Форум » И прочее, и прочее » История возникновения общей исповеди » Ответить

История возникновения общей исповеди

Рулетка: Протоиерей Алексий Уминский «Тайна примирения». Москва, Даниловский благовестник, 2007 г. Говоря об общей исповеди, мы вспоминаем наши мно-голюдные храмы в тот период, когда не хватало ни храмов, ни священников. В большие праздники в церковь приходи-ло так много людей, что невозможно было успеть всех поисповедовать, и совершалось некое действие, которое стали называть общей исповедью. Обычно выходил священник в епитрахили с крестом, с Евангелием и ко всем людям, ко-торые пришли в храм, чтобы причаститься святых Христо-вых Тайн, обращался с проповедью, касающейся Таинства покаяния. Он рассказывал людям о том, что такое исповедь, какие люди грешные, о том, что всем надо каяться, потому что без покаяния никто не может спастись и войти в Царс-твие Небесное, а потом говорил такие слова: «Сейчас я вам буду перечислять грехи, а вы все внутри себя кайтесь в них и говорите „грешен" или „грешна"». И священник начинал читать длинный-длинный список грехов, начиная от первой заповеди и кончая последней. И все люди повторяли вслед за священником слова покаяния в перечисленных грехах. После этого священник покрывал всех епитрахилью, люди целовали крест и Евангелие и шли причащаться. Такую форму исповеди приписывают святому праведно-му Иоанну Кронштадтскому, называя его родоначальником общей исповеди. Действительно, святой праведный Иоанн Кронштадтский своей пламенной проповедью побуждал людей к покаянию. К нему на службу в кронштадтский Андреевский собор собиралось по пять-семь тысяч человек, в храме страшно было находиться - так глубоко в душу проникало его слово, настолько реальным становилось раскаяние. В этот момент люди не могли сдержать своих чувств, они вставали на колени, громко выкрикивали свои грехи, плакали и умо-ляли Бога о пощаде. Даже местные воры пользовались этим и во время общей исповеди проникали в собор, чтобы срезать кошельки у людей, которые ничего не замечали вокруг. Это совершенно не было похоже на то, что под видом Таинства общей исповеди происходит в наших храмах. Исповедь про-должалась несколько часов. Совершалось настоящее покая-ние, человеческие души очищались от греха, и жизнь людей изменялась, они чувствовали присутствие святого, и его лич-ная святость передавалась всем окружающим. После этого они причащались из его рук. На такое был способен только святой праведный Иоанн Кронштадтский. Позднее общая исповедь проводилась в наших храмах во времена гонений и войны. Очень многие священники на-ходились в лагерях, и чтобы добраться до действующих храмов, которые были в основном маленькими, кладбищенски-ми, людям приходилось преодолевать огромные расстояния. Попасть на службу они могли, может быть, только несколько раз в год, скажем, на Крещение или на Пасху. И вот они соби-рались в храме, а там один старенький священник, который только что вышел из лагерей, который едва стоял ногах и был не в силах исповедовать большое количество людей. И тогда стали прибегать к общим исповедям. Это было тяжелое время гонения на Церковь, и люди, которые жили тогда со Христом, конечно, переживали исповедь немного иначе, чем переживаем ее сейчас мы с вами. Подобная практика имела свое оправда-ние в те годы. После войны храмы стали открываться, но священства было очень мало. Об этом сейчас почти никто не говорит, эта страничка почему-то закрыта для тех, кто описывает жизнь Церкви, а ведь очень много священников, которые служили после войны, были обновленцами. Церковь, по милосердию своему, приняла их после принесения покаяния и клятвы верности Церкви, часто формальных, и они относились к Ус-таву и Таинствам Церкви крайне небрежно. Уполномочен-ным по делам религии это было очень выгодно. А затем наступил период новых гонений на Церковь, когда Хрущев похвастался, что скоро покажет по телевизору последнего попа. Некоторые из обновленцев-священников публично отрекались от веры. Огромное количество хра-мов, открытых после войны, было закрыто и разрушено. Мне рассказывал мой духовник, как он служил в молодости алтарником в одном московском храме, очень богатом в те времена, который никогда не закрывался и где священни-ком был бывший обновленец. Совершив Евхаристию, он не потреблял Святые Дары, а выливал их в умывальник. Много таких рассказов я знаю, например, про батюшку, который любил в алтаре пить чай и есть пирожки с мясом. Из-за такого ложного, равнодушного отношения к вере укоренилась и общая исповедь. Приходили люди в храмы, которых было мало, а их там никто не слушал, священник бормотал слова общей исповеди, накрывал кающихся епит-рахилью, и люди шли к Чаше. Так традиция Причастия пос-ле общей исповеди была заложена священниками - бывши-ми обновленцами, которые после войны нанесли серьезный урон церковному благочестию и вообще жизни Церкви. Мое глубокое убеждение, что общая исповедь не являет-ся Таинством. Если кто-то и получает отпущение и разреше-ние грехов, то такое покаяние ничем не отличается от того, которое человек приносит Богу наедине, келейно.

Ответов - 21

Николай Михайлович: А разве сейчас где-нибудь практикуется общая исповедь?

marabu: Практикуется! В больших храмах по большим праздникам, когда толпы народа - всех исповедовать невозможно. У нас батюшка проводит общую исповедь, но идут те, кого он знает, то есть кто постоянно к нему ходит на исповедь. И то, если кому-то что-то надо сказать индивидуально, то подходит отдельно и отдельно исповедуется. А если незнакомый человек, впервые пришёл, то здесь только лично с ним надо "работать", без вопросов.

Рулетка: У нас регулярно, в посты. Но я все равно подхожу к священнику и называю ему все. Во-первых, не считаю общую исповедь полноценным таинством, т.к. возникает чувство, как будто я обманула и схитрила (только однажды не называла грехи вновь, т.к. батюшка несколько раз строго об этом сказал), а во-вторых, потому что исповедь идет во время службы, и я почти ничего не слышу из этого списка грехов. Николай Михайлович, а у Вас в храме тоже очень много исповедников, или священники успевают выслушать всех? У нас бывало, очередь до многих не доходила просто, так и уходили домой. Поэтому, наверное, стали практиковать общую исповедь частенько.


Николай Михайлович: Может за последнее время что-то изменилось,и я не в курсе дел,но раньше такого не допускалось.При большом кол-ве исповедников исповедь затягивается допоздна.Бывало что и не успевали всех исповедать,но обычно тех кто не успел,благословляли исповедоваться во время литургии.Но сейчас батюшек много,должны успевать.Одно время в Спасо-Преображенском храме существовала такая практика - перед началом исповеди батюшка читает чин общей исповеди,а затем каждый подходит и дополняет (тут уже как совесть подсказывает-кто только дополняет,кто всё говорит) индивидуально.Но как-то это не превратилось в повсеместную практику.

Рулетка: Вот у нас проходит точно так, как Вы описали. Все равно потом каждый подходит отдельно ко священнику.

Николай Михайлович: Ну это уже трудно назвать общей исповедью,так как она по сути становится частной.

Рулетка: Когда предупреждают не повторять прочитанные священником грехи, а только дополнять какие-то свои специфические, типа скалкой мужа побила это уже смахивает на общую. А кому нечего добавить, тот получает "разрешение, отпущение и прощение".

Евгения: Рулетка пишет: Когда предупреждают не повторять прочитанные священником грехи, а только дополнять какие-то свои специфические, типа скалкой мужа побила Но ведь ещё просят не говорить о грехах с подробностями, вроде "побила скалкой", а называть в общем виде. А в общем виде этот грех наверняка уже священник называл... И что же тогда остаётся сказать об этом грехе?

marabu: Евгения пишет: Но ведь ещё просят не говорить о грехах с подробностями, вроде "побила скалкой", а называть в общем виде. А в общем виде этот грех наверняка уже священник называл... И что же тогда остаётся сказать об этом грехе? Это кто как просит. Один мой знакомый (иуж подруги) пришёл на исповедь первый раз, и стал называть грехи "в общем виде", а исповедовал уже другой батюшка, не тот, с которым он предварительно беседовал и который ему сказал про "общий вид". Так другой говорит: "Что ты мне сказал, что согрешил блудом? Ты скажи где, когда, как, с кем и сколько раз".

Let: marabu пишет: Так другой говорит: "Что ты мне сказал, что согрешил блудом? Ты скажи где, когда, как, с кем и сколько Это уже как-то слишком. Словно батюшке жуть как интересны подробности. Неестественно как-то. - ИМХО

Admin: marabu пишет: Что ты мне сказал, что согрешил блудом? Ты скажи где, когда, как, с кем и сколько раз". Думаю, что исповедь у такого священника должна быть первой и последней.

marabu: Admin пишет: Думаю, что исповедь у такого священника должна быть первой и последней. Так оно и вышло. Пять лет после этого человек в храм не ходил вообще. Потом пошёл, но уже не в Питере, а в Устюжне.

Николай Михайлович: Похоже,что кого-то обязательного регламента не существует и всё зависит от батюшки-исповедника.Лично я согласен с нижеприведённым. "Практикуемая в наше время при большом стечении исповедников так называемая "общая исповедь" неправомерна с точки зрения литургического богословия и церковного благочестия, так как лишает кающегося и пастыря личного общения. Поэтому священник должен разъяснять народу, что лучше по возможности приходить на исповедь не всем вместе в одни и те же дни, а небольшими группами в продолжение постов, чтобы каждый мог лично исповедовать свои грехи и получить отпущение. Вообще следует помнить, что общая исповедь - не норма, а допущение. Поэтому, даже если при большом стечении кающихся священник. проводит общую исповедь, он должен перед чтением разрешительной молитвы дать возможность каждому исповеднику высказать наиболее отягощающие его душу и совесть прегрешения. Лишая прихожанина даже такой краткой личной исповеди под предлогом нехватки времени, священник нарушает свой пастырский долг и унижает достоинство этого великого таинства." Таинства и обряды Православной Церкви сайт Литургия.ру

Николай Михайлович: Возможно со временем "наработается" "культура исповеди",а пока имеем то,что имеем.

Владимир: Лет 10 - 15 назад помню, священник зачитывал список грехов перед собравшимися на исповеди, но все-равно, каждый подходил к священнику отдельно и что-то еще добалял. Многие, да и я иногда пишут свои грехи на листочке, дабы не забыть, и затем их зачитывают перед священником. В последние годы я в своем храме такой практики не наблюдаю. Священников достаточно много, чтобы и вести службу и исповедь. Бывают конечно дни, когда исповедует и служит литургию один священник и тогда литургия задерживатеся на час, или даже более - это среди недели, когда народа в храме не так много. По праздничным и выходным дням обычно службу возглавляет епископ Марк и несколько священников с дьяконом. К тому же в нашем храме в празничные и выходные дни обычно бывает ранняя и поздняя литургии.

Рулетка: marabu пишет: "Что ты мне сказал, что согрешил блудом? Ты скажи где, когда, как, с кем и сколько раз". У меня были подобные вопросы на первой исповеди, и именно по блудному поводу. По всем остальным грехам священник лишь тяжко вздыхал. Но хочу вам сказать, после этих подробных вопросов, которые из-за гордости и стыда крайне неприятны, потом отпадает всякое желание даже в мыслях представить подобный грех. Владимир пишет: Многие, да и я иногда пишут свои грехи на листочке, дабы не забыть, и затем их зачитывают перед священником. В последние годы я в своем храме такой практики не наблюдаю. Если я буду исповедаться по памяти, то половину забуду сказать и не пойду на причастие. Не с моими мозгами по памяти каяться.

Николай Михайлович: Let пишет: Это уже как-то слишком. Словно батюшке жуть как интересны подробности. Неестественно как-то. - ИМХО На первый взгляд,так оно.Но может были какие-то причины,возможно батюшка просто хотел понять степень раскаяния.В таких случаях многое зависит от конкретных обстоятельств.Хотя,конечно,не исключены другие варианты. Рулетка пишет: Не с моими мозгами по памяти каяться. Тут дело не в мозгах,а в обстановке.К тому же всё-таки испытываешь волнение и запросто может из памяти вылететь часть того,что хотел сказать.Поэтому листочек мне очень помогает.Я уже и забывать начал,как это-без списка...

Admin: Знаете, стыдливость, степень раскаяния и прочее - это уже отношения чада и духовного отца. Исповедуя незнакомого человека, надо быть максимально корректным, чтобы не обидеть и не оттолкнуть его. Простите, опять вмешался!

Николай Михайлович: Admin пишет: Знаете, стыдливость, степень раскаяния и прочее - это уже отношения чада и духовного отца. Исповедуя незнакомого человека, надо быть максимально корректным, чтобы не обидеть и не оттолкнуть его. Простите, опять вмешался! Правильно,что вмешиваетесь.Действительно, разговор во время исповеди на деликатные темы должен быть одним,когда исповедник и исповедуемый им человек определенное время являютя клирикои и соответственно прихожанином одного храма (когда батюшка имеет представление о духовном состоянии человека), и совсем другим когда незнакомый человек первый раз в жизни делает попытку исповеди перед незнакомым священником.

Николай Михайлович: К сожалению, бывают такие случаи.Первый негативный опыт сказывается у некоторых на всю оставшуюся жизнь.

marabu: Николай Михайлович пишет: К сожалению, бывают такие случаи.Первый негативный опыт сказывается у некоторых на всю оставшуюся жизнь. Вот я однажды так нарвалась... Если бы к тому времени не была достаточно воцерковлена (больше 6-ти лет постоянно ходила в храм и проч.), а была бы новоначальной, или просто впервые в храм пришла, то никогда-никогда-никогда больше я бы не стала ходить ни в один православный храм! Слава Богу, что это была я, а не какая-нибудь неофитка!



полная версия страницы