Форум » Обсуждение православно-патриотической литературы » Великий патриот России » Ответить

Великий патриот России

Николай Михайлович: Великий патриот России 31.03.2009 1-го апреля 2009 года исполняется 200 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Для России, русской культуры это знаменательная дата. Интерес наших соотечественников к творчеству Гоголя никогда не угасал. В чем секрет такой популярности? Гоголь не только классик русской литературы, но и великий патриот России. «Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы русский, – писал он своему другу графу Александру Петровичу Толстому. – Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь Сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней состраданья. А состраданье есть уже начало любви». Это письмо, названное Гоголем «Нужно любить Россию» и включенное в книгу «Выбранные места из переписки с друзьями», было запрещено цензурой и не печаталось при жизни автора. Оно и сегодня, к сожалению, не так широко известно. Да и сама книга, о которой много написано, едва ли понята в своей сути. В ней Гоголь во всеуслышание высказал свои взгляды на веру, Церковь, царскую власть, Россию, слово писателя. Он выступил в роли государственного мыслителя, стремящегося к наилучшему устройству страны, установлению единственно правильной иерархии должностей, при которой каждый выполняет свой долг на своем месте и тем глубже сознает свою ответственность, чем это место выше. Все вопросы жизни – бытовые, общественные, государственные, литературные – имеют для Гоголя религиозно-нравственный смысл. Признавая и принимая существующий порядок вещей, он стремился к преобразованию общества через преобразование человека. «Общество образуется само собою, общество слагается из единиц, – писал он. – Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою… Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство». Гоголь указал на два условия, без которых никакие благие преобразования в России невозможны. Прежде всего, нужно любить Россию. А что значит – любить Россию? Писатель поясняет: «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, – нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова». Не должно также ничего делать без благословения Церкви: «По мне, безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведение в Россию, минуя нашу Церковь, не испросив у нее на то благословенья. Нелепо даже и к мыслям нашим прививать какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым». Для Гоголя понятие христианства выше цивилизации. Залог самобытности России и главную ее духовную ценность он видел в Православии. Фольклорные образы и сюжеты, почерпнутые из преданий, народных песен и дум, сочетаются в произведениях Гоголя с жизненным реализмом, образуя неповторимый художественный синтез. Великий сатирик и обличитель, доподлинно знавший, как неискоренимо зло в человеческой натуре, он был также гениальным лириком, тонко и проникновенно умевшим чувствовать красоту родной природы и величие человеческого духа. Гоголь воспел героическое прошлое казачества, рыцарскую преданность Отечеству и вместе с тем в песенно-поэтическом образе неудержимо несущейся птицы-тройки выразил уверенность в великом будущем своей страны и народа. При этом Гоголю не нужно было выяснять, малороссиянин он или русский. Для него русский и украинец – близнецы-братья, призванные к тому, чтобы составить «нечто совершеннейшее в человечестве». Долгое пребывание за границей не отрывало души Гоголя от России. В конце жизни он писал дипломату Александру Стурдзе из родной Васильевки: «Скажу вам откровенно, что мне не хочется и на три месяца оставлять России. Ни за что бы я не выехал из Москвы, которую так люблю. Да и вообще Россия все мне становится ближе и ближе. Кроме свойства родины, есть в ней что-то еще выше родины, точно как бы это та земля, откуда ближе к родине небесной». При жизни Гоголя ценили прежде всего как сатирика и юмориста. Многое в его творчестве стало понятно позднее. Любое направление или течение в литературе могло по праву видеть в нем своего предтечу. Гоголь стал первым представителем глубокого и трагического религиозно-нравственного стремления, которым проникнута русская литература. Выдвинутый им идеал воцерковления русской жизни – идеал до сей поры глубоко значимый для России. Литературное значение Гоголя огромно. Его именем назван целый период русской литературы. И все-таки в сознание современников и последующих поколений он вошел как образец русского писателя, сознающего свою ответственность за то дело, к которому призван. Владимир Алексеевич Воропаев, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, п редседатель Гоголевской комиссии Научного совета РАН «История мировой культуры», член Союза писателей России Источник: Русская линия

Ответов - 2

Admin: Гоголь – 200 лет со дня рождения http://www.pravkniga.ru/gogol.html В 2009 году 1 апреля отмечается 200 лет со дня рождения выдающегося русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Мы посвятили раздел Н.В. Гоголю: Биографии: Биография Гоголя из Большой российской энциклопедии Биография Н.В. Гоголя: с иллюстрациями портреты, произведения Гоголя, Иллюстрации к произведениям Гоголя, выполненные разными художниками интервью о Гоголе Гоголь и Православие Видеолекции из курса М.М. Дунаева "Христианство и литература", посвященные творчеству Н.В. Гоголя Пройдите тест: Как хорошо вы знаете биографию и творчество Гоголя? -------------------------------------------------------------------------------- Ниже вы можете посмотреть новости о книгах и творчестве Гоголя 30 марта 2009 года 1 апреля в Доме книги на Арбате состоятся мероприятия, посвященные юбилею Н. В. Гоголя Новая книга «Гоголь без глянца», выпущенная в издательстве «Амфора», станет темой для разговора 1 апреля в Московском Доме Книги 30 марта 2009 года Видеолекции из курса М.М. Дунаева «Христианство и литература», посвященные творчеству Н.В. Гоголя Видео: Гоголь и христианство 30 марта 2009 года Книги о Гоголе Специально для наших читателей: подборка книг о Гоголе, его биографии, творчестве и духовном пути 30 марта 2009 года В католическом издании «Мюнхенская церковная газета» вышел материал, посвященный Н.В. Гоголю Издание отмечает, что Гоголь паломничал в Палестину, выезжал из России за границу, и жил в Германии. Политическая и общественная жизнь этой страны всегда оставалась чуждой и совсем не знакомой Гоголю 30 марта 2009 года В Омске состоится презентация юбилейной книжной экспозиции «Великие имена: Н.В. Гоголь к 200-летию со дня рождения» Среди представленных на выставке экспонатов — прижизненное издание «Мертвые души» 1846 года, более 50 изданий комедии «Ревизор», а так же Гоголевская библиотечка 28 марта 2009 года Дом Гоголя открыт! 27 марта 2009 года на Никитском бульваре состоялось торжественное открытие первого в России Дома Гоголя 27 марта 2009 года Иллюстрации к книгам Гоголя Иллюстрации к произведениям Гоголя, выполненные разными художниками 27 марта 2009 года Портреты Гоголя Портреты Гоголя кисти разных художников 27 марта 2009 года В Киево-Печерской Лавре отслужили литию об упокоении знаменитого русского писателя В храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялась лития об упокоении знаменитого русского писателя, которую возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви митрополит Киевский и всея Украины Владимир 27 марта 2009 года В Литературной гостиной Роспечати прошел вечер Гоголя Вечер, посвященный 200-летию Николая Васильевича Гоголя, прошел накануне в Литературной гостиной Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям 26 марта 2009 года Государственный литературный музей готовится к юбилею Н.В. Гоголя К 200-летию великого русского писателя Н.В. Гоголя Государственный литературный музей готовит две выставки на уникальных материалах своих фондов: «Лики Гоголя» и «Художники — Гоголю» 26 марта 2009 года Аудиокниги Николая Гоголя Вы можете прослушать произведения Н.В. Гоголя – аудиокниги, радиоспектакли в формате mp3: "Нос", "Мертвые души" 26 марта 2009 года Библиотека имени С.М. Эйзенштейна приглашает на выставку «Н.В.Гоголь в работах художников кино. Эскизы и куклы» В Библиотеке киноискусства имени С.М. Эйзенштейна пройдет фестиваль кинематографических раритетов, посвященный 200-летию со дня рождения классика русской литературы — Николая Гоголя 26 марта 2009 года В библиотеке Новосибирска пройдет «Гоголевская ночь» В ночь накануне юбилея Гоголя в большом зале пройдет необычная акция: «Гоголевская ночь в библиотеке», в которой примут участие молодые люди, занимающие активную жизненную позицию 26 марта 2009 года В Государственном историческом музее открылась выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Гоголя Центральное место на выставке — личные вещи семьи Гоголей-Яновских, рукописи произведений писателя, его письма к родным и рисунки 25 марта 2009 года На выставке в РГБ будет представлено прижизненное собрание сочинений Гоголя в 4 томах Выставка к 200-летию со дня рождения писателя открывается 25 марта в Российской государственной библиотеке 25 марта 2009 года В Москве откроется музей Гоголя Открытие первого в России музея Николая Гоголя на Никитском бульваре 27 марта в Москве станет одним из центральных мероприятий в рамках празднования 200-летия со дня рождения писателя 25 марта 2009 года Губернатор Петербурга озвучит повесть Гоголя Хорошо знакомые петербуржцам голоса прозвучат в День города совершенно неожиданно: губернатор и спикер Законодательного Собрания запишут аудиокнигу 24 марта 2009 года Биография Н.В. Гоголя: Большая Российская Энциклопедия Биография Гоголя из Большой российской энциклопедии 24 марта 2009 года Биография Н.В. Гоголя: с иллюстрациями Иллюстрации: дом, где родился Гоголь, портреты его родителей, рисунок Гоголя к "Ревизору", могила Гоголя 24 марта 2009 года Биография Н.В. Гоголя: Краткий биографический словарь Краткая биография Н.В. Гоголя 24 марта 2009 года В серии «Экранизированный бестселлер» вышла книга "Тарас Бульба" В издательском доме «Азбука-классика» вышла повесть "Тарас Бульба". На обложке – герои недавно вышедшего фильма. 24 марта 2009 года В издательстве «Азбука-классика» вышла поэма «Мертвые души» с уникальными иллюстрациями Издательство «Азбука-классика» подготовило уникальное издание поэмы «Мертвые души» с иллюстрациями Агина и Бернардского, которые были выполнены еще при жизни писателя 24 марта 2009 года «На картине «Явление Мессии» в облике одного из персонажей изображен Гоголь» Профессор истории русской литературы РГГУ Дмитрий Бак комментирует тайны, связанные с жизнью и творчеством Гоголя И многое другое на Правкниге http://www.pravkniga.ru/

Николай Михайлович: «Вы сгорите, как свечка, и других сожжете!» Гоголь — Белинскому: неотправленный ответ 02.04.2009 Из школьного курса литературы все знают, какой уничижительной критике подверг В. Г. Белинский Гоголя за книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Но неотправленный ответ Гоголя почти не известен современному читателю. И не удивительно: это письмо впервые было опубликовано почти шестьдесят лет назад в полном собрании сочинений Гоголя и почти никогда не упоминалось ни в научной, ни в научно-популярной литературе. Мы решили восполнить этот пробел, опубликовав наиболее значимые выдержки из этого письма. *** С чего начать мой ответ на ваше письмо? Начну его с ваших же слов: «Опомнитесь, вы стоите на краю бездны!». Как далеко вы сбились с прямого пути, в каком вывороченном виде стали перед вами вещи! В каком грубом, невежественном смысле приняли вы мою книгу! Как вы ее истолковали! О, да внесут святые силы мир в вашу страждущую, измученную душу! Зачем вам было переменять раз выбранную, мирную дорогу? Что могло быть прекраснее, как показывать читателям красоты в твореньях наших писателей, возвышать их душу и силы до пониманья всего прекрасного, наслаждаться трепетом пробужденного в них сочувствия и таким образом прекрасно действовать на их души? Дорога эта привела бы вас к примирению с жизнью, дорога эта заставила бы вас благословлять всё в природе. Что до политических событий, само собою умирилось бы общество, если бы примиренье было в духе тех, которые имеют влияние на общество. А теперь уста ваши дышат желчью и ненавистью. Зачем вам с вашей пылкою душою вдаваться в этот омут политический, в эти мутные события современности, среди которой и твердая осмотрительная многосторонность теряется? Как же с вашим односторонним, пылким, как порох, умом, уже вспыхивающим прежде, чем еще успели узнать, что истина, как вам не потеряться? Вы сгорите, как свечка, и других сожжете. *** Своекорыстных же целей я и прежде не имел, когда меня еще несколько занимали соблазны мира, а тем более теперь, когда пора подумать о смерти. Никакого не было у меня своекорыстного умысла. Ничего не хотел я ею выпрашивать. Это и не в моей натуре. Есть прелесть в бедности. Вспомнили б вы по крайней мере, что у меня нет даже угла, и я стараюсь только о том, как бы еще облегчить мой небольшой походный чемодан, чтоб легче было расставаться с миром. Вам следовало поудержаться клеймить меня теми обидными подозрениями, какими я бы не имел духа запятнать последнего мерзавца. Это вам нужно бы вспомнить. Вы извиняете себя гневным расположением духа. Но как же в гневном расположении духа вы решаетесь говорить о таких важных предметах и не видите, что вас ослепляет гневный ум и отнимает спокойствие? *** Вы говорите, кстати, будто я спел похвальную песнь нашему правительству. Я нигде не пел. Я сказал только, что правительство состоит из нас же. Мы выслуживаемся и составляем правительство. Если же правительство огромная шайка воров, или, вы думаете, этого не знает никто из русских? Рассмотрим пристально, отчего это? Не оттого ли эта сложность и чудовищное накопление прав, не оттого ли, что мы все кто в лес, кто по дрова? Один смотрит в Англию, другой в Пруссию, третий во Францию… *** Вы говорите, что спасенье России в европейской цивилизации. Но какое это беспредельное и безграничное слово. Хоть бы вы определили, что такое нужно разуметь под именем европейской цивилизации, которое бессмысленно повторяют все. Тут и фаланстерьен, и красный, и всякий, и все друг друга готовы съесть, и все носят такие разрушающие, такие уничтожающие начала, что уже даже трепещет в Европе всякая мыслящая голова и спрашивает невольно, где наша цивилизация? И стала европейская цивилизация призрак, который точно никто покуда не видел, и ежели пытались ее хватать руками, она рассыпается. И прогресс, он тоже был, пока о нем не думали, когда же стали ловить его, он и рассыпался. *** Отчего вам показалось, что я спел тоже песнь нашему гнусному, как вы выражаетесь, духовенству? Неужели слово мое, что проповедник восточной Церкви должен жизнью и делами проповедать? И отчего у вас такой дух ненависти? Я очень много знал дурных попов и могу вам рассказать множество смешных про них анекдотов, может быть больше, нежели вы. Но встречал зато и таких, которых святости жизни и подвигам я дивился, и видел, что они — созданье нашей восточной Церкви, а не западной. Итак, я вовсе не думал воздавать песнь духовенству, опозорившему нашу Церковь, но духовенству, возвысившему нашу Церковь. *** Вы отделяете Церковь от Христа и христианства, ту самую Церковь, тех самых пастырей, которые мученической своей смертью запечатлели истину всякого слова Христова, которые тысячами гибли под ножами и мечами убийц, молясь о них, и наконец утомили самих палачей, так что победители упали к ногам побежденных, и весь мир исповедал это слово. И этих самых пастырей, этих мучеников-епископов, вынесших на плечах святыню Церкви, вы хотите отделить от Христа, называя их несправедливыми истолкователями Христа. Кто же, по-вашему, ближе и лучше может истолковать теперь Христа? Неужели нынешние коммунисты и социалисты, объясняющие, что Христос повелел отнимать имущества и грабить тех, которые нажили себе состояние? *** Христос нигде никому не говорит, что нужно приобретать, а еще напротив и настоятельно нам велит уступать: снимающему с тебя одежду отдай последнюю рубашку, с просящим тебя пройти с тобой одно поприще, пройди два. Нельзя, получа легкое журнальное образование, судить о таких предметах. Нужно для этого изучить историю Церкви. Нужно сызнова прочитать с размышленьем всю историю человечества в источниках, а не в нынешних легких брошюрках, написанных бог весть кем. Эти поверхностные энциклопедические сведения разбрасывают ум, а не сосредоточивают его. *** Что мне сказать вам на резкое замечание, будто русский мужик не склонен к религии и что, говоря о Боге, он чешет у себя другой рукой пониже спины, замечание, которое вы с такою самоуверенностью произносите, как будто век обращались с русским мужиком? Что тут говорить, когда так красноречиво говорят тысячи церквей и монастырей, покрывающих русскую землю. Они строятся не дарами богатых, но бедными лептами неимущих, тем самым народом, о котором вы говорите, что он с неуваженьем отзывается о Боге, и который делится последней копейкой с бедным и Богом, терпит горькую нужду, о которой знает каждый из нас, чтобы иметь возможность принести усердное подаяние Богу. Нет, Виссарион Григорьевич, нельзя судить о русском народе тому, кто прожил век в Петербурге, в занятьях легкими журнальными статейками и романами тех французских романистов, которые так пристрастны, что не хотят видеть, как из Евангелия исходит истина, и не замечают того, как уродливо и пошло изображена у них жизнь. *** Что для крестьян выгоднее: правление одного помещика, уже довольно образованного, который воспитался и в университете и который всё же, стало быть, уже многое должен чувствовать, или быть под управлением многих чиновников, менее образованных, корыстолюбивых и заботящихся о том только, чтобы нажиться? Да и много есть таких предметов, о которых следует каждому из нас подумать заблаговременно, прежде нежели с пылкостью невоздержного рыцаря и юноши толковать об освобождении, чтобы это освобожденье не было хуже рабства. *** Еще меня изумила эта отважная самонадеянность, с которою вы говорите: «Я знаю общество наше и дух его», — и ручаетесь в этом. Как можно ручаться за этот ежеминутно меняющийся хамелеон? Какими данными вы можете удостоверить, что знаете общество? Где ваши средства к тому? Показали ли вы где-нибудь в сочиненьях своих, что вы глубокий ведатель души человека? Прошли ли вы опыт жизни? Живя почти без прикосновенья с людьми и светом, ведя мирную жизнь журнального сотрудника, во всегдашних занятиях фельетонными статьями, как вам иметь понятие об этом громадном страшилище, которое неожиданными явленьями ловит нас в ту ловушку, в которую попадают все молодые писатели, рассуждающие обо всем мире и человечестве, тогда как довольно забот нам и вокруг себя. Нужно прежде всего их исполнить, тогда общество само собою пойдет хорошо. А если пренебрежем обязанности относительно лиц близких и погонимся за обществом, то упустим и те и другие так же точно. Я встречал в последнее время много прекрасных людей, которые совершенно сбились. Одни думают, что преобразованьями и реформами, обращеньем на такой и на другой лад можно поправить мир; другие думают, что посредством какой-то особенной, довольно посредственной литературы, которую вы называете беллетристикой, можно подействовать на воспитание общества. Но благосостояние общества не приведут в лучшее состояние ни беспорядки, ни пылкие головы. Брожение внутри не исправить никаким конституциям. Общество образуется само собою, общество слагается из единиц. Надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою. Нужно вспомнить человеку, что он вовсе не материальная скотина, но высокий гражданин высокого небесного гражданства. Покуда он хоть сколько-нибудь не будет жить жизнью небесного гражданина, до тех пор не придет в порядок и земное гражданство. *** Вы говорите, что Россия долго и напрасно молилась. Нет, Россия молилась не напрасно. Когда она молилась, то она спасалась. Она помолилась в 1612, и спаслась от поляков; она помолилась в 1812, и спаслась от французов. Или это вы называете молитвою, что одна из сотни молится, а все прочие кутят, сломя голову, с утра до вечера на всяких зрелищах, закладывая последнее свое имущество, чтобы насладиться всеми комфортами, которыми наделила нас эта бестолковая европейская цивилизация? *** Литератор существует для другого. Он должен служить искусству, которое вносит в души мира высшую примиряющую истину, а не вражду, любовь к человеку, а не ожесточение и ненависть. Возьмитесь снова за свое поприще, с которого вы удалились с легкомыслием юноши. Начните сызнова ученье. Примитесь за тех поэтов и мудрецов, которые воспитывают душу. Вы сами сознали, что журнальные занятия выветривают душу и что вы замечаете наконец пустоту в себе. Это и не может быть иначе. Вспомните, что вы учились кое-как, не кончили даже университетского курса. Вознаградите это чтеньем больших сочинений, а не современных брошюр, писанных разгоряченным умом, совращающим с прямого взгляда. Печатается по изданию: Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений в 14 томах. Л.: Изд-во академии наук СССР, 1952. Том 13, «К № 200», с. 435–446. Источник: Фома.Ru



полная версия страницы