Форум » И прочее, и прочее » «Церковные суеверия» » Ответить

«Церковные суеверия»

Николай Михайлович: МИССИОНЕРСКИМ ОТДЕЛОМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ ВЫПУЩЕН СБОРНИК «ЦЕРКОВНЫЕ СУЕВЕРИЯ» 20 октября в рамках XIII Всероссийской выставки «Православная Русь» прошел круглый стол по теме «Приходское консультирование и церковные суеверия на приходе». На нем Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии представил свой новый сборник статей — «Церковные суеверия». Сборник включает в себя материалы одноименной миссионерской конференции, которая прошла в мае 2006 года в Александро-Невской лавре, сообщает Патриархия.ru. В нем опубликованы выступления священнослужителей и ученых, посвященные природе церковных суеверий. Обсуждаются как сами суеверия, так и конкретные проблемы церковной жизни, которые их порождают. В частности, отдельные главы посвящены проблеме неканонизированных святых, чудотворению в современной Церкви, мифам о вакцино- и имунопрофилактике, многочисленной околоцерковной литературе. «Суеверие — это состояние души человека, которая не уповает на Бога, а верит помраченной природе материального мира», — утверждает один из авторов сборника, священник Игорь Илюшин. Представляя сборник читателям, председатель Миссионерского отдела протоиерей Александр Будников призвал верующих бороться с собственным невежеством и не поддаваться влиянию языческих представлений о религии. Он отметил, что Санкт-Петербургское епархиальное управление осуществляет контроль за книжной, аудио- и видео-продукцией, распространяемой на выставке «Православная Русь». Издания, распространяющие ложную информацию о Православной Церкви и, соответственно, порождающие суеверия, по его словам, удаляются с выставки. Источник: Православие.ru

Ответов - 99, стр: 1 2 3 All

Дмитрий: Прикольно. А я вот люблю читать исторические романы, есть даже серия романов "Государи всея Руси", так вот есть там такие моменты как: "...Марья Ярославна широко зевнула и начала быстро крестить рот, чтобы нечистая сила не залетела..." Интересно, это авторская отсебятина и невежество или действительно в те времена (Иоанна III) люди были суеверные?

Танька: Дмитрий пишет: есть там такие моменты как: "...Марья Ярославна широко зевнула и начала быстро крестить рот, чтобы нечистая сила не залетела..." Интересно, это авторская отсебятина и невежество или действительно в те времена (Иоанна III) люди были суеверные? Дима, а почему вы думаете, что это суеверие? Раньше так считалось, что в этот момент может войти в человека бес и вот крестным знамением, так сказать ограждались... Так-же в быту не хранили не покрытыми продукты, обязательно покрывали чистой тканью, а на ведро с водой ложили щепочки крестом. Люди раньше вообще боялись расслабиться и всегда были "на чеку". Тогда и Бог был к ним ближе, больше было чудес и знамений, но тогда-же и нечистая сила ухищрялась.

Владимир: Дмитрий пишет: Марья Ярославна широко зевнула и начала быстро крестить рот, чтобы нечистая сила не залетела..." Интересно, это авторская отсебятина и невежество или действительно в те времена (Иоанна III) люди были суеверные? Конечно, были и тогда суеверные люди, но было больше и людей глубоко верующих. Святые настоятельно советуют ограждать себя крестным знамением - перед едой, перед выходом на улицу, перед сном, перед всяким делом - и это нормально. Конечно, дело ведь не в широко открытом рте и автор, возможно несколько иронизирует. Нечистая сила может войти и просто так, ей не нужны никакие отверстия - это ведь не вода и не воздух - если попустит Бог, то ее ничто не остановит. Пример тому - случай с Мотовиловым - служкой преподобного Серафима Саровского.


Танька: Владимир пишет: Конечно, дело ведь не в широко открытом рте и автор, возможно несколько иронизирует. Владимир, это не автор, это святые отцы так советуют. Сама читала в какой-то книге, если найду, то обязательно уточню... Вот в этой статье автор кратко пишет о том, что такое церковные суеверия: Церковные суеверия Мне же приходилось видеть явления, наверно покруче будет суеверий, такие как колдовство в храме ужасть... Это можно встретить каждый день, то свечи перекрутят, то копейки оставят, даже крестики нательные, видимо чьи-то под половичком у входа можно находить каждый день. Или однажды пришла женщина и громко ругалась, что свечи в храме задувают, а не тушат и таким образом сдувают благодать Святого Духа. Ругалась так громко, что даже батюшка испугался и всем сказал, чтобы не задували, а тушили. У нас батюшка сам стал несколько суеверным, замучали колдовством, чес-слово... Чего только не выдумывают и если бы он видел все, что происходит, совсем бы наверно из храма убежал. Хм... особенно изощряются с похоронами. В этом случае, даже Сам Бог не указ. Стакан с водкой покрытый хлебом, это неотъемлемое блюдо в поминальной трапезе усопшего.

Denzo_: Танька пишет: особенно изощряются с похоронами у моего батька на первом приходе "заземляли" покойников. приходит батя на отпевание, а у покойника к руке кусок проволоки примотан, другой конец к полу. Батюшка спрашивает, мол что это такое? прихожани ответили, что так надо, "заземляем"

Танька: Denzo_ пишет: прихожани ответили, что так надо, "заземляем" Или в горшочек с цветком "заземляют"...

gente: Танька пишет: Хм... особенно изощряются с похоронами. В этом случае, даже Сам Бог не указ. Стакан с водкой покрытый хлебом, это неотъемлемое блюдо в поминальной трапезе усопшего. это ещё полбеды... к нам в Курск в прошлом году Кураев приезжал и поведал такую историю которая похлеще стакана с водкой и покрытой хлебом... он рассказывал что в одном селе местные жители подали жалобу архиерею на нового сельского батюшку....оказалось что жалоба состояла приблизительно в следующем... жители привыкли что предыдущий батюшка после того как совершит отпевание покойника брал в руки бутылку водки и разбивал ее то ли об забор то ли об ворота со словами приблизительно такого содержания :" а теперь душа - в рай!"... новый же батюшка был молодой, только что окончивший семинарию...и он наотрез отказался совершать подобную процедуру... так местные жители и написали в жалобе что новый батюшка усопших не пускает в Царство Небесное, так как отказывается совершать подобную процедуру

Admin: Николай Михайлович пишет: Издания, распространяющие ложную информацию о Православной Церкви и, соответственно, порождающие суеверия, по его словам, удаляются с выставки Имея некоторый опыт с выставками, не верю, что удастся всех удалить, иначе на выставке никого не останется, за редким исключением.

Николай Михайлович: Проблема в том,что церковные суеверия настолько широко распространены,что в отдельных случаях преавулируют над церковными правилами. И зачастую некоторые из них путают с благочестивыми обычаями.Да и трудно бывает отличить церковные суеверия от благочестивых обычаев. Надеюсь,издание такого сборника поможет многим из нас правильно относится к церковным суевериям.

Дмитрий: А вот как относится к освященной земле в Дивеево (которую мне, продавец из лавки советовала в воду сыпать и пить ), к щепкам, которые там продают, какое они имееют значение?Старообрядцы это называют язычеством.

Николай Михайлович: Дмитрий Это сложный вопрос и каждый решает его по мере своего внутреннего духовного состояния.В нашей жизни духовное и материальное очень тесно связаны и часто нам необходимы какие-то материальные подтверждения для укрепления нашей веры.Конечно при этом не следует доходить до обожения предметов или каких-то очевидных несуразностей,вроде того,чтобы щепки жевать.ИМХО.

Танька: Дмитрий пишет: А вот как относится к освященной земле в Дивеево (которую мне, продавец из лавки советовала в воду сыпать и пить ), к щепкам, которые там продают, какое они имееют значение?Старообрядцы это называют язычеством. Наверно это из области народного целительства. Еще с маслами придумывают всякие рецепты. И почему-то именно это масло помогает при онкологических заболеваниях, а вот это от других...

Дмитрий: Denzo_ пишет: у моего батька на первом приходе "заземляли" покойников. приходит батя на отпевание, а у покойника к руке кусок проволоки примотан, другой конец к полу. Батюшка спрашивает, мол что это такое? прихожани ответили, что так надо, "заземляем" Ага, тоже видел. Когда маленький был, соседский мужик умер, к его пальцу медную проволоку прикрутили и в песок, я как щас помню, спросил, грю зачем в песок, мне говорят чтобы в землю всё ушло, а чего всё...? Танька пишет: Наверно это из области народного целительства. Какое целительство? Ну ладно бы это бабульки кору отдирали и придумали бы там чего-нить, так ведь эти щепки в лавке продают и землю все-время подвозят...

Танька: Дмитрий пишет: Какое целительство? Ну ладно бы это бабульки кору отдирали и придумали бы там чего-нить, так ведь эти щепки в лавке продают и землю все-время подвозят... А для каких целей ее используют? Какой смысл-то в это вкладывают? Что б благодать священной земли с собой увезли, вместе с землей что ли... ничо не понимаю. Если советуют в воду сыпать и пить, и если исключить из этого посты, молитву и таинства - это и есть язычество. А если не исключать, то все это ненужно... Потому как сказано: по вере вашей, да будет вам (Мф. 9, 29)

Denzo_: Танька пишет: Потому как сказано: по вере вашей, да будет вам (Мф. 9, 29) Аминь!

Танька:

Николай Михайлович: Дмитрий пишет: соседский мужик умер, к его пальцу медную проволоку прикрутили и в песок, я как щас помню, спросил, грю зачем в песок, мне говорят чтобы в землю всё ушло, а чего всё...? В случае если духовный потенциал пробьет на корпус (т.е.на тело) духовная энергия пойдет по пути наименьшего сопротивления (т.е.по медной проволоке) в землю.Вот только ещё желательно выполнить контур заземления для равномерного распределения потенциалов.

Admin: Николай Михайлович

Denzo_: по поводу камушков, щепочек, земли и прочих так называемых "святынек" понравилась фраза моего батюшки. как-то раз принесла одна прихожанка "святынки" с очередной поломнической поездки. отче увидал все это и сказал, что земля, на которой стоит наш храм то же святая, однако это не дает мне права растаскивать храм и землю по частям домой. мое мнение на все это такое, что многие приписывают некую магическую силу камушкам, щепочкам, песочкам и тд. и тп., которые, по их мнению, способны помочь, в тех или иных нуждах, проблемах. все это происходит из-за нашего маловерия. нам порой проще попросить помощи у зримого камушка или щепочки, нежели у Незримого Бога, в Троице Единосущного и Нераздельного.

иеромонах Геннадий: А у нас, на похоронах в переди всей процессии идет какая нибудь бабка, и раскидывает пшено, именно пшено, а другое ничего нельзя. Для чего, тоже никто объяснить не может - так надо...

Дмитрий: Denzo_ пишет: по поводу камушков, щепочек, земли и прочих так называемых "святынек" понравилась фраза моего батюшки. как-то раз принесла одна прихожанка "святынки" с очередной поломнической поездки. отче увидал все это и сказал, что земля, на которой стоит наш храм то же святая, однако это не дает мне права растаскивать храм и землю по частям домой. мое мнение на все это такое, что многие приписывают некую магическую силу камушкам, щепочкам, песочкам и тд. и тп., которые, по их мнению, способны помочь, в тех или иных нуждах, проблемах. все это происходит из-за нашего маловерия. нам порой проще попросить помощи у зримого камушка или щепочки, нежели у Незримого Бога, в Троице Единосущного и Нераздельного. Так в том всё и дело, правильно Вы пишите тут, магия чистой воды, только я не понимаю почему это одобряется иерархией и продается (!) в духовном центре России? Танька пишет: А для каких целей ее используют? Какой смысл-то в это вкладывают? Что б благодать священной земли с собой увезли, вместе с землей что ли... ничо не понимаю. Я тоже не понимаю. Хотя я думаю земля эта освященна тем, что по ней ходила Пресвятая Богородица, только чуждо это всё истинному православию. Николай Михайлович пишет: В случае если духовный потенциал пробьет на корпус (т.е.на тело) духовная энергия пойдет по пути наименьшего сопротивления (т.е.по медной проволоке) в землю.Вот только ещё желательно выполнить контур заземления для равномерного распределения потенциалов. Расмешили. иеромонах Геннадий пишет: А у нас, на похоронах в переди всей процессии идет какая нибудь бабка, и раскидывает пшено, именно пшено, а другое ничего нельзя. Для чего, тоже никто объяснить не может - так надо... Это чтобы голуби склевали все и душе поесть отнесли.ИМХО. По-крайней мере меня с детства учили так, что если птиц кормить, они после смерти кормить будут нас (только непонятно...как птенцов чтоль?! ), если после поминок или на годину дать поесть детям конфеты, то на том свете поминаемому тоже поесть дадут.

Танька: Дмитрий пишет: Хотя я думаю земля эта освященна тем, что по ней ходила Пресвятая Богородица, только чуждо это всё истинному православию. Конечно-же... но зачем ее в воду и пить? иеромонах Геннадий пишет: Для чего, тоже никто объяснить не может - так надо... Это батюшка к лучшему ... Если бы знали для чего, тогда труднее было бы объяснить историю зарождения подобного действа, убедить о его никчемности, чем объяснить природу его существования. Например некоторые верят, что если покойник вдруг отразится в зеркале, то после все кто в нем отразится отправятся вслед за ним... И попробуй убеди, что ни чего им не будет если они не закроют зеркала черной тканью. В былые времена зеркала закрывались лишь для того, чтобы супруга или родственники должное время скорбили о усопшем, а не любовались своим отражением. В частности это действо предназначалось для овдовевшей супруги. Или с мытьем полов... зародилось это суеверие во времена когда была большая смертность, когда стоял мор и заразные болезни уносили целые селения. А теперь давно уже пользуются вакцинацией и многих видов заболеваний уже нет, но суеверия есть. Еще люди верят, если не сделаешь все "как надо" значит этим можно навредить покойнику. Может таким образом они надеются на прощение грехов или... ну не знаю... так выкладывают дорогу в загробный мир. Веточки еще ложат иголками вниз... Пшено хоть птички склюют, а елки жаль, просто пропадут.

Дмитрий: Танька пишет: Конечно-же... но зачем ее в воду и пить? Это Вы меня спрашиваете?

Танька: Дмитрий пишет: Это Вы меня спрашиваете? Да

Николай Михайлович: Танька пишет: Конечно-же... но зачем ее в воду и пить? А чтобы эта земля была поближе к душе.Глядишь и душа от неё освятится.

Denzo_: Дмитрий пишет: только я не понимаю почему это одобряется иерархией и продается (!) в духовном центре России? деньги, дорогой мой, деньги...

gente: Denzo_ пишет: деньги, дорогой мой, деньги... ага, помешались все на деньгах

иеромонах Геннадий: gente пишет:ага, помешались все на деньгах К сожалению, надо признать, что православие стало брендом, и спрос, пусть на самые экзотические товары - рождает предложение. Конечно, если в монастырской или приходской лавке продается всякая "чушь" с маркой - "святыня", чего же мы хотим от мира, и спрашиваем, откуда берутся суеверия. Но это вопрос совести настоятелей,(настоятельниц). А вот в Троице-Сергиевой лавре сейчас торгуют какие то "ООО", что же с них спросишь, если в самих монастырских магазинах продается невесть что...

Denzo_: иеромонах Геннадий пишет: если в самих монастырских магазинах продается невесть что... горестно от всего этого. а что твориться с людьми невоцерковленными, когда видят эту торговлю? жуть...

Танька: Denzo_ пишет: горестно от всего этого. а что твориться с людьми невоцерковленными, когда видят эту торговлю? жуть... Они свято верят, что "так надо". Земля, щепочки, это даже не суеверие... я же говорю, что это из области народного целительства. Когда-то, лет десять назад народ бредил звенящими кедрами и верил, что если носить на себе кусочек такого дерева, то все проблемы со здоровьем решатся сами собой... Вот тоже до жути была удивлена, что в храмах творится практически тоже самое, только под другим названием.

Николай Михайлович: А что же сделаешь, если материальный аспект религии многие люди ставят выше духовного.Так оно им понятней.Пройдет время,может и поймут,что духовное выше материального.Но для этого ещё надо поднятся над материальным,нелегко "совлечься ветхого человека".

Дмитрий: Николай Михайлович пишет: А что же сделаешь, если материальный аспект религии многие люди ставят выше духовного.Так оно им понятней.Пройдет время,может и поймут,что духовное выше материального.Но для этого ещё надо поднятся над материальным,нелегко "совлечься ветхого человека". Нет, наврятли, ведь Церковь этого не отрицает.

Николай Михайлович: Наверное и правильно делает.Ведь материальное и духовное так тесно сплетены в этом мире,иногда путь к духовному лежит через материальное.

Танька: Николай Михайлович пишет: Ведь материальное и духовное так тесно сплетены в этом мире,иногда путь к духовному лежит через материальное. Ну в таком случае, сколько мне земли слопать, чтобы добиться желаемого?

Николай Михайлович: Да вот Вам,Лида,и не надо землю кушать.Вы уже пришли к пониманию духовного.Но,я думаю,у Вас где-то хранится частичка земли со святого места,как материальное подтверждение Ваших духовных устремлений. Но если и скушаете,это Вам не повредит,только не увлекайтесь.

Танька: У меня есть икона Иерусалимской Божией Матери с капсулой в которой находится частичка Святой земли. Вообщем, не знаю зачем в нее вмонтировали землю. Но когда увидела эту икону, несколько дней только и думала о ней... не успокоилась пока не купила. Я бы ее и без земли купила, ну раз она там есть, это ни чего не меняет, но для чего она там, это остается загадкой. К святыне достаточно прикоснуться, ее вовсе не обязательно съедать... Так и всю обитель можно обглодать. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф.6:33).

Николай Михайлович: Танька пишет: для чего она там, это остается загадкой Кому-то для напоминания о Святой Земле,по которой ходил Христос;кому-то это материальное подтверждение православности иконы;для кого-то это подтверждения освященности иконы...Вариантов много,не обязательно видеть в этом какие-то языческие элементы.

Танька: Николай Михайлович пишет: Кому-то для напоминания о Святой Земле,по которой ходил Христос;кому-то это материальное подтверждение православности иконы;для кого-то это подтверждения освященности иконы...Вариантов много,не обязательно видеть в этом какие-то языческие элементы. Николай Михалыч, во-первых я в своей иконе ни каких элементов и подтверждения не ищу... я же написала, что вмонтированная в нее земля остается для меня загадкой. А то, что вы написали, извините, не ответ.

Николай Михайлович: Я просто высказал свои соображения по поводу того,как можно понимать то,для чего вмонтирована частичка Святой Земли в икону.Только и всего.

Танька: А если частички нет, то и всего остального нет? Это конечно не вопрос, я вообще ни чего не спрашивала, а рассказала о иконе лишь потому, что вы написали - "Но,я думаю,у Вас где-то хранится частичка земли со святого места,как материальное подтверждение Ваших духовных устремлений." Всего вам доброго.

gente: Николай Михайлович Танька ребята, давайте жить дружно (с)

Николай Михайлович: И Вам тоже. Я просто лояльно отношусь к такому проявлению материальности веры.Кому-то достаточно закрыть глаза и ощутить себя в присутствии Бога,кому-то для этого необходимо находится в храме,а кому-то в Иерусалиме,кому-то такие ощущения вообще недоступны.Но что-то я от материального начал к мистическому переходить.Лучше помолчу.

Николай Михайлович: А мы и не ссоримся,просто обсуждаем наши представления о духовном и материальном аспектах нашей веры.В чем-то наши мнения не совпадают,но это нормально,помогает посмотреть на проблему с другой точки зрения.

gente: Николай Михайлович Николай Михайлович пишет: А мы и не ссоримся,просто обсуждаем наши представления о духовном и материальном аспектах нашей веры.В чем-то наши мнения не совпадают,но это нормально,помогает посмотреть на проблему с другой точки зрения. ага... только не ссорьтесь пожалуйста... а то судя по постам мне показалось что уже вы на грани ссоры...

Танька: Юра, Николай Михалыч, я и не собиралась ссориться. Просто в таком ключе продолжать тему невозможно.

gente: Танька пишет: Юра, Николай Михалыч, я и не собиралась ссориться. и слава Богу...

Николай Михайлович: Танька пишет: Юра, Николай Михалыч, я и не собиралась ссориться. Да у меня и мысли такой не было.Это Юре показалось.Наверное наша дискуссия со стороны кажется странной или тупиковой.А мы постоим в тупике,потопчемся и дальше пойдем.

Николай Михайлович: Мне кажется Вы ошибаетесь.Мы с Лидой обычно мыслим одинаково,вот только на словах друг друга не всегда понимаем.Она человек серьезный,а у меня чувство юмора зачастую "зашкаливает" за пределы разумного.ИМХО.

НатальяП.: А кто нибудь знает , почему нельзя класть ногу на ногу? Просто я слышала как один батюшка делал за это замечание. Еще считается, что если держишь ногу на ногу и при этом еще качаешь ногой , то якобы ты на этой ноге беса качаешь.... Мой муж как то интересовался по этому поводу у одного батюшки, тот сказал , что вроде как запрет пошел еще оттого , что так римские блудницы сидели, а на коленке у них цена была написана....

Николай Михайлович: А мне одна бабушка в храме сказала,что так Иуда перед Христом сидел.(За что купил за то и продаю.) А если серьезно,то я думаю это оттого,что при таком положении поза получается несколько фривольная и даже несколько вызывающая,что конечно же несовместимо с обстановкой в храме,неблагочестиво как-то. Но это так,мои собственные измышления,насколько я знаю никаких официальных запретов на этот счет нет.

НатальяП.: Николай Михайлович благодарю за ответ

gente: мда... знаю что это не красиво... но я сам частенько кладу ногу на ногу

НатальяП.: gente пишет: мда... знаю что это не красиво... но я сам частенько кладу ногу на ногу да уж, очень навязчивая привычка, я даже во время еды за столом часто так сижу...

Inkvizitor: вообще-то так замедляется кровообращение, поэтому так сидет нельзя просто из-за физиологии.

Дмитрий: Я тоже так люблю сидеть (не в храме), и ничего плохого в этом никогда не видел и не вижу, просто так удобно.

Николай Михайлович: Дмитрий Мы же говорим о поведении в храме.

gente: Николай Михайлович пишет: Мы же говорим о поведении в храме. ааа... ну в храме я канешна так не сижу

Inkvizitor: Дмитрий, это для организма вредно, хотя сам тож отучиться не могу((

Николай Михайлович: В Рунете появился новый православный сайт о суевериях 17 января 2008 г. Москва. 17 января. - Православное общество "Азбука веры" запустило новый интернет-проект на актуальную для современного общества тему - сайт Суеверие.нет, сообщили "Интерфаксу" в четверг в пресс-службе Сообщества православных веб-разработчиков. "Цель нового интернет-проекта - освобождение веры от суеверий. Вера и суеверие несовместимы, тем не менее на практике они часто идут нога в ногу. Как это возможно? Как с этим бороться? Что значит верить и не быть суеверным? Ответы на эти и многие другие вопросы дает новый интернет-проект", - отметили в пресс-службе. Авторский коллектив сайта Суеверие.нет приглашает читателей к активному сотрудничеству по наполнению проекта новыми материалами. ИНТЕРФАКС/klikovo.ru

Дмитрий: Суеверие в тему: Ходит молва, будто на Крещение вся вода везде освящается, люди из кранов наливают воду и говорят, что она святая, это правда или суеверие?

gente: Дмитрий пишет: Ходит молва, будто на Крещение вся вода везде освящается, люди из кранов наливают воду и говорят, что она святая, это правда или суеверие? я слышал что правда

Николай Михайлович: Дмитрий пишет: Ходит молва, будто на Крещение вся вода везде освящается, люди из кранов наливают воду и говорят, что она святая, это правда или суеверие? Учитывая слова церковной молитвы,о том,что в этот день освящается вод естество,естественно предположить,что освящается. А вообще-то такая практика (наливать воду из крана в день Крещения) пришла к нам от советских времён,когда существовала проблема набрать воды,освященной в храме или источнике священником.

Дмитрий: Да, меня как-то смущает версия, что вся вода освященна. Ведь мы воду используем в разных ситуациях. Вот что священник отвечает на форуме о. Андрея Кураева: нет не верно, спрашивается кто ее освящал, кто Крест погружал, кто молитву читал?

Николай Михайлович: Речь ведь шла о неординарной ситуации.

mgr_Andrew: Вот у меня обида. С одной стороны, в книге про суеверия я узнаю свой почерк. Речь идет об огромной статье, опубликованной на одном православном форуме, а теперь, без объявления авторства, хотя и в переработанном, но узнаваемом варианте, публикуется... Ну да, церковники люди простые, им бы денег заработать)))) Про "освящения естества вод"... НЕТ, вода ВСЯ не освящается. Смотрите чин: "Об освящении воды СЕЙ, "о еже быти воде СЕЙ..." И никаких там "самовластном освящении водного естества в унитазном бачке"... Кстати, Иордан тоже освящают... Зачем бы, спрашивается, если ортодоксы-дуболомы постоянно твердят, что вся иорданская вода - святая?

Николай Михайлович: mgr_Andrew Вам видней.Остается только обсудить вопрос о соотношении святости и благодати в освящённой воде.

no-no-no: mgr_Andrew пишет: церковники люди простые, им бы денег им бы в пятак, за жульничество... а то привыкли с ними либеральничать...

Евгения: mgr_Andrew пишет: Вот у меня обида. С одной стороны, в книге про суеверия я узнаю свой почерк. Речь идет об огромной статье, опубликованной на одном православном форуме, а теперь, без объявления авторства, хотя и в переработанном, но узнаваемом варианте, публикуется... Ну да, церковники люди простые, им бы денег заработать)))) Это обидно, а главное - уже ничего нельзя сделать. Но на будущее можно подстраховаться: если зарегистрироваться и публиковать Ваши произведения на ресурсе "Проза.ру", то Вам гарантирована охрана авторских прав. http://www.proza.ru/

Inkvizitor: Евгения маловеролятно. изменят пару строк, фраз,Ю перефразирую и... гттов новый рассказ.

Николай Михайлович: "Если за человеком замели след" "Если за человеком замели след и он стал болеть, нужно купить новый веник, подкинуть на чужой двор со словами: Вам землю мести, а мне не знать гадости. У вас веник, а у меня здоровье. Аминь." Цитита из парапсихологического сайта.

антоний: Какая чушь, вот не верю во все эти суеверия. раз зашел в храм, там шла служба. сморю такая картина, женщина слева, мужична стоят справа. я встал переседине и стою. вдруг ко мне подлетает бабка и орет, что стоишь, иду к мужикам. Я ответил что хочу стоять тут и все. она злая улетела обратно в свой строй. Вот я и думаю, где в библии написано что мужчины справо, а жещины слева???

Дмитрий: антоний пишет: Какая чушь, вот не верю во все эти суеверия. раз зашел в храм, там шла служба. сморю такая картина, женщина слева, мужична стоят справа. я встал переседине и стою. вдруг ко мне подлетает бабка и орет, что стоишь, иду к мужикам. Это благочестивая традиция, но нет строгих рамок и уже тем более нельзя кричать на человека, что он стоит посередине. У нас в храме мужчины стоят и слева и справа и женщины так же, и посередине стоят и никто им слова не говорит.

Николай Михайлович: Дмитрий пишет: Это благочестивая традиция Хорошая традиция.Есть в ней определённый смысл,особенно если храм не переполнен и отсутствует интенсивное движение в храме. В храме,где я начинал воцерковляться, такая традиция существовала.И когда я приходил в другой храм,где эта традиция не осуществлялась,меня в некоторой степени это смущало,но потом привык и перестал обращать на это внимание.

Inkvizitor: да у нас тоже как-то нормально относятся к этому. если так стоять будут женщины и мужчины, то чем мы будем отличаться от мусульман, у котрых раздельно? не согласен с такой глупостью, а мнггих бабок, скажу честно, я бы даже на порог храмы бы не пустил, ат о они всечно портят все. то стоишь не так , то пожертвование не такое, то торговлю бойкую устраивают. короче говроя, попирают все заповеди Господни.

антоний: я полностью согласен с инквизитором, совершено верно. конечно бабашки помогают в церкви убирают храм после службы, поддерживаютв нем порядок. но конечно хотелось бы чтобы они вели себя по скромнее. Вот однонаблюдение, мое что в нашем храме я редко вижу молодых парей и двушек. хотя парни служат священнику пр иотправлении службы. они выносят пдсвечники, заносят их и так далее. Потом когда после службы священник выходит, уже облаченный в черную свою мантию. все идут к нему на благословление. интересно наблюдать.

антоний: а еще у меня такой вот вопрос, почему когда начинаешь разговаривать со своими сверстником о вечном и так далее, люди сразу начинают зажиматься, стесняться, даже произнести слова осподь и так далее. н понимаю этого????

Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: не согласен с такой глупостью, а мнггих бабок, скажу честно, я бы даже на порог храмы бы не пустил, ат о они всечно портят все. то стоишь не так , то пожертвование не такое, то торговлю бойкую устраивают. короче говроя, попирают все заповеди Господни. Да.Настоящий образец христианского терпения. Представляю,что бы было если бы автор вышеприведенного поста,взял на себя обязанности одной из бабушек,по помощи в храме...

Inkvizitor: Николай Михайлович пишет: Да.Настоящий образец христианского терпения. Представляю,что бы было если бы автор вышеприведенного поста,взял на себя обязанности одной из бабушек,по помощи в храме... "Я принес вам не мир, но меч" это было сказано 2000 лет назд. это значила, что вся жизнь борьба за справедливост и свободу. а вы тепреь говрите, что мы должны мириться с грехом (см. пост к Дмитрию). представляете? ну раскажите, что вам подсказывает ваше сознание или воображение? а к "авотру" можно и оп имени было обратиться. все-таки знает, как звать.

Владимир: Inkvizitor пишет: "Я принес вам не мир, но меч" это было сказано 2000 лет назд. это значила, что вся жизнь борьба за справедливост и свободу. а вы тепреь говрите, что мы должны мириться с грехом Это значит, что прежде всего нужно вести борьбу со своими грехами и не поддаваться влиянию извне, т.е. не уклоняться от веры, не склоняться к греховным делам, которые творят ближние, пусть это даже отец или мать, или брат, или сестра или жена и проч. Это вовсе не значит не любить ближних - нет их нужно любить, и не только их но и даже врагов - по слову Христа, но ненавидеть нужно грех и если ближние склоняют тебя ко греху, уклоняться и от ближних, при этом не питая к ним ненависти, а лишь к их греховному образу жизни и мышления... А вы что же, хотите выгнать бабок из храма и вообще взять меч и порубать "на капусту" всех противников Христовых? Христос к этому не призывал... Толкование блаженного Феофилакта Болгарского по данному поводу... http://pagez.ru/lsn/0113.php#10 Меч означает слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле Богопочитания. Говорит здесь о том, что должно удаляться, или отделяться от них не без особенной причины, но только тогда, когда они не ведут нас к вере, и еще препятствуют нашей вере. Слова о разделении домашних взяты у пророка Михея, который говорит: дщерь возстанет на матерь свою, невеста на свекровь свою, врази еси мужу домашнии его (Мих. 7, 6). Пророк, говоря о врагах человека между домашними его, имел в виду древних иудеев, когда произошло между ними такое разделение сына от отца: Христос же прилагает сии слова вообще к верующему, показывая, что все домашние хотящего веровать будут враги ему.

Владимир: Inkvizitor пишет: а мнггих бабок, скажу честно, я бы даже на порог храмы бы не пустил, ат о они всечно портят все. то стоишь не так Дорогой Инквизитор (Виктор) и Антоний. Попробуйте взглянуть на эти проблемы с позиции Евангелия. Во-первых, Господь говорит - да любите друг друга, как и Я возлюбил вас. Господь любит нас не взирая на наши грехи и нас ради человек и нашего ради спасения пришел на землю, чтобы послужить нам, и за нас, грешных, дабы спасти нас - добровольно пошел на крестные страдания! Вы помните, что Господь не отвергал никого, ни блудницу, ни мытаря, ни одного человека, кто желал приблизиться к Нему, желал научиться или исцелиться от Него. Удалялся только от тех, кто упорно не желал слушать Его, кто сам отвергал Его. Можем ли мы, поступать по иному, не так, как поступал Господь? Не можем, а если будем поступать по иному, то это будет означать лишь то, что мы отвергаемся Христа.... Во-вторых, по Евангелию, по словам Христа - невозможно не прийти искушениям - значит мы должны научиться преодолевать их - т.к. Господь сказал - терпением вашим спасайте души ваши! Для чего попущены искушения очень хорошо написано в послании апостола Иакова: Новый Завет > Книга Иакова > Глава 1 2. С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3. зная, что испытание вашей веры производит терпение; 4. терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. 5. Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, -- и дастся ему. 6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. 7. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. 8. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих. 12. Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его. 13. В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, 14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; УПО: Але кожен спокушується, як надиться й зводиться пожадливістю власною. 15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. Ведь попускаемые искушения дают понять и увидеть свои собственные грехи и болезни, свои немощи и недостатки, если только мы смотрим внутрь себя на свое сердце, а не на поведение и грехи ближних! Ведь не даром же Господь сказал - внимайте себе!!! Книга Псалтирь > Глава 50 > Стих 23: (49-23) Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божие'. Вот ведь какая интересная получается картина! Оказывается, что из этого и складывается наше спасение и только так мы можем научиться поступать по воле Божией....

Inkvizitor: Владимир пишет: Оказывается, что из этого и складывается наше спасение коли Богу будет угодно, то мы спасемся. нет - погибнем. главное жить по совести и справедливости. почему, если человек не был крещен, но жил как христианин ( справедливо и оп совести), то он не спасется что ли? глупости каие-то.

Владимир: Inkvizitor пишет: коли Богу будет угодно, то мы спасемся. нет - погибнем. Богу не может быть не угодным наше спасение - этого Он очень желает - ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы вский верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.... Inkvizitor пишет: почему, если человек не был крещен, но жил как христианин ( справедливо и оп совести), то он не спасется что ли? глупости каие-то. Читайте внимательно Евангелие, что сказал Христос по данному поводу - Кто будет веровать и креститься - спасен будет, а кто не будет веровать - осужден будет. Если человек не был крещен по какой-либо причине, то вход в Царство Небесное для него будет закрыт, до той поры пока он не будет крещен. Почему? Да потому что крещение - это Рождение нашего внутреннего духовного человека. Как неродившееся дитя не может войти в этот мир, так и некрещенный, не родившийся духовно внутренний наш человек не может войти в Царство Небесное. В беседе с Никодимом Господь ясно сказал: Книга От Иоанна > Глава 3 > Стих 5: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Вот что говорят великие святые о таинстве Крещения http://www.pagez.ru/ds/kres.php Упоминается еще один вид крещения - через мученичество, по вере во Христа. Но насколько это верно, я не вникал и ничего пока сказать не могу. Если у кого будут ссылки по данному поводу, буду благодарен за информацию....

Inkvizitor: Владимир пишет: Если человек не был крещен по какой-либо причине, то вход в Царство Небесное для него будет закрыт, до той поры пока он не будет крещен. Почему? Да потому что крещение - это Рождение нашего внутреннего духовного человека. Как неродившееся дитя не может войти в этот мир, так и некрещенный, не родившийся духовно внутренний наш человек не может войти в Царство Небесное. глупости, глупости. нет разумного аргумета. этот меня не убедил. я все равно верю и буду верить в то, что если чнловек жил как положено, то он попадет в Царствие небесное. может тогда Христос это говрило для того, чтобы ясно определить свою веру, но если при болшевиках за крещение могли убить человека, его не крестили, а он умер во время этой эпохи, то он что теперь? а он жил как достон того хритстиан. не могу с вам согласиться. это неправильно. совершено не верно.

Владимир: Inkvizitor пишет: глупости, глупости. нет разумного аргумета. Сам Господь говорит об этом, святые говорят об этом, а вы говорите - глупости. Давайте отменим крещение не будем слушать, что говорит Евангелие, что говорит Церковь Христова, а будем жить по своему разумению и своей вере не взирая ни на что.... Тогда вам не нужен ни Христос, ни Церковь ни святые - вы и так все сами знаете. Может быть пора создать свою церковь установить по своему разумению догматы? Я вот тоже хотел бы верить, что все порядочные люди будут спасены, не зависимо крещены они или нет. Есть намеки на то, что дескать существует еще крещение кровью и Духом (мученики) и еще якобы огнем, но я не встречал таких положение в Православии, может быть вы встречали и подскажите?

Дмитрий: Inkvizitor пишет: глупости, глупости. нет разумного аргумета. этот меня не убедил. я все равно верю и буду верить в то, что если чнловек жил как положено, то он попадет в Царствие небесное. может тогда Христос это говрило для того, чтобы ясно определить свою веру, но если при болшевиках за крещение могли убить человека, его не крестили, а он умер во время этой эпохи, то он что теперь? а он жил как достон того хритстиан. не могу с вам согласиться. это неправильно. совершено не верно. Глупости для тех, кто понимает Таинство Крещения не как Таинство, а как обряд, никчемный, никому не нужный обряд. В Таинстве на человека сходит Дух Святой. Мы сейчас не можем судить спасутся ли не крещенные, но честные. Но факт остается фактом, иначе зачем тогда Таинство совершали песком (при отсутствии воды), или мирянином? Таинством нельзя пренебрегать, даже протестанты крещение не отвергли.

Inkvizitor: поколение ныне не то. плюс деградация общества.

Дмитрий: Inkvizitor пишет: поколение ныне не то. плюс деградация общества. Это Вы в первую очередь о ком? Виктор, Антоний, может Вы сами пойдете в храм служителями, а бабушек уволите за дерзость к себе?

Inkvizitor: Дмитрий пишет: Это Вы в первую очередь о ком? Виктор, Антоний, может Вы сами пойдете в храм служителями, а бабушек уволите за дерзость к себе? я старюсь не дегродировать, но под влиянием общества что-то отражается. а вы не переживайте, мы пойдем коли надо будет. вы так к ним хорошо относитесь, когда они нарушают заповеди? ведь почти вся деятель ность этих бабок есть нарушения слов Христа. Христо гнал торговцев из храма - у нас бойкая торговля святыми товарами, у нас учили смирение и терпению - та кне стой, так не делай постоянно лезут со всех сторон. примеров могу привести много, но думаю, что это не нужно.

Владимир: Inkvizitor пишет: ведь почти вся деятель ность этих бабок есть нарушения слов Христа. Христо гнал торговцев из храма - у нас бойкая торговля святыми товарами, у нас учили смирение и терпению - та кне стой, так не делай постоянно лезут со всех сторон. примеров могу привести много, Виктор, вы сами нарушаете заповеди Христовы нетерпением к недостаткам ближних, к тем же, как вы говорите, бабкам и не почитает старших. А ведь апостол Павел, следуя Христу говорит - носите бремена друг друга и тем самым исполните закон Христов. Носить бремена это не только помочь бабушке перейти дорогу, или сходить для нее в магазин за хлебом, но и терпеть ее незнание, ее колкости характера, ее немощи, впрочем как и других ближних... Христос имел право гнать торговцев из Храма т.к. Он Судия Праведный, мы не имеем права этого делать т.к. мы не судьи. Нам нужно гнать из храма своего сердца всякий грех, всякую неправду, нелюбовь к ближним, неверие, зломыслие, зависть, несмирение и проч - вот где и что нужно делать, а не бабок из храма выгонять....

Inkvizitor: Владимир пишет: Может быть пора создать свою церковь установить по своему разумению догматы? будет видно)) хотя идея очень заманчивая. только боюсь, что если создам, то в мою церковь придет больше народа. Владимир пишет: мы не имеем права а какие-нибудь у нас есть права вообще? то говорят, что свобода есть, то нет и прав, а следовательно нет и свободы. что-то я уже запутался.

Дмитрий: Inkvizitor пишет: а какие-нибудь у нас есть права вообще? то говорят, что свобода есть, то нет и прав, а следовательно нет и свободы. что-то я уже запутался. По-моему Вы путаете Закон Божий и закон человеческий. В Законе Божием написано: "Вставай при старцах и чти возраст их" (цитата неточная из книги Сирах). В законе человеческом написано: "Свобода одного человека заканчивается там, когда этим нарушается свобода другого человека".

Владимир: Inkvizitor пишет: мы не имеем права а какие-нибудь у нас есть права вообще? то говорят, что свобода есть, то нет и прав, а следовательно нет и свободы. что-то я уже запутался. Сказанное, "мы не имеем права" - относится к суду над ближними т.к. это запрет Божий - не судите, да не судимы будете. Конечно, по данной нам от Господа свободе, мы можем преступать и не только этот запрет, но и вообще поступать вопреки всем установлениям Божиим и в этом тоже наша свобода, но такая свобода погибельна и по сути своей не свобода т.к. в этом случае в нас действуют наши страсти, греховные пожелания, а значит мы становимся подвластны дьяволу и удаляемся от Бога. Наша истинная свобода может быть только в Боге и свобода и истинная жизнь. В молитве "Отче Наш" мы произносим - "Да будет воля Твоя" т.е. этим самым мы смиряем себя и добровольно предаем себя воле Божией тем самым отказываясь от своих прав на действия и поступки противоречащие воле Божией. Таким образом, мы добровольно ограничиваем себя (насильно Бог этого делать не будет) по сути в свох греховных пожеланиях и страстях, и если так можно выразится, учимся жить и быть свободными в воле Божией...

Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: вы так к ним хорошо относитесь, когда они нарушают заповеди? А разве Вы,Виктор,не нарушаете 5 заповедь таким отношениям к людям,которые Вас намного старше.Ведь эта заповедь относится не только к биологическим родителям,но и к старшему поколению.Я нисколько не оправдываю их,но просто призываю Вас быть терпимей к чужим недостаткам.Мне возможно легче быть терпимей к этим бабушкам,так как представляю, что им удалось пережить,но нисколько Вас не оправдываю. P.S. А в сообщении не обратился к Вам по имени потому,что в моём сознании как-то не укладываются такие Ваши посты с тем мнением,какое у меня сложилось о Вас.

Inkvizitor: Николай Михайлович пишет: А разве Вы,Виктор,не нарушаете 5 заповедь на мне 5 сметных грехов, а заповеди нарушил все и уже давно. ( не надо понимать это в буквальном смысле, но нарушил все. будет непонятно - поясню.)

Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: на мне 5 смертных грехов, а заповеди нарушил все и уже давно. У меня их намного больше,но это совсем не повод,для того,чтобы сознательно грешить и дальше.Эти бабушки сохранили веру во времена гонений,а мы и в настоящий период готовы её потерять при малейших потрясениях.Уже одно это должно внушать уважение к ним.Да и все их эти "излишние замечания и наставления",если можно так сказать,вытекают из их излишней ревности к благочестию,а не из злых намерений,это тоже необходимо учитывать.

иеромонах Геннадий: Ну вот, начали за здравие, а закончили... Виктор, ну что Вы так взъерепенились? Ну бабки, смениться поколение и их не будет. Они себя отожествляют с хранителями, они и в самом деле ходили в храм, когда например Вы бы не пошли. Да, Вы бы веровали, но вера Ваша была бы как у Никодима, в ночи ко Христу ходившего, страха ради иудейска. А спасение вне Церкви - не возможно!!! Что есть вера - это уверенность в невидимом. Но мы то с Вами, блаженнее самих апостолов Христовых, они были после распятия Христова - подавленны, морально почти убитые, сомнения терзали их души. Они не имели веры!!! А мы с Вами - мы знаем, что Христос - воистинну Воскрес, и вера наша ничем не замутненная. Она освященна двухтысячелетней историей Церкви. Две тысячи лет благодать Святого Духа действует в Церкви, в каждом ее члене. И эту уверенность в невидимом, мы видимо поттверждаем принимая Святое Крещение. Мы в нем умираем со Христом, что бы иметь и жизнь с Ним! Не может зерно прозябнуть не умерев. Не может человек наследовать Царство Отца, не будучи Его сыном!!! Виктор, я не хочу Вас обидеть, но в глубине души вы ведь Сами понимаете, что спор Ваш - беспереспективный, что все изложенно в Символе нашей веры - "Исповедаю едино Крещение, во оставление грехов..." Каждое следствие, должно иметь причину, и наоборот, ведь Вы образованный, и не хуже меня это знаете. НЕ упорствуйте, прошу Вас, и не вводите во искушение народ Божий. Да умудрит Вас Господь! Прошу - только без обид!

Inkvizitor: иеромонах Геннадий отче, все хорошо. все правильно. постараюсь народ не смущать)) я все это понимаю, но ведь хочу верить в иное. моей бабушке, когда умер ее муж ( был ли он крещенным или нет неизвестно). он вынужден был носить партбилет. умер он еще при СССР, поэтому креститься не мог. бабушка ходила к одному священнику. он был молодой. тот ей сказал, когдла она просила, чтобы его тайно предать земле, что он будет за него молиться, а коль он жил праведно. то спасется.

иеромонах Геннадий: Виктор, неисповедимы пути Господни. Все в деснице Его...

Николай Михайлович: На воду надейся… 20.01.2009 Что общего между крещенскими суевериями и жизнью по фэн-шую? На будущей неделе у православных верующих праздник: Крещение Господне. 19 января сотни саратовцев по традиции потянутся в храмы за крещенской водой. В этот день в городских приходах обычно царит столпотворение: люди часами стоят в огромных очередях, мерзнут на январском морозе ради возможности запастись крещенской водой и принести ее в дом. Однако, как показывает практика, далеко не все «стояльцы» понимают, что крещенская вода – это не волшебное снадобье, и ни микстура, которая автоматически исцеляет от всех бед, а нечто совершенно иное, требующее от человека гораздо более глубокого погружения «в предмет». Чтобы оградить наших читателей от ошибок, мы вместе с клириком храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», иеромонахом Дорофеем (Барановым) решили составить рейтинг самых распространенных крещенских заблуждений с их последующим разоблачением. Заблуждение № 1. Крещенская вода очищает от греха Самое дремучее и распространенное заблуждение. Заключается в отношении к святой воде как к некому универсальному лекарству, способному исцелить от всех болезней, как телесных, так и душевных. *** Обычно даже нецерковные люди, выросшие вне православной традиции, где-то на уровне подсознания считают, что болезнь дается человеку по грехам. Однако предпринять какой-то серьезный, глубокий шаг, чтобы с этим справиться, они не могут. Ежедневному кропотливому труду над своей душой и жизни по заповедям они предпочитают простой выход – раз в год испить крещенской воды. При этом зачастую надеяться не столько на чудо, сколько на некий магический механизм. Как игрок в казино бросает монету и ждет, получится у него или не получится, выпадут три семерки или нет, так и в случае с крещенской водой человек на «всякий пожарный» прощупывает почву – а вдруг сработает? - К сожалению, наш народ поражен духовной проказой – магическим отношением к жизни,- рассуждает отец Дорофей. – А магия – она невозможна без каких-то вещественных подтверждений: кумиров, идолов, разных фэншуйских штучек, которые сейчас очень популярны. И крещенская вода для людей нецерковных – это такой собирательный символ всего магического, таинственного, что есть в Церкви. При этом главный смысл церковной жизни – спасение души – они, как правило, упускают. Заблуждение № 2. Вода в крещенской купели «сильнее» той, что дают в церкви Особенно забавное заблуждение. Свойственно людям, «фанатеющим» здоровым образом жизни и моржеванием. Они полагают, что наиболее «гарантированное» очищение от греха можно получить, искупавшись в «иордани», или попросту проруби. Обычно она вырезается во льду в виде креста и освящается священником по специальному чину. Купание в такой купели считается даже более сильным средством, чем просто питие крещенской воды. Дескать, одно дело принять частицу святыни внутрь, и совсем другое погрузиться в нее целиком. Такое погружение не только «вымывает» из человека все накопившиеся за год грехи, но и дает ему некий антигреховный «иммунитет», своего рода духовную страховку от греха на весь последующий год. С этого момента что бы ни делал человек, как бы себя ни вел, грех к нему «не пристанет». И чем ледянее вода, тем «эффективнее» защита. *** - Это народное представление о чистоте душевной через чистоту телесную, через некое воздействие на тело было присуще человеку во все времена,- объясняет суть духовного парадокса отец Дорофей. – Во все эпохи в разных странах от Византии до России и в западных христианских странах человек искал какого-то внешнего источника или предмета, который без особых усилий погружал бы его во внутреннюю, мистическую жизнь христианства. Суеверие, в котором человека невозможно переубедить до тех пор, пока он не захочет разобраться в истинном смысле таких понятий как грех и очищение от греха. В знаменитом 50-м псалме царь Давид просит Бога: «…сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей…» (Пс. 50, 12). Отсюда мы видим, что от человека требуется чистота души и сердца, и никакой водой – ни наружным омовением, ни приемом внутрь, этого состояния достичь нельзя, поскольку к чистоте сердечной человек приходит только через исповедь и христианскую жизнь в целом. Заблуждение № 3. Крещенская вода заменяет причастие Часто встречается среди религиозно продвинутых, но еще до конца не воцерковленных людей. Такой человек знает, что такое причастие, понимает его исключительно важный смысл, сам когда-то причащался, помнит связанные с этим эмоции и переживания, но поскольку теперь это событие, как он сам считает, для него невероятно трудно, то стремится ограничиться крещенской водой. *** На самом деле употребление крещенской воды не имеет никакого отношения к причастию, которое совершается в церкви, и уж тем более его не заменяет. Причащаясь Тела и Крови Христовых, человек соединяется с Божеством, что называется, напрямую. А крещенская вода – это святыня, через которую человек приобщается той благодати, которая изливается в мир через Церковь. Тот же принцип действует в отношении других православных святынь – просфоры, соборного масла, мощей святых и т. д. Заблуждение № 4: В Крещенскую ночь достаточно купания в душе Есть мнение, что поскольку в ночь на Крещение «освящается всех вод естество», то получить свою «порцию» благодати можно, купаясь под обычным душем или приняв в полночь «крещенскую» ванну. *** Вопрос настолько деликатный, что даже церковные люди в нем иногда расходятся. С одной стороны, если человек больной и не может прийти в храм, и у него нет никого, кто бы мог ему крещенскую воду принести, и этот человек в праздник Крещения совершает такое омовение или просто набирает воду из-под крана, ему подается благодать. Но если человек имеет возможность пойти в храм, но не делает этого, предпочитая молитвенной службе ночной моцион в душе, то сколько бы он ни купался, все это будет обычной физкультурой, которая поможет ему ровно настолько, насколько взбадривает человека простое омовение прохладной водой. - В конечном итоге все зависит от веры,- резюмирует отец Дорофей,- веры в то, что благодатная жизнь доступна для человека, но она как бы охраняется Богом, находится под замком. Наша задача правильно подобрать ключик к этому замку. А если человек пытается его взломать или воздействовать на него ключом магическим, то Господь этот замок не откроет. Не потому, что Ему жалко, а потому что человеку это будет вредно. Если человек, приступив таким образом к святыне, почувствует облегчение или исцеление, это укрепит его во мнении, что прибегать к помощи Божией можно такими разовыми набегами, с помощью ночных купаний в душе. Можно себе представить, в какие дебри завел бы человека такой псевдорелигиозный, утилитарный подход. Что же такое святая вода? Крещенская вода, или великая агиасма (от греч.- святыня) – это великая святыня, через которую, при правильном к ней отношении, человеку сообщается благодатная сила. Она поддерживает человека в трудные дни его жизни, в том числе, когда ему плохо физически. Эта сила сообщается воде через молитву, во время Чина великого освящения, который совершается в церкви дважды. Первый раз в канун праздника, 18 января, в Крещенский сочельник, сразу после утренней литургии. И второй – непосредственно в день Крещения, 19 января. Таким образом, человек, пьющий крещенскую воду, фактически получает от Бога помощь. Вопреки распространенным заблуждениям о том, что святая вода это лекарство от всех бед, ее основное назначение – не телесное, а духовное подкрепление человека. Получая через воду Божественную благодать, человек получает не волшебную пилюлю, которая исцелит его от болезней, а силы для борьбы с их истинной причиной – грехом. Набрать святую воду можно в течение шести дней вплоть до отдания праздника. Как правильно употреблять святую воду? Крещенскую воду обычно выпивают с утра, натощак, заедая кусочком принесенной из храма просфорки и произнося определенную молитву «на принятие святой воды». Особенно хорошо иметь крещенскую воду в случае, если человек болен и не может присутствовать на литургии, или просто в будний день. Исключительная сила святой воды, ее способность духовно укреплять человека даже вне церковных стен, и стала причиной распространенного заблуждения о том, что крещенская вода заменяет причастие. Почему именно вода? Многих интересует вопрос, почему благодатная сила сообщается человеку через воду, а не, допустим, через песок? И зачем Богу вообще понадобилось изливать Свою энергию через что-то вещественное вместо того, чтобы сделать это «напрямую»? *** Благодать по своей природе невещественна, это духовная субстанция, источником которой является Бог. Она дает жизнь всему живому, благодаря ее божественному действию мы существуем и дышим. Но поскольку мы живем все-таки в вещественном мире, Бог использует какие-то вещественные предметы как некий проводник благодати. И одним из главных таких веществ является вода. Благодаря своим свойствам вода удобнее всего проникает в наш материальный мир. Все живое, в том числе и организм человека, на 80% состоит из воды. Вода – это жизнь, в отличие от, например, песка, который жизни не дает. Для чего нужна святая вода? - Главное в жизни человека – это его общение с Богом,- подводит итог отец Дорофей. – Все что нужно для жизни, человек получает от Бога. Но человек настолько слаб, что зачастую не может поднять руку, чтобы взять то, что ему дается. Она у него как плеть висит, он словно сухорукий. На этот случай у Церкви существуют «вспомогательные» средства, одним из которых является крещенская вода. Она укрепляет его духовные силы для того, чтобы он смог эту руку поднять. Однако, обычно выпив святой воды, человек ею не удовлетворяется. Он чувствует в себе некую силу, некую инерцию духовного движения, но не понимает, что с этой силой делать, в какое русло ее направить. Если человек насыщается крещенской воды, но дальше не делает движений навстречу Богу, то получается, что человек попил крещенской воды втуне, или попросту говоря зря. Бывает, что от такого бездумного прикосновения к святыне у человека возникает некое томление. Отсюда все эти крещенские купания с напитками, которые часто заканчиваются банальной дракой. Человек не может жить без радости, без праздника. Но поскольку истинную радость он упускает, то начинает догонять ее другими средствами, в том числе алкоголем. В народном сознании всегда есть один день в году – эдакий духовный Юрьев день, когда вдруг на несколько минут открываются «небесные врата», в которые надо обязательно успеть забежать. Есть, к примеру, страшное заблуждение – оно из того же ряда, что в Троицу можно молиться за самоубийц, что человек, умерший на Пасху, автоматически попадает в рай и т. д. Все это не имеет ничего общего с реальным положением вещей. Однако в этой своей попытке «успеть» люди, стоящие за святой водой, порой доходят едва ли не до драки. Понятно, что Господь не будет их за это наказывать, потому что Он видит расположение их души, их стремление приобщиться святыне, к тому, что выше их. На Западе такой надежды давно уже никто не испытывает. Западный человек с протестантским сознанием уже окончательно убедился в том, что ничего в мире выше его сознания, выше его воли нет. Наш человек, пусть неосознанно, еще верит в свое мистическое единение с Божеством, он хочет очиститься, хочет чистоты. Он понимает, что есть нечто, что гораздо выше, серьезнее, добрее и масштабнее, чем его собственное «я». И он перед этим «нечто» по-своему благоговеет. Поэтому, кроме всех перечисленных заблуждений, есть в этом многочасовом стоянии и надежда – на то, что эта маленькая ниточка, почти паутинка, связывающая человека с Богом, еще не оборвана. Подготовила Елена Балаян Саратовская панорама № 1 (674) 14–20 января 2009 г. Православие и современность



полная версия страницы