Форум » И прочее, и прочее » О человеческой душе » Ответить

О человеческой душе

Inkvizitor: И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои (Откр. 6, 13) О человеческой душе Нет ничего более удивительного во всем белом свете, чем непокорное и вечно горде¬ливое творение Божие – человек. На протяжении всего существования он пытался слушаться и сотворить нечто, чтобы доказать, что человек может не просто приблизиться к Богу, а стать Им. Ослушание Божьей воли в Эдемском саду – какое ничтожное событие на взгляд современного человека. Ну, съел Адам яблочко, так он же потом все понял, стал каяться, что с него взять, грешен, но он принес покаяние, поэтому Бог его должен был оставить в Раю, рассуждает человек с высоты нынешнего времени. Разумеется, что всякое покаяние достойно прощения, если оно от сердца, но при этом из виду теряется столь великое множество событий, которые повлек за собой проступок. В этом отношении примечателен рассказ Рея Бредбери «И грянул гром». Наставление Тревиса подобно наставлению Бога, Который давал наставления Адаму. Тревис говорит: «Раздавите ногой мышь — это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека — смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь — и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь — и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдет Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с нее!» В то же время Бог разгневался на человека, говоря: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам,) где ты? Он сказал: голос. Твой я услышал в раю, и убоялся, потому-то я наг, и скрылся. И сказал (Бог): кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мн. дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела. И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чрев твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту. Жен сказал: умножая, умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терне и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в пот лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3 8-19) Этим всем Бог показал Адаму, что постигнет его и всех людей за проступок, а это не то, что раздавить мышь или бабочку. Ранее, простой человек, прекрасно зная Писание, не осознавал, что все, что он творит – это его добрая воля, что это его поступки прежде всего, а последствия греха Адама. Нет, конечно, последствия грехопадения отрицать не стоит, но они не так невелики, как может показаться, ибо человеку была оставлена возможность вернуться в Рай, свершая добрые и праведные поступки. Своим примером Адам лишь показал, что Богу можно и не подчиняться. Тут всплывает простая и довольно страшная истина, что ужасно, когда человек совершает грехи по неведению или в силу тех и иных поступков, не сознавая, что Господь взирает на все это непрестанно, но какой же ужас, если он творит мерзкое в Божьих глазах, понимая, что ему будет за это. Сколько раз человечество видело непокорность и вдохновлялось ею. Вавилонская башня – это апогей человеческой наглости и непослушания. Конечно, миллионы людей скажут, а как же Первая и Вторая Мировые войны, создание атомной и водородных бом, бактериологическое оружие? Разве все это идет в сравнение с Вавилоном? Ведь, что есть в общественном сознании понимание Вавилона? Строение башни до Бога и разделение языков. Но в этот момент из поля зрения выпадет такая особенность, как осознание всечеловеческого греха. И именно бунт против Бога открытый, стремление подчинить себе то, что тебе не принадлежит. Религиозный реваншизм за прошлое, вот что являет собой сказание о Вавилонской башне. Разумеется, у реваншизма есть множество ликов, но самый страшный из них – религиозный. Религиозный реваншизм был почти у всех народов, когда-либо населявших Ойкумену. Постоянные религиозные войны вели к уничтожению веры в человеке. При чем здесь следует отметить, что именно не религия, а вера, как основополагающий фактор любой религии. Но прежде стоит понять, что такое религия. Религия, если можно так выразиться – государства, а человеческая вера – идеология. Именно эта идеология, положенная в начало всех религий, и определяет тот самый пласт, на которых будет строиться будущая Церковь. Поэтому священномученник Илларион (Троицкий) говаривал: «Вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств». Равно нет возможности отстаивать свои права на чужбине и заниматься тем, чем можно было бы заниматься в своей стране, принеся ей тем самым, максимальную пользу. Но сравнивая Церковь с государством стоит отметить, что государство может лишь позаботиться о физическом существовании, не давая гарантии в продолжении жизни и не страхуя ее от проступков или случайностей. Об этом может заботиться только Святая Церковь, истинная по своей природе. А Церковь Истинная только одна. И эта Церковь – Церковь Православная. Именно она была отделена от плевел, разойдясь со своей «кровной сестрой» Католической Церковью и ее ответвлениями – протестантством. Но о таких Христос сказал еще задолго до того, как католичество, а тем более протестантство оторвались от истины: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2, 19) Таким образом, мы видим истинность Православной Церкви. В наиболее первозданном виде, не прерываясь в апостольской преемственности, это смогла сделать Сербская и Русская Церкви. Вся их история - история борьбы за Правду Божию, за сохранение Православия в окружении врагов. Крещение было получено почти в одно и тоже время, Сербия находилась под страшным игом Турции, Русь же страдала под игом татар и нашествиями католиков, при коммунистах Сербская Православная Церковь, как и Русская, получили еще один сильнейший удар, от СПЦ пытается отколоться самопровозглашенная Македонская церковь, от РПЦ – псведокиевский патриархат, как в России, так и Сербии постоянно возносятся молитвы о спасении многострадальных народов. Конечно, рассмотрение истории этих двух Церквей, как и двух государств, следует рассматривать отдельно и более обширно, но уже выявленные взаимосвязи показывают похожесть судьбы. Но именно среди этих Церквей рождаются новые «звезды», светящиеся на небе более ярко, нежели иные. Но о каких же звездах идет речь? Звезда – это душа каждого христианина. Взглянув на небо. Там можно увидеть множество звезд, одни светят ярче, другие более тускло, но именно это свечение помогает заблудшему путнику выйти на верную дорогу, отыскать путь к своему спасению. Так и простой человек, равняясь на примеры святых, ищет себе ту дорогу, которая ведет к Солнцу Правды – Иисусу Христу. Но как же порой бывает грустно видеть, когда какая-то звезда падет с неба. Но это не звезда закатилась, а душа человеческая погибла. Но задумавшись, как же становится страшно, что «и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои» (Откр. 6, 13) Не в состоянии представить себе человеческий разум сразу такие масштабы, ибо как есть бесчисленное множество звезд, так и 1/3 этого бесконечного множества отклонится от пути праведного. Разве сотни тысяч моралистов в один голос не должны будут воскликнуть, что это глобальная катастрофа? Что человек уподобляется не Христу, не Богу, не стремится в лоно Араамово, а уподобляется сатане, на которого даже самые дикие животные не похожи? Должны, но почему-то эти моралисты выступают только тогда. Когда все заканчивается или когда все тихо, но как только наступает время, их и след простыл. Но именно в этот момент снова отпадают плевелы, а перед людьми появляется новое – хорошо забытая Церковь. Только тогда ее голос становится слышен на все просторы, но и опять большинство предпочитает не замечать его, чтобы, когда все закончится, снова заговорить о попрании человеческих прав, безнравственности деяний, чтобы слушали их. Но «не надейтеся на князие, на сынове человеческия, в них же несть спасения» (Пс.145:3). Сколь простая фраза, но сколько в ней сокрыто мудрости! Сколько тысячелетий уже человечество с разбегу прыгает на одни те же грабли, при чем каждый раз все ожесточеннее и ожесточеннее. В связи с этим мне вспоминается рассказ Эрика Найта «Леси возвращается домой» («Lassie Come Home»), в котором рассказывается о том, как Леси учили послушанию. Каждый раз ей давали кусочки мяса, обильно сдобренные красным перцем и говорили: «Фу!». Прошло время и собака поняла, что если сказали, что нельзя, то нельзя, т.к. бывает неприятные последствия. Человек же делает все наоборот ежедневно. Вместо того, чтобы уступить место в метро он засыпает, вместо того, чтобы пропустить пешехода – он вдавливает педаль газа до упора, вместо того, чтобы заняться воспитанием своих детей – он бежит в ночной клуб и ищет развлечения, не понимая, что эта жизнь дана лишь для того, чтобы трудиться, а не отдыхать. Только «трудящийся достоин награды за труды свои» (Лук.10:7). Но тут может проявится очередное искаженное заблуждение - коммунно-большевистская теория, о необходимости труда и провозглашении Христа Первым коммунистом на земле. Правда, Христос велел трудиться, но трудиться духовно, не отрываясь от своих повседневных обязанностей, тем самым, получая двойную награду за свои труды: в первом случае возможность попасть в Рай, во втором же получить положенное пропитание (Матф.10:10). Здесь следует сделать оговорку на то, что Христос еще и пояснял, что «каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1Кор.12:7-10). Поэтому некоторые, переиначив слова Библии, стали доказывать эту безумную теорию, как некогда доказывал Гитлер, что Христос был первым арийцем. Разумеется, что не следует воспринимать эти лжеучении, о которых предупреждал Христос (Мф. 24: 11), но множество людей, забыв об этом, увлекаются ими, тем самым они выбирают «широкие врата». «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7 13:14). Вот эти самые широкие врата и выбирает человечество, тем самым не зажигая звезды, а только гася их. Взглянув на человечество, хочется воскликнуть как Цицерон, при произнесении им своей первой речи против Катилины: «O tempora, o mores!» Но почему-то со времен языческого Рима, когда на вершине его могущества зажигались миллионы новых душ, когда появлялись первые святые, когда еще земля была согрета кровью Христа, многие вещи почти не изменились. Конечно, многие до сих пор говорят, что это приближается Конец Света, не желая понять, что именно этот самый Конец Света начинается с конца света внутри нас, с конца света, зажженного Христом при крещении. Погаснул свет в душе, догорела слабая звездочка – закрылись узкие врата. Человеческая душа ведь как губка, которая легко впитывает грязь, но тяжело отмывается, как костер на ветру, не прикрой его, не дай ему распространиться, а обжигающее пламя, лиши его кислорода и новых объектов, которые помогают ему гореть, и он потухнет, исчезнет, оставив лишь выжженный кусок, который покроется пылью, исчезнет. Так и душа человеческая, лишенная цели своей жизни, лишенная желания стремления к Христу и уподоблению Ему, ища более простые способы достижения земных целей и не живя для других, гаснет. Но, сравнивая с душу человека с огнем, надо понимать, что это не всеразрушающий пожар, а только тот костер, что греет и зовет к себе, освящая путь. Потому и говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен и тысячи спасутся вокруг тебя». Только истинное смирение может спасти человека от дальнейшего падения. Но любое смирение приносит любовь. В свою очередь, говоря о любви, как мне кажется, одно из наиболее исчерпывающих объяснений любви, которую должен иметь человек дал святитель Николай Сербский: «Низшее всегда доказывается высшим, а не наоборот. И человеческое существование доказывается существованием высших существ, высших по могуществу и разуму, чем люди. Кто-то из европейских философов сказал: «Я мыслю, следовательно, я существую». И это изречение разнесено по миру как нечто великое. На самом же деле, сколько бы я не мыслил, я не существую, если не существует Некто высший меня, Кто и меня и весь свет измыслил. Если Бог не существует как разум высший меня, тогда, несомненно, и я не существую, но я только некая преходящая вещь, призрак, которого вихри подняли из пыли, придали ему форму на мгновение, чтобы снова сбросить в ту же самую пыль без следа и цели. Точно также и любовь. Если любовь не в Боге и не от Бога, то это только чувственная страсть, которую люди употребляют как наркотик, чтобы этой малой бессмыслицей услаждать лишенную всякого смысла жизнь». А любовь, заключенная в Боге ведет к тому, что человек самосовершенствуется, начинает осознавать, что он может своими делами творить не меньше чем Бог, по образу и подобию Которого он был сделан, творя дела праведные и богоугодные. Таким образом, подводя итог, стоит отметить, что каждая человеческая душа подобна звезде, которая возгорает и указует путь. Даже если эта звезда падающая, то это лишний раз должно быть наглядным примером того, что близок час конца и тонка грань между правдой и погибелью. По сему хочется верить, что звезды, падающие с неба по гордыне ли, по тщеславию или же каким-либо иным грехам, загорятся снова и отсрочат тот самый конец души, который может настигнуть любого. А значит, необходимо непрестанное покаяние, осознание того, что на человека смотрит Бог и страдает от его грехов, что вера, облеченная религией ведет к спасению души и впускает свет Христов через свет Православия.

Ответов - 3

Владимир: Интересная статья. Многа букав, но я все-таки прочел. :-) Виктор, ссылочку дай, откуда взята статья.

Вольный стрелок: Владимир пишет: Многа букав Ага. Да еще и без абзацев. Очень сложно читать такой монотонный текст. Я таки ниасилил

Inkvizitor: Ссылочку не могу дать, т.к. автор я сам, а вот на почту выслать - пожалуйста. Только скиньте мне свое мыло.




полная версия страницы