Форум » Обсуждение православно-патриотической литературы » Кто читает святых отцов? » Ответить

Кто читает святых отцов?

Николай Михайлович: Кто читает святых отцов? 30.07.2008 Только ли студенты-богословы изучают творения святых отцов? «Чтение святоотеческой литературы полезно для всех христиан, не зависимо от рода их деятельности и образования», – советуют со всех сторон. Но можно ли разобраться в творениях древних отцов Церкви без специального образования? Или разбираться и не обязательно, главное читать и запоминать? Мы провели опрос: кто и с какой целью берется за это душеполезное занятие. Гор Чахал, художник: Должен сказать, что систематически я перестал читать труды святых отцов после того, как осознал, что понимать их труды могут только люди, в какой-то степени прошедшие их путь к спасению. Слава Богу, что до этого я успел прочитать довольно много. Теперь я обращаюсь к ним, в основном, в конкретной нужде. Поскольку моё творчество непосредственно связано с богословием и я часто не уверен, что по грехам моим могу составить себе верное представление о предмете, я обращаюсь к Преданию, чтобы попытаться увидеть изображаемый предмет глазами святых отцов, мнению которых я полностью доверяю. А в повседневной жизни за работой я обычно слушаю аудиокнигу «Жития Святых», которую нашёл в сети. Жизнь моя меняется, на мой взгляд, скорее, не после чтения книг, а после очередной выставки, которая откладывается в душе прочувствованным и лично пережитым знанием. Екатерина Богданова, главврач больницы свт.Алексия: Времени читать, к сожалению, нет. Последний раз я читала книгу о свт.Луке Войно-Ясенецком «Я полюбил страдания» и это было в декабре. Я унывала и расстраивалась из-за проблем на работе, настроение было паршивое, тогда я взяла книгу и начала читать. Меня поразило, как он, медик, хирург и святитель, стойко переживал все трудности, сам держался и мог людей подбодрить! А ведь он подвергался таким гонениям, что и не сравнить с нашими временами! Мне тогда, в трудную минуту, чтение этой книги очень помогло. А вчера ко мне пришла устраиваться на работу врач, она сказала, что не православная, но размышляет об вере. Я с радостью посоветовала ей почитать свт.Луку и даже поцитировала кое-что из книги на память. Думаю, ей это будет интересно сначала с позиции доктора, а потом, может быть, ее заинтересует православие. Настя Иванова, сестра реанимации: На венчание нам с мужем духовник подарил жития всех святых, но дальше первого тома мы пока так и не продвинулись. Творения древних святых непросто читать, понимать и запоминать, уж а подражать святым отцам тем более трудно. Когда я училась в Свято-Димитриевском училище, мы читали и изучали «Поучения Аввы Дорофея» – я очень эту книгу люблю. Там есть трогательный рассказ, как Авва Дорофей, который трудился в больнице, переживал, что плохо перестилает постели. Я каждый раз, перечитывая это место, поражаюсь тому, как внимателен он был к больным и как добросовестен в своем послушании. На несколько дней после чтения меня хватает, чтобы делать свою работу усерднее, а потом снова надо читать! Ольга Седакова, поэт: Я со студенческих лет читала святых отцов и вообще богословские труды. В новом контексте святоотеческая мысль порой звучит особенно ярко (например, в сочинениях современных греческих богословов Христоса Яннараса, митр. Иоанна Пергамского или Еп.Каллиста (Уэра)). Как ни странно, эти труды никогда мне не казались непонятными. Читаю я их в переводе – на русский или на новые европейские языки (так, «Защиту святой исихии» я впервые прочла во французском переводе о.Иоанна Мейендорфа, а Евагрия Понтийского и Исаака Ниневийского – в итальянском). Мне всегда хотелось что-то из них выписывать, и у меня собралось множество тетрадей с такими выписками. Иногда я перечитываю не оригиналы, а эти выписки. Вообще, к трудам святых отцов мне приходится обращаться по разным поводам. Во-первых, «по работе». Так, в последний год, занимаясь Данте, я читала бл. Августина в замечательном переводе Т. Ю. Бородай. Без этого (как и без Дионисия Ареопагита и других) всерьез говорить о «Божественной Комедии» невозможно. Для работы над церковнославянским словарем мне часто приходится обращаться к «Точному изложению православной веры» св.Иоанна Дамаскина. Во-вторых, «для образования». Есть вещи, которые стыдно не знать. И, наконец, «для души». Наподобие того, как обращаются к стихам или музыке. В этом случае я чаще беру не большие труды одного автора, а разные антологии, сборники. Например, «Истоки» – антология отцов Древней Церкви, составленной и комментированной Оливье Клеманом. А иногда выборки на церковнославянском, например, «Тихонравовский Дамаскин» (рукописные сборники религиозно-нравоучительных сочинений – житий, апокрифов, поучений, проповедей. В их состав включались переводы из сборника «Сокровище» («Thesauros») греческого проповедника 16 в. Дамаскина Студита – отсюда наименование). Одной фразы, одного абзаца хватает надолго… «Можно обрести предчувствие Бога, если в каждом ощущении пытаться воссоединить реальность всего сущего и не удаляться от него, не проникнув сначала в его нездешнее звучание» Кирилл Александрийский. Строматы 5, 11. В мысли святых отцов я особенно люблю эту ее способность вызывать (или возрождать, или создавать) в уме восприятие всего сущего как целого, причем такого целого, которое живет не собой самим и не ради себя. Это противоположно секулярной мысли, особенно постмодернистской. Олег Кузьмин, директор управления развития молочного проекта «Вимм-Билль-Данн»: Да, я читаю труды святых отцов. Последний раз читал свт. Иоанна Златоуста – это было неделю назад. Он пишет очень понятно и современно. Силуан Афонский прекрасно пишет, митрополит Антоний Сурожский, свт.Димитрий Ростовский – много есть замечательных авторов. Порой, я читаю святых отцов по определенным темам, порой все подряд, это зависит от книги, от настроения и от того, какие у меня вопросы. Я не выписываю никаких цитат, но бывает что-то запоминаю и могу потом пересказать в разговоре. Моя жизнь меняется от этого чтения. Как она может не меняться, если хотя бы чуточку прислушаешься к тому, что говорит свт.Иоанн Златоуст? Анна Фадеева, прихожанка одного московского храма, 78 лет: Творения святых отцов я не читаю, но зимой читаю жития святых по календарю, то есть каждый день по минеям в зависимости от праздника. Если день святителя Николая Чудотворца – я читаю его житие, если празднуется день святого праведного Иоанна Кронштадского – читаю его житие. У меня есть все 12 томов, поэтому жития святых я хорошо знаю. Почему только зимой читаю? Летом я в деревне – на огороде, летом времени читать нет! Федор Василюк, психолог, декан факультета психологического консультирования и психотерапии МГППУ: Я читаю святых отцов, но увы реже чем хотелось бы. Последние, кого я читал – Иоанн Дамаскин и Силуан Афонский. Но не так, чтобы открыл и проштудировал. Скорее, я ищу ответ на конкретный вопрос, ищу подсказки, размышляю. Поводы бывают разные, иногда я читаю святых отцов так же, как Евангелие, с поиском ответов на жизненные ситуации. Сейчас у меня нет возможность читать и изучать. Поэтому иногда я читаю святых отцов, как поэзию – когда открываешь в случайном месте и читаешь, надеясь, что именно сейчас прочтешь то, что нужно. Знаете, так еще бывает, когда с другом хочется поговорить, не важно о чем. Да, в Евангелии есть ответы на все вопросы. Я сейчас скажу возможно не очень точную метафору: многие вещи в семье дети узнают от мамы, но это не замещает общения с братом или сестрой. Возможно сестра не обладает полнотой информации как мать, но она ближе по опыту и принять какую-то истину, какую-то правду от сестры или брата проще, чем от родителей. Раньше я делал выписки из святых отцов и вкладывал эти бумажки в Евангелие или в молитвослов, чтобы они мне попадались чаще на глаза, чтобы снова встречаться с этой мыслью. Если через это высказывание меня пронзил какой-то луч правды, то надеешься, что может быть это произойдет еще раз… Екатерина Чистякова, учительница биологии в школе «Свет» при храме свт. Митрофана Воронежского: Во время Великого поста я читала «Лествицу», а недавно еще читала «Оптинский цветник» – высказывания оптинских старцев в кратком изложении. Моя работа в школе требует очень много времени, поэтому на серьезную литературу его почти не остается. Когда ко мне попадают книги древних святых – я их читаю, но сейчас почему-то чаще попадаются современные авторы, чаще дарят и советуют творения святых нашего времени. И древние и современные отцы пишут в общем-то об одном и том же, но дух тех, древних святых действует на меня очень отрезвляюще. Когда читаешь святых отцов, по-другому начинаешь воспринимать веру, более серьезно. Оказывается, возможность жить христианской жизнью очень к нам близка! Каждый человек может так жить, но только нам не хватает дерзновения. Некоторые батюшки рекомендуют читать утром и тогда это настраивает на день. Но даже если ничего не запоминается и если не можешь вспомнить «о чем прочитал», все равно в какой-то жизненной ситуации может «всплыть» в голове эпизод из жития святых и подсказать, как правильно поступить. Андрей Гусаров, председатель совета директоров ООО «ФПК Сатори» Больше я люблю жития святых, но читаю и творения святых отцов. Батюшка мне сказал, что надо читать – я читаю. Скорее ищу практический опыт. По крохам выбираешь, что ложится на жизнь, что может пригодится в каких-то ситуациях. Для меня очень важен пример жизни святых людей, хотя с собственной жизнью это тяжело соизмерять. Когда читаешь, например, про мучеников, то понимаешь, какой глубокой веры были люди! Наши трудности, жизненные неудачи, неполадки – это все детский лепет, по сравнению с тем, что они претерпевали. Я начал читать Евангелие, но многого не понимал. Например, читая про игольное ушко, можно сделать неправильные выводы. Один мой знакомый, прочитав эту главу в Евангелии, бросил заниматься бизнесом и ушел в монастырь, но в результате этот его порыв плохо кончился, так как из монастыря он скоро ушел и как-то больше и не устроился в жизни. А если бы он читал, как толкуют эту притчу святые отцы, он бы знал, что для спасения не важно богатый ты или бедный, а твое отношение к богатству. Надо относиться к нему, как к таланту, умеешь – зарабатывай, но важно, на что ты тратишь потом эти деньги – во Слава Божию или на свои какие-то «хотелки». Хороший вопрос вы задаете: зачем вычитывать ответы у святых отцов, когда есть духовник, к которому можно подойти и все спросить, что надо. На этот счет я думаю, что не по всем вопросам нужно дергать батюшку. А потом, профессор богословия Осипов Алексей Ильич (я иногда слушаю его лекции) говорит, что батюшки не всегда бывают правы – надо иметь и свое понимание. А для это нужно читать святых отцов. Источник: Нескучный сад

Ответов - 2

Владимир: Читать святых отцев, конечно нужно. Как говорит святой праведный Иоанн Кронштадский - у каждой книги есть свой дух. Евангелие, творения святых причастны Духу Святому и мы читая их также приобщаемся к духовному. Но, думаю, нужно начинать с творений тех святых, которые тебе наиболее понятны. Как говорится - от простого к более сложному. Постепенно человек набирается знания, мудрости духовной. И что раньше ему казалось недоступным, будет со временем понятным. К сожалению, я в последнее время не часто читаю творения святых. Мне по душе творения святого праведного Иоанна Кронштадского, святителя Игнатия Брянчанинова. Лично мне они не кажутся сложными и непонятными. Как то давно купил книгу святого Иоанна Златоустого. Не знаю, может быть взял слишком сложные его творения, но мне они показались не по силам и я отложил эту книгу.

Alex: С чтением святых отцов сейчас проблема. Проблема в том, что люди вообще обрели лень к чтению. Тем-более к чтению духовной литературы. Около года назад, обсуждая подобную тему на другом форуме, мне довелось наблюдать, как группа лиц защищала диакона (тогда ещё) Кураева, видя в нём современного Богослова. И в самом деле... Зачем читать святых отцов? Разве недостаточно послушать отца Андрея, или Осипова? И материал исчерпывающий... И глаза напрягать ненужно... Что говорят? Да так ли это важно? Один имеет сан. Другой профессор. Если не их, то кого слушать? А главное, что всё разжёвано и в рот положено. Тоесть даже мозг напрягать ненужно, дабы понять. Одна беда... Пробел в познании духовного наследия святых отцов делает души людей уязвимыми. Людям не с чем сравнивать лекции современных Богословов. Да и куда там до прославленных отцов церкви... Евангелие почитать некогда. Вот и приходят на дискуссии люди. Вот и ведут свои речи, наслушавшись современных лекций... мнений... И думая, что этого вполне достаточно, что бы не только называться, но являться Православным, заблуждаются сами и искушают себе подобных. Мы гибнем... деградируем духовно без чтения святоотеческой литературы, которая, если учит... то духовному, если обличает... то с любовью.



полная версия страницы