надо выполнить!). Т.е.ради соблюдения правила правильней сломать строй дальнейшего богослужения... А может батюшку попросить,чтобы помедленнее выполнял правило...

marabu: Николай Михайлович пишет: Т.е.ради соблюдения правила правильней сломать строй дальнейшего богослужения... А может батюшку попросить,чтобы помедленнее выполнял правило... Это наглость с моей стороны будет. И... дык... богослужение идёт своим чередом, кто ж его ломает? Мне просто интересно - я одна такая неудачная? Больше ни у кого таких проблем не было?

Николай Михайлович: marabu пишет: богослужение идёт своим чередом, кто ж его ломает? Внешне-да,но "внутренний"-то ломается... Или я чего-то не понимаю? marabu пишет: Мне просто интересно - я одна такая неудачная? Больше ни у кого таких проблем не было? Эта проблема не только у вас и не только в данном конкретном случае.Вот только решают её обычно в индивидуальном порядке.Особенно в переполненном храме она актуальна... Приходится выбирать:или внутреннее ощущение непрерывности богослужения при нарушении внешних установок сохранить или наоборот.

Владимир: Это, действительно, не только ваша проблема. Кто помоложе и тот, иногда отстает, а кто болен и стар - вряд ли успеет. Да и "махать" руками, пытаясь правильно изобразить крестное знамение, пытаясь угнаться за молодым и крепким священником, бывает сложно. Даже меня это напрягает...Нужно спросить, как относятся к этому сами священники.

marabu: Опять возвращается моя проблема: ну не успеваю я за священником произнести 12 раз молитву с поясными поклонами: "Боже, очисти мя, грешную!" Даже когда мои крестные знамения превращаются в вентилятор. И как это иереям удаётся? Ума не приложу...



полная версия страницы