Форум » Обсуждение православно-патриотической литературы » "Завещание соловецкого узника" » Ответить

"Завещание соловецкого узника"

Вадим: Священноисповедник Сергий Правдолюбов "Завещание соловецкого узника" Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Бывают в жизни человека внезапные и силь*ные потрясения – удары. Течет благополучно жизнь, ничто не предвещает несчастья. Вдруг настигает человека ошеломляющий, неожи*данный удар и вся жизнь перевернулась: че*ловек теряет равновесие от тяжких страданий. Если без воли Божией не падает ни один волос с головы нашей, то уж конечно не без воли Божией бывают эти сокрушительные жизненные удары. Бог ведает причины каж*дого из них, а нам нужно твердо знать и свято верить, что это – рука Божия, воля Божия о нас, благая и совершенная. Трудно переносятся эти страдания, но ког*да проходят они, то оставляют в душе человека явственный след, свидетельствующий о том, что эти жизненные удары имеют силу очищать душу человека, приближать ее к Богу, а пото*му делать ее лучше, чище, возвышенней. Не*даром существует в народе нашем поговорка: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». И посылаются Господом эти удары с благой целью – чтобы одумались забывшиеся люди, вспомнили о едином на потребу (Лк. 10:42), перекрестились и изменили свою жизнь. Не*сомненно также и то, что если бы люди не так часто и легко забывались, убаюканные благо*получным ходом мирной и тихой жизни, то меньше было бы этих ударов, а иных из них и вовсе не было бы... Господь с болью и состра*данием посылает их, жалеет человека страда*ющего, но не может иначе: огрубевает сердце человека так, что только гром заставляет иного перекреститься. Не дожидайтесь, дорогие детки, этого гро*ма, будьте всегда богобоязненны и благочести*вы: Страшно впасть в руки Бога Живаго! (Евр. 10:31). Бегайте греха, как самого омерзительно*го и страшного чудовища. Упражняйтесь в добре и любви к людям. Служите им, умывайте им ноги (См.: Ин. 13:5) – и Бог любви и мира бу*дет с вами (2 Кор. 13:11). Кроме этих внезапных громовых ударов, которые Господь посылает иногда для нашего спасения, угодно было Ему учредить спаситель*ные времена, нарочито устроенные к тому, что*бы мы, отрекшись от земной суеты, вспомнили о Боге, о своей душе, о ее вечном спасении. Это ПОСТЫ. Святая Церковь Христова установила их четыре, расположив в течение целого года приблизительно через равные промежутки вре*мени: весной – Великий, летом – Петровский, осенью – Успенский, зимой – Рождественский. Это мирные, тихие, негромкие удары, но все же удары, как удар колокола, зовущий ко спа*сению. Не нужно закрывать уши для этих мир*ных, благостных призывов Божией благодати и нужно так настроить себя, чтобы любить посты, понимать, для чего они установлены, ждать их и проводить со всей строгостью и серьезностью. Что такое пост? Это время, когда христиа*нам запрещается вкушать все подряд, а разрешается есть только определенную, так называемую постную пищу. Большинство совре*менных христиан легко смотрит на эту заповедь церковную, считают ее неважной – говорят: «Пустяки!» Но вспомним Писание: некогда Адаму и Еве было разрешено есть все и запре*щено вкушать плоды только с одного дерева – вовсе легкий пост. Но вот, Ева дерзновенно про*тянула руку к запрещенному плоду и съела его, дала мужу – и он съел. И что получилось: от нарушения этой заповеди, по видимости лег*кой и незначительной, погиб весь мир, все чело*вечество. Для спасения людей потребовалось пролитие на Кресте, до того бывшем ужасным орудием позорной казни, невинной и пречистой Крови Основателя и Совершителя нашей веры Господа Иисуса Христа... Хороши «пустяки»! Большинство современных христиан так же легко, как на пост, смотрят на то, как иногда страха ради иудейска или по другим причинам заявляют, что они неверующие. А такой же «пустяк» случился некогда с Апостолом Пет*ром: он тоже на словах только сказал, что не зна*ет человека того (См.: Мф. 26:72), не имеет отно*шения ко Христу – и получилось ОТРЕЧЕНИЕ. Апостол Петр сразу же был исключен из числа учеников Христовых: Ангел по Воскресении велел мироносицам сказать ученикам Его и Пе*тру (См.: Мк. 16:7), что Христос воскрес. Из этих слов Ангела видно, что ученики остались уче*никами, – и так называл их Ангел, – а Петр стал только Петром, был исключен из сонма Апостолов. Горький плач Апостола Петра, продолжавшийся всю его жизнь, и строгое трое*кратное испытание его Христом, когда оскорбе Петр (Ин. 21:17), говорят о том, что вовсе не пус*тяк то был, а событие колоссальной важности. Дорогие мои детки! Помните всю жизнь эти два события! Относитесь к своему христиан*скому званию и призванию со всей серьезнос*тью. Не нарушайте ни среды, ни пятницы во всю свою жизнь и никогда не стыдитесь назы*вать себя учениками Христа. Не стыдитесь Креста Христова и своего великого звания, но гордитесь – как говорит Апостол, хвалитесь Крестом Христовым и званием христианина. Пост, как уже сказано, есть время, в которое Церковь повелевает вкушать только постную пищу. Это воздержание от пищи скоромной есть пост телесный. В телесном посте наиболее верные христианские семьи наставлены. Од*нако, будучи наставленным в телесном посте и строго его соблюдая, можно не получить от этого пользы для спасения души. В одной из книг религиозно-нравственного содержания мне пришлось читать рассказ о том, как один разбойник, убив в лесу человека и огра*бив его, нашел в кармане убитого хлеб и кусок сала. Он был голоден и хотел поесть хлеба с салом, но, вспомнив, что в тот день была среда, отложил сало, сказав себе, что завтра сало съест, а сегодня – грех: среда. Чудовищное не*соответствие поста телесного и поста духовного! Литература светская изобилует образами куп*цов, ставивших пудовые свечи, строго соблю*давших посты телесные, но и постом ведших свои коммерческие дела так же нечестно, как и мясоедом. Угодны ли такие посты Богу? И вообще, пост ли это? Конечно, нет! Это надруга*тельство над постом. Постится тели, а душа не хочет воспрянуть от греховного сна. Человек состоит из тела и души. Поэтому постящийся должен поститься не только теле*сно, но и духовно. Постящеся, братие, теле*сно, – увещевает нас Матерь наша Святая Церковь, – постимся и духовно, разрешим всякие несправедливые узы (союз неправды), разорвем сети насильственных долговых обя*зательств, раздерем всякую несправедливую запись, дадим хлеб алчущим, и бедных, не име*ющих крова, введем в свои домы, чтобы от Христа Бога получить нам великую милость (из стихиры 1-й Недели Великого поста; прочи*тать 58-ю главу книги пророка Исайи). О необходимости духовного поста хорошо сказал один из наших отечественных пропо*ведников: «Что в том, что мы постимся, а не исправляемся, что в том будет пользы? Одно воздержание, хотя бы и самое строгое, от ско*ромной пищи, не принесет нам пользы, если мы при этом творим злые дела. Если и одним пеплом будем питаться, а от злобы не отста*нем, не спасемся. Если от хлеба воздерживаем*ся, а при этом гневаемся на брата и завидуем ему, то мы уподобляемся только зверям. Ведь и они хлеба не едят, а едят мясо. Вот так же и мы: гневом, завистию, клеветою пожираем друг друга и братии своих. Хорошо, что ты воз*держиваешься от мяса и рыбы, но при этом от*стань и от гнева и злобы, от гордости, клеветы, зависти, обиды, воровства, пьянства, блуда и всякого греха. Отстанем, братия, от грехов наших и тогда не будем подобны скотам. Будем творить плоды добрых дел – и Ангелам подобимся, и со святыми получим вечную жизнь» (из древней рукописи «Измарагд»). Мы слабы, мало заботимся о спасении ду*ши, не умеем жить по-христиански. Вот к это*му нас побуждает пост – как я уже сказал, мирный, но удар по нашей жизни. Пост уста*новлен, чтобы отрезвить нас, заставить оду*маться, пробудиться от греховного сна. «Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается!» – вот властный, энергичный голос Матери нашей Церкви во дни святого поста. Если мы спали до сих пор духовно, не умели жить по-христиански, то научимся теперь – во святые дни поста. Если не начина*ли еще жить no-Божьи, то начнем хотя бы от*ныне: Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения (Ис. 61:1, 2; Лк. 4:19). Если теперь не начнем, то когда же соберемся? Неужели еще дальше будем испытывать Божие долго*терпение? Неужели отважимся ожидать тех страшных ударов и потрясений, о которых я говорил вначале? Да не будет этого! Страшно впасть в руки Бога Живаго! – да и смерть у каждого стоит за плечами... Итак, начнем сейчас же, немедленно! Если есть у тебя грешная привычка судить и осуждать ближнего, то вот, настал Великий пост – положи же доброе начало, брось эту привычку. А если по немощи забудешься, осу*дишь кого, то дай себе правило положить в тот день три земных поклона с такой молитвой: «Спаси, Господи, и помилуй, такого-то (кого осудил) и его молитвами помилуй мя грешно*го». И так делай всегда, когда кого осудишь. Ес*ли исполнишь это, Господь увидит твое усер*дие и избавит тебя навсегда от этой греховной привычки. А если ты не будешь осуждать ни*кого, то и Бог тебя никогда не осудит – вот ты и получишь спасение. Точно так поступай и во всем другом. Посе*тила сердце мысль нецеломудренная? Положи три поклона со словами: «Господи, прости меня блудного», и блудным себя считай. Ведь Гос*подь и нецеломудренный взор вменяет в блуд (Мф. 5:27, 28). Обманул кого-нибудь? Иди и по*винись пред ним, признайся в своем обмане и проси прощения. Присвоил чужое? Иди и воз*врати ему, а если это невозможно, вдвое отдай нищему. Обидел кого? Иди и примирись... Дух гордости будет нашептывать: «Как это можно? Стыдно! Что обо мне люди подумают?» Отвечай ему: «Бога не обманешь, Он все видит и знает. Не стыдился грешить – не буду стыдиться и каяться. Помоги мне, Господи!» А, помилуй Бог, в больший какой грех впадешь, то принеси Богу особое покаяние, ис*поведуй твой грех отцу духовному, по возмож*ности немедленно; проси, как милости, у него епитимий и неси ее благодушно, с великой ра*достью, зная, что в этом твое спасение: ты и раскаялся и хочешь сотворить плод достой*ный покаяния. Непременно начни поступать так и молись постоянно: «Господи Боже мой! Аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, даждь ми отныне положити начало благое». Трудно это? Да, очень трудно! Когда Апостолу Павлу приходилось видеть, как ученики его борются с грехом, он говорил им: Вы еще не до крови сражались (Евр. 12:4). Бороться с грехом нужно, оказывается, до кро*ви. Вот какой напряженной должна быть эта борьба. И вообще, быть достойным на земле звания христианина сопряжено с большими трудностями, скорбями, подвигом. Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13:24), – говорил Христос. И в другой раз сказал: Внидите узкими враты (Мф. 7:13). Христос заповедует нам жизнь строгую, по*движническую, указывает врата на Небе узкие и тесные, путь ко спасению трудный, прискорб*ный. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстъми и похотьми (Гал. 5:24), – говорит Апостол Павел. Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет (Мк. 8:34), – говорит и Сам Господь наш Иисус Христос. Он и Сам в жизни Своей шел крестным путем и смерть принял крестную. Ви*дите, и у Него путь узкий, тесный, страдальчес*кий, крестный. Пострадал Он за нас и нам оста*вил образ, да последуем стопам Его (1 Пет. 2:21). Апостолы, мученики, святители, преподоб*ные и праведные и за ними целый сонм верую*щих шли путем подвигов и скорбей, то есть подлинным путем Христовым. И нам ОБЯЗА*ТЕЛЬНО идти этим путем. Другой путь есть, но он ведет в пагубу, и множество людей им идет. Нам же Христос сказал: Входите тесными вратами, потому что широки врата и про*странен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13-14). Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ Малеево. Каменоломни. Ноябрь 1944г.

Ответов - 2

Вадим: «Завещание Соловецкого узника »часть 2 Узкий путь и тесные врата – это и есть христианское подвижничество. Это борьба с плотью, страстями и миром. Известно, чего требует вера христианская и закон христиан*ский, – того, что противно естественному, «вет*хому» нашему человеку; требует того, чтобы мы не жили так, как живут неверы, а сумели пост*роить жизнь прямо противоположную. Для ис*тинных христиан обязательны труд, бдение, молитва, пост, покаяние, чистота душевная и телесная, вся жизнь добродетельная и святая. Разве это легко для нашей греховной природы? Не требуется ли здесь постоянное усилие, не требуются ли здесь постоянные подвиги? Итак, христианство и подвиги – две вещи нераздельные. Или ты подвижник – и тогда христианин, или избегаешь подвигов, не хочешь их совершать – и тогда ты не христианин, свер*нул с христианской дороги, подался на широкий путь и легко и свободно зашагал к погибели... Но мы хотим быть настоящими христиана*ми, хотим и подвигов. Но в чем они? Что мы должны делать? Пришло время поста, скажем – Великого. Семь недель, почти пятьдесят дней нельзя есть скоромного. Первая неделя, Крестопо*клонная и Страстная – особо строгий пост, нельзя вкушать даже с постным маслом. Трудно? Очень. Особенно в середине и вто*рой половине поста. Плоть корчится, протесту*ет, требует, чтобы ее накормили до отвала. А ты принудь себя, одержи верх над телом, проведи весь пост как следует. И если одоле*ешь себя – вот и первый твой подвиг! Настало время молиться? Принудь себя – вот и подвиг! Надо идти в церковь, тяжело, удерживает и то, и это, отвлекает то одно, то другое? Во*оружись, оставь все и иди – вот и подвиг! Долго поют, тяжело стоять? Удержи себя до конца службы, дождись отпуста – вот и подвиг! В церкви нет охоты молиться, холодность на сердце? Поклонами, вниманием, усилием воли старайся преодолеть эту неохоту – вот и подвиг! Слышишь кощунства, пересуды, смехословие, празднословие? Уклонись или, по крайней мере, молчи – вот и подвиг! Вынуждают тебя на гнев, прекословие, на ссору? Уступи, удержи волнение смятенно*го сердца – вот и подвиг! Имеешь нравящуюся тебе вещь, а кто-нибудь выразил желание иметь ее? Отдай – вот и подвиг! Имеешь врагов, можешь им отомстить? Остановись, не мсти, мало того, прости им; мало того, сделай им добро – это уже вели*кий подвиг! Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Кто прощает врагов и молится за них, тот чудотворец». Открывается тебе случай к неправедному, нечестному приобретению? Уклонись – вот и подвиг! Похотливая плоть требует непозволенных Христовым Законом удовольствий, излишних нарядов? Откажи ей – вот и подвиг! Вызывает тебя мир на веселость, на игру во время поста? Останься дома – вот и подвиг! Хочется книжку светскую почитать по*стом, музыку послушать, поиграть? Воздер*жись – вот и подвиг! Хорошо живешь материально, все у тебя есть, и даже излишек в запас можно откладывать? Вспомни о голодных, босых, раздетых, приглядись к жизни и поищи их, удовлетвори их нужды, да не воздыхая и жалея о том, что им отдаешь, а с радостью – вот и подвиг, по*двиг блистательный! Подашь нуждающемуся человеку, а руку протянет невидимо и примет Христос. И будет у тебя накопляться богатство нетленное на Небесах. Этот подвиг непременно усвой, он обяза*тельный для всех христиан. На Страшном Су*де тот, кто подавал милостыню, услышит от Господа: Приидите, благословенные... (Мф. 25: 34), а кто не подавал: Идите от Меня, прокля*тые... (Мф. 25:41). Не отговаривайся скудос*тью, вспомни две лепты евангельской вдови*цы. Господь сказал, что она подала больше всех богатых. Видишь несчастных, хотел бы помочь, но не можешь, не в силах? Опустись на колени и мо*лись за них Отцу Небесному именем Иисуса Христа, и Он окажет им помощь через других, а ты совершишь подвиг любви и милосердия. Увидишь покойника – знакомый или не*знакомый,– помолись за него – вот и подвиг! Это великая милость для умершего. На утренних и вечерних молитвах и в церк*ви, молясь за знакомых и родных усопших, по*мяни и всех праотец, отец и братии наших и особенно тепло помолись за тех, за кого неко*му помолиться,– и это подвиг! И Господь отме*тит его, и за тебя помолятся верные христиане, когда сам будешь покойником. Не проходи ми*мо кладбища, не помолясь про себя, втайне за всех, кто здесь схоронен, – это подвиг! Шум, гам, суета житейская кругом, помо*литься негде? Войди внутрь себя и тверди мо*литву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И не раз, не два, а десять, сотню, тысячу и больше молитв прочитай – и это подвиг! Если в этом подвиге будешь упражняться, Господь пошлет тебе неотход*ную, сердечно-умную, умиленную, слезную молитву. Помни, что настоящая молитва есть дар с Неба христианину-подвижнику. Жизнь велика и сложна, на каждом шагу она ставит нам задачи: как поступить в том или в другом случае? Если будешь поступать по ветхому человеку – пойдешь в пагубу; если будешь поступать по Закону Христову – бу*дешь совершать подвиги и исполнишь Христовы слова: Подвизайтеся внити сквозе тесная врата (Лк. 13:24). Трудно, и очень? Ничего не поделаешь! Другого пути к вечной и блаженной жизни нет. Вот, допустим, проникнуть к твоей семье и близким в дом можно только чрез малую и очень трудно проходимую дыру, и больше ни*как к ним не попадешь. Полезли бы вы в эту ды*ру? Полезли бы, увидели своих – и радости бы не было конца, и дыра эта неудобная забылась бы. Весной змея должна сменить кожу: если не сменит кожу, то умрет. И вот инстинкт сохране*ния жизни заставляет ее искать кучу из хворо*ста и камней, и она продирается сквозь эту груду, хворост ранит ее, сдирает старую шкуру, змея вылезает из этой груды, оставляя в ней старую кожу. Хотя она вся изранена и окровав*лена, она безконечно довольна тем, что содрала с себя ветхую кожу, и знает, что взамен будет у нее расти новая и она останется жить. Хотя бы у змеи поучиться нам приобретать жизнь, спасать себя от смерти! Тем более ска*зано нам: Будьте мудры, как змии (Мф. 10:16). Будем же мудры как змеи, не будем бояться боли, ран и крови, продеремся сквозь груду христианских подвигов. Они обдерут с нас ко*жу ветхого человека, и в этом – залог нашего спасения. Не будем бояться труда, пота, хотя бы и кровавого, не устрашимся ни боли, ни скорби, ни тесноты, ни самой смерти. Господь поддержит нас и скажет нам Свои ве*ликие утешительные слова: Женщина, когда раждает, терпит скорбь, потому что при*шел час ея, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отни*мет у вас (Ин. 16:21-22)... Вы восплачете и воз*рыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша обратится в радость (Ин. 16:20). В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь – Я победил мир (Ин. 16:33). Итак, встанем, возьмем свой крест и пой*дем за Христом. И пойдем твердой поступью, решительно и не оглядываясь назад, помня слова Спасителя: Никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, не благо*надежен для Царствия Божия (Лк. 9:62). И как только мы начнем свой крестный путь, немедленно, тотчас же нам готова помощь. Невидимо и неслышно подойдет к нам наш Господь и Учитель, и подставит Свое плечо под наш крест, и пойдет вместе с нами – и та*ким легким покажется нам крест наш, и так радостно будет нести его. Всякий, кто старается хоть сколько-нибудь жить по-христиански, наверняка заме*чал, как многое из того, что для людей мира сего кажется трудным, было для него легко и приятно. Например, затащи человека мир*ского в храм и заставь его простоять службу – мука будет для него. А многим из нас служба доставляет такую радость, такое облегчение, такую помощь в трудной жизни, что мы выхо*дим из церкви с облегчением, словно кто нас обрадовал, утешил, успокоил, обласкал. Многие из христиан находили великое на*слаждение в самом посте телесном. Например, на Страстную, насыщенную воспоминаниями крестных страданий Господа, не с принуждени*ем воздерживались от пищи, но с радостью и наслаждением. На это указывал Господь Иисус Христос: ...Когда отнимется у них Же*них, и тогда будут поститься (Мф. 9:15). Не только не хочется съесть что-либо скором*ное на Страстную, но, наоборот, если бы прину*дили, то это было бы неподдельным страданием. Я знаю, некоторые из христиан любят строгость святых постов, ждут их и встречают с радостью. Отчего это? Подвиги превра-щают*ся в поведение, которое нравится, имеет в себе притягательную силу. Это именно оттого, что Христос подошел к верному Своему ученику-крестоносцу и облегчил труд его, так что он из тяжкого превратился в желанный, радостный. Известно, что мученики Христовы с радос*тью, с неземной улыбкой на устах, с гимнами в честь Воскресшего Господа встречали самую смерть. А это отчего? Оттого же! От той же ве*ликой помощи, которую оказывает Христос Спаситель Своим верным ученикам: ...Вы име*ете печаль, но Я увижу вас опять, и возраду*ется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22). Вот о какой особенности христианского крестоношения не нужно забывать. Это крестоношение нераздельно с радостью общения нашего духа с духом великого Крестоносца – Господа нашего Иисуса Христа, исполняющего Свое обетование: Не оставлю вас сиротами, прииду к вам (Ин. 14:18). Это христиане твердо знают, а потому с уверенностью говорят с Апостолом Иоанном Богословом: Заповеди Его не тяжки (1 Ин. 5:3). Да и Сам Христос говорил нам это: Иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф. 11:30). Так совершается чудо превращения труд*ности христианского крестоношения в неизъ*яснимую легкость и радость. И исполняются слова Христовы: Приидите ко Мне ecu труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы (Мф. 11:28). Вот и пропадает страх перед труд*ностью подвигов – не одни мы понесем их тя*жесть, а вместе с нами наш Великий Учитель и Господь, Который Сам искушен быв, может и искушаемым помощи (Евр. 2:18). Вспомните, как Он Сам был оставлен в са*ду Гефсиманском всем миром. Он взял с Собою трех любимых Своих учеников, но и они спали, а затем разбежались. Это испытал Спаситель наш, но нам не дает этого испытать: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Я с вами во все дни до сконча*ния века (Мф. 28:20), – говорит Господь. Он не заснет, не оставит нас одних, а всегда протянет руку, когда мы будем изнемогать. Запомним это, и тогда это воспоминание тихим радостным светом осветит нашу скорб*ную жизнь. Будем взывать: Господи! Спаси нас, погибаем (Мф. 8:25) – и сейчас же ощутим протянутую руку помощи, и печаль наша в радость будет (Ин. 16:20). Я не останавливался подробно на телесной стороне поста. Она усвоена всеми – кто желает быть христианином, тот знает, какой род пищи, в какой пост предписывается Церковью, знает и исполняет строго и неопустительно. Не испол*няют пост лишь «обросившиеся» (Обросившийся (см. Толковый словарь русского языка Да*ля) – покинутый, оставленный в забросе, в небреженье – ред.) христиане, которых и по имени трудно назвать христиана*ми, которые в неведении своем и заблуждении дают пощечины Матери нашей Церкви и не слушаются ее даже в малом, не признают ни среды, ни пятницы и никаких постов. «Пустя*ки, – думают они, – не то, что входит в ус*та, оскверняет человека (Мф. 15:11), подума*ешь, не все ли равно, что есть?» Так, одна дама в разговоре с епископом Феофаном Затворником сообщила ему, что она не то в среду, не то в пятницу в пути выпила стакан молока. «Это, конечно, вещь неважная», – сказала дама. А епископ ей ответил: «Матушка, ты не стакан молока выпила, а пощечину Матери-Церкви дала!» Вот в чем грех-то, и грех большой – Ма*терь-то свою не признавать, пощечинами-то ее награждать. А кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец. Вот оно куда пошло дело-то, а ты гово*ришь – пустяки, неважная вещь! На духовной стороне поста я остановился нарочито подробно, потому что она не так при*вита в постовом быту современных христиан. Зачастую строго блюдут телесный пост, посу*ду даже меняют, чтобы посудой, в которой варилось скоромное, не оскоромиться: ее ос*тавляют, варят в другой. А вот о необходимос*ти такой же строгости духовного поста очень многие даже и не подозревают. Между тем необходимо так же строго следить за духовной стороной поста, как и за телесной. В христиан*ских семьях старшие должны следить и за собой, и за младшими, за детьми. Я писал выше, что для истинно христиан*ской жизни необходимо бороться с грехом, и бороться не от случая к случаю, а постоянно. Но если это необходимо всегда, то постом становится необходимым вдвое, втрое больше. Грех постом приобретает как бы большую силу, усугубляется. Если вообще благочести*вому [вы знаете, что чистое и непорочное бла*гочестие пред Богом и Отцем есть то, что*бы призирать сирот и вдов в их скорбях, и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1:27)] необходимо всегда себя хранить не*оскверненным, то постом – в особенности. Пост есть время святое, нарочито Церковью установленное, чтобы мы проводили его, и в особенности его, свято и непорочно. Поэто*му постом, какой бы грех ни приражался, и взрослые, и дети должны с ним энергичнее, чем всегда, бороться. Рассердится кто – нель*зя, остановись: пост! Поссорился – прими*рись сейчас же: пост! И так во всем. Всякие греховные мысли, настроения и дела должны пресекаться немедленно. Взрослые следят за собой сами, детей останавливают взрослые. Орудие в руках христиан всемогущее, как всемогущ Господь, – это ИМЯ ИИСУСОВО. Это имя для вдохновителя всех грехов, диавола – пламенный, обоюдоострый, испепеляющий меч! Надо навыкнуть самим и приучить детей, тотчас же по возникновении греха твердить молитву Иисусову: ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, ПОМИЛУЙ МЯ, ГРЕШНАГО И не один раз, не два, а до тех пор, пока не испепе*лится греховное настроение и перейдет в бла*годатно-умиленное, радостное, оттого что чув*ствует христианин, как боится этого имени сатана и как уходит он трусливо и позорно от борца и ученика Христова, духовно поражаю*щего его этим всемогущим оружием. Именем Господним бесы изгонялись, больные исцеля*лись, мертвые воскресали. Этим именем пора*жай, христианин, и врага твоего спасения. Не меня послушайся, а святого Апостола Иакова, первого епископа Иерусалимского. Он говорит: Противостаньте диаволу, и убе*жит от вас; приблизьтесь к Богу, и прибли*зится к вам (Иак. 4:7-8). Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ Малеево. Каменоломни. Ноябрь 1944г.

Вадим: «Завещание соловецкого узника. »ч2 продолжениеТак же настойчиво нужно заставлять себя совершать подвиги, творить дела милости, призирать вдов и сирот в их скорбях. Обязан*ность наша эта постом увеличивается, так как Церковь требует от нас в святое время поста быть ревностными исполнителями заповедей Христовых, с усиленной энергией творить дела милосердия. И пренебречь этим приказанием Церкви не смеет никто из тех, кто хочет быть истинным христианином. Взрослые, застав*ляйте себя прежде всего, показывайте пример младшим и учите их работать Господу с при*нуждением. Не забывайте, в особенности по*стом, голоса Церкви: Дадим алчущим хлеб, нищия и безкровныя введем в домы. Подведу итоги. Постом мы обязаны строго нести телесный пост и не менее строго – духовный, который, коротко, состоит в том, чтобы мы хранили себя неоскверненными от мира, призирали вдов и сирот в их скорбях. Если мы так истово и правильно будем проводить посты, и в особенности Великий, то, по мысли Церкви, мы приобретем опыт истин*но христианской жизни. Проживем семьдесят, шестьдесят, пятьдесят лет – этот опыт станет привычным. Мы будем расти духовно. Незри*мо в сердцах наших будет устрояться Царство Божие, мы будем становиться все лучше и лучше, по мере сил своих исполняя запо*ведь: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48). Так мы будем приобретать спасение. В промежутке между постами мы не долж*ны, так сказать, духовно размагничиваться. И облегчая, и даже совершенно оставляя, как и установила Церковь, телесный пост, мы не должны ослаблять напряженности христиан*ской жизни: и с грехом бороться, и дела мило*сердия творить, пользуясь опытом правильно проведенного поста. Чтобы мы не забывали сладостной спасительности великопостных переживаний, Церковь мудро устроила днев*ные памяти каждой недели года, которые живо напоминают нам Страстную и Пасху. Была Великая Среда, в ней вспоминалось преда*тельство Иуды – и в каждую неделю есть ма*лая среда, которая тоже ознаменована постом. Есть Великая Пятница, незабываемый день крестных страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, – и в каждую неделю имеется малая пятница, и она тоже ознаменовывается постом. Есть Светлое Христово Воскресение, светлый и всерадостный день Пасхи, – и в каждую неделю есть воскресенье, и в этот день ослабляется пост даже Великим постом. Весь год, чередуясь, идут недели, и христиан*ский мир все время пребывает под покровом этих всесвятых и спасительных воспоминаний. Как божественно мудро все это устроено! Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмъ (Притч. 9:1). Дом – это Церковь, а седмь столпов – это Таинства. Истово, строго и серьезно проводя посты, мы незаметно для себя подготовливаемся к другой обязанности христианина, которую в течение поста необходимо исполнить: это обя*занность ГОВЕНИЯ. По повелению Церкви хрис*тианин должен избрать для себя в посте одну неделю и эту неделю поговеть. Говение состоит из усиленной молитвы церковной и домашней; отстранения (по возможности) от домашних и служебных дел, чтобы углубиться в себя, рас*смотреть свою жизнь и раскаяться во всем, что было в ней греховного; Таинства Исповеди; Та*инства Приобщения Святых Христовых Тайн. Избрав себе неделю, христианин неопустительно должен посещать храм и простаивать все службы. Молиться в храме он должен усердно, стоять с должным вниманием и сосре*доточенностью; молиться теми молитвами, которые поются и читаются в храме. В то же время он не должен забывать основной цели своих молитв и более всего молиться о том, чтобы Господь отверз ему дверь покаяния, чтобы Он очистил его телесный храм, весь осквернен*ный грехами. Чтобы молитвами Пресвятой Бого*родицы наставил его на путь спасения, потому что запутался он в лабиринте постыдных гре*хов; из-за лености и откладывания на потом все еще не удосужился сыскать правильного пути, а жизнь вся прожита, а страх Страшного Суда при множестве содеянного зла заставляет его трепетать. Но надеясь на милость благоутробия Божия, он, как Давид, вопиет: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей (Пс. 50:1). Молитвами такого содержания должен мо*литься грешник, вступивший на путь покая*ния. Недаром Церковь еще задолго до поста поет покаянную песнь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», – и продолжает петь ее во всю Святую Четыредесятницу. Со слезами молясь в церкви о своем окаян*стве, говеющий и дома должен усилить свою обычную молитву и непременно молиться об отверзении дверей покаяния. Потому что если Бог не поможет, он сам, своими силами не сможет пройти спасительного пути покаяния. Кающийся должен, насколько это возможно, устраниться от обычных житейских дел и попечений, уединиться, чтобы, углубившись внутрь себя, осмотреть свою внутреннюю хра*мину, подробно обсудить и осудить себя, воз*ненавидеть ту удушливую греховную атмо*сферу, в которую погружена его бедная душа. Всмотрись в себя внимательно, отвратись от всего худого, оплачь то, что следует оплакать, и, положив намерение ходить по заповедям непорочно, приготовь себя слезным сокруше*нием ко Святому Таинству. Недостаточно осудить себя в общих чертах. Это ошибка ря*довых исповедей. Нужно спуститься до самых глубин своей греховности, нужно иметь муже*ство увидеть все безобразные формы своего беззакония. Рассматривать себя без пособия трудно, особенно на первый раз; надо иметь под руками книжку в руководство. «Всего про*ще, – говорит епископ Феофан Затворник, – возьми чин исповеди в Требнике и просматри*вай себя по нему»; или «Вопросы на исповеди» протоиерея Григория Дьяченко (или книжку, изданную обществом любителей духовного просвещения: «Говение по уставу Православ*ной Церкви»). Кроме того, читай Евангелие, особенно 5, 6 и 7-ю главы Евангелия от Мат*фея, послание Апостола Павла к Римлянам с 12-й главы (и до конца), Соборное послание Апостола Иакова (все 5 глав, и другое, что есть под рукой). Стороны, с которых следует рассматривать себя, следующие: дела или факты; лежащие под ними чувства или расположения и (глав*ное) общий дух жизни: кому служишь – себе, миру или Богу? Внешний ли ты только христи*анин или и внутренний, то есть кланяющийся Богу духом и истиною? Внешний христианин – обрядовер, о ко*тором сказано: Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, серд*це же их далече отстоит от Мене; всуе же чтут Мя (Мф. 15:8-9). Если ты таков был до сих пор, то переменись, отдай Господу твое сердце, будь внутренним христианином, кла*няйся Богу не телом и устами только, но духом и истиною. Моли всеусердно Господа Иисуса Христа, чтобы Он зажег в твоем сердце огонь ревности по богоугодной жизни, чтобы при*шел Сам и вселился в твое сердце со Отцем и Духом по Его неложному обетованию: ...и Мы приидем к нему, и обитель у него сотворим (Ин. 14:23). При анализе себя не следует судить других, следует держаться своей личности и предостав*лять все сравнения Тому, Кто ведает сердца и утробы. Рассмотрев себя подробно, ты почув*ствуешь себя растерзанным от сознания своего беззакония, кругом виноватым и безответным пред Богом. Осуди такую свою жизнь и решись вскоре переменить ее. Это сознание своего ока*янства, своей растерзанности, своего непотреб*ства как бы стирает в прах сердце, «сокрушает» его. Это – спасительное сокрушение: Сердце со*крушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50: 19). Нужно добиваться этого сокрушения. Усты*ди себя пред людьми, Ангелами и святыми. Подосадуй на себя за оплошность; поскорби за себя ради потерь, причиненных грехом; поболи, что оскорбил Бога, не перестававшего изливать на тебя Свои милости и тогда, когда ты работал греху; устраши себя Страшным Судом и вечной мукою, и поплачь обо всем этом, если Господь пошлет слезы. Сокрушение сердца слагается из всех этих чувств, из которых каждое есть то же для сердца, что удар молота для камня... Бей по сердцу всеми этими чувствами, как молотом по камню, – и камень твоего сердца превратится в порошок. Сердце будет сокрушено, разбито. Из него будет выбито все, что мешает спасению, все, что составляет содержание ветхого или, что то же, греховного человеческого сердца. Оно бу*дет мягче, удобоподвижнее ко всему, из чего слагается истинное покаяние... Сделал так? Сокрушил сердце? Благо тебе! Но надо осудить себя, возненавидеть грех и возыметь твердую решимость не ходить бо*лее теми путями, какими ходили, в корне пере*менить жизнь свою. Вот когда все это пережи*вешь, всем этим переболеешь и в результате этих спасительных переживаний будешь иметь сердце сокрушенное и смиренное, тогда иди смело на исповедь и открой свою душу Са*мому Господу Иисусу Христу, Который неви*димо стоит рядом со Своим учеником и твоим духовником – священником... Упади на колени и скажи умом и сердцем: Отче! я согрешил против Неба и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим, приими меня в число наемников Твоих (Лк. 15:18-19). Но об исповеди надо поговорить особо. Какое безпредельное счастье имеем мы, хрис*тиане, получив возможность приступать во вся*кое время к сему великому Таинству! В нем заключена оставленная Господом Иисусом Христом сила отпускать грехи, как бы велики и чудовищны они ни были. Только один Сын Че*ловеческий Господь наш Иисус Христос имеет эту великую власть: на земле оставлять грехи. Вознесшись на Небо, Он не захотел лишить это*го великого счастья людей и передал эту власть Церкви Своей Святой в лице ее епископов и священников. Приимите Дух Свят,– сказал Он по Воскресении, – кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком удержите, на том удержатся (Ин. 20:23). Епископ и священник в Таинстве Исповеди осуществляют данную им Христом власть, когда, благословляя кающего*ся, говорят: «И аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во имя Отца, и Сына, и Святаго Ду*ха. Аминь». Вот дар, каким христиане получают на земле прощение своих грехов, как бы тяжки они ни были. Я уже сказал и повторяю, что это подлинное и безпредельное счастье для людей. Мы все крещены в детстве. Вырастая, приходим в сознание уже крещеными, воз*рожденными водою и Духом, принятыми в Церковь по вере родителей и восприемников. В свое время в сознании своем мы не могли пережить этого великого акта вхождения в но*вую жизнь, так как были младенцами, а пото*му каждому христианину при вступлении в сознательную жизнь следует, во-первых, узнать, в чем заключается сущность этого ве*ликого акта, и пережить переворот сознатель*ного принятия его со всеми обязанностями, из него вытекающими. Раньше, до воцерковления христианских семейств, крестили взрос*лых. Принимали их к Крещению не сразу, по долгом испытании и оглашении в истинах Христовой веры... Крещения добивались те из внешних (язычники, неверующие), кто приоб*ретал веру во Христа и твердое желание быть Его учеником. Их долго приготовляли, строго испытывали и только после этого крестили. Без Крещения нельзя спастись. Других две*рей в Церковь Христову и Царство Небесное нет! Господь Иисус Христос сказал Никодиму: Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, то не может увидеть Царст*вия Божия (Ин. 3:3). И дальше: Если кто не ро*дится от воды и Духа, то не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:5-6). И еще: Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше (Ин. 3:7). Спасение не может начаться и совершить*ся без второго рождения человека от воды и Духа. Вот это-то рождение и совершается над христианином в Таинстве Святого Креще*ния и Миропомазания. Погруженный трижды в водную купель и запечатленный печатью Миропомазания, христианин силою Святого Духа таинственно рождается в новую жизнь, становится новою тварью. Навсегда отрекает*ся от сатаны и сочетается Христу. Он уже те*перь ушел из царства тьмы и вступил в Царст*во Света, чтобы работать Христу и со Христом бороться с диаволом и аггелами его. В Креще*нии таинственно омывается грех первородный и прощаются грехи личные, если крещается взрослый. И если бы за Крещением тотчас следовала бы смерть, то новокрещеный, как святой, вступил бы в Царство Небесное. Над каждым из нас совершено это вели*кое Таинство. Мы родились во второй раз от воды и Духа, но безсознательно – по причине своего младенчества. А потому обязаны по вступлении в сознательный возраст вновь пережить свое рождение, принять уже созна*тельно это твердое решение – отречься от сатаны и сочетаться Христу. Переживал ли ты этот нравственный пере*ворот? Если нет, то нужно его перечувствовать и пережить! Надо сказать Христу: «Я по вере родителей и восприемников некогда в младен*честве отрекался от сатаны и сочетался с То*бою – теперь же я сознательно отрекаюсь, уже сам, от сатаны и сочетаюсь на всю жизнь с Тобою, моим Спасителем и Господом!..» Трагедия человека-христианина заклю*чается в том, что он, имея поврежденную гре*хом природу, не может не грешить, а грех отгоняет благодать Святого Духа. И снова по*гибель грозит христианину. И погиб бы он, ес*ли бы Господу не угодно было установить на земле Таинство Исповеди, в котором человеку прощаются грехи, соделанные уже после Крещения. Поэтому исповедь и называется баней пакибытия, то есть баней, в которой омывается грех и человек снова делается чис*тым от соделанных грехов. Правда, баня эта не водная, а слезная, но очищающая и истреб*ляющая грехи человека совершенно. Всю жизнь до самой смерти человек, когда ему угодно, имеет возможность приступить к это*му великому Таинству и когда угодно может стать чистым от греха, таким, каким был после Крещения. Какое же счастье для человека – установ*ление такого Таинства! Если бы не было его, грех так оплел бы человека, что он задохнулся бы, лишенный благодати Святого Духа! Итак, дорожи, христианин, этим великим Таинством, чаще приступай к нему, и присту*пай с должным и тщательным при-готовлени*ем. Помни, что Таинство Исповеди есть слез*ная баня пакибытия. Я говорю об этом так по*дробно для того, чтобы вы знали, к чему вы приступаете. Посему, приготовившись так, как сказано выше, и понимая самое существо Таинства Исповеди, приступай к Таинству со страхом и трепетом, потому что Христос не*видимо стоит, приемля исповедание твое. Вера в то, что Сам Христос принимает испо*ведание наше, что Он хочет и может простить нам грехи, что мы отходим после исповеди чис*тыми от всякого греха, совершенно необходима для кающегося, ибо по вере и совершается Та*инство. Перед исповедью испроси прощения у кого можешь и прости всех врагов своих от всего сердца. О грехах своих рассказывай по*дробно, без утайки. Каждый утаенный грех не только не прощается, но делается сугубым гре*хом и тяжелым бременем ложится на душу кающегося, и он неисцеленным отходит от духовной врачебницы. Получив от Бога через священника проще*ние своих грехов, положи твердое намерение изменить свою жизнь, стараться жить отныне истинно христианской жизнью. Устроившись так, ты не только очистишь свою душу от всех своих грехов, но и приготовишь себя к вели*чайшему Таинству Приобщения Тела и Крови Христовых. К Таинству Приобщения, кроме вычитывания правила, не требуется особого приготовления. Приготовлением к нему служит самое говение в течение недели и правильно проведенная исповедь. Но о самом существе Таинства Святого Причащения скажу не*сколько слов. Когда Господь был на земле и учил народ и Своих учеников, Он через них и нас научил этому великому Таинству: Отец Мой дает вам истинный хлеб с не*бес. Ибо хлеб Божий есть тот, который схо*дит с небес, и дает жизнь миру (Ин. 6:32-33)... Я есмь хлеб жизни (Ин. 6:48). Отцы ваши ели манну в пустыне, и умер*ли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшед*ший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6:49-51). Если не будете есть Плоти Сына Челове*ческого, и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истин*но есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6:53-57). Иудеи соблазнились, роптали на Него, но Он их не возвратил. Тогда Иисус сказал две*надцати: Не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6:67-68). И ученики поверили Ему и остались с Ним... Так учил Господь о Причащении при Сво*ей земной жизни. Накануне крестной Своей смерти, в Великий Четверг, на Тайной Вече*ри, Он причастил Своим Телом и Кровию Своих учеников. И когда они ели, Иисус взял хлеб, благодарил, благословил, преломив и, подавая ученикам, сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, и благо*дарив, подал им, и сказал: пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя Новаго Завета, за многих изливаемая, во оставление грехов (Мф. 26:26-28). Так в первый раз христиане приобщились Святых Христовых Тайн. Сие творите в Мое воспоминание (1 Кор. 11:24), – сказал Господь, и ученики творили и творят сейчас. В Святой Православной Церкви за каждой Литургией повторяется Тайная Вечеря. Предлагаемые на святой Трапезе хлеб и вино, не изменяя своего вида и вкуса, силою Духа Святого прелагаются в Истинное Тело и Честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и за каждой Литургией верующие могут приоб*щаться Святых Христовых Тайн точно так же, как некогда из рук Самого Спасителя на Тайной Вечери приобщились Его ученики. Причастившись Тела и Крови Христовых, христианин принимает Самого Христа. Тело и Кровь Христовы входят в плоть и кровь че*ловека, и совершается чудо вселения всего Христа в человека-христианина: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:56). Совершается то, о чем гово*рит святой Апостол: ...Не я живу, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). И еще одно чудо совершается при этом. Причастившийся Тела и Крови Христовых засеменяет в своем существе залог воскресения в Жизнь Вечную: Ядущего Мою Плоть и пиющего Мою Кровь... Я воскрешу в последний день... (Ин. 6:54). Это таинственное, но действительное вхождение Господа Иисуса Христа в существо христианина соделывает то, что христианин и живет со Христом, и умирает с Ним. С Ним же и воскреснет в последний день. Знай это, христианин! И с подлинным страхом Божиим и живой верой приступай ко Святой Чаше, и с благоговением пей из сего Источника безсмертия. Отходя от Святой Чаши, имей пасхальное настроение. У тебя Пасха! Твоя личная Пасха. Ты воскреснешь в последний день, как воскрес Христос. До вечера не становись на колени. Пусть ликует и радуется дух твой... Чаще про себя тверди: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже!!!» * * * Теперь несколько слов к вам, детки мои! Отшествие мое близко! Может быть, не придется мне больше, как раньше, самому приготовлять вас к достойному проведению поста и к этим вели*ким Таинствам. Прошу вас и молю: строго соблюдайте посты, никогда не ешьте скоромно*го ни в среду, ни в пятницу, ни в посты. Перепишите себе каждый это мое убогое писание. Вынимайте его в каждый пост, прочи*тывайте и старайтесь по нему проводить посты и приступать к великим Таинствам Исповеди и Святого Причащения. Обо мне молитесь, а я о вас, чтобы быть нам вместе с Витей, Сережей и Володенькой в Царстве нашего Небесного Отца и Господа нашего Иисуса Христа благо*датью Святого Духа. Аминь. Протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ Малеево. Каменоломни. Ноябрь 1944г



полная версия страницы