Форум » Обсуждение православно-патриотической литературы » Грех против Церкви » Ответить

Грех против Церкви

Николай Михайлович: Грех против Церкви 30.12.2008 За последние годы роль и значение Русской Православной Церкви в жизни нашего общества и страны значительно возросла. В 2007 году произошло воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом, что привело к еще большему усилению ее духовного влияния в мире. Подвиг святых новомучеников и исповедников Российских 20 века стал духовным фундаментом Православного Возрождения для многих людей как в нашей стране так и за рубежом. Выполняя свою евангельскую миссию, Православная Церковь призывает всех нас к спасению и соборному единству во Христе, видя в этом главную основу и путь национального возрождения Родины. Однако усиление влияния Православной Церкви в нашей стране вызывает обеспокоенность и недовольство тех сил, которые не желают духовного исцеления и национального возрождения России. За последнее время с разных сторон начинают усиливаться атаки на Православие и Церковь в нашей стране. Не так давно в средствах массовой информации появилось известное «письмо академиков», обеспокоенных «клерикализацией общества». Это инспирированное заявление имело целью не допустить дальнейшего влияния Церкви на духовную жизнь в нашей стране. В последние годы постоянно делались попытки внести смуту в умы и сердца православных верующих и со стороны современных ультра-православных сектантов и псевдоревнителей «чистоты веры». Тех, кто отдает все свои силы на борьбу с т. н. «печатью антихриста» – ИНН, «электронным концлагерем», при этом яростно выступая против Патриарха, обличая Церковь в "пособничестве экуменизму и глобализму. Вместе с тем сегодня все более заметным становится новая тактика борьбы против Православной Церкви, идет атака на нее с позиций монархической идеологии. Цель при этом остается той же самой, то есть внести раскол в единство Православной Церкви, ослабить ее влияние и остановить рост количества ее членов. Не секрет, что за последние десятилетия возрос интерес и симпатии к монархии в нашей стране. Многие увидели в монархии выход из тупика демократии и современного либерального общества. На волне этого «монархического возрождения» стали складываться представления об эпохе петербургского абсолютизма, как об идеальном периоде русской истории и государственности. Монархия в глазах многих людей, переживших «криминальную революцию» и рыночные реформы 90-х годов, стала духовным и национальным идеалом, почти религией. Для ряда современных монархистов она заменила в их мировоззрении Православие и веру во Христа. Они в своей духовной жизни пришли к вере в царя как помазанника Божия, но так, к сожалению, и не пришли к самому Христу как Богу Спасителю и Вседержителю. Вера в земного царя заменила многим из них евангельскую веру в Господа Иисуса Христа – Царя Неба и Земли. Поэтому многие из таких монархистов легко попадают в плен идеологии царебожества и цезаропапизма. Не случайно в кругах таких современных монархистов сложился уже новый символ веры, утверждающий: «Только царь спасет Россию», «Кто не верит в царя, тот не верит в Бога», и т. д. Часто подобные монархические взгляды используются сегодня в борьбе с Церковью теми силами, которые стремятся всячески подорвать ее влияние и авторитет в обществе. К этим попыткам внести смуту и раскол в умы и сердца православных с симпатией относящихся к монархии в полной мере относится недавно вышедшая книга М. А. Бабкина «Духовенство русской православной церкви и свержение монархии». Эта книга издана государственной публичной исторической библиотекой России в Москве в 2007 году. Хотя книга издана как «научное исследование», но при чтении становится весьма очевидной ее идеологическая задача – обличить и осудить духовенство Церкви как главных «виновников» падения монархии в России. Автор во чтобы то ни стало стремится «доказать измену» священства царю. Его цель – оттолкнуть от Церкви тех, кто симпатизирует монархической идее, устроить суд над членами Синода, будущими св. новомучениками и исповедниками российскими 20 века. Книга М. А. Бабкина рассчитана на читателя, мало знакомого как с православным вероучением, так и с подлинной историей Русской Церкви и государства. На это фактически им и делается ставка. В своей книге автор не только считает царя «законным главой церкви», но даже и кощунственно утверждает, что таинство миропомазания на царство «уподобляет и отождествляет» императора с самим Иисусом Христом. «Таинство миропомазания, – пишет он,- совершаемое над императорами и уподоблявшее их Христу, открывало перед ними определенные церковные преимущества» [1]. «В молитвах этого чина говорилось, что император стоит главой не над нацией, не над государством, но над народом Божьим, то есть над церковью» [2]. Автор полностью отвергает евангельскую истину об отношении к Богу и земной власти: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу» (Мф., 22,22). Обожествляя царя М. А. Бабкин Божье воздает кесарю, и тем самым ставит земного царя выше Царя Небесного – Христа Вседержителя. Этот грех против Церкви хорошо известен в истории как соблазн цезаропапизма и как ересь царебожества. Автор в свой книге выступает идеологом воинствующего царебожества, полностью игнорирующим каноническое церковное право, утвержденное вселенскими соборами. Он отвергает подлинную историю Русской Церкви и установление в ней Патриаршества в 1589 году, канонически подтвержденного Уложенной соборной грамотой, подписанной всеми патриархами Востока в 1590 году. Даже византийская симфония священства и царства, ставшая канонической традицией в отношениях Церкви и государства в России в допетровский период, сознательно проигнорирована и забыта автором. Очевидно, М. А. Бабкину, как автору данной книги, ближе традиция протестантизма, которая и породила идеологию государственного абсолютизма и порабощения Церкви в России в петербургский период. Необходимо также отметить, что автор данной работы, выступая как проповедник протестантизма и идеолог цезаропапизма, принципиально отвергает православную веру в церковь как в Царство Христа на земле. «Церковь – это Христово Царство, купленное ценой Его крови, Царство, в которое он вводит тех, кого избрал своими детьми и кто избрал Его своим Спасителем» [3], отмечает епископ Илларион (Алфеев). Будучи спасительным, царство Христа на земле – Церковь в иерархии ценностей стоит неизменно выше государства и любой земной власти включая царскую. «Знай что и ты – овца моего стада», напоминал императору свят. Григорий Богослов. «Император – внутри церкви, а не выше Ее», говорил обращаясь к императору свят. Амвросий Медиоланский [4]. Однако для М. А. Бабкина, как идеолога государственного абсолютизма, существуют либо сторонники монархии, либо ее противники, к которым он и относит духовенство Русской Церкви. В своей книге он пытается обвинить в «измене присяге» императору почти все православное духовенство. М. А. Бабкин даже пытается усилить пафос обвинения, «доказывая» неискушенному читателю что было якобы совершено «клятвопреступление». «Российское духовенство спокойно и достаточно легко пошло не только на изменение государственной присяги, но и на нарушение предыдущей своей присяги „на верноподданничество“, по сути на клятвопреступление»[5], – пишет он. Автор данной книги совсем забыл, что само отречение от Российского престола совершенное императором Николаем II 2 марта 1917 года полностью освободило всех бывших подданных от присяги данной ему. М. А. Бабкин забыл, что великий князь Михаил Александрович признал власть Временного правительства и призвал всех граждан державы Российской подчиниться Временному правительству, впредь до созыва Учредительного собрания. Последовавшее за этим обращение Синода 9 марта 1917 года было не только единственно правильным, но и законным даже с монархической точки зрения. Обращение Синода 9 марта содержало прежде всего призыв к вере в Промысел Божий, совершающийся в истории. Оно также выражало призыв к выполнению монаршей воли великого князя Михаила Александровича – довериться и подчиниться Временному правительству. Это историческое обращение Синода начиналось словами: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни»[6]. Поэтому ни о какой-либо «измене династии» отрекшейся от престола или «клятвопреступлении» не может идти и речи. Все обвинения М. А. Бабкина в «измене духовенства царю» на совести автора, который не верит в Промысел Божий, стремится подменить факты истории своей псевдо-монархической идеологией царебожества [7] и цезаропапизма. Интересно отметить и отношение автора к восстановлению Патриаршества в Русской Православной Церкви. Отмечая усиливающееся стремление духовенства в начале 20 века к восстановлению в церкви Патриаршества, М. А. Бабкин объявляет его акцией «воинствующего клерикализма». При этом оно в своей книге ссылается на такого "известного специалиста в этом вопросе как В. И. Ленин. «Об организации и усилении в России воинствующего клерикализма указывал очевидец событий В. Ульянов (Ленин)»[8], – пишет автор. Само восстановление Патриаршества он считает «захватом власти», священства над царством, опять-таки забывая, что к моменту избрания патриарха на Поместном соборе в ноябре 1917 года монархии в России уже не существовало. Книга М. А. Бабкина не выдерживает критики ни с позиции объективной исторической правды, ни с позиции научного исследования, ни с точки зрения истории Русской Церкви. Автор полностью игнорирует роль и значение Церкви в истории русской государственности. Хорошо известно, что именно Церковь в России помогла спасти Русское государство в эпоху татаро-монгольского ига. Достаточно вспомнить роль и значение митрополитов Московских – свтт.Петра и Алексея, которые воспитали великих московских князей как собирателей земли Русской и защитников веры православной. Святитель митрополит Макарий воспитал и венчал на русский престол первого царя Ивана IV в 1547 году. Патриархи Московские, святители Иов, Гермоген, Филарет, стали главными защитникам царской власти и монархической государственности в эпоху Смутного времени в начале 17 века и сразу после нее. Русское общество на протяжении столетий в лице митрополитов и патриархов видело своих заступников, молитвенников и предстоятелей перед Богом и властью. Патриаршая Церковь на Руси была воспитателем государей – представителей царской власти, совестью народа и ее духовным вождем к спасению. В Киевский и особенно Московский период истории, Православная Церковь стала главным духовным и национальным центром всей жизни России, мерой всех вещей. Русская монархия в этот период видела свое призвание в служении Православию и Церкви. Симфония церкви и государства построила и спасла Россию в эпоху ее испытаний, нашествий и смут. Соборность и церковность стали характерной особенностью в жизни русского общества в этот период. Все вопросы религиозной, социальной и политической жизни в этот время решались на церковных и земских соборах – освященных соборах земли русской. Все радикально изменилось в петербургский период, когда началась европеизация и секуляризация традиционной русской монархии и общества в целом. Под влиянием западных идей реформации и просвещения в верхах русского общества в 18 веке происходит духовно-мировоззренческий поворот от православия к европеизму. Начиная с эпохи Петра I и до Екатерины II в России сверху, самой царской властью была проведена религиозно-политическая реформация, в результате которой произошел полный переворот в отношениях между Церковью и государством. Православная симфония сложившаяся в России на протяжении столетий была полностью отвергнута верховной властью. Вместо нее указами Петра в России учреждается европейская по типу монархия в виде государственного абсолютизма: «Все должно стать и быть государственным, и только государственное попускается и допускается впредь. У церкви не остается и не оставляется самостоятельного и независимого круга дел, – ибо государство все дела считает своими. И всего менее у церкви остается власти, ибо государство чувствует и считает себя абсолютным»[9], – писал об эпохе петербургского абсолютизма церковный историк прот. Георгий Флоровский. В эпоху абсолютизма Церковь в России была лишена духовной свободы, патриаршества, соборности и превращена царской властью в «духовную коллегию». Почти на 200 лет она попадает в полицейско-бюрократический т. н. «синодальный плен» к абсолютистскому государству. Теперь уже не монархия служила Церкви и вере, но Церковь находится на службе у государства и императора. В петербургский период император стал «крайним судьей духовной коллегии», то есть фактическим главой Церкви, жизнь которой проходит теперь по «указам Его Императорского Величества». Таким образом императорская власть узурпировала духовную власть патриаршества и духовенства в Церкви, учреждая тем самым в России так называемый цезаропапизм, когда царь является и первосвященником. Самообожествив себя, монархия в петербургский период фактически стремилась заменить собою Церковь. Объявив себя в эпоху Павла I «теократической», царская власть пыталась взять на себя функции и задачи церкви в деле «спасения души» своих подданных, что стало главной причиной развоцерковления русского общества. Церковь, став государственно-казенной, постепенно утрачивает свою роль воспитателя совести народа, его просветителя и духовного вождя. Попытки архиереев отстаивать духовную независимость церкви в петербургский период расценивались верховной властью как «измена и бунт». Достаточно вспомнить «архиерейские процессы» и гонения на духовенство в эпоху от Петра I до Анны Иоанновны, либо судьбу митрополита Ростовского Арсения (Мациевича), поднявшего свой голос в защиту Церкви и замученного в застенке Ревельской тюрьмы в царствование Екатерины II. Духовенство в это время становится запуганным сословием, которое почувствовало, что государство стало между ним и народом. «Когда Петр I издал указ, запретивший монаху держать у себя в келии перо и чернила, когда тот же государь указом повелел, чтобы духовный отец открывал уголовному следователю грехи, сказанные на исповеди: духовенство должно было почувствовать, что отселе государственная власть становится между ним и народом, что она берет на себя исключительное руководительство народною мыслью и старается разрушить ту связь духовных отношений, то взаимное доверие, какое было между паствою и пастырями» [10], – писал Гиляров-Платонов. Освободить Церковь от порабощения бюрократией, всевластных обер-прокуроров и самой верховной власти стремилось русское общество на протяжении всего петербургского периода. Достаточно вспомнить выдающихся русских религиозных мыслителей 19 века: А. С. Хомякова, И. С. Аксакова, Ф. М. Достоевского, Вл. Соловьева. «Наша церковь, со стороны своего управления, представляется теперь у нас какою-то колоссальною канцелярией, предлагающей с неизбежностью, увы, канцелярскою официальною ложью порядки немецкого канцеляризма к спасению стада Христова»[11], – отмечал И. С. Аксаков. «Русская церковь в параличе со времен Петра», – пишет в «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевский. О необходимости освобождения церкви от «синодального плена» для духовного возрождения России неоднократно говорил и писал Вл. Соловьев. «Религиозное и умственное освобождение России есть в настоящую минуту для нашего правительства дело такой же настоятельной необходимости, каким тридцать лет тому назад являлось освобождение крепостных для правительства Александра II» [12]. Архиереи в петербургский период неоднократно обращались к верховной царской власти с просьбой о восстановлении канонической жизни, соборности и патриаршества в Русской Церкви. В 1742 году в царствование Елизаветы Петровны митрополит Новгородский Амвросий (Юшкевич) просил императрицу упразднить «синодальный плен» церкви и восстановить патриаршество. Другой архиерей эпохи «елизаветинского возрождения» митрополит Ростовский Арсений (Мациевич) предлагал изменить архиерейскую клятву. Вместо клятвы императору давать ее Господу Иисусу Христу как главе Церкви, Великому Архиерею и Царю. «Исповедаю же с клятвою Крайнего Судию и Законоположителя духовного сего церковного правительства быти – самого Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, полномощного Главу церкви и Великого Архиерея и Царя, надо всеми владычествующего и всем имущаго посудити – живым и мертвым» [13]. Однако эти попытки архиереев в 18 веке освободить Церковь от государственного плена и восстановить канонический строй ее жизни оказались безуспешными. Позднее в начале 20 века в 1905 году Синод и архиереи неоднократно обращались к императору с просьбой о созыве в Москве Всероссийского Архиерейского собора с целью незамедлительного восстановления Патриаршества и соборности в жизни Церкви. Однако на предложение Святейшего Синода о созыве собора император Николай II ответил отказом. После императорского указа 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», Православная Церковь оказалась в худшем положении. Всем остальным религиозным конфессиям в России была дарована свобода вероисповедания кроме Церкви. Она, как и прежде, находилась неизменно под властью всесильных обер-прокуроров в синодальном петровском плену. И несмотря на работу Предсоборного присутствия с 1906 года и учрежденного Синодом в 1912 году Предсоборного совещания, на котором обсуждался вопрос о созыве церковного собора, император Николай II вновь отложил его созыв на неопределенное время… Воспитанная в течение двух столетий на идеологии абсолютизма, верховная власть считала господство императора над Церковью и духовенством вполне «законным и нормальным явлением». Однако порабощение Церкви государством стало в петербургский период истории фактически господством земного кесаря над благодатным на земле царством Христа Спасителя. Этот грех против Церкви как царства Христа Спасителя совершенный и не исправленный в петербургский период обернулся для верховной власти Судом Божьим в феврале-марте 1917 года. История падения монархии в России говорит красноречиво сама за себя. Царская власть в России в марте 1917 года пала сама, император и главные представителя династии Романовых отреклись от престола без какой-либо борьбы за него. Ни дворянство, ни армия, ни народ, ни различные монархические союзы и партии не встали на защиту императорской власти. Мы знаем, что в истории все происходит промыслительно по Воле Божьей. Поэтому падение монархий и империй не бывает случайным, но всегда совершается Провиденциально, «попущением Божьим за грехи наши». Грех против Церкви совершенный монархией в петербургский период привел к ее падению. Падение императорской власти в 1917 году привело к освобождению Церкви из-под власти и гнета цезаропапизма. Господь освободил Православную Церковь из петербургского плена. Он дал ей возможность вновь стать духовным пастырем и вождем русского народа ко спасению во Христе. В августе 1917 года в Москве открылся долгожданный Поместный собор, на котором согласно 34 Апостольскому правилу было вновь восстановлено Патриаршество в Русской Православной Церкви. Избрание Патриарха Московского и Всея Руси свят. Тихона (Белавина) промыслительно состоялось в храме Христа Спасителя 5 ноября 1917 года. С этого времени в России вновь началась эпоха Патриаршества и теократии церкви. Известный церковный историк А. В. Карташев весьма точно называл нашу историческую эпоху эпохой Христократии. Эпохой власти Христа Спасителя и Вседержителя в новозаветной истории спасения человечества: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 18-20). Вся новозаветная история человечества стала наглядным подтверждением этих слов Спасителя. Многие царства мира сего и мировые империи, которые гнали Церковь и веру Христову разрушались, гибли и исчезали в истории. Особенно очевидно это в русской истории 20 века. В прошлом веке в России исчезла не только монархия, но и пали две империи – Российская в 1917 году и Советская в 1991 году. Церковь же как спасительное царство Христово на земле пережила все обрушившиеся на нее гонения и врата адовы не одолели ее. Монархия же в России может вновь появится по воле Божьей, только лишь в том случае, если она будет служить Христу Спасителю и его царству на земле – Церкви. Примечания: 1 – Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии.- М., 2007, с. 86. 2 – Бабкин М. А. Указ. соч., с. 87. 3 – Епископ Иларион (Алфеев). Таинство веры.-Клин, 2004, с. 124. 4 – Прот. Георгий (Металлинос).Церковь и государство- Пермь, 2003, с. 37. 5 – Бабкин М. А. Духовенство русской православной церкви и свержение монархии.- М., 2007, с. 180. 6 – История русской православной церкви. – СПб, 1997, с. 87. 7 – Царебожество – языческая по своим истокам вера в царя как в земного бога. 8 – Бабкин М. А. Указ.соч.,с. 89. 9 – прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия.- Париж, 1937, с. 83. 10 – прот. Георгий Флоровский. Указ. соч., с. 103. 11 – Соловьев Вл. Спор о справедливости. – М., 1999, с. 634. 12 – Соловьев Вл. Указ. соч., с. 639. 13 – Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. – М., 1997, с. 425. Николай Симаков Источник: Русская линия

Ответов - 0



полная версия страницы